Консультация для воспитателей «Игра нас научит, игра нас подружит. Формирование чувства взаимопомощи у детей дошкольного возраста через подвижные игры

23.04.2019


Формирование чувства взаимопомощи у детей дошкольного возраста через подвижные игры.

Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102
Ивановой Галины Дмитриевны
г.Братска Иркутской области

Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, цели, совместные действия в подвижной игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, нравственной активности. В воспитательном потенциале подвижных игр на первый план выдвигаются нравственно-волевые качества – смелость, решительность и т.д.
Необходимость же формирования у детей взаимопомощи очевидна: ребенку будущем предстоит устанавливать с людьми взаимоотношения, основанные на общечеловеческих ценностях.
Формированию взаимопомощи способствуют следующие особенности подвижных игр: объедение детей в игровой коллектив, наличие нравственно ценного сюжета, правил, ролей, разнообразных по сложности двигательных действий, достижение личного и коллективного успеха в игре.
Наиболее сензитивным периодом для воспитания у детей умения оказывать помощь и принимать ее является пятилетний возраст. К пяти годам дети уже овладели некоторыми подвижными играми, у них развился интерес к совместным играм, начинает формироваться умение действовать сообща для достижения общего успеха в игре, развивается способность сочувствовать и сопереживать, появляется желание помогать сверстникам в случае их неудач. Чувства и представления становятся более осознанными в этом возрасте, поступки – нравственно мотивированными. Чаще наблюдается взаимосвязь между чувствами, представлениями и поведением.
Подвижные игры, способствующие формированию чувства взаимопомощи, условно, можно разделить на пять типов:
1. игры-упражнения с поочередным выполнением действий, позволяющие ребенку оказывать помощь сверстнику в освоении им двигательных действий (подсказывать, советовать, учить);
2. сюжетные подвижные игры с ролями, включающие действия помощи другим участникам игры;
3. сюжетные подвижные игры с ролями ловца и убегающих, предоставляющие возможность создания вариантов, включающих действия помощи пойманным;
4. игры, предоставляющие возможность оказания помощи сверстнику в выполнении игровых действий для достижения им личного успеха в игре;
5. игры, в которых от действий взаимной помощи партнеров по игре зависит достижение общего успеха.
Игры первого типа представляют собой индивидуальные игры-упражнения («Сбей кеглю», «Прыгни дальше» и т.п.). в них ребенок действует независимо от товарищей и добивается игрового результата, не сталкиваясь с необходимостью установления тесных связей с партнерами. Он должен следить только за своими действиями и изменять их по определенному сигналу. Очередность выполнения действий в играх этого типа позволяет научить детей замечать необходимость оказания помощи сверстнику и проявлять помощь в разных формах – подсказать, советовать, учить.
Второй тип подвижных игр представлен преимущественно народными сюжетными подвижн

Предпросмотр страницы №1

Консультация для родителей на тему:

Формирование чувства взаимопомощи у детей дошкольного возраста через подвижные игры.

Воспитателя МБДОУ ДСКВ №102

Ивановой Галины Дмитриевны

г.Братска Иркутской области

Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, цели, совместные действия в подвижной игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, нравственной активности. В воспитательном потенциале подвижных игр на первый план выдвигаются нравственно-волевые качества – смелость, решительность и т.д.

Необходимость же формирования у детей взаимопомощи очевидна: ребенку будущем предстоит устанавливать с людьми взаимоотношения, основанные на общечеловеческих ценностях.

Формированию взаимопомощи способствуют следующие особенности подвижных игр: объедение детей в игровой коллектив, наличие нравственно ценного сюжета, правил, ролей, разнообразных по сложности двигательных действий, достижение личного и коллективного успеха в игре.

Наиболее сензитивным периодом для воспитания у детей умения оказывать помощь и принимать ее является пятилетний возраст. К пяти годам дети уже овладели некоторыми подвижными играми, у них развился интерес к совместным играм, начинает формироваться умение действовать сообща для достижения общего успеха в игре, развивается способность сочувствовать и сопереживать, появляется желание помогать сверстникам в случае их неудач. Чувства и представления становятся более осознанными в этом возрасте, поступки – нравственно мотивированными. Чаще наблюдается взаимосвязь между чувствами, представлениями и поведением.

Подвижные игры, способствующие формированию чувства взаимопомощи, условно, можно разделить на пять типов:

1. игры-упражнения с поочередным выполнением действий, позволяющие ребенку оказывать помощь сверстнику в освоении им двигательных действий (подсказывать, советовать, учить);

2. сюжетные подвижные игры с ролями, включающие действия помощи другим участникам игры;

3. сюжетные подвижные игры с ролями ловца и убегающих, предоставляющие возможность создания вариантов, включающих действия помощи пойманным;

4. игры, предоставляющие возможность оказания помощи сверстнику в выполнении игровых действий для достижения им личного успеха в игре;

5. игры, в которых от действий взаимной помощи партнеров по игре зависит достижение общего успеха.

Игры первого типа представляют собой индивидуальные игры-упражнения («Сбей кеглю», «Прыгни дальше» и т.п.). в них ребенок действует независимо от товарищей и добивается игрового результата, не сталкиваясь с необходимостью установления тесных связей с партнерами. Он должен следить только за своими действиями и изменять их по определенному сигналу. Очередность выполнения действий в играх этого типа позволяет научить детей замечать необходимость оказания помощи сверстнику и проявлять помощь в разных формах – подсказать, советовать, учить.

Вконтакте

Картотека игр на развитие:

Навыков общения, культуры, сплочённости группы, на стимуляцию взаимопомощи и заботу о других.

Возраст 5-6 лет.

Цель:

Развитие навыков общения, сближения детей друг с другом и воспитателем.

Задачи:

Способствовать созданию спокойной, доверительной обстановки в группе.

Обеспечить развитие социальной уверенности у дошкольников. Повысить

самооценку детей, их уверенность в себе.

- Выражать поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.

Развивать умение чувствовать и понимать другого.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Волшебные очки

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».

Ход игры

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

Добрые волшебники

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: “В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?”

Многие дошкольники охотно берут на себя роли “заколдованных”. Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: “А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?”

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Зеркало

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит, как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого каждый ребёнок выступает перед остальными (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону) а детки за ним повторяют упражнения и пытаются как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале.

Эхо

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки.

После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-» или «Тр-р-р-п» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали.

Волны

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду... «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

Ход игры

После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

Утка с утятами

В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый - воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую большую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.

Салочки-выручалочки

В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры (большую площадку - 30-40 шагов в длину и в ширину) и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, значит он не хочет играть и выбывает из игры. После этого можно приступить к объяснению игры: «Я буду «салочкой», а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться, бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча. Как только до него дотронулись, он может снова бегать».

Игра начинается со слов, которые взрослый произносит вместе с детьми:

«Салочка» нас не догонит,

«Салочке» нас не поймать,

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

С последними словами дети разбегаются в разных направлениях, а водящий начинает ловить их.

После первой игры роль «салочки» можно поручить кому-нибудь из детей. Важно, чтобы дети замечали, кто их «спас» и кому они сами смогли помочь. После игры можно спросить их об этом и отметить, кто из детей чаще всего помогал другим.

Подвижная игра «Паутинка»

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку.

Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее

Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться

На чем-то, переживаем, тревожимся.

Надо научиться помогать себе.

«Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше

описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать,

быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

«Помоги слепому»

Для этой игры требуется пара участников. Один из них играет роль «слепого», другой – «поводыря». У первого завязаны глаза, и он должен двигаться по комнате, по собственной инициативе выбирая направление движения. Задача другого участника сделать так, чтобы «слепой» не столкнулся с предметами комнаты.


На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что взрослый сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на четвертом этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры пятого этапа не только требуют от детей сопереживания другому, но и дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д.

Бабушки и дедушки

Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по «улице». «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от «машин», провести через опасную дорогу, показать «доктору» (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Живые куклы

Взрослый разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, бегать просить о чем-либо и пр. Давайте представим, что один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом взрослый предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, они могут продолжить играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Шляпа волшебника

Заблудившийся ребенок

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа взрослый организует сюжетно-ролевую игру: напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать, помогает построить дом из воображаемых веток и камней, сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т. д. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать проблемных – агрессивных или, наоборот, замкнутых – детей.

День помощника

Взрослый собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером он вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

Как мы уже подчеркивали, на данном этапе необходимо создавать ситуации, в которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Можно попросить их помочь воспитателю младшей группы одеть малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы. Если дети хорошо справятся с подобными заданиями, попросите их заменить воспитателя младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть, собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться спать.

Такая забота о других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него порождают чувство причастности к другому и способствуют развитию сопереживания и сорадования.

Первая игра называется «Цепи кованые» - дети очень любят ее. Правила заключаются в следующем: все дети делятся на две команды, причем так, чтобы команды б

Дети каждой команды выстраиваются в ряд и крепко берутся за руки. Команды становятся одна напротив другой на расстоянии десяти метров. Одна команда выкрикивает: «Цепи!». Вторая отвечает: «Кованые!». Первая следом: «Раскуйте нас!». Вторая продолжает: «Кем?».

Затем первая команда называет имя ребенка, который должен постараться разорвать цепь. Ребенок разбегается и старается разомкнуть руки детей из противоположного ряда. Если у него получается, он может забрать в свою команду любого из двух детей, руки которых он «расковал». Если же у него не получается, он сам остается в противоположной команде. Эта игра учит детей помогать друг другу, когда сильный держит слабого, ради победы команды.

Следующая игра также развивает командный дух и учит взаимопомощи, а корме того, еще и развивает координацию движений и силу. Детей делят на команды так, чтобы в каждой было четное количество детей. Далее они делятся на пары, становятся плечом к плечу, и ведущий связывает их парами: нога к ноге, рука к руке. Получается, что у каждой пары детей есть «три ноги» и «три руки».

Пары каждой команды становятся в очередь, а ведущий устанавливает на одинаковом расстоянии от каждой команды ориентиры, например, стулья. Связанные пары должны обежать ориентир и встать в конец очереди. Побеждает та команда, последняя пара которой первой вернется на место. Эта игра учит детей помогать друг другу, синхронизировать движения, подстраиваться друг под друга. В нее часто играют в детских лагерях, на конкурсах и веселых стартах.

Есть и еще одна замечательная игра, которую особенно любят детки дошкольного и младшего школьного возраста. Она называется «Хвостики». Детей делят на команды с равным количеством участников и каждой команде выдают «хвостики» для каждого ребенка – длинные разноцветные ленточки, причем у каждой команды должен быть свой цвет. Хвостики можно слегка обвязать вокруг талии или закрепить под резинками юбочек и штанишек.

Когда ведущий дает команду, дети начинают бегать и пытаться оторвать хвостики у детей из других команд. Дети должны не только хватать чужие хвостики, но и защищать свои, а также хвостики других участников своей команды. Побеждает та команда, которая за определенное время наберет больше хвостиков или та, в которой остался последний «хвостатый» ребенок. Эту игру можно проводить в детском саду или на пришкольном участке - она приносит детям много радости и отлично объединяет их.

Под игрой имеется описание, инструкции и правила, а также тематические ссылки на похожие материалы - рекомендуем ознакомиться.

Как играть - правила и описание

Кейку и Мила попали в ну очень затруднительное положение. Они летели в самолёте, который потерпел крушение в водах атлантического океана, и теперь они оказались на пустынном тропическом острове. Теперь им нужно выбраться из этого места, к счастью, герои оказались боевыми и очень способными, а главное, понимающими, что в подобных случаях без взаимовыручки не обойтись!

Это игра для двоих игроков. Персонажи обладают разными способностями и должны помогать друг другу в преодолении различных головоломок и препятствий.

Кейку управляется клавишами WASD. Клавиша W отвечает за прыжок, клавиша S за удар каменным топором, A и D для передвижения.

Мила управляется стрелочками. Стрелочка вверх отвечает за прыжок, стрелочка вниз за удар факелом, вправо и влево для передвижения.

Можно скачать игру ВЗАИМОВЫРУЧКА на свой компьютер, она не займет много места, но подумайте, имеет ли смысл это делать, ведь здесь она всегда доступна, Вам достаточно лишь открыть эту страницу.

Сделайте перерыв и сыграйте в онлайн игры , которые развивают логику и воображение, позволяют приятно отдохнуть. Расслабьтесь и отвлекитесь от дел!