Когда мы слышим незамысловатую речь карапуза, безусловно, это не может не вызвать улыбку. И действительно, когда ему 2-3 года, ничего страшного в этом, но если малыш перешагнул рубеж 5-ти лет и у него есть проблемы с выговариванием некоторых букв или с невнятной речью, родителям стоит обратить на это пристальное внимание.
Поэтому сегодня мы хотим поговорить о логопедических дефектах, которые наблюдаются в возрасте 5-6 лет, какие существуют занятия для детей, чтобы исправить данную проблему, и рассмотрим упражнения, которые родители смогут делать вместе с детьми дома.
Речевых дефектов существует огромное множество, но мы рассмотрим самые распространенные варианты, которые встречаются наиболее часто.
У детей этот дефект считается наиболее распространенным. Из-за того, что мышцы, которые составляют речевой аппарат, находятся в судорожном состоянии, происходит нарушение плавности и ритма речи. Различают клоническую форму заикания (когда малыш растягивает или повторяет определенные слоги, например, м-м-м-машина или ве-ве-ве-велосипед и т. д.) и тоническую (вследствие которой в речи возникают паузы, т. е. м…машина или в…велосипед.) Заметить данное нарушение можно, когда крохе будет около 3-х лет, именно в этом возрасте он начинает выстраивать большие предложения.
Поэтому, в такой ситуации не стоить тянуть до 4-5 лет, а обращаться к врачу, как только вы заметили данное отклонение, и начинать логопедические занятия для детей.
Еще одним частым нарушением считается дислалия, т. е. возникновение фонетических нарушений, но при этом у ребенка нормальный слух и хорошо поставленная речь. Дислалия бывает 3-х видов:
Такое нарушение наблюдается у детей до 5 лет, и заключается оно в том, что речь ребенка скудная, он слишком мало говорит и имеет небольшой речевой запас. В такой ситуации необходимо обратиться к специалистам и исключить неврологические отклонения в развитии.
Такая проблема достаточно часто возникает из-за того, что с малышом с самого начала говорили неправильно, т. е. вместо четкого выговаривания слов с ним «сюсюкались» и искажали правильное произношение. В такой ситуации малыш просто запутывается и не может понять, в чем его ошибка. Проявляется такое нарушение после 5-ти лет и заключается в том, что малыш может неправильно произносить, склонять и образовывать слова.
Также существуют ситуации, когда у ребенка наблюдается проблемы с развитием речи по причине неврологических отклонений или заболеваний. В таком случае необходима комплексная помощь врача невролога и логопеда.
Этот вопрос родители задают часто, потому что есть различные мнения по этому поводу. Кто-то говорит, что если есть какие-то подозрения отставания в развитии речи, сразу нужно бежать к врачу. А кто-то, наоборот, ждет определенного возраста, в котором у крохи все должно наладиться. Как же правильно должны поступить родители?
Все очень просто: чем раньше вы заметите проблему и начнете ее решать, тем у малыша будет больше шансов научиться правильно произносить те или иные слова. В данной ситуации, лучше сходить на прием к врачу и услышать, что у вашего сына или дочки нет проблем, чем пропустить их, не спешить при этом идти к специалисту и лишить кроху своевременной помощи.
Логопедические занятия с детьми зависят от возраста: например, в 5 лет упор необходимо делать на правильное произношение сложных согласных звуков и логических цепочек, а в 7 – на построение ребенком небольших рассказов.
Большую часть занятий вы можете проводить вместе со своим крохой дома в виде различных игр, которых существует огромное множество в зависимости от проблемы, и главное – то, что малышам очень нравится играть. Таким образом, вы сможете соединить приятное с полезным. С некоторыми основными упражнениями вы сможете ознакомиться в видео, приведенном ниже.
Предлагаем вашему вниманию видео, в котором представлены артикуляционные упражнения, помогающие ребенку правильно выговаривать звуки речи. Такие занятия помогут вашему ребенку научится правильно разговаривать.
Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком рекомендуется осуществлять в возрасте 4-7 лет, именно в этот возрастной период у детей можно без особых усилий провести коррекцию родной речи и поставить правильное произношение звуков.
Логопедические занятия положительно влияют на общее развитие детей. Исправлять нарушения произношения в устной речи можно не только с педагогом, но и дома в игровой форме, когда ребёнок положительно настроен на занятие.
Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи. Занятия с ребёнком в игровой форме идут только на пользу, это отличный способ совместить развивающие упражнения с весёлой ободряющей игрой. Данные занятия учат детей координировать движения в соответствии со словами в стихотворной форме, развивают речь, память и воображение. Упражнения жестикуляции кистей и пальцев рук, развивают письменную речь.
Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша
Правильно слышать, произносить и различать звуки, значит иметь отличный фонематический слух. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение процесса чтения), поэтому обратить внимание на произношение звуков и своевременно скорректировать дефекты следует ещё в дошкольном периоде. Упражнения для детей в игровой форме помогут родителям подготовить ребёнка к школе.
Положите несколько карточек с тематическим изображением предметов;
Игра 1 . Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например [с].
Игра 2 . Попросите ребёнка выбрать лишнюю картинку, где нет заданного звука, например, коромысло, кран, цветок, крот, пирамида.(основной звук [р]).
В такую игру можно играть не только с изображениями на рисунках, но и с реальными предметами, например в комнате.
Упражнения в форме различных стишков корректирует нечёткое произношение звуков. Рифма чистоговорки состоит из трудных сочетаний букв и звуков, поэтому для правильного произношения ребёнок использует разные положения языка и губ, тем самым тренирует и улучшает дикцию.
Шипящие буквы и звуки не редко произносятся с нарушением фонетики.
Упражнения по логопедической ритмике развивают у детей способность координировать движения в соответствии а ритмом музыкального, стихотворного или словесного сопровождения. Такой метод всестороннего развития ребёнка положительно влияет на физическое и психологическое здоровье. Ежедневные занятия способствуют коррекции нарушений фонетики и речи, развивают координацию и внимание.
Логоритмика Стихи для развития речи малышей
У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения.
Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений.
Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.
Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.
Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:
Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.
Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.
Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:
Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:
Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».
Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:
Первые звуки и слова маленького человечка довольно забавны и вызывают улыбки у взрослых. Однако никто не будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.
Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как
Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.
Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет?
Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:
Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.
Пальчиковые игры — это один из видов развития . Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.
Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.
Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.
Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.
Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.
Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.
Игры на развитие слуха
1. «Ушки — слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
2. «Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
3. «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
4. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
5. Пальчиковая игра «Гроза»
Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.
Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.
Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).
Речевое подражание или звукоподражание
Это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.
Игры на подражание бытовым шумам:
Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.
Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)
Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а также развивают речевой слух.
Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.
Словарный запас вашего ребенка состоит из:
Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.
Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.
Для занятий со своим ребенком я использую различные пособия, одним из последних удачных приобретений являются «Большой альбом по развитию речи» и «Уроки логопеда. Игры для развития речи».
Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься
Данную книгу я покупала тут . Если есть вопросы по поводу книги, спрашивайте.
В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:
Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.
Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников . Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.
Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!
А как вы занимаетесь с ребенком? Что для этого используете? Нравится ребенку заниматься? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими методами развития речи у ребенка и сколько времени вы проводите, выполняя те или иные упражнения.
О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя .
Формирование у ребенка правильной и красиво поставленной речи – это тяжелый ежедневный труд, заниматься которым нужно уже в раннем возрасте. Специальные логопедические упражнения для детей, разработанные практическим путем, полезны не только малышам, испытывающим сложности при формировании звуков, но и деткам, не сталкивающимся с подобными проблемами. К 4 годам у большинства ребят формируется вполне четкое и чистое произношение, они уже не пытаются уменьшать слова.
В 5 лет дети должны выговаривать все буквы родного языка, допускается наличие периодических сложностей со звуком «р» и некоторыми шипящими. Но иногда встречаются случаи выраженных детских проблем с воспроизведением звуков. Вопреки распространенному мнению, подобные явления сами по себе не проходят. Только специальные занятия способны поправить ситуацию.
Риск развития негативных проявлений в плане формирования речи снизится в несколько раз, если изначально правильно подойти к данной сфере развития маленького человека. Уже с первых месяцев жизни грудничка необходимо развивать его мелкую моторику. Отдел головного мозга, отвечающий за данную функцию, находится очень близко от отдела, отвечающего за постановку речи. Поэтому и получается, что «пальчиковые» игры и правильное произношение так тесно связаны между собой.
Совет: Специалисты не рекомендуют пытаться отрабатывать ребенком, которому еще не исполнилось и 3 лет особенности произношения. Не важно, родной он пытается изучать язык или иностранный, качество звука придет позднее. В столь раннем возрасте можно делать упор только на грамотность, адекватность использования слов, последовательность их расстановки в предложении, вот эти параметры должны закладываться чем раньше, тем лучше.
Дополнительный стимул в сфере развития красивой речи даст регулярный массаж ладошек и пальчиков на руках. Малышу нужно постоянно предлагать пощупать предметы новой формы, текстуры, консистенции. Его должны окружать ткани различных фактур. По мере взросления в досуг ребенка необходимо включать занятия по лепке, рисованию пальчиковыми красками, сборке паззлов, нанизыванию бусин на шнурок, плетению из различных материалов.
Особое внимание уделяем тому, что слышит малыш, ведь он будет равняться именно на взрослых. Нужно регулярно читать ребенку стишки, скороговорки, сказки и рассказы по возрасту. Хороший результат можно получить, если с раннего возраста приучить ребенка проговаривать свои действия вслух.
Планируя занятия, нужно изначально определиться с их целью. Это может быть общее развитие и закрепление существующих навыков или коррекция звуков, которые вызывают у малыша сложности. В первом случае для ребенка 4-5 лет просто подбираются нужные игры, зачастую состоящие из скороговорок, стишков и песенок. Во втором – подготовительный этап включает следующие манипуляции:
Не стоит рассчитывать на слишком быстрые результаты. При условии регулярной и качественной работы первые успехи могут появиться только через несколько месяцев. Главное, не отступать от плана и продолжать занятия.
Каждый подход необходимо начинать со специальной разминки, способной подготовить основные инструменты речи. Малыш должен ровно сесть перед зеркалом, выпрямить спину и расслабить тело. Нужно добиться такого положения, чтобы ребенку было видно и свое лицо, и лицо «педагога». Далее начинаем показывать и описывать ребенку упражнения, которые он должен повторять. При необходимости корректируем действия малыша ложкой или чистым пальцем.
Для ребенка 4-5 лет в качестве разминки идеально подойдут следующие упражнения:
Стоит учесть, что в возрасте 4-5 лет дети еще не способны слишком долго концентрировать свое внимание на однотипных действиях. Не стоит навязывать ребенку длительные занятия, все должно быть в удовольствие.
Чаще всего малыши испытывают проблемы с произношением звука «р». Они просто его пропускают или стараются заменить другим, коверкая слова. Перед тем, как приступать к коррекции, стоит посетить педиатра и логопеда. Возможно причина проблемы кроется в короткой уздечке языка и ее придется решать хирургическим путем. Дети 4-5 лет могут испытывать сложности с произношением самого звука или употреблением его в словах. В зависимости от ситуации и строим занятия. Для выполнения некоторых упражнений может понадобиться специальный шпатель.
Благодаря ежедневным повторам, у малыша появится понимание того, как звук «р» должен звучать, он услышит, что сам его произносит, и это ускорит процесс становления речи.
Остановку шипящих начинают с отработки звука «ш». Для этого малыш начинает произносить слог «са», постепенно поднимая язык к верхним зубам. На том этапе, когда уже начинает раздаваться шипение, помогаем ребенку зафиксировать момент с помощью зеркала. Повторяем упражнение, но на этот раз взрослый передвигает язык малыша с помощью шпателя, устанавливая его в то положение, при котором формируется шипение. Затем нужно закрепить успех, маленький пациент должен сам найти то положение языка, при котором сможет произнести звук «ш».
Для отработки звука «щ» используем слог «си» примерно по такой же схеме. При этом необходима помощь взрослого, который шпателем станет отодвигать язык чуть назад и вверх, добиваясь его оптимального положения. Звук «ч» ставим точно так же, но через «т». Упражнения выполняются на выдохе, чтобы качество звучания было максимальным.
Роль родителей в данных занятиях огромна. Именно от них зависит правильность выполнения упражнений малышом, что скажется и на времени появления первых успехов. Повышенное внимание стоит уделить и особенностям построения уроков, они не должны вызывать у детей скуки, страха или других негативных эмоций. Если действовать по четко разработанному плану, за несколько месяцев можно будет поставить малышу четкую и красивую речь даже без помощи профессионалов.