Краткая характеристика некоторых методов воспитания. Общие основы педагогики

26.07.2019

Страница 16 из 23

Методы воспитания.

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации их характеров, возможных нервно-психических расстройств разной степени тяжести), уровня воспитанности конкретных коллективов (классов).

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется через деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывают влияние и без посредничества педагога.

Методы воспитания можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их – дело теоретических исследований, а для практической работы учителя больше всего подходит следующая групповая классификация:

– первая группа: методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;

– вторая группа: методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;

Третья группа: методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.

К первой группе относятся различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, диспута, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют “методы убеждений”.

Ко второй группе относятся различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, соревнования, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу называют “методы упражнений (приучения)”.

К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Эту группу называют “методы оценки и самооценки”.

Охарактеризуем более подробно перечисленные группы методов.

Методы убеждения. Убеждение в воспитании - это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях. Поэтому методы убеждения служат для формирования взглядов, которых в сознании школьника ранее не было (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Одним из основных противоречий, которое разрешается в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

Прекрасным способом воздействия на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств у школьников является диалог - универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.

К диалоговым методам убеждения можно отнестидиспут – спор на тему, волнующую воспитанников. Этот метод основан на давно открытой закономерности: знание и понимание, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А.С.Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы в сказанном воспитанники почувствовали его волю, культуру, личность. Руководителю диспута решительно не подходит позиция умолчания и запрета.

Методы убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. С их помощью решаются задачи расширения и углубления у школьников мировоззренческих знаний;

В воспитательной работе целесообразно использовать разнообразные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры со школьниками так, чтобы слова воспитателя глубоко западали в их сознание, а для этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения. В слове учителя воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуру;

Информация, преподносящаяся школьникам при помощи внушения, рассказа, диалога должна быть: а) объективно изложенной; б) связанной с практикой; в) убедительной, доступной, яркой по форме изложения;

Воспитательные воздействия надо обращать не только к уму школьников, но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений;

Школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

– не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить их надо с учетом возраста своих воспитанников;

Методы упражнений. Эти методы способствуют формированию единства сознания и поведения. Упражнение –многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.

Методы упражнений в воспитании реализуются, например, через поручения . Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

В этой связи предлагаем несколько советов по практическому применению методов упражнений:

Методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждения. Перед школьниками надо широко раскрывать цели выполняемых поручений. Без этого невозможно по-настоящему увлечь их коллективными делами;

В коллективе не должно быть ни одного школьника без постоянных или временных заданий. Помочь определить каждому дело по душе, правильно распределить обязанности, учитывая интересы и способности членов коллектива, – важная практическая задача;

Наиболее ценно то поручение, которое дается коллективом (в том числе и по совету педагога) и за выполнение которого надо отчитываться перед товарищами. Оно определяет позицию моральной ответственности перед товарищами, рождает сильное требование, осуществляет воздействие общественного мнения на личность, повышает значение самоконтроля в деятельности, способствует развитию воли и умения преодолеть трудности, довести дело до конца. Именно это и помогает упражнять сознание, чувства, поведение школьников;

Педагогу следует хорошо знать мотивы участия школьников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям. Учитывая мотивы, надо определять конкретные воспитательные цели и педагогические задачи, подлежащие решению;

– от несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют проявления значительных волевых усилий, подчинения личных интересов общественным. Этот процесс развивает ценные мотивы участия в общественной деятельности, формирует положительную направленность личности;

Морально-волевое напряжение в работе школьники.должны чувствовать непрерывно, находясь под контролем общественного мнения коллектива и соревнуясь в достижении все более и более высоких результатов;

Участвуя в работе и добиваясь выполнения принятых обязательств, школьники должны переживать чувство радости от сознания выполненного долга, от ситуаций личного успеха;

– используя разнообразные формы внеклассной воспитательной работы, необходимо добиваться единства действий со стороны педагогов и родителей.

К группе методов упражнений относится и метод примера как метод воздействия на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. В практической работе используются разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога.

Чем младше школьник, тем меньше у него жизненного опыта, который необходим для того, чтобы самостоятельно определять линию своего поведения. Поэтому он, естественно, подражает тому, что видит в общественной и личной жизни старших и вообще в поступках окружающих людей. Явление подражательности психологи называют конформизмом, а соответствующее качество личности – конформностью.

Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные или аморальные цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности.

Подражание сопровождается более или менее зрелыми самостоятельными суждениями. Вот почему подражание не есть только слепое копирование: оно формирует у ребят и действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с примером, так и оригинальные действия.

Подражание не простой одномоментный, а сложный многофазный процесс.

Первый этап его заключается в том, что в результате прослеживания конкретного действия (или жизненной ситуации, или описания поступков) другого лица у школьников возникает желание поступать так же. Субъективно складывается образ этих действий, “пример для подражания”. Здесь появляется захватывающий воображение пример и выявляются мотивы, дающие первоначальный толчок к подражанию. Наличие примера еще не означает, что он будет повторен в действии. Связь между примером и последующими действиями может и не возникнуть.

Второй этап – этап образования этих связей, этап выработки исполнительных и волевых действий, когда подросток путем проб и ошибок в реальной жизненной деятельности подравнивает свои мысли, чувства и действия к имеющемуся образцу.

На следующем этапе имеет место синтез и закрепление подражательных или подражательно-самостоятельных действий, на которые активно влияют жизненные ситуации и противоречия. Большую роль в выборе примера и закреплении положительных действий у школьников играют внушения, разъяснения и советы со стороны педагогов.

Педагогическое требование также принадлежит к группе методов упражнений. Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование может выступать перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит обязательно выполнить в процессе той или иной деятельности. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения.

Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в различных видах деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторства, ответственности.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования имеющегося опыта.

Действенность соревнования существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциями.

Методы оценки и самоценки. Эти методы связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание. Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.

Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

Оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.

Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительный воспитательный заряд, веру, намечает хорошую перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью.

Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить: а) за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.); б) за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; в) больше двух раз за одно и то же достижение; г) из-за жалости; д) из-за желания понравиться. Тот кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать. И в этом отношении существует множество рекомендаций, среди которых важнейшие сводятся к следующим:

Наказание не должно вредить здоровью – ни физически, ни морально;

Если есть сомнение: стоит или не стоит наказывать, то следует избегать наказания;

За один раз – одно наказание (если даже одновременно было совершено несколько проступков);

Если время упущено, то запоздало наказывать не следует;

Наказан – прощен;

При наказании не допускать оскорбления и унижения личности;

Нельзя наказывать и ругать: когда болен; когда ест; после сна; перед сном; во время игры, во время работы; сразу после физической или душевной травмы; когда проявляет неспособность, бестолковость, глупость, неопытность; когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искреннее старание;

Не наказания должен бояться школьник, а огорчения учителей и вины перед школой.

По словам психотерапевта В. Леви, по-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.

Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.

Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Следует помнить, что

– нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания в процессе воспитательной работы. В хорошо воспитанных ученических коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказаний вообще;

Использование поощрений и наказаний эффективно только в комплексе с убеждением (предупреждением), поручением (упражнением), примером, требованием;

– ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание. Это помогает сформировать определенную линию; постоянно опираться на те лучшие качества личности школьника, которые есть в нем, развивать эти качества, проектируя постепенно новые, еще более ценные;

Поощрение и наказание должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуацию. Такт в поощрениях и наказаниях – необходимый элемент. Нужно стимулировать школьника давать самооценку своему поведению;

Наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом.

Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия "метод воспитания" используется понятие "прием воспитания". Прием воспитания – частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием – вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует – сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания – это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания отложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные "проработки"; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • а) в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • б) для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • в) разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • г) для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов – это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из них.

Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сласгенин предлагают следующую классификацию:

  • методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • поощрения;
  • наказания;
  • примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Понятие «воспитание». Взаимодействие воспитания и обучения


Воспитание - целенаправленное и систематическое руководство, которое тесно связано с процессом развития человека.

Воспитание в широком смысле представляет собой влияние общества на личность.

Воспитание в узком смысле представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учеников с целью осуществления целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную.

К первой группе факторов относятся:

) наследственность и состояние здоровья человека;

) социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;

) обстоятельства биографии;

) специфика строя страны и исторической эпохи. Ко второй группе относятся:

) особенности психики, мировоззрение, цен-ностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;

) порядок взаимоотношений с социумом;

) организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.

Целью воспитания являются ожидаемые трансформации в структурах психики воспитуемого (или группы воспитуемых), которые осуществляются под влиянием специально предназначенных и поэтапно проведенных воспитательных акций и действий. Всякая воспитательная задача решается посредством инициирования воспитателем активных действий воспитанника. Успешность воспитательной акции как единства средств и способов достижения цели выражается как увеличение степени самостоятельной активности воспитанника.

Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.

Обучение, так же как и воспитание, должно основываться на преимущественно проблемной и диалогической основе, где воспитаннику обеспечивается субъектная позиция. При таком подходе в конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами, такими как:

) обобщение учащимися своего опыта;

) осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития;

) следование этапам самого процесса развития личности.


Методы воспитания, их характеристика, классификация


Методы воспитания - это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников.

Метод воспитания частей является совокупностью составляющих его элементов (деталей), которые получили название методических приемов. Приемы не имеют независимой педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одинаковые приемы часто используются в различных методах.

Методы могут взаимозаменяться различными приемами.

Поскольку воспитательный процесс характеризуется многосторонностью своего содержания, а также необыкновенной состоятельностью и подвижностью организационных форм, то непосредственно с этим и связана вся разнообразность методов воспитания. Существуют методы, которые выражают содержание и специфичность процесса воспитания; другие методы ориентированы непосредственно на воспитательную работу с младшими или старшими школьниками; некоторые методы представляют собой работу в специфических ситуациях. Можно также выделить и общие методы воспитания, области применения которых распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания направляет процесс нахождения общих и особенных закономерностей и принципов и этим способствует более рациональному и результативному их употреблению, помогает постичь назначение и специфические особенности, свойственные отдельным методам.

Классификация общих методов воспитания включает в себя:

) методы формирования сознания личности (такие как беседа, рассказ, дискуссия, лекция, метод примера);

) методы организации деятельности и формирования опыта коллективного поведения личности (приучение, инструктаж, метод формирования воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);

) методы инициирования и мотивации деятельности и поведения личности (познавательную игру, соревнование, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

) методы контроля, самоконтроля и самооценки в процессе воспитания.

В действительных обстоятельствах педагогического процесса методы воспитания представляются в сложной и противоречивой целостности. Организация использования методов в совокупности, в системе находится в преимущественном положении перед использованием разрозненных, отдельных средств. Безусловно, они могут использоваться и по отдельности на каком-либо определенном этапе педагогического процесса.

Классификация методов воспитания и их характеристика

Классификация - это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности

убеждение

объяснение

разъяснение

этическая беседа

внушение

инструктаж

b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

упражнения

приучение

педагогическое требование

общественное мнение

поручение

воспитательные ситуации

c) Методы стимулирования поведения деятельности

соревнования

поощрение

наказание

Рассказ на этическую тему - яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение - это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание

Внушение - проникая незаметно в психику, действует на личность человека.

Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае, когда воспитанник должен принять определенную установку, (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

Систематики упражнений

Доступности и пассивности

Частоты повторения

Контроля и коррекции

Личных особенностей воспитанника

Места и времени выполнения упражнения

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений

Мотивация и стимулирование (надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

Требование - метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

Косвенные

Косвенные могут быть:

Требование совет

Требование в игровой форме

Требование доверием

Требование просьба

Требование намек

Требование одобрение

По результатам воспитания:

Позитивное

Негативное

По способу предъявлении:

Непосредственные

опосредованные

Приучение - это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение - с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации - ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение - выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

одобрение

ободрение

благодарность

награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование - это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание - метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

связанно с наложение дополнительных обязанностей

лишение или ограничением прав

выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний:

неодобрение

замечание

предупреждение

обсуждение на собрании

отстранение от занятий

исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.метод воспитание сознание поведение

Методы убеждения

Убеждение - это ключевой метод доказательства при помощи веских аргументов и фактов истинности идей, утверждений, оценок, действий, взглядов. Оно используется в целях воспитания мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, обусловливающих выбор стилей поведения. Убеждение вырабатывает у детей сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. С диагностической точки зрения метод убеждения полезен тем, что он выявляет состояние способности детей независимо мыслить, бороться за свои взгляды и т. д.

Существует несколько приемов убеждения.

Обсуждение. Оно позволяет формировать групповое мнение, развивать убеждения по отношению к личности, социальным событиям, к различным проблемам в отношениях. У учеников возникают навыки участия в дискуссии, диалоге, споре и т. д.

Понимание. Оно создает доверительную атмосферу, стимулирует к открытости, желанию выслушать и ответить на переживания, стремлению выразить содействие в разрешении проблем собеседников.

Доверие. Представляет собой способ привлечения учащихся к требующей самостоятельности ситуации. Такой прием стимулирует у ребенка стремление показать себя с лучшей стороны в обстоятельствах, которые не контролируются взрослыми. Педагогическое доверие укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, духовную самостоятельность, а также направленность на высокие нравственные ценности у последних.

Побуждение. Этот прием является способом стимулирования детей к активной деятельности в учебе, труде, коллективной работе, творчестве, физкультуре путем опоры на интересы, потребности, влечения, желания. Стимулами развития при этом выступают всевозможные формы моральной поддержки.

Сочувствие. Представляет собой способ корректного формулирования педагогом своих чувств и отношения в связи с переживаниями ребенком ситуаций успеха или неуспеха, а также состояния радости или несчастья. Сочувствие призвано формировать у детей эмпатию и сострадание. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, освобождает от чувства напряжения или неуверенности.

Предостережение. Способ корректного предотвращения, профилактики и торможения потенциальных безнравственных действий школьников. Этот прием помогает учащимся развить усебя такие качества, как выдержанность, осмотрительность, привычку продумывать свои поступки, самоконтроль. При помощи предостережения преподаватель притягивает внимание учащихся к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком.

Критика. Критика представляет собой способ нелицеприятного раскрытия, обнаружения и рассмотрения несовершенств, погрешностей, просчетов в мышлении и поступках учащихся и преподавателей. Обоюдная корректная критика учащихся и педагогов в деловых, нравственных отношениях вырабатывает критический тип мышления, взаимную прямоту, позволяет вовремя ликвидировать различные недостатки и взаимодействия.


Выбор методов воспитания


Метод воспитания в переводе с греческого означает путь, поэтому это путь достижения заданной цели воспитания.

Метод - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств.

На практике стоит задача непросто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный.

Выбор метода - поиск оптимального пути воспитания.

Оптимальный - это значит наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и доступно достичь намеченной цели

Выбор метода воспитания зависит от: ) От цели и задачи воспитания) От содержания воспитания) От возрастных особенностей школьников) От уровня сформированности коллектива) От индивидуальных, личностных особенностей школьников) От условий воспитания) От средств воспитания) От уровня педагогической квалификации) От времени воспитания) От ожидаемых конечных результатов


Методы организации практической деятельности учащихся


Деятельность является основным источником приобретения учениками опыта социальных отношений и социального поведения.

Каждая деятельность состоит из операций и действий.

Операции - это процессы, цели которых заключаются в действии, чьим элементом они являются.

Действия - это процессы, мотивы которых заключаются в деятельности, в состав которой они вмещаются. В процессе воспитания преподаватель переводит управление операциями в управление действиями, а затем - в управление деятельностью учащихся.

Метод приучения. Наиболее эффективен на ранних стадиях воспитания детей. Условия приучения:

) приучение невыполнимо без четкого представления о предмете усвоения;

) предмет усвоения выражается максимально ясно и коротко;

) происходит распределение действий по времени;

) необходима демонстрация образца формы поведения.

Метод приучения предполагает контроль и самоконтроль ученика за выполнением действия.

Формы социального поведения, которые вошли в привычку у воспитанников, выделяются своей гибкостью и обобщенностью по отношению к различным обстоятельствам.

Метод упражнения. Введение учащихся в деятельность организовывает условия для их действий в соответствии с общественными нормами и правилами поведения. Деятельность обусловливает приобретение учащимися практического опыта общественных отношений. Так как в ученическом коллективе не часто возникают ситуации, требующие глубокого анализа, то педагог может специально организовать такую ситуацию, которую принято называть воспитывающей ситуацией.

Ученик в них ставится перед необходимостью выбора решения из допустимых вариантов. В отыскивании выхода из воспитывающей ситуации ученик пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, оптимизирует его с новыми запросами, меняющимися условиями деятельности и общения. Этот процесс - упражнение в нравственном поведении.

Педагогическое требование. В требовании как отправном методе организации деятельности наиболее явственно раскрывается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование обусловливает механизмы саморегуляции у учащихся. Требование может выдвигаться перед учеником в качестве конкретной реальной задачи, которую он обязан выполнить в процессе различных видов деятельности. Также требование может обнаруживать внутреннюю противоречивость педагогического процесса, показывать несовершенство в общении, поведении и деятельности учащихся, что, безусловно, будет инициировать их к последующему развитию.


Методы педагогического оптимизирования


Педагогическое оптимизирование включает в себя определение и избрание оптимальных методов воспитания в целостном воспитательном процессе. Закономерности и зависимости, которые помогают установить оптимальный выбор методов воспитания, представляют собой структуру, на первом месте в которой находится соответствие и соотнесение их с идеалами общества и целями и задачами воспитания.

При выборе преподавателем различных методов воспитания в своей практической деятельности необходимо руководствоваться целями и задачами воспитания, а также его содержанием. Кладя в основание конкретную и установленную педагогическую задачу, преподаватель должен решить самостоятельно вопрос о том, какие методы будут в приоритете. Например, такими методами могут быть демонстрация трудовых навыков и умения, положительный образец или упражнение и т. п. Такой выбор находится в зависимости от множества обстоятельств и условий, причем во всяком из них преподаватель отдает предпочтение тому методу, который находит наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод воспитания как таковой не может определяться как плохой или хороший. Дело в том, что за основу воспитательного процесса берутся не сами методы, а система методов. По А.С. Макаренко, можно увидеть, что всякое отдельно взятое педагогическое средство или метод не могут быть определены в любой ситуации как абсолютно полезные, а наилучшее средство и метод в некоторых отдельных случаях непременно будут самыми плохими.

К.Д. Ушинский предполагал, что необходимым аспектом в выборе оптимальных методов является изучение закономерностей тех психических явлений, которыми мы стремимся распоряжаться, и становление поведения таким образом, чтобы оно соответствовало этим закономерностям и обстоятельствам, в которых мы хотим их приложить. Безгранично многообразны не только эти ситуации и обстоятельства, но и сущности воспитанников. При таком многообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно выбирать какие-либо общие методы воспитания.

Метод воспитания представляет собой довольно тонкий и эластичный инструмент прикосновения и руководства личностью, однако одновременно с этим он неизменно сконцентрирован на коллективе и употребляется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Например, на определенном уровне его формирования самым целесообразным и продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, непреклонное и обязательное требование, при этом несвоевременными будет лекция или диспут.

Выбор методов воспитания - это не произвольный акт. Он обязательно зависит от некоторых закономерностей, в ряду которых центральное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, а также конкретная педагогическая задача и ситуации ее разрешения, учет индивидуальных особенностей воспитанников.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «приём воспитания». Приём воспитания – частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приёмы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приёмы относятся к методам как частное к общему. Например, метод поощрения может реализоваться в приёмах: похвала, благодарность.

Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковый возраст воспитанников и их особенности, а также воспитатели обладают разными профессиональными умениями. В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать.

Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, поведение, эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования убеждений. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами формирования поведения и организации деятельности. И есть методы, называемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирование поведения.

Достаточно распространённой является классификация, предложенная Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным, Г.И. Щукиной, согласно которой методы воспитания объединяются в следующие группы:

а) методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование);



в) методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

Имеются и другие классификационные подходы. Воспитатель должен выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического применения. Рассмотрим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы: убеждения; упражнения; поощрения; наказания; примера. Охарактеризуем их подробнее.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.

Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, высокому и прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют друг друга.

Чем же один человек может убедить другого человека? Словом, делом, примером, в том числе и личным. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие методы, как беседа, лекция, диспут.

а) Беседа

Главная функция беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям. Иногда воспитанники совершают проступки, не придавая им особого значения, не осознавая их вреда.

Из психологии известно, что чем моложе воспитанники, тем больше у них отставание в осознании своих собственных качеств по сравнению с осознанием качеств у других людей. Педагог может раскрыть значение проступка, сопоставляя его с другими аналогичными проступками.

Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни. В качестве таких факторов (положительных или отрицательных) может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, а также моральное правило, обобщенный литературный образ, реальный или условный педагогический образец. Форма беседы может быть самой разнообразной, но она непременно должна наводить воспитанников на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или другими делами и поступками.

б) Лекция

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Лекция должна быть школой мышления. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца – вот главное слагаемое успеха лекции.

в) Диспут

Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции, как нельзя лучше отвечает обостренной потребности молодежи в самоутверждении, стремлении искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Упражнение

Педагогическое воздействие должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют личность. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина педагогического процесса. Важную роль в этом процессе играют упражнение и приучение.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

Упражнения в полезной деятельности;

Режимные упражнения;

Специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения – это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс-режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Всякое нарушение режима педагогического процесса – это не только видимый урон (например, сорванное занятие, опоздания, вошедшие в привычку и т.д.), но это еще воспитание неуважения к учебному процессу, воспитание необязательности и расхлябанности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимными.

Специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, цель которых выработать и закрепить умения и навыки.

В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассников «тренируют» вставать при входе учителя, молодых солдат учат приветствовать старших по званию и т.д. Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок, неопрятному поручают обязанности санитара. Таким образом, упражнения направлены, прежде всего, на организацию и руководство деятельностью и поведением воспитанников.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимися. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения– возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из самых старейших методов воспитания. В воспитательной практике используются следующие виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику и т.д.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника – чувство переживания, отчужденности от других воспитанников, от коллектива. Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитанников на нездоровой основе.

Пример. Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером». Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психологический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений.

Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя. Воспитательное воздействие личного примера педагога впрямую зависит от его авторитета у воспитанников. Педагог должен, прежде всего, сам соответствовать всему тому, на что он их нацеливает и к чему призывает.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему

"Методы воспитания в педагогике".


1. Понятие метода воспитания…………………………………………………………………………….3

2. Классификация методов воспитания………...........................................................4

3. Примеры, используемые в процессе воспитания………………………………..5

3.1 Примеры, используемые в процессе воспитания………………………..9

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности………………………………………………………………...11

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности……………………………………………………………………………...12

6. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании……………...14

7. Система методов педагогического воздействия………………………………...15

8. Заключение…………………………………………………………………………..18

По методам я разумею точные и простые правила.

1. Понятие метода воспитания.

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.

Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности(игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно ссвязано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

2. Классификация методов воспитания.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации)

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)

· методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

3. Методы формирования сознания личности.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе по продолжительности.

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организационно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Можно обозначить три основные задачи этого метода: вызвать положительные нравственные чувства детей (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которого является распознавание определенного качества личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставление их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.