Особенности сценариев детских праздников для разных возрастов. Идеи совместных занятий с детьми разного возраста

27.04.2019
Когда я только стала мамой, мне казалось, что дети уже с раннего детства должны уметь сами себя занимать: сами придумывать игры, развлечения и тихо играть где-то в сторонке, пока мама делает свои дела. А когда мама закончит, тогда уделит детям свое внимание. Не знаю откуда такие мысли - возможно, потому что я в детстве постоянно видела играющих самостоятельно детей и помню мало моментов, когда со мной играли родители.

Стала мамой в эру раннего развития детей и развивашка, этот миф в моей семье был уже очень скоро развеян. Я поняла, что детей действительно нужно занимать:

  • организовывать пространство для игр
  • учит играть
  • и обязательно играть с ними же.
Поэтому мой личный секрет - это поддерживать порядок и баланс в ЭТИХ сферах. Сейчас объясню подробнее. Речь пойдет о детях дошкольного возраста, так как я сама - мама двух дошкольников и имею больше опыта общения именно с детьми такого возраста. Школьники уже умеют себя занимать, и задач в них больше: школа, кружки, секции, друзья. На выходных с такими детьми важно проводить время вместе, потому что в будни заняты и родители, и школьники. Это может быть совместное приготовление пищи, настольные игры, просмотры фильмов, общения, или спорт, выезды на природу, в парки развлечений, кино, театры, цирк и т.д. Мои несекретные секреты, чем и как занятий детей:

Необходимо создать пространство для игр, чтоб дети могли играть сами

В первую очередь, это игрушки. Ребенку должно быть легко их самой найти и достать. Конечно же, не всё игрушки должны быть в свободном доступе, так как малыш будет теряться и разбрасывать их. Но часть, да - то игры и игрушки, Которые хорошо соответствуют возрасту и потребностям развития ребенка. Родителям нужно периодически менять игрушки на новые, подбрасывать идеи для игр с ними и убирать на место (можно и детей привлекать к этому процессу). Для дошкольников очень хорошо работают коробочки, расставленные в каждой комнате и Наполненные всякими интересными мелочи: природными материалами, игрушками, кастрюльки, кубиками, прищепками и тому подобное. Детям очень сложно пройти мимо, чтобы не проверить, что же там интересного лежит. Их содержание также придется периодически менять и убирать игрушки на место. На спортивный инвентарь (спорткомплекс, батут, мячи и т.д.)


хочу Обратить особое внимание. Сейчас существует огромный выбор спортивных товаров: различных типов и размеров, поэтому им можно найти место даже в очень маленькой квартире. Правильно подобранные спортивный инвентарь идеально Занимает детей. Плюс - это очень хорошо для физического развития. Мои дети из спорткомплекса НЕ слезает практически целый день. В комплекте к нему еще есть качели, кольца, горка, веревочный лестницы. Спорткомплекс у нас уже 2 года и своей актуальности не потерял вообще. Это лучшая игрушка! А еще он легко превращается в домик и место для уединения, где дети с радостью играют сами. Специальный небольшой батут для квартиры - также у нас незаменимая вещь. А еще мячи - абсолютно разной формы и текстуры: начиная с маленьких и Заканчивая мячом для фитнеса.

Лучшая детская комната - это та, где можно побегать, Попрыгать, покувыркаться, повисеть и полазить. Это очень естественно для детей, и задача родителей - сделать детскую функциональной и безопасной.

Периодически родителям нужно самим играть с детьми

Если вы видите, что ребенок капризничает, но при этом НЕ сонный, здоровый и НЕ голодный, скорее всего, ему не хватает вашего внимания - поиграем с ним. Родители - лучшие партнеры для ребенка в игре. Это очень сближает эмоционально и благоприятно влияет на развитие ребенка. У нас в семье мы регулярно играем с сыновьями: в те игры, они придумывают сами или предлагаем свои. Это могут быть и предметные игры, подвижные, творческие, логические и различные развивающие занятия. Найти их можно как в интернете, так и в печатных изданиях. Или придумать самому. В наше время - это не проблема.

Необходимо привлекать детей к делам взрослых

Еще один мой секрет в том - это активно привлекать детей к своим делам. Тем более, что лучшие игрушки для детей - это вещи родителей. Малыши с радостью принимают участие во взрослых занятиях. Конечно же, все зависит от возраста и возможностей ребенка, но чем старше она становится, тем шире диапазон помощи родителям. Конечно, не всегда получается привлекать ребенка к своим делам: часто нужно сделать что-то очень быстро или это может быть опасно, но иногда, надо обязательно! Я верю, что приучить малыша к помощи взрослым нужно уже с раннего детства, осторожно и через игру. Если ребенку не давать возможности быть помощником в 2, в 3 года, то, скорее всего, в школьном возрасте она уже много не захочет делать. Дошкольники с радостью помогут Получить белье из стиральной машины, пропылесосить (это же самое интересное занятие в мире), Замес теста, помоют овощи, пластиковая посуда и не только.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!
Сегодня, я хочу продолжить делиться с вами пособиями и играми для детей разного возраста. Как Вы знаете возраст моих дочек от 2 до 7 лет, поэтому мне приходится придумывать игры-занятия, которые будут интересны и самой младшей и старшим одновременно. Сегодня я продолжаю математические занятия.


Первая игра: КОРМИМ КРОЛИКОВ

Нам понадобится:
-степлер
-Листы формата А4 с изображениями кролика/зайца от 1 до 20 штук
-Малярный скотч
-Липкая лента
-Вырезанные изображения морковки.

Как мы играем:
На лист с кроликом снизу, степлером приклеиваем липучку (одну часть). Вторая часть будет приклеена на изображения морковок. Для экономии, отмерьте сколько морковок войдет на часть ленты и прикрепляйте именно эту длину ленты.

На стену с помощью малярного скотча приклеиваем 10(20) листов формата А4 с изображениями кроликов (и липучками). Предлагаем детям покормить кроликов, приклеить морковки в соответствии с цифрами у кролика.
Я делала 20 зайчиков, первые 10 для младшей и остальные для старших. Пока старшие кормят зайцев сами, я помогаю младшей справиться с заданием. Затем проверяем количество морковок все вместе.
При печати нужного количества морковок нужно выбрать режим «бумажник».

Вторая игра: ИГРА НА ВНИМАНИЕ

Нам понадобится:
-Листы формата А4 с таблицей, в которой в определенном порядке расположены изображения животных, цифр и букв
-Вырезанные изображения этих же животных в увеличенном размере.

Как мы играем:
Кладем перед детьми лист с таблицей. По краям таблицы сверху находятся цифры, сбоку буквы. На одном листе все изображения одного цвета, кроме шести. Например, все изображения желтые и шесть красных.
Наши варианты: 4 листов с изображениями (желтые и 6 красных, красные и 6 желтых, синие и 6 зеленых, зеленые и 6 синих).
Задания для детей (все дети выполняют задания по очереди): младшей нужно найти шесть картинок другого цвета, старшие показывают картинки заданные в определенной последовательности. Например: покажи картинку, которая находится в квадрате 5Б, в каком квадрате находится синяя картинка.
Если листы заламинировать или обклеить скотчем можно обводить фломастером нужные изображения.
Для младшей можно дополнить игру: когда ребенок по очереди будет находить изображения одного цвета, рядом с таблицей класть по очереди увеличенные картинки животных, а затем их посчитать и обвести фломастером в таблице.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Детство – прекрасная и беззаботная пора. Основа досуга ребенка в это время – веселая и непринужденная игра, она очень любима всеми детьми. В процессе игры происходит обучение, освоение навыков, знакомство с социальными ролями, проработка взаимоотношений. Функции игры настолько разноплановы, что нет возможности описать их все.

Но когда дело доходит до практики, то многие родители просто забывают о времени, когда они были детьми, и экспромта не получается. Следует держать в запасе несколько игр для детей разных возрастных групп.

Подвижные игры для детей - это основа физического и интеллектуального развития

Во что поиграть в ребенком дома? Разные варианты игр бывают полезными, если у вас в гостях окажутся несколько детей разных лет, важно чтобы было интересно им всем.

Очень актуальны оригинальные сценарии, которые не похожи на распространенные игры.

Варианты игр для детей 3-5 лет

· Дождливая погода

Даже в возрасте 3 года дети поймут правила игры. Каждый ребенок усаживается на стул, это его «домик». Ведущий говорит, что сегодня прекрасная погода, и всем детям можно погулять, ребята поднимаются со своих стульев и перемещаются в хаотичном порядке. Ведущий начинает говорить «кап-кап», кажется, пошел дождь, нужно вернуться в свой домик, дети активно рассаживаются по своим стульям. Можно повторить несколько раз варьируя интервалы.

Ведущий выполняет роль кота, дети в возрасте 3 года – маленькие птички синички. У каждой птички есть свое гнездышко, если игра на улице, то можно нарисовать гнездышко на асфальте, если дети играют дома, то можно вырезать круг из листа бумаги и положить на пол. Когда кот спит синички могут летать, искать крошки, но как только кот просыпается, все птички должны вернуться в свои гнезда.


Игра «Синички и кот» очень веселая

· Медвежья берлога и туристы

Из числа ребят в возрасте 3 года и старше нужно выбрать «медведя». На земле начертить 2 круга или расстелить 2 коврика, если вы находитесь в помещении. Под песню о медведе «туристы» выходят из своего круга, пока «медведь» пребывает в спячке, по сигналу мишка просыпается и бросается в погоню за беспечными туристами. Тот ребенок, которого поймает «медведь» становится новым косолапым.

· Течет ручей

В 3 года можно попробовать эту игру. На земле рисуется импровизированный ручей длиной 2 метра и шириной 0,5 метра. По берегам рисуются камешки. Дети выстраиваются в колонну и по очереди преодолевают водную преграду, перепрыгивая по камешкам, те ребята которые «намочили» ноги отправляются на скамейку запасных, внимательно следят за проходящими по ручью детьми. На скамейке запасных постоянно находятся только три ребенка, поэтому они очень внимательны, ждут своего включения в игру.


Дома дети любят играть настольные и напольные игры

· Снегопад

Отличная игра для детей 3-5 лет. Пусть дети представят себя в виде маленьких снежинок. Во время бури они кружатся в разных направления, сталкиваются друг с другом, а когда ведущий говорит «снегопад», то приседают и не шевелятся. По ходу игры нужно несколько раз сменить ритм, можно всем вместе петь песню о снегопаде и метели.


Игра Снегопад может начинаться из изготовления снежинок

· Напарник

В ходе этой игры дети в возрасте 3 года закрепляют знания о цветах, учатся работать в паре. Для игры понадобятся несколько цветных квадратов, которые нужно разрезать по диагонали. Детям вручаются получившиеся цветные флажки. По команде ребята выстраиваются вдоль стены в хаотичном порядке. По команде каждый ребенок должен найти своего напарника, с таким же флажком, как у него. Затем ведущий говорит «обмен», все действие повторяется заново.

Варианты игр для детей 5-7 лет

Дети в этом возрасте также любят активные, подвижные игры, подражают друг другу, но в отличие от предыдущего периода становится интересен результат игры, они активно выражают свои мысли, чувства. Детьми были отмечены следующие игры.

· Непростые взаимоотношения

Ребят 5-7 лет следует поделить на две команды – пчелы и медведи. Каждой пчелке нужно организовать домик, например, начертить на земле «улей». По команде пчелки улетают из домика на сбор нектара, в это время хитрые медвежата занимают пчелиные дома и лакомятся медом. По сигналу пчелки возвращаются обратно и жалят медведей, каждый медведь спасает свою «шкуру» бегством, те косолапые, которые не спаслись, не участвуют в следующем раунде.

· Хитрый лис

Ребята выстраиваются в одну линию спиной к ведущему. Дети закрывают глаза, а ведущий проходит за ними и дотрагивается до плеча одного из участников, это и будет «хитрый лис». Все дети открывают глаза и дружно зовут лиса, в этом момент выбранному ребенку не следует выдаваться себя. По команде ведущего лис меняет свое обличие и пытается поймать двух детей. Игра начинается заново, можно выбрать другого ребенка или того же самого.


Костюмированные игры - это всегда интересно

В этой игре помимо двигательной активности идет работа с эмоциями.

Необходимо очертить круг на земле или расстелить коврик. Это будет загон оленей, из числа ребят выбираются два охотника. Все олени становятся в круг, охотники по очереди начинают бросать мяч в оленей, если мяч попадает в цель, то ребенок выходит из круга. Выигрывает ребенок, который окажется самым ловким, будет уворачиваться от всех ударов.

Игра Охота на оленей

· Рыболов

Для игры с детьми понадобится скакалка, она будет выполнять роль удочки. Рыболов становится в центр круга, по периферии которого располагаются остальные дети 5-7 лет. Ведущий начинает раскручивать скакалку, а «рыбки» подпрыгивают в надежде увернуться. Побеждает самая верткая рыбка, которая пережила все рыбалки.

· Соколики

На земле необходимо начертить две линии в середине будет сектор охотников. В центре располагаются два охотника, остальные дети 5-7 лет – соколики. По команде ведущего они должны преодолеть сектор охотников. Выигрывает самый верткий соколик, который не раз пережил перелет, затем дети меняются ролями, пробуют себя в роли охотников и соколиков. Детьми такие игры прекрасно воспринимаются.

· Паутинка

Из числа детей 5-7 лет выбирается ребенок на роль паука, он располагается в одном из углов комнаты или сектора. Остальные дети активные летающие мухи. Ведущий говорит «паук спит», ребенок, который исполняет его роль замирает, а остальные дети активно перемещаются по комнате, жужжат. Как только ведущий кричит «охота» все «мухи» замирают, паучок выходит на охоту. Паук не должен никого задевать, но он внимательно наблюдает за шевелениями, если удается их разглядеть, то он немедленно хватает муху, тащит ее в свое гнездо. Как только паук соберет 2-3 мухи, то ему объявляется благодарность и избирается новый охотник.


Роль подвижных игр в развитии ребенка

· Мышеловка

Из числа детей выбираются два ребенка, которые будут представлять мышеловку. Такие активные игры любимы детьми. Остальные дети проворные мыши. Мышеловка вначале пропускает по кругу всех мышек, но по сигналу ведущего можно неожиданно попасться. Под веселую речевку нужно поймать несколько мышек, пока игра не надоест.

Варианты игр для детей 8-12 лет

· Заяц-квартирант

Из числа детей 8-12 лет нужно выбрать охотника и зайца-квартиранта. Остальные дети – зайцы с домиками. Под веселую считалочку ведущего зайка без домика убегает от охотника, он может спастись только в домике, но тогда другой «зайка» становится вынужденным квартирантом и спасается бегством до другого домика.


Развивающие игры для младших школьников помогают лучше учиться

· Огненная земля

Все дети вместе с ведущим бегают по комнате, по команде ведущего «пожар» все дети ищут убежище, забираются на возвышенность, то кто не успел спастись, покидает игру. Выигрывает самый приспособленный.

· Новая пара

Все дети 8-12 лет разбиваются на пары, становятся друг позади друга. Пара водящих разделяется, то который убегает, может стать третьим перед другой парой, в этом случает последний становится лишним, вынужден убегать, так происходит динамичная смена детей в паре.

· Перестрелка

Необходимо начертить на земле две линии, двое водящих располагаются в крайних секторах, остальные дети посередине. Для игры необходим мяч, который водящие перебрасывают через группу детей, стараясь попасть, те дети, в которых попали, выбывают из соревнования. В итоге остается самый активный и проворный ребенок.


Игра с мячом Перестрелка

Для того, чтобы ваш дом не превратился в поле боя, все дети были заняты безопасным делом, просто необходимо иметь в запасе различные варианты игр. Во что поиграть с ребенком дома, чтобы все участники остались довольны.

  • Включение в игру должно быть добровольным, нельзя заставлять ребенка, если он не хочет играть. Но можно создать такую обстановку, в которой ребенок просто не захочет отказываться.
  • Участие должно быть активным и деятельным, не следует угнетать творческий подход, ограничивать ребенка жесткими рамками.
  • Вместе с тем необходимо понятно объяснить правила игры всем участникам, чтобы не возникало запинок и срыва.
  • Игры должны развивать чувства коллективизма, умение работать в команде.
  • Детям трудно усидеть на месте, поэтому приветствуются в меру подвижные игры, которые не заставят детей сидеть смирно.

Похожие материалы

Сегодня я бы хотела затронуть очень важную для многих родителей тему – как успевать заниматься с двумя детьми одновременно.

У моих детей разница в возрасте составляет 2,5 года, это довольно маленькая разница, но, мой старший сын уже был довольно самостоятельным к этому возрасту. В садик он не ходил, поэтому, я, как и все мамы, имеющие двух и более детей, встала перед дилеммой, как мне управиться с двумя детьми и при этом ничего не упустить в их развитии, да и домашнее хозяйство никто не отменял.

Первый 2-3 месяца выбор был сделан, безусловно, в пользу старшего сына. Малыш, по сути ел и спал и это время было очень важным для того, чтобы сын не обозлился на наличие малыша в доме, не стал проявлять ревность. Поэтому практически все свободное время я старалась посвящать старшему сыну. На протяжении всего первого года меня очень выручал слинг – это специальная, безопасная, переноска для малышей и именно он – главный мой секрет всеуспевания с ребенком на руках. Малыш телом прижимается к телу матери, и надежно удерживается там, с помощью переноски, при этом руки мамы – освобождаются. С привязанным малышом вместе мы готовили, убирались, катались с горок, играли в мяч, в любые спокойные игры, гуляли и укладывались спать.

Если говорить о младшем сыне, то в первый год я решила сделать ставку на его физическое развитие. При каждом удобном случае делала малышу массаж. Укладывала рядом старшего и младшего. Старшему скоро наскучивала процедура, он отправлялся поиграть в более интересные игры самостоятельно. Кроме массажа, а вернее, после него, мы с детьми непременно, занимались на фитболе. Со старшим сыном мы обговаривали очередность игр на фитболе и их продолжительность (пока я не досчитаю до 10), после чего очередь переходила к братику.Фитбол – простой и эффективный способ физического развития ребенка (способствуетукреплению вестибулярного аппарата, мышц спины, координации движений). При этом, занятия на фитболе по- настоящему интересны детям, потому что, по сути, являются игрой. Большой плюс таких совместных занятий в том, то малыши начинают взаимодействовать, расставляют границы, учатся сосуществовать. Массаж и фитбол сразу обоим детям – это второй секрет одновременного и эффективного развития двоих детей одновременно.

Постепенно малыш стал подрастать, он уже не был согласен просто лежать рядом с нами и пытаться достать висящие над ним игрушки, ему хотелось большего. Тогда мы стали привлекать малыша к нашим творческим занятиям. Я брала лист ватмана и просто расстилала его на полу. Малыша клала на пол и просто разливала у него под ручками разные краски. С другой стороны пристраивался старший и рисовал свои художества. Также, на полу, мы лепили, занимались аппликацией и играли с крупами. Все эти занятия полезны детям, но если опуститься со стола на пол, то они становятся доступными даже самым маленьким. Мой младший сын начал рисовать в 2,5 месяца. Итак, мы подобрались к моему третьему секрету совместных занятий с двумя детьми одновременно – перебираемся на пол! И пусть кто-то считает, что для старшего ребенка это некая деградация, ведь он уже за столом хорошо сидит. Я думаю, то именно вот так наши дети учатся понимать возможности и потребности друг друга и уважать их.

Малыш становится еще старше и уже начинает ползать, ходить. Он еще не созидатель, а скорее разрушитель. И это не плохо, просто ребенок в возрасте от года и старше анализирует наш мир. Видит башенку – ой, а что будет, если толкну, а если качну… а если… и в маленькой головке появляется целый рой таких если. И каждую «если» надо проверить! Старший ребенок уже прошел этот этап, ему интереснее созидать и, конечно, бывает очень обидно видеть, когда результат его созидания оказывается разобранным на части. В этот период важно выделить старшему ребенку «свой уголок», где он сможет в любое время уединиться и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, что созидательный труд останется нетронутым. «Свой уголок» для старшего ребенка – это еще один секрет взращивания малышей с небольшой разницей в возрасте.

Ну а играть-то как вместе? Для того, чтобы весело и с пользой занять детей я частенько прибегала к Монтессори-играм. В частности, особое внимание мы уделяли играм с водой. Мы со старшим сыном поставили очень много опытов с водой в этот период. Потому что, играть с водой наш младший может по 30-40 минут без остановки. Мы ставили тазик с водой в комнате, накидывали в него всякой всячины, вооружали малыша ложкой-вилкой, пинцетом, стаканом (по ситуации) и просили вытащить предметы из воды. Иногда старший сын присоединялся к его «детским играм» и мы просто веселились, иногда, мы с ним ставили опыты со льдом, с чернилами, со шприцами или целлофановыми пакетами… в общем с тем, что я придумывала. Младшенький тоже присоединялся к нам с удовольствием в такие моменты, но и не отвлекал нас, потому что тоже занимался любимым делом. Таким образом – игры с водой стали еще одним секретом, позволяющим мне легко и весело развивать и обучать двоих детей одновременно.

Отдельно хочется отметить музыкальные занятия и пальчиковые игры. Наверняка, многие мамы уже слышали про методику Екатерины Железновой. Любая мама может воспользоваться ее методикой для своих занятий с детьми. Мы испробовали эффективность этой методики, применяя ее к детям разного возраста – двум моим детям с разницей в возрасте 2,5 лет. Невозможно описать словами детский восторг от каждого занятия. Еще бы, ведь его проводила не строгая учительница, а мама Хочу особо отметить тот факт, что младший сын, очевидно, подтягиваясь за старшим довольно быстро осваивал даже сложные для его возраста элементы. Также было и с пальчиковыми играми, которые я предлагала детям. Изначально я решила для себя, что ориентиром в таких уроках — забавах должен быть старший сын, а не младший. Малыш должен тянуться за успехами старшего, а вовсе не старший должен вновь и вновь прокручивать скучные и не интересные ему движения. Эффективность такого подхода подтвердилась со временем. Конечно, при случае, мы с малышом играли и его, детские игры, но в совместных занятиях со старшим сыном мы ориентировались на последнего. И это очередной секрет развития и обучения погодок – ориентиры задает более старший ребенок.

Чтение книг. Все мамы знают, насколько важно чтение книг для детского развития. Но, как же их читать имея двух детей разного возраста, у которых разные потребности? Сложно, честно. Решением для меня стали книги и из серии времена года. Эти книги не нужно читать по строкам. Эти книги можно просто рассматривать, отыскивая в них персонажей, описывая их, придумывая свои истории. Таким образом, Книги без слов – это еще один секрет совместного развития детей разного возраста. Очень хочется отметить, что, безусловно, я читала и старшему и младшему отдельно книги, рассчитанные именно на их возраст, но именно для совместного чтения, когда разница между детьми небольшая, а младший еще не способен слушать длинные истории, предназначенные для старшего – книги без слов это просто шикарное решение.

,