Кошки в славянской мифологии. Кошки в мифологии

15.05.2019

Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много веков будоражат умы человечества. Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества, покровительствующие людям. В других кошек причисляли к существам демоническим, но не менее могущественным. Ни одно животное не умеет так неожиданно и бесшумно появляться, словно из ниоткуда, ни одно животное не обладает такою живучестью и умением приспосабливаться к любым условиям, оставаясь неизменно гордым и прекрасным существом.

Множество легенд и поверий связано с этими удивительными существами. В Древнем Египте существовала красивая легенда о том, что бог солнца перевоплотился в кота для того, чтобы победить коварного змея Апопа, являющегося предводителем демонов. Кошка же, представленная в древнеегипетской мифологии , являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца от любых невзгод и немилости богов. В её честь возводились храмы, до сих пор потрясающие посетителей своей красотой и богатством отделки. В этих храмах жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. В каждом доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же кошка умирала, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо. Хоронили кошек в специально для них построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление.

Богиня Бастет изображалась как изящная женщина с головой кошки. До сих пор одним из самых красивых комплиментов женщине является сравнение с кошкой, ведь кошка часто вызывает восхищение у людей своей любовью к чистоте, материнскими инстинктами, красотой и грацией.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение — к концу 15 — началу 14 в. в. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов — эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство, могли караться смертью.
Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты — великий кот, мститель богов»).


В скандинавской мифологии богиня магии Фрейя ездила в роскошной колеснице, запряженной парой серых кошек.

В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. В той же Японии кошек считали вампирами, выпивающими душу спящего человека.

Самая известная японская легенда о кошках связана с религией буддизма.
Давным-давно существовал старый буддийский храм. В нем почти никогда не было посетителей и он был практически заброшен. Однажды в нем поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на порог и поднимала переднюю лапу, как будто приглашая зайти внутрь. Узнав о таком необычном явлении, множество людей отправились посмотреть на этот храм, и он снова стал богатым и процветающим. С тех пор считается, что статуи кошек с поднятой передней лапой приносят удачу. И по сей день их можно увидеть установленными возле храмов и жилых помещений.


В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и пре-жде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135).

Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).


Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас - богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, - вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это - сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых "фавориток". Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.


Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота - все, что у него было. Корабль потерпел крушение - и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом - мэром Лондона.


В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов - это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.


Кельтский гороскоп животных - это календарь, где каждому времени соответствует образ какого-либо животного. Таким образом, оно является тотемом тех, кто рожден в этот период, своего рода духом покровителем. Образ этого животного накладывает отпечаток на характер, наделяет определенными чертами и энергетикой.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Сравни пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-Баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.

- -

Кот-Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить». В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

-
-

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

-
-


Тотем Кот
Его способность всегда падать на лапы — делает владельцев этого тотема
удачными людьми с хорошо развитым вестибулярным аппаратом
.

Он наделяет людей умением делать хорошо те вещи, которые надо сделать "украдкой", дает возможность подкрадываться незаметно, а также дает такие качества как: любопытство, желание, независимость, мягкость, ласку. Помимо "приятных" качеств, тотем кота может наделить своего владельца силой "наемного убийцы" — кот крысолов — ниндзя. Мистическое свойство котов — обладание девятью жизнями — делает владельца такого тотема "более" живучим.
У американских индейцев дикий кот — знак воровства, поэтому его любили призывать те, кто занимался таким ремеслом. У многих племен тотем кота являлся хтонической силой: будучи ночным животным, он обладал злыми
силами и способностью к трансформации. Тем, кому чужда эта тотемная группа, могут смело считать, что встреча с незнакомым котом — не к добру. Многие шаманы насылали на врагов черных котов, чтобы назвать неудачу или болезнь. Из магических свойств стоит отметить умение наводить порчу, видеть невидимое, возможность вызывать дождь, врачевать.
Традиционная добыча кошки — мышь, мелкие грызуны, однако этим ее рацион не ограничивается. Не менее успешно кошки ловят птиц и кроликов.
Традиционный враг кошки — собака, хотя в действительности список ее недругов гораздо обширнее. И все же каждый, кто связан с кошкой как с тотемным животным, должен в первую очередь изучить мышей и собак. Это
поможет лучше понять магию кошки и характерный для нее баланс энергий.
Пример тотемического влияния в мифологии: в греко-римской культуре кот — спутник лунной Дианы. Богиня свободы держит кота у своих ног. У скандинавов кот — атрибут Фрейи, в ее повозку были запряжены коты. В
буддизме кот символизирует силу трансформации и мирный отдых.

Не менее интересна и русская старинная мифология, связанная с кошками. У славян есть легенда о подземной кошке с огненными ушами, которая клады охраняет и отпугивает волков. Эта легенда особо известна у уральских золотоискателей. А уж сколько преданий, обычаев и поверий существует у русского народа о кошках. Некоторые из них и по сей день не только известны, но и играют большую роль в жизни людей суеверных, живущих по приметам. Кошка и погоду предсказать может, и дом от нечистой силы защищает, и приход гостей напророчит, и злого человека от доброго отличит безошибочно. И в самом деле, многие приметы сбываются. Особенно если в них верить безоговорочно.

Пословицы и приметы:

Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
- Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
- Кошка умывается - к гостям или перемене погоды.
- Лежит кошка брюхом вверх - к теплу, прячет голову - к холоду, распушает хвост - к метели.
- Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
- Язык блудлив, что кошка
- Сболтнул бы коток, да язык короток

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки - самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.

Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-Баюн (рассказчик) - частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретиться с ними - плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки - зима. Цвета - черный, белый

Кошка, кот — домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с собакой.


Кошка оценивается неоднозначно: и как чистое животное, и как нечистое. Говорят: «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот» . По болгарским поверьям, Кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; Кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Поверья объясняют происхождение Кошки как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери. В легенде о всемирном потопе Кошка спасает Ноев ковчег: затыкает хвостом дыру, которую прогрызла мышь, сотворенная дьяволом.
Убивать Кошку запрещено, иначе ни в чем не будет удачи. Считается, что если человек будет спать с Кошкой, у него помутится рассудок. Опасно везти Кошку лошадьми, потому что лошадь от этого сохнет. Кошку запрещено впускать в церковь. Кошке и собаке нельзя давать есть пищу, освященную в церкви. Однако у поляков на Пасху им иногда специально давали освященного хлеба с маслом. Этот обычай объясняется народным представлением, что люди имеют хлеб благодаря Кошку и собаке: согласно распространенной легенде о хлебном колосе, за непочтительное отношение к хлебу люди ныне пользуются хлебом, который Бог оставил только на долю Кошек и собак. Плохая примета, если Кошка (любая, не только черная) перебежит дорогу или встретится в пути. Охотнику и рыбаку встреча с Кошкой сулила неудачу в лове. В связи с этим старались не упоминать Кошку во время охоты или называли ее иначе (например, запёченкой).


В облике черной Кошки часто представляют нечистую силу. В то же время Кошка, как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В образе Кошки может появляться черт. В кошачьем облике представляют души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи или умер не своей смертью. В виде Кошки показывается смерть маленьким детям. В черной Кошке видели также воплощение болезней: холеры и «коровьей смерти».
Русские верят, что черные Кошка и собака оберегают дом от попадания молнии, однако считают и опасным присутствие их в доме во время грозы. Это объясняется поверьем, что во время грозы Бог старается поразить черта молнией, а черт прячется от Бога, обращаясь в Кошку, собаку или другое животное. У украинцев известен рассказ о том, как лесник во время грозы увидел черную Кошку, которую не брал гром, и застрелил ее освященной оловянной пуговицей. После этого ему во сне явился св. Георгий и сказал, что он убил сатану, который семь лет дразнил святого.

Кошке присущи черты домашнего покровителя. Присутствие ее в доме благоприятно сказывается на хозяйстве и скоте.
Верят, что счастье в дом приносит краденая Кошка. А в несчастливом доме Кошки не водятся. При переезде в новый дом хозяева часто пускают в него сначала Кошку, а лишь потом вселяются сами. Входя вслед за ней, хозяин идет в угол, который должен облюбовать себе домовой. Принесенную в новый дом Кошку сажают на печь рядом с дымоходом, т.е. туда, где по распространенным поверьям, обитает домовой. Нередки рассказы и о домовом, который обращается в Кошку.

Кошку используют в народной магии и медицине. Верят, например, что у черной Кошки или кота имеется чудодейственная кость. Если добыть ее, она сможет сделать человека невидимым или наделит его способностью все знать. Тот, кто в полночь на перекрестке дорог наколет такой костью себе палец и подпишется кровью, получит себе в услужение черта-домового, который будет приносить в дом краденые деньги, зерно, молоко от чужих коров и т.д. В некоторых русских губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скотину в хлеву вместе с живой Кошкой. Чтобы уберечься от холеры, проводили вокруг села борозду маленьким плугом, в который запрягали Кошку, собаку и петуха, непременно черных. Опухшее вымя коровы лечили, царапая по нему когтями домашней Кошки. Ребенка, больного чахоткой, купали в купели вместе с черной Кошкой, чтобы болезнь перешла на Кошку. От насморка следовало нюхать дым обжигаемого кошачьего хвоста. Белую кошачью шерсть использовали как средство от ожога.

По народным представлениям, кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому образ кота, как и зайца, часто встречается в колыбельных песнях. Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок крепко спал. Представление о родстве Кошки и зайца отмечено у сербов, считающих, что заяц произошел от Кошки.
В народной культуре Кошка выступает символическим аналогом медведя, а собака — волка. В восточнославянских сказках, в русских и лужицких быличках нечистая сила, напуганная медведем (черт, кикимора, водяной и т.п.), называет его «кошкой». У русских крестьян известен способ вызывать с помощью Кошки лесного духа — «боровика», имеющего медвежий облик.

Современное человечество не только не забыло древних легенд и поверий, но продолжает наделять кошку всевозможными интересными свойствами. Кошка изучается учёными в разных ракурсах. Сколько открытий сделано в последние годы! Сколько открытий ещё предстоит сделать! Каждый владелец кошки подтвердит, что это неземное существо способно и настроение поднять, и подлечить своего друга человека на ментальном уровне, и от опасности предостеречь.
Вот такие они, мифические кошки, живущие рядом с нами. Одно известно точно - если кошку любить и уважать, то и человеку от неё только добро будет. А вот тому, кто обидит это гордое существо просто так, незаслуженно, обязательно отольются кошкины слёзки. Любите своих питомцев, и всегда помните - вы в ответе за тех, кого приручили!


Кошки – загадочные существа, обладающие мистической силой. За долгие годы совместного существования, людям так и не удалось разгадать секрет их способностей. Магия кошек черпает свои силы в мире духов, при этом является совершено безопасной для людей.

В культурах многих народов можно встретить упоминания о сверхъестественных силах кошек. Эти животные ассоциируются с проявлениями потустороннего мира и колдовства. Считается, что кот, защищает дом от темных сил, негативной энергии и злобных существ.

Кошки загадочные существа. Иногда может показаться, что не человек является хозяином мурлыкающего создания, а совсем наоборот. Они постепенно приручают своего человека: наносят на его кожу метки, пропитывают вещи уникальным ароматом и не стесняются применять умения питомца в личных целях. При этом кошки берут над своими людьми опеку и защищают от невидимых обидчиков.

В древности кошка пользовалась уважением во многих странах. Наибольшего почтения ей удалось добиться в Древнем Египте. Там она почиталась как священное животное. Многие представители пантеона богов Египта, такие как Баст, Бубастиса, Изида, Сехмет, Тифнут имели кошачьи воплощения. Даже главный бог пантеона повелитель Солнца Ра, в кошачьем обличье победил ужасного змея.

В русской литературе, одним из известнейших персонажей является ученый кот Пушкина. Всезнающее животное обитает в ветвях могучего дуба – являющегося символом мудрости и Древом Мировой Жизни. Путь, который и днем и ночью проходит кот – является дорогой познания и самосовершенствования.

Магические способности котов породили множество легенд и суеверий, связанных с этими животными, не угасающие и в наше время. Наряду с традиционными приметами о невезении и ведьмах, появляются новые — экзотические.

Так, популярность набирает версия, что кошки являются соглядатаями инопланетной расы, заброшенными на землю для слежки за людьми. Экстрасенсорные способности помогают им в выполнении миссии.

Согласно новомодной версии, кошки являются существами более высокой ступени духовного развития, чем человек. Их целью не является налаживание контакта с цивилизацией людей. Они просто занимаются сбором информации. Именно фактом внеземного происхождения объясняются странности пушистых хищников. Ночью, они часто собираются на крыше крупными группами, и часами могут сидеть, соблюдая полную тишину.

Связь между кошкой и человеком

Люди всегда с настороженностью относились к котам. Животного одновременно почитали и боялись. Часто, суеверный страх брал верх над разумом. Котов уличали в связи с нечистой силой. В Средние века на них устраивали облавы и убивали тысячами. Святая инквизиция подливала масла в огонь, распространяя веру в то, что колдуны и ведьмы способны обращаться котами.

С точки зрения человека, кошка является удивительным животным. Особый интерес вызывают ее глаза. Древние люди умели безошибочно определять время, лишь заглянув к кошачий зрачок. После изобретения фотоаппарата, кошачьим глазам нашлось еще одно применение. Фотографы использовали их как экспонометры и всюду носили своих питомцев вместе с собой.

Многим известна примета, когда первой в дом должна входить кошка. В настоящее время, большинство людей считает, что это связано со способностью животного видеть и собирать негативную энергию. На самом деле, традиция появилась из-за умения котов общаться с потусторонними сущностями в особенности с домовым. Считалось, что пушистый помощник сможет наладить с ним контакт и тем самым обезопасит новых обитателей жилища.

Коты обладают положительной энергией. Вся территория обитания животного и ее жители подвержены влиянию этой силы. Если питомец трется о ногу, он не просто голодный или добивается внимания. Также он передает часть своих сил. Не следует обижать кота в такой момент, в другой раз он не проявит такой благосклонности.

Для того чтобы изгнать нечистую силу, котам требуется время. Если животное подолгу находится в одном месте, при этом чем-то озабочено – значит, там творится неладное. Заметив такую активность, следует провести ритуал очищения места и прочитать молитву.

Кошка, присутствующая в доме, оберегает хозяев от сглаза и порчи. В тяжелые моменты жизни, можно взять питомца на руки и воспользоваться его подпиткой. Для этого необходимо левой рукой расчесать загривок животного. Также подобная процедура снимает напряжение, стресс и улучшает самочувствие.

Магические умения котов находят применение во многих ритуалах. Животное является незаменимым ассистентом при ворожбе, являя собой кладезь магической силы и вдохновения. Практикующие маги знают, что не все кошачьи обладают одинаковой силой. Их умения различаются в зависимости от окраса.

Коты черного цвета, обладают наибольшим запасом энергии. Благодаря факту частого использования их силы колдунами, это животное стало ассоциироваться с колдовскими ритуалами. Но, несмотря на подпорченную репутацию, именно животное черного цвета способно наилучшим образом оберегать помещение, а также даровать своему обладателю мудрость и интуицию.

Коты рыжего окраса наполнены энергией солнца и олицетворяют мужскую силу. Такое животное, находясь в доме, привлекает богатство и оберегает покой.

Серым котам присуща сдержанность и молчаливость. Они являются неразрывными спутниками богини Фрейи. Эти животные являются обладателями черт подходящих для семейной пары: преданности, верности и любви. Молодоженам принято преподносить животное именно этого цвета.

Белые кошки являются прирожденными целителями, черпая свои силы у луны. Они наделяют людей красотой, забирают усталость и раздражение, очищают дом от негатива и врачуют болезни.

В зависимости от расцветки различаются и свойства кошек:

— трехцветные кошки – являются обладателями большого магического потенциала, который можно применять в колдовстве. Они являются символом трехликой богини, несут счастье и удачу, защищают дом от злых сил;
— самые добрые — мурлыки, окрашенные в два цвета. Это надежные союзники и непревзойденные истребители грызунов. Своим владельцам они даруют мудрость и наделяют умением трезво смотреть на вещи;
— черепаховый окрас характерен только для женских особей. Эти кошки отлично уживаются с детьми, могут развить у обладателя дар к предвидению, способны исцелять заболевания;
— самый почитаемый цвет у аристократов – золотистый. Такие животные очень игривы и обладают превосходным характером. Они способны наделять свою хозяйку кошачьей грацией и изяществом.

Египет. История египетских кошек начинается еще во втором тысячелетии до нашей эры: именно этим временем датируется древнейшее изображение домашних кошек, которое было найдено. Причина же, по которой эти уникальные животные заняли такое важное место в истории Египта, проста: это государство испокон веков было аграрным, и именно кошки могли спасти его урожаи от грызунов.

Впрочем, кошки в истории Египта были не только "надзирателями" за зерном, но и охотниками: их специально дрессировали для того, чтобы они могли охотиться на пернатую дичь, а кроме того, эти животные успешно охотились на мелких грызунов, кротов, а иногда даже зайцев.

Но в целом кошек считали "добрыми гениями" любого египетского жилища и истинными хранителями очага, а когда кошка умирала естественной смертью, в доме объявлялся траур, и все его обитатели срезали себе волосы и брови. Хоронили же кошек только на специальных кладбищах и с особыми почестями - мумии этих животных были найдены также в некоторых гробницах фараонов.

Поклонение египтян кошкам. При этом египтяне за всю свою историю не просто эксплуатировали кошек, но и поклонялись им. В Нижнем Египте было найдено древнейшее место захоронения кошек - Бабустис, где был широко распространен культ этих животных. В его центре - египетская богиня Баст (Бастет), которая изображалась с кошачьей головой. Также с культом кошек в Египте связана не только Баст - богиня, символизирующая любовь, счастье и деторождение, но и сам великий бог солнца Ра, которого часто запечатлевали в образе рыжего кота.

При этом кошки в Египте никогда не жили, где придется. Для них был создан особый храм (в его центре - опять-таки богиня кошек в Египте), а уход за этими животными считался одной из самых почетных служб в государстве, поэтому присматривать за кошками чаще всего могли только жрецы, причем эта великая миссия с гордостью передавалась от отца к сыну.

Впрочем, поклонение египтян кошкам не всегда приносило им только радость. В 525 году до нашей эры на любви Египта к этим животным коварно сыграл Камбиз - персидский царь, который завоевал страну именно при помощи кошек. Он просто приказал раздать каждому воину по одной кошке, которых привязали к щитам, и в итоге египтяне сдались фактически без боя, потому что не могли сражаться с врагом, на щите которого извивалась несчастная кошка. В самом же Египте кошек охраняли на уровне закона, а их значение было настолько велико, что за преднамеренное убийство животного виновник подвергался смертной казни, а за непреднамеренное - огромным штрафам.

Древний Рим. Считается, что римляне узнали о кошках от египтян, однако кошки оставались в Древнем Риме довольно редкими домашними животными и ценились прежде всего как ловцы мышей. Впоследствии римляне распространили кошек по всей Европе. Но возможно, что ещё до появления Римской Империи, кошки уже были известны в Европе. Существуют некоторые свидетельства того, что на Британских островах кошки существовали ещё в конце железного века, возможно что они были доставлены туда на кораблях древних мореходов.

Средние века. У викингов кошка была священным животным и олицетворением богини любви и плодородия Фрейи. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона Фрейя путешествует на колеснице, запряжённой двумя котами.

В средневековой Европе отношение к кошкам было разным. В католических странах Европы кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы. В Англии кошек считали спутницами королевы фей Маб. Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен. Уничтожение кошек в Средние века косвенно стало причиной эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов-переносчиков чумы стало почти некому.

Кошки из старой доброй Англии

. В девятнадцатом веке, когда в Англии наступила Викторианская эпоха, интерес к породистым кошкам резко возрос. В то же время в Британию стали завозить котов с Ближнего Востока – в том числе из Персии. В итоге питомцы старой доброй Англии добавили к своим преимуществам плотную шелковую шкурку персидских кошек. Закрепление названия породы произошло в 1871 году, именно тогда британские короткошерстные предстали как официальная порода на первой выставке кошек во Дворце.


Лондон, 1871 г., выставка кошек в Crystal Palace

По пришествию золотого века, сменившегося эпохой дендизма, популярность у англичан получили новые породы кошек. Так что интерес к классическим британцам вернулся нескоро – лишь после Второй мировой войны. Это произошло на волне послевоенного патриотизма, когда британские заводчики призвали к более тщательной селекции этой островной аборигенной породы. К тому времени их место на улицах начали сменять самые обыкновенные дворовые кошки. Современные стандарты породы были утверждены в 1980 году, после многочисленных споров между американскими и британскими ассоциациями. Различия существуют и по сей день: например, британцы с острова Мэн не признаются фелинологами США, равно как и кошки окраса color point.

В православных странах Европы отношение к кошкам было практически противоположным. Кошка единственное животное, которое может посещать православный храм (кроме алтарной части).

В славянской мифологии кошка - любимый персонаж народных сказок, пословиц и суеверий. На Руси домашняя кошка стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была также символом мира и благополучия в доме, защищающим дом от нечистой силы. Считалось также, что кошки могли проникать в потусторонний мир и общаться с духами.

В русском фольклоре обширный пласт составляют народные сказки, пословицы и поверья, связанные с кошками и котами. Персонажем таких сказок был, например, кот Баюн.
Владимир Гиляровский рассказывает, что до XX века сохранялся обычай среди купцов соревноваться, чей кот толще и откормленней. В. И. Даль в 1853 году опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», где в разных разделах встречается около 75 пословиц о кошках.

Российские монархи также ценили кошек, в царском дворце всегда жили кошки. У отца Петра I, Алексея Михайловича, был любимый кот, портрет которого изображён на гравюре. А уже Пётр Великий издал указ, согласно которому в каждом хозяйстве следовало «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Самого Петра также часто сатирически изображали в виде кота, о чём свидетельствуют многочисленные сохранившиеся до наших дней лубочные картинки с надписями: «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской».

Азия. В Японию кошки были завезены в VI веке и служили высшей наградой, которую мог дать император своим приближённым. Существует несколько вариантов легенды о кошке, помогающей своей хозяйке или хозяину. Фарфоровая или фаянсовая статуэтка кошки черепахового окраса с поднятой к правому уху лапой - Манэки-нэко, до сих пор считается привлекающей денежную удачу. До сих пор в Японии сохранился древний культ, согласно которому души умерших предков переселяются в пегих кошек. В Сето существует Музей Манеки-нэко. Особенно ценятся в Японии короткохвостые кошки, изображения которых можно увидеть на многочисленных средневековых гравюрах.

В Индии существовала богиня материнства Сашти (иначе Састи), которая изображалась в виде женщины с ребенком на руках и считалась хранительницей домашнего очага. Её ваханой являлась кошка. В Бенгале и Западной Индии существует легенда о черной кошке, которая также ассоциируется с богиней Сашти.

Персидский историк Ат-Табари записал легенду, согласно которой, Творец, создавая Вселенную, создал крыс, но забыл создать кошек. Но ему пришлось исправить это, когда во время Всемирного потопа крысы начали прогрызать отверстие в днище Ноева ковчега. Ной погладил спину льва, лев чихнул, и пара кошек выскочила из его ноздрей. Эта легенда была широко распространена в регионе. Существует персидская пословица, которая гласит: «Лев чихнул, и появилась кошка.». Похожая легенда объясняет также происхождение ванской кошки и ванского окраса у кошек.

Ислам. В исламе существует множество преданий, которые связаны с кошками. Часть из них вошла в сборники хадисов. Согласно одному из них, кошки высоко почитаются в исламе, так как главного мусульманского пророка Мухаммеда кошка его сподвижника Абу Хурайры (его имя дословно переводится как «Отец кошек») спасла от укуса змеи. В исламе достойным похвалы считается поить кошек молоком. Как рассказывает одно из преданий, у пророка Мухаммеда была разноглазая белая кошка. Другое предание повествует о том, что однажды пророк Мухаммед после окончания молитвы обнаружил, что его любимая кошка Мусса (Муэца) уснула на рукаве сложенного рядом халата. Мухаммед предпочёл отрезать кусок от рукава, чтобы не тревожить сон Муccы. В иных случаях, если кошка спала на одежде, Мухаммед выбирал что-либо другое из своего гардероба. Кошки являются единственными животными, которым разрешено входить в мечеть.

Легенды о кошках складывали многие народы Европы, Африки и Азии, только в Америке мифы о них почти не создавались, поскольку усатые-полосатые прибыли туда только ограниченным контингентом вместе с переселенцами и конкистадорами. В этой статье мы познакомим вас с наиболее популярными мифами о кошках.

Легенды о кошках славянские

Наши предки считали кота животным Велеса, бога скота, земледелия и поэзии. Поэтому нам всем известен Кот-Баюн - огромное чудище, что сидит на железном столбе и своими сказками усыпляет богатырей, а потом их ест. Впрочем, Баюна можно было поймать и приручить, тогда его сказки становились лечебными для владельца.

Кроме того, кошки в славянской мифологии всегда были связаны с домовым и овинником, оба хранителя могли превращаться в котов или общаться с ним. А еще оба любили молоко, которым кошки с ними охотно делились, предпочитая мышей.

В сказах Бажова, сохранивших для нас заводские уральские легенды, часто упоминается Земляная кошка. На Урале считалось, что живет этот зверь под землей, а над землей торчат только его рыжие, огненные уши. Где покажутся такие уши - там клад зарыт. А появилось такое поверье, видимо, благодаря сернистым огонькам, вырывающимся из горных пустот.

Легенды о кошках скандинавские

Согласно скандинавским эддам, кошки - спутницы богини Фрейи, второй по старшинству и красоте богини Асгарда. Красавица Фрейя, предводительница валькирий, покровительница фей и эльфов, любила разъезжать по небу в колеснице, запряженной двумя котами. Коты эти походили на рысей - большие, мохнатые и с кисточками на ушах. Видимо, их потомками и стали норвежские лесные кошки - национальное достояние Норвегии.

В Исландии в XIX веке появилась особая легенда о страшном Йольском коте. Это огромный кот, который живет у людоедки, похищающей ленивых детей. Йольский кот орудует во время святок (Йоля), поедая любого, кто не успел обзавестись шерстяной обновкой к этому времени. Легенду придумали родители, чтобы дети активнее им помогали в работе с овцами и их шерстью - основным источником дохода исландцев.

Легенды о кошках кельтские

Кот Ши, что встречается в шотландских и ирландских легендах, - это крупный черный зверь с белым пятном на груди. По-видимому, мифы о нем появились благодаря келласским кошкам - полумифическим гибридам местных лесных котов и домашних кошек, завезенных на римскими легионерами. Кот Ши - не злой и не добрый. Он может воровать души покойников, пока их не похоронили, а может благословить дом, где его покормили молочком в Самайн. По другой версии, Кот Ши - это ведьма-оборотень, она может лишь 8 раз скинуть обличие животного. Если обернется кошкой в 9ый, то примет этот образ навсегда. Наверное, поэтому мы и считаем, что у кошки 9 жизней.

Еще один мифический ирландский кот - Ирусан, король-котов. Ирусан однажды покусился на известного менестреля, но святой Киаран бросил в кота раскаленный прут, убил его и спас поэта.

Валлийские триады сохранили рассказы о Шапалу или Коте Палуге - страшном звере, который своими непомерными когтями наводил ужас на поселения и опустошал посевы. Этого кота родила свинья Хенвен, которая испугавшись его зла, выкинула отпрыска в море. Но Палуг выжил, потому что его подобрали и выходили крестьяне, которых он сожрал, когда вырос. Победить страшного кота смог только сэр Кей - один из рыцарей Круглого стола.

Жила в Уэльсе и богиня Каридвен, богиня перерождения, трансформации и вдохновения. Каридвен служили - они передавали на землю ее приказы.

У англичан, среди которых так много моряков и рыбаков, бытовала легенда о морской кошке. Ей обязательно нужно было кинуть часть улова, чтобы она не разозлилась и не вызвала шторм. Морская кошка - ведьма, которая однажды отправилась на лодке вместе со своим женихом-рыбаком. Один из матросов предложил выкинуть ее за борт, поскольку женщина на корабле не к добру. Ведьма разозлилась, накликала шторм, разметавший все корабли и погубивший всех рыбаков, а потом все же прыгнула в море, но уже сама и в образе кошки.

Легенды о кошках баскские

На севере Испании и на юге Франции баски и народы, живущие по соседству, верят в чудесного кота матагота. Матагот - злобное существо, появляющееся в обличие черного кота. Вообще-то, оно поедает христиан, но если его поймать, то можно обеспечить себе безбедное существование. Следует подманить матагота рыбкой или курицей, схватить и бежать домой, не оборачиваясь. А затем нужно давать ему первый кусок каждого блюда и первый глоток каждого напитка и получать за это по золотой монетке в день. Только не забудьте отпустить матагота, когда станете достаточно богатым, иначе будете умирать долго и мучительно, пока не дадите существу свободу.

Кстати, вероятно, именно матагот явился прототипом знаменитого Кота в сапогах.

Легенды о кошках греческие


Верховный греческий бог Зевс очень любил женщин и не пропускал ни одной юбки. Одной из его избранниц стала царица Алкмена, которая родила богу сына - Геракла. Однако Геракл рождался целых семь дней, потому что Гера заставила богиню-повитуху Люцину задержать роды Алкмены. Ревнивая супруга Зевса хотела, чтобы первым в династии Персея родился кузен Геракла, так трон бы достался не божественному бастарду. Но одна из служанок Алкмены, рыжая Галанфида сказала Люцине, что сын Зевса уже родился несмотря на все ее старания не допустить этого. Богиня повелась и дала разрешиться Алкмене от бремени уже по-настоящему. В отместку разгневанная Гера превратила Галанфиду в кошку и сослала в преисподнюю, чтобы та жила в одиночестве. Но котики милы, и над бывшей служанкой сжалилась Геката, покровительница ведьм, знахарок и перекрестков, так кошка и приобщилась к колдовству. э

Была у греков и еще одна богиня-кошка - Айлурос (Эйлурос), так они называли египетскую Баст, только отождествляли ее с Луной, а, следовательно, считали ночным воплощением Артемиды. В одном из мифов Артемида даже превращается в кошку, чтобы сбежать от титана Тифона. Имя же богини Эйлурос дало название боязни кошек - эйлурофобии.

Легенды о кошках римские

Кошка, которая гуляет сама по себе, у римлян стала спутницей богини свободы - Либертас. Либертас поклонялись вольноотпущенники, бывшие рабы, а потому кошка красовалась и на знамени войск Спартака.

Легенды о кошках египетские

Сегодня доподлинно известно, что кошек приручили не в Египте, а немного восточнее - на территории Плодородного полумесяца (от Месопотамии до Анатолии). Но только в стране пирамид эти милейшие звери обрели столь впечатляющую популярность. Конечно, главным кошачьим божеством в Египте была Баст, покровительница женщин и домашнего очага. Кроме того, Баст отвечала за плодородие и родовспоможение, поскольку кошки всегда славились плодовитостью и развитым материнским инстинктом.

Также у бога Ра был кот, который помогал ему в борьбе с змеем-Апопом, поэтому кошка в Египте была связана с солнцем, а ее глаза, подстраивающиеся под свет, часто служили солнечными часами.

Легенды о кошках еврейские

Евреи - кочевой народ скотоводов, поэтому с кошками они встречались не часто. Но у еврев-сефардов бытовала легенда о том, что Лилит (первая жена Адама) превратилась в кошку-демона Эль-Брушу, которая умерщвляла младенцев, выпивая их кровь.

Легенды о кошках персидские

В Персии (Иран) есть две легенды о происхождении кошек. Первая связана с поговоркой «Лев чихнул, и родилась кошка». Один из персидских историков писал, что Творец, создавая землю, забыл про кошек, но не забыл про мышей. Проблема отсутствия равновесия ярко проявилась в ковчеге Ноя: мыши за время путешествия расплодились и стали угрожать запасам, рассчитанным на всех. Тогда Ной попросил льва чихнуть, тот подчинился и вычихнул кошку. Запасы были спасены.

Другой персидский миф о кошках - более древний. Однажды богатырь Рустам, герой эпоса Шахнаме, спас мага от бандитов. Маг в благодарность пригласил богатыря в свой шатер и спросил, что ему подарить. Рустам был скромен и сказал, что у него все уже есть: тепло костра, приятный запах дыма и звездное небо над головой. Тогда маг смешал дым, огонь и звезды и вручил Рустаму теплого дымчатого котенка, чьи глаза сияли как звезды. Наверное, это был родоначальник знаменитой персидской породы .

Легенды о кошках индийские

Индийская богиня родов и защитница детей Шаштхи часто изображалась с головой кошки или верхом на кошке. Первоначально Шашхти была злобным демоном, насылающим болезни на новорожденных и рожениц, но позже именно у нее женщины стали просить защиты и беременности.

Главный бог индийского пантеона, громовержец Индра был не менее любвеобилен, чем Зевс, а потому приходил к своим любовницам в образе кота, чтобы обмануть их мужей и поклонников.

Легенды о кошках китайские

В Китае водились свои дикие коты, и похоже их там одомашнили чуть ли не раньше, чем в Древнем Египте. А потому китайцы разделяли домашнюю кошку Мао и лесную кошку Ли.

Слово «мао» состоит из трех иероглифов, которые означают поле, трава и монстр, что справедливо, ибо кошка защищала рисовые поля от мышей и была для них настоящим монстром. А еще «мао» созвучно китайскому слову «восемьдесят», поэтому кошки нередко красуются на поздравительных открытках. По одной из легенд Мао купил колдун Миау-Куау, который мог воскрешать мертвых и лечить людей, так кошка стала его спутницей. Также китайцы, как и египтяне, определяли время по кошачьим глазам.

Ли же была связана с богиней Ли Шоу. Когда боги создали землю, Ли Шоу вызвалась присмотреть за их творением. Однако ей больше хотелось спать под вишней или играть с лепестками цветов, нежели следить за происходящим. Тогда Ли Шоу отказалась и от должности, и от умения говорить, и предложила назначить главным - человека. Однако человек не понимал богов, поэтому Ли Шоу стала связным между ним и творцами.

Существовала в Китае и богиня кошек Ифан Чжэнь, предводительница легиона котов. Однако кроме этих данных про нее известно только то, что она со своим легионом сражалась за одну из древнекитайских династий.

Легенды о кошках японские

Японцы многих животных наделяли магическими способностями, не избежала этой участи и кошка - она стала оборотнем бакэнэко. Бакэнэко может стать любая кошка любая кошка, если выполнит одно из следующих условий: будет весить 1 кан (3,75 кг), будет обладать длинным хвостом или доживет до 13 лет. Причем, у длиннохвостых котов хвост раздваивался, и они превращались в «раздвоенных кошек» - нэкомата, особый отдельный вид бакэнэко. Согласно легендам, кошки-оборотни могли съесть хозяина и принять его обличье или оживить мертвого, перепрыгнув через него. А еще бакэнэко были способны создавать призрачные огненные шары и ходить на двух лапах. Чаще всего, в кошек вселяются духи погибших женщин, которые хотят отмстить своим мужьям. Наверное, поэтому в стране восходящего солнца появились японские бобтейлы - коты изящного телосложения, с короткими хвостами, почти не способные стать бакэнэко.

Но есть в Японии и счастливый кот - манэки-нэко. Традиционная манэки-нэко - это статуэтка белой кошки с рыжими и черными пятнами или без них, которая держит одну или две лапы поднятыми в призывном жесте (призывает деньги, клиентов, удачу). Иногда в опущенной лапе талисмана лежит золотая монетка в 10 миллионов рё, еще чаще его украшают нагрудником, аналогичным нагруднику Будды-Дзидзо - покровителя детей и путешественников. Есть три версии появления манэки-нэко. В первой кошка стала зазывать гостей в заброшенный монастырь, и благодаря ей монастырь снова расцвел; во второй - кошка спасла от змеи высококвалифицированную проститутку; в третьей явилась во сне нищей хозяйке, которая ее выгнала, и посоветовала лепить кошечек из глины, чем обеспечила старушке безбедную старость. А монетку манэки-нэко взяла из легенды про котика, который украл у своего хозяина-богач две золотых денюжки для его больного соседа-бедняка, который кормил кота рыбой.

Еще одно японское поверье гласит, что белая кошка с пятном на спине - это переселившаяся душа человека, потому что такие пятна похожи на кимоно.

Легенды о кошках тайские

Согласно поверьям тайцев, в кошек вселялись души умерших, поэтому их хоронили в склепах вместе с хозевами, но так, чтобы животные могли выбраться. По этой же причине кошки частенько присутствовали на коронациях королей Сиама и церемониях погребения буддийских учителей.

Тайские и сиамские кошки часто имеют узелки на хвосте, сейчас это считается племенным браком, вызванным близкородственным скрещиванием, но раньше таких кошек называли «королевскими». Дело в том, что существует легенда о царских дочках, которые нанизывали на хвосты любимых питомцев свои кольца во время купания. Чтобы кольца эти не падали, кошки и «отрастили» узелки.

В Таиланде было известно около 20 пород кошек, про них даже была написана книга стихов, а потому легенды здесь слагались не только о всем известных сиамах и тайцах, но и о других - например, о коратах. Кораты в регионе, откуда они родом, регулярно участвуют в ритуалах по привлечению дождя и считаются хорошим подарком на свадьбу, поскольку способствуют плодородию.

Легенды о кошках американские

Как уже говорилось, домашние кошки в Америку попали поздно, однако здесь всегда водились дикие кугуары, ягуары, рыси и т.д., а потому часть поверий о них перешло на кошек. Так, в Северной Мексике и Аризоне есть легенда о коте-кактусе, покрытом колючками и делающем водку-пульке. Такой кот, если сделает пульке и напьется, принесет много неприятностей тем, кто попадется под его лапу.

А вот в Неваде как-то судили кота за то, что он убил младенца, этот судебный процесс был связан с легендой, привезенной переселенцами из Англии - кошки забирают дыхание у детей. Но скорее всего, большие коты и, правда, могли придавливать слабых детей во время совместного сна.

В конце XX века в США, благодаря психологу Полу Даму, Уильяму Бритону и доктору Уоллесу Сайфу, возникла легенда о том, что кошки после смерти попадают на волшебный Радужный мост, где живут в тепле и заботе, ожидая встречи со своими хозяевами, когда придет их срок.

Есть своя легенда и у аргентинцев, они верят, что по улицам городов бродит загадочный Омбре Гатто (Теневой кот) или Кэтмен - кот-оборотень, который не прочь напасть на человека.

Легенды о кошках - многочисленны и разнообразны, но все они сходятся в одном: кошки - удивительные создания, наши проводники в потусторонний мир.


Кошка - священное животное многих традиций, зачастую выступающее как воплощение божеств высшего уровня.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится ко второму тысячелетию до н.э., а ее захоронение - к концу 15 - началу 14 вв. до н.э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане).

Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из ее атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвященным Баст, и особенно их убийство каралось смертью.

Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь кошки с идеей царственности.

Эта взаимосвязь под воздействием последующей экспансии патриархальных культов послужила основой для соотнесения женских лунных сил с «нечистью» и злом. Так, в низшей мифологии кошка выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы.

У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В японской традиции кошка рассмат-ривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ей приписыва-ются черты вампиризма (хотя в Китае, напротив, верили в ее способность рассеивать злых духов).

Подобное толкование сохранилось до наших дней, тогда как во многих традициях кот является ипостасью прибывающего солнечного бога-змееборца.

В «Книге мертвых» кот, сражающийся при дереве ишед (сикомора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как воплощение бога солнца Ра (ср. восхваление Ра на гробницах царей 19 и 20 династий: «Ты великий кот, мститель богов»).

В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде кота.
В кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки.
Мотив превращения героя в кота известен и в восточнославянском цикле об Иване - Кошкином сыне. В некоторых таких сказках кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Ца-ревича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каж-дого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает кота, надевает на себя его шкуру и под видом кота входит к Бабе-Яге. Оппозиция змееборца и змея в трансформирован-ном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ри-туалах и их вырожденных формах — детских играх.

Мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.

В различных мифопоэтических тра-дициях распространены мотивы учёно-го кота. Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь, чудовищ-ного Кота-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказ-ки, кошки как награды герою за службу и др.

Автор.