Правильный выбор игрушек. Как выбрать игрушку для малыша

25.04.2019

Развитие

Восприятие - однотипные фигурки разной величины (матрешки, кубики).

  • Звуковое - пищалки, погремушки, музыкальные игрушки.
  • Тактильное - игровые центры, пирамидки, сортеры.
  • Цветовое - разноцветные кубики, пирамидки.

Наглядно-образное мышление - кубики с составными картинками, мозаики, карандаши, пластилин, краски.

Логическое мышление - настольные игры, головоломки.

Физическое развитие - мячи, кегли, обручи.

Цифры , счет - пирамидки и кубики с цифрами, мягкие книжки.

Буквы - сортеры и кубики с буквами, книжки.

Вид

Развивающие игрушки можно разделить на несколько категорий.

Интерактивные - реагируют на действия ребенка и отвечают ему своими действиями («разговаривают», играют мелодию, двигаются). Такие игрушки воссоздают «настоящую жизнь» и развивают у малыша нормальное восприятие мира.

Пазлы - складные картинки из маленьких фрагментов рисунка: развивают логику, мелкую моторику, воображение.

Сортеры - наборы предметов, которые необходимо сортировать по определенным признакам (форма, цвет, размер). К ним относятся матрешки, пирамидки, кубики. Сортеры развивают логику, помогают учить числа, различать цвета.

Головоломки - игры, ставящие перед ребенком непростую задачу, для решения которой требуется проявить сообразительность. Развивают логику, воображение.

Конструкторы - наборы деталей и соединительных элементов, из которых собираются различные конструкции. Они развивают фантазию, воображение и моторику.

Настольные игры - основаны на имитации профессиональной деятельности взрослых (ролевые игры, наборы «доктор», «кухня»), а также спортивных игр (настольный футбол, хоккей). Помогают малышу познавать мир и развивают его воображение.

Кубики - «строительный материал», из которого малыш возводит башни, дома, здания. Развивают моторику, а также помогают учить буквы (кубики с буквами).

Пирамидки - наборы элементов (кольца, держатель), которые при правильной сборке составляют пирамиду. Развивают мелкую моторику, координацию движений обеих рук.

Каталки - игрушки на колесах, которые малыш везет за собой (на веревочке) или толкает перед собой (со специальной ручкой). Каталки имеют вид животных или транспортных средств. Развивают мелкую моторику и пространственное воображение.

Также встречаются игрушки для песочницы, для купания, пищалки, мячики, стучалки и другие.

Возраст

На упаковке игрушки обязательно указывается минимальный возраст ребенка, что связано с ее функциональностью и безопасностью.

До 6 месяцев - у ребенка развивается ориентировочное поведение и координация движений. Подойдут игрушки, которые подвешиваются над кроваткой (модуль карусель из пластиковых зеркал и игрушек), звучащие пластмассовые погремушки, резиновые игрушки-пищалки. Основное свойство таких игрушек - внешняя привлекательность (слуховая, зрительная, осязательная).

Важно : игрушки для малышей должны иметь гладкие края, а их окраска - быть стойкой к слюне и влажной обработке. Обратите внимание на то, чтобы игрушка была цельной, без легко отделяемых деталей. Желательно приобретать игрушки ярких цветов из нетоксичных материалов.

6 месяцев-1 год - ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Он оказывает действие на игрушку и получает определенный результат. Оптимальный вариант для этого возраста - пластиковые пупсы, мячики, кубики, машинки, книжки с красочными картинками.

1-1.5 года - подойдут мягкие игрушки, большие машинки, домашние спортивные снаряды, несложные конструкторы, игрушечные инструменты, двигающиеся игрушки.

1.5-2 года - ребенок производит действия, направленные на придание предметам определенного положения в пространстве. Для этого подойдут пирамидки, матрешки, кубики, игрушки, которые можно собирать и разбирать.

2-4 года - малыш знакомится с профессиями взрослых, осваивает простые ролевые игры. Хороший вариант - набор для «доктора», детская посуда, гараж с автомобилями. Внимание малыша привлекают игрушечные животные, куклы, пупсы, каталки, кукольные домики. Он также осваивает орудия- лопатки, ложки, чашки, совочки, карандаши.

Важно : интересным решением будут книжки с разными на ощупь страницами. Это поможет ребенку познакомиться с разными фактурами материалов.

4-5 лет - наилучший период для развития творчества. Ребенку понадобятся карандаши, краски, цветные мелки, фломастеры, пластилин. Будут уместны пазлы и конструкторы, развивающие мышление. Ребенок продолжает интересоваться сюжетными играми, поэтому актуальны игрушечные наборы, вроде «ремонтной мастерской».

Важно : вначале ребенок должен научиться строить сооружения из деревянных или пластмассовых кубиков, а затем переходить к работе с конструкторами, например, «Lego». Строительство из кубиков развивает моторные навыки и чувство весового соотношения частей. Жесткое скрепление деталей не даст такой возможности.

От 5 лет - период подготовки к школе. В этом случае оптимальным вариантом станут книжки, развивающие игры, машинки на радиоуправлении (для мальчиков), кукольные наборы с одеждой (для девочек). Акцент делается на реалистичности игрушек - для ребенка важно, чтобы модель соответствовала оригиналу.

Материалы

Большинство игрушек изготавливаются из резины , синтетических тканей, металла и пластмассы . Самые безопасные материалы - дерево , шерсть , натуральные ткани. Модели из некачественных материалов могут вызывать отравление и аллергию у детей. Игрушка не должна иметь неприятного резкого запаха, в противном случае это может указывать на высокое содержание опасного вещества фенола.

Очень вредным материалом является ПВХ , так как он выделяет фенол. Изделия из этого материала маркируются треугольником со стрелочками и цифрой «3». Отметим, что игрушки из ПВХ мягкие и теплые, а из более качественной пластмассы - твердые и холодные.

Еще одним опасным материалом является пластизоль (мягкая резина). Он часто используется для изготовления автоматов, пистолетов, биноклей. Пластизоль не обладает влагостойкостью и термостойкостью, поэтому он легко может попасть в организм ребенка через слюну.

Важно : стоит обратить внимание и на покрытие игрушки (насколько безопасны краски и лаки).

Качество

Часто качество игрушки можно определить, просто подержав ее в руках (если это возможно). У мягкой игрушки, например, должны быть прочное соединение меха с основой, крепкие швы, чтобы не вылезала набивка. У других игрушек детали должны быть хорошо закреплены.

Дешевые игрушки, как правило, низкого качества. Однако и высокая цена не всегда гарантирует надлежащее качество. Стоит выбирать игрушки известных брендов в специализированных магазинах. Перед покупкой обязательно проверьте сертификаты качества на товары, а также сохраните чек, без которого вернуть или заменить игрушку будет невозможно.

Важно : напряжение в электрической игрушке не должно превышать 12 вольт. У музыкальных игрушек предельный уровень звучания должен составлять не более 65 децибел, так как высокая громкость может испугать ребенка и даже повредить слух.

Размер и вес

Размер и вес игрушки зависят от возраста малыша и обозначаются на упаковке. Детям до 3 лет не желательно покупать игрушки, состоящие из мелких деталей, поскольку они через рот могут попасть в дыхательные пути или желудок. Вес игрушки для ребенка до 7 лет не должен превышать 400 грамм, иначе при ее падении возможна травма.

  • Следует отметить, что меньшее количество игрушек лучше развивает воображение, чем очень большое. В этом случае ребенок придумывает новые игры с имеющимися игрушками.
  • Игрушка должна радовать малыша, а не пугать. Поэтому не покупайте ребенку страшных монстров, чудовищ или «злых» героев мультфильмов.
  • В инструкции должен быть указан способ ухода за игрушкой (особенно за мягкой), рекомендации по сборке (если это необходимо) и ее безопасному использованию.
  • Чтобы ребенок научился адекватно воспринимать мир, лучше подождать с приобретением игрушек-«мутантов» (например, фиолетовых слонов).
  • Не рекомендуется приобретать игрушки, окрашенные в красный и черный цвета, так как они негативно влияют на психику особенно чувствительных детей. Лучше остановить свой выбор на разноцветной игрушке - она будет тренировать зрение, и помогать малышу в изучении цветов.
  • Не приобретайте игрушку «на вырост», ведь ребенку хочется играть уже сразу.
  • Не рекомендуется стирать мягкие игрушки, так как они потеряют свой внешний вид. Однако помните, что мягкие и пушистые игрушки накапливают пыль, а значит и пылевых клещей, способных вызвать аллергию.

Производитель

Условно по стоимости игрушки для малышей можно разделить на три группы:

  • самые дешевые: местные, китайские, турецкие и некоторые европейские бренды (Alexis, Baby Team, Bambi, Bino, Canpol babies, Ecoiffier, Miniland, Na-Na, Pilsan, Ranok-Creative, Simba, Tomy, Wader, Полесье, ТехноК). Эти игрушки не будут хуже более дорогих, а могут быть проще. Однако, любые кубики или сортеры одинаково будут влиять на развитие ребенка;
  • средняя стоимость (Keenway, Kiddieland, Ks Kids, Little Tikes, Playgro, Smoby, Spin Master) - игрушки для детей чуть постарше. Будут более богаты по функционалу, интересны по дизайну. По прочности и надежности не особо отличются от первой группы;
  • самые дорогие игрушки европейских и американских производителей (Bright Starts, Chicco, Fisher-Price, Hape, Hasbro, IKEA, Melissa & Doug). Цена высокая местами из-за популярности бренда, местами из-за импорта. Игрушки безусловно качественные и интересные - дети как правило от них в восторге.

Подытоживая, стоит отметить: чем проще игрушка по своему назначению, тем меньше внимания нужно уделить бренду. Самые простые пирамидки можно выбрать среди дешевых украинских игрушек. А вот с увеличением сложности модели, а также возраста ребенка, не стоит экономить: игрушка должна нравиться ребенку, а также быть для него полезной.

Полки современных магазинов ломятся от ярких, пушистых, блестящих, говорящих и музыкальных развивающих игрушек. Неудивительно, что родители зачастую становятся жертвами маркетинговых уловок и покупают в детских магазинах больше, чем следовало бы. Как же выбрать развивающие игрушки? Нужно ли гнаться за количеством или отдать предпочтение качеству? Стоит ли вообще играть с ребенком, или игрушки «сами разовьют» его? Об этом и многом другом порталу ННмама.ру рассказала психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам» Марина Суздалева.

По словам Марины Суздалевой, при выборе игрушек следует обращать на их качество, функциональность и соответствие задачам развития ребенка.

1. Качество игрушки обеспечивает ее безопасность, долговечность, удобство использования.

Как оценить качество игрушки при покупке?

  • Обращайте внимание на производителя - хорошо, если это известный, проверенный годами бренд.
  • Плюсом будет наличие отзывов в сети, но здесь нужно всегда помнить о том, что отзывы в наше время часто покупаются, поэтому читайте их в разных источниках и старайтесь составить свое объективное представление.
  • Если вы выбираете игрушку в магазине, ее нужно внимательно осмотреть, понюхать, изучить упаковку (отметить ее качество, наличие информации на русском языке, данных о производителе, горячей линии по качеству продукции).
2. Функциональность игрушки позволяет использовать ее в разнообразных играх.

Сегодня полки магазинов заставлены интерактивными обучающими и развивающими игрушками, которые светятся, звучат, двигаются, поют английский алфавит. Многообещающие лозунги на упаковках пророчат, что с этой игрушкой ребенок будет настоящим вундеркиндом, и спрос на такие игрушки растет.

Печально, что радость от покупки длится считанные дни, а то и меньше. Ребенок быстро пресыщается интерактивными игрушками и отдает предпочтение старой клавиатуре или маминым кастрюлям.

Хорошая игрушка допускает ее использование в самых разных играх. Так, кольца от обычной пирамидки легко превращаются в лодочки, кочки на болоте, бублики, тарелочки, руль и колеса.

3. Игрушка должна соответствовать этапу развития ребенка , особенностям его мышления и восприятия.

Мозг ребенка раннего возраста (до 3 лет) не приспособлен для обучения чтению (как бы ни хотелось некоторым представителям игрушечной индустрии убедить родителей в обратном), поэтому кубики с буквами или карточки со словами для двухлетки не нужны. А вот конструктор с крупными деталями или фигурки животных – те игрушки, которые действительно пойдут на пользу малышу этого возраста.


Сколько нужно игрушек ребенку

Развивающие игрушки выполняют свою функцию, пока остается некоторый элемент новизны, загадки. Если ребенок изучил игрушку вдоль и поперек, она его уже не привлекает, ее развивающий потенциал исчерпан.

  • прием ротации игрушек, когда часть игрушек убирается на время, затем возвращается через две-три недели. Тогда ребенок играет с ними, почти как с новыми.
  • включение старых игрушек в новые игры, демонстрация ребенку новых возможностей игры, новых аспектов уже знакомой игрушки.

Развивающие игры дома

Я сторонница комплексного подхода к развитию ребенка, в том числе, к организации развивающих игр дома. Одни мамы легко придумывают игры на ходу и запросто могут увлечь ребенка новой игрой или развивающими занятиями. Другим нужна подготовка или даже план занятий.

План ежедневных занятий хорош тем, что помогает не упустить ничего важного и быть уверенной в гармоничном развитии малыша. Но игры «по наитию» тоже хороши, особенно если родители грамотно подошли к вопросу выбора игрушек и в целом к оформлению развивающей среды.

Пример: Если дома есть спортивный комплекс, который не используется как вешалка для одежды, если взрослые начинают каждый день с заряди, ежедневно активно гуляют с ребенком, то он хорошо физически развивается. В таком случае, специально планировать какие-то ежедневные занятия для физического развития ребенка нет смысла.

Если же условия и образ жизни семьи таковы, что ребенок ведет скорее «неподвижный» образ жизни: гуляет только на площадке у дома или большую часть прогулки проводит в коляске, дома ему негде побегать и порезвиться, родители при нем не занимаются физическими упражнениями – то важно сделать акцент именно на физическом развитии:

. вспомнить, найти или придумать подвижные игры для прогулки,

приобрести или сделать своими руками игрушки и спортинвентарь, который можно будет использовать для занятий дома,

ввести в привычку легкую зарядку, танцы.

Нужно ли играть с ребенком?

Бывают редкие исключения, но, как правило, недостаточно купить и вручить ребенку игрушку. Необходимо заинтересовать его игрой, показать способы взаимодействия с игрушкой, возможности включения ее в любимые игровые сюжеты малыша.

Развивает не игрушка как таковая, развивает взрослый, а игрушка – прежде всего, инструмент для совместной игры. Детям очень важно, если не активное живое участие в игре взрослого, то как минимум его одобрение и присутствие. Поэтому даже игрушки и пособия, предполагающее самостоятельную игру с ними, зачастую не дают маме желанной свободы заняться, наконец, своими делами.

1. Не отказывать ребенку в его естественной потребности разделить радость игры с близким взрослым, - активно участвовать в игре малыша, поддерживать его игровые сюжеты, хвалить, помогать, если просит, на время игры с ребенком отложить посторонние дела и мысли, и, конечно, отложить телефон. Когда эта потребность будет в достаточной мере удовлетворена, ребенок охотнее отпустит маму и будет играть самостоятельно.

2. Не нужно брать всю инициативу в играх на себя. Бывает, мама считает, будто ей лучше известно, во что и как следует играть ребенку, чтобы это принесло больше пользы для его развития. Но это не всегда так.

Обновлено: 11.02.2018 15:16:36

Малыш развивается и познает мир с помощью игрушек. Играя в дочки-матери или машинки, дети имитируют поведение взрослых, а, собирая конструктор и пазлы, улучшают мелкую моторику и воображение. Но выбрать хорошую игрушку совсем не просто.
Рынок переполнен низкокачественными изделиями, которые в лучшем случае быстро ломаются, а в худшем – негативно влияют на здоровье и психику ребенка. Поэтому при выборе детских игрушек нужно учитывать массу параметров: запах, качество швов, материал, ограничения по возрасту, тематику и пр. Сегодня мы расскажем, как это сделать.

Как найти качественную игрушку для ребенка: параметры выбора

Материал и безопасность

Некоторые игрушки изготавливаются из некачественных материалов и покрываются дешевыми токсическими красителями. В результате они вызывают аллергическую реакцию (сыпь, кашель, слезоточивость, повышение температуры, насморк и пр.) или даже отравление у малыша. Чтобы этого избежать, необходимо покупать игрушки в специализированных магазинах и у проверенных производителей (например, у «Lego», «Fisher Price», «Tiny Love», «Smoby», «Eichhorn» или «Знаток»). Так вы можете быть уверены, что игрушки получили необходимые сертификаты качества и не представляют угрозы для здоровья ребенка.

Важно помнить:

    Для маленьких деток (0–3 лет) не рекомендуется выбирать мягкие игрушки - они быстро пачкаются, скапливают пыль и могут вызывать аллергию. Кроме того, согласно ГОСТу, в таких изделиях не допускается использование натурального меха и кожи. Также важно, чтобы на игрушке не было длинного ворса, который легко вырывается, а также мелких деталей, которые могут быть оторваны и проглочены детенышем.

    Деревянные игрушки должны быть изготовлены из хорошо обработанной древесины, без заусенец и червоточин. Раскрашенные изделия должны быть покрыты бесцветным лаком.

    Не допускается использование стекла в игрушках для детей младше трех лет. В изделиях для ребят постарше этот материал может использоваться только тогда, когда это необходимо для функционирования модели.

    Для деток младше трех лет нельзя выбирать игрушки, изготовленные из бумаги, ворсованной резины (например, латекса), фарфора и картона.

    Детали для сборных игрушек (например, пирамидок и строительных блоков), предназначенных для малышей 0–3 лет, не должны быть менее 3,2 см.

    Погремушки для деток младше трех лет не должны весить больше 100 г.

    В игрушках не допускается использование лазера. Лазерное излучение может повредить сетчатку глаза и ухудшить зрение ребенка.

Детали

Детали на игрушке (носики, глазки и пр.) должны быть плотно прикреплены к изделию. Это необходимо, чтобы детеныш не смог ухватить их зубами, оторвать и проглотить. Также важно, чтобы лапки, ушки и другие части тела в мягких набивных игрушках нельзя было оторвать – иначе ребенок может наесться наполнителя.

Звук

Перед покупкой проверьте звук, который издает игрушка. Он не должен «резать» слух или пугать малыша.

Запах

Если изделие имеет резкий химический запах, откажитесь от покупки. Вероятнее всего, оно содержит токсические вещества (формальдегид, метанол, толуол и т.п.).

Маркировка

При покупке обратите внимание, есть ли на упаковке игрушки или вкладыше инструкция по использованию, предупреждающие надписи и ограничения по возрасту. В них должно быть указано:

    С какого возраста можно использовать изделие;

    Срок эксплуатации;

    Правила хранения и ухода (если это необходимо);

    Страна-производитель;

    Торговая марка (если производитель ее зарегистрировал);

    Меры предосторожности (при необходимости) и правила использования.

    Предупредительные надписи. Например, на игрушке указывается, что ее можно использовать только в присутствии взрослых или только с определенного возраста;

    Дата изготовления.

    Помните, изделия сомнительного качества не имеют подобной маркировки.

Форма

Важно, чтобы все выступающие детали игрушки имели «защиту» из резины, пластика и т.п. Например, наконечники для стрел, пуль и прочих снарядов должны иметь защитные присоски или резиновые колпачки, при этом их диаметр должен составлять 2 см и более. Также не допускается наличие острых концов, углов и граней, которые могут травмировать ребенка. Кромки деталей из металла, к которым у ребенка есть доступ, должны иметь специальное полимерное покрытие или быть загнутыми или закрученными в виде спирали.

Выбирайте детские игрушки в зависимости от возраста

Для первых месяцев жизни малышу следует покупать подвесные игрушки (жирафиков, тигрят и других животных). С из помощью малютка будет учиться различать формы и цвета, фокусироваться на предметах, развивать слух, тактильные рефлексы и мелкую моторику. Погремушки и погремушки-прорезыватели можно покупать с четырех месяцев, а с пяти месяцев отличным вариантом станут игрушки, издающие звуки.

В 6–7 месяцев малыш будет с удовольствием играть резиновыми пищалками, пирамидками, кубиками и музыкальными игрушками, а в 8–9 месяцев проявит особый интерес к коробкам-игрушкам, в которые нужно вставлять предметы определенной формы.

В дальнейшем детенышу можно выбирать игрушки на колесах, которые можно толкать, мячики, которые он будет катать по полу и другие развивающие модели.

В этом возрасте ребенку можно покупать игровые развивающие коврики, которые облегчают развитие координации движений, двигательных способностей, ловкости и мелкой моторики. а также каталки-игрушки каталки-толокары, способствующие развитию мышц и формирование навыка ходьбы. Хорошим вариантом будут музыкальные шкатулки, пирамидки-сортеры, куклы, разборные игрушки, машинки.

Детки старше трех лет с удовольствием играют мягкими игрушками и занимаются «взрослыми» делами – играют игрушечными предметами быта (кастрюльками, сковородочками), лечат своих игрушечных друзей с помощью «набора доктора» и «спасают мир». Они также собирают конструкторы, рисуют и раскрашивают картинки, лепят из пластилина и теста.

Приблизительно в пять лет дети начинают готовиться к школе. Поэтому им следует выбирать книжки, реалистичные игрушки, пазлы, настольные игры, наборы для исследований, головоломки, игрушки на радиоуправлении и т.п.

На что еще обратить внимание перед покупкой

    При покупке обратите внимание и на внешний вид изделия. Психологи сообщают, что страшные игрушки могут негативно влиять на психику детей, вызывая агрессию и страх. В особенности, это касается малышей 2–5 лет. Эмоции и впечатления, полученные детенышем в этом возрасте, оказывают сильное влияние на его развитие. Именно в этом возрасте он познает мир и строит свое поведение на основе увиденного и услышанного. Но что с ним будет, если он будет играть уродливыми монстрами или мутантами?

    К сожалению, внешность игрушек никак не регламентируется, и то, как они выглядят, зависит только от фантазии дизайнеров и инженеров. Поэтому не стоит надеяться на добросовестность производителей – даже у известных фирм встречаются товары, которые могут негативно повлиять на психику ребенка. Полагайтесь только на свое мнение и выбирайте красивые и добрые игрушки, которые станут источником радости для малыша.

    Помните, что «заваливать» ребенка игрушками нельзя. Если у малыша слишком много игрушечных «друзей», тем меньшую ценность они имеют в его глазах. Кроме того, при таком изобилии страдает концентрация внимания ребенка.

    При ограниченном количестве игрушек малыша проще заинтересовать чтением, рисованием и лепкой, а также научить его заботиться о своих вещах и быть аккуратным.

Внимание! Данный материал носит субъективное мнение авторов проекта и не является руководством к покупке.

В этой статье:

Игрушки для детей и их развития очень важны. Они играют весомую роль в жизни маленького человека. С ними кроха взрослеет и учится понимать окружающую действительность, моделирует поведение взрослых, изучает правила нахождения в обществе и ищет в нем свое место. Так повелось издревле. Это подтверждают факты нахождения игрушек археологами, которые свидетельствует том, что дети играли игрушками всегда. Они сопровождают подрастающее поколение с раннего возраста, и очень важно, чтобы забавы соответствовали развитию малыша.

Игрушки для разных возрастов

Наиболее востребованы игрушки у детей дошкольного возраста. Причем сам дошкольный возраст делится на три психологических этапа:

Каждому периоду характерны свои акценты в развитии. Главное, что в ходе всего дошкольного возраста происходит активное формирование личности ребенка, его интеллекта и эмоциональной сферы. Облегчить и усовершенствовать все эти процессы помогают игрушки, особенно развивающие, которые в последнее время стали особо популярны, так как позволяют достичь высоких результатов и показателей.

Возрастные категории всегда учитываются в дошкольных учреждениях при подборе не только программ развития, но и игрушек, которыми дети развлекаются в свободное время. Эти же знания следует использовать родителям, так как дети в возрасте от трех до семи лет в процессе игры усваивают основные приемы деятельности и нормы социального поведения, ежегодно улучшая свои способности.

Задача взрослых – создать максимальные условия для правильного развития, а значит, выбрать наиболее подходящие игрушки.

Например, именно в этом возрасте у малышей просыпается интерес к конструкторам, фломастерам и краскам, пластилину, бисеру и прочим творческим играм, требующим внимания, усидчивости и богатой фантазии. Поэтому все имеющиеся в арсенале крохи игрушки должны не просто помогать в создании интересного досуга, но и, прежде всего, способствовать активизации самостоятельной деятельности, подчиненной ряду правил, требующих опосредованности, а не импульсивности.

Активное развитие памяти позволяет запоминать бесчисленное количество стихов и песенок. Если маме некогда самой разучивать эти творения, она всегда может приобрести интерактивные мягкие игрушки или книги, которые привлекают ярким дизайном и способностью воспроизводить популярные детские произведения, регулярное прослушивание которых приводит к запоминанию. Развитие памяти – важный момент в жизни дошкольника: она поможет ему легко усваивать школьный материал, а также быстрее адаптироваться к новым условиям жизни в учебном заведении.

Этим процессам будет также способствовать возраст «почемучки». Если родители уже не могут сами ответить на все более каверзные вопросы ребенка, им помогут энциклопедии. Сегодня купить такие книги просто, их немало в книжных магазинах: издатели уделяют много внимания детям этого возраста. Не столько из-за понимания того, что дети – наше будущее, сколько вследствие популяризации раннего развития, которое требует специализированной литературы.

Однако книги книгами, а главной в жизни любого ребенка остается игра. Каждому возрасту нужны свои игры и игрушки. Какие именно? Давайте разбираться более детально.

Игры для детей 3-5 лет

Для развития этой возрастной категории нужны куклы и аксессуары к ним или машинки и игрушечное оружие. Однако нельзя ограничивать девочек только «девочковыми», а мальчиков «мальчуковыми» игрушками. Пусть малышня выбирает самостоятельно, что ей больше по душе. Кстати, не только капризы заставляют мальчишку требовать розовую коляску, куклу, пижамку и прочие атрибуты «девочковой» жизни. Это одна из граней их тонкой и ранимой души. Если задушить это проявление нежности на корню, то можно лишить карапуза самых добрых, нежных и чувственных задатков. Да, вы вырастите настоящего мужика, но… Он никогда не научится проявлять свои самые светлые чувства и самые мягкие стороны. Это ему запретили. Этому его не научили. Разве настоящий мужчина должен быть жестким, бесчувственным и закрытым? Поверьте, в случаях людей с «не
такой» ориентацией человек с ней рождается, а не приобретает ее в процессе жизни, тем более – в детстве.

А теперь вернемся к куклам. Это самая древняя игрушка, которая учит маленькую девочку заботиться, проявлять доброту, готовит к будущей роли матери и женщины. Кукол много не бывает! Они могут быть разного размера, возраста, отличаться по функциональности и способностям.

Особой популярностью у детей и психологов пользуется «новорожденная» кукла «Бэби-борн». Она пьет жидкость из бутылочки, а потом мочит памперсы, которые требуют замены. То есть о малышке надо заботиться не ежедневно, а ежечасно – это очень положительно влияет на развитие девочки, воспитывая в ней ответственность за тех, кто от нее зависит.

Чем старше становится девочка, тем больше однотипных кукол у нее может быть. Кстати, не следует забывать и об аксессуарах, например о кукольной мебели, посудке, одежде и домиках. Все это должно быть, так как научит маленькую хозяюшку содержать данные вещи в чистоте, целости и сохранности.

А теперь поговорим о машинках и игрушечном оружии. Все они являются символами мужественности, которые не оставляют равнодушными ни одного мальчика. Жизнь юного героя нельзя представить без пистолета, автомата, космического бластера, меча или лука со стрелами. И именно эти игрушки готовят мальчика к будущей роли защитника.

Кстати, машинок также много не бывает. Они должны быть маленькими и большими, металлическими и пластмассовыми, гоночными и раритетными, полицейскими и пожарными – в общем, разными. Играя с машинками, мальчик изучает тонкости различных профессий и возможные социальные роли мужчины.

Также детям этого возраста, вне зависимости от пола, необходимы заводные и электронные игрушки, супергерои и монстры, феи и принцессы, кубики со словами и картинками, пазлы, конструкторы, трансформеры, обучающие интерактивные компьютеры, говорящие книжки, наборы для лепки и рисования, наборы для плетения фенечек, игрушки для подвижных игр и многое другое. Современный рынок представляет настолько широкий ассортимент игрушек, что родители могут растеряться при выборе. Поэтому, прежде чем купить ту или иную забаву, следует ознакомиться с инструкцией, возрастной рекомендацией производителя, а также составом материалов, из которых она изготовлена.

Таким образом, можно будет уверенно утверждать, что вы купили для вашего ребенка не только полезную, но еще и безопасную игрушку.

Еще одна важная деталь интерьера детской, которая относится к игрушкам, – это корзина для них же. Думаете, что она больше нужна родителям? Нет! Детям тоже. Даже если первое время убирать игрушки в корзину будут родители, у детей все равно она станет ассоциироваться с порядком. Чтобы вызвать у ребенка желание помогать в уборке, специалисты рекомендуют купить яркую и красочную корзину, желательно с изображением любимых мультипликационных героев.

Игрушки для детей 5-7 лет

Для этой возрастной категории подойдут более сложные игрушки и игры, которые постепенно становятся коллективными: они позволяют учиться общаться со сверстниками, находить свое место в мире и учитывать желания других, при этом руководствуясь правилами.

Кстати, о правилах. В этом возрасте все игры и игрушки подчинены именно им. Также они сопровождаются всевозможными схемами, картами, эскизами и т.п. Дети учатся следовать указаниям, а не эмоциям. Недостаточно захотеть участвовать и победить в игре – необходимо учитывать ее законы, ведь в обратном случае ты либо вылетишь, либо проиграешь. Ни один ребенок не хочет ни первого, ни второго. Зато очень хочет играть со всеми и заслужить признание такой же ребятни. Нет, не взрослых – этот этап прошел, – а именно сверстников.

Для развития детей 5-7 лет можно использовать следующие игры:

  • Наборы для рисования

Если раньше вы боялись давать детям краски, и они творили свои шедевры только фломастерами и карандашами, теперь можете смело добавлять к этому арсеналу акварель, гуашь, масляные краски и мелки, а также набор для батика. Все они прекрасно стимулируют моторику рук и фантазию, подготавливая ребенка к школе.

  • Наборы для вышивания

Вышивать любят не только девочки, но и некоторые мальчики. Если это о вашем ребенке – купите ему небольшой набор для вышивки с цветными тканями или бисером. Сегодня такие представлены в большом ассортименте рисунков и размеров. При этом в набор обязательно входят пяльца, эскиз, ткань, нитки, бисер, ленты. То есть вам не придется ничего докупать. Кроме того, любой набор содержит подробную и понятную для ребенка инструкцию, позволяющую справиться с поставленной задачей без помощи взрослых.

  • Инструменты для выжигания и резьбы по дереву

Эти инструменты можно купить как отдельно, так и наборами. Например, выжигатель сегодня очень популярен и продается в наборе с разными насадками, досточками и эскизами картинок. В некоторых наборах еще идут краски. Так картинку можно не только выжечь, но и разукрасить, а после покрыть лаком. Детворе очень нравится этот вид деятельности. Главное – сразу же объяснить правила пользования выжигателем и правила безопасности. То же самое касается инструментов по резьбе: с ними следует быть поаккуратней. Однако это не значит, что лучше не давать в руки сынишки такие игрушки – наоборот, всегда поощряйте подобную деятельность. Она учит малыша помогать папе, чувствовать свою значимость, а также вырабатывает необходимые для уроков труда и будущей взрослой жизни навыки.

  • Настольные игры

Если родители хотят сделать акцент на развитии логики, мышления, смекалки и усидчивости у ребенка, им следует обзавестись большим ассортиментом настольных игр. Это пазлы, лото, домино, кубики, мозаика, головоломки и т.д. Внимание! В любую настольную игру ребенок должен играть со взрослыми. Самостоятельно он не продержится и десяти минут. Задача родителей – подогревать интерес, поощрять дальнейшее движение к финишу или конечному результату, объяснять правила и условия игры, а также читать задания, ведь в этом возрасте дети еще не умеют читать.

  • Компьютерные игры

Вот и пришел возраст, когда ребенка можно начинать знакомить с увлекательным миром компьютерных игр. Хотя большинство детей уже давно сами пользуются ПК, имеют кучу гаджетов и собственные странички в социальных сетях, бесконтрольно гуляя по интернету, специалисты все же не рекомендуют пускать ситуацию на самотек. Это может привести к тому, что виртуальный мир станет интереснее реального, и ребенка засосет во всемирную паутину. Да, это удобно для занятых родителей: они работают, а дети сидят дома перед компьютером или планшетом, поэтому можно за них не беспокоиться. Ну что может случиться с крохой возле обычного гаджета? Вот на улице он может
упасть, попасть под машину, подраться со сверстниками и даже быть похищенным! Так детей лишают нормального детства и возможности развиваться.

Однако, когда дело касается компьютерных игр, не все так печально. Если вы будете контролировать процесс и выбирать игры, то из приятного времяпрепровождения удастся извлечь и пользу. Так, многие компьютерные игры прекрасно тренируют мелкую моторику, реакцию, внимание и сообразительность. Да и знание компьютера также пригодится в школе, где его начинают осваивать практически с первого класса.

Опасные игрушки

Разнообразие игрушек делает их еще более желанными. Чем больше дети просят, тем больше родители покупают. При этом притупляется внимание, и часто взрослые не задумываются о том, что игрушка небезопасна для их малыша. Сегодня существует большое количество примеров того, что те или иные игрушки причиняют физические или психологические увечья здоровью малышей, а ведь они должны доставлять только радость и пользу. Что это за игрушки, которые портят жизнь детей и нервы родителей? Вот список наиболее популярных из них.

  • Китайские резиновые и мягкие игрушки

Чем опасны эти изделия? Резиновые игрушки – ядовитыми красками, вызывающими аллергию и пищевое отравление, а мягкие – содержимым, провоцирующим приступы удушья. Кроме того, мягкие игрушки активно собирают пыль, микробов и клещей, из-за чего их необходимо регулярно стирать и дезинфицировать.

  • Игрушки с мелкими деталями для детей до 3 лет

Лего, киндер-сюрпризы и прочие игрушки с мелкими деталями, которые легко отламываются или отрываются, строго запрещены маленьким детям, которые все тянут в рот. Любая бусинка, бантик или ручка от человечка из конструктора, попавшая в дыхательные пути или желудок, представляют серьезную опасность для здоровья и жизни малыша.

  • Неокуб

Эта интересная головоломка для развития логики и мышления, появившаяся в конце двадцатого века, стала причиной многих тяжелых травм органов кишечного тракта. Дети регулярно глотают детали неокуба и подвергаются операционному вмешательству, так как иначе извлечь их просто невозможно. Причем это извлечение также достаточно опасно и проблематично.

  • Кукла Барби

Удивлены? Зря. Психологи утверждают, что эта игрушка негативно влияет на детскую психику, так как не вызывает заложенного природой желания поиграть куклой в дочки-матери. Так у девочек не развивается материнский инстинкт. Также неправильные пропорции тела куклы становятся причиной формирования уймы комплексов и неправильных представлений о женской красоте. Вырастая, девочки, игравшие в Барби, чаще всего недовольны собой и своей внешностью. Их лучшие друзья – собственные комплексы. Также кукла с ранних лет вызывает стремление побыстрей стать взрослой. Следует отметить, что при этом взрослая жизнь ассоциируется с ярким макияжем, вызывающей одеждой и мужчинами.

  • Наборы с химическими и физическими опытами

В состав опытов для юных химиков и физиков входят достаточно простые и безопасные препараты – при условии, что их будут смешивать согласно инструкции. Если препараты смешать неправильно или совместить компоненты из разных опытов, можно получить ожог или даже взрыв.

  • Дартс

Это самая опасная игра, а без присмотра взрослых она
превращается в смертельную. Это не просто слова. Летальные случаи происходили, и их число постоянно растет. Самое простое, чем могут отделаться дети, – увечьями.

Игрушки должны знакомить с окружающим миром, развивать и обучать. Именно на эти свойства, а также на качество следует ориентироваться взрослым, выбирая игрушки. Мода и требования детворы – это не главные критерии, а именно те, которые иногда можно и нужно проигнорировать.

Как уже говорилось, выбирая игрушку, необходимо руководствоваться здравым смыслом, а не истериками и капризами малыша. В момент покупки очередной безделицы следует помнить о влиянии игрушек на психику ребенка. Специалисты предлагают целый свод рекомендаций по выбору игрушек.


Педагоги, психологи и ученые считают, что неправильно выбранная игрушка может навредить детскому здоровью. С точки зрения психологии, наиболее негативно воздействуют на психику те, которые окрашены в красный и черный цвет.

Также психологи не рекомендуют дарить детям огромные игрушки. Маленьких деток лучше окружать такими же
маленькими безделушками. Кстати, пока у ребенка не сформировалось представление об окружающем мире, не стоит приобретать мутантов, фей и прочих волшебных персонажей. Позвольте стереотипу нормального восприятия мира развиться так же нормально, а не искривленно, как изображения в комнате кривых зеркал.

Кроме того, в доме должны иметься предметы, позволяющие выразить различный спектр негативных эмоций – от злости и обиды до страха. К таким игрушкам относятся шумовые музыкальные инструменты (бубенцы, дудочки, барабаны), пищащие молоточки, пистолеты, ружья, а также агрессивные животные – дракон, волк, крокодил.

Для детей игрушки – это не только развлечение, но и настоящие друзья, которые знакомят с окружающим миром. Поэтому, дорогие родители, выбирайте друзей для своих детей особенно тщательно и ответственно!

Сегодня на полках детских магазинов огромное количество товаров. И я часто вижу, как взрослые теряются при выборе игрушки, а консультанты либо просто некомпетентны, либо нацелены на продажу более дорогой игрушки. О том, как правильно выбрать игрушку ребенку, игрушку, которая поможет ему расти, развиваться, вдохновит на самостоятельную и совместную деятельность, мы поговорим в этой статье.

Выбирая полезную игрушку для детей, обратите внимание на следующие свойства:

Игрушка должна располагать к активному действию.

Стоя у прилавка, возьмите игрушку в руку и представьте, что с ней можно сделать: катить, кидать, извлекать звук, собирать, использовать вместе с другими, создать что-нибудь? Если вы не можете найти хотя бы два возможных действия – оставляйте вещь на полке. Заметьте, что у очень многих игрушек всё действие сводится к «нажать на кнопочку» — это плохой товарищ в развитии ребёнка, ведь малышу ещё нужно разобраться в реальных причинно-следственных связях, со свойствами предметов и их возможностями.

Помните «Двое из ларца, одинаковых с лица», которые за Вовку в Тридевятом царстве конфеты и пирожные доставали, а потом за него и ели? Также обстоит дело с подобными игрушками – при нажатии на кнопку они играют «сами в себя».

Многофункциональность и простота.

Если у игрушки строго ограниченный набор функций, то мы уже не можем назвать ее игрушкой для развития мышления, так как она не предоставляет ребёнку возможности для роста. Например, что можно делать с тщательно проработанным до мельчайших деталей детским утюгом? Водить его по ткани – всё! А вот если взять кирпичик из конструктора – его можно преобразовать и в тот же утюг, и в машинку, и в многоэтажный дом для миниатюрного города. Или вот, например, очень натуралистичный резиновый бутерброд – много ли они добавит в игру, если всё, что с ним можно сделать – это просто положить? Другое дело, если это у ребёнка есть набор для лепки, из которого он может сам слепить необходимые продукты, их нарезать, а потом ещё и превратить некоторые из них в посетителей кафе, которые это всё и будут кушать.

В нашем доме с появлением «Лего» вообще отпала необходимость что-либо покупать, всё ведь можно было создать самим!

Говоря о многофункциональности, хотелось бы оговориться о «шедеврах» типа слоника на колёсиках и с рулём, который одновременно является сортировщиком и телефоном. Это просто уловка для родителей, которые надеются, что ребёнку понравится хоть какая-то часть из предложенного, а на деле лишь обескуражит малыша и будет валяться в одиночестве, непонятая. Если вам нужна игрушка для развития воображения, мышления, способствующая формированию причинно-следственных связей, то стоит обратиться к существующим с незапамятных времён мячам, кубикам, конструкторам и природному материалу и другим многофункциональным игрушкам.

А вы знали, что на почётном месте в Американском Национальном музее славы игрушек стоит…пустая картонная коробка?

Связь с реальным миром.

Издревле одним из важнейших предназначений игрушки было подготовка к встрече с большим миром и взрослой жизнью. И сейчас, как и сотни лет назад, малыши предпочитают играть с маминой кухонной утварью и папиными инструментами, в то время как яркие «развивающие игрушки» остаются невостребованными. И специалисты рекомендуют поощрять такие игры – ведь это не просто забавы, а процесс познания и приобщения к семейным делам. Поэтому всегда выбирая игрушку в магазине, проверяйте: а можно ли заменить её реальным предметом? Не стоит покупать дочке пластмассовые «наборы юной хозяйки», с игрушечным веником и совочком в комплекте – зачастую они просто не удобны, и не обладают свойствами модели (например, ворс веника не гнётся). Лучше зайдите в хозяйственный магазин и там купите настоящие веник и совок размером поменьше.

Выбирая игрушку, представляющую собой модель какого-то предмета или животного, обратите внимание на то, чтобы они обладали основными чертами модели без особых искажений: машинка должна уметь катиться на колёсах, но у неё не должно быть глаз или ушей (если ваш ребенок не поклонник мультфильмов про говорящие машины); у животных должны быть все соответствующие реальным части тела и естественный цвет. Уродливые и неестественные игрушки не просто искажают представление малыша об окружающей действительности, они способны испортить только зарождающийся эстетический вкус ребёнка.

Очень важно учитывать возраст ребёнка и помнить, освоение каких действий стоит в зоне его развития. В ближайших статьях мы поговорим о том, как выбрать игрушку для детей разного возраста.

Безопасность детских игрушек.

Безопасность превыше всего, когда дело касается детей. До трёх лет – никаких мелких непрочно закреплённых предметов на игрушке, острых и необработанных краёв. Даже в дошкольном возрасте стоит отказаться от игрушек с мелкими магнитами, так как они чрезвычайно опасны при попадании в кишечник, а выглядят маленькие блестящие шарики порой ну очень привлекательно. В любом возрасте стоит внимательно относиться к материалу, из которого сделана игрушка, так как в последнее время встречается много случаев содержания очень токсичных веществ в игрушках даже для совсем малышей. Удостоверьтесь, что у игрушки нет сильного запаха, а цвет выглядит натуральным и стойким. Избегайте товаров китайского производства. Проверяйте наличие на упаковке сертификата качества.

И самое главное.

Задавая себе вопрос «Как правильно выбрать игрушку ?», всегда помните, для чего она нужна, что вы хотите донести через неё. Покупая игрушки вместе и подходя к этому обстоятельно, вы можете научить малыша быть сознательным покупателем в будущем. А создавая и переделывая игрушки своими руками, вы доносите до ребёнка идею того, что деньги – не главное, и всё богатство в наших умах и руках. Если же вы ищете игрушку, которая могла бы выразить вашу любовь (возможно, в очередной раз), не забывайте, что главное — не сам предмет, а то, насколько он поможет вам сблизиться и провести совместное время с удовольствием – возможно, всё необходимое у вас уже есть дома. Ведь как во взрослом, так и в детском мире самые лучшие на свете вещи – это вовсе не вещи.