Проект искусство бисероплетение для начальной школы. Проект "волшебный бисер". Организация кружковой работы в детском саду «Волшебный бисер

11.04.2019

1. Пояснительная записка

2. Методическое обеспечение

3. Тематический план

5. Условия реализации программы

6. Прогнозируемые результаты

7. Библиография

8. Приложение

Пояснительная записка.

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением конгитивных способностей».

М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т.д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость творчества».

Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.

Методическое обеспечение

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером,приобщение детей к основам рукоделия.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы :

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

Программа в объеме 30 занятий, из них – 10 занятий отводится на теоретический курс, 20 занятий – на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть .

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству

Завершающая часть .

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

Подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска…);

Организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

Аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к

себе, вперед, вверх), убирать иглу в игольницу;

Правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

Тематический план работы

Наименование разделов и тем

Количество часов

практика

Экскурс в историю.

История бисера

Организация рабочего места

Знакомство с бисером, стеклярусом, техникой безопасности при работе.

Оборудование рабочего места.

Знакомство со схемами.

Низание цепочки «в одну нить».

Рябиновая веточка.

Выставка

Игла. Нити. Проволока. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе.

Брошь "Бабочка"

Браслет «Божья коровка».

Браслет широкий

Брошь "Бабочка" (усложненный вариант)

Стрекоза

Снежинки

Аквариум

Организация выставки (в конце темы)

Выставка

ИТОГО:

12

1 8

1. Экскурс в историю.

История бисера. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения. Оборудование рабочего места. ТБ при работе с бисером.

2. Изготовление простейших цепочек.

Знакомство со схемами. Чтение схем.

Проволока. Техника безопасности при работе с проволокой.

Изготовление простейших низок. Низание цепочек «в одну нить».

Игла. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе с иглой.

Дикие животные. Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление «Зайчика» из бисера по схеме.

Деревья нашего леса.

Изготовление «Рябиновой веточки» – коллективная работа.

Организация выставки работ в ДОУ на портале.

3. Украшения из бисера и стекляруса.

Стеклярус.

Насекомые. Внешний вид. Условия обитания. Чем питаются? Где зимуют? Рассматривание иллюстраций.

Изготовление броши «Бабочка» (упрощенный вариант). Знакомство со схемой. Порядок сборки. Оформление броши.

Изготовление броши «Божья коровка».

Изготовление широкого браслета в подарок маме.

Изготовление броши «Бабочка» (усложненный вариант).

Изготовление «Стрекозы».

Снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Украсим елку снежинками.

Животные воды. Их особенности. Рыба. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление панно «Аквариум» - коллективная работа.

По окончании работы по теме организация выставки в ДОУ.

Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

1. Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Наличие столов для работы.

3. Приобретение бисера различных цветов и оттенков.

4. Наличие нитей для плетения, иголки, проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.

Кадровое обеспечение

1. Зам. зав по ВМРсоставляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.

2. Руководитель программы – осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

3. Медицинский работник – осуществляет врачебный контроль в процессе занятий, оказывает первую медицинскую помощь (при необходимости), ведет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета.

Прогнозируемые результаты

В процессе реализации программы дети приобретут:

Знания

1. Практического владения общими принципами работы по рукоделию.

1. Расширят представления о культуре ханты и манси, их истории.

2. Познакомятся с особенностями художественного языка, расширится словарный запас.

Навыки

1. Работы с бисером.

2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.

3. Работы и общения в коллективе.

Умения

1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.

3. Сочетать цвета.

Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,

воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.

Библиография

1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.

2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.

3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.

4. О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.

5. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт

Петербург 1999.

7. М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.

8. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

9. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

10. Е.Г.Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.

11. Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.

12. Н.Л.Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.

13. Л.В.Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009.

14. А.А.Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.

15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Подьяковой, В.Н.Аванесовой – М., «Просвещение» 1981.

Полную версию работы с приложениями можно .

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Современные девчонки охотно украшают себя необычным плетением из разноцветных стеклянных бусинок - бисера. Сегодня это ярко, модно, актуально. Но знают ли они историю возникновения бисера и преобразования этих маленьких стеклянных капелек? Понимают ли они, что продолжают древние традиции человеческого рода, которые уходят в эпоху доисторических времен?

Год назад я начала заниматься бисероплетением. Моя мама меня записала в кружок «Феи мастеров». Там я начала изучать разные схемы плетения. Недавно мне стало интересно, откуда произошел бисер.

Изделия из бисера и мелких бус были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии этот вид народного творчества является частью культурного наследия.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 6000 лет назад. Родиной считают Древний Египет, в котором было изобретено стекло. Но также существует древняя легенда, в которой моряки, перевозившие соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так появилось стекло, а потом из стекла начали изготавливать первый бисер. Сначала изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из зубов животных, костей, раковин моллюсков, камней и защищали древних людей от злых духов.

Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.

Объект исследования: бисер.

Предмет исследования: история возникновения бисероплетения.

Цель: изучить историю возникновения бисероплетения.

Задачи :

  1. Изучить литературу по теме проекта.
  2. Провести мастер-класс по бисероплетению.
  3. Провести анкетирование среди учащихся 2 «Г» класса.
  4. Подтвердить ил опровергнуть гипотезу.

Гипотеза: я считаю, что во все времена люди занимались бисероплетением.

Методы исследования:

Теоретические:

  1. Поиск и анализ информации в различных источниках
  2. Обобщение результатов исследования

Практические:

  1. Проведение мастер-класса с одноклассниками
  2. Анкетирование учащихся

Описание проекта

Мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 3 классов. Опрос показал, что 100% учащихся знают, что такое бисероплетение и из чего изготавливают бисер. 6 человек (11,3 %) имеют представление о том, когда был изобретен бисер. 17 девочек и 1 мальчик (34 %) умеют плести из бисера. Все опрошенные девочки 29 чел. - 54,7 %) - хотели бы получить в подарок изделие из бисера, тогда как мальчики предпочли бы в подарок машинку или какой-нибудь другой гаджет.

Из литературы мы узнали, что даже тогда, когда бисер ещё не был изобретён, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

Так же существует 2 теории происхождения стекла, а за стеклом уже и бисера. По первой версии - около шести тысяч лет назад финикийские купцы везли природную соду. Высадившись на песчаном берегу на ночлег они обложили костер крупными кусками соды. Утром в золе купцы обнаружили слитки, которые были тверды прозрачны.

По второй версии - около 4500 лет тому назад древние египтяне научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла.

Так же мы проследили историю распространения бисера от Древнего Египта и Древней Руси до нынешнего времени. Мы узнали о технологии изготовления бисера, о его видах и видах плетения из бисера.

На втором этапе своего исследования мы провели мастер-класс среди одноклассников, а так же вывели рекомендации по уходу за бисером, сделали экономический расчет себестоимости изготовления цветочка.

Вывод

Изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства. Мне было интересно узнать, что в Древнем Египте женщины дома из одежды носили только нити бисера. На территории Древней Руси найдено большое количество стеклянных поделок и бус. Бисером, жемчугом и драгоценными камнями на Руси украшали не только одежду, обувь, но и предметы мебели, например трон царя.

Многие дизайнеры современности используют бисер в создании своих шедевров и даже дают модные советы по ношению изделий из бисера.

Проведя исследование, я доказала, что история развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества, следовательно, люди во все времена занимались бисероплетением и в настоящее время интерес к этому виду народного творчества не пропадает. Как только изделия из бисера не называют и где их только не носят, но везде они любимы и радуют глаз.

Проект «Откуда к нам пришел бисер?»

В своем творческом проекте по технологии "История бисера и влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук" я постараюсь изучить историю появления бисера , обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук, создать проект по бисероплетению .

Планирую в творческом проекте по технологии на бисероплетение познакомиться с историей бисера и технологиями бисероплетения, исследовать влияние бисероплетения на формирование творческого мышления ребенка.


Своим творческим проектом "История бисера и влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук" я хочу рассказать учащимся моей школы о своем увлекательном увлечении и готовых выполненных работах из бисера.

В представленной творческой работе по технологии (бисероплетению) автор рассматривает технологии плетения бисером, изучает влияние бисероплетения на развитие творческого мышления, дает экологическое и экономическое обоснование своего творческого проекта.

В своем творческом проекте по технологии (бисероплетению) учащаяся 2 класса начальной школы рассказывает о своем увлечении и выполненных работах из бисера, создает и представляет презентацию своей работы.

Введение.
1. История бисера.
2. Производство бисера.
3. Технологии плетения бисером.
4. Влияние бисероплетения на развитие творческого мышления.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Экологическое и экономическое обоснование проекта.
Заключение.
Литература.

Введение


Я занимаюсь бисером в клубе Симферопольского аэропорта 2 год.
Мне очень нравится работать с бисером. В этом мне помогает руководитель кружка Татьяна Леонидовна Романова. Красиво исполненные изделия удивляют мое воображение.

Особенно меня поражает фантазия родной природы. Это нежность оттенков, игра контрастов. Это тонкие лепестки цветов, чудные кроны деревьев. Часто хочется перенести домой частичку природы, но чтобы она не увядала. Цветы из бисера и деревья сделанные мной в рамках творческого проекта по бисероплетению по технологии позволили осуществить это желание.

Работы радуют не только меня одну, но и всех окружающих, служат украшением интерьера, порождают желание узнать, как появилось в нашей жизни чудо-бисер и как влияет занятие бисероплетением на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта. Это подчеркивает актуальность моей творческой работы по бисероплетению .

Цель творческого проекта по бисероплетению: изучить историю появления бисера, обосновать влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук, прорекламировать свое хобби – занятие бисероплетением, сплести из бисера изделие.

Задачи проекта по бисероплетению:

  1. Познакомиться с историей появления бисера;
  2. Проследить становление технологий бисероплетения на Руси;
  3. Провести исследования влияния бисероплетение на правильное формирование личности, на развитие умственных способностей, творческого мышления и интеллекта;
  4. Рассказать о своем увлечении и работах из бисера, сделав презентацию работы.

Приложением к проекту по технологии на бисероплетение являются работы из бисера выполненные мной.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №386

Григорьевская Елена Валерьевна

Уваровская Юлия Геннадьевна

САМАРА 2012

Рецензент:


  • Федосова Оксана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии факультета специальной педагогики ПГСГА.
Практическое пособие по бисероплетению.

В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Вы узнаете об истории появления этого красивого материала, видах работы с ним. В книге представлено большое количество иллюстраций и даны подробные объяснения каждого этапа создания композиции.

Авторы данного пособия предлагают свою систему работы по бисеплетению, состоящую из примерного тематического плана непосредственной образовательной деятельности и примерных конспектов непосредственной образовательной деятельности.

Образовательная двухгодичная программа "Разноцветная бусинка" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение двух лет и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.

Пособие составлено с учетом ФГТ (Приказ № 665 от 23.11.2009г).

Пособие может быть использовано в практике любого вида дошкольных учреждений, а также в учреждениях дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………….................................................4

Глава I. Обоснование программы…………………………………………………………4-7

Глава II. Организация и содержание программы………………………………………...7-8

Глава III. Примерный тематический план непосредственной образовательной деятельности……………………………..............................................................................9-12

Глава IV. Примерные конспекты непосредственной образовательной деятельности………………………………………………………………………………13-37

4.1. Первый год обучения………………………………………………………………..13-26

4.2. Второй год обучения………………………………………………………………...26-37

Глава V. Дополнительный материал…………………………………………………....38-55

5.1. История бисера……………………………………………………………………….38-40

5.2. Материалы и инструменты………………………………………………………….40-41

5.3. Виды работ из бисера…………………………………………………………………....41

5.4. Виды и способы нанизывания………………………………………………………41-42

5.5. Бабушкины советы……………………………………………………………………....42

5.6. Как подготовить рабочее место……………………………………………………..42-43

5.7. Стиль бонсай…………………………………………………………………………43-55

Список литературы………………………………………………………………………….56

Материально-техническое оснащение программы……………………………………….56

Пояснительная записка
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Декоративно прикладное творчествоволшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь дошкольника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.

Мода на украшения, игрушки, сувениры из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация кружков по бисероплетению в рамках дополнительного образования.

Глава I . Обоснование программы
Авторская программа «Разноцветная бусинка», являясь прикладной, носит практико – ориентировочный характер и направлена на овладение старшими дошкольниками основных приёмов бисероплетения, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.

Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

Программа «Разноцветная бусинка» составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение двух лет и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.

Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда".

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Программа построена так, чтобы дать старшему дошкольнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У дошкольников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У старших дошкольников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию « я хочу это сделать сам». Для заинтересованности старших дошкольников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.

Цель программы:


  • создать условия для творческого развития личности старшего дошкольника, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства;

  • раскрыть перед детьми социальную роль изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства;

  • формировать художественную культуру старших дошкольников как часть культуры духовной, приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи программы

Образовательные:


  1. углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;

  2. формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
Воспитательные:

  1. привитие интереса к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

  2. привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

  3. воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие:

  1. развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии, творческих способностей;

  2. формирование эстетического художественного вкуса.

Программа способствует :


  • повышению внутренней мотивации ребенка;

  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бус, бисер, рубки;

  • возникает желание добиться планируемого результата;

  • развитию мелкой моторики, развитию тонких и точных движений пальцев рук.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 23 » ноября 2009 г. № 655 ) программа:


  • соответствует принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей ;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • Принцип творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);

  • Принцип индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);

  • Принцип культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);

  • Принцип разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей);

Интеграция образовательных областей:


  1. Образовательная область «Коммуникация» - овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
    - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
    - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности

  2. Образовательная область «Познание» - развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
    - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  3. Образовательная область «Социализация» - освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
    - развитие игровой деятельности детей;
    - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  4. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
    - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
    - развитие литературной речи;
    - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

  5. Образовательная область «Труд» - формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
    - развитие трудовой деятельности;
    - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
    - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

  6. Образовательная область «Музыка» - развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.

Глава II . Организация и содержание программы
Срок реализации программы : два года обучения
Возраст детей : старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)
Режим непосредственной образовательной деятельности :

2 раза в неделю;

30 минут непосредственная образовательная деятельность;

Вторая половина дня.

Ожидаемые результаты:

По окончании 1 года обучения старшие дошкольники знают :


  1. историю возникновения бисера, что такое бисероплетение;

  2. название и назначение материалов (бусина, бисер, стеклярус, рубка);

  3. название и назначение ручных инструментов (кусачки, ножницы);

  4. правила безопасности труда при работе с бисером.

По окончании 1 года обучения старшие дошкольники умеют :


  1. организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом, поддерживать порядок во время работы;

  2. соблюдать правила личной и общей безопасности во время бисероплетения;

  3. под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по эскизу, схеме, образцу;

  4. самостоятельно подбирать цветовую гамму изделия, материал и детали для работы.

По окончании 2 года обучения старшие дошкольники знают:


  1. название материалов, ручных инструментов и приспособлений;

  2. правила безопасности труда во время бисероплетения;

  3. правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения старшие дошкольники умеют:


  1. самостоятельно создавать эскиз, составлять схему изделия;

  2. работать самостоятельно, контролируя этапы работы;

  3. понимать и читать схемы по бисероплетению.

Методы организации непосредственной образовательной деятельности :


  • наглядный

  • исследовательский

  • практический

  • объяснительно-иллюстративный

  • проблемно-поисковый.

Структура непосредственной образовательной деятельности:


  • непосредственная образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста с октября по май включительно;

  • непосредственная образовательная деятельность проводится 2раза в неделю, по 30 минут;

  • дети сидят за столами по 2 человека.

Каждое НОД включает в себя:


  • вводную часть: уточнение – напоминание правил личной и общей безопасности во время бисероплетения;

  • комплексы гимнастик для глаз.