«Масленица» или блинный день: аппликация на тему. Тематическая неделя "масленица"

05.07.2019

Привет, друзья и случайные читатели моего блога! С вами Сухих Татьяна у меня сегодня блинный день. Представляю вам мои мысли на тему: «Аппликация. Масленица». Это традиционный сюжет для занятий по изобразительному искусству в детсаду. Масленицу мы рисуем, лепим, вырезаем, мастерим и, конечно, празднуем.

Интересно, как в ваших краях проходит этот веселый и длительный праздник? Печете блины? Возможно, в вашем городе или деревне организовывают народные гулянья? Расскажите, это безумно интересно!

Почему я заговорила о масленице летом??? Вопрос конечно интересный, да просто, купила молоко, а оно скисло. Напекла блинчиков и мысль пришла, а почему бы не написать статью на эту тему.

Итак, чтобы провести интересное и познавательное занятие по аппликации «Масленица», требуется подготовка. А для этого нам нужно иметь на вооружении тематические пособия.

«УчМаг» подготовил удобный электронный календарь, посвященный главным зимним праздникам: Рождеству, Новому году и Масленице. Здесь есть увлекательные сценарии и музыкальное сопровождение. Если хотите устроить для деток необычное зимнее развлечение, этот компакт-диск поможет вам.

Чтобы веселье принесло пользу, нужно подготовить немного познавательного материала, чтобы дети знали наши обычаи и понимали смысл праздников.

«OZON.RU»предлагает несколько отличных книжечек, например: «Детям о Масленице» – это сборник притч, рассказов, стихотворений об этом зимнем «вкусном» празднике.Тематическая аппликация в саду «Масленица» пройдет очень интересно, если развлечь деток какой-то занимательной историей.

Для семейного празднования пригодится книга «Широкая Масленица. Обычаи, православные традиции, рецепты» – это целое руководство о том, как правильно отмечать дни праздничной недели, подаются интересные сведения о верованиях, а также разнообразные рецепты вкуснейших блинов.

А какие могут быть праздники без музыки? Сборник веселой народной музыки «Русский фольклор для малышей. Праздники» сделает ваши мероприятия незабываемыми и поистине волшебными.

Как провести занятие по аппликации в разных возрастных группах?

Хотите, чтобы аппликация на тему: «Масленица» прошла весело и увлекательно, нужно учитывать возможности ребенка. Поскольку я вижу, что мой блог в основном читают родители, то советы я даю, прежде всего, исходя из своего опыта педагога.

Итак, младшая группа только-только знакомится с возможностями этого вида творчества, ножницы пока деткам не даем, они могут лишь приклеить одну-две детали на заготовку. Например, без чего не обходится Масленица? Без блинов! Берем шаблоны небольших сковородок, обводим по контуру, вырезаем из бумаги и предлагаем детям приклеить к сковороде «блинчики» тоже из бумаги. Аппликации можно дополнить, дорисовав на «блинах» смайлик.


Средняя группа осилит более тонкую работу, но пока еще тоже без ножниц: один из символов праздника – солнце, которое мы делаем с детьми. Берется желтый круг и к нему приклеиваются лучики – полоски бумаги. Если просто приклеить полоски сможет и младшая группа, то «среднячки» должны сделать так: сначала приклеиваем полоски по окружности с одной стороны, потом заготовку переворачиваем на обратную сторону и полоски другим концом приклеиваем к обратной стороне. Получаются петельки.

Можно еще приклеивать нитки, ленты. Будет очень красиво! В принципе, малыши этого возраста могут наклеить детали в любом количестве, если показать им образец. Так что, пусть дети сделают простую фигурку чучела масленицы из полосок бумаги – это платье, круг – лицо, треугольник – платок.

Аппликация на тему «Масленица» в старшей группе может быть сложнее. Так, дети уже умеют работать ножницами и способны вырезать детали самостоятельно. Для солнышка они нарезают полоски сами, чтобы сделать круг, можно использовать шаблон. Но наряду с простыми фигурками, детям под силу более сложная аппликация – кукла Масленица. Ребята этого возраста отлично знают все простые геометрические фигуры, но пока не умеют вырезать сложные детали. Поэтому можно сделать символичное чучело из треугольников, квадратов, круга, прямоугольников.

При этом дети могут сами выбирать цвет деталей, получается очень красочная и забавная кукла!

Старшая и подготовительная группы — усложняем задачу!

Старшая группа может использовать разные материалы для аппликации. Так, лучи солнышка можно сделать из зубочисток. Их приклеиваем на одну сторону бумажного круга по окружности, а сверху приклеиваем еще один круг.

Куклу можно частично сделать из ткани, гофрированной бумаги, ленточек. Для сюжетно-ролевой игры «Приглашаем гостей на блины» детки могут вырезать много-много блинчиков и раскрасить их под цвет «начинки».

Подготовительная группа – это дети вполне самостоятельные. Они мастерски владеют ножницами, кисточкой для клея и способны создавать сложные композиции. Для них воспитатели устраивают целые костюмированные представления с песнями, ритуалами и угощением. Воодушевленные таким образом ребята, с большим запалом делают интересные творческие поделки.


Конспект занятия по аппликации «Масленица» для старших детей должен включать обязательную предысторию о том, что это за праздник, каков его смысл. Не стоит, однако, углубляться в историю возникновения, тем более, что это очень древняя языческая традиция. Если почитать исторические сведения, то иногда волосы дыбом встают, что вытворяли наши предки, провожая зиму! Ребятам достаточно знать, что народные гулянья по поводу проводов зимы продолжались неделю, и каждый день что-то символизировал.

Подготовительная работа со стороны воспитателя заключается в том, что он должен так подать информацию, чтобы она уложилась у ребят в голове и закрепилась. Не стоит запутывать дошкольников ненужными подробностями, им достаточно общих сведений.

Анастасия Лихачева

Предлагаю вашему внимаю идею на масленичную неделю . Как известно масленичная неделя длится семь дней, каждый день имеет свое название понедельник-встреча, вторник-заигрыши, среда -лакомка,четверг-широкий, пятница-тещины вечеринки, суббота-золовкины посиделки, воскресенье-проводы,целовник.

Вот мы с ребятами и решили на третий день испечь угощения для родных и близкий. А какое угощение в масленичную неделю самое вкусное? Конечно же блины и чай. Приступили к работе. Слепили чайник, вазочку для блинов, кружки, блинчики, кто-то слепил и вазочку с вареньем вишневым, клубничным. Затем сделали украшения для нашей посуды, налили чай в кружки (сделав углубление и заполнив его пластилином) .

Мы печем весь день блины,

Стопкой сложены они.

Получилась знатной стопка -

Вместе печь блины так ловко!

(отрывок из стихотворения В. Ткачевой)


Публикации по теме:

Развлечение «А мы масленицу дожидаем. Ух!» Цель мероприятия: продолжать знакомить детей с народными календарно-обрядовыми праздниками. Задачи:.

Конспект аппликации «Угощение для снегиря» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Конспект аттестационного занятия по аппликации во второй.

Игры на масленицу Игры на масленицу «Метелки-веники» Атрибуты: 4 конуса, 2 метлы. Ход игры: разделить детей на 2 команды, у капитанов команд по 1 метле.

Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Задачи:Научить проявлять заботу о птицах; Расширить знания детей о птицах;.

НОД «Угощение на день рождения» (старшая группа) Цель: Развивать представления о дружбе. Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Задачи: Формировать.

В предверии наступающего весеннего празника 8 марта, мы со своими детьми сделали "сладкие" подели для мамочек "Угощение для мамы". Данные.

Сценарий новогоднего утренника «Угощение для Снегурочки» Воспитатель: Сегодня весело у нас – Мы Новый год встречаем И всех, кто к нам пришел сейчас Сердечно поздравляем! Ребенок: Здравствуй,.

Солнце круглое как блин, Улыбаясь светит. Рады теплой встрече с ним Взрослые и дети. Масленица – древний славянский праздник. Это проводы.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»

Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории

Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.

Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.

Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».

Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами

Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!

Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру

У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель: Вот и блинчики готовы, угощайтесь!

Презентация на тему: Масленица

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МАСЛЕНИЦЫ»

Воропаева Е.Е.

МБДОУ Детский сад

комбинированного вида

№16 «Колокольчик»

воспитатель

1 квалификационной категории

Мичуринск 2017

Пояснительная записка:

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Ш. Амонашвили

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Практика показывает, что многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Недостаточно внимания уделялось социально-нравственному развитию, народной культуре, что повлияло на поведение детей. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, пренебрежительное отношение к народным традициям, к гражданскому долгу. В настоящее время актуальным стало социально-личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

ООД составлена в соответствии с ФГОС ДО, при использовании интеграции образовательных областей, включенных в образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В основу ООД положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания старших дошкольников; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

В основу ООД легли следующие принципы:

1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.

2. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с бумагой)

4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).

Образовательные области: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Интеграция видов деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра), коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из бумаги, изобразительная (рисование, аппликация), музыкальная, двигательная (подвижные игры, физкультминутки)

Лексическая тема: Проводы русской зимы. Масленица

Вид занятия: тематическое, занятие-творчество

Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из бумаги).

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;

Познакомить с народными потешками, закличками;

Познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;

Формировать умения изготавливать куклу-масленицу из бумаги;

Активизировать словарный запас дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;

Воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;

Создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа;

Развивать внимание, память, связную речь;

Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;

Развивать творческие способности, фантазию.

Планируемый результат: изготовление куклы-масленицы из бумаги, организация выставки работ.

Подготовительная работа:

Подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы;

Подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне;

Рассматривание репродукций картин о Масленице;

Разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)

Подготовка и оформление лэпбука «Масленица».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, лэпбук, репродукции картин на тему «Масленица», схема последовательности изготовления куклы, ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, палочки (шпажки), готовая кукла «Масленица».

Технологическая карта ООД

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)

Воспитатель: Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся Масленица семь годков.

Ой, Масленица, кривошейка,

Встретим тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Воспитатель: Ребята, о чем, о ком это стихотворение?

Дети : О масленице

Воспитатель показывая репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» и др. (на примере Лэпбука «Масленица») напоминает детям о празднике Масленица, который означает прощание с зимой и встречу весны: этот праздник любит русский народ – и взрослые, и дети.

Воспитатель: Вот и кончается зима. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья - назывался этот праздник Масленица.

Масленица – один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все. Длилась Масленица целую неделю (показать на лэпбуке названия дней Масленичной недели ).

Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо на репродукциях Б.М. Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани. (Рассматривание репродукций картин )

Воспитатель: На Масленицу сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.

МОТИВАЦИЯ И ПОСТАНОВКА И ПРИНЯТИЕ ДЕТЬМИ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: Это кукла-Масленица

Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная?

Почему вы думаете, что это старинная кукла?

Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.

Воспитатель: Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, она сделана из простых ниток. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т.е. охраняют, оберегают от всего плохого.

Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

А хотите научиться делать своими руками из бумаги куклу-масленицу?

Дети: Да.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. НАЧАЛО ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ЗАДАЧАМ ООД

Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленицу, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая

Выше бережка головушку несёт Сжимаем пальцы в щепоть .

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами .

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.

Воспитатель:

Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Берем листы цветной бумаги и складываем из нее гармошку. Таких гармошек нужно сделать две (для юбки и рубашки), их нужно согнуть поплам и соединить друг с другом.

Берем цветной картон и по шаблону вырезаем контур лица куклы и кокошник.

Волосы сделаем из цветной бумаги: вырезаем небольшую полоску и делаем на ней надрезы по все ширине полоски, с помощью карандаша придадим волосам объем (накрутить на карандаш).

С помощью фломастеров нарисуем на контуре лица глаза (или наклеим из цветной бумаги) и волосы.

Соединим делали: Лицо приклеиваем к кокошнику, кокошник к соединенным юбки и рубашке, и куколка-масленица готова!

Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка ).

Воспитатель предлагает детям выбрать цветную бумагу на свой вкус.

Каждый ребенок выполняет свою куклу.

Воспитатель помогает отстающим детям.

После того, когда дети выполнять голову и туловище куклы , проводится физминутка.

Физкультурная минутка «Маланья»

Мы сегодня зиму провожаем

Шаги на месте.

Весну красную встречаем!

Руки развести в стороны

Приди, Весна-красна,

Круговые движения руками вверх, вниз.

Принеси нам тепла!

Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.

Приди, погода ясная,

Прижать руки к груди и протянуть их вперед.

Приди, солнце красное

Руки поднять вверх

Воспитатель: Традиционная кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.

Вот наши куклы и готовы.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. РЕФЛЕКЦИЯ

По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

Как ты её делал?

Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?

А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

Примечание: Куклы могут быть использовать в музыкальном уголке, в уголке художественно-эстетического развития, в игровой зоне, на празднике «Масленичные гуляния» и др.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировская основная общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект занятия по аппликации

«Масленица»

для детей старшей группы

Подготовила:

воспитатель Штангеева Е. П.

2018 год

Цель :

Познакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, праздником « Масленица » .

Задачи :

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Развивать речевые навыки детей дошкольного возраста.
Развивать умение доброжелательного общения с взрослыми и сверстниками.
Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

Закреплять умение работать ножницами, умение составлять целый предмет из частей. Закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.

Материал : презентация; игрушка солнышко; вырезанные круги жёлтой бумаги (по 2 на каждого ребёнка) ; разлинованные листы желтой, красной, оранжевой бумаги; 2 глаза, рот и нос для солнышка на каждого ребёнка; клей; кисточки; ножницы; салфетки.

Ход занятия:

( Воспитатель читает стихотворение ):

Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (про конец зимы; весна пришла ).

Как вы догадались? (снег тает; бегут ручьи; капает с крыши; на улице стало тепло).

Правильно, молодцы! Заканчивается зима, и люди провожают её шумным, весёлым праздником. А как называется этот праздник? (Масленица ) .

А кто скажет, как отмечают этот праздник? (поют песни для Масленицы ; танцуют; играют в игры; водят хоровод вокруг Масленицы ; пекут блины ).

Стихотворение «Масленица» (А. Усачев)

Здравствуй, Масленица !

Дай нам маслица !

Мы блинов себе горячих напечем-

Нам метели и морозы нипочем!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий-

Это лучшая еда!

Вот так Масленица

Дала маслица нам !

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин, и рядом блин-луна.

Один блин горячий,

Другой холодный.

Полезай на небо-

Если кто голодный! ( показ слайдов )

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярила, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере , отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла . Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, громко хохочущей.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы : всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны - красны.

Самым шумным и веселым стал праздник Масленицы ! Целую неделю люди веселятся, ходят друг к другу в гости, придумывают разные забавы и игры на свежем воздухе и, конечно же, пекут блины.

Отгадайте-ка загадку :

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? ( Солнце )

Правильно! Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам веселее, настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться.

Тогда, давайте с вами позовем солнышко. (Дети произносят закличку):
Солнышко, солнышко, появись,
Светлое, яркое, улыбнись!

(
Воспитатель выносит солнышко).
- Посмотрите, солнышко нам улыбается. Давайте, ребятки тоже улыбнемся солнышку и друг другу (улыбаются друг другу). А теперь давайте покажем солнышку, как нам живется в садике.
Игра «Как живешь – вот так? » Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
- Как живешь? ---
показать оттопыренный большой палец
- Вот так!
- А плывешь? --- -
вытянуть руки вперед
- Вот так!
- Пляшешь как? ---
согнуть руки в локтях
- Вот так!
- Вдаль глядишь? ---
поднести руку ко лбу
- Вот так!
- Ждешь обед? ---
погладить животик
- Вот так!
- Машешь вслед? ---
выполнить кистью ведущей руки движения влево - вправо
- Вот так!
- Ночью спишь? ---
лечь щекой на сложенные вместе ладошки
- Вот так!
- А шалишь? ---
надуть щечки и хлопнуть по ним ладошками
- Вот так!
- Здорово поиграли, а теперь давайте подарим солнышку свою любовь и тепло.
Проводится игра «Подари любовь и ласку».
(
дети, сидя обнимают игрушку – солнышко, передавая друг другу, под музыку )
- Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы тоже нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку.

Как мы с вами уже говорили, всю масленичную неделю хозяйки пекли блины. На блины да угощенья приглашали дорогих гостей, чем больше гостей – тем больше счастливых дней в году.

А кто мне может сказать, почему на Масленицу пекли именно блины ? (- Потому что они похожи на солнышко ).

Сегодня мы с вами тоже пойдем на улицу, будем веселиться. И сейчас каждый сделает себе солнышко. Показ образца и анализ . Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места.

У вас лежат 2 жёлтых круга. Разлинованные листы жёлтой, оранжевой, красной бумаги. Из кружков мы будем делать само солнышко, а из цветной бумаги мы нарежем лучики.

Как вы думаете, почему именно эти цвета мы выбрали для солнца?

Потому, что это цвета солнышка!

Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо вспомнить правила работы с ножницами. Может быть, вы можете мне помочь? Кто знает, как надо обращаться с ножницами?

Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.

Передавать друг другу ножницы надо кольцами вперёд.

Нельзя размахивать.

Нельзя играть с ножницами.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота:

Не забудьте их закрыть

И в коробку положить.

Давайте же сделаем наши солнышки. Последовательность выполнения.

1. Разрезаем цветные листы бумаги по намеченным линиям - это лучи солнца.

2. Складываем полоски пополам, но сгиб полосы заглаживать не надо.

3. Наклеиваем лучи с двух сторон первого круга.

4. Накладываем и приклеиваем второй круг, закрывая кончики лучей.

5. Приклеиваем глаза, нос и рот солнышку.

Анализ работ.

По окончанию работы дети делятся впечатлениями, рассказывают о своих солнышках, оценивают работу товарищей. Подводятся итоги. Зачитывается стихотворение.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица .

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами,

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица !