Почему драться нельзя? никогда не бейте ребенка в педагогических целях! объяснить ребенку, что драться нехорошо, ударив его? абсурд

29.04.2019

Маргарита Сергеевна Рудакова
Консультация для родителей «Почему нельзя драться?».

Почему нельзя драться ?

Если возникает конфликтная ситуация между детьми, то практически всегда найдётся такой ребёнок, который не будет разбираться в происходящем, а тут же ответит кулаками, так как физическая сила – это самый важный аргумент в детском возрасте. В детском возрасте, в детской среде сила важнее, чем ум. А потому, чем ребёнок сильнее, тем больше к нему уважения со стороны ровесников. Отрицательные эмоции, агрессия – так же являются проявлениями собственного «Я» . Учите ребёнка общению и сдержанности, поясняйте, что все мы разные и нужно учиться понимать и принимать мнение другого в каждой ситуации, где – то уступать, а где – то проявлять настойчивость с помощью речи и убеждения. Постарайтесь объяснить ребёнку, что в конфликтной ситуации, он может обижаться и злиться, но доставлять другому физическую боль категорически противопоказано. Очень часто дети решают свои проблемы силой. Как избежать такой ситуации или хотя бы сделать так, чтобы ребёнок не был агрессивным? Если Вашему ребёнку свойственны проявления негативных эмоций, то найдите способ избавляться от них, например, предложите ребёнку бумагу, которую можно рвать на кусочки; подушку, которую можно «побить» ; водичку, которую можно переливать в тазике или какой –то свой вариант. Если ребёнок настойчиво обижает сверстников, то в качестве наказаний не стоит применять силу, так как он подумает, что кто сильнее, тот и главнее, а потому лучше и продуктивней ограничивать ребёнка в действиях, усадив на стульчик, предварительно объяснив, за какой поступок и на какое время он находится в ограничении. Дайте ребёнку возможность успокоиться, понять своё поведение, оценить его.

И всё – таки, как же объяснить ребёнку, почему нельзя драться ? Поясняйте и убеждайте, что драка – это всегда плохо. Это означает – то, что люди не могут договориться, решить проблему мирно, а проявляют силу и агрессию, то есть поступают инстинктивно. Быть сильным, ещё не значит быть правым. Не стоит драться , потому что таким образом человек показывает свою невоспитанность. Нельзя обижать других , ведь взрослые не поступают так, не решают свои проблемы кулаками. Будьте благоразумней и не воспитывайте в своём ребёнке спартанца, не заставляйте давать сдачу и обижать других.

Публикации по теме:

Консультация «Взаимоотношение детей и взрослых: как можно и нельзя» Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, а порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Дисциплина: «можно» и «нельзя» Консультация для родителей. Дисциплина: «можно» и «нельзя». Подготовила Маник Олеся Анатольевна воспитатель «Детского сада №17» г. Краснодар.

Консультация для родителей «Почему дети кусаются и как им помочь» У каждого родителя кусающий ребенок вызывает сильные эмоции, которые не позволяют нам принимать разумные меры по этому поводу. Большинство.

Консультация для родителей «Почему дети ссорятся» В первые годы жизни возникает много трудностей между сверстниками, их причина - не развитые навыки общения. Они не умеют предугадывать реакцию.

Консультация для родителей «Почему ребенок капризничает?» Тарабаева Елена Сергеевна воспитатель МБОУ СОШ №46 г. о. Самара (дошкольное отделение) На детские капризы жалуются многие родители. "Ребенок.

Консультация для родителей «Почему ребенок ведет себя агрессивно?» Мечтая о ребёнке, многие молодые пары уверены в том, что дети – сущие ангелы, приносящие своим родителям только безграничную радость. Кажется,.

Консультация для родителей «Слово «нельзя» в жизни ребенка» Любовь родителей к своим детям, а особенно бабушек и дедушек к внукам порой не знает границ. Малышам разрешается все, и выполняются любые.

Мало кто из родителей не проходил период, когда ребенок начал драться. Еще вчера спокойный и дружелюбный малыш замахивается на родителей, может даже ударить, дернуть за волосы, и это не говоря уже о драках в песочнице. А хуже всего то, что вы не знаете как отучить ребенка драться, никакие объяснения и наказания не помогают. Невольно возникает вопрос…

Ребенок драчун – проблема конкретной семьи или этап развития каждого малыша? Беспокоиться не чем, это неизбежный этап, когда развивается агрессивность. Даже наоборот, беспокойство должно вызывать его отсутствие. Ведь таким образом формируется умение защищать себя и близких, отстаивать свою точку зрения. Поэтому отучать ребенка драться нужно, особенно при чрезмерной агрессии, но и о пользе не забываем.

Пусть вас успокаивает то, что на следующем этапе своего развития ребенок будет учиться контролировать свою агрессивность. Хотя без вашей помощи ему не обойтись. Зачастую после ряда неудачных ошибок у родителей просто опускаются руки и вместо того, чтобы думать, как отучить ребенка драться, они упорно продолжают его наказывать. А ведь сейчас так важно поработать над своим поведением.

До трех лет ребенок драчун ориентируется именно на реакцию взрослых, а не слова. Поэтому родители своим поведением должны показать, что с агрессией можно и нужно бороться. Желание ударить – легко победить при правильном подходе. Не знаете как? Мы поможем.

Как уже сказано выше, наиболее эффективными оказываются эмоциональные реакции. Например, ребенок драчун ударил вас или ущипнул, немедленно отойдите от него на некоторое расстояние, если он был на руках – спустите на пол, и сделайте строгое и недовольное лицо. Только никаких улыбок, иначе малыш подумает, что смешит вас.

Посмотрите ему в глаза и скажите строгим голосом: «Драться нельзя !». Интерпретация может быть любой, но фраза должна быть короткой. Длинные объяснения все равно не возымеют должного влияния. Не исключено, что после этого начнутся слезы (дополнительно о причинах детских слез читайте ), не спешите успокаивать ребенка. Дайте ему 1-2 минуты, на осознание своего проступка.

Выждали? Теперь подойдите еще раз и попытайтесь спокойно объяснить, что драться нельзя, потому что он обижает и даже делает больно маме (папе). В ответ кроха опять отмахнулся или попытался ударить? Повторите все сначала. Потом успокойте.

Конечно, отучить ребенка драться за один раз не получится, но методичное повторение такого поведения при каждом инциденте очень быстро закрепит связь: «Я дерусь – мама отдаляется». Когда это произойдет, проблема постепенно начнет решаться. Немного терпения и ребенок драчун снова станет добрым и послушным.

Если ребенок начал драться на улице , немедленно берите его за руку и отводите в сторону. Упирается и ? Действуйте по той же схеме.

Когда сталкиваешься с таким поведением ежедневно, невольно начинаешь уставать от него и раздражаться. Вопрос: «?» беспокоит все больше, и некоторые родители могут позволить себе шлепнуть малыша. Запомните, так поступать категорически не рекомендуется. Дети до 3 лет просто не в состоянии понять, что своими действиями они делают больно. И вместо того, чтобы понять свою ошибку, они начнут воспринимать агрессию как средство выражения эмоций: «если мама меня бьет, значит драться можно». Хотя все, что вам нужно – это последовательность в действиях и немного терпения!

Для маленького ребенка открыто не так много возможностей коммуникации, практически все они сосредоточены в области рта или маленьких ручек. Это те инструменты, что доступны малышу по мере его роста. И когда он в процессе игры или общения начинает кусаться, бить кого-то или что-то, щипать – это вполне нормально, а вовсе не признаки агрессивности, злости или неправильного воспитания. Но хуже всего то, что вы не знаете, как объяснить ребенку, что нельзя драться, никакие объяснения и наказания не помогают.

Но бывает, что эти признаки действительно говорят об агрессии крохи по отношению к другим детям или взрослым. В этом случае нужно проявить терпение и объяснить чаду, что есть другие способы для выражения его негативных чувств: привести примеры слов и жестов, научить его понимать, каким способом лучше показать окружающим свое недовольство. Обязательно необходимо говорить ребенку, что, кусаясь или щипая кого-то, он причиняет боль. Отучить ребенка драться можно в игровой форме читайте .

Почему ребенок так поступает?

Родителям стоит понять, почему ребенок так поступает: фиксировать те обстоятельства, при которых кроха начал вести себя агрессивно. Возможно, это реакция на усталость, раздражение от слишком большого количества людей вокруг или ему просто скучно. Эти ситуации могут вызывать всплеск раздражения, который и приводит к тому, что малыш дерется и кусается.

Такое поведение может значить, что он от близких людей чувствует какой-то дискомфорт, раздражение, нервозность, страх, угрозу, давление и т.д. Ищите корни этой агрессии в поведении взрослых, которые постоянно контактируют с ребенком и между собой. Когда ребенок начинает всех бить, это говорит о том, что ему мало внимания уделяют. Дети вообще склонны плохим поведением привлекать к себе внимание. Это подсознательное — посмотри, я существую.

Уж поверьте, он отлично все понимает, мало того он уже манипулирует нами, как хочет.

Подать личный пример

Бороться с этими проявлениями чувств можно и с помощью собственного примера: родители могут мягко обнять ребенка или плюшевую игрушку, предложить малышу не щипать собаку, а погладить ее, приласкать.

Главным инструментом в перевоспитании маленького хулигана должен стать личный пример окружающих его взрослых, которым он доверяет. Если мама и папа ведут себя агрессивно, то ждать от малыша поведения примерного доброго крохи не приходится. Нельзя бить малыша по рукам, иначе он сам начнет распускать руки. Тем более, не стоит кусать его в ответ, на его поведение.

Достаточно несложно показать крохе, что испытывает человек, когда его кусают: нужно спокойно прижать его ручку к его же верхним зубам. Тогда кроха сам почувствует, что происходит, когда он кусается.

Объяснить ребенку

Не стоит оставлять ребенка наедине с другими детьми, если малыш склонен к агрессивному поведению. Стоит предупредить другим мам о возможных реакциях крохи, чтобы при первых же ударах или укусах можно было среагировать, изолировав негативно отреагировавшего малыша. Родителям следует обстоятельно объяснить чаду, почему ему запретили дальше играть с остальными: кроха должен понять связь между его действиями и изоляцией.

Если маленький человек кусается или дерется потому, что хочет привлечь к себе больше внимания, то не стоит после его плохой выходки устраивать сцену с привлечением всех окружающих в свидетели. Нужно минимизировать внимание к таким поступкам, и наоборот, акцентировать его на других способах – позитивных – оказаться в центре событий.

Условия наказаний

Еще один способ показать ребенку, что он поступает неправильно, – остановить всякую игру, любую деятельность, при которой он начал драться или щипаться. Он должен запомнить крепко, что его плохое поведение ведет к окончанию любых игр или веселья. Причем перерыв может длиться всего от 2-5 минут, этого достаточно, чтобы малыш осознал свою вину. Если необходимо, родителям стоит поработать «конвоирами», контролируя выполнение условий наказания.

Предупреждение о возможных ситуациях

Всегда очень сложны ситуации, когда один ребенок обидит другого: родители драчуна смущаются и расстраиваются, а мама и папа обиженного малыша сильно переживают за свою кроху, которой незаслуженно причинили боль. Это может закончиться взаимными обвинениями и обидами.

Именно поэтому, приходя с ребенком в гости, где есть другой малыш, стоит предупредить хозяев о том, что может сделать чадо. Это покажет, что гости беспокоятся о чужом ребенке, это не может не импонировать. Можно даже попросить о помощи, ведь вполне может быть, что друзья или знакомые уже прошли данный этап со своим чадом. Хозяева должны оценить честность гостей и, возможно, даже поделятся своим опытом.

Это не значит, что можно махнуть рукой на воспитание малыша – продолжайте объяснять ему, почему нельзя вести себя так. Но прежде чем действовать, конечно, обратите внимание на собственное поведение и отношения в семье – чаще всего причина драчливости малыша кроется именно здесь. Как объяснить ребенку, что нельзя драться, и прекратить эту агрессию можно только одним способом: надо выяснить причины и обстоятельства.

Типичная ситуация: Ребенок 1,5-3,5 года. Драки происходят примерно по похожим сценариям: защита своих вещей, границ, поля деятельности, зачастую превентивная защита, т.е. когда на «моё» ещё никто не успел посягнуть
Типичная реакция мамы: если вижу в начинающийся конфликт, придерживаю занесенную руку, удара не произошло, мирно продолжаем дальше играть. Если удар/толчёк случился ругаю, объясняю и показываю ребенку, что детишек надо не обижать, а гладить по головке, что надо дружить, что «так себя не ведут», «а если тебя ударят, тебе же не понравится», «пойди пожалей лялю, видишь она плачет, ей больно».

В таком поведении мамы есть явные ошибки на обоих этапах.
Первый этап, рука остановленная на замахе рукой мамы – это всё равно удар. Для «жертвы» конечно удара не было, никто не пострадал. Но для вашего ребенка удар можно сказать что был – остановка действия произошла не по его воле, не изнутри, а извне. Следовательно его, ребенка, внутреннем поле не возникло никакого собственного тормозящего императива, побуждения к остановке агрессивного действия. Затормозилось только само физическое проявление, а не его психическая составляющая. Следовательно перехватывая руку вы только уберегаете постороннего ребенка, практически ничего не меняя в своём ребенке. А дальнейшее ваше ровное поведение на самом деле демонстрирует ребенку ваше якобы нормальное (сиречь положительное) отношение к его агрессии.
(Такой разрыв между психической и физической составляющей действия характерен только для маленьких детей, не следует ту же схему экстраполировать на детей старше 3-4 лет, или искать её аналоги у себя)

Реакция на таким образом остановленное агрессивное действие должна быть принципиально такой же, как и на доведенное до конца. Менее сильной, но по своей сути такой же.

Совсем иначе дело обстоит, если агрессивное действие остановлено не вашим физическим вмешательством, а голосовым. Если ребенок послушался вашего окрика/приказа/просьбы и остановил действие, это случилось именно благодоря его собственной внутренней команде – он сам себя остановил. Да, причиной такой внутренней команды послужили вы, но действие – целиком его и на физическо и на психическом уровне. Реакция на такое поведение всегда и обязательно одобрение, похвала. Сначала похвалите, что он остановился, т.е. за самоконтроль. Потом, если хотите и считаете нужным, похвалите за то, что послушался вас. И только в последнюю очередь (!) морализаторский вывод о том, что нельзя бить людей. Такая последовательность важна и я думаю не надо объяснять почему. Или надо?
Ну и ещё раз напоминаю – вам необходимо быть как можно более краткими. Всю эту схему уложить как можно короче «Аня, нет!» - «Вот умничка! Не дерёшься и маму слушаешься. Ты ведь знаешь что деток обижать нельзя, мы никогда не дерёмся».

Второй этап, реакция за свершенное «злодеяние» должна быть четкой. Типично мама садится рядом с ребенком и начинает ему объяснять нечто. Сиречь читать мораль. Это в принципе бесполезно, потому что понятие о морали, и я это уже говорила в теме о манипуляциях, у ребенка в этом возрасте отсутствует как класс. По этому взывать ко всяким абстракциям типа совести, чувства долга и т.п. – с действенной точки зрения бесполезно. Хотя несомненно нужно для развития речи и формирования этих абстрактных представлений в последующем, но ситуация с драками не полигон для подобных тренировок.
По этим же причинам, из-за недостатка ассоциативного и абстрактного мышления, ребенку бесполезно говорить «так себя не ведут», «а если тебя ударят, тебе же не понравится». (Честно говоря такие заходы и на взрослых не действуют, вызывая эффект резко противоположный ожидаемому, но уже по другим, чем у детей, причинам.) Дети просто не в состоянии адекватно решить сформулированную вами задачу «что будет если вдруг меня кто-то ударит, будет ли мне от этого хорошо или плохо?». Когда вы переходите к таким, к сожалению типичным, стереотипно запечатленным в нас ещё с собственного с детства, шаблонным объяснениям, ребенок теряет нить, переключается на промежуточную задачу – поиск ответа на ваши риторические вопросы. И попросту не улавливает сути, не понимает даже того, что его «наказывают» лекцией за какое-то плохое поведение.
Конечно я немного примитивизирую схему восприятия и мышления ребенка, в голове всё устроено не так плоско, есть и другие грани, оттенки. Но основный мотив структуры восприятия, доминанта восприятия вот такая.

Если вы просите своего драчуна пойти пожалеть обиженную им «лялю» или извиниться и это считаете «актом искупления вины», или действием укладывающимся у ребенка в схему и связь с ударом, то вы глубоко заблуждаетесь. Удар и извинения для ребенка будут двумя не связанными между собой актами. Однако после извинений вы возвращаетесь в привычный, благожелательный ритм общения.

И что имеем в результате? Так же как и в предыдущем варианте – ребенок получил от вас ваше якобы нормальное (сиречь положительное) отношение к его агрессии. С его точки зрения вы практически никак не отреагировали на его драчливость, потому что тот небольшой промежуток времени между его ударом и вашим первым риторическим вопросом просто выпал, вытиснился из памяти другими активными процессами – размышлениями над вашими вопросами и выполнением требуемых вами действий.

Если вы категорически не приемлите драк и хотите что б их не было, значит за ударом должно следовать “наказание“ (но наказаниек наказанию рознь), сразу, чётко, последовательно, быстро. Желательно логически укладывающееся в ваше представление о том, почему нельзя драться. Ответе себе на вопрос – почему драться нельзя? Затем подумайте, что может быть наказанием соответственным причине.

Вот вам пример, на затравку, не универсальный, но что б вы имели наглядное представление, о чём речь в вышеизложенных принципах.
Для большинства типичных, бытовых ответов на вопрос «почему нельзя драться» (не принято, не вежливо, никто не дружит с драчуном, и т.п.) логичным наказанием является изоляция, удаление из социума. Уйти с площадки, посадить ребенка на время в коляску, на скамейку, отвести в сторону от места где он играл.
Но, ещё раз: сразу, чётко, быстро!
Это значит сразу за ударом вы чётко и кратко формулируете проблему «Драться нельзя!» и тут же забираете ребенка (не просите уйти, не зовёте его – это может простимулировать переключение на следующую задачу и забывание, ослабевание значимости только что совершенного действия), немедленно забираете буквально на руках и изолируете доступным и разумным способом на разумное время. После того, как вы изолировали ребенка вы можете, если вам уж очень хочется, кратко (!) сформулировать суть претензии, в одно предложение, глядя ребенку в глаза. Лучший способ формулирования претензии «Я тебя люблю, но драться нельзя» или «Ты хороший мальчик, но сейчас ведёшь себя плохо». Вообще любую претензию следует формулировать по схеме “не личностная критика, а критика конкретного действия“, и надо это не подразумевать, а непосредственно говорить ребенку.

Время и способ изоляции зависит и от темперамента ребенка, и от силы провинности, и от частоты повторений его агрессии, и многого другого, вы и сами это прекрасно представляете. Это может быть просто отнесение в сторону от песочницы с короткой моралью, или усаживание в коляску на несколько минут (сопровождаемое обиженным рёвом вашего чада), а может и немедленное прекращение прогулки и отправление домой.
Главное, наказание (на самом деле любое в этом возрасте, если вы уж взялись наказывать) должно быть последовательным, не прерываемым на промежуточные действия. Например, если для того что б уйти домой вам придётся сначала собрать игрушки возможно лучше применить другой способ изоляции.
Не будьте многословны. Если вы усадили ребенка в коляску, на скамейку или отправились домой, не надо всё время «наказания» читать морали. Лучше вообще молчать. И даже отойти на несколько шагов. Ваша речь нарушит непрерывность, разобьет процесс связывания действия ребенка с последствиями и реакцией.

Если принцип незамедлительности и непрерывности реакции на проступок нарушен, то лучше в этот раз вообще отказаться от наказания. Наказание незаслуженное наносит больший вред, чем отсутствие наказания за совершенное «злодеяние». Ваша задача – не упустить следующую ситуацию.

После того, как наказание закончилось вы можете ещё раз, но уже не «ругательно», а «понимающе, партнёрски» объяснить ребенку свою мораль: «Малышь, пойми, драться нельзя, категорически, потаму что … (какие там вы для себя сформулировали причины?)». Этой, финальной речью вы должны восстановить статус-кво в ваших эмоциональных отношениях – показать ему свою любовь и уважение.

НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ!
Объяснить ребенку что драться не хорошо ударив его? Абсурд. Не делайте этого, даже если вам очень хочется, даже если вам кажется что другого выхода у вас просто не осталось.

«Дети – цветы жизни» ­ пожалуй, это та фраза, с которой воспитатель в детсаду и родители одногруппников не согласятся, если речь идет о Вашем ребенке. А причина всему: ребенок дерется в детском саду, и если Вы читаете эту статью, то, могу поспорить, Вы не знаете, что с этим делать.

Собственно, Вы не единственный родитель, столкнувшийся с этой проблемой и Ваш сорванец не уникальный в своем роде. Скажу больше, я сама сталкивалась с такой проблемой с каждым из моих детей и могу дать гарантии, что с такой проблемой сталкиваются все родители рано или поздно.

Иногда дико слышать от воспитательницы или рассерженной мамашки: «Вы знаете, Ваш сын/дочь ударил ребенка! Примите меры, займитесь воспитанием, бла-бла-бла…» И вот честно, хочется фыркнуть и горой встать на защиту своего чада, ведь он такой славный малыш, пальцем никого не тронет и вообще паинька. А потом ты замечаешь, что ребенок и вправду может ударить маму, папу, кота и…тупик. Попытки объяснить что-либо обречены на провал, ибо дитятко не слушает совершенно, делает все наоборот, а в саду повторяются новые и новые неприятные инциденты, родители грозят расправой, а заведующая уже намекает на перевод в другую группу.

Что делать то? А делать на самом деле нужно, ведь это действительно проблема. Раньше я пыталась разобраться в ситуации сама, объясняла ребенку, что драться плохо, но на следующий день отводила в сад и он продолжал все равно. Тогда я думала, что мать из меня никчемная и я воспитываю неуправляемого ребенка. Но покопавшись в книжках о детской психологии, я с удивлением подчеркнула, что далеко не единственная в своем горе, а, главное, пути выхода есть, важно найти первопричину! Предлагаю разобраться с этим вместе.

Причины детской агрессии и, как следствие, драк

Вы можете ссылаться на кризисы, возрастные особенности, становление личности, называйте это как хотите, но это детская психология чистой воды. Именно разобравшись в своем ребенке, научившись не только слышать, но и слушать своего драгоценного отпрыска, мы в состоянии понять и искоренить причину такого поведения. Так с чего же начнем?

На самом деле не существует одной универсальной причины, по которой ненаглядное дите так рьяно распускает руки, их существует не две и даже не три. Причем, может быть сложная ситуация, в которой причиной детских драк являются две ситуации, неразделимые друг с другом. В любом случае такое поведение неподобающе, а маленькому человеку необходима помощь родителей в первую очередь. А родителям кто поможет? Ведь не все из нас имеют научную степень по педагогике и психологии и не в состоянии даже разобраться, что к чему.

А ведь помощь ребенку действительно нужна, более того, родители совершают ужасную ошибку, пуская ситуацию на самотек, а еще хуже, потакают ей. Некоторым становится забавно смотреть на разъяренно машущего кулачками двух-трехлетку, мол «ух, какой боевой», а кто-то думает, что «перерастет» или «пусть учится постоять за себя». Нет, нет и еще раз нет, это не выход. А знаете, что будет дальше? А дальше – хуже. Ребенок становится изгоем, аутсайдером. С ним не хотят играть и общаться, потому что он не может иначе, лишь драться. Он злится еще больше, в итоге вырастает человек, неприспособленный к обществу, с миллионом комплексов, старыми обидами и жестокостью, он привык добиваться своего лишь силой и «концертами». Этого мы хотим?

Причины, почему дети дерутся, могут исходить из возраста ребенка, а могут быть следствием воздействия общества и семейных норм. Так или иначе, давайте выделим несколько основных причин.

Возраст.

Часто именно это становится причиной агрессии у ребенка. И это нормально. Годовалый малыш раздает тумаков всем подряд, потому что с новым этапом в его жизни – самостоятельной ходьбой – стало доступно новое пространство, он может дотянуться до того, что раньше было недосягаемо, изучить вон те интересные вазочки и стащить скатерть со стола. С этим появилось и множество запретов, ведь не все годится в игрушки маленькому исследователю. Как следствие этих запретов – протест в виде драк и агрессии.

Другой случай: малыш уже немножко постарше, около 2-х лет. В этом случае несовершенство речи порождает агрессию и драки. Представьте такую ситуацию: вы пытаетесь что-то объяснить, попросить что-то очень нужное, но вы не можете говорить и не знаете, как показать. После тщетных попыток добиться желаемого ничего не остается делать, как в отчаянии ударить ничего не понимающую маму, папу и т.д.;


Гипервозбудимость и особенности характера

Если из малыша растет маленький холерик, то ему справиться с бушующими эмоциями сложнее, чем спокойному меланхоличному ребенку. Это он выплескивает в драке. Однако может быть и другая ситуация: проблемы со здоровьем, например, повышенное внутричерепное давление, а как следствие, возбудимость и раздражительность.

Вот, пожалуйста, история из жизни: одна мама жаловалась на дерущегося сына (3 года), ходили по врачам, даже принимали кое-какие препараты. Вроде бы агрессию удалось подавить, но позже ребенку поставили диагноз «аутизм». А еще позже выяснилось, что драками он пытался привлечь внимание и хоть как-то общаться, поскольку по-другому не умел (задержка речевого развития). Хотя раньше даже специалисты не брали это во внимание;

Новая модель поведения

Есть гениальная фраза (не помню, кто сказал): «Ничто не норма. Что для паука гармония, то для мухи хаос». Так и в моделях поведения детей. Кто сказал, что драться – ненормально? И почему норма – это быть послушным милым ребенком? Дети по своей натуре – исследователи, они постоянно изучают этот мир, пробуют его на зубок (во всех смыслах) и впитывают информацию, формируя новую личность. Малыш пробует добиваться своего любыми способами, в том числе и драками, усваивая для себя, что работает, а что нет. Вот тут то и надо взять ситуацию под контроль, но об этом немного позже (кстати говоря, именно как вариант нормы дети рассматривают драки в семье между родителями, поэтому так часто влияют на агрессивность ребенка);

Требование внимания

Это можно интерпретировать в разных ситуациях, а такое поведение характерно для всех детей абсолютно в любом возрасте. «Мама не хочет играть в кубики, а болтает с подругой на кухне? Пойду шлепну ее, а лучше эту тетку, чтобы наконец на меня посмотрели и услышали». Или вот: «Воспитательница хвалит Мишу чаще, чем меня, надо дать в «бубен» Мише, тогда воспитательница вместо Миши будет хвалить меня». «Дети не берут меня играть в такую интересную игру, надо обязательно все испортить, ударить кого-то, тогда все будут за мной бегать и будет весело».

Или даже такая знакомая ситуация, когда мальчик-первоклассник дергает девочку за косички, может быть растрактована с этой точки зрения: мальчику эта девочка нравится (естественно, взрослым это очевидно), но выразить свою симпатию и привлечь свое внимание ничем иным, как обидами и забиячеством этот мальчик не умеет или просто боится.

Дети не могут выразить свои эмоции, вербально объяснить свои потребности в должной мере, отстоять свою позицию, договориться в случае разногласий. Проще просто ударить;

{reklama2}

Подражание родителям и членам семьи

Рассмотрим ситуацию: малыш что-то упорно пытается сделать, что маме не очень нравится. Она делает ему замечание, но оно пролетает мимо ушей. В итоге мама выходит из себя и шлепает неслуха по попе. Итог: мать злая, ребенок рыдает. Что мы вынесем из этой ситуации? Собственно, проблема не решилась, мама просто спустила пары, а вот малыш уяснил, что силой можно добиться желаемого. Соответственно, если он хочет, чтобы кто-то перестал делать, как ему не нравится, нужно ударить, причинить боль. И зачастую это происходит с теми, кто младше, слабее, скромнее и т.д.

Также, если в семье уже стало традицией горячее выяснение отношений между родителями с побоями и унижениями, то ребенок будет твердо нести эту традицию в массы. Тогда чему удивляться? Честно говоря, такие методы воспитания (с применением силы) отражаются на психике ребенка не только в парах мама-папа бабушка-дедушка или родитель-ребенок. В общем-то, родители могут жить душа в душу и искренне не понимать, почему ребенок дерется со всем, что движется.

Но если мама или папа со злостью бьют собаку за погрызенные туфли или кота за сворованную рыбу, то удивляться и ссылаться на телевизор или мультфильмы со скрытым подтекстом бессмысленно.

Коррекция поведения

Нужно уяснить, что проблема не возникает сама по себе и сразу, словно по щелчку, раз и появилась. Этому предшествует множественная цепочка событий, которые, чаще всего, скрыты от наших глаз. И все мы прекрасно знаем, что предупредить легче, чем исправлять, но все же. Воспитание – долгий и кропотливый процесс, поэтому его качество прямиком сказывается на личности, которая вырастет из Вашего малыша. И даже если проблема возникла, Необходимо приложить все усилия, чтобы ее искоренить. Так как отучить ребенка драться?

✓ С малышами помладше (до 3 лет) справиться проще, в плане того, что можно физически пресечь попытку побить кого-то, просто уводя малыша от «жертвы». Дети в этом возрасте улавливают короткие предложения в виде установок, а вот бессмысленные нотации, метафорические причитания типа «как об стенку горох» и прочий фольклор не принесут никакого эффекта. Достаточно короткой фразы «Нельзя драться» и физического прерывания действия. Если малыш бьет Вас, то просто уходите или не давайте себя ударить, держа ручку. Возможно, ребенок начнет плакать или кричать. Помогите ему «спустить пар», научите самоконтролю. Неплохо бы комментировать все его действия и объяснять: «Ты злишься, потому что…Ты хотел меня ударить, потому что...Делать это нельзя, потому что…». Такой метод очень эффективен на практике, как оказалось;

✓ Н ельзя обзывать ребенка или «клеймить»! Нередко мы слышим: «Какой ты плохой драчун! Фу, какой ты нехороший, мама тебя больше не любит!» Этим мы только усугубляем ситуацию. Конечно, выразить неодобрение следует, но, не унижая ребенка: «Ты поступил очень некрасиво, я огорчена твоим поступком...». Важно обратить внимание малыша на то, что он сделал, а не унизить его. Покажите, что Вы его любите любым, но если он не делает подобных поступков, Вы становитесь счастливее;

✓ Б удьте едины в требованиях к ребенку с остальными членами семьи. Договоритесь с бабушками, дедушками, часто навещающими Вас родственниками. Согласитесь, что избавить ребенка от излишней агрессии будет очень проблематично, если Вы стараетесь следовать правилам и пресекать вспышки ярости, а, например, бабушка потакает малышу, со смехом наблюдая: «о, какой растет задира!»;

✓ П опробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом и вместо наказаний за неподобающее поведение введите систему поощрений. Но не в плане «на тебе конфету, ты сегодня хороший», а, например, если ребенок пытается посильным способом совладать с собой и Вы видите, что он старается делать работу над ошибками;

✓ П окажите, как нужно контролировать свои эмоции, «выпускать пар». С детьми постарше можно на практике разобрать методы дыхательного успокоения и знакомой всем считалочки до 10-и. Но даже самому маленькому злюке иногда требуется выплеснуть негатив: предложите побить подушку, порисовать, покричать, потопать ногами;

✓ Н аправляя энергию в мирное русло и на пользу ребенку, можно избежать подобных ситуаций. Кружки и групповые занятия не только позволяют малышу физически, но и умственно, эмоционально. Пребывая в коллективе, занимаясь спортом, он выплескивает свои силы во благо;

✓ Б удьте честны и искренни с ребенком. Общение «на одной волне» способствует не только тесной дружбе между детьми и родителями, но и существенно помогает в решении проблем;

✓ И самое главное: будьте примером. Помните, что даже скрытые конфликты могут повлиять на ребенка. Публичные разборки с «мордобоем», даже если они на экране телевизора, не должны попасть в поле зрения ребенка.

Но, что самое парадоксальное из всего вышесказанного, вседозволенность и гиперопека тоже не есть хорошо. Раздражающие сюсюканья, вознесение чада на пьедестал и отсутствие границ работают чуть ли не также, как насилие в семье и порка ремнем. Трудноуловимая золотая середина – вот цель любого родителя.

Напоследок

Подводя итог, хочется сказать, что с детской агрессией сталкиваются абсолютно все родители рано или поздно. Ваш случай не уникален. Но от того, как Вы будете действовать, зависит то, как долго эта агрессия продлится и выльется ли она в нечто большее. Правильное пресечение неподобающего поведения, поиск и устранение причины, должное внимание малышу– вот залог успешного разрешения проблемы.

Тем не менее если Вы уверены, что все делаете правильно, а ребенок продолжает драться, то, пожалуй, нет ничего криминального, если Вы обратитесь за помощью к квалифицированному детскому психологу. Возможно, именно специалист увидит то, что упустили Вы и поможет в решении проблемы.