Развитие недоношенного ребенка по месяцам: все будет хорошо! Недоношенный ребенок и его особенности

04.09.2019

При появлении крохи на свет раньше времени важно знать, как происходит развитие недоношенного ребенка четко по месяцам и до года. Недоношенный малютка сильно отличается от деток, появившихся в срок. Он меньше весит, иногда имеет недостаточно развитые врожденные навыки. Но современная медицина владеет методиками выхаживания таких крошек. В стационаре им оказывается врачебная помощь. После стабилизации состояния малюток выписывают домой. Мамочка должна регулярно показывать малютку педиатру. Врач контролирует его состояние. При необходимости направляет на дополнительное обследование. Но основной уход осуществляется дома. И от его правильности зависят темпы роста и развития недоношенного крохотули.

Малютки, появившиеся на свет при сроке беременности 21-37 недель, считаются недоношенными. Их развитие значительно отличается от развития крошек, родившихся в срок.

Родителям важно учитывать:

  1. Кроха первое время неизбежно будет отставать в развитии. Если он родился после 32-й недели беременности, то задержка составит 1-2 месяца. При появлении на свет до этого срока - 3-4 месяца.
  2. Малютке с массой тела меньше 1,5 кг необходимо создать условия, похожие на внутриутробные. Поэтому его доращивают в кувезе до 1,7 кг. Затем малыш перемещается в кроватку с подогревом. Там он живет до 2 кг. Затем необходимость в специальных условиях проходит.
  3. Нервная система малыша недостаточно зрелая. С первых дней выписки ему требуются особые условия. Он должен чувствовать себя любимым и защищенным. Грубость, резкий тон в отношении его запрещены.

Для успешного выхаживания малютки следует создать комфорт и уют. Температуру в комнате рекомендуется поддерживать на уровне 21-22 градуса Цельсия. Влажность воздуха должна находиться в пределах 50-70%. Контролировать климат помогут специальные приборы.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Появившийся на свет раньше срока младенец внешне отличается от доношенных малюток. Для недоношенных деток характерны:

  • большая голова (до 1/3 длины тельца);
  • лобная часть больше лицевой и составляет 2/3 от общего размера головки;
  • крохотные короткие ручки и ножки;
  • пупочек расположен ниже, чем у доношенных деток;
  • неразвитые половые органы (огромная половая щель у девочек, не опустившиеся в мошонку яички у мальчиков);
  • отсутствие подкожного жира (сквозь кожицу видны кровеносные сосуды);
  • мягкие хрящи ушек (ушная раковина скручивается и слипается);
  • маленькие неразвитые ноготки;
  • кожица морщинистая, красного цвета;
  • животик выпуклый, распластанный:
  • шейка короткая;
  • сместившийся большой родничок;
  • возможные участки без кожицы на малом родничке;
  • слабость, вялость.

Через неделю-другую у глубоко недоношенных малюток возникает пучеглазость. Пугаться этих признаков не стоит: при правильном уходе они постепенно исчезнут, когда кроха станет догонять сверстников.

Питание после рождения

При неразвитом рефлексе сосания кроху выкармливают через зонд или вводят питательные растворы внутривенно. Эти процедуры проводят в больнице.

Но сосать малышу тяжело: он быстро устает и засыпает. Поэтому кормить недоношенного карапуза следует от 10 до 20 раз в сутки. При удовлетворительном наборе веса можно сократить количество кормлений до 8. Но это произойдет не раньше второго месяца жизни. При отсутствии у мамочки грудного молочка следует проводить кормление искусственной смесью из бутылочки. Но если крохе сложно сосать, рекомендуется давать ему питание из ложечки. Для подбора искусственного питания рекомендуется обратиться к педиатру.

Прикорм разрешается вводить только после 7 месяцев и только после согласования с врачом. Крохам дают овощные пюре и соки, затем безмолочные каши. Сладкие фрукты и соки давать пока запрещено из-за повышенного содержания глюкозы. После дополнительной еды малютку докармливают смесью или грудным молочком.

Требования к одежде

Для недоношенных деток одежду следует выбирать особенно тщательно. Она должна:

  • быть из гипоаллергенных материалов;
  • малый размер (до 50);
  • удобные застежки (кнопки);
  • возможность подключения оборудования.

Такая одежда продается в специальных отделах для недоношенных и маловесных детей. Существует возможность заказа через интернет.

Требования к купанию и прогулкам

Важно помнить: крохе противопоказаны резкие перепады температуры. При купании рекомендуется:

  • обеспечить температуру в помещении 24-25 градусов Цельсия;
  • налить в ванночку воды температурой 36-37 градусов Цельсия;
  • положить в воду ребенка, обернутого в тонкую пеленку;
  • в воде пеленку развернуть и выкупать кроху;
  • вынуть малютку из ванночки и укутать в подогретое до 36 градусов мягкое полотенце.

Процедура должна занимать 7-10 минут.

  • температура +25 градусов, нет ветра и дождя, вес крохи 2 кг и больше - гулять разрешается 15 минут;
  • весной и осенью при тихой, безветренной погоде можно вывести на улицу малютку старше 1,5 месяца, имеющего вес 2,5 кг и выше;
  • зимой допустимо гулять при температуре выше -10 градусов, отсутствии ветра и снега с крохой весом более 3 кг.

Продолжительность пребывания на свежем воздухе следует постепенно увеличивать.

Эффективные вспомогательные средства: массаж и гимнастика

Недоношенный кроха особенно нуждается в укрепляющих процедурах. Ему помогут массаж и гимнастика. Но проводить их вначале должен специалист. После того как состояние крохи стабилизируется и он наберет вес, делать массаж и гимнастику может мамочка.

Прививки у недоношенных детей

  • массы малыша;
  • состояния его сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Направление на прививку педиатр дает только после консультации с неонатологом, иммунологом, неврологом. При необходимости корректируется доза.

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

В этой таблице приведена общая статистика. Каждый ребенок индивидуален. И выполнение нормативов тоже происходит индивидуально. Не стоит огорчаться, если кроха «отложит» какой-нибудь элемент: при заботе и любви родителей у него все получится.

1 месяц

Очень сложный период в жизни малютки и всей семьи. Для нормального набора веса требуется наладить вскармливание (грудное или искусственное). Малютка легко уязвим: его требуется защищать от сквозняков, инфекций. Для сохранения здоровья крохотули требуется избегать приглашать посетителей.

2 месяца

Крошка подрос и окреп. Но во время еды быстро устает. Набор веса происходит быстрыми темпами. Для развития мускулатуры и борьбы с газами рекомендуется выкладывать малыша на животик.

3 месяца

Кроха отвечает на прикосновение. Кушает и прибавляет в весе. Останавливает взгляд на мамочкином лице. Пытается ухватить предметы. Важно следить за положением головки малыша, чтобы предотвратить образование кривошеи.

4 месяца

Повышается тонус мышц. Малютка может ухватить и удержать погремушку. Уже держит головку и гулит. Для закрепления результата требуется выполнять гимнастику и делать массаж.

5 месяцев

Совершенствуются звуковые и зрительные умения. Кроха ищет глазками источники звуков, следит за передвижением предметов, развивает речевой аппарат. Уверенно держит игрушку в ручке.

6 месяцев

Вес увеличился в 3 раза. Малютка демонстрирует оживление при появлении близких людей: шевелит ручками и ножками. Отталкивается ножками от горизонтальной поверхности при поддержке под мышки. Крохе требуется уход, как за обычным (доношенным) ребенком.

7 месяцев

Кроха учится переворачиваться со спинки на живот, перемещается на животике (ползет). У некоторых недоношенных деток прорезаются зубки.

8 месяцев

Пытается сам садиться. Качается, стоя на четвереньках. Начинает стремиться к общению. В этот период очень полезны развивающие игры: песенки, потешки, «Сорока-ворона».

9 месяцев

Подолгу сидит, начинает ползать. Охотно общается с членами семьи. Начинает произносить первые слоги.

10 месяцев

Узнает свое имя. Ходит, держась за опору. Любит ползать. С интересом наблюдает за перемещением предметов.

11 месяцев

Любит общаться с окружающими. Активно играет с кубиками, пирамидками, мячиками, музыкальными инструментами. Сам встает, садится, ходит, опираясь на поручни кроватки.

12 месяцев

Некоторые малютки делают самостоятельные первые шаги. Это говорит о том, что они физически догнали доношенных сверстников. Но нервно-психические процессы придут в норму только к 2-3 годам. Это нормальные показатели.

Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных

При появлении на свет раньше срока органы и системы младенца не успевают полностью сформироваться. Поэтому у таких деток часто возникают проблемы со здоровьем.

Дыхательные расстройства

В легких отсутствует сурфактант, поэтому кроха не может сделать первый вдох. При весе меньше 1 кг ребенок не дышит самостоятельно. Его подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Часто у недоношенных детей возникает врожденная пневмония. Дыхание у них надолго останавливается (апноэ).

Изменения крови

Распад гемоглобина, происходящий после родов, приводит к желтухе у недоношенных крошек, она длится дольше. При раннем появлении на свет у крошки возникает анемия.

Желудочно-кишечные патологии

Самая опасная патология - некротический энтероколит. Происходит воспаление и последующее отмирание части кишечника.

Проблемы нервной системы

Иногда у недоношенных новорожденных происходит кровоизлияние в мозг. Последствия заболевания различны. Из-за кислородного голодания случается ДЦП, слабоумие, задержка в развитии.

Нарушения сердечно-сосудистой системы

Основная патология - нестабильное артериальное давление.

Другие проблемы

Недоношенные малыши страдают отеками, низкой температурой тела. Они легко поражаются инфекциями.

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информация Наблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели) Рост (см) Масса тела (гр)
28 35,9 1124
29 37,9 1381
30 37,9 1531
31 38,9 1696
32 40,4 1827
33 41,3 2018
34 43,6 2235
35 44,4 2324
36 45,3 2572
37 47,6 2771

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информация Обычно ближе , рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность

Нормально протекающая беременность оканчивается родами в срок. Дети, родившиеся на сроке 38–42 недели считаются доношенными. Если роды произошли ранее 37 недели, и вес малютки составляет менее 2500 граммов, то речь идёт о недоношенном ребёнке. Существуют 4 степени недоношенности детей, они определяются сроком разрешения беременности, и зрелостью функций его организма.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до года будет отличаться от развития доношенных детей. Такие дети развиваются гораздо быстрее, они словно хотят догнать и перегнать сверстников, родившихся в срок.

Родителям недоношенных малышей придётся набраться мужества и терпения. Недоношенные дети вполне могут вырасти здоровыми, крепкими и умными, просто им нужно уделять гораздо больше внимания и заботы.

Степени недоношенности

  1. Экстремальная недоношенность. Такие дети составляют около 5% всех недоношенных. Их вес при рождении составляет менее 1000 граммов. К сожалению, при таком низком весе у ребёнка наблюдается незрелость всех органов и систем организма, процент осложнений и инвалидности у выживших очень высок. С 2012 года в нашей стране принят закон об обязательном выхаживании детей с весом 500 граммов и больше. Эти меры требуют колоссальных достижений неонатологии и не всегда гарантируют положительный исход.
  2. Глубокая недоношенность. В этом случае вес маленького недоношенного ребёнка колеблется от 1000 до 1500 граммов. У таких детей есть все шансы не только выжить, но и полноценно развиваться. Малютки помещаются в специальные кувезы, их питание происходит через зонд. В кувезах воссоздаются условия, подобные внутриутробному состоянию. В этих устройствах поддерживается специальная температура и влажность. Здесь детки находятся, пока не достигнут веса в 1700 граммов, затем их перекладывают в специальные кроватки с подогревом.
  3. Дети, родившиеся на сроке 34 недели, имеют одну особенность. Эти малыши уже умеют самостоятельно дышать, у них выражен сосательный рефлекс, но существует риск внезапной остановки дыхания – апноэ. Причины этого фактора ещё не до конца изучены, чаще всего их связывают с неврологическими или мускульными нарушениями.
  4. Кроха, родившийся на 36 неделе беременности, наиболее приближен по физиологическим параметрам к доношенному ребёнку. Он самостоятельно дышит и может сосать. После родов таких детей нужно еженедельно показывать педиатру, если необходимо – пройти обследование.
  5. Иногда встречаются случаи, что на фоне нормального веса у ребёнка всё же отсутствует общая зрелость организма или отдельных функций. В этом случае дети проходят тщательный медицинский осмотр, их развитие корректируется.

Выписка из роддома

В зависимости от степени недоношенности ребёнок может провести в больнице от пары недель до полугода. Сразу после родов неонатолог принимает решение о переводе новорождённого в реанимационное отделение, затем – в отделение интенсивной терапии. Мама малыша может приходить к малышу, приносить сцеженное молоко, брать на руки. Если всё проходит хорошо, развитие ребёнка происходит нормально, то кроха выписывается домой под пристальное наблюдение педиатра. Основные показатели при выписке такие:

  • вес 2000 граммов и более;
  • самостоятельное дыхание и сосательные движения ртом;
  • стабильная нормальная температура тела;
  • отсутствие осложнений;
  • стабильный прогресс в развитии.

Развитие в домашних условиях

Важно, чтобы родители знали и умели ухаживать за своим малышом. Они должны понимать особенности развития недоношенных детей, знать, чем и как кормить кроху, регулярно показывать его врачам, иметь возможность обратиться и получить срочную квалифицированную консультацию, если возникнет такая необходимость.

Чтобы меньше переживать, маме и папе следует почитать соответствующую литературу, проконсультироваться с доктором, изучить таблицы в сети Интернет, где хорошо видно развитие недоношенного ребёнка по месяцам вплоть до года.

В статье мы приведём основные сведения от рождения до 1 года.

  1. Как правило, в течение плохо набирает вес. Он ещё слишком слаб, формирование сосательной и глотательной функций не завершено. Родителям нужно оберегать кроху от переохлаждений и от контакта с другими людьми, чтобы не подхватить инфекцию.
  2. В два месяца малыш уже научился сосать, хорошо кушает, начал прибавлять в весе. Можно пробовать выкладывать его на животик.
  3. В 3 месяца развивается хватательный рефлекс, уже появляются эмоции на личике. Кроха фиксирует взгляд, узнаёт маму и реагирует на поглаживания.
  4. На четвёртом месяце жизни малыш уже уверенно держит головку, хватает игрушки руками. Необходимо следить за его правильным физическим развитием, делать массаж и гимнастику.
  5. В 5 месяцев ребёнок реагирует на окружающий мир. Он определяет источник звука, любит рассматривать новые яркие игрушки и начинает издавать звуки.
  6. В 6 месяцев происходят первые попытки перевернуться со спины на животик. Малыш вовсю сучит ножками и ручками, радуется знакомым лицам, любит сидеть на руках у мамы или папы. Как правило, в этом возрасте разрыв в развитии по сравнению с доношенными детьми полностью исчезает.
  7. Семимесячный кроха любит ползать, особенно за игрушками. Начинают прорезываться зубки. Если за окном стоит лето, смело выносите кроху во двор. Рассеянные солнечные лучи и свежий воздух укрепят его здоровье и предотвратят развитие рахита.
  8. В этом возрасте ребёнка всё больше привлекает общение. Ему нравится слушать песенки, сказки. Он различает интонацию голоса, может осознанно выражать эмоции. В физическом плане недоношенный ребёнок в 8 месяцев полностью догоняет доношенных сверстников. У него идёт быстрое развитие, кроха может уверенно сидеть, стоять, ползать.
  9. В 9 месяцев малыш уже начинает разговаривать, он произносит слоги. Радуется знакомым людям, интересуется всем новым.
  10. В 10 месяцев ребёнок уверенно ходит, держась за перила манежа или кроватки. Малыш знает своё имя, откликается на него. У тех, кто родился до 31 недели, могут только начать прорезываться первые зубы.
  11. В 11 месяцев кроха активно ползает, но всё больше ему нравится подниматься на ножки и самостоятельно стоять. Он пробует делать первые шаги без поддержки. В этом возрасте он очень любит движущиеся игрушки и предметы и может на некоторое время погружаться в игру, освобождая маму.
  12. В год физическое развитие ребёнка ничем не отличается от развития его доношенных сверстников. Но в психоэмоциональном плане он ещё не до конца развит. Ребёнок может уже вовсю ходить, но зрелость нервно-психических функций полностью придёт в норму только в 2–3 года. Пугаться этого не стоит, нужно лишь подождать.

Помните, что развитие малыша до года по месяцам приведено приблизительное, точную информацию вам предоставят терапевт, ортопед и невропатолог, основываясь на индивидуальных особенностях вашего ребёнка.

  • Питание. Старайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше. Материнское молоко – это просто кладезь необходимого белка и аминокислот. Если естественное вскармливание невозможно, то при выборе молочной смеси обязательно посоветуйтесь с педиатром. Для недоношенных детей подходят только специальные смеси.

Прикорм возможен не ранее 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Кормите кроху 10–20 раз в день небольшими порциями. Приобретите специальные весы для новорождённых, взвешивайте малыша после каждого кормления. В недоношенном состоянии каждый грамм веса – это большая победа.

  • Одежда и подгузники. Кожа недоношенного ребёнка очень нежная и ранимая. Покупайте вещи только из натуральных тканей и с застёжками в виде кнопочек. Недоношенные дети очень крохотные, поэтому одежда и подгузники для них должны быть самых маленьких размеров, такие продаются в специализированных магазинах.
  • Купание. Не допускайте перепада температур, берегите кроху от травм. Температура воды должна быть не менее 36 ºС, а температура в помещении – около 25 ºС. Следите за влажностью воздуха, оптимальное значение – 50–70%. После купания заверните ребёнка в подогретое полотенце. Не допускайте переохлаждения, в первый месяц жизни придётся пользоваться грелками.
  • Прогулки. Если малыша выписали из роддома с весом 2000 грамм и более, то в летнее время можно смело гулять в парке или лесу. Сначала – не более 10–15 минут, затем постепенно увеличивайте время прогулки. Зимой не гуляйте в морозы, особенно, если кроха ещё не набрал вес в 3000 грамм. Регулярно проветривайте комнату, свежий воздух просто необходим.
  • Физическое развитие по месяцам. Уделяйте особое внимание формированию физических навыков. Конечно, этот процесс не будет быстрым, но массаж и гимнастика помогут его ускорить. Эти процедуры должны выполнять специалисты. Они знают, например, что правильно сделанный массаж укрепит нужные мышцы, улучшит обмен веществ, предотвратит появление сколиоза и других проблем с костной системой. В итоге малыш начнёт вовремя переворачиваться, ползать, сидеть и ходить.

Дорогие родители, если ваш кроха родился раньше срока, прежде всего, перестаньте паниковать. Примите за данность, что бывают недоношенные дети, их развитие и будущее зависят и от степени недоношенности, и от квалификации медперсонала, и от многих других факторов, среди которых важно найти место терпению и надежде на лучшее.

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.

Рождение недоношенного ребёнка всегда омрачено тревогой за его жизнь. Развитие такого крохи будет отставать в сравнении с ребёнком, который рождён в срок. Недоношенным считается ребёнок, родившийся в промежутке между 21 и 37 неделей беременности. Вес недоношенного ребёнка не превышает 2500 кг, рост составляет около 47 см или меньше.

Выделяют четыре степени недоношенности, которые характеризуются весовыми различиями и зрелостью организма крохи:

  1. Первая степень - рождение произошло в промежутке между 35-37 неделей, вес крохи составляет около 2,5 кг
  2. Вторая степень - рождение случилось между 32 -34 неделями беременности, вес ребёнка колеблется от 1,5 до 2 кг.
  3. Третья степень недоношенности присутствует, если малыш родился на сроке 29 - 31 неделя беременности, при весе до 1,5 кг.
  4. Четвёртая степень характеризуется рождением раньше 29 недели и весом не больше 1 кг.

Особенности развития недоношенных детей

Дети, рождённые раньше срока, имеют некоторые особенности. В большей степени это касается внешнего вида. Физическое развитие недоношенных детей имеет такие особенности:

  • Маленькая масса тела.
  • Непропорциональность частей тела.
  • Отсутствие или недостаточность мышечной активности.
  • Слабые голосовые связки.
  • Наличие пуха по телу.
  • Недоразвитие больших половых губ у девочек.
  • Пустая мошонка у мальчиков.
  • Мягкие ушные раковины.
  • Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  • Гиперемия кожных покровов.
  • Недоразвитие ногтей на руках.

Если недоношенность небольшая и рождение произошло не ранее 32 недель беременности, то рост ребёнка осуществляется скорыми темпами. Если имеет место глубокая недоношенность, то развитие и прибавление в весе не происходят быстро. Ведь большая недоношенность не позволяет малышу питаться самостоятельно. Введение пищи осуществляется через зонд, внутримышечно или внутривенно. Через определённое время развивается сосательный рефлекс и малыш начинает кушать грудное молоко или смесь.

Развитие недоношенного ребёнка сопряжено с трудностями. В большинстве случаев у недоношенных детей после года наблюдается:

  • Задержка речи, неправильное формирование звуков. В будущем будет необходимо посещать логопеда.
  • Познавательные процессы замедлены.
  • Концентрация внимания значительно снижена.
  • Сложная адаптация и привыкание в любых ситуациях.
  • Возбудимость, психоэмоциональная нестабильность, отсутствие стрессоустойчивости.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до года

К концу третьего месяца жизни ребёнок весит в два раза больше, чем при рождении. После полугода вес крохи - утраивается. В норме, чем меньше вес при рождении, тем больше малыш набирает. Вес недоношенного ребёнка по месяцам выглядит так:

  1. 1 месяц - 500-700 г;
  2. 2 месяц - 400-800 г;
  3. 3 месяц - 500-700 г;
  4. 4 месяц - 500-800 г;
  5. 5 месяц - 500-700 г;
  6. 6 месяц - 500-600 г.

После полугода вес недоношенного малыша прибавляется так же, как у детей рождённых вовремя.

Рост и вес имеют прямую взаимосвязь. До полугода недоношенный малыш может вырастать по 6 см в месяц. После - интенсивность роста снижается и составляет пару см в месяц.

Окружность головы недоношенного ребёнка должна увеличиваться на 1 см в месяц и к концу первого год жизни сравняться с объёмом груди.

У деток, которые родились раньше положенного срока, отмечается позднее прорезывание зубов. Обычно первые зубы такие малыши получают ближе к 9 месяцам. При глубокой недоношенности появление зубов может осуществиться после года.