К какому возрасту относится феномен горькой конфеты. Феномен горькой конфеты. Тест на отложенное удовольствие

04.03.2019

Каждая женщина испытывает определенные потребности во время беременности. И мужья таких жен знают не понаслышке, каково бегать холодной зимой в поисках свежей клубники, сочного арбуза или персиков. Некоторые дамы мечтают понюхать бензин или краску. Оказывается, что тяга к определенному продукту означает лишь одно - нехватку витаминов или микроэлементов.

Пищевые пристрастия беременных

Если беременная женщина хочет чего-то особенного, то это никого не удивляет. Одни страстно желают получить сиюминутно клубнику в холодный зимний день, другие хотят поесть селедки с кетчупом или молоком, а некоторым почему-то хочется сырого мяса. Сейчас намного проще найти определенные продукты, чем 20 лет назад. В январе можно запросто найти клубнику, а уж селедка продается в любом магазине, что тогда говорить о куске мяса.

Но необычное сочетание продуктов, о котором грезит беременная женщина, иногда просто поражает людей. Почему возникают пищевые странности? Почему хочется мяса при беременности? А самое главное, в чем причина такой сильной тяги?

Причины "беременных" капризов

С наступлением беременности женский организм перестраивается. В самом начале беременная страдает от рвотного рефлекса и тошноты, а ученые связывают эти проявления с возникновением пищевых пристрастий.

Специалисты говорят, что женский организм усиливает свою работу во благо плода. Именно поэтому он подает сигналы мозгу, которые свидетельствуют от тех или иных потребностях. Врачи отмечают особое действие прогестерона, который является инициатором включения "поисковой системы". Ответить на вопрос, почему постоянно хочется мяса, сможет ваш лечащий врач.

Порой пищевая странность может нанести вред здоровью будущего ребенка и самой мамы.

Почему именно мясо?

Как говорилось выше, любое предпочтение беременной женщины связано с действием гормона под названием прогестерон. Его количество значительно увеличивается после оплодотворения, он работает как антивирус, который считывает информацию и посылает сигналы о потребности мозгу. Таким образом прогестерон помогает организму получить недостающий микроэлемент или витамин.

Не нужно переживать по поводу возникновения определенной потребности и выяснять, к примеру, почему хочется мяса. Врачи говорят о том, что данный продукт просто необходим беременным, ведь он насыщает организм белком и кальцием, которые так нужны ребенку. Каждая женщина в интересном положении должна думать как о себе, так и о будущем малыше.

Польза белковой пищи

Теперь целесообразно объяснить, в чем заключается польза мяса. Стоит в отдельности рассмотреть каждый вид этого продукта, выделить его преимущества.

Благодаря мясным продуктам активизируется работа вкусовых рецепторов, желудка и поджелудочной железы, также повышается аппетит. Мясо является продуктом, который в большом количестве содержит витамины группы В, препятствующие стрессу. Эти витамины способствуют нормализации обменного процесса, помогают расщепляться жирам в печени, укрепляют волосяные луковицы, придают волосам блеск и сияние.

Для того чтобы беременность протекала бессимптомно и легко, необходимо употреблять именно эту группу витаминов. Кроме того, мясо наделено большим количеством фосфора, кальция, натрия, серы, калия, хлора и магния.

Влияние мяса на ребенка и будущую маму

Если беременной хочется мяса, почему бы его не поесть? Самым популярным видом считается куриное мясо. В нем содержится больше всего белка, кислоты линолевой, а также витаминов группы В. Эти микроэлементы способствуют повышению иммунитета, нормализуют работу сердца и желудка, регулируют уровень холестерина в крови.

Утиное мясо и индюшатина считаются диетическими продуктами. Они благоприятно воздействуют на работу мозга, кожные покровы. В этих продуктах содержится особая кислота, которая уничтожает раковые клетки. Несомненным плюсом является то, что при приготовлении такого мяса можно не использовать соль, потому что натрий в составе дает кислинку.

Почему хочется мяса свиного? Все достаточно просто, ведь оно содержит феноменальное количество витамина В, железа и белка, которые требует организм. Но стоит отметить, что этот продукт усваивается дольше, чем остальные.

А вот легко переваривается баранина, которая богата йодом, магнием и железом. Организм беременной женщины получает двойную дозу этих микроэлементов из одного куска баранины. Кроме того, лецитин понижает уровень холестерина, а баранье мясо богато этим веществом. Почему беременным хочется мяса бараньего? Ответ прост: организму не хватает железа.

Как приготовить?

Врачи и диетологи сходятся во мнении, что при беременности целесообразно употреблять в пищу нежирное и свежее мясо. Не стоит приобретать и тем более готовить замороженный продукт. Мясо лучше варить, запекать и тушить с овощами.

Стоит отметить, что лучше употреблять мясо без бульона, так как жидкость при варке впитывает вредные вещества. Нежелательно есть и жареное мясо, оно может стать причиной возникновения изжоги.

Если все время хочется мяса, почему бы его просто не сварить. Можно приготовить суп, но лишь при избавлении от первичного бульона. Достаточно слить его после закипания. Также нужно помнить, что мясо может быть инфицированным, поэтому важна правильная термическая обработка, воздействие высокой температуры и долгая варка. И это касается любого вида представленного продукта.

Почему тянет на сырое мясо?

Пристрастия беременных женщин могут быть очень необычными. Почему хочется сырого мяса в это время? Здесь все ясно, как белый день, - в организме не хватает железа. Происходит железодефицитная анемия. Достаточно часто возникают случаи нехватки гемоглобина у беременных - каждая третья женщина страдает от анемии во втором триместре. Гемоглобин нужен для нормального развития плода, а если его не хватает, то происходит расход запасов, которые довольно быстро истощаются.

Анемия является результатом кислородного голодания, гормонального дисбаланса, что свойственно жительницам крупных мегаполисов при длительном нахождении беременной в закрытом непроветриваемом помещении. Часто врачам приходится сталкиваться с ситуациями, когда женщина в положении мечтает о меле, угле, побелке или сыром тесте - это явные причины той же анемии. При недостатке железа организм извращает вкусовые пристрастия. Вот почему сильно хочется мяса. Пусть даже и сырого.

Даже специалисты до сих пор не могут понять, почему беременным хочется мяса в сыром виде, как возникает неукротимое желание отведать кусок необработанной свинины или фарш. Они лишь утверждают, что таким способом организм пытается восполнить недостаток железа, которым богато именно сырое мясо. Это подсознательная реакция мозга.

И конечно, нельзя употреблять этот продукт в необработанном виде, в особенности если речь идет о беременной женщине. И повышенное содержание железа не является причиной к такому действию.

Как быть, если мяса не хочется

Дамам в "интересном положении" необходимо есть правильную и полезную пищу для хорошего самочувствия и здоровья малыша. Но что делать вегетирианкам? Почему во время беременности не хочется мяса? Эти женщины даже на дух не переносят его вида, а что говорить о вкусе.

Мясо с легкостью можно заменить такими продуктами, как яйца, рыба, творог и молоко. Достаточно ежедневно употреблять в пищу бобовые культуры, орехи, гречку и сок граната, чтобы восполнить недостаток железа и белка. Для плода стрессоопасна ситуация, когда его мама, будучи заядлой вегетарианкой, начинает безмерно употреблять мясо, к которому раньше даже не притрагивалась. И здесь не стоит прислушиваться к рекомендациям любимых родственников, утверждающих, что мясо просто необходимый и незаменимый продукт при беременности, что от него зависит здоровье малыша.

Если вы являетесь вегетарианкой и вас удивляет, почему хочется мяса другим беременным женщинам, то сообщите эту деталь своему врачу. Грамотный специалист не будет угрожать вам и запугивать, он лишь поможет подобрать тот рацион, который подойдет именно вам. А если вы сомневаетесь в компетенции врача, то смело замените его другим.

Известно, почему! Как всегда, при беременности во всём виноват гормональный фон, а точнее, его ураганные изменения, буквально вынимающие из будущей мамы душу. Эти незнакомые доселе радикальные перепады настроения и заставляют её переживать отнюдь не только положительные эмоции.

Кстати, для многих женщин сигналом наступившей беременности служит как раз:

  • нежданная плаксивость,
  • внезапно накатившая тревожность,
  • возникшее вдруг чувство детской беспомощности (что тоже не добавляет спокойствия).

Считается, что именно в первом триместре будущие мамы испытывают наиболее сильную нервозность, ибо женский организм только начал приспосабливаться к недавно начавшимся, но уже очень бурным изменениям, и реагирует на них, в том числе, перепадами эмоций.

Ничего странного или нездорового в этом нет: мы говорим «гормоны» - подразумеваем «эмоции», мы говорим «эмоции» - подразумеваем «гормоны» (да простит меня Владимир Маяковский).

Какие беременные склонны к перепадам настроения сильнее других?

На ранних сроках беременности большему риску получить нервное перенапряжение или ярко выраженную эмоциональную нестабильность подвергаются те будущие матери, которые:

  1. Излишне нервные по жизни или имели неврологические заболевания до беременности.
  2. Страдают ипохондрией: привыкли переживать по поводу собственной персоны, а теперь ещё и здоровье будущего ребенка - неиссякаемый источник тревог.
  3. Забеременели нежданно-негаданно, беременность не планировали.
  4. Не получают во время беременности моральной поддержки от близких людей: мужа, родственников, друзей.
  5. Ещё до беременности имели расстройства эндокринной системы или приобрели осложнения по этой линии с её наступлением.

Возможные последствия нервных срывов и истерик в период вынашивания ребенка

Вопрос о том, почему беременным нельзя нервничать, на мой взгляд, нервирует будущих мам ещё больше. У женщины в период вынашивания малыша и так в организме бушует гормональная буря, а ей ещё постоянно напоминают: «Тебе нельзя нервничать и плакать, помни, это навредит ребёнку, забудь о своих переживаниях, наступи на горло своим эмоциям!»

По-моему, такие советы запускают механизм, схожий с анекдотичным: чтобы познать истину, выпей специально приготовленное зелье и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДУМАЙ ПРО БЕЛУЮ ОБЕЗЬЯНУ! Вот так же и при беременности: не нервничай, не нервничай, не нервничай!

Будущая мать разнервничается поневоле, если ей постоянно об этом напоминать. К тому же, даже небеременным людям невозможно постоянно сохранять спокойствие, - разве что стопроцентным флегматикам это удаётся. Иногда даже «спокойные как слоны» люди приходят в ярость, что уж говорить о беременных, испытывающих сумасшедшие гормональные перестройки. Просто всё хорошо в меру.

Дорогие беременные будущие мамочки! Хочется вам всплакнуть - поплачьте немножко, хочется пораздражаться - выпустите свой гнев. Только делайте это осознанно. Не поддавайтесь крайностям. Иными словами, не впадайте в истерику, ибо это действительно опасно.

Да, вам есть оправдание: наряду со всеми прочими гормонами, усиливается и выброс гормона стресса кортизола. Но, пожалуйста, осознавайте, что в ваших силах совладать с негативными эмоциями, и воздержитесь от истерик и нервных срывов.

Угроза выкидыша

На раннем сроке нервные срывы могут привести к выкидышу. Резкий выброс кортизола приводит матку в тонус и заставляет её сокращаться. Это опасно на протяжении всей беременности, поскольку в её начале может спровоцировать выкидыш, а ближе к концу - преждевременные роды.

В этом, собственно, и заключается главная опасность истерик и нервных срывов во время вынашивания ребенка - здесь кроется прямая угроза жизни и будущего малыша, и будущей матери.

Помимо «несовместимости с жизнью», есть ещё ряд негативных последствий эмоциональной несдержанности во время беременности.

Негативное влияние на психику и развитие будущего ребенка

Во-первых, нервная мама заставляет нервничать плод, чем оказывает пагубное влияние на формирование нервной системы и психики ребёнка. Уже обнаружены корреляции между стрессом у матери во время беременности и развитием у младенца шизофрении или аутизма.

Особенно сильно материнская нервозность сказывается на психике мальчиков. Пожалуй, стремление избежать такой перспективы для своего малыша - хорошее противоядие от потребности нервничать во время беременности.

Угроза развития стресса у крохи до и после рождения

Во-вторых, даже если исключить серьёзные психические заболевания у будущего ребёнка, материнский стресс во время его вынашивания может привести к продолжительному стрессу у малыша до и после рождения.

Пока ребёнок живёт в материнской утробе, он получает гормоны через общую систему кровоснабжения и через плаценту беременной. Кортизол изменяет химический состав крови и тканей плаценты, что, в свою очередь, затрудняет дыхание плода, ввергает его в гипоксию и влияет на замедление развития.

Когда же малыш рождается, весь этот гормональный коктейль, полученный от нервной матери, продолжает мешать ему спокойно жить: кроха много плачет, плохо спит, с трудом кормится.

Замыкается порочный круг стресса: мать нервничала во время беременности - плод получил нежелательные гормоны. В результате, родился нервный ребёнок, он плохо спит и ест, а значит, не даёт спать родителям. Его нестабильное развитие расстраивает мать, - в итоге, женщина не вылезает из стресса.

Угроза ослабленного иммунитета у будущего малыша

В-третьих, ещё более отдалённая перспектива для ухудшения здоровья будущих сынишки или дочки из-за нервозности матери, - это ослабленный иммунитет и гиперактивность, а значит, болезненное детство и сниженная обучаемость.

Факторы, провоцирующие повышенную нервозность при беременности

Постоянно меняющийся гормональный фон

Главный фактор нами уже описан: это нестабильный гормональный фон. Именно гормоны отвечают за эмоции, а, следовательно, и за настроение, причём, не только у беременных, просто на будущих мамочек всё это сильнее влияет.

И тут остаётся только привыкнуть к мысли, что организм теперь беременный, значит, эмоции могут меняться, ибо перестраивается эндокринная система, и всё это происходит внутри меня беременной. Фактор этот внутренний.

Бывают, впрочем, и некоторые причины, способные изменить женское настроение извне (и опять же, не только у беременных, но у них это как-то заметнее).

Метеочувствительность

Понятно, что сама эта чувствительность - фактор тоже внутренний и вполне гормонозависимый, но он провоцируется изменениями погоды: в дождь хочется плакать, от ветра повышается тревожность, перепад температур - головная боль и тоска, солнышко - тихое счастье.

Или наоборот, злость: я, несчастная пузатая, страдаю тут, а эта «жёлтая морда» опять вылезла!

Лунный цикл

С древних времён известно, что менструальный цикл связан с лунным, ибо кровь - жидкость, а все приливы и отливы на земле управляются луной. У беременных менструации, конечно, прекращаются, но, во-первых, организм ещё «помнит» об этих циклах примерно весь первый триместр.

А, во-вторых, чрево беременной наполняется всякими дополнительными водами вроде околоплодной, плюс увеличиваются объёмы крови, лимфы и межклеточной жидкости, так что луне есть чем поуправлять в беременном теле. А когда внутри происходят приливы и отливы, настроение поневоле начнёт меняться, хотя бы только из-за перемен в самочувствии.

Психологическая атмосфера вокруг беременной

Ну, тут речь о всем известных вещах типа поддержки отца ребёнка, родителей беременной, её всевозможных родственников и друзей-подруг… Когда всё это есть, беременная чувствует, что и её, и малыша любят, спокойствия в душе как-то побольше.

Хотя и тут медаль о двух сторонах: я не раз слышала жалобы молодых матерей на то, что после рождения ребёнка всё изменилось, муж и другие родственники концентрируются на отпрыске, а ей, бедняжке, больше не достаётся столько заботы, сколько было во время беременности. Так что слишком хорошо тоже плохо.

Нежданная беременность

Очень не хочется упоминать о такой причине истеричности будущей матери, но, тем не менее, она существует: беременность не была желанной. Осознание «незапланированности» своего положения вкупе с нестабильным гормональным фоном усиливает нервозность у беременной и может приводить к нервным срывам.

Как научиться не нервничать во время беременности?

Сделать это довольно легко.

  1. По возможности, делать то, что хочется беременному телу: есть-пить, спать, гулять. Если телу хочется только лежать и есть - включать мозг и выводить себя на прогулку.
  2. Наблюдаться у подходящего врача, слушая его и следуя рекомендациям: помимо всего прочего, это успокаивает. К тому же, доктор хорошо знает, что нельзя нервничать при беременности, и решит, что делать в крайнем случае: назначит успокоительное.
  3. Посещать занятия для беременных - гимнастику, плавание, баню (если, конечно, всё это не противопоказано в силу особенностей вашей беременности). Уверенная забота о себе и будущем ребёнке тоже придаёт спокойствия.
  4. Заботиться не только о теле, но и о душе: читать интересные книги, специализированные издания для будущих родителей, изучать свою беременность. Если вы - работающая беременная, и свою работу любите, - работайте на здоровье, это отличная профилактика интеллектуального застоя.
  5. И, напоследок, еще один совет. Он резковат, но часто срабатывает, поэтому этот простой метод активно применяют в спорте. Если никак не получается успокоиться, и вас буквально колбасит, вспомните о ребёнке и скажите себе: «А ну соберись, тряпка!»

Феномен горькой конфеты - феномен, который иллюстрирует первое рождение личности в онтогенезе в соответствии с теорией личности А. Н. Леонтьева . Феномен демонстрирует, что успешность решения задачи зависит не только от её содержания, но и прежде всего от мотива, который формирует задачу для ребёнка (у ребёнка существует необходимость доказать своё право на получение предмета усилиями, которых он мог бы избежать). Явление наблюдается в специально созданной ситуации: ребёнку дается сложное задание, которое заведомо невыполнимо по правилам. Наградой за успешно выполненное задание является конфета. Ребёнок же, достигший желаемого результата путем нарушения правила и, получивший конфету, демонстрировал негативную эмоциональную реакцию - конфета для них оказывалась «горькой».

В педагогической и психологической литературе указывается младший дошкольный и подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность рождается дважды: первый раз - когда у ребёнка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинённость его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность.

Эффект горькой конфеты можно наблюдать у детей в возрасте трёх лет, когда социальные нормы становятся сильнее непосредственного влечения ребёнка. На этом этапе развития возникает кризис трёх лет : ребёнок уверенно заявляет о собственном «Я». Эффект проявляется в течение всего дошкольного детства, включая кризис семи лет и является его ярким признаком .

Процедура исследования феномена

Ребёнок-дошкольник (до 7 лет) получает от экспериментатора практически неосуществимое задание: достать удалённый предмет, не вставая со стула. Исследователь удаляется, продолжая наблюдение за ребёнком из соседнего помещения через зеркало Гезелла . После нескольких безуспешных попыток ребёнок встаёт, берёт привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребёнок отказывается от угощения, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Действия ребёнка соответствовали двум различным мотивам, то есть осуществляли двойную функцию: одну - по отношению к экспериментатору, другую - по отношению к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время, когда ребёнок доставал объект, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация «ошибки». Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспериментатором, post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному, личностному, индивидуальному смыслу. Данный феномен также исследовался и другими психологами: Е. В. Субботским, В. И. Аснином, В. А. Петровским и др. У В. А. Петровского есть серия работ, которая посвящена тому, что он называет «риск ради риска» и «возгонка уровня трудности». Он экспериментально показал, что есть люди, которые устойчиво стремятся к границе заданной ситуации. Они приближаются к ней, чтобы проверить свои возможности и возможности границы. Мотивация исследования границ у детей также достаточно развита. Данным исследуемым поведением они проверяют себя.

Исследования феномена Е.В Субботским

В начале 1970-х годов психолог-экспериментатор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Субботский проводил эксперимент, испытуемыми в котором были дошкольники. Данное исследование было проведено для объективации феномена «горькой конфеты» и выявления группы детей у которых не наступил данный феномен.

Процедура эксперимента: с помощью специальной лопатки ребёнок должен был достать шарик из коробки. Если он это делал, то получал вознаграждение - конфету. Но лопатка не подходила для решения этой задачи. Затем экспериментатор выходил из комнаты, оставляя ребёнка перед двумя возможностями: пытаться решить задачу по инструкции или взять шарик из коробки. Вернувшись, психолог давал всем детям, которые смогли достать игрушку, обещанную конфету. По дороге домой или позднее некоторые дети, получившие конфету, нервничали и даже плакали, переживали. Но, у части детей не было негативной реакции, что свидетельствует о не наступлении первого рождения личности.

Эксперимент В. И. Аснина

Процедура эксперимента была аналогична, но ребёнку давалась другая инструкция: «Достань, как хочешь, как умеешь. Можно делать все, что угодно». Дети в возрасте 7-12 лет не использовали палочку как вспомогательное средство и не смогли выполнить задание. Дети 3-6 лет сразу же брали палочку и получали предмет. Результаты: у детей различных возрастов проявляются различные мотивы их деятельности. У младших цель и мотивы совпадают: от ребёнка требуют достать предмет и она выполняет задание. Когда у ребёнка возникают свои мотивы для действия, она действует в соответствии с ними, однако если ребёнок не знает, как выполнить задание, это не значит, что она неспособна его выполнить. Объяснить поведение ребёнка можно эмоциями и особенностями мотивов деятельности, а именно мотивами и определяется решение выполняемой задачи экспериментальной ситуации. Исследования свидетельствует о зависимости интеллектуальных процессов от мотивации деятельности.

Данное исследование было проведено для сравнения двух возрастных групп - дошкольников и школьников в возрасте 7-12 лет. Было выявлено, что в течение всего дошкольного возраста проявляется эффект «горькой конфеты» и, что у детей различных возрастов имеется различная мотивация.

Интерпретация результатов

Интерпретируя полученные результаты можно отметить, что ребёнок был поставлен в ситуацию с конфликтом нескольких мотивов - происходит первичное соподчинение мотивов и их иерархизация. Один из них - это взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой - выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В тот момент, когда взрослый ушёл, верх взяло непосредственное побуждение - то есть взять интересующую вещь. Однако с приходом экспериментатора становится актуальным другой мотив, значение которого еще увеличилось незаслуженным вознаграждением. Отказ и слезы ребёнка в данной ситуации -это доказательство начала процесса освоения социальных норм и соподчинения мотивов, хотя и не завершенного. Это происходит из-за расширения круга социальных отношений, в которые входит ребёнок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов.

То обстоятельство, что именно в присутствии взрослого переживания ребёнка начинают определяться социальным мотивом, весьма важен. Он служит ярким доказательством общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в межличностных отношениях и лишь потом становятся элементами внутренней структуры личности.

Современное представление

В. В. Петухов и В. В. Столин сужают объём понятия «личность». Согласно их точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта.

Феномен «горькой конфеты» относится к системе смысловых образований. До данных проведенных исследований изучение смысловой сферы объявлялось недоступным научному анализу, нуждающимся лишь в постижении, понимании и сопереживании. Примером исследований другого класса являются те, которые ориентированы на стремление подойти к смыслам как к таковым, вне широкого жизненного контекста, который их сформировал и в котором они находят своё проявление и реализацию. Примером последних могут служить эксперименты типа тех, в которых был получен «феномен Аснина», феномен «горькой конфеты»; многие исследования, построенные на принципах целостного патопсихологического исследования, разработанные Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн; из последних работ - исследования Е. В. Субботского, В. А. Петровского и др. Дальнейшее конструирование и апробация методов, основывающихся на принципе деятельностного опосредования, методов, призванных диагносцировать, а в случаях коррекции и воспитания - изменять смысловые образования, - одна из важных перспектив психологического изучения личности. Данные исследования отражают качественные изменения в исследованиях смысла в отечественной психологии.

Как вы считаете, что такое конфета? Вопрос, вроде бы, глупый. В основном, это сахар, а так же искусственный жир, разные Е-добавки и шуршащий фантик. Но на самом деле сладости способны определить многое в жизни маленького человека: его характер, место среди сверстников, и даже его будущее.

И речь вовсе не пользе или для организма, а о том, что многие взрослые уже успели подзабыть. Ведь - движущая сила детства! Ради неё одни «теряют» себя, другие «находят»…

Феномен горькой конфеты

Ребёнку предлагают достать предмет, лежащий на столе, и получить за это в награду вкусную конфету. Подвох в том, что обязательное условие - не вставать со стула, который стоит достаточно далеко. Достать предмет в принципе невозможно, и пока экспериментатор будет находиться в комнате, ребёнок не встанет со стула. Но затем взрослый на несколько минут выходит из комнаты, втайне продолжая наблюдать за ребёнком из соседнего помещения. Видя, что взрослого нет, ребёнок быстро встаёт и забирает со стола искомый предмет. Экспериментатор возвращается и видит, что задача решена, - но спрашивает, вставал ли ребёнок со стула. Ребёнок обычно отвечает, что не вставал, - и экспериментатор отдаёт обещанную награду.

В этот момент рождается феномен горькой конфеты: ребёнок может отказаться от предложенной конфеты и даже заплакать. Ведь он понимает, что награда была не заслуженной, а последствием нарушения договорённости. Если совесть побеждает желание съесть конфету, можно утверждать, что ребёнок растёт как личность. И всё-таки в жизни этот эксперимент не стоит повторять: давать ребёнку заведомо невыполнимое задание - это просто не честно. Пока малыш терзается угрызениями совести, взрослый махрово жульничает…

Тест на отложенное удовольствие

Интересный психологический эксперимент, придуманный специалистом по социальной психологии Уолтером Мишелем еще в 1960-ых годах, называется «marshmallow test», или «тест на отложенное удовольствие». Суть его в том, что ребёнка 4-6 лет оставляют один на один в комнате с вкусной конфетой, лежащей на столе. Но перед этим ему говорят, что если он её не съест, то через двадцать минут ему дадут еще одну конфету. То есть предоставляется выбор: либо съесть сейчас, но одну конфету, либо потерпеть, но получить в итоге две.

Некоторые проглатывают лакомство почти сразу же, а большинство детей держится в среднем около трех минут. Но примерно 30% участников терпеливо ждут свои 200% угощения. Именно они, как выяснилось впоследствии, лучше ориентировались по взрослой жизни и демонстрировали больше положительных качеств, чем те, кто «сдался». Ведь эти дети рано усвоили, что «нельзя размениваться по мелочам», и «человек, как правило, получает в жизни ровно то, - не больше и не меньше, - на что соглашается». Остальные просто предпочитают «синицу в руке» Маленькая зарплата, но работа стабильная и близко к дому либо большая зарплата, но непостоянная, и есть риск, что уволят. Девушка мечты или просто «чтобы было, у всех же есть». Ну и так далее. Такой выбор мы делаем каждый день.

Почему многие из нас так нетерпеливы? Да потому же, почему и дети! 20 минут - это не так уж и много, но если вы сидите в пустой комнате и не можете думать ни о чём, кроме конфеты, шанс накинуться на неё очень велик. Ещё одна причина в том, что дети привыкли жить «здесь и сейчас», и какая-то абстрактная вторая конфета для них в принципе не существует. Если ребёнок не научится выходить за рамки такого мышления, в дальнейшем он едва ли сможет откладывать заработанные деньги и планировать свою жизнь наперёд. Ещё один момент: в отличие от зарплаты и других «взрослых» ценностей, конфета съедобна и весьма аппетитна. А у человека есть врождённый рефлекс: если есть еда, то лучшее её немедленно съесть - иначе другие отберут. По крайней мере, в сообществе мартышек это классический сценарий. Вот дети и «обезьянничают»…

Сладкая валюта детства

Миром детей правит «конфетная» психология - это своеобразные детские «деньги». За сладости малыши покупают друг у друга игрушки, услуги и даже дружбу (в особенности дружбу). Ради конфет некоторые малыши готовы на всё - пожертвовать своей дружбой, гордостью, совестью… Достаточно понаблюдать за группой малышей в детском саду или ребят во дворе, чтобы осознать, какая власть может быть заключена в лакомстве. Конфета - это и залог популярности, и повод к конфликту. С помощью конфет дети выражают свои симпатии друг другу и взрослым либо, наоборот, обижают и унижают других, демонстративно отказывая им в угощении.

Как только сладости появляются в детской группе, там обнаруживаются лидеры, подхалимы, попрошайки и аутсайдеры. У кого-то хватает смелости попросить угощения, не дожидаясь, пока предложат, а кому-то очень хочется, но вот уверенности недостает. Кто-то сам демонстративно отказывается от предлагаемой ему вкуснятины, выказывая тем самым неприязнь к угощающему. А другой стоит в стороне, считая, что он выше этого, а выпрашивание конфет - занятие вообще недостойное. Вот почему можно смело считать конфету одним из существенных элементов детской субкультуры. Но власть её недолговечна: лакомство съедается, и всё вновь возвращается на круги своя. Как легко с помощью конфеты завоёвывается авторитет - так же легко он теряется, когда она тает во рту сверстника.

Откуда вообще берётся вся эта «конфетная лихорадка»? На самом деле она зарождается ещё дома под осознанным или неосознанным влиянием родителей. Родители часто манипулируют ребёнком при помощи сладостей. Одна конфета за хорошее поведение, другая - за отличную оценку, третья - ещё за что-нибудь... Да и лишить ребёнка сладкого - одно из популярных наказаний. При этом мало кто понимает, что подобная дрессировка до добра не доведёт - ведь сладкое вызывает зависимость! С одной стороны, оно запускает в мозгу бесконечную команду «мне нужно ещё», а с другой - после короткой передозировки сильно понижает уровень уровень сахара в крови, то есть проблема выходит на физиологический уровень. К тому же сладости в руках сверстников и взрослых превращаются в рычаг управления, и как знать, к чему это вообще может привести.

А вот в семьях, где принято есть только здоровую еду, или где конфеты не
служат в качестве веревочки, дёргая за которую можно управлять ребёнком, дети спокойно и адекватно относятся к конфетам. Они вряд ли станут использовать в корыстных целях либо жертвовать ради них своими принципами и ценностями. Делаем выводы…

В исследовании интеллектуального развития детей (в частности, наглядно действенного мышления) перед психологами встала проблема определения смысла, который экспериментальные задания имеют для детей. В некоторых случаях исследователи были удивлены тем, что иногда малыши с легкостью могут решать сложные задачи, которые не под силу детям 6-10 лет. Данные, полученные в ходе эксперимента, явно не соответствовали интеллектуальным возможностям детей. Поэтому группа исследователей одной школы поставила себе цель разработать метод определения интеллекта и объяснить эту неоднозначность. Была проведена значительная экспериментальная работа и большое количество тестов психологических . Особенно интересные результаты получил И. Аснин, которые сегодня известны как исследования феномена «горькой конфеты».

В. И. Аснин доказал, что успешность процесса решения задачи зависит не столько от объективного содержания последнего, а, прежде всего, от мотива, или того смысла, который ставит задачу для ребенка.

В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Для оценки интеллектуального уровня развития использовались задачи, специально созданные Келлером и Богеном для измерения интеллекта.

Для того, чтобы выяснить мотив деятельности ребенка, В. И. Аснин использовал методику «парного» эксперимента.

Исследователь находился в специальной комнате для наблюдения, которая была отделена от экспериментальной комнаты односторонним зеркалом. В экспериментальную комнату был проведен микрофон, поэтому исследователь мог видеть и слышать детей, а они его — нет.

В нужный момент в комнату входил еще один ребенок, который, комментируя действия испытуемого (сверстника), заставлял его проявить свой реальный мотив.

Дети должны выполнять такое задание: достать предмет (игрушку или конфету), который лежит посередине стола, обнесенного невысоким бортиком. Дотянуться до него непосредственно рукой невозможно, для этого нужно воспользоваться палочкой, которая лежит здесь же на виду.

Инструкция ребенку не запрещает воспользоваться палочкой, но и не определяет эту возможность. Ребенку говорят: «Достань, как хочешь, как умеешь. Можно делать все, что угодно».

Большинство детей в возрасте от 7 до 12 лет не смогли выполнить эту простую задачу. 10-летние действовали таким образом. Ребенок пытается достать предмет, тянется рукой, обходит стол, подскакивает, ложится грудью, снова тянет руку. Даже когда некоторые дети вдруг затрагивали палочку, они клали ее на место и продолжали упорно свои попытки в течение 20 минут. Подавляющее большинство детей не использовали палочку, не смогли выполнить задание.

Дети были смущены и уходили из экспериментальной комнаты, уклоняясь от обсуждения ситуации с исследователем.

Однако дети 3-6 лет сразу же брали палку и доставали предмет.

Эту проблему было трудно объяснить. Ведь дети заинтересованы, внимательны, обстановка эксперимента благоприятная, однако они не могут выполнить задание. Понятно, что старшие дети имеют для этого необходимые навыки, а не соответствующую мотивацию, поскольку пытались на протяжении 15-20 минут достать предмет.

О чем свидетельствует и как можно объяснить феномен «горькой конфеты»? Исследование демонстрирует, что у ребенка существует необходимость (внутренняя потребность) оправдать свое право на получение предмета усилиями, которых он мог бы и избежать. Вывод очевиден: дело не в понимании задачи и ситуации в целом. Можно сказать, что это вопрос не разума, а совести. Сознание ребенка характеризуется не со стороны «функций» и не определяется теми значениями, которые имеют для него цель, условия действия, требования экспериментатора. Объяснить поведение ребенка можно эмоциями и особенностями мотивов деятельности, а именно мотивами и определяется смысл выполняемой задачи, экспериментальной ситуации. В более общем плане исследования свидетельствует о зависимости интеллектуальных процессов от мотивации деятельности.