Ребенку 1 год говорит делать. Нужные занятия: как развивать, чему учить ребёнка в этом возрасте. Развитие социальных навыков у годовалых детей

20.05.2019

Первый день рождения - важное событие. Незаметно пролетели 12 месяцев, и вот уже ребёнку 1 год. Из хрупкого маленького комочка вырос активный и весёлый малыш, который с каждой минутой становится более самостоятельным. Ему предстоит многому научиться. Чтобы его развитие приносило родителям удовлетворение и радость, с ним нужно много заниматься и обеспечить крохе безопасность в доме.

Физическое развитие

Ребёнок в 1 год быстро и уверенно растёт. У большинства малышей в этом возрасте появилось 8, а иногда и 12 зубов. Если этого не случилось, не переживайте. В течение последующих трёх месяцев они обязательно проклюнутся. Задача мамы - обеспечить кроху витамином Д, кальцием и фосфором.

Эти вещества попадают в организм ребёнка с пищей. Очень много их в материнском молоке, поэтому до 2 лет не желательно прекращать грудное вскармливание, совмещая его с обычным питанием.

Если вы регулярно меряете рост, то заметили, как изменилось физическое развитие ребёнка в 1 год. За 12 месяцев он подрос на 20-25 см. Вес его увеличился в три раза. У мальчиков он колеблется от 9 до 11.5 кг, а у девочек от 8.5 до 10.5 кг. Эти цифры приблизительные и могут несколько отличаться в большую или меньшую сторону. Ведь каждый малыш индивидуален и имеет свои физиологические особенности.

  • В конце первого года жизни ребёнок активно пытается ходить. Он уверенно встаёт на ножки и робко делает первые шаги самостоятельно. У него не всегда получается, поэтому падения неизбежны. Постепенно малыш научится твёрдо стоять на ногах и закрепит новый навык.
  • Некоторые дети в 1 год опасаются оторвать ручки от опоры и ходят, держась за мебель. Это не страшно, если они активно ползают и уверенно сидят. Их развитие находится в пределах нормы, и скоро они начнут путешествовать по дому без посторонней помощи.

Умения малыша

За развитием малыша интересно наблюдать. Давайте проанализируем, что умеет ребёнок в 1 год, какие навыки успел приобрести?

  • Основное умение крохи - первые самостоятельные шаги.
  • Он научился ползать, сидеть, становиться на четвереньки, подниматься и садиться обратно.
  • Малыш понимает многое из того, что ему говорит мама, знает названия предметов, показывает их на картинках и произносит некоторые простые слова.
  • Пользуется ложкой во время еды, пьёт воду из чашки, хорошо пережёвывает твёрдую пищу.
  • Самостоятельно взбирается на диван, кресло, спускается с лестницы, держась за руку мамы.
  • Выполняет команды родителей. Например, приносит вещи, поднимает ручки и ножки во время переодевания.
  • Умывается, чистит зубки с помощью мамы, вытирает лицо полотенцем и просится на горшок.

Нет более эмоционального и нежного создания, чем ребёнок, 1 год - время, когда его чувствительность проявляется в том, что он постоянно обнимает и целует родителей, бабушек, дедушек, любимые игрушки.

Для ребёнка 1 года интересно всё, что его окружает. Ведомый любопытством, он часто карабкается вверх по лестнице, забирается в другие опасные места. Поэтому его ни на минуту нельзя оставлять в одиночестве, если в комнате есть острые углы, опасные предметы, открытые окна.

Любимое занятие крохи - помогать маме на кухне. Он перебирает тарелки, стучит ложкой по кастрюлям, исследует шкафчики. Там не всегда безопасно, поэтому лучше поставить на кухне манеж и сажать туда ребёнка. Тогда он не сможет случайно дотянуться до горячей кружки, плиты и в тоже время будет видеть маму, слышать её голос.

В комнатах шалун моментально открывает дверцы шкафа, выдвигает ящики, вытаскивает вещи из комода. Надо подготовить игровую зону, убрать из неё опасные предметы и мелкие детали, например, пуговицы. Карапуз легко захватывает их пальцами, крепко держит и может положить в рот.

Ребёнок в год всегда подражает взрослым. Он запоминает их действия и пытается повторять. Если к нему в ручки попадает расчёска, кроха причёсывает волосы, маминой помадой он разрисовывает лицо, увлечённо «разговаривает по телефону».

Первые невнятные слова большинство детей начинает произносить после 9 месяцев. В год многие из них отчётливо проговаривают простые фразы, такие как «мама», «папа», «дай», «баба».

В этом возрасте речевой запас с каждым днём увеличивается. Не стоит тревожиться, если малыш мало говорит.

Годовалые дети хорошо запоминают слова и понимают их смысл, но часто используют всего несколько словосочетаний, которые взрослые считают детским лепетом.

Чтобы «разговорить» кроху, родителям нужно больше уделять ему внимания, рассматривать с ним интересные картинки, читать стихи и сказки. Хорошо помогает улучшить речь специальное занятие. Насыпьте в миску гречку и попросите малыша переложить её в кастрюлю. Такие действия обязательно заинтересуют его и разработают мелкую моторику ручек, которая важна для освоения речи.

Делайте с карапузом , сжимая и разжимая руки. Показывая предметы, давайте ему дотронуться до них и пощупать.

Изменения в поведении

Развитие малыша в 1 годик происходит стремительными темпами. В этом возрасте он хочет самостоятельно решать, какую игрушку лучше взять, и часто поступает наперекор родителям. Простые требования мамы вымыть руки, садиться обедать или идти спать нередко вызывают у карапуза негативную реакцию. Он начинает топать ногами, плакать и кричать.

Педиатры называют такое состояние «кризисом первого года» и считают это явление абсолютно нормальным. Малыш, научившийся ходить, стремится познавать мир, старается привлечь к себе внимание, но у него не всегда получается. Не удаётся дотянуться до игрушки, которая находится слишком высоко, пробежаться по детской площадке без помощи родителей, самостоятельно натянуть штанишки, выразить словами свои потребности. Неудивительно, что, столкнувшись с такими трудностями, ребёнок капризничает, и у него портится характер.

  • Если у крохи изменилось поведение в худшую сторону, не расстраивайтесь, это скоро пройдёт. Ему нужна ласка и внимание.
  • Постарайтесь научиться договариваться с малышом, не выходите из себя из-за его слёз. Когда он не желает переодеваться, не настаивайте на своём, переключите его внимание на что-нибудь другое, а когда он отвлечётся, сделайте то, что планировали.
  • Не ругайте его за испачканную во время обеда одежду, обсыпанную песком голову и другие шалости. Это не проявления избалованности, как считают некоторые, а лишь первый этап взросления, который ребёнку нужно помочь преодолеть.

Мамочке надо запастись терпением. Малышу в 1 годик трудно самостоятельно успокоиться, когда он плачет. Его нужно приласкать, покачать на руках, сказать ласковые слова. Немного повзрослев, он научится хорошо говорить, освоит новую форму поведения и станет более послушным.

Развивающие игры и игрушки

Как развивать ребенку в 1 год разные способности? Главное – делать это как можно естественней. Ему должны быть интересны игры, которые вы предлагаете. Приобретайте простые игрушки. Робот на электронном управлении, огромный набор фломастеров и большая интерактивная кукла понадобятся позже, когда малыш станет старше.

  • Годовалый ребёнок обожает играть. В это время лучший подарок для него - набор кубиков или пирамидка. Он с увлечением ставит один кубик на другой, радуется, когда получается высокая башня, и смеётся, если она падает.
  • В годик кроха любит катить перед собой игрушки на колёсиках, ползать на четвереньках, играя с машинкой, бросать мячик, кормить и убаюкивать кукол. Когда наступает лето, малыш прекрасно играет в песочнице, пытается лепить куличики, копает песок лопатой.
  • Если карапуз плохо держится на ножках, ему помогут игрушки, побуждающие его к ходьбе. Для развития координации движений можно использовать обычную детскую коляску. Гуляя по улице, предложите карапузу идти самому, толкая её перед собой. Держась за опору, малышу будет легко двигаться вперёд, и он быстрее пойдёт самостоятельно. Вместо коляски в магазинах легко приобрести яркие детские тачки, музыкальные игрушки-тросточки и многое другое.

Для гармоничного развития малыша в 1 год важна музыка. Включите детскую мелодию и потанцуйте с крохой. Чередуя быстрые и медленные песни, попросите изобразить, как топает слон, подняться на цыпочки, поводить с вами хоровод. Занятие улучшает чувство ритма, делает ножки более устойчивыми.

У ребёнка в год появляется пристрастие к водным процедурам. В этом возрасте их легко совместить с увлекательной игрой. Наберите в ванночку тёплой воды, посадите туда кроху и дайте ему игрушки. Это могут быть пластмассовые чашки, ложки, леечка, вёдра. Покажите ему, как при помощи ложки наполнить чашку водой, как перелить воду из большего в меньшее ведёрко. Он с интересом будет повторять это и радостно смеяться.

Наконец-то пришёл тот возраст, когда кроху можно приобщать к творчеству. Если ему наскучат игрушки, достаньте мягкий пластилин, созданный специально для маленьких детей. Научите карапуза отщипывать небольшие кусочки, скатывать из них шарики и колбаски. Помимо мелкой моторики, лепка развивает усидчивость и внимание. Они пригодятся в будущем.

Когда прошёл в жизни ребёнка 1 год, хороший развивающий эффект даёт рисование. Для занятий покупайте специальные пальчиковые краски или карандаши. Разложите на полу большой лист белой бумаги, пусть малыш, стоя на четвереньках, выводит свои каракули.

Чтобы избежать в будущем посещения логопеда, карапуза к году важно научить дуть. Этот навык улучшает работу лёгких и делает речь более чистой. Приобретите малышу дудочку и покажите, как выдувать звуки. Можно купить мыльные пузыри, он будет с удовольствием их дуть и ловить.

В перерывах между лепкой, рисованием или чтением книжек, поиграйте с крохой в . Ему обязательно понравятся ладушки, поиски спрятанной игрушки, прятки.

Каждый день приносит малышу яркие впечатления. Он постоянно учится чему-то новому. Для него важно, чтобы родители помогали ему в этом и постоянно показывали любовь и заботу. Надо помнить: каждый ребенок 1 года развитие демонстрирует своё: Петя умеет больше, чем Маша, Маша знает больше, чем Юля…. Дети индивидуальны, бояться этого не надо. Постепенно малыши сравняются в своём развитии.

Любой молодой маме так хочется запечатлеть каждый миг жизни её малыша - особенно, в первые месяцы после его рождения. Действительно, первый год в развитии ребёнка знаменуется массой его личных побед, «триумфальных» открытий и достижений. Мир, такой большой и незнакомый, понемногу открывается перед маленьким человеком. Наряду с огромной радостью, которую испытывает мать, наблюдая за своим ребёнком, ей очень волнительно. А все ли её малыш делает правильно в свой год, нормально ли он развивается? В этой статье разберёмся, каким должен быть ребёнок в 1 год. Рассмотрим средние физические параметры годовалых детей, психологические аспекты их поведения, умения и способности. Но, стоит заметить, что это лишь средние показатели. Каждый ребёнок индивидуален, у кого-то развитие происходит чуть быстрее, у кого-то, наоборот, медленнее. Это нормально, повода для паники нет.

Развитие ребёнка в 1 год и его достижения

Главная победа ребёнка в первый год жизни - его самостоятельная ходьба. Первые шаги гораздо более приятны, чем перемещение ползком. Такую эмоцию читают на улыбающемся личике ребёнка счастливые родители. Бывает, что в год ребёнок всё ещё не ходит, это нормально, можно подождать ещё 3-4 месяца. Если по окончании этого срока ребёнок не будет проявлять попыток ходить самостоятельно, или хотя быть вставать на ноги, необходимо навестить педиатра.

За год ребёнок проходит стремительное развитие. Это единственный период в жизни человека, когда его тело вырастает в 3-4 раза за 12 месяцев. Второй и последующий годы жизни уже не покажут таких «скоростей».

Видео развитие ребенка в возрасте 1 года

Физическое развитие ребёнка в 1 год

  • Вес - от 7 до 10 кг. Девочки, как правило, чуть мельче мальчиков. Чтобы не доставлять себе лишнего беспокойства, родителям нужно понимать, что небольшие отклонения по весу, так же как и по росту, нормальны при соблюдении пропорций.
  • Рост - около 73-77 см;
  • Зубы - 6-8 зубов. Показатель относительный, ведь таблицы норм составлены несколько десятилетий назад. В последнее время наблюдается тенденция к тому, что у некоторых малышей в годоваловом возрасте больше 10 зубов. Это не аномалия, беспокоиться не о чем. Волноваться стоит, если у ребёнка в этом возрасте совсем нет зубов.

В возрасте 12 месяцев ребёнок начинает копировать действия взрослых. Он пытается копировать действия папы, когда тот бреется. Или ребёнку хочется помочь маме «подстричь» ногти. Он еще не осознает результат, но понимает, что ножницы нужно приложить к ноготкам. Годовалый ребёнок крепко держит двумя ручками бутылочку и начинает справляться с ложкой, зачёрпывая еду. Многие мамы нервничают, когда ребёнок, пытаясь попасть ложкой в рот, большую часть каши или супа разбрасывает на себя и «украшает» близлежащие предметы. Нужно запастись терпением, не кричать, не ругать ребёнка, а мягко и спокойно корректировать его действия. Важно сопровождать свои действия словами-аффирмациями: «ложку держим вот так», «рот вытираем салфеткой» и т. д.

В этом возрасте ребёнок пытается одеваться сам. Нужно как можно чаще позволять ему экспериментировать и «примерять» вещи на разные части тела. Подсказывать, объяснять, одеваться вместе с ним, чтобы он наблюдал действия взрослых.

Родителям нужно осознать, что спокойное время, когда ребёнка можно было оставить одного в кроватке или манеже, закончилось. Начинается время неизбежных ушибов и падений, плача от обиды, что не удалось забраться на диван. Свобода, безусловно, безопасная (убрать все острые предметы, обезопасить уголки предметов мебели, оснастить двери доводчиками) - то, что нужно юному исследователю. Его задача: потрогать, забраться, дойти, взять. Брать ребёнок будет всё, что попадается на его пути. Все опасные предметы убрать, остальное оставить - чем быстрее ребёнок доберётся до предмета и поймет его назначение, тем быстрее он потеряет к нему интерес.

К одному году малыш, которого высаживают на , уже чётко понимает, что от него требуется. Привыкнув, что его поощряют, когда важные «дела» происходят не в , а в горшок, ребёнок всё чаще голосом сообщает, что он хочет в туалет.

Психическое развитие ребенка в 1 год

К 12 месяцам ребёнок уже владеет 5-10 словами. Чаще всего, он использует первые слоги, которые с разной интонацией могут обозначать различные предметы. Часто используется и звукоподражание: «мяу», «вав» и т.д. Когда у малыша появляется самостоятельная речь, мамам нужно контролировать свою. Не нужно подражать речи ребёнка, общаясь с ним. Все слова должны звучать полностью, чётко, по необходимости с повторами. В этом возрасте хорошо воспринимаются песенки и стихи, поэтому новые слова можно вводить через них. Малыш с удовольствием заканчивает строчки знакомых текстов.

Ребёнок уже хорошо понимает порядок действий. Если мама говорит, что пора , он радостно хлопает в ладоши или начинает капризничать, если не хочется идти . Хорошо понимает слова «можно», «нельзя», «пойдём», может кивая головой, «говорить» «спасибо», «возьми». Откликается на своё имя и может пытаться называть домочадцев по именам.

Дети в 12 месяцев активно используют жестикуляцию, отвечая на призывы к действию или выражая свои желания. Взрослым важно стараться сопровождать его жесты словами, тем самым приучая ребёнка как можно чаще использовать слова.

Игры с годовалым ребёнком

В игре познаётся мир. Понимая это, следует как можно чаще вовлекать малыша в развивающие занятия. Это может быть складывание кубиков или крупных паззлов. Малыши очень любят игры во время купания, они охотно бросают мячики или пытаются оторвать от стен игрушки на липучках. Все игрушки должны быть крупные, яркие, чётко выраженных цветов, которые постепенно начинает различать ребёнок. Он уже различает формы. Для закрепления этого навыка полезно использовать игрушки-сортеры. Их функция состоит во вкладывании фигурки определённой формы в вырезы, повторяющие их формы. Это станет отличной тренировкой зрительной памяти и внимательности.

Малыши с удовольствием начинают . Использовать в занятиях лучше пальчиковые краски с безопасным составом. Дети с удовольствием пробуют всё на вкус, нужно исключить отравление. Пальчиковые краски влияют на развитие моторики. С этой же целью малышу будет полезно и весело поиграть в пальчиковый театр.

Главная цель родителей - максимум общения с ребёнком. Трогая и дотягиваясь до новых предметов, ему необходимо слышать их названия, понять функции. Годовалый ребёнок - неугомонный исследователь и егоза. Родителям нужно набраться терпения и не ругать ребёнка за «разрушения» в доме. Объяснять, рассказывать, но позволять проявлять ребёнку как можно больше самостоятельности. Пережитый первый год для малыша - большой стресс от обилия информации и новых открытий. Сделать первые шаги в сложном мире счастливыми и радостными - основная задача родителей.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

К этому возрасту большинство детей уже умеет самостоятельно ходить. Первый шаг позади, а впереди новые навыки и умения, покорение новых вершин. Ребенок уже учится преодолевать новые препятствия, перелезать через ограждения, взбираться на возвышения.

У большинства детей к возрасту 1 года есть 8 зубов. У кого-то больше, у кого-то меньше. Прорезывание зубов – дело индивидуальное. Следите, что ребенок получал достаточно витамина Д. Помните, что потребность ребенка в витамине Д после года увеличивается. Сейчас потребность в витамине Д составляет 600 МЕ/сутки согласно ВОЗ.

К возрасту одного года ребенок спит днем меньше. Многие малыши переходят на однократный дневной сон, другие напротив, спят так же 2 раза в день.

В питании ребенка к одному году уже достаточно много продуктов. Многие дети часто питаются тем, что едят взрослые. Если вы еще не давали ребенку пищу кусочками, то сейчас самое время начать. Это очень важно для правильного развития челюстно-лицевого аппарата и обучения жеванию. Если затянуть с приучением малыша к тому, что пища неоднородная и ее надо жевать, то позже может сформироваться рвота на любую негомогенную пищу. Согласно ОВЗ введение соков так же рекомендовано для детей, старше 1 года. Так что если хотите, то можете ввести в питание сок.

Психология

Основная особенность психологии малыша в этот период – осознание собственного «я», отдельного от мамы, папы и другого окружения. Ребенок с его «хочу-не хочу», которое пока родители не готовы принять. Сейчас важный этап формирования у ребенка собственного мнения. В этом же возрасте могут проявляться собственнические инстинкты, особенно если ребенок не первый. Он старается максимально удержать внимание мамы всеми доступными способами. Это нормальный этап развития психики малыша и завоевание собственного места под солнцем.

В возрасте 1 года у ребенка нередки капризность и раздражительность. Иногда это просто следствие переутомления, а иногда и отстаивание своего «я» и своей независимости. Примите то, что ваш ребенок – это уже не часть вас, это отдельная личность и его надо уважать. Самый простой способ успокоить ребенка – это ваши объятья и переключение внимания на другую деятельность или игру.

Навыки и умения

♦ Вставать и самостоятельно ходить.

♦ Произносить несколько упрощенных слов, пользуется звукоподражанием.

♦ Активно играть игрушками, начинает использовать игрушечные предметы по их назначению.

♦ В игре появляется сюжетная игра.

♦ Пережевывать пищу.

♦ Строить башенку из двух кубиков.

♦ Переворачивать коробку, чтобы выкинуть из нее содержимое.

Родителям следует обратить внимание на здоровье зубов малыша. Не за горами первый визит к стоматологу. Зубы нужно чистить дважды в день детской щеткой мягкой и детской зубной пастой. Если в вашем питьевом источнике мало фтора, то можно использовать зубную пасту, содержащую фтор в количестве с рисовое зерно.

Процесс воспитания всегда должен быть постоянным и последовательным. Если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Если один из родителей что-то запрещает, то другой не может разрешить.

Старайтесь придерживаться установленного . Не забывайте гулять с малышом. Оптимально, если это будут 2 прогулки по 1-2 часа в день. Прогулки помогают защитить ребенка от простуды и укрепить его иммунитет. Даже во время болезни, при хорошем самочувствии ребенка гулять можно и нужно.

Двигательное развитие

Ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице. Научите его это делать безопасно. То есть когда сначала вниз опускаются ноги. Впоследствии этот навык пригодится для того, чтобы спуститься безопасно с дивана, а не упасть с него.

Обратите внимание, как ребенок танцует, когда слышит веселую музыку. Еще больше ему нравится танцевать рядом с вами. Не забывайте устраивать себе такие музыкальные перерывы.

Малыш имитирует вашу ежедневную трудовую деятельность: выкладывает белье из стиральной машины, складывает его в таз, моет пол (тем, что попалось под руку). Сейчас он повторяет абсолютно всё.Одни детки говорят и повторяют много, другие напротив – крайне мало. Обратите внимание на , то есть на то, как малыш понимает обращенную речь. Старайтесь повторять то, что видите вокруг. Названия простых предметов – важны для ребенка. Но не перегружайте ребенка новыми словами и впечатлениями.

За первый год своей жизни малыш много чему уже успел научиться. В его словарном запасе присутствуют несколько самых простых слов – «мама», «баба», «би-би», «мяу», «дай». Он знает названия частей тела, лица, любимых игрушек, может на них показать по просьбе, различает интонацию речи, может пританцовывать или раскачиваться под музыку. Радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых.

К этому периоду возрастает его подвижность и любознательность. Он взбирается на диван, ходит по комнатам, заглядывает в потайные уголки. Передвигаться он может как на четвереньках, так и вставать на ножки. Любит «хозяйничать» на кухне: открывать дверцы шкафов, исследовать содержимое баночек и коробочек. Кухня довольно травмоопасное место, поэтому одного в ней малыша оставлять нельзя. К году ребенок пробует держать карандаш в руке, ему очень нравится рисовать. Поэтому в этот период на листке бумаги или обоях появляются первые его каракули.

Многие малыши очень любят, когда им читают книжки, показывают яркие картинки. Если ребенок не сидит на месте, можно с ним разговаривать и читать, когда он играет, например, собирает пирамидку, рассматривает кубики. Даже если он не обращает визуально на вас внимание, ваши слова он непроизвольно впитывает как губка.

Уход за ребенком в 1 год

С каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Он уже пьет сам из чашки, старается есть ложкой, пусть даже не всегда у него это аккуратно получается. Роль родителей в уходе за ребенком сводится к тому, чтобы научить его навыкам самообслуживания, следить за его режимом, питанием, гигиеной, здоровьем.

Ребенок, скорее всего, еще не всегда сам просится на горшок. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо его высаживать на этот гигиенический «трон» после еды и каждые час-полтора. Постепенно у него выработается привычка, и если вы забудете его туда посадить, он сам вас об этом попросит.

Необходимо следить за его прической, чтобы челка не лезла в глаза. Своевременно подстригать волосы и отрастающие ногти. Дети обычно не очень любят эту процедуру, поэтому ее можно совместить с игрой.

Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.

Питание ребенка в 1 год

Первые полгода после своего рождения малыш питался исключительно грудным молоком или молочными смесями. Затем в его рацион постепенно начали вводить овощные пюре, молочные кашки, паровые котлетки, печенье и прочую «взрослую» пищу. У него появились первые зубы, он научился жевать. Но это не значит, что он готов есть пищу с общего стола.

В 1 год еду для малышей также необходимо готовить отдельно. Подают ее в пюреобразном или мелко нашинкованном виде. В год ребенок должен уже познакомиться с такими продуктами, как куриные или перепелиные яйца, картофель, макароны, овсяные, рисовые, гречневые каши, сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. В рацион можно ввести измельченную зелень – петрушку, укроп, Еда не жарится, а варится, запекается на пару или доводится до готовности в духовке. Твердые овощи и фрукты ребенку подают в протертом виде (яблоки, груши). Бананы, мягкие груши, можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливы, черешню рекомендуется давать в отварном виде, в виде пюре и компотов.

Желудок годовалого малыша имеет небольшие размеры, но организму требуется много энергии. Поэтому ребенка необходимо кормить небольшими порциями, но часто. За сутки – пять раз: завтрак после пробуждения, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем на ночь. Примерно через полгода, можно перейти на четырехразовое питание, отказавшись от кормления перед сном. Если у ребенка плохой аппетит, пробудить его поможет яркая посуда, салфетки или красиво оформленная еда в тарелке.

Режим дня ребенка в 1 год

Годик – это такой возраст, когда можно начать вырабатывать с ребенком домашние ритуалы и традиции, которые приучат его к режиму. Они дадут ему чувство постоянства, будут успокаивать и настраивать на определенные действия. Например, он будет нормально воспринимать, что после ночного сна нужно почистить зубки, сделать зарядку. Повторять их нужно в одно время на протяжении длительного периода. Например, в кроватке, перед сном, прочитать книжку или поцеловать на ночь.

Если малыш не любит спать днем, после пробуждения ему обязательно нужно сделать что-то приятное — покормить вкусным полдником, дать сладость, поиграть с ним, разрешить немного пошалить. Зная, что после сна его ждет что-то интересное, он быстрее будет укладываться в кроватку и засыпать.

Не стоит устанавливать режим, как в пионерском лагере и расписывать день малыша по минутам. Смотрите на его настроение, самочувствие, иногда можно отойти от запланированного графика. Режим обязательно нужно корректировать по мере взросления малыша. Вводить дополнительные моменты и убирать те, которые потеряли актуальность. Например, увеличить время прогулки, игр, уменьшить продолжительность дневного сна и т.п. Главное соблюдать последовательность – сон, бодрствование, игра, еда и сохранять промежутки между кормлениями – примерно 3-4 часа. Подчиняясь режиму дня, ребенку будет хватать времени и на отдых, и на бодрствование. Он будет меньше утомляться, и капризничать.

Занятия с ребенком в 1 год

В этот период ребенок очень любит совершать совместные действия со взрослыми, пытается им помогать и повторяет движения – подметает, пылесосит, перемешивает еду. Он знакомится с окружающей обстановкой. Ему интересно, как включается свет, звонит телефон, играет музыка. Он может по несколько раз совершать одни и те же действия. Например, щелкать выключателем, наблюдая за лампочкой, или нажимать на кнопки пульта от телевизора. Он анализирует и пытается разобраться, как это работает. Не отказывайте ему в этом удовольствие.

Во время совместных действий, разговаривайте с ним, например, когда одеваете малыша. Попросите вытянуть ручку, поднять ножку, нагнуть голову. Он охотно поможет одеть себя. В этом возрасте можно приучать ребенка к опрятности – подставлять носик или ротик под салфетку или носовой платок. Протянуть ручки, чтобы их вымыть.

В это время малыш легко обучаем. Поэтому знакомьте его с миром, объясняя и рассказывая доступным языком, как это действует, почему происходит, как себя вести в разных ситуациях. Можно рассматривать дождик через окно, смотреть на движущиеся машины, идущих людей. Не беспокойтесь, даже если малыш еще не говорит, он многое понимает и запоминает названия предметов. Уже в этом возрасте можно познакомить малыша с возможными опасностями – показать, что иголка колется, это больно, а вода бывает очень горячей, поэтому можно обжечься.

Игры и игрушки для детей в 1 год

Даже если у ребенка есть много игрушек – куклы, зайчики, мишки, клоуны, детская посуда, играть с ними он еще не умеет. Он воспринимает их просто как предметы. Поэтому ему нужно показать, как кормить куклу, как ее качать и баюкать, чтобы уложить спать. Его можно попросить пожалеть и погладить плюшевого котенка или зайчика, потому что ему больно, у него болит лапка. Так развивается способность к состраданию.

Чтобы развивать логическое мышление, к году можно приобрести такие игрушки, как пирамидка, кубики, шарики разных размеров и цветов. Малыш любит с ними играть, пытаясь с сосредоточенным видом нанизать колечки на штырек пирамидки или просунуть круглый шарик в квадратное отверстие. И совсем необязательно, что он с первого раза будет все делать верно. Скорее наоборот. Мягко подтолкните его в правильном направлении, объяснив, как и почему нужно действовать именно так.

Чтобы развивать у малыша мелкую моторику пальчиков, можно начать играть с ним в самые простые игры-потешки – например, «Сороку-ворону». Загибать и массировать каждый пальчик, приговаривая, что сорока должна сделать. Можно в его ручки положить кусок мягкого пластилина, и показать, как можно его помять в кулачке или отщипывать по кусочку пальчиками. Можно насыпать в коробку крупу – манку, пшено и позволить малышу поиграть. Пусть он собирает ее в кулачки или пропускает сквозь пальцы. Не стоит его ругать, если крупа просыплется на пол, ее за пару минут можно собрать пылесосом.

Медицинское наблюдение в 1 год

С самого рождения малыш находится под наблюдением врачей. В основном это участковый педиатр и медсестра, которые следили за его физическим развитием – ростом, весом, делали прививки. Сейчас малыш подрос, ему уже не требуется ежемесячное наблюдение, достаточно будет одного визита в два месяца.

Чтобы не пропустить возможные отклонения в состоянии здоровья, ему рекомендуется сделать УЗИ тазобедренных суставов, брюшной полости, головного мозга и пройти отдельных врачей-специалистов. В годик его обязательно следует показать хирургу-ортопеду, окулисту, невропатологу, отоларингологу. Желательно сделать прививки от краснухи, кори, паротита, сдать общий анализ мочи и крови.

Если ваш ребенок к году еще не говорит, не стоит расстраиваться и принимать этот факт близко к сердцу. Он обязательно заговорит, только чуть позже. Все дети разные и ожидать от них абсолютно одинаковых результатов не следует. Многое зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей и прочих факторов. Поэтому, если сосед по песочнице Вася говорит чуть ли не стихами, а ваш Андрюша или Танечка знает только два слова, не беда. Это никак не отражает умственные способности, и не влияет на будущие отметки в школе.

Не накручивайте себя и не требуйте от ребенка невозможного. Запаситесь терпением и продолжайте его воспитывать и развивать дальше. И помните, что в годик ваш несмышленый непоседа подвержен повышенному риску. Поэтому не оставляйте его ни на минуту одного. Необходимо поднять наверх хрупкие вазочки и статуэтки, чтобы малыш не разбил их и не поранился, спрятать мелкие и острые предметы, лекарственные препараты, а электрические розетки закрыть заглушками.

Вот и годик пролетел,
Как к вам аист прилетел.
С днем рождения, крошка!
Впереди дорожка
Жизни, приключений,
Ярких развлечений.
Пожелаем море,
Главное, здоровья.
Также только радости
И побольше сладостей.
Маму с папой слушать,
Хорошенько кушать.
Прыгать, бегать, улыбаться
И немного баловаться!

Сегодня вашей крохе год,
Мы искренне вас поздравляем.
Пускай ребёнок ваш растет,
Печали, горечи не зная.

Пусть улыбается всегда
Ведь смехом счастье создается.
Пусть не болеет никогда,
Пусть в жизни лучшего добьется!

Поздравляю, маленькое солнышко, с первым годиком, с первой твоей значимой датой. Желаю топать по дорогам удачи, весело хлопать в ладоши, очаровывать всех вокруг своей чудесной улыбкой, быть самой большой радостью для всей семьи. Желаю, чтобы каждый день был интересным увлечением, желаю тебе, солнышко, расти здоровым, любимым, добрым, счастливым ребёнком.

Вот настал прекрасный день
Первого рождения.
Быстро годик пролетел -
Будто бы мгновение.

Как подрос малютка ваш,
Сам по полу ходит.
Смех, веселье и кураж
Пусть и не уходят.

Пусть здоровеньким растет,
Добрым, энергичным.
Счастье пусть в судьбе его
Будет безграничным!

Первый годик - самый главный:
Ты умеешь ползать славно,
Топать пробуешь давно,
Разговаривать смешно.

Пусть родители лелеют,
Сильно любят и жалеют.
Ты их радуй каждый час,
С первым годиком всех вас!

Я сегодня поздравляю
Это маленькое солнце!
Год назад у папы с мамой
Загорелся свет в оконце.

Пусть же чудо окружает
Твою маленькую жизнь,
Пусть никто не обижает.
Спи, играй ты, веселись!

В жизни первые дорожки
Будут пусть полны побед!
Твои крохотные ножки
Пусть везде оставят след!

Ах, откуда, ну откуда
Взяли вы такое чудо?
Целый год его растили,
Славным именем крестили,
Целовали-миловали,
Обучали, баловали,
Наряжали-одевали,
Веселили, развивали
И любили беззаветно!
Ваш малыш подрос заметно.

Будь здоров, бутузик славный,
Милый, ласковый, забавный.
Новых знаний набирайся,
Ползай, бегай и играйся.
Улыбайся в полный ротик,
Ведь тебе сегодня годик!

Наше солнце, наш зайчонок,
Наш цветочек золотой!
Ты расти скорей, ребенок,
Под счастливой будь звездой!

Сколько радости и смеха,
Сколько красок впереди!
К миру счастья и успеха
Делай первые шаги.

С твоим первым днем рождения!
Ангел пусть тебя хранит.
Быстро пролетят мгновения,
Расти в мире и любви!

Поздравляю мамочку и папочку -
Малышу уже сегодня год.
Ваш ребенок - это просто лапочка.
Как же быстро крошечка растет!

Я желаю, чтоб малыш вас радовал,
Чтоб здоровым и красивым был,
Умным, смелым, озорным, догадливым.
Вырос бы и вами дорожил!

Как важен первый в жизни годик,
Когда всё новое приходит,
Когда вокруг всё так прекрасно,
Когда легко доставить счастье.
Твой первый год и первый зубчик,
Твой первый смех... Ты - солнца лучик.
Когда так много рядом ласки,
Когда читают на ночь сказки,
Когда всё странно и впервые,
Когда все добрые такие.
Когда успех - за каждым шагом,
Когда всё лучшее есть рядом.
Пускай же жизнь тебя научит
Всегда быть самым-самым лучшим!

Первый зуб, первый шаг, первый год.
Ох, как времечко быстро идет.
Знаем, нам не угнаться за ним.
Детство ярким пусть будет, хотим
Рассмешить тебя и поиграть,
А на все твои дни пожелать
Волшебства, словно в радостной сказке,
Оберег из родительской ласки,
Капризулей и плаксой не быть,
... маму с папой ценить и любить.
Развиваться, расти и взрослеть,
Улыбаться, смеяться и петь.