Насилие в школе: как противостоять травле? Буллинг в школьной среде: причины, формы, профилактика Психологическое насилие в школе со стороны одноклассников

27.08.2023

Психологическое насилие в школе – миф или реальность?
Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева
В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).
К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения – детям.
Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.
Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.
В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.
Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.
В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз – 14,5 % опрошенных, несколько раз – 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 – 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).
Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой – чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.
Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие – сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия – единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.
В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?
Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также – правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку – на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.
Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
угрозы в адрес ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
ложь и невыполнение взрослым обещаний;
однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Кажется, чувство доброты сегодня покинуло школьные стены, на смену ему пришли законы джунглей. Печальные случаи унижений и побоев случались, конечно, и раньше. Но сегодня школьные психологи, детские психотерапевты и учителя говорят о том, что насмешки, ругань и хамство становятся нормой не только в общении учеников, но и детей со взрослыми. Открыто об этом заговорили после телесериала «Школа»*. Мнения разделились: одни утверждали, что все происходящее на экране им знакомо, другие отказывались в это верить. Что же происходит в школах на самом деле?

Защитная агрессия

40% московских подростков говорят о том, что их (хотя бы однажды) высмеивали перед классом, 26% знают, что значит быть униженным одноклассниками или учителем, 6% подвергались избиениям в школе**. «Обзывают, толкают, унижают, портят личные вещи, как правило, тех детей, которые чем-то отличаются от других, от принятых в детской группе стандартов», - говорит школьный психолог Татьяна Бедник. Крайне грубо и жестоко ведут себя даже маленькие дети. 42% родителей мальчиков и девочек 4–12 лет регулярно наблюдали жестокое поведение сверстников своих детей***. Еще 23% помнят единичные случаи агрессии, 10% родителей говорят о том, что иногда так себя ведет их собственный ребенок. И лишь 24% никогда не сталкивались с детской жестокостью . Как такое могло произойти? «Слишком многие дети сегодня чувствуют себя абсолютно беззащитными, - сожалеет Татьяна Бедник. - Они живут в нестабильное время и в нестабильной семье (развод родителей, страх взрослых потерять работу, финансовые трудности в семье…). Школа же, точнее, непрерывные изменения в системе ее требований делают детей еще более неуверенными. И они защищаются от всех и всего сразу. Защищаются так, как умеют».

«Не только дети, но и учителя чувствуют себя некомфортно в условиях неуважительного, а иногда и просто агрессивного отношения со стороны коллег и администрации, - говорит экзистенциальный психолог Наталья Дятко. - Трудно проявлять эмпатию к ребенку, если сам не чувствуешь себя в безопасности». Как же положить конец взаимной агрессии? «Первое условие - абсолютное неравнодушие, - убежден учитель истории Анатолий Берштейн****. - Нельзя делать вид, что нет никакого насилия, не обращать на него внимание. Самоустранение взрослых, замалчивание того, что произошло, всегда лишь осложняет положение детей. Но реагировать необходимо в зависимости от ситуации, выясняя ее причины и тщательно подбирая способы воздействия, - универсальных рецептов не существует».

Создать атмосферу безопасности

УЧИТЬ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, НАХОДИТЬ АРГУМЕНТЫ, ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ СЛОВАМИ.

Атмосфера в школе - вот то, что прежде всего определяет поведение учеников, действия учителей. Мы чувствуем ее сразу, как только заходим в школу, - по тому, как с нами здороваются, разговаривают, как ведут себя в школе взрослые и дети. Конечно, дети приносят в школу свои правила общения - из дома, с улицы, но почти всегда побеждает в конечном итоге стиль отношений в школе, ее тон, ее неписаные правила. Внимание взрослых, поддержка администрации, объединяющие учеников и учителей школьные дела создают особое пространство школьной жизни, в котором каждый - ребенок и взрослый - будет чувствовать себя в безопасности.

Предотвращать драки

24-летний Александр, учитель физики, вмешался в драку восьмиклассников и в результате получил перелом стопы. Он потребовал у администрации школы обсудить ситуацию на педсовете, но директор предпочла замять скандал. «Это драматическая ситуация, - комментирует Татьяна Бедник, - потому что не наказать - значит не только не защитить учителя, но и оставить подростков наедине с тревогой, вызванной тем, что их поступок остался без ответа. В этом случае продолжение насилия неизбежно: не зная границ дозволенного, дети будут и дальше свободно проявлять агрессию». Границы поведения определяются правилами и санкциями за их нарушение. «Без них любые разговоры остаются лишь словами, сотрясением воздуха, - напоминает Наталья Дятко. - Опытные учителя с самого начала работы в классе договариваются с детьми о правилах, и те принимают их - если, конечно, правила продиктованы здравым смыслом и не унижают их достоинства».

«Важно также учить детей мирному стилю общения», - добавляет Татьяна Бедник. Разговаривать о самом важном для них (в разном возрасте это разные темы), пояснять, спорить, давать им высказаться и внимательно слушать детей необходимо для того, чтобы учить их самостоятельно разрешать конфликты и отстаивать свою позицию словами, а не кулаками. «Хорошо, когда есть традиция собираться всем классом и обсуждать то, что всех сейчас волнует, - говорит Наталья Дятко. - При этом учитель говорит с учениками о том, что беспокоит его. Он равноправный участник дискуссии и не занимает позицию «Я все знаю и сейчас расскажу вам, что делать». Смысл этих встреч в том, чтобы учиться слышать друг друга, находить ясные аргументы и ставить под сомнение позицию другого человека, но не унижать его самого». Чем-то эти встречи напоминают прежние заседания совета отряда и классные часы. Почему бы и нет, если метод работает?

Пресекать унижения

Злые шутки, унизительные прозвища, насмешки, которыми дети осыпают друг друга, могут стать причиной постоянной враждебности. «У нас в классе все друг друга обзывают, насмехаются, - рассказывает 13-летний Андрей, которому очень трудно живется в школе. - И если ты сам этого не делаешь в ответ, сразу оказываешься жертвой». Дети знают слабые места друг друга и бьют туда, где больнее. «Такое поведение особенно часто встречается у подростков, которым необходимо утвердить себя в глазах одноклассников, - говорит Татьяна Бедник. - Появление «козла отпущения» сплачивает ровесников, и они становятся еще злее». Агрессивность же младших школьников чаще возникает как реакция на психологическую травму. «Немало детей ежедневно сталкиваются с физическим и эмоциональным насилием, страдают от побоев дома, - говорит Наталья Дятко. - Им неоткуда ждать защиты. Проявляемое ими насилие - по сути, это крик о помощи». Среди «обозленных» учеников есть и те, кому трудно наладить отношения с окружающими. Они чувствуют себя изгоями, жертвами, аутсайдерами. «Их повышенная агрессивность - всего лишь отчаянная попытка добиться признания, - продолжает психолог. - Она объясняется не влиянием группы, а нерешенными психологическими проблемами».

Что делать учителю, если ребенка унижают

Дети не могут справиться с насилием и хамством самостоятельно. Психолог Людмила Петрановская* предлагает следующий алгоритм действия взрослых.

  • 1. Назовите вслух то, что происходит в классе. Если кого-то из детей намеренно доводят до слез, дразнят, отбирают (прячут, портят) его вещи, толкают, щипают, бьют, подчеркнуто игнорируют - это травля, насилие. Скажите об этом детям прямо. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось.
  • 2. Объясните ученикам: то, что происходит, - проблема всего класса, а не личная неприязнь двух-трех человек. Это болезнь, которая может поразить класс и даже школу. Такой разговор поможет детям сохранить лицо и, что особенно важно, снимет противопоставление между жертвами, обидчиками и свидетелями.
  • 3. Настаивайте: подобное поведение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Не спорьте о фактах, не выясняйте, кто и что именно сделал. Но помогите детям понять, что с ними происходит и что чувствуют другие люди, когда их обижают, унижают.
  • 4. Вместе с учениками сформулируйте правила жизни в классе. «У нас никто не выясняет отношения кулаками», «У нас не оскорбляют друг друга», «У нас не смотрят спокойно, когда двое дерутся, - их разнимают». Для детей постарше правило может звучать так: «Если я вижу, что задеваю и обижаю человека, я немедленно прекращу делать это». Обговорите санкции, которые должны последовать за нарушением этих правил. Тогда в дальнейшем бывает достаточно просто напомнить о договоренностях.
  • 5. Поддерживайте атмосферу взаимопонимания в классе. Давайте детям почувствовать, что ее создание - это их общее дело и совместная победа.

Что делать в такой ситуации учителям? «Вмешиваться, не оставаться равнодушными, - повторяет Анатолий Берштейн. - Школьная атмосфера культивируется и контролируется именно взрослыми, поэтому мы отвечаем за то, что происходит в школе». На взрослом лежит обязанность защитить ребенка, и дети ждут этого. Тем более что насилие всегда затрагивает не только непосредственных участников и жертв, но и его свидетелей. «Очевидцы невольно становятся соучастниками, - продолжает Анатолий Берштейн. - Одни заражаются сами, другие испытывают стыд и чувство вины за свое бездействие». Учителям важно следить за тем, чтобы вольно или невольно самим не спровоцировать насилие. Иногда бывает достаточно брошенной вскользь реплики: «Скажите спасибо Петрову, из-за которого весь класс остался без перемены», чтобы началась травля. Еще одним опасным оружием взрослых является ирония, сарказм. Дети чувствуют, что над ними смеются, но им трудно ответить на вербальную агрессию. Зато юмор, безобидный и беззлобный, напротив, помогает разрядить напряженную обстановку.

УСТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО: ДЕТИ ПРИНИМАЮТ ПРАВИЛА, ЕСЛИ ОНИ ОСНОВАНЫ НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ И НЕ УНИЖАЮТ ИХ.

Реагировать на хамство

«Хамство нельзя оставлять безнаказанным, - настаивает Анатолий Берштейн. - Необходимо реагировать, пусть и не сразу, - иногда нужно время, чтобы остыть. И каждый раз разбираться, чем оно вызвано, что за ним стоит». Когда нарушаются правила школьной жизни (а хамство - именно такое нарушение), за этим обязательно должно следовать наказание - с этим согласны все наши эксперты. Важно, чтобы санкции соответствовали поступку. «Если у ребенка вырвалось (а у подростков это обычное дело: так они непроизвольно меряются с нами силами), лучше всего реагировать с юмором, - советует Татьяна Бедник. - Это моментально восстанавливает дистанцию и снижает накал страстей».

«Есть категория детей, - продолжает Анатолий Берштейн, - которые, видя слабости учителя, хамят, но делают это изящно, тонко. Они высмеивают то, как учитель одет, его вкус или оказавшуюся на доске ошибку. А потом делают удивленное лицо: «А что я сказал? Я ничего не имел в виду, просто отметил - а разве это не так?» Обычно это умные дети, которые прекрасно понимают, что они хамят. Но они абсолютно не способны переносить стыд и чувство вины».

«Задача педагога - увидеть, что скрывает за собой хамство, что на самом деле болит у ребенка, и уметь ответить ему», - считает Наталья Дятко. Взрослые должны не только заявлять о недопустимости насилия, но и обеспечивать соблюдение этого правила.

Об этом

  • «Чучело» Владимир Железников Сила духа и уверенность в своей правоте помогает шестикласснице Лене Бессольцевой выстоять в травле, устроенной одноклассниками (АСТ, 2011).
  • «Шут» Юрий Вяземский Начав с игры в благородного рыцаря, подросток превращается в жестокого «сверхчеловека». Но выстроенная им система правил оборачивается против него (АСТ, 2010).
  • «Разрыв» Саймон Лелич Эта история подтверждает: за каждым случаем школьного насилия стоит равнодушие взрослых, даже если в роли жертвы - молодой учитель, а его обидчики - группа старшеклассников (Фантом Пресс, 2011).
  • «Юные годы» Арчибальд Кронин Чтобы справиться с издевательствами в английской школе, ирландский мальчик учится боксу и вызывает на дуэль самого сильного ученика (Кром, 1994).

Развивать эмпатию

Учить детей понимать чувства - свои и других людей, - одна из задач воспитания. «Мы просто обязаны развивать у детей эмпатию, эту прекрасную способность понимать (не оценивая) слова, эмоции, убеждения другого человека и то, что они значат для него, - уверена Татьяна Бедник. - Можно использовать для этого игры, тренинги, на которых дети смогут осознать, что ощущает другой, когда они его обижают. Или почувствовать границы допустимого для самого себя и других: я не буду причинять тебе зла и не позволю, чтобы ты причинял зло мне». «Сегодня происходит размывание многих ценностей, поэтому учителям нужно снова и снова объяснять детям поступки других людей и, конечно, показывать собственным примером, что никому не позволено унижать человека, - соглашается Анатолий Берштейн. - Необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Это долгий процесс, который включает и личный пример учителя, и общение на уроках, и человеческие взаимоотношения после занятий».

Терпеливость, разумность, великодушие - из этих качеств складывается толерантность, признание права (для себя и других) быть иным. Именно ее отсутствие все чаще становится причиной насилия в школе. «Закон толерантности прост: поставьте себя на место другого, - говорит Наталья Дятко. - Научить ребенка спокойно и терпимо относиться к тому, что другой не такой, как он сам, можно в первую очередь своим примером. Если учитель говорит детям о том, как важна толерантность, но сам при этом приходит в ярость от одного вида неформальной одежды, он лишь преподает урок лицемерия».

Объединять общими делами

Ничто так не меняет детей, как общее дело. Это может быть групповая работа в классе (выполнение проектов), театральная постановка или совместные поездки и походы. Главное - чтобы каждый ребенок участвовал по-настоящему. И это прежде всего зависит от учителя. «Когда дети знают, что здесь никто не скажет: «Ты нам не подходишь», что роль, пусть самая маленькая, найдется для каждого, а от их усердия (действительно) зависит общий результат, потребность быть агрессивным уходит сама собой», - поясняет Наталья Дятко. Дети, которые сотрудничают, больше других склонны к взаимопомощи и в целом более дружелюбны и общительны*****. Благодаря общему делу между ними возникают новые отношения, они учатся поддерживать друг друга, обмениваться мнениями, отвечать за свою часть работы и вмешиваться в работу одноклассников, если им нужна помощь.

** Исследование «Проблема насилия в отношении детей» проведено среди московских школьников 14–18 лет факультетом социологии МГУ им. М. В. Ломоносова в 2010 году.

***** Evolution and Human Behavior, 2010.

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

Потапова Л. В.

кандидат исторических наук Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В настоящей статье автором проводится исследование проблемы насилия в образовательной среде - буллинга, который рассматривается как явление, которое в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Данная проблема привлекает внимание не только общество, но и науку. По данным исследований можно резюмировать, что на данный момент проблема межличностных отношений с элементами насилия становятся общественной нормой.

Ключевые слова: ребенок, дети, школа, защита детей, права ребенка, насилие, буллинг.

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как в России, так и во всем мире. По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей) .

В Конвенции о правах ребенка и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» сказано, что соблюдение дисциплины в образовательном учреждении не должно быть связано с применением мер физического либо психического насилия в отношении обучающегося. Педагогические работники, допустившие по отношению к учащимся или воспитанникам применение мер физического или психического (эмоционального) насилия, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до расторжения трудового договора по инициативе администрации учреждения.

Так, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г., говорится о необходимости обеспечения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе с использованием информационно телекоммуникационных сетей.

Жестокое обращение с человеком в детстве не может пройти и не проходит бесследно. Ребенок, подвергавшийся в детстве насилию любых видов, с большей вероятностью вырастет таким же жестоким. Классик советской педагогики Антон Макаренко, настаивал, что авторитет, построенный на порке, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и одновременно воспитывает в ребенке жестокость. «Из забитых и безвольны детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры» .

В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14-24 лет подвергаются насилию в той или иной форме . Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования. По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. - 4330 обращений; в 2014 г. - 15556; из них: в семье - 1800 и 6498, вне семьи - 843 и 2113, среди сверстников - 1463 и 5955 соответственно) .

Для большинства людей школьные годы - это время, о котором на всю жизнь остаются только светлые воспоминания. Однако не для всех... Мы иногда забываем, что дети могут быть жестокими с теми, кто почему-то не может слиться с общей массой, кто

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

существенно выделяется на фоне сверстников. Оскорбления, унижения, драки, травля - это, к сожалению, реалии жизни в школе на сегодняшний день. Проблема насилия в школе становится все более актуальной.

Справедливости ради следует отметить, что эта проблема не появилась внезапно. Так, первые работы, посвященные этой проблеме, появляются еще в начале ХХ века. Сегодня же она исследуется во всех уголках нашей планеты. Психологи, педагоги, писатели, ученые во всем мире уделяют особое внимание проблеме насилия в школе.

Понятие «насилие» употребляется повсеместно, однако в научном сообществе этот термин не имеет однозначного толкования. Психологи определяют его как воздействие (физическое или психическое) с целью достижения каких-либо целей.

Физическое насилие - это буквальное применение физической силы к ученику.

Психическое насилие нельзя охарактеризовать настолько точно, но формами психического насилия, безусловно являются:

Оскорбление и унижение достоинства,

Угрозы по отношению к учащимся, их родителям и членам их семей,

Преднамеренная физическая или социальная изоляция учащегося, бойкотирование

Систематическая, ни на чем не основанная критика ребенка, подростка, которая выводит его из душевного равновесия,

Демонстративное негативное отношение к учащемуся,

Шантаж ребенка или его родителей,

Ложь и невыполнение взрослым обещаний, намеренное настраивание класса или группы учеников против ребенка, предъявление к учащемуся требований, явно несоответствующих возрасту (часто такое поведение учителя сопровождается критикой ребенка),

Формирование у ребенка страха ошибки, когда ребенок боится предъявить неправильный ответ.

В конце ХХ века появляется специальный термин, который более точно отражает ситуацию насилия в образовательной среде - буллинг (школьная травля). Буллинг - это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в данной ситуации.

Проблема буллинга разрабатывается уже давно учеными из разных сфер знаний, в частности такими авторами, как: Агога С. М., Касаткин В. Н., Симонятова Т. П., Манелис Н. Г., Медведовская Т. А., Митькин А. С., Страхов М. Ю., Тубельский А. Н., Тарасов Т. А., Ачитаева И. Б., Вишневская В. И., Кон И. С., Кутузова Д. А., Стрельбицкая А. А., Файнштейн Е. И. и др.

Согласно результатам исследований ученых, буллинг является сложной проблемой, которая приводит жертву в состояние, при котором человек теряет равновесие и не может защититься от отрицательных воздействий.

Буллинг может принимать различные формы: оскорбление, вымогательство, порча имущества, физическое насилие, распространение слухов, угрозы и другое. А с развитием технологий появляются новые формы буллинга, например, кибербуллинг - травля с помощью электронных сообщений.

Физический буллинг включает в себя толкание, удары ногой, кулаком, нападение или избиение жертвы. Буллинг не так часто проявляется в форме физического насилия. Более распространенным является психологический (эмоциональный) буллинг, который проявляется как вербальное унижение, презрительное отношение, обзывание, непринятие, изоляция («бойкот»), а также распространение неправдивых сплетен. Такой буллинг является даже более травмирующим, чем физический.

Таврический научный обозреватель www.tavг.science

Все эти деяния приводят к унижению жертвы и доставляют удовольствие обидчику. Цикл насилия не прекращается, а только усиливается, что еще раз доказывает необходимость вмешательства извне.

Буллинг рассматривается как явление, которое в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Люди, пострадавшие от него, становятся тревожными, у них снижается самооценка. Поэтому деятельность по предупреждению насилия в школьной среде является чрезвычайно необходимой и актуальной.

Наряду с постановкой проблемы и признанием ее актуальности в научной и педагогической литературе все чаще появляются материалы о механизме предупреждения буллинга , особое внимание уделяется при этом роли социального педагога .

В 2013-2014 гг. было проведено исследование «Школа: обыденность насилия». В качестве экспертов выступили директора школ, учителя, социальные педагоги и психологи. Почти все респонденты (36 человек) признали актуальность проблемы насилия. В ходе исследования были выделены несколько «зон напряжения»: отношения между самими школьниками (между одноклассниками, между старшеклассниками и младшеклассниками); насилие учителей над школьниками; школьников над учителями; родителей по отношению к детям, причем не только к своим; родителей и учителей. Результаты исследования свидетельствуют, что учителя не только не внедряют, а зачастую и не знают о существовании программ по предупреждению насилия (буллинга) в школе. Они говорили о том, что вопросы предупреждения буллинга рассматриваются в рамках или специальных предметов (например, обществознания, права, ОБЖ), или комплексных программ, реализуемых в школах (например, «Подросток», «Семья») .

Ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства, уважительное отношение персонала образовательного учреждения по отношению к себе. Он имеет право на собственную индивидуальность, вполне может оценивать уровень своих знаний относительно других учеников и понимать, что такое плохое поведение, талантливый он или нет, и т. д.

Поддержание дисциплины в образовательном учреждении должно происходить на основе взаимного уважения между педагогами, учениками, воспитанниками. Не допускается применение методов психического и ли физического насилия для установления дисциплины.

С целью повышения эффективности предупреждения буллинга в школе необходимо при планировании и реализации работы в данном направлении учитывать следующие принципы:

Обязательное совместное планирование и взаимодействие психолога, педагогов, классных руководителей и родителей;

Ориентация на предупреждение возникновения ситуации буллинга;

Последовательность и систематичность сбора и систематизации информации об отношениях в школьной среде;

Обязательное изучение динамики и оценка эффективности проведенной работы.

На наш взгляд, для эффективного решения проблемы буллинга в образовательной сфере необходимо привлекать школьное сообщество к выполнению совместной работы в свободное время (подготовка стенгазет, театральные выступления, спортивные командные соревнования и т.д.). Кроме того, необходимо обучить учителей раннему распознаванию проблемы буллинга, а еще лучше - методам ее предупреждения. Еще одним направлением предотвращения насилия в школе может быть создание специального школьного комитета по предупреждению буллинга, в состав которого должны входить учителя, родители и школьники, а его функциями должна быть разъянительно-просветительская деятельность, организация систематических бесед с учениками с целью формирования навыков

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

конструктивного реагирования в конфликте, а также организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников (обидчиков и жертв).

Консультацию и помощь по поводу ущемления или нарушения прав ребенка можно получить в местном Управлении социальной защиты населения, Управлении образования районной, городской администрации, Городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных организациях, позвонив по Общероссийскому детскому телефону доверия. Если действительно серьезная проблема не решается на локальном уровне учитель - завуч - директор - Министерство образования, можно и нужно обращаться в прокуратуру, в суд, в государственные и негосударственные организации, защищающие права человека .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема насилия (буллинга) в школе становится все более актуальной и распространенной, что подтверждает необходимость ее дальнейшего научного исследования с целью поиска новых эффективных форм и методов ее предупреждения. Распространенность насилия и жестокого обращения с детьми требует усиления профилактической работы и принятия комплексных превентивных мер.

Литература

1. Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. URL: http://www.unicef.org/ violencestudy/reports.html (дата обращения: 30.05.2015).

2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года; вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года // Сборник международных договоров СССР. - М., 1993. - Вып. XLVI.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

4. Потапова Л. В. Освещение проблем домашнего и семейного насилия //Российское государство и право: исторический опыт, проблемы и альтернативы развития Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Пермь, 27 ноября 2014 г. / Пермский филиал РАНХиГС. - Пермь: Изд-во «Аборигены», 2014.

5. Шереги Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками. 2011. URL: http://www.socioprognoz.ru/ files/File/2012/nasilie_v_shkole.pdf - (дата обращения: 15.01.2015).

6. Информация о тематике обращений на детский телефон доверия за период 2012-2014 годы / По данным отчетности, предоставляемой субъектами РФ.URL:http://www.fonddetyam. ru/detskiy telefon doveriya/otch ety o deyatelnosti detskogo telefona doveriya (дата обращения 27.06.2015).

7. Романова Е. Н. Опыт использования европейскими странами программ профилактики насилия в школах // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 9. - С. 212-218.

8. Лукина Т. Н. Система работы школьного социального педагога по профилактике насилия и жестокости // Известия Смоленского государственного университета. - 2009. - №3. - С. 321-326.

9. Сизова И. Л. Социологическая теория о причинах насилия в школе // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6 (1). - С. 374-380.

10. Кутявина Е. Е., Курамшев А. В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 4 (32).

11. Потапова Л. В. Актуальные вопросы деятельности правоохранительных органов и организаций в сфере защиты прав ребенка // Вопросы гражданского права в деятельности правоохранительных органов: материалы 2-й Международной научно-практической конференции - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. - С. 163-172.


Какой сюрприз принесет сегодня мой ребенок, когда придет из школы? Вчера пришел весь в слезах, сказал, что дети его обзывали, толкали, хотели побить. Убежал. Как-то не складываются у него отношения с классом. Очень переживает, страдает, не хочет идти в школу.

Да и не со всеми учителями ладит. Учитель географии любит покричать. Если плохо отвечаешь, может и подзатыльник дать. А указкой так лупит по столу, что уши закладывает. Не любят его дети и на уроки к нему боятся ходить. Многие родители жалуются, что насилие над детьми процветает в школах. Издевательства, вербальный садизм, даже избиения участились. А вдруг однажды утром мой сын скажет: «Не пойду в школу и точка»? Он ведь говорит, что ничего плохого не делает. За что же он страдает?


Как родителям справиться с этой ситуацией? Пойти к классному руководителю? Защита детей от насилия – это ведь и забота школы тоже. Пусть подключают психолога. Но решит ли это проблему?

Попробуем разобраться с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, в чем причина насилия в школе и как его избежать.

Почему дети жестокие?

СВП объясняет, что ребенок рождается с определенным набором векторов. Вектор – это совокупность способностей, свойств и желаний, которые обуславливают приоритеты, характер и социальную реализацию человека.

Школьный класс – это маленькая первобытная стая. Дети еще не развились, ими руководят инстинкты. Культурная надстройка в сознании еще до конца не сформировалась. В этом причина жестокости детей.

Взаимодействуя друг с другом, дети учатся ранжироваться, находить свое место, учитывать других. Не у всех это получается. Почти в каждом классе есть дети-изгои. Над ними издеваются, обзывают, бьют, унижают, устраивают травлю. Жертвой насилия в классе может стать ребенок почти с любым набором векторов, но чаще всего ею становится кожно-зрительный мальчик.

Это красивый, милый мальчик, похожий на девочку. В древней человеческой стае у него не было видовой роли. Из-за мягкости своего характера, обусловленной зрительным вектором, он не способен к убийству , то есть добыче, поэтому он не охотился и не воевал. Он до сих пор имеет проблемы с социальной адаптацией, и, следуя коллективной памяти, чаще всего именно над ним издеваются одноклассники.

Очень сложно бывает влиться в класс новеньким детям, которых перевели из другой школы. И от того, насколько ребенок научился адаптироваться и находить свое место в коллективе детского сада, зависит, сможет ли он успешно влиться в класс или нет.

Очень важно и внутреннее состояние ребенка. Чем более благоприятные условия складываются для развития его свойств дома, где он испытывает чувство защищенности и безопасности, тем легче ему адаптироваться. И наоборот, если ребенок подавлен, боится, напряжен, не уверен в себе, испытывает стресс и незащищенность, тем чаще он становится мишенью для насмешек.

Насилие со стороны учителей

Учителя тоже могут совершать насилие над детьми в школе, если они находятся в плохих состояниях . Например, преподаватель с анальным вектором, когда он накапливает обиды или находится в стрессе, может проявлять вербальный садизм - крики, оскорбления, неадекватные наказания. Может использовать рукоприкладство.

Учителя не обладают знаниями Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, поэтому видят учеников через свои свойства. А значит, могут быть несправедливыми, возводя некоторых учеников в любимчиков, а других подвергая незаслуженным наказаниям.

Например, учитель с анальным вектором будет ценить по равенству свойств учеников прилежных, аккуратных, склонных к качественному выполнению домашних заданий. То есть также обладающих анальным вектором, причем в работоспособном состоянии. Бывает и наоборот. А вот кожного непоседу будет все время наказывать за то, что он не способен проявлять такие же качества. Но это просто другой ребенок, который требует другого похода к себе. Не имея системных знаний, легко навредить ребенку, а вот последствия этого будут очень печальными.

Последствия насилия над детьми

Ребенок, став жертвой насилия в школе, получает психологическую травму, которая оставляет в его душе глубокую незаживающую рану.

Физические наказания не приемлемы для всех детей. Когда ребенка бьют, он теряет ощущение защищенности и безопасности. При этом реакция ребенка будет зависеть от его векторов. Если дети с анальным вектором отреагируют обидой и упрямством, возможно, даже местью , то дети с кожным вектором начнут воровать – битье только закрепит такое их поведение.

У кожных детей очень чувствительная кожа, а психика быстро адаптируется к любой ситуации. Привыкая к боли, они научаются получать удовольствие от нее и становятся мазохистами.

Если бить ребенка с уретральным вектором, он убежит из дома или ответит насилием.

Ребенок с анальным вектором от крика и поторапливания войдет в ступор .


Крики губительны для ребенка со звуковым вектором, обладающего очень чувствительным слухом. От громких звуков и унизительных смыслов, вкладываемых в слова, он испытывает стресс и закрывается от внешнего мира . Последствием может стать плохая учеба в школе, потому что он перестает воспринимать информацию.

Ощущение, что его не любят, может способствовать возникновению страхов и фобий у ребенка со зрительным вектором, который особенно сильно нуждается во внимании и выражении любви от окружающих. Ведь создание эмоциональных связей является жизненно необходимым для этого чувствительного ребенка.

Дети не любят отличаться от других. Они хотят быть такими, как все, предпочитают не высовываться. По этой причине дети с потенциально высоким интеллектом иногда начинают учиться хуже. Это тоже одно из негативных последствий насилия в школе.

Как защитить детей от насилия

Проблемы социализации возникают, в первую очередь, из-за неправильного воспитания в семье. Прежде всего, родители должны заложить базу для развития свойств ребенка, которые затем он будет продолжать развивать в школе. Имея такую базу, ребенок хорошо вписывается в коллектив, а не имея, становится мальчиком для битья.

Родителям нужно понимать важность построения отношений ребенка со сверстниками. Не стоит слишком опекать ребенка, - это не даст ему возможности адаптироваться в коллективе. При этом детский сад является обязательным этапом в подготовке ребенка к школе.

Чтобы помочь ребенку развить его лучшие качества, важно понимать его психические особенности. Эти знания дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, помогая предотвратить возникновение сложных ситуаций.

Как вырастить счастливого ребенка


Если вы хотите, чтобы адаптация в коллективе у вашего ребенка проходила легко и комфортно, вы должны знать его векторальные особенности. Только тогда вы сможете по-настоящему понять своего ребенка, а также других детей в классе, мотивы их поступков, а значит, сможете помочь своему ребенку найти общий язык со сверстниками.

Обладая системными знаниями, вы сможете видеть насквозь состояние учителей и степень их развитости, а значит, сможете выбрать лучшего учителя. И тогда ваши страхи за безопасность ребенка просто исчезнут. А школьные годы не будут наказанием ни для вас, ни для него. Ребенок будет с удовольствием ходить в школу.

На портале Системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть сотни отзывов родителей, которые после тренинга смогли глубже понять своего ребенка, найти с ним общий язык, помочь ему лучше адаптироваться в этом мире. Вот один из них:

«В большинстве ситуаций уходит раздражение, там, где оно обычно появлялось. Вместо этого действительно (как и предупреждал Юрий) появляется улыбка. …. я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться.) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало!!!»



Узнать больше о воспитании детей и их особенностях можно, зарегистрировавшись на бесплатные лекции по системно-векторной психологии по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/registration-deti

Статья написана с использованием материалов

Насилие над детьми в школе: как предупредить и уберечь ребенка

Довольно частое явление, с которым сталкиваются дети и их родители, - случаи насилия в школе. Куда обращаться и как помочь своему ребенку, чтобы исключить насилие над детьми в школе - тема, которая волнует не одно поколение. Последствия насилия в школах очень хорошо знают те, кто столкнулся с такой проблемой - будь то сама жертва или ее близкие, а что делать и как понять, в чем причины такой жестокости среди детей, - тайна за семью печатями.

Проблема насилия в школе - ответственность на взрослых

Походы родителей в школу, общение с обидчиками, классным руководителем, к сожалению, ситуацию не меняют. Как разыгрывался сценарий «насильники - жертва», так и будет тянуться до выпускного. И случаи насилия в школе повторятся.

Пока родители и учителя не поймут причины жестокости и не примут меры ее нейтрализации среди детей, насилие в школах будет продолжаться. Корень правильного формирования класса - способность учителей дифференцировать детей по векторам.

Как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, неизбежно в любом детском коллективе складывается иерархия. Только без четкого взрослого руководства - эта иерархия образуется по принципу первобытного общества, члены которого сражаются за выживание. Одни становятся жертвами, другие преследователями.

В первобытном обществе группа собиралась вокруг уретрального вождя. Детей с уретральным вектором рождается не более 5 %. Не в каждом детском коллективе есть уретральный мальчик. В отсутствие в классе уретральника, детский коллектив объединяется на чувстве неприязни, выбирая себе в жертву самого слабого. Издевательства над жертвой, вербальные или физические, снимают напряжение в группе, уровень неприязни снижается.

Насилие над детьми в школе: кто входит в группу риска

Кто становится жертвой насилия в школьном коллективе? Над ребенком, который может дать сдачи, не поиздеваешься, можно и самому пострадать в ответ. Обычно жертвой насилия становится кожно-зрительный мальчик. Он всего боится, чуть что не так, готов заплакать, паучка не способен убить. Не то чтобы драться - защитить себя от нападок не способен.

Зрительный вектор задает ребенку страх смерти. Свойства вектора врожденные, но в процессе воспитания трансформируются в свою противоположность. Развиваясь, страх смерти переходит в любовь и сострадание к людям. Если ребенку не дать развиваться в правильном направлении, он остается в страхах и попадает в трагические ситуации.

Дети чувствуют, над кем можно издеваться, а над кем опасно для своего же здоровья.

Вторая категория детей, которые могут быть жертвой в школе, - это дети, которые отличаются от других. Например, у них есть какие-то внешние изъяны или увечья. То, что очень бросается в глаза, над чем можно насмехаться, издеваться. Иногда даже странное имя может являться причиной для проявления насилия в адрес ребенка. Ведь такой ребенок отличается от остальных - значит, имеет риск стать объектом для неприязни.

Один в поле не воин. И приходиться тянуть это ношу, ежедневно ходя в школу, как на каторгу, - где все силы направлены не на изучение школьного материала, а на преодоление душевной и физической боли от издевательств.

Насилие над детьми в школе: психологическая проблема для подрастающего поколения

Насилие в школе - одна из проблем, которую необходимо устранять. Без понимания внутренней природы детей сделать это практически невозможно. Почти в каждом классе есть такая жертва. Невозможно бороться со следствием, не понимая причину. Самое страшное, что и школьные психологи, работающие с детьми, бессильны, столкнувшись с агрессией в детском коллективе.

Важно понимать, что нынешние дети - это наше будущее. И то, что вынесено из школы, пойдет в общество. А с какой пользой на благо общества ребенок с психологическими травмами, перенесенными в школьном коллективе, способен реализовать себя в социуме?

Спрос с родителей и педагогов. Легче всего снять с себя ответственность и сказать, что дети сами разберутся. А также идти на поводу у большинства класса, поощряя обидчиков, и считать, что жертва сама виновата. Инфантильный вариант - плыть по течению. Кто же тогда защитит того, кто становится жертвой, и даст верное направление в развитии подростков?

Устранение насилия в школе - залог психологического здоровья в будущем

Насилие в школе - довольно распространенная проблема. Если раньше насилие было только над мальчишками, то современные школьники нам преподносят сюрпризы. Теперь и девочки проявляют насильственные способы в общении. С особой жестокостью третируют жертву и фиксируют это на видео. Порой увиденное повергает в шок.

Проблема насилия в школе в будущем для учеников приносит психологические проблемы, которые оставляют след в жизненном сценарии, негативно корректируя его. Как предупредить и помочь детям избежать насилия в школах, необходимо знать всем родителям и учителям.

Насилие в школах - что делать, когда это первоочередная задача, с которой необходимо справиться педагогам, вне зависимости от возраста детского коллектива, в котором оно происходит?

Насилие в школах. Профилактика системным мышлением

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответ на вопрос: как бороться с физическим и вербальным насилием над детьми в школах.

Как создать и поддерживать здоровую атмосферу в коллективе детей и подростков? Взрослые должны научить детей правильному отношению друг к другу. Без системных знаний невозможно видеть настоящие желания учеников и преодолеть собственное желание навязывать детям свои ценности, которые могут не совпадать с ценностями ребенка. Системно-векторная психология раскрывает врожденные желания, свойства характера ребенка и объясняет, как их реализовать.

Когда педагоги и родители понимают внутренние свойства детей, они могут легко направить их действия в нужное русло. Правильное развитие свойств кожно-зрительного мальчика в результате дает положительное отношение к нему в коллективе. Дети хотят с ним общаться и дружить.

Учителям и родителям важно воспитывать в школьниках сострадание, задавать им правильные нравственные ориентиры, развивать способность защитить слабого. Это позволит взять под контроль насилие над детьми в школе. Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что нужно делать, чтобы ребенок мог восстановить утраченное чувство защищенности и безопасности, которое является необходимым фактором нормального развития. Потеря чувства защищенности и безопасности - последствие причиненного психологического или физического насилия в школе или дома. Благодаря системным знаниям можно прекратить болезненный опыт.

«...В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети - это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только ни делала (посещения психолога, книги, и т.д. и т.п.), но дочь все с меня «снимала».