3абывчивость и рассеянность приносят много дискомфорта в нашу жизнь, и мы начинаем жаловаться на плохую память. В нужный момент забывается слово, деталь, дата, телефон, еще вчера так отлично всплывавший в памяти, номер автобуса или маршрутки, дата встречи, дней рождений родственников и знакомых. Развить память возможно и для этого существует достаточно много упражнений для развития памяти.
Память, прежде всего, процесс мыслительный, который включает запись информации, ее хранение и в дальнейшем при надобности извлечение.
А забывание - процесс, разгружающий нервную систему и оберегающий ее от перенапряжения. И часто мы забываем именно то, что нам приносит отрицательные эмоции и необходимость делать то, что нам не нравится.
Мы запоминаем визуально (зрительно), вербально (слух), с помощью обоняния, осязания и так далее, то есть, строим ассоциативные связи. Это когда знакомый запах может напомнить нам о ситуации, в которой вы его почувствовали.
Не будем сейчас говорить о стойких нарушениях памяти, таких как старческий склероз, болезнь Альцгеймера или потеря памяти после травмы или сотрясения мозга, вследствие болезни, опухоли мозга, стойких провалов в памяти прошедших недавно событий, в таких случаях надо срочно обращаться к психотерапевту или невропатологу. Поговорим о случайно обрушившихся на человека нарушениях памяти, когда мучительно вспоминаешь забытое слово или название, но оно появляется в голове, спустя несколько часов или дней, когда это уже совсем не нужно.
Память, всегда хорошо выручавшая нас в школе, институте, в самые ответственные моменты, вдруг стала подводить, почему это происходит и как это предотвратить?
Причин возникновения ухудшения памяти много, и проанализировав информацию, вы можете найти свою причину и попробовать решить проблему.
Не можете вспомнить, куда положили очки? А может, уходя из дома, вы оставили включенным утюг, или не закрыли входную дверь? Согласитесь, когда вы не можете вспомнить элементарные вещи, и легко забываете то, что заучивали долгое время – это приводит к неловким ситуациям и очень мешает. Как можно сделать свою память лучше? Поговорим об этом далее.
Память человека – сложное устройство, в котором одновременно функционируют и физиологические, и психологические «элементы».
Такими причинами могут стать перенесенная острая травма или хроническое заболевание, например, эндокринное или сердечно-сосудистое (особенно атеросклероз), различные нарушения головного мозга и нервной системы.
Может сказаться также постоянное недосыпание, неправильный обмен веществ, плохое питание, сбой в системе кровообращения, малоподвижный образ жизни.
Сюда входят следующие факторы: каждодневный стресс, усталость, дефицит внимания, экспансивное состояние (возбуждение или вялость), задумчивость. Из-за всего этого вы переходите на машинальное выполнение некоторых важных операций, которые при этом совсем не запоминаются.
Вы, наверное, уже сто раз слышали, что необходимо вести здоровый образ жизни. Но это не просто слова. От качества вашей жизни зависит ваша память.
Все движения нашего организма, как правило, зависят от биохимических процессов, в том числе и от хорошего обмена веществ. Если организм будет испытывать недостаток в жирах, аминокислотах, витаминах группы В, железе, лецитине, йоде, калии и других полезных элементах – это плохо повлияет на нервную систему, и, следовательно, отразится на качестве памяти. Поэтому нужно уделить особое внимание следующим продуктам:
Восстановить память и активизировать работу мозга помогут специальные упражнения. Если вы будете делать их регулярно по 20 минут в день, вы значительно улучшите свою память.
Для начала приведем рекомендации, которые помогут систематизировать ваши поступки, сделать вас более собранным и менее забывчивым. Так, старайтесь не совершать какие-либо действия, прежде не подумав. Делайте все осознано, например, запирая дверцу автомобиля или квартиры, или включая утюг, фиксируйте свое внимание на этом действии. Если вы будете внимательно относиться к таким мелочам, у вас выработается правильное к ним отношение, которое войдет в привычку. Так вы перестанете забывать.
Чтобы разгрузить свой мозг от сиюминутных мыслей, имеющих важность в настоящем, но бесполезных в дальнейшем, вы можете завести ежедневник или расклеить рабочее место небольшими стикерами (бумажными наклейками) с записями типа: «сходить в магазин», «купить клей», «позвонить бабушке» и т.д.
Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.
Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.
После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.
Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.
Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.
Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.
Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.
Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.
Память включает в себя 4 процесса:
Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.
сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.
воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.
Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.
Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.
Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.
1.
проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2.
проблемы с сохранением информации
3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации
Слово «крутится на языке»
провалы в памяти
Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)
Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.
Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации
Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.
Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.
Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.
Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.
Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.
Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.
Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.
Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.
Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.
Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,
Заболевания внутренних органов:
Повторение
. повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти
1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Препараты гинкго билоба | Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба | Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. | Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца. Детям до 18 лет препараты противопоказаны. |
Аминокислоты | Глицин, глицисед, глицирам | Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). | Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев. |
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты | Аминалон, ноофен | Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие. |
Лекарственные средства, применяемые по назначению врача | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Ноотропные средства | Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил | Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. | Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев. |
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства | Энцефабол, пиритинол | Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. | Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы. |
Психостимулирующие и ноотропные средства | Фенопропил, | Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. | Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней). |
Понятия нормальной памяти не существует. Под нормой здесь может подразумеваться совокупность информации, которую в нормальных условиях конкретный человек способен держать в голове. Не существует верхних границ памяти, хотя и существуют люди с суперпамятью, которая способна фиксировать мельчайшие нюансы всех событий и вещей, однако это встречается довольно редко.
Память – это способность получения, хранения и воспроизведения информации, которую конкретный человек получает на протяжении жизни. При этом необходимо понимать, что в понятие памяти вкладывается как физиологическая, так и культурная основа.
Человеческая память может делиться на долговременную или кратковременную. Соотношение данных разновидностей памяти у всех людей индивидуально, при преимущественной долговременной памяти человеку сложно дается обучение, но зато выученная информация остается с ним навсегда, а при краткосрочном варианте все наоборот – выученное на лету после воспроизведения мгновенно забывается.
Все это не вызывает каких-то вопросов на протяжении жизни, если в какой-то определенный момент память не начинает ухудшаться. Забывчивость также бывает различных видов, каждый из которых по-разному воздействует на запоминание различной информации.
Причин ухудшения памяти множество, однако все они подразделяются на возрастные изменения, те причины, которые связываются с поражением мозга, такие, которые возникают из-за различных болезней других органов, последствия интоксикационных процессов и те, что возникают, благодаря внешним негативным факторам.
К причинам, связанным с непосредственным поражением самого мозга как органа человека, причисляют черепно-мозговые травмы, острое нарушение кровообращения или инсульт, различные онкологические проблемы в данном органе. К внешним факторам, неблагоприятно сказывающимся на состоянии памяти, относятся недостаточный сон, различные стрессы, перемены в жизненных условиях, усиление мозговой нагрузки. Под хроническими интоксикационными процессами, вызывающими забывчивость, следует понимать состояния, которые провоцируются в человеческом организме алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, злоупотреблением транквилизаторами и прочими фармакологическими препаратами.
Человеческая память напрямую зависима от различных модальностей. Модальность может быть зрительной, слуховой, двигательной. Модальности также могут сочетаться в разных пропорциях между собой. Это определяет то, каким образом конкретному человеку проще запоминать информацию. Кто-то предпочитает учить что-либо, произнося информацию вслух, кому-то проще запоминать прочитанное, кто-то обязательно должен увидеть страницу с текстом или графикой, в которой заключен материал. Различные отделы человеческого мозга ответственны за разные функции, связанные с запоминанием. Отделы в области висков отвечают за слуховое восприятие речи или звуков, затылочно-теменная зона – за пространственное и зрительное восприятие. В левом полушарии зрительное восприятие акцентируется на буквенном и предметном, а в правом – на оптико-пространственном, цветовом и лицевом. Нижнетеменная зона ответственна за функциональность рук и речевого аппарата, что приводит при ее поражении к астереогнозии, то есть невозможности определения предмета наощупь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушается именно тот вид памяти, который свойственен определенной пострадавшей зоне человеческого мозга.
Современные исследования обладают множеством доказательных фактов в отношении теории о том, что гормональный фон во многом воздействует на мыслительный процесс и запоминание. Положительно на данные процессы могут влиять такие гормоны, как тестостерон, вазопрессин, эстроген, пролактин. Гормоны способствуют преобразованию краткосрочной памяти в долгосрочную, однако не все. Например, окситоцин, наоборот, значительно ослабляет процесс запоминания информации, вызывая возникновение забывчивости у женщин при грудном вскармливании и после родов.
Наиболее частыми заболеваниями, которые значительно ослабляют процесс запоминания, являются черепно-мозговые травмы. Более опасны глубокие и обширные травмы, поскольку их тяжесть прямо пропорциональна процессу запоминания. При черепно-мозговых травмах у людей частыми явлениями выступают ретроградная и антероградная амнезия, характеризующиеся забыванием не только события, при котором произошла травма, но и тех, что предшествовали либо последовали следом за ней. Также черепно-мозговым травмам свойственно возникновение галлюцинаций и конфабуляций. Под галлюцинациями понимаются ложные события и образы, которых в реальной жизни быть не могло (естественно, и не было). Конфабуляции представляют собой ложные воспоминания, которые подкидывает память больного человека. Так, при возникновении конфабуляций, пациент может на вопрос о действиях в прошедшем дне ответить, что посещал театр, а на самом деле он лежал в больничной палате, поскольку был травмирован.
Ухудшение памяти очень часто происходит и по причине нарушенного кровообращения в головном мозге пациента. При атеросклеротических сосудистых изменениях в мозге уменьшается поток крови к различным мозговым отделам, что и провоцирует ослабление памяти. В современном мире атеросклероз перестал быть заболеванием престарелых людей и все чаще диагностируется у достаточно молодого населения. Атеросклероз также провоцирует развитие острого нарушения кровообращения в мозге. Данное заболевание, известное как инсульт, может затрагивать различные мозговые зоны, перекрывая кровяной ток к ним частично либо в полном объеме. Функционал таких зон грубо нарушается, страдает все, в том числе и память.
Сахарный диабет обладает аналогичными воздействиями на процессы запоминания информации. Осложнением сахарного диабета может выступать ангиопатия – заболевание, проявляющееся в утолщении сосудистых стенок до того уровня, когда мелкие сосуды полностью перестают функционировать из-за перекрытия, а крупные значительно сужаются, замедляя кровоток. Кровообращение в данном случае нарушается в каждом органе и системе человеческого организма, включая и головной мозг. А любое нарушение кровообращения в мозге приводит к нарушению функции памяти.
При нарушении функции запоминания можно делать вывод о возможном возникновении заболеваний в щитовидной железе, которые характеризуются недостаточным количеством вырабатываемых ею гормонов – гипотиреозом. Гормоны щитовидной железы содержат в себе до 65% йода. При данном заболевании наряду с ухудшением памяти происходит увеличение веса, возникает депрессия, отечность, апатия, раздражительность, мышечный тонус становится очень слабым. Профилактировать йододефицит необходимо соответствующей диетой, содержащей обязательно йодированную соль, молочные продукты, морскую рыбу, морскую капусту, орехи, хурму, твердые сорта сыров.
Воспалительный процесс в мозговых оболочках (менингит) и в веществе головного мозга (энцефалит) значительно влияет на работу всего мозга в целом. Наиболее частыми причинами энцефалитов и менингитов являются нейротропные вирусы и бактерии. Терапия данных заболеваний весьма успешна, если они своевременно выявлены, однако ухудшение памяти может остаться у человека в качестве последствий заболевания.
Хуже всего поддаются терапевтическим методикам дегенеративные болезни головного мозга, например, болезнь Альцгеймера. При данной патологии память постепенно, но уверенно снижается, приводя, в итоге, и к снижению интеллектуальных способностей пациента. Худшей ситуацией является состояние, когда человек перестает ориентироваться в пространстве, не способен заниматься самообслуживанием. Болезнь Альцгеймера свойственна пожилым людям после 70-80 лет. Протекает она медленно, постепенно, и на начальных этапах совершенно незаметно. Признаками патологии выступают пониженное внимание и сбои памяти. Последние произошедшие с ним события пациент начинает забывать, а если о них настойчиво спрашивать, он начнет их подменять воспоминаниями из прошлого. Все это накладывает отпечаток и на характер пациента, приводя к усилению эгоизма, возникновению повышенной требовательности, капризности, апатичности.
Если такие заболевания своевременно не начать лечить, человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, он не знает текущей даты, места, где он находится, не понимает, что нужно делать при возникновении естественных потребностей. Современная медицина считает болезнь Альцгеймера наследственной, при отсутствии лечения она в определенный момент резко прогрессирует, однако если ее лечить, протекание ее замедляется и является достаточно легким.
Однако ухудшение памяти далеко не всегда связано с поражением мозга, очень часто человек сам пытается забыть неприятности и страхи, применяя психологические механизмы защиты, которых очень много. При частом применении данных механизмов со стороны может создаться впечатление, что человек страдает расстройствами памяти, однако это не так. Такие «забытые» эмоции и состояния плохо воздействуют на нервную систему, приводя к агрессивности, неврозам и прочему.
Лечить ухудшение памяти можно только после того, как будет установлена причина данного процесса. Лекарственные средства должны назначаться исключительно врачами, как правило, это некоторые ноотропные средства, такие как:
Курсовое лечение данными средствами достаточно длительное, оно всегда закрепляется приемом мультивитаминных комплексов. Иногда врачи назначают пациентам и физиопроцедуры. При снижении памяти эффективно работает процедура электрофореза с интраназальным введением глютаминовой кислоты (препаратов на ее основе). Педагогико-психологические корректировочные методики также эффективно влияют на восстановление памяти при ее снижении – педагоги учат пациентов запоминать, тренируя непораженную функциональность мозга. При невозможности запоминать пациентом произнесенные вслух слова, его учат представлять зрительный образ того, о чем было сказано, и тогда запоминание становится реальным. Сложность и длительность процесса обучения кроется в том, что важно не просто научить человека прибегать к неповрежденным связям и параллелям головного мозга, но и довести данный процесс до автоматизма.
Ухудшение памяти снижает социальные навыки человека, может свидетельствовать о развитии других патологий, являясь плохим прогностическим симптомом. Занимаются лечением патологий, связанных с ухудшением памяти, неврологи, нейропсихологи, терапевты. Однако важно понимать, что очень часто в случаях, когда пациенты жалуются на ухудшение памяти, они на самом деле страдают ухудшением внимания. Такое положение вещей характерно для школьников и людей пожилого возраста. Происходит это по причине недооценивания повседневной информации, поступающей человеку. Справиться с рассеянностью и нарушениями внимания достаточно сложно, поскольку люди редко осознают, что в этом кроется проблема, даже если говорить им об этом прямо. Выходом из данной ситуации является постоянная работа над собственным восприятием информации – тренировка внимания и памяти путем фиксации на бумаге сведений, записи их в электронные устройства и прочее.
Тренировать функционирование мозга можно по американской методике профессора Лоуренса Катца, способствующей активизации мозговой деятельности, созданию ассоциативных новых связей, задействующей различные мозговые отделы. Упражнения данной методики включают в себя несколько практик. Специалист говорит о том, что необходимо стараться выполнять привычные работы с закрытыми глазами. Правшам рекомендуется начать выполнять ряд повседневных задач (чистить зубы, расчесывать волосы, пользоваться наручными часами) левой рукой, левшам – наоборот. Важно освоить хотя бы азы языка жестов и шрифта Брайля (письмо и чтение для людей с патологиями зрения), научиться работать на клавиатуре компьютера при помощи всех 10 пальцев на руках. Рекомендуется изучить с нуля любой прикладной вид рукоделия, чтобы развивать моторику пальцев. Наощупь необходимо тренироваться различать монеты различного номинала. Важно постоянно познавать что-то новое и пытаться приложить это к собственной жизни – учить новые языки, читать статьи на непонятные для себя темы, знакомиться с разными людьми, путешествовать, открывать новые места. Все эти нехитрые упражнения отлично тренируют мозговую деятельность, а значит, и память, поэтому обеспечат нормальное самосознание на долгое время.
Профилактировать нарушения памяти также можно довольно эффективно. Не стоит ждать, когда забывчивость начнет докучать и придется искать причины ее возникновения среди различных заболеваний. Лучше с молодого возраста вести определенный образ жизни, чтобы даже в глубокой старости оставаться в «твердой памяти». Все рекомендации, приведенные ниже, помогут сохранить не только память, но и здоровье в целом в отличном состоянии, о чем организм отблагодарит своего хозяина не раз за жизнь.
Правильное и полноценное питание является залогом не только долголетия, прекрасного самочувствия, но и отличной памяти. Наиболее нежелательными продуктами в данном контексте можно считать жирные, сладкие и соленые. Положительное влияние на психику и работу мозга в целом оказывает потребление корицы, имбиря, настойки гинкго билоба и витамина Е.
Регулярные занятия спортом отлично сказываются не только на фигуре. При этом тренажерный зал, таскание тяжестей и изнурительные тренировки совершенно не способствуют сохранению функциональности мозга. Для его активной многолетней работы, а значит, и для памяти, рекомендованы неспешные прогулки на свежем воздухе, повышающие скорость циркуляции крови и ее поступления в головной мозг, а также ежедневная утренняя гимнастика, запускающая процессы метаболизма в организме.
Отказ от вредных привычек – алкоголя и сигарет – влечет за собой укрепление защитных функций организма, предотвращает возможности токсических отравлений, поэтому в итоге приводит к сохранению памяти. Также для тренировки запоминания важно постоянно пытаться что-то разучивать, играть в логические игры – шашки или шахматы, учить языки.
Независимо от причин, из-за которых память начала страдать и ухудшаться, важно обязательно обратиться за медицинской помощью при первых симптомах такого процесса. Иногда забывчивость является ситуативной и не несет в себе угрозы амнезии, иногда необходимы занятия у психолога, иногда – медикаментозная терапия. Ежегодно диагностических методик становится все больше, главное при этом – не терять времени и заниматься собственной памятью с самых ранних лет.
В отличие от фильмов, где героя ударяют по голове, и он мгновенно полностью теряет память, в реальной жизни чаще всего ухудшение памяти происходит постепенно. Поэтому очень важно вовремя его заметить и принять нужные меры. О причинах и симптомах ухудшения памяти поговорим в этой статье.
Прием лекарственных препаратов . Некоторые лекарства могут приводить к ухудшению памяти. Возможными «виновниками» могут быть: антидепрессанты, антигистаминные препараты, успокоительные средства, миорелаксанты, транквилизаторы, снотворные и обезболивающие средства.
Алкоголь, курение и употребление наркотиков . Уже давно доказано, что чрезмерное употребление алкоголя приводит к ухудшению и потере памяти. Курение влияет на память за счет уменьшения количества кислорода, который попадает в мозг. Исследования показали, что курящим сложнее запоминать имена незнакомых людей, чем некурящим. А запрещенные препараты могут влиять на химические процессы головного мозга, что приводит к ухудшению памяти.
Недостаток сна . Качество и количество ночного сна имеют важное значение для памяти. Частое бодрствование в ночное время или постоянный недостаток сна приводят к усталости, которая препятствует способности нормально обрабатывать информацию. О том, сколько и как нужно спать, расскажет статья « ».
Плохое питание . Для нормального функционирования мозга необходимо хорошее, полноценное питание, в том числе высококачественные белки и жиры. В частности, недостаток витаминов В1 и В12 в организме негативно влияет на память. Подробнее о правильном питании мы поговорим .
Повреждения головы . Серьезный удар по голове в результате падения или автомобильной аварии может повредить мозг и вызвать краткосрочные и долгосрочные потери памяти. Иногда память может постепенно улучшаться с течением времени.
Инсульт . Инсульт возникает, когда приток крови к мозгу прекращается из-за закупорки кровеносных сосудов головного мозга. Это часто вызывает кратковременную потерю памяти. Человек, который перенес инсульт, возможно, имеет яркие воспоминания о детстве, но не в состоянии вспомнить, что он съел сегодня на обед. Кстати, каждый должен знать, .
Другие причины . Причинами ухудшения памяти может быть гиперактивность щитовидной железы, а также инфекции, влияющие на мозг, – туберкулез, сифилис, ВИЧ.
Обратите внимание! У многих ухудшение памяти ассоциируется с пожилым возрастом, старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера. Но проблемы с памятью могут возникать и у молодых.
Исследования ученых показали, что молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет больше подвержены повседневным эпизодам забывчивости, чем пожилые. Молодежь часто забывает, какой сегодня день или куда они положили свои ключи. Почти всегда подобные проблемы с памятью возникают из-за нездорового образа жизни.
Также повышенный уровень стресса, плохое питание и недостаточное количество сна вносят свой вклад в проблемы с памятью. Но самую большую опасность представляют всевозможные гаджеты, к которым мы привязаны. Во-первых, мозгу нужна многозадачность, которую сейчас многие доверяют своим электронным устройствам. Без переключения внимания между различными видами деятельности происходят нарушения кратковременной памяти.
Во-вторых, большинство молодых людей привыкли спать со своими сотовыми телефонами под подушкой, что подвергает их мозг разрушительному воздействию электромагнитных полей. Излучение от смартфонов может вызвать значительные нарушения не только в памяти, но и повлечь за собой трудности при обучении, нарушать эмоциональную и стрессоустойчивость.
Временные провалы в памяти в молодом возрасте могут возникнуть при обезвоживании организма, при длительном стрессе, а также при низком уровне сахара в крови. Как правило, когда эти причины устраняются, то память может быть восстановлена с течением времени.
Важно! Если вас беспокоят незначительные проблемы с памятью, легкая забывчивость, то самое время обратить внимание на свой образ жизни, и выявить, какой фактор влияет на память. Отсутствие физической активности, недостаточная стимуляция мозга, плохой сон и скудное питание – все это может привести к ухудшению мозговых функций.
Чтобы исключить эти заболевания, следует обращаться к врачу при первых же тревожных симптомах , особенно если ухудшения памяти прогрессируют и не исчезают в течение длительного времени.
Пожилые люди часто жалуются на излишнюю забывчивость . Кто-то не может вспомнить название фильма, который смотрел вчера. Кто-то забывает дорогу домой или не помнит, зачем пошел в другую комнату. И эти проблемы обычно связывают с началом старческого слабоумия или болезнью Альцгеймера. К счастью, это не всегда так, и возрастные изменения памяти не всегда являются симптомом серьезных заболеваний.
Три физиологические причины возрастных ухудшений памяти:
Важно! Если потеря памяти становится настолько серьезной, что нарушает работу, хобби, семейные отношения или общественную деятельность, то это повод уделить более пристальное внимание этой проблеме и обратиться к врачу.
Серьезным сигналом также может служить полная потеря ориентации даже в знакомых местах, постоянные искажения слов или фраз, социально неадекватное поведение. Визит к врачу обязателен, если ухудшения памяти становятся достаточно заметными и серьезно влияют на вашу жизнь или на членов семьи. Даже если симптомы не сходятся с признаками слабоумия, лучше пройти тщательный медицинский осмотр, и заранее предотвратить возможные проблемы в будущем.
На осмотре врач задаст следующие вопросы:
Вести активную социальную жизнь. Люди, которые редко общаются с членами семьи и друзьями, имеют более высокий риск ухудшения памяти. Качественно проведенное время с другими людьми будет мощным «лекарством» для памяти, поэтому время от времени планируйте встречи с друзьями. На самой встрече не забудьте убрать свой телефон подальше, чтобы максимально улучшить качество общения.
Не курить. Курение повышает риск возникновения сосудистых заболеваний, которые могут вызвать инсульт или сужение артерий, доставляющих кислород к мозгу. Подробнее о вреде курения – .
Следить за питанием. Ешьте много фруктов и овощей, пейте зеленый чай – эти продукты богаты антиоксидантами, которые предохраняют клетки мозга от преждевременного старения. Также для памяти хороши продукты, богатые жирами омега-3 (тунец, лосось, форель, грецкие орехи и льняное семя).
Упражнять свой мозг и память. Так же, как физические упражнения незаменимы для здоровья тела, умственная активность заставляет мозг работать лучше и снижает риск возникновения различных ухудшений мыслительных процессов. Подберите такие упражнения для памяти, которые будут доставлять вам удовольствие. Если вы будете заниматься через силу, то желаемого эффекта это не принесет. Вот некоторые идеи для тренировки памяти и мозга:
Следующая статья.