Методическая разработка (младшая группа) на тему: Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Комплексная программа «Здоровье». «Общаться позитивно – что это значит»

24.04.2019

Введение…………………………………………………………………...2

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…4

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ....6

3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……..11

Заключение……………………………………………………………..….22

Список литературы……………………………………………………..…23

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

· Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

· Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

Программа здоровье в ДОУ

Комплексная программа «Здоровье»

1. Пояснительная записка

2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

3. Аналитическое обоснование программы

3.1. Анализ уровня развития детей

3.2. Анализ ресурсного обеспечения программы

4. План реализации мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников ДОУ

Характеристика основных направлений программы «Здоровье»

5. Медико-профилактическая деятельность

5.1. Мониторинг здоровья детей

5.2. Профилактика и оздоровление детей

5.3. Организация питания

5.4. Организация питьевого режима

5.5. Проведение закаливающих процедур

5.6. Организация гигиенического режима

5.6.1. Гигиена воздуха

5.6.2. Режим проветривания

5.6.3. Проведение противоэпидемиологических мероприятий

5.6.4. Гигиенические требования к игрушкам

5.7 Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

5.7.1. Качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка

5.7.2. Организация и проведение прогулок

5.7.3. Организация прогулки в летний период времени

5.7.4. Оказание первой медицинской помощи

5.7.5. Оптимизация режима дня

5.7.6. Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса и режима дня

6. Физкультурно-оздоровительная деятельность

6.1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности

6.2. Модель двигательного режима детей 3-7 лет

6.3. Дифференцированный подход к детям в различных формах физической культуры и дозирование нагрузки

6.4. Требования к организации занятий по физическому воспитанию

6.5. Организация оздоровительных беговых тренировок

7. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка

7.1. Модель организации деятельности по обеспечению психического здоровья детей

7.2. Охрана психического здоровья

8. Здоровьесберегающая образовательная деятельность

8.1. Валеологическое образование детей, осуществляемое в рамках образовательной программы «Развитие» под ред. Л. А. Венгера

8.2. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни

8.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

9. Взаимодействие с семьей

10. Глоссарий

Пояснительная записка

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (по определению Всемирной организации здравоохранения) . Поскольку понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека, такая трактовка поднимает роль решения вопросов, связанных со здоровьем детей совершенно на новый уровень.

Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников ДОУ в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана настоящая целевая программа «Здоровье». Программа ориентирована на улучшение медико-психолого-педагогических условий пребывания детей в ДОУ.

Основной целью внедрения данной программы является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Настоящая программа призвана обеспечить единство образовательных, социальных и медицинских мер в рамках пребывания ребенка в ДОУ. Программа регулирует деятельность медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления, развития физической подготовленности детей и формирования у них мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  1. Отобрать и систематизировать нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
  2. Определить оптимальные медико-психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.
  3. Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.
  4. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий :

Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка– необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Профессионального сотрудничества и сотворчества , что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.

Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Данная программа «Здоровье» реализуется посредством здоровьесберегающих технологий.

За основу понятия «технология», нами было принято определение, данное кандидатом педагогических наук В. А. Деркунской: «Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость) , включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов».

  1. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
  2. Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
  3. Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий

(классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесберегающей деятельности)

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактических технологий:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников;
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
  • контроль за физическим развитием дошкольников;
  • закаливание;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий :

  • развитие физических качеств, двигательной активности;
  • становление физической культуры дошкольников;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • профилактика зрения.

Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.

Технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка:

  • в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
  • эмоционально благоприятная обстановка в группе.

Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.






Конвенция ООН о правах ребенка Федеральный и региональный законы «Об образовании» «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» Концепция дошкольного воспитания Семейный кодексом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» Нормативные правовые актами, определяющие роль родителей, ДОУ, школы, самих детей в сохранении и укреплении их здоровья


Исходя из: «Конвенции о правах ребенка» часть 1, статья 6 Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»


Указ президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. 543 Признать проблему выживания, защиты и развития детей приоритетной Правительству РФ, министерствам и ведомствам РФ, органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей: обеспечить приоритетность задач по выживанию, защите и развитию детей на федеральном и региональном уровнях…; Правительству РФ: доработать в соответствии с планом действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей федеральную программу «Дети России» на годы


21 марта 2007 г., во исполнении Указа президента РФ Утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на годы В результате ее выполнения было достигнуто снижение младенческой смертности (на 21,8 процента) и материнской смертности (на 27 процентов)










Задачи программы Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости) и умение рационально использовать их в различных условиях


Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений Способствование усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта Помощь педагогам и родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие


Условия достижения цели программы Наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ДОУ; Поэтапное выполнение мероприятий, связанных с финансированием; Соответствие помещений и режима дня СанПиН; Соблюдение ТБ и противопожарной безопасности; Мониторинг деятельности; Санитарно-гигиеническое просвещение сотрудников; Интеграция медицинского, педагогического и психологического направлений деятельности; Взаимодействие с детской поликлиникой, санэпиднадзором, пожарной службой


Система контроля ежемесячный учёт заболеваемости детей, выявление характера заболеваний и причин заболеваемости; ежедневный контроль качества питания, соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ; ежеквартальная диагностика уровня физического развития детей; педагогический мониторинг физического воспитания и развития детей.


Группы здоровья I группа здоровья - дети с хорошим физическим развитием, редко болеющие II группа здоровья - дети, имеющие функциональные нарушения, еще не перешедшие в хронический процесс III группа здоровья - дети страдающие различными хроническими заболеваниями, а также дети с плохим физическим развитием IV группа здоровья - дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспанзеризации V группа здоровья - дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе


Комплекс закаливающих мероприятий, проводимых в ДОУ Соблюдение температурного режима в течение дня; Правильная организация прогулки и её длительность; Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей; Облегчённая одежда для детей в ДОУ; Дыхательная гимнастика после сна; Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди; Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой; Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке "здоровья" (Игровые дорожки); Контрастные воздушные ванны


Методы оздоровления Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье); Контрастное обливание ног (летом); Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий; Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом); Хождение босиком летом по спортивной площадке; Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия); Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре; Массаж грудной клетки махровой рукавичкой; Полоскание горла и рта лечебными настоями.


Организация рациональной двигательной активности (Физическое воспитание) Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды; Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям; Повышение физической работоспособности; Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития; Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.


Требования к организации физического воспитания в ДОУ Режим дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей) Правильное соотношение динамического и статического компонентов на занятиях и в свободное время (на активную двигательную деятельность детей отводится 3,5-4 часа) Внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных форм двигательной нагрузки Использование максимальных площадей для движений, разнообразие предметной среды, достаточное обеспечение соответствующими гимнастическими тренажерами простейшего типа и сложного устройства, оборудованием и пособиями Соблюдение воздушно-теплового режима


Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые) Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.


Создание условий организации оздоровительных режимов для детей Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима - динамические. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.


Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в д/саду должно быть четыре сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.


Работа с педагогами просветительную работу по направлениям программы «Здоровье»; консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья; консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии; обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.


Организационные методические мероприятия Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально-психологическом подходе. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты). Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.


Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений. Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы). Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.


Задачи работы с родителями Повышение педагогической культуры родителей. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка. Вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. Включение родителей в воспитательно- образовательный процесс.


Формы работы с родителями Проведение родительских собраний, семинаров- практикумов, консультаций. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. Дни открытых дверей. Экскурсии по д/саду для вновь прибывших. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших). Совместные занятия для детей и родителей. Круглые столы с привлечением специалистов д/сада (инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача). Родительский всеобуч: клуб "Здоровье". Организация совместных дел.


Ожидаемые результаты реализации программы Создание благоприятных условий для формирования здоровой личности Улучшение качества дошкольного образования за счёт использования здоровьесберегающих технологий Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам укрепления здоровья детей Осознание взрослыми и детьми понятия ЗОЖ и его влияния на состояние здоровья, овладение навыками самооздоровления Снижение показателя заболеваемости Улучшение психо-моторного состояния детей Положительная динамика показателей физического развития детей Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию

Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов.

Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде , ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний.

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Ребенку не нужно создавать «тепличные условия» , пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры.

Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета , но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом.

Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание . Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми.

Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр . Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад.

Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка . Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома.

Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.

Это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

Каждого малыша, достигнувшего определенного возраста, родители записывают в детский сад. Одни действуют, исходя из тех соображений, чтобы ребенок не проводил свои дни, бесцельно гоняя мяч, часами просматривая мультфильмы. В других случаях (практически в каждой семье) за чадом некому присмотреть из-за рабочей занятости. Но какова бы ни была причина, стабильно обеспечивается здоровье детей в детском саду, что имеет положительное влияние как в психическом, так и в физическом отношении.

Многие мамы считают правильным оставлять своего малыша дома, предпочитая держать его весь день при себе и «сдувать с него пылинки». Такое свое поведение они объясняют тем, что при общении с другими малышами возникает вероятность подцепить различные вирусные заболевания. Однако те же самые мамы не понимают или принципиально не хотят понять, что нельзя превращать ребенка в «тепличное растение».

А постоянное нахождение малыша в домашних стенах и ограничение в общении сделает из него закомплексованного, замкнутого в себе и необщительного эгоиста. Крайне важно определить его в детское учреждение, предоставляя ребенку полную свободу общения и саморазвития. Как бы родители этого не хотели, они в любом случае не смогут уделить своему чаду достаточно времени, чтобы поиграть с ним и позаниматься.

Мамы весь день заняты домашними делами: стирка, глажка, приготовление еды, уборка и прочее. Папы же большую часть времени проводят на работе, ну а вечером бывают слишком уж уставшими, чтобы заняться детской игрой либо воспитанием.

Обеспечение здоровья детей является проблемой №1 как для их родителей, так и для воспитателей. Поэтому организуются и проводятся различные мероприятия, направленные как на физическое, так и на умственное развитие. Это могут быть развивающие игры (загадки, задачки на разные темы), несложные физические упражнения, постановка маленьких сцен и другое.

Принимая во всем этом участие, ребенок поневоле развивается, совершенствуется, познает мир, учится общению со сверстниками и взрослыми людьми (в данном случае, с воспитателями, родителями детей из группы). А самое главное, знакомится с такими жизненными понятиями, как: самостоятельность, ответственность, решительность. Эти понятия играют ведущую роль в становлении личности.

Оздоровительные мероприятия

В любом детском саду проводится ряд оздоровительных мероприятий, направленных на обеспечение и поддержание здоровья малыша. Оздоровительные мероприятия включают:

  1. Воспитание потребности здорового образа жизни.
  2. Физкультурно-оздоровительные работы.
  3. Закаливание.
  4. Профилактика.

Воспитание потребности здорового образа жизни

Данное мероприятие направлено на то, чтобы развить в ребенке потребность самому вести и стремиться к здоровому образу жизни. При этом особое внимание уделяется на соблюдение малышом режима дня, привитие и развитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом.

Физкультурно-оздоровительная работа

Такой вид оздоровительных мероприятий является не менее важным, чем все другие. Занимаясь физкультурой и гимнастикой, укрепляются мышцы, суставы, костная ткань малыша. Организм приобретает возможность бороться с различными недугами, заболеваниями, расстройствами. Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия включают:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • физкультурные занятия на свежем воздухе;
  • спортивные игры;
  • дыхательную гимнастику после дневного сна;
  • диагностику физического развития;
  • спортивные и музыкальные праздники;
  • активный отдых.

Закаливание

Процедуры закаливания направлены на укрепление здоровья каждого ребенка, делая его сильным и повышая его иммунитет. Перед тем, как приступить к осуществлению данного мероприятия, исключается наличие у ребенка какого-либо заболевания. В целом, закаливание предусматривает:

  • игры на свежем воздухе, пешие прогулки;
  • принятие воздушны ванн;
  • осуществление водных процедур;
  • игры с водой;
  • дозированные солнечные ванны.

Хождение босиком является одновременно и процедурой закаливания, и огромным удовольствием. Детям это очень нравится.

Профилактика

Соблюдение ребенком основных мер профилактики также является частью программы обеспечения здоровья. Профилактические мероприятия подразумевают:

  • обеспечение чистоты среды;
  • создание здорового микроклимата;
  • рациональное и сбалансированное питание;
  • витаминизация – употребление витаминных напитков, фруктов;
  • профилактика гриппа – проведение фитотерапии с использованием лука и чеснока;
  • профилактические прививки, позволяющие защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как: коклюш, свинка, туберкулез, ветряная оспа и прочие;
  • процедуры ароматерапии;
  • лечебно-физическая культура;
  • общеукрепляющий массаж.

Осуществление оздоровительных мероприятий направлено на то, чтобы ребенок, находясь в детском саду, рос абсолютно здоровым и крепким!