Стеснительный ребенок 4 года как помочь. Увещевания и нотации не помогают. Кого винить в том, что ребенок застенчив

25.05.2019

Наверняка Вы хоть раз видели родителей, буквально заставляющих свое чадо рассказать стишок в незнакомой компании или спеть песенку Деду Морозу на новогоднем утреннике. И, конечно, Вы не могли не обратить внимания на самого ребенка - забитого, с испуганными глазенками, стремящегося поскорее спрятаться за чью-нибудь широкую спину. А, может быть, Вы и сами допускаете такие ошибки по отношению к своему малышу? Да-да, желая , Вы допускаете грубейшую ошибку, выраженную в резком обращении с тем, кому, наоборот, нужна ласка, понимание и забота.

Согласно исследованиям ученых, около 42% детей с 3 до 7 лет являются застенчивыми. Как же раскрепостить ребенка, не нанося при этом удар по его несформировавшейся детской психике?


Часто застенчивость проявляется, когда родители такого ребенка принимают у себя гостей или сами идут в гости со своим чадом. При виде обилия незнакомых или малознакомых людей у малыша появляется , неуверенность, стеснение, желание просто испариться или пропасть куда-то. На вопросы взрослых он не отвечает, жмется к маме или просто сидит в углу.

Наиболее ярко застенчивый ребенок показывает себя в детском саду, когда он боится подойти к группе сверстников, включиться в игру, попросить игрушку. Занятия и праздники в детском саду становятся для таких детей каторгой - потому что ему приходится петь, танцевать, выступать, как-то себя проявлять. То есть делать то, чего он боится. Ведь застенчивые дети всегда боятся сделать что-то не так, показаться глупыми или смешными, попросить о чем-то. Обычно у них невнятный голос, мимика, движения наигранны и нервны.

Неверно считать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. Наоборот, он очень этого хочет - и именно поэтому он очень напряжен и боится сделать что-то не так, чтобы ему не отказали в этом общении. Застенчивые дети доброжелательно относятся к окружающим, но на контакт не идут, отвечают односложно, поэтому могут показаться высокомерными «буками». Все это - следствие неуверенности в себе и очень низкой самооценки.

Дело в том, что все застенчивые дети очень остро замечают свои недостатки, причем часто выдумывают себе мнимые комплексы. А свои достоинства они, наоборот, не замечают или не придают им особого значения. В результате всего этого, такие дети, конечно, чувствительны к любой критике, избегают всяческих контактов, считая себя хуже других. Таким детям тяжело даются различного рода решения, они безынициативны и не могут себя защитить.

Если застенчивость не преодолевать - то потом это выльется в огромные проблемы в жизни и комплексы, которые будут усугубляться ощущением нереализованных возможностей, потому что заметили не его, а того, кто активнее.

Причины застенчивости

Давно доказано, что застенчивость никак не связана с умственными или интеллектуальными способностями ребенка. И вообще, застенчивыми не рождаются, а становятся. Как? Сейчас мы перечислим факторы, формирующие застенчивость у ребенка-дошкольника.

1. Жесткий контроль со стороны семьи

Если в семье ребенок является объектом постоянного контроля - обычно из него вырастает забитый, беспомощный «тихоня». Если любое проявление его активности и любознательности одергивается фразами: «Не трогай», «Не ходи туда», «Не делай так», «Сиди смирно» - то, конечно, все зачатки самостоятельности в нем стремительно тают. К той же категории относятся и дети из семей, где родителям, по сути, нет никакого дела до своего чада, и единственное, чего от него требуют - это сидеть тихо и не доставлять беспокойства родителям.

В такой ситуации необходимо усмирить свои «командирские наклонности» и начать следовать принципу: «Если нельзя, но очень хочется - то можно!» Ребенок хочет рисовать на обоях? Пусть рисует, но не на наклеенных, а на старом рулоне. Дитятко желает бегать по лужам? Пусть наденет и - и вперед! Подумайте сами: если требовать от ребенка идеального послушания - разве можно его потом упрекать в безынициативности, застенчивости и робости?

2. Наследственность

Если родители малообщительны, а в семье принято «бояться людей» и стремиться ограждать себя и малыша от всех мировых неприятностей - неудивительно, что ребенок вырастет таким же замкнутым. Кроме того, такие родители склонны обвинять весь мир в том, что он настроен недоброжелательно к их ребенку. Конечно, в итоге у малыша будет боязнь всех и вся! Ведь когда зимой все идут на новогодние представления или кататься с горки - он сидит дома, ведь «зимой в людных местах можно подхватить ужасные вирусы, а катаясь с горки - сломать шею». Когда летом все катаются на велосипедах и лазают по деревьям - он тихонько идет по обочине, «чтобы его не сбили сумасшедшие велосипедисты», а самому кататься на велосипеде или лазить по деревьям «очень опасно, ведь можно сломать ногу-шею-руку»! Конечно же, и общение таких детей с людьми будет происходить на расстоянии «не менее 5 метров», в результате чего у ребенка не будет абсолютно никаких коммуникативных навыков. А вечное сидение дома или пешие неторопливые прогулки не лучшим образом будут влиять на его физическое развитие.

В этом случае родители должны пересилить себя и свой страх за «дитятко» - и позволить ему кататься на велосипеде, ходить на представления, общаться с детьми, приводить их в гости. Если будет совсем тяжело - валерьянка всегда придет на помощь!

3. Родители-активисты

Другая крайность родительского воспитания - это излишне активные и коммуникабельные родители, у которых в доме всегда много гостей и которые легко заводят новые знакомства. Конечно же, они просто не могут понять, как их ребенок может быть не таким, как они. И раскрепощают такие родители свое чадо весьма прямолинейно: записывают на курсы актерского мастерства, в балетную школу, заставляют на каждой встрече друзей (коих может быть до 5 в неделю) рассказывать стихи, петь и плясать. И, естественно, все свои телодвижения родители-активисты сопровождают фразами: «Ну разве так сложно сказать «Здравствуйте»???», «Неужели ты не можешь попросить игрушку и мальчика Пети?» и др. Конечно, для родителей-холериков все проще простого А вот для ребенка-меланхолика подвигом считается даже просто взглянуть незнакомому человеку в глаза.

В этом случае родителям стоит поумерить свои амбиции и признать право ребенка на индивидуальные черты характера. А вместо курсов актерского мастерства лучше записать его в кружок по кройке и шитью, вязанию, спортивную секцию и т.д. Если у Вашего ребенка возникает конфликт со сверстниками - старайтесь взять на себя не функции «вершителя судеб» вроде: «Сейчас папа пойдет и разберется», а все-таки ограничьтесь советами своему малышу, как разрешить ту или иную ситуацию. Кроме того, хороша будет Ваша функция посредника, когда Вы громко проговорите оппоненту то, что тихонько пробормотал Ваш малыш, не сопровождая это собственными комментариями.

4. Интеллигентная среда

Если Ваш ребенок - стандартная иллюстрация «ботаника-очкарика с книжкой под мышкой» в курточке «из натуральных материалов а-ля 50-е», а воспитанием его занимается в основном бабушка - то неудивительно, что он застенчив. Наверняка, дома ему прививают утонченную культуру, привычку носить все «натуральное и качественное немаркого цвета», а не синтетические «попугайские наряды». А в детском саду или школе, при столкновении с настоящей жизнью, ребенка начинают обуревать противоречивые чувства: ведь дети вокруг носят синтетические «попугайские наряды», жуют «смертельно вредную» жвачку, играют в компьютерные игры, «разрушающие мозг» - и Вашему ребенку начинает хотеться того же самого! Его внутренние установки вступают в конфликт с желаниями - что безумно сложно для маленького ребенка и провоцирует у него настороженное отношение ко всему вокруг!

Чтобы сделать Вашего малыша счастливым, Вам необходимо изменить некоторым своим установкам. Например, нужно внушить ребенку, что есть много мнений, а не единственное правильное мнение мамы или бабушки: «Да, Петя ходит в яркой китайской синтетической футболке, а ты надеваешь серую хлопчатобумажную. И то, и другое хорошо и красиво». Но все-таки, желательно сделать так, чтобы ребенок не сильно выбивался из общества сверстников. Поэтому, может быть, покупка чего-то вредного, но такого заманчивого, не будет трагедией?

5. Пережитый стресс

Бывает и так, что застенчивость ребенка является естественной реакцией на пережитый в жизни стресс: переезд и переход в другой детский сад или школу, где малыша начали публично унижать, неудачи во взаимоотношениях со сверстниками, развод родителей или травля в школе.

Помочь такому ребенку можно только разговорами и постепенным выведением из него последствий стресса. Возможно, что появится необходимость обратиться к психологу.

Преодоление застенчивости

1. Не позволяйте никому и сами не называйте ребенка робким или застенчивым. Дело в том, что таким образом Вы и окружающие навешиваете ярлык на малыша: «тихоня», «боится людей», «застенчивый» - заставляя его вести себя соответствующе.

2. Расскажите ребенку, что Вы сами были когда-то застенчивыми - это вас сблизит и малышу добавится уверенность, что Вы его понимаете и поддерживаете. Расскажите ему о том, как преодолели застенчивость, помогло ли это Вам в жизни. Видя перед собой положительный пример, ребенок сможет стать более уверенным в себе и преодолеть собственную застенчивость.

3. Покажите ребенку, что Вы его любите, понимаете и сочувствуете его проблемам. Ведь очень часто застенчивость и неуверенность в себе идут рука об руку. Необходимо сделать малыша более уверенным - и застенчивость начнет уходить на глазах. Замечайте любой мало-мальски значительный его успех, хвалите его, в том числе, перед окружающими. Говорите ему, что если у ребенка будет что-то не получаться - он всегда может рассчитывать на Вашу помощь. Если ребенок допускает какую-то ошибку - ни в коем случае не ругайте его, а просто попробуйте вместе разобраться в причинах этой ошибки и подумайте, что нужно сделать, чтобы такого больше не повторилось. Когда Вы видите, что малыш чего-то боится - скажите, что Вы тоже иногда боитесь того же самого (выступить на публике, заговорить с незнакомым человеком) - это поможет малышу открыться Вам и начать свободно обсуждать с Вами свои проблемы.

4. Попробуйте дома поиграть в шумные игры. Целью этой затеи должно быть раскрепощение ребенка, чтобы он выпустил свои эмоции наружу. Не бойтесь гнева соседей - пусть он бегает, топочет, стучит по стенам - но, желательно, не ночью! Важно, чтобы ребенок научился показывать свои эмоции, что очень сильно поможет ему в играх со сверстниками.

5. Тренируйте вместе с ребенком контакт взглядом. Объясните ему, что смотреть в глаза собеседнику очень важно, это сразу располагает к себе. Сначала смотрите в глаза друг другу, потом пусть он старается наладить визуальный контакт с другими людьми. Если поначалу ребенку очень сложно это сделать - пусть он смотри на переносицу собеседника. Не забывайте подбадривать его и показывать, что Вы верите в его успех.

6. Обсудите с ребенком всю прелесть общения, чтобы он понял, что он теряет, молчаливо сидя в уголке. Расскажите, как Вы добились чего-то в жизни, благодаря общению, в красках распишите ему, как интересно знакомиться с другими людьми.

7. Проиграйте некоторые коммуникативные сценки дома, например, сценку знакомства, начала разговора, беседы. Можно привлечь мягкие игрушки, с которыми ребенок будет «заговаривать», а можно проиграть общение друг с другом. Цель этой затеи - подготовить ребенка к реальному знакомству и реальной беседе со сверстниками.

8. Ставьте перед ребенком те цели, которых он может добиться. Но в любом случае, всегда уверяйте его, что в случае неудачи Вы придете на помощь. Можно завести специальную тетрадку, где малыш каждый день будет отмечать звездочкой свои «маленькие победы»: попросить в детском саду лейку, рассказать стихотворение гостям, спеть песенку на утреннике, познакомиться на детской площадке с девочкой.

9. Каждый коммуникативный успех должен награждаться. Никогда не порицайте его за застенчивость - иначе получите обратный эффект, но всегда хвалите его за общительность. Это может быть обычная похвала, покупка мороженого или угощение конфетой - что угодно - главное, чтобы малыша знал, что его успехи ценят!

10. Не забудьте про способы защиты от тех, кто не слишком захочет идти на контакт. Ведь робкий ребенок всегда боится своей беззащитности, если на него вдруг начнут обзываться и смеяться над ним. Поэтому в его арсенале защитных средств должно быть и «крепкое словцо», и «крепкий кулачок». Не запрещайте ему давать сдачи (конечно, с оговоркой, что первым лезть в драку, да и вообще решать споры кулаками - не слишком хорошо). Научите ребенка вставлять «крепкое словцо» при необходимости - то есть, в ответ на оскорбления кем-нибудь. Нет, никто не призывает учить пятилетнего ребенка ругаться матом, но какие-то шуточные фразочки будут иметь не худшее воздействие: «Лейкин-Бармалейкин», «Иванов - без штанов» и др.

И еще один удар «ниже пояса», которому неплохо обучить малыша - это «подкуп». Не подумайте ничего криминального - речь идет всего лишь об угощении конфетами детей в детском саду, маленьких презентах друзьям или просто симпатичным сверстникам в виде наклеек, жвачек и т.д. Это расположит малышей к Вашему ребенку, а сам «стесняшка» почувствует себя важным и нужным.

И помните: застенчивость, конечно, это не слишком хорошее качество, особенно в современном мире. Но и здесь есть свои плюсы и выгоды. Давайте, посмотрим на две ситуации, где застенчивость является хорошим помощником для малыша!

Представьте, детский сад, один мальчик принес в группу невероятную машинку, просто мечту всех детей современности! Конечно, счастливчика все обступили - в робкой надежде прикоснуться к мечте. Робкий «стесняшка» держится в сторонке, не решаясь подойти…Вроде бы, на первый взгляд, несчастный ребенок. Но на самом же деле, это просто наимудрейший стратегический ход! Пока все крутятся вокруг одной игрушки на всех, остальные зайцы-тигры-крокодилы-куклы-машинки и даже невероятная детская посуда - в распоряжении «стесняшки», и со всем этим можно вволю наиграться!

Вторая ситуация разыгрывается в кабинете врача, который уже добрых 20 минут не может заставить маленького пациента открыть рот и сказать «а-а-а». Вы думали, он боится? Не тут-то было! Упертый ребенок будет стоять на своем, пока добрый врач не подарит ему деревянную палочку, кусочек капельницы, обрывок ватки, поршень от шприца и…Что тут у вас еще ценного? А, зеркальце и стетскпф…, стетаскоффф, тьфу, слушалку, вот!

Ну и, конечно, не стоит забывать, что взгляд застенчивого ребенка, полный робкой надежды и мольбы, прошибет сердце даже самой строгой воспитательницы вроде фрекен Бок! Иначе почему Кот в сапогах из «Шрека» так будоражит сердца миллионов? Главное, чтобы маленький хитрец не злоупотреблял использованием этого «оружия»!

Если ваш ребенок проявляет излишнюю застенчивость, вам следует помочь ему преодолеть робость. Дети, которые не чувствуют в себе должной уверенности, не получают необходимого социального опыта, что приводит к тяжелым кризисам подросткового возраста и неполноценной взрослой жизни. Сегодня мы поговорим о том, почему ребенок стесняется и о различных проявлениях этой черты поведения.

Ребенок стесняется говорить

Часто встречаются случаи, когда ребенок стесняется говорить. Нежелание поддерживать общение вызвано заниженной самооценкой, страхом того, что окружающие не поймут или осудят, зародившимися комплексами. Любая неосторожная критическая фраза родителей и педагогов способна развить в детях неуверенность в себе и боязнь любого самовыражения. Ребенок стесняется из-за неудовлетворенных завышенных ожиданий мамы и папы.

Они формируют в детях чувство вины, ощущение, что если один раз не получилось, уже никогда не получится. Например, если вы ожидали, что ваш сын или дочь лучше всех расскажет стихотворение на празднике, а ребенок ошибся, и вы обвинили его в этом, ребенок не захочет больше говорить публично, чтобы снова не разочаровать вас. С другой стороны, заниженные ожидания родителей не позволяют раскрыть ребенку свой потенциал в полную силу, ваш сын или дочь не будет верить в себя, ведь для вас он или она малозначителен.

Ребенок стесняется других детей

Некоторые семьи сталкиваются с ситуацией, когда ребенок стесняется других детей. Такое поведение характерно для младшего возраста из-за отсутствия у малыша социального опыта и страха перед незнакомыми ему сверстниками. Дети старшего возраста могут бояться, что их обидят, а это опять же проявление неуверенности в себе. Некоторым детям свойственны опасения оказаться в проигрыше во время соревновательных игр, дети боятся быть менее успешными на фоне других, поэтому могут избегать общения. Если ребенка сравнивали с его ровесниками не в его пользу, он будет стараться не подвергаться сравнению в будущем и оставаться в одиночестве.

Малыш стесняется взрослых

Причины, по которым ребенок стесняется взрослых, все те же: страх, недоверие, негативный опыт. Маленький ребенок стесняется потому, что не знает, как поведет себя с ним новый для него человек, поэтому не поддерживает контакта. Если в семье мальчик или девочка получают только осуждение и упреки со стороны родителей и родственников, они будут ожидать такого же поведения и от других взрослых.

Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала не заставляйте его что-то делать публично, давайте положительную оценку его действий при других, особенно близких людях. Не сравнивайте его со сверстниками или братьями и сестрами. Вы должны наполнить ребенка уверенностью в себе, исключить сомнения в своих умениях.

Как научить ребенка не стесняться?

Детская скованность пропадает, когда возрастает самостоятельность и вера в себя. Когда ребенок младшего возраста начнет сам выбирать себе одежду и убирать ее, раскладывать и собирать игрушки, выполнять уборку и гигиенические процедуры, а те, кто постарше, станут планировать свой день и помогать в хозяйстве, в них начнет развиваться чувство ответственности, умение делать выбор и принимать решения. Поощряйте, но не балуйте вашего сына или дочь, когда совершенный поступок действительно достоин похвалы.

Найдите вместе с вашим ребенком увлекательное занятие, например, спортивную или творческую секцию, в которой дети общаются по интересам, открывают новые знания, учатся работать в команде и помогать друг другу, полноценно реализуют свои способности. Помните, что дети всегда ожидают вашей поддержки и положительной оценки.

Все дети разные - одни очень контактные и общительные, а другие застенчивые и замкнутые. Одни дети смело идут к другим детям или взрослым и с удовольствием играют в любой обстановке, а другие застенчиво прячутся за маму или папу, а оказавшись наедине с другими детьми или взрослыми, тихонько сидят в уголке, боясь начать разговор даже со сверстниками. Как же раскрепостить ребенка, чтобы он мог чувствовать себя уверенно в любой обстановке?

Причины стеснительности ребенка

Прежде всего попытайтесь разобраться, почему ребенок застенчив, ведь только поняв причину, можно найти путь к решению проблемы. Причин такого поведения ребенка достаточно много, поэтому понаблюдайте за ребенком, чтобы понять, в каких ситуациях проявляется стеснительность. Может быть, ваш ребенок стесняется только в каких-то определенных ситуациях? Например, он проявляет стеснительность только при встрече с незнакомыми людьми, а может быть, только в незнакомой обстановке или же в то время, когда ему необходимо отвечать на какие-либо неудобные для него вопросы.

Понимая причину, которая приводит к стеснительности, можно будет рассмотреть несколько возможных вариантов борьбы с этим явлением.

Не просто застенчивость

Наблюдая внимательно за ребенком, можно обнаружить, что ребенок застенчив вовсе не из-за боязни кого-то или чего-то, а из-за некоторых заболеваний, в том числе и психических, например, отклонения, связанные с расстройствами аутистического спектра, такими как синдром Аспергера, аутизм, чрезмерное беспокойство или умственная отсталость. Если вы заметили некоторые признаки развития этих заболеваний у ребенка, немедленно обращайтесь к специалисту, так как чем раньше начнется лечение и социализация ребенка, тем больше шансов для него вести впоследствии нормальную жизнь в обществе

Родители – образец для подражания

Чтобы ребенок мог нормально развиваться, следите за своим поведением. Известно, что именно родители являются для детей образцом для подражания, и, наблюдая за поведением папы и мамы, ребенок затем ведет себя так же. Чаще всего, если мама очень застенчива (малыш чаще все же бывает именно с мамой), ребенок скопирует ее манеру общения и также будет проявлять застенчивость и излишнюю стеснительность.


Знайте, что ребенок, подрастая, сам по себе не изменится и из застенчивого не превратится в общительного и активного. Поэтому его социализацией необходимо заниматься с того момента, как обратили внимание на его застенчивость.

Старайтесь корректировать поведение ребенка сразу, приобщить его к разговорам, со знакомыми сверстниками, с детьми соседей, с бабушками у подъезда на лавочке. Чаще спрашивайте его мнение по любому поводу, пусть он высказывает свою точку зрения даже в присутствии других детей и взрослых.

Хвалите ребенка за любое проявление самостоятельности, выходите с ним поиграть на детские площадки и поощряйте принимать участие в игры с детьми.

Помните, что застенчивость – это всего лишь защитная оболочка от невзгод, которых ребенок боится, поэтому необходимо показать, что все, что его окружает, не так уж и плохо. Покажите, что, проявляя открытость, он только приобретет, а не потеряет. Именно общительность даст ему возможность раскрыться и приобрести друзей.

Ребёнок сначала ведёт себя застенчиво, а со временем взрослые отмечают, что лёгкое смущение постепенно превратилось в устойчивую стеснительность. Маленький ребенок стесняется, старается незаметно проскользнуть мимо посторонних людей, вместо приветствия склоняет голову вниз. Но что происходит на деле?

Настоящим стрессом для юного ученика становится приглашение к доске или необходимость выступления перед большой аудиторией со сцены.

И сразу становится понятно: ребёнком овладела стеснительность. Она распространяется на любого незнакомого человека: взрослого или подростка. Нужно принимать меры. Как научить ребёнка не испытывать стеснительности? Почему ребенок стесняется?

Как приятно наблюдать спокойного мальчика или девочку. Соседский мальчик – большой молодец: с малолетства он не робеет перед незнакомцами, а ведь в дом часто заходят гости. И, что же? Мальчишка сразу бежит за стулом, забирается на него и начинает декламировать стихи всем на радость.

Он не замыкается в себе. На детской площадке — все ребята здороваются, активно общаются.

Бывает, недостаточно подготовился к уроку, но учитель вызывает и ученик выкладывает всё, что знает, не задумываясь о том, что многое выдумал сам.
А здесь – настоящая напасть: дочка любознательная, знает больше всех стишков, симпатичная, как будто рождена для публичных выступлений.

Но любом визите приятелей ребенок стесняется, уходит в глубину комнаты и не отвечает на приветствие. Нерешённая проблема даёт ростки: ребёнок поступает в школу, а стеснительность усиливается.

Самое печальное – не удаётся освободить дитя от этого комплекса. Любые увещевания, ласки, даже строгие предупреждения тщетны.

Сын прячется за мать, отказывается покидать детскую комнату и всё время смотрит в пол. Когда появились первые проявления нездорового смущения?

Это было в 4 года или началось в 1 классе? Возраст не столь принципиален, в детстве

Почему ребенок стесняется? — зрительный вектор в ответе

Авторитетно рассуждать о том почему ребенок стесняется без базовых знаний психологии нельзя. Все желания человека носят врождённый характер: они даются ему природой. Системно-векторная психология предлагает их градацию по векторам.

Один – зрительный. Он характеризуется комплексом желаний, которые реализуются в конкретных чертах, они выдают себя, даже если ребёнок совсем маленький.

Зрительный вектор находит своё проявление, как в стеснительности, так и в эмоциональной свободе.

Зрительных малышей с малолетства отличает открытость, они обращены к миру и не стесняются. Особенность зрительного вектора такова, что он настроен на общение с окружающими, он нуждается в эмоциональном выплеске.

Ответные положительные реакции вызывают наслаждение и радость. Ответная негативная реакция приводит к тому что ребенок начинает стесняться.

Зрительный вектор проявляется не только в эмоциональной в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и не склонности к углубленному самоанализу.

Его вторая натура — страх. Родители таких детей рано замечают, что ребенку страшно засыпать в одиночестве.

Для зрительного малыша характерно ощущение страха. 95% людей, не имеющих зрительного вектора, тоже знакомы с этим чувством – но в случае опасности их силы мобилизуются для спасения.

У «зрительника» эта боязнь выражена сильнее, она преувеличена и эмоционально окрашена. Это заложено природой целенаправленно. Страх «зрительника» не находится в застывшем состоянии: он развивается.

Проявляя эмоциональную открытость, в ответ такой ребёнок получает насмешки и прозвища, его бьют, место эмоционального контакта прочно занимает страх.

Ребенок развивает не эмпатию, что является благом, а страх. В этом и ответ почему ребенок стесняется — страх явить себя миру, дарить и самому получать любовь.
Такие внутренние переживания превращают «зрительников», способных и приятных детей, в социофобов. Пережив удар, почувствовав страх, он не открывается: происходит противоположный процесс.
Есть мнение, что основная масса детей не стесняется. Просто они не обладают зрительным вектором – нет ни эмоциональной открытости, ни фобии. Их желания проявляются наружу свободно, без давления.

Ребенок стесняется – подавляет естественное самовыражение

Проявление стеснительности у ребёнка в школе или саду свидетельствует о перенесённой травме зрительного вектора – маленький человек начал бояться себя выражать.

Видимо, его эмоциональность была встречена неожиданно: были издевательства и смех. Дети часто бывают жестоки.

Мальчик или девочка могут получить обидные прозвища из-за лишнего веса или неловкого падения.

Зрительный ребёнок нуждается в признании его внешней привлекательности. Напротив, её критика вызывает у него ответный страх.

Взрослые и родители часто сопровождают милые попытки ребенка выразить себя насмешливыми замечаниями, не понимая, что способствуют зарождению у наследника стеснительности.

А потом срабатывает «золотое» правило: чего опасаешься, то и происходит. Ребёнка точит страх. Нужна помощь! Порицание обидчиков – не выход. Надо отталкиваться от зрительного вектора и его врожденных желаний.

Травма зрительного вектора может наступить от человека с оральным вектором.

Это природный фактор. Надо развивать зрительный фактор ребёнка, а не ругать «оральника».

Как помочь стеснительному ребенку?

Зрительный страх подросшего ребёнка претерпевает изменения: дитя становится добрым, тонко чувствующим. Душевная открытость уступает место эмпатии – когда человек тонко ощущает собеседника.

Из развитых зрительных людей получаются блестящие актёры, талантливые писатели и выдающиеся врачи.

Общение с людьми, обмен положительными эмоциями — высшее наслаждение для зрительника: его вектор наполняется.

И когда родители видят стеснительность своего ребенка, они должны понимать — зрительный вектор не находит развития, и может до взросления остаться в страхах. Взрослый «зрительник» будет стесняться. Ему будет трудно идти на контакт с людьми.

Кто, если не родители могут помочь своему чаду прогнать страхи, защитить его эмоциональную открытость. От стеснительности не должно остаться и следа. Как реализовать это на практике?

Излюбленный в народе метод – «клин клином» — здесь не подходит.
Дрожишь от страха, когда учительница вызывает к доске, будешь стоять перед классом на каждом уроке.

Не нравится общаться с одноклассниками, мы будем чаще приглашать их к нам. Результатом таких действие станет усиление мучительных фобий сына или дочери.

Зрительные страхи не подчиняются насильственному преодолению. Так они получат своё развитие, проникают в сердце и душу человека. Следует избрать противоположный путь.

Побороть страх возможно только, вытолкнув его наружу – переведя его из страха за себя в переживания «за других» — в сострадание.

Акцентированием внимания маленького человека на его слабости положительного результата не добиться, не просите его не бояться людей.

Полезнее постепенно приучать ребёнка к тому, что рядом живут люди, которых нужно пожалеть, сострадать им. На самом деле люди обращают на нас внимание гораздо меньше чем мы полагаем. Ведь это действительно так.

Только неопытность и незнание жизни могут привести к тому, что страдающий человек считает свои невзгоды самыми масштабными: проблемы других он попросту не замечает.

Вселенная состоит из взаимно сообщающихся сосудов: оказав поддержку соседу, можно неожиданно получить облегчение самому.

Зрительный вектор должен выдержать все этапы эволюции: от растительных организмов к животным, от них к человеку разумному. Объясните малышу, что другие тоже страдают от боли, и его доброта может помочь им. Зрительный человек не может совмещать в себе оба страха: за постороннего человека и за себя.

Когда ребёнок научится сочувствовать, он больше не будет раскачивать собственный страх. Он, наконец, будет свободен от стеснительности и психосоматических нарушений, излечится от социофобии.

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение - в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» - примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или . Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.