Шейха Моза: самая модная и влиятельная женщина арабского мира. Без хиджаба и паранджи. Запрет или разрешение

22.09.2019

По всему Ирану прокатилась мощная волна протестов против хиджабов: сотни женщин срывали их с себя в людных местах, привязывали ненавистные покрывала к палкам и для пущего эффекта размахивали этими импровизированными флагами. Фотографии и видео с беспрецедентных протестных акций заполонили соцсети и новостные ленты. Вдохновительнице движения регулярно поступают угрозы. Но активистки не сдаются, несмотря на попытки вселить в них страх, на аресты и штрафы.

Протесты иранских женщин против обязательного ношения хиджабов продолжаются, несмотря на то, что в течение последней недели в стране было арестовано 29 протестанток за появление на публике с непокрытой головой.
Главный прокурор страны Мохаммед Джафар Монтазери обрушился с критикой на протесты, назвав их "незрелыми" и "жалкими" и высказав предположение, что за их организацией стоят иностранцы.


Женщины выходят протестовать как поодиночке, так и небольшими группами.


По словам одной из иранских активисток, неприятие женщинами хиджаба символизирует протест против чрезмерно широкого "вмешательства религии" в их жизнь. "Мы боремся против самого заметного символа подавления, - говорит Масих Алинежад, создательница сайта "Моя тайная свобода", где иранские женщины размещают свои фото без хиджабов.
По исламским законам Ирана, введенным после революции 1979 года, женщины обязаны прикрывать волосы хиджабом и носить длинную, свободную одежду. Нарушительниц закона ждет официальное порицание, штраф или даже арест.
"Эти женщины говорят: "Все, хватит! На дворе XXI век, и мы хотим быть собой!" - утверждает Масих Алинежад.
Иранская полиция заявила, что на прошлой неделе 29 женщин были арестованы за протесты против обязательного ношения хиджабов. Их обвинили в нарушении общественного порядка.


Несмотря на аресты, протесты продолжаются.


Протестантки чаще всего стоят прямо на улице, поднявшись на возвышение, чтобы их было лучше видно.


По словам Алинежад, протесты набрали силу после того, как в декабре 2017-го в сеть просочились видеозапись и фотографии женщины, размахивающей привязанным к палке белым хиджабом. Это случилось за день до начала демонстраций протеста, посвященных тяжелой экономической ситуации на востоке Ирана. Волнения быстро распространились по стране. Требования протестующих постепенно расширялись: вскоре они уже требовали свержения верховного лидера Ирана, аятоллы Али Хаменеи.
Видеозапись с женщиной, размахивающей хиджабом, мгновенно распространилась. Она была арестована, но затем отпущена. Однако уже через несколько дней к ней присоединились другие. Аресты продолжились: так, на прошедшей неделе в Тегеране была арестована женщина по имени Наргис Хоссейни, которая, забравшись на электрический щиток и сняв хиджаб, размахивала им перед собой. Масих Алинежад, стоявшая у истоков женского движения против обязательного ношения хиджабов, рассказывает, что Хоссейни была выпущена под рекордно высокий залог, сумма которого должна была заставить всех протестующих поколебаться.
"По закону, за подобное правонарушение грозит максимум $12 штрафа или два месяца тюрьмы, - говорит Алинежад. - А с Хоссейни взяли залог в $125 000". И это не единственный случай: с другой арестованной по такому же делу суд потребовал в залог около $100 000.


По мнению протестующих, строгий подход судов к арестованным - один из способов задушить протест.


Но протестующие не останавливаются. Гражданское неповиновение - первый шаг к победе, считают они.


С каждым днем все больше женщин принимают участие в акциях неповиновения.


На сегодня в акции приняли участие девушки практически изо всех городов Ирана.


На сегодняшний раз мощные антиправительственные выступления в Иране стихли. Но женщины страны все так же продолжают протестовать против "постоянного вмешательства религии в нашу частную жизнь", как выразилась одна из активисток.
По словам Алинежад, ее сайт "Моя тайная свобода" завален снимками женщин, стоящих на улице без хиджаба. Информацию с сайта она транслирует в фейсбук и твиттер.
"Эти женщины выступают не против куска ткани, а против идеологии, предписывающей нам обязательное ношение хиджаба", - говорит Алинежад. По ее мнению, движение иранок против хиджаба - это и есть "истинное лицо феминизма".

Ранее Алинежад уже организовала кампанию против обязательного ношения хиджабов под названием "Белая среда". Тогда женщины надевали белые платки, фотографировались и выкладывали снимки в социальные сети с хештэгом #whitewednesdays. В общей сложности, кампании, организованные Алинежад, идут уже три года. Сама Масих Алинежад живет в добровольном изгнании в Нью-Йорке с 2009 года, периодически получая смертельные угрозы с родины.
"Каждый день, просыпаясь, я нахожу в почтовом ящике сообщения этих женщин, - говорит она. - Я полна надежды. Гражданское неповиновение - первый шаг к победе!"

Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед - вторая из трех жен третьего эмира Катара шейха Хамада бен Калифа-аль-Тани, мать семерых (!) детей, одна из самых стильных первых леди планеты и, как бы удивительно это ни звучало - политический и общественный деятель.

Шейх Хамад бен Калифа-аль-Тани и шейха Моза

История ее жизни вполне в духе восточных сказок, и если бы кто-то решил снять по биографии Мозы сериал, получилось бы, думаю, что-то в духе «Великолепного века». Только вместо Султана Сулеймана - наследный принц Катара, а вместо Хюррем - Моза, дочь видного катарского бизнесмена.

Шейх и шейха на официальных мероприятиях

В возрасте 18 лет Мозе выпал «счастливый билет» - она познакомилась с будущим наследным принцем, однако замуж за него выходить не торопилась. Сначала она поступила в Университет Катара на факультет психологии, потом стажировалась в престижных американских университетах. А уже потом вышла замуж. Первые годы семейной жизни женщина, которую сейчас называют ни много ни мало «серым кардиналом» Персидского залива, отдала детям. Да и Катар в то время не был таким влиятельным государством в арабском мире, как сегодня. Ситуация изменилась в 1995 году. Тогда супруг Мозы совершил бескровный переворот и захватил власть в стране, свергнув собственного отца. Переворот поддержал англо-саксонский мир, о Катаре заговорили в связи с его нефтегазовым комплексом, новый эмир представил миру свою вторую жену - красивую и образованную Мозу.

Шейха Моза стала курировать гуманитарные и благотворительные программы и все чаще появляться на публике в потрясающих нарядах от ведущих модных домов мира.

Шейха носит и брюки, и платья по фигуре. Она, кстати, поклонница одежды от .

В прогрессивных образах Мозы, как отмечают эксперты, нет и намека на истинную «модную ситуацию» в Катаре, где женщины ходят в абайях (черных платьях в пол), платках или никабах (черные головные уборы, закрывающие все лицо с узкой прорезью для глаз) - в общем, как и везде в . Моза носит лишь тюрбан, а в свободное время может и в штанах прогуляться.

Мозу критикуют и в связи с агрессивной экономической политикой Катара - маленькую страну в Персидском заливе обвиняют в демпинге цен на газ и попытке захватить максимальный сегмент газового рынка во всем мире. Кроме того, Катар спонсирует радикальные группировки по всему миру, что, конечно, не очень вяжется с изысканным образом шейхи.

Шейха Моза и князь Монако Альбер II

Шейха Моза в гостях у Джорджа Буша-старшего и его супруги Барбары

Моза с королевой Великобритании Елизаветой II и принцем Филиппом

Карла Бруни-Саркози и шейха Моза

Шейха Моза, что является редкостью для жен правителей других стран Персидского залива, имеет ряд государственных и международных должностей, в том числе почетных: она глава катарского фонда образования, науки и общественного развития, президент Верховного совета по семейным вопросам; вице-президент Верховного совета по образованию; спецпосланник ЮНЕСКО. Моза создала Арабский демократический фонд, в который ее муж сделал первый взнос в размере 10 миллионов долларов. Главная задача фонда - содействие развитию свободных СМИ и гражданского общества.

Также Шейха Моза является инициатором создания Катарского парка наук и технологий, открытие которого состоялось в конце 2008 года. Парк привлек 225 миллионов инвестиций, в том числе от таких ведущих мировых компаний, как Microsoft, Shell и General Electric. Моза построила в пригороде Дохи, столицы Катара, «Образовательный город» - университетский городок, где лекции студентам читают ведущие профессора американских университетов.

Сама шейха Моза имеет почетные докторские звания Вирджинского Университета Содружества, Техасского A & M университета, Университета Карнеги-Мелон, Имперского Колледжа Лондона и Джорджтаунского университета. С 2010 года является дамой-командором Ордена Британской империи.

Дама-командор с королевой Великобритании

Мозе 54 года. Выглядит потрясающе. Кто-то подсчитал, что на 12 пластических операций она потратила около 2 миллионов долларов. Те, кому доводилась иметь дело с фондом шейхи, восхищаются ее трудоспособностью и целеустремленностью, отмечая ее настойчивость, властность и - представьте себе! - феминизм.

Моза сопровождала своего шейха во всех официальных поездках, требующих присутствия Первой леди

Именно один из пяти сыновей Мозы Тамим стал наследником шейха Хамада, супруга Мозы. И это очень важный штрих к ее портрету, ведь у Хамада помимо Мозы есть еще две жены, а общее количество его наследников - двадцать семь человек. Но имено Тамим в июне прошлого года стал четвертым правителем Катара, сместив своего отца. Точнее, отец сам, без переворотов и волнений передал бразды правления страной в руки сына Мозы.

После этого о влиянии, которое Моза имеет на супруга и, соответственно на дела государственные, в Катаре ходят легенды.

И не только в Катаре. Моза вошла в список 100 самых могущественных женщин мира по версии журнала «Форбс». Говорят даже, шейх Хамад женился в третий раз не по страсти, любви или выгоде, а назло Мозе, чтобы показать, что ее власть небезгранична. Но все равно ни одна другая женщина не смогла занять место Мозы, которая стала знатоком дипломатического протокола и международного этикета и, видимо, нашла «ключик» к сердцу и разуму шейха, во время правления которого маленький Катар начал процветать.

И напоследок - пара слов о проекте шейхи Мозы под названием Educate A Child («Дай образование ребенку»). Фонд создан под патронажем Мозы с целью финансирования и организации начального образования для детей, проживающих в бедных странах, а также в зонах военных конфликтов (всего 34 страны, среди которых Чад, Бангладеш, Кения).

Шейха говорит: «Увидеть своими глазами то, как живут эти дети - это совсем не то же самое, что слышать или читать о них. (...) Эти дети вынуждены бороться за простейшие человеческие права, например, учиться и жить в нормальных условиях. Я предполагала, что школы могут испытывать недостаток учителей или оборудования. Но эти классные комнаты, их даже назвать таковыми нельзя! (...) Что бы мы ни говорили и ни делали, этого будет мало, но я хочу создать хотя бы одну школу, которая станет образчиком, стандартом. Дети этого достойны!»

Шейха Моза уникальна. Но она .

Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед - вторая из трех жен третьего эмира Катара шейха Хамада бен Калифа-аль-Тани, мать семерых (!) детей, одна из самых стильных первых леди планеты и, как бы удивительно это ни звучало - политический и общественный деятель.



История ее жизни вполне в духе восточных сказок, и если бы кто-то решил снять по биографии Мозы сериал, получилось бы, думаю, что-то в духе «Великолепного века». Только вместо Султана Сулеймана - наследный принц Катара, а вместо Хюррем - Моза, дочь видного катарского бизнесмена.


Шейха Моза: самая модная и влиятельная женщина арабского мира. Без хиджаба и паранджи
В возрасте 18 лет Мозе выпал «счастливый билет» - она познакомилась с будущим наследным принцем, однако замуж за него выходить не торопилась.

Сначала она поступила в Университет Катара на факультет психологии, потом стажировалась в престижных американских университетах. А уже потом вышла замуж. Первые годы семейной жизни женщина, которую сейчас называют ни много ни мало «серым кардиналом» Персидского залива, отдала детям. Да и Катар в то время не был таким влиятельным государством в арабском мире, как сегодня.

Ситуация изменилась в 1995 году. Тогда супруг Мозы совершил бескровный переворот и захватил власть в стране, свергнув собственного отца. Переворот поддержал англо-саксонский мир, о Катаре заговорили в связи с его нефтегазовым комплексом, новый эмир представил миру свою вторую жену - красивую и образованную Мозу.


Шейха Моза стала курировать гуманитарные и благотворительные программы и все чаще появляться на публике в потрясающих нарядах от ведущих модных домов мира.

Шейха носит и брюки, и платья по фигуре. Она, кстати, поклонница одежды от Ульяны Сергеенко.



В прогрессивных образах Мозы, как отмечают эксперты, нет и намека на истинную «модную ситуацию» в Катаре, где женщины ходят в абайях (черных платьях в пол), платках или никабах (черные головные уборы, закрывающие все лицо с узкой прорезью для глаз) - в общем, как и везде в арабских странах. Моза носит лишь тюрбан, а в свободное время может и в штанах прогуляться.


Мозу критикуют и в связи с агрессивной экономической политикой Катара - маленькую страну в Персидском заливе обвиняют в демпинге цен на газ и попытке захватить максимальный сегмент газового рынка во всем мире. Кроме того, Катар спонсирует радикальные группировки по всему миру, что, конечно, не очень вяжется с изысканным образом шейхи.


Я начала носить хиджаб, когда мне был 21 год. В своем стремлении стать более праведной мусульманкой, я начала изучать Коран и читать его перевод на родном языке. Читая Коран, я наткнулась на аят, в котором было сказано, что женщина должна покрывать голову и грудь и не выставлять свою красоту напоказ.

Основываясь на данном аяте, большинство исламских ученых определяют как свободное и непрозрачное одеяние, которое покрывает все тело, кроме лица, ступней и кистей.

В пятничное утро ровно восемнадцать лет назад я надела бордовый платок и длинное платье и пошла навестить свою подругу, которая, увидев меня, закричала и позвала свою маму посмотреть на меня.

С тех пор я ношу хиджаб. Но то, каким образом я его ношу, со временем сильно изменилось. Сначала это были длинные туники и брюки, потом разноцветные абайи, черные абайи и, наконец, обычные мусульманские длинные платья, не очень пестрые, но и не черные.

Я – американка. О снятии платка я никогда не задумывалась, но признаюсь, что знаю таких женщин, которые спокойно выходят на улицу, не покрывая голову, после нескольких лет ношения платка.

Конечно, для меня, как для девушки, признающей огромную роль хиджаба в становлении женщины праведной женщиной и построении правильной для нее жизни, это очень грустно. Признаю, что сначала я относилась к подобным девушкам с долей осуждения. Позже такая тенденция побудила меня к размышлениям о моем внутреннем состоянии, нежели осуждению внешнего вида других женщин.

Хиджаб – один. Но почему мнение женщин о нем настолько расходятся даже среди мусульманок? Я решила спросить разных девушек о том, что для них значит хиджаб как символ религиозности.

Многие девушки говорили о значении хиджаба в их жизни, большинство тех, кто не носит его больше, аргументировали это следующим образом: они не хотели, чтобы о них думали так, как их представляют в западных медиа, чтобы хиджаб не накладывался на них как символ угнетения и отсутствия собственного мнения.

Получается, что большинство этих девушек просто идет на поводу у запада и боится чужого мнения. Они стали жертвами стереотипов, которое создало само западное общество. Они боятся того, что было создано из-за страха мусульман. Мне жаль, что общество не дало им вздохнуть полной грудью и следовать тому, чему они действительно хотели бы, а загнало в рамки своих же заблуждений.

Это меня расстроило, но ответы моих сестер-мусульманок, которые остались верны своему хиджабу и тому, кто они есть, заставили меня чувствовать гордость за мусульманских женщин. Разве может быть мусульманка угнетенной, когда весь мир, обращенный против нее и ее хиджаба, пытается снять с нее платок, а она остается тверда и непоколебима?

Вот что ответили мои знакомые девушки на вопрос, что для них значит хиджаб:

«Мой хиджаб делает меня мусульманкой. Он ежедневно напоминает мне о том, как я должна вести себя, чтобы соответствовать своей религии. Даже если кто-то оскорбит меня и произнесет неприличные комментарии в мой адрес, я не отвечу тем же, я буду выше этого, а все из-за хиджаба. Он делает меня лучше. Он – вечное напоминание о скромности и сдержанности, предписанной мне Всевышним Аллахом. Делает ли меня хиджаб более религиозной, чем остальные женщины? Конечно, нет, это только часть моей веры. А Аллах знает лучше».

«Мой хиджаб – часть моей мусульманской идентичности. Это веление Моего Творца. Если ты не носишь хиджаб – ты совершаешь грех, но если ты носишь хиджаб – это не значит, что ты не совершишь греха. Все мы можем ошибаться. Мой хиджаб не делает меня лучше чем кто-то, но он дает мне стимул и стремление стать лучше, но не лучше, чем другие, а лучше, чем я сама была вчера. В хиджабе есть нечто большее, чем просто покрывание головы, это манера поведения, разговора, круг общения и поведение, для меня хиджаб – это ежедневный джихад над нафсом».

«Мой хиджаб – это очень сакральная связь между мной и моим Творцом. Я люблю свой хиджаб, я нахожу его вдохновляющим и ценю то достоинство, которое он мне придает, и осознание моей ценности. Но у каждого свой путь ко Всевышнему, вера индивидуальна, не нам оценивать других. Все мы боремся со своими шайтанами и трудностями, разве кто-то может позволить себе такую роскошь, как сидеть и осуждать других?»

Столько благословения в маленьком куске ткани. Цените и берегите свой хиджаб и все, что он для вас значит. Девушка в хиджабе – это особенная девушка, которая нашла в себе силы и смелость противостоять всему дурному и остаться приверженной своему господу и верной тому, что для нее действительно важно.

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!