Многие из нас осуждают раскрепощённых, уверенных в себе людей, хотя на самом деле желают быть похожими на них. Это неудивительно, поскольку подобные личности стремятся стать душой компании, они заряжают энергией и оставляют после ухода частичку себя. С другой стороны, не стеснительные люди кажутся самоуверенными и наглыми. Так или иначе, чтобы побороть застенчивость, нужно изучить все аспекты и составить грамотный план. Поговорим обо всём по порядку.
Следует помнить, что замкнутость - не порок. Молодые девушки гораздо привлекательнее тогда, когда у них на щеках появляется румянец, а голос слегка дрожит. Однако если подобная особенность мешает вам полноценно существовать, от неё необходимо избавляться.
Способ №1. Общайтесь с незнакомыми людьми
Способ №2. Найдите новых приятелей
Способ №3. Совершайте дерзкие поступки
Способ №4. Обретите уверенность в себе
Способ №5. Охарактеризуйте себя
Способ №6. Развивайтесь материально и духовно
Способ №7. Занимайтесь спортом
Способ №8. Радуйте своих близких
Выявите причины стеснительность, искорените их в короткие сроки. Постоянно работайте над собой, не останавливайтесь на достигнутом. Найдите пассивный доход, поднимайтесь по карьерной лестнице. Пересмотрите гардероб и свой образ в целом. Занимайтесь спортом, ищите новые круги знакомых, путешествуйте. Проявляйте инициативу в общении с друзьями, наладьте личную жизнь, радуйте близких людей.
Как часто в последнее время можно слышать о том, что кому-то поставлен диагноз «вегето-сосудистая дистония». Что же это за заболевание? Причиной является расстройство нейроэндокринной регуляции деятельности сердечнососудистой системы. К великому сожалению, симптомы заболевания многообразны. Сердцебиение, повышение или снижение артериального , бледность, потливость - это нарушения сердечнососудистой системы. Тошнота, отсутствие аппетита, трудности при глотании - сбои пищеварительной системы. Одышка, стеснение в груди - дыхательные нарушения. Все перечисленные расстройства - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативными системами. Но чаще всего дистония развивается при расстройстве сердечнососудистой деятельности. И способствуют этому нервно-психические истощения, острые и хронические инфекционные заболевания, недосыпания и переутомления.
Системные вегетативно-сосудистые дистонии протекают по гипер- и гипотензивному типу. Первый тип характеризуется небольшими и нечастыми подъемами артериального давления в пределах 140/90 мм рт. ст., быстрой утомляемостью, потливостью, учащением пульса и т. д.
Второй тип - гипотензивный. Артериальное давление характеризуется давлением 100/60 мм рт. ст., и в этом случае отмечаются головокружение, слабость, повышенная утомляемость, сонливость, склонность к обморочным состояниям.
Поскольку вегето-сосудистая дистония может наблюдаться в подростковом и юношеском возрастах, предупреждение этого заболевания надо начинать на ранних этапах. Это касается организации рационального режима труда и отдыха.
Вам поставили диагноз «вегето-сосудистая дистония»? Это не смертельно. Соблюдение всех назначений врача, режим, избежание психотравмирующих факторов благотворно влияют на процесс лечения. В одном ряду с медикаментозным лечением этого заболевания стоят и немедикаментозные: закаливающие процедуры, физиотерапия, бальнеотерапия, занятия некоторыми видами спорта, а также занятия физкультурой.
Очень хороший эффект достигается занятиями в бассейне. Но дозированная лечебная физкультура имеет не меньший эффект, поскольку повышает деятельность важнейших органов и систем, которые вовлечены в патологический процесс. Лечебная физкультура прекрасно повышает работоспособность, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны. Выполнять перекрестные движения прямыми руками перед собой. Повторять в течение 15-20 с. Следить за движениями рук. произвольное.
Упражнение 3. Исходное положение - лежа. Руки вперед. Мах правой ногой к левой руке. Вернуться в исходное положение. Проделать то же левой ногой. Повторить 6-8 раз. Смотреть на мысок ноги. Мах выполняется быстро.
Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. В руках баскетбольный мяч. Мах ногой - достать мяч. Повторить каждой ногой 6 раз.
Упражнение 5. Исходное положение - лежа на спине. В поднятой правой руке - теннисный мяч. Делать круговые по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Вернуться в исходное положение. Повторить левой рукой. Смотреть на мяч. Выполнять 10-15 секунд.
Упражнение 6. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Прямые ноги подняты слегка над полом. Делать перекрестные движения ногами, правая сверху, затем поменять ноги. Дыхание не задерживать. Смотреть на мысок ноги. Выполнять 10-15 секунд.
Упражнение 7. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Махи прямыми ногами поочередно. Амплитуда- высокая. Выполнять 10-15 секунд.
Упражнение 8. Исходное положение - сидя на полу. Махи ногами в стороны. Поочередно повторить 6-8 раз каждой ногой.
Упражнение 9. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо до упора. Вернуться в исходное положение. Сделать то же самое левой ногой. Движения делать медленно. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 10. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Слегка приподнять правую ногу и в воздухе очертить круг по часовой стрелке, затем против. Исходное положение. Повторить то же левой ногой. Каждой ногой повторить 6-8 раз.
Упражнение 11. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками - поднять обе ноги над полом и делать круговые движения в одну сторону, затем в другую. Выполнять 10-15 секунд.
Упражнение 12. Исходное положение - стоя. В руках гимнастическая палка. Поднять палку над головой - прогнуться в пояснице - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 8-10 раз.
Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Руки опущены, в руках гимнастическая палка. Присесть, палку поднять вверх над головой - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 14. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Руки в стороны - вдох, опустить - выдох. Повторить 8-10 раз.
Упражнение 15. Исходное положение - то же. Поднять руки на уровне плеч, в стороны. Делать круговые движения руками. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 16. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Поднимать попеременно руки. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 1. Передача мяча от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.
Упражнение 2. Передача мяча партнеру со спины из-за головы. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить каждой рукой 7-8 раз.
Упражнение 4. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повторить 7-8 раз.
Упражнение 5. Ударить мяч с силой об пол. Дать ему отскочить и постараться поймать одной рукой, затем другой. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 6. Броски теннисного мяча в стену с 5-8 м. Повторить 10-15 раз.
Упражнение 7. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной рукой с расстояния 3-5 м, затем двумя. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 8. Броски теннисного мяча по мишени. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 9. Исходное положение - сидя на стуле. Опустить голову (приняв позу эмбриона) и спокойно, глубоко подышать.
Параличи и парезы - следствие повреждения спинного мозга, которые возникают при травмах позвоночника. Наиболее частой причиной травм позвоночника бывают компрессионные переломы тел позвонков. При этом происходит вклинивание задней поверхности тел позвонков в передний отдел спинного мозга, что приводит к его сдавлению без разрушения мозгового вещества или с разрушением, вплоть до полного анатомического перерыва в результате внедрения костных фрагментов в вещество мозга. В зависимости от зоны повреждения спинного мозга поражаются либо верхние конечности, либо и верхние, и нижние одновременно, с параличом дыхательной мускулатуры и анестезией всего тела. При своевременном устранении сдавления, в отличие от анатомического перерыва, эти явления обратимы.
Мы не ставим себе задачу рассказать обо всех этапах лечения параличей и парезов, поскольку книга не является пособием для врачей. Один из этапов лечения и восстановления здоровья таких больных - лечебная гимнастика, которая является достаточно эффективным средством в предупреждении атрофии, укреплении и развитии мышечного аппарата. Подход к лечебной гимнастике для данной категории больных должен быть дифференцированным и ориентирован непосредственно на степень компенсации больного, вид паралича и сроки травмы. В зависимости от тяжести случая это бывает на 3-5-12-й день после травмы. Первые занятия гимнастикой у больного с переломом позвоночника поясничной или грудной области состоят из легких движений головой, руками и ногами и в обучении правильному дыханию. Все движения должны проводиться без резкого мускульного напряжения.
При выполнении упражнений в парализованных конечностях должны использоваться некоторые облегчающие положения, а также различные приспособления.
Хотим отметить, что в ранний период болезни занятия должны проводиться только с инструктором, поскольку такие больные нуждаются в постоянной помощи медработника. Затем в хронической и резидуальной стадиях больной должен работать сам. Мобилизующая гимнастика способствует улучшению всех общефизиологических процессов, следовательно, противопоказаний для ее выполнения мы не видим. Эта гимнастика необходима больному на всех этапах реабилитации.
Все упражнения выполняются лежа на спине.
Упражнение 1. Сильное втягивание воздуха с расширением грудной клетки. Продолжительный глубокий выдох. На выдохе живот втягивать, на вдох - выпячивать.
Упражнение 2. Сделать глубокий вдох, свести лопатки, расслабить лопатки - выдох.
Упражнение 3. Руки вдоль туловища. Скользить ладонями вдоль туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
Упражнение 4. Вдох - руки согнуть в локтевых суставах, выдох - разогнуть.
Упражнение 5. Ноги раздвинуть в стороны - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.
Упражнение 6. Поднять прямую правую ногу - вдох, вернуться в исходное положение - выдох, то же самое повторить левой ногой.
Упражнение 7. Согнуть правую ногу в колене и потянуть ее в сторону груди - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. То же самое повторить с левой ногой.
Упражнение 8. Развести руки в стороны - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.
Упражнение 9. Поднять руки вверх отвести за голову - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.
Упражнение 10. Правую руку согнуть в локте, подтянуть к плечу, левая прямая - вдох, левую согнуть, потянуть к плечу, правую разогнуть - выдох.
Упражнение 11. Поднять правую ногу и начертить в воздухе ногой круг - вдох, вернуться в исходное положение, повторить все левой ногой.
Упражнение 12. Считаем пальцы рук. Большим пальцем перебирать пальцы и считать. Упражнение выполнять сначала правой рукой, затем левой.
Упражнение 13. Перебирать пальцами так, словно играем на пианино или работаем на пишущей машинке.
Упражнение 14. Упереться на предплечья и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.
Упражнение 1. Поднять руки вверх- вдох, опустить - выдох.
Упражнение 2. Взять гантели. Сгибать и разгибать руки, держа гантели. Упражнение выполняется с усилием.
Упражнение 3. Поднять гантели, на вытянутых руках - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.
Упражнение 4. Опереться на плечевые суставы и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.
Упражнение 5. Поднимать и опускать ноги с помощью блока и тяги. Поднять ноги - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох.
Упражнение 6. Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с помощью блока и тяги.
Упражнение 7. Поворот корпуса тела в правую сторону с закидыванием ноги за левую ногу. Затем поворот корпуса влево с закидыванием левой ноги за правую.
Упражнение 8. Опора на предплечья. Прогибаться в грудном отделе («мостик»).
Упражнение 9. Движения руками. Имитировать движения стиля плавания «брасс».
Упражнение 10. Движение руками - имитация бокса.
Упражнение 11. Движения ногами - имитация плавания на спине.
Упражнение 12. Поднять ногу и в воздухе очертить круг носком ноги. Поменять положение ног.
Упражнение 13. Одну руку положить на грудь, другую - на живот. Вдох - надуть живот, выдох - втянуть.
Упражнение 14. В руках эспандер. Растягивать перед грудью. Растянуть - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.
Упражнение 15. Разводить и сводить локти заложенных за голову рук. Свести локти - вдох, развести - выдох.
Упражнение 16. Растягивать эспандер на вытянутых вперед руках.
Упражнение 17. Растягивать эспандер над головой.
Упражнения выполняются в медленном темпе. При плохом самочувствии не следует отменять занятия, необходимо просто снизить дозировку. Для выполнения пассивных упражнений используются блоки, гамачки, петли, для силовых упражнений - гантели, эспандеры. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, у ослабленных больных 10-12. Повтор упражнений от 3-4 раз до 5-7 раз.
Инсульт - это острое нарушение коронарного кровообращения. Это заболевание занимает третье место среди причин смертности. К сожалению, инсульт - очень тяжелое и крайне опасное сосудистое поражение центральной нервной системы. Вызвано оно нарушением мозгового кровообращения. Чаще других от этого заболевания страдают пожилые люди, хотя в последнее время эта болезнь стала настигать и молодых. Скачки артериального давления, избыточный вес, атеросклероз, переутомление, алкоголь и курение - все эти факторы могут вызвать спазм сосудов головного мозга.
Условно инсульт делится на инфаркт мозга и на кровоизлияние в мозг. Так, у молодых чаще всего бывает инфаркт мозга, т. е. геморрагический инсульт. Пожилых же настигает так называемый ишемический инсульт, который вызван нарушением кислородного обеспечения нервных клеток. Это заболевание отличается гораздо более тяжелым течением и более серьезными осложнениями.
Геморрагический инсульт - это осложнение гипертонической болезни. Возникает он, как правило, после напряженного трудового дня. Тошнота, рвота и сильная головная боль - первые признаки геморрагического инсульта. Симптомы возникают внезапно и стремительно нарастают. Изменяются речь, чувствительность и координация движений, пульс редкий и напряженный, возможно повышение температуры. Человек краснеет, выступает пот и возникает своего рода удар в голове. Потеря сознания - это уже инсульт. Из разорвавшегося сосуда кровь попадает в мозговую ткань, что чревато летальным исходом.
Внешние признаки геморрагического инсульта: усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое и громкое дыхание. Иногда может начаться рвота. Глазные яблоки иногда начинают отклоняться в пораженную сторону. Возможен паралич верхних и нижних конечностей на противоположной стороне от зоны поражения.
Ишемический инсульт развивается не так стремительно. Недомогания, которые могут наблюдаться в этот период у больного, могут длиться несколько дней. Удар чаще всего бывает либо ночью, либо под утро. И если ишемия не вызвана тромбом или атеросклеротической бляшкой (эмболом), которые могут быть принесены с током крови, то начало заболевания проходит достаточно спокойно. Больной может не терять сознание и, почувствовав ухудшение здоровья, обратиться к врачу. Признаки «удара»: лицо бледное, пульс мягкий и умеренно учащенный. Однако вскоре может наступить паралич конечностей с какой-либо стороны, что зависит от области поражения мозга.
Несмотря на такое спокойствие, последствия достаточно тяжелы. Участок мозга, лишенный крови, погибает и не может выполнять свои функции. А это в зависимости от того, какая часть головного мозга затронута, приводит к нарушению речи и памяти, координации движений и параличу, узнавания и даже немоте. Больной либо говорит отдельными словами и фразами, либо становится полностью немым.
Опытный врач по тем или иным симптомам может точно сказать, какой участок мозга поражен от инсульта, что дает возможность предопределить течение заболевания и возможный прогноз. Он заключает в себе три варианта: благоприятный, средний и неблагополучный. Утраченные функции и способности восстанавливаются - это первый случай. Течение болезни осложняется присоединившимися хроническими заболеваниями, что ухудшает и затягивает течение болезни, - это второй вариант. Третий вариант, как правило, ничего хорошего не сулит. Поражается большая площадь головного мозга или у больного возникают повторные удары. Вероятность повторных ударов очень велика и достигает 70%. Самыми критическими сутками после первого удара считаются 3-й, 7-е и 10-е.
Срочная госпитализация в специализированное неврологическое отделение - непременное условие при инсульте, поскольку при геморрагическом инсульте необходимо срочно снизить артериальное давление и уменьшить отек мозга, а при ишемическом инсульте необходимо взять под контроль свертываемость крови.
Своевременное оказание медицинской помощи, внимание, связанное с общим уходом за больным, занятия лечебно-восстановительной гимнастикой - вот возможности вернуть больного к жизни. Не последнюю роль в победе инсульта играет осознание больным своего теперешнего состояния. Отрицательные эмоции не пойдут на пользу и могут привести к повторному удару, поэтому сосредоточьтесь на восстановлении здоровья. Ваша цель - вернуть подвижность конечностям. Все в совокупности поможет вам восстановить здоровье.
Является важным действенным методом реабилитации, поскольку воздействует на различные системы организма: сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную. Она также является эффективным методом в восстановительном периоде.
Лечебная гимнастика при инсульте - это, собственно, физические упражнения, воздействующие на двигательные и чувствительные функции. Не последнее место в реабилитации занимает дыхательная гимнастика. Ее задачи - улучшение легочной вентиляции и тренировка внешнего дыхания.
Дыхательная гимнастика проводится по 3-6 мин 8-12 раз в сутки. Необходимо глубоко и равномерно дышать. Если есть мокрота, ее нужно обязательно откашливать. Дыхательные упражнения применяются с удлиненным вдохом и выдохом (диафрагмальное дыхание).
В двигательный комплекс упражнений включаются упражнения для мелких и средних мышечных групп рук и ног, а также движения в плечевом поясе. При тяжелых нарушениях сердечнососудистой системы и неустойчивом артериальном давлении, а также аритмиях, которые сопровождаются сердечной недостаточностью, не рекомендуется активная дыхательная гимнастика.
На ранних периодах болезни и при недостаточной активности больного используются пассивные дыхательные упражнения, которые осуществляет инструктор лечебной физкультуры.
Инструктор стоит сбоку от больного. Его руки расположены на грудной клетке больного, во время выдоха пациента он вибрирующим движением начинает сдавливать ему грудную клетку и подстраивается под дыхание больного, тем самым активизирует выдох. Степень воздействия на грудную клетку усиливается с каждым выдохом. Через каждые 2-3 дыхательных движения положение рук медработника на теле больного меняется. Это позволяет усилить раздражение дыхательного аппарата. Руки попеременно располагаются на различных участках грудной клетки и живота. Количество форсированных дыхательных упражнений составляет 6-7, потом больной совершает 4-5 обычных циклов. Затем вновь повторяется дыхательное упражнение. Для достижения большего эффекта от дыхательной гимнастики желательно ее проводить 5-6 раз в сутки. Продолжительность по времени 10-15 минут.
В более позднем периоде пациент принимает активное участие в выполнении дыхательных упражнений с сочетанием полупассивных и активных движений верхних и нижних конечностей. Для того чтобы правильно делать дыхательную гимнастику, ее надо контролировать. Руки нужно положить одну на грудь, другую на живот. Вдох делаем спокойно и плавно.
Упражнение 1. Вдох сделать так, чтобы ощутить, как поднимается живот. Рука же, находящаяся на груди, должна оставаться неподвижной. Это говорит о том, что грудное дыхание отсутствует. Выдох делать полнее, так, чтобы живот как бы втянулся.
Упражнение 2. Вдох - грудная клетка поднялась, вместе с ней и рука. Живот не поднимается. Это говорит о том, что брюшного дыхания нет. Упражнение выполняется спокойно и медленно.
Упражнение 3. Вдох делать брюшным дыханием, а затем продолжать дышать грудью. Наполнить грудную клетку как бы до отказа. Выдох начинать животом, затем следует грудной выдох. Это упражнение называется «полное дыхание».
Упражнение 4. Делать вдох со значительным напряжением всех дыхательных мышц. Затем делать 2 спокойных вдоха и выдоха.
Упражнение 5. Повторить упражнение 4.
Освоив дыхательные упражнения, вы поможете себе и своему организму тем, что вы проводите своеобразную вентиляцию легких. Тем самым уменьшается вероятность возникновения пневмонии, застойных явлений в легких и бронхах.
При двигательном дефиците - парезе - необходимо начинать с упражнений в первую очередь на преодоление сопротивления движению. Благодаря регулярным занятиям пораженные конечности будут приобретать большую подвижность. При этом вы не только вернете подвижность конечностям, но и укрепите их. Огромное психологическое значение для больного имеет возможность видеть, как с помощью простых, но целенаправленных и обдуманных приемов достигается желаемый эффект при малой затрате сил.
Упражнение 1. Здоровой рукой - большим и указательным пальцем - сжать кисть другой руки. По команде инструктора делать ступенчатые усилия «слабо, чуть сильнее, еще, совсем сильно, максимально».
Упражнение 2. Затем постепенно обучать больного удерживать ломтик хлеба, расческу и другие мелкие бытовые предметы.
Упражнение 3. Вращение телефонного диска, взбивание мыльной пены, помешивание ложкой в стакане приближают больного к выполнению знакомых и важных навыков.
Кроме таких упражнений, желательно под присмотром и с помощью инструктора выполнять двигательные упражнения.
Все упражнения выполняются из положения лежа.
Упражнение 1. Движение кистями рук, не отрывая руки от постели. Поднять кисть, опустить кисть. Если больной рукой невозможно выполнять движения, то требуется помощь инструктора. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 2. Круговые движения кистями. Выполнение упражнения проводится в медленном темпе.
Упражнение 3. Лежа сгибать и разгибать пальцы ног. Стараться делать это последовательно, т. е. сгибание начинать от мизинца. При разгибании пальцы стараться растопырить (полезна помощь инструктора или родственников).
Упражнение 4. Стопы ног тянуть на себя. Возвратиться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 5. Поворачивать стопы в стороны: влево - вернуться в исходное положение, затем вправо, и наоборот.
Упражнение 6. Не отрывая голову от подушки, поворачивать ее вправо и влево. Амплитуда движения зависит от степени поражения.
Упражнение 7. Лежа на постели, кисти рук положить ладонями вверх. Сгибать пальцы рук, стараясь сделать кулачок. Сжать, разжать.
Упражнение 8. Кисти рук лежат на постели. Пальцы сомкнуты. Развести пальцы, свести пальцы.
Упражнение 9. Кисти рук лежат на постели. Сводить пальцы в кулачок одной руки, вторая лежит спокойно. Потом поменять руки (на больной конечности движения помогают делать инструктор или родственники).
Упражнение 10. Сгибание и разгибание ног в коленном суставе. Темп медленный.
Упражнение 11. В руку пациенту дать теннисный мяч. Сжимать мяч. Здоровой рукой делать больше повторов, больной рукой - по возможности.
Простые и привычные для нас бытовые действия достаточно сложны для больного. Самый трудный период - ранние стадии восстановления. Но для того, чтобы больной обучился, ему требуется помощь не только медицинского персонала, но и активная помощь родственников.
Поскольку нарушена координация движений, среди упражнений на повышение согласованности действий между двумя и более мышечными группами должны быть упражнения на тренировку равновесия в положении стоя и при ходьбе. При небольших и средних поражениях в вертикальное положение больных переводят с 5-7-го дня.
Как только больной был поставлен на ноги, нужно приступать к обучению правильной ходьбе. Для этого его обучают сгибать голень. Методист сидит рядом с больным на скамеечке и помогает ему фиксировать бедро, создает для него упор. Как только больной овладел этим, его обучают вынесению бедра вперед с одновременным разгибанием голени при тыльном сгибании стопы.
В этот же период больного обучают меткости и согласованности действий руками.
Упражнение 1. Укол иголкой. Повторить 6-8 раз одной рукой, затем другой (если больной не в состоянии захватить иголку пораженной рукой, необходима помощь инструктора или родственников).
Упражнение 2. Дать пациенту ножницы. По команде он должен переложить их из руки в руку. Темп медленный.
Упражнение 3. У пациента в руках ручка. По команде инструктора он должен попытаться зафиксировать положение ручки, как для письма.
Упражнение 4. Больной складывает ладони лодочкой. Инструктор слегка кидает ему теннисный мяч. Пациент старается передать мяч инструктору больной рукой (если не получается, мяч передается здоровой).
Упражнение 5. Исходное положение - сидя на кровати. Согнуть одну ногу в колене, затем другую.
Упражнение 6. Исходное положение - сидя на кровати. Ноги не отрывать от пола, поднять носки, опустить. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 7. Исходное положение - сидя на кровати. Руки согнуть в локтях, разогнуть. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях (с упором локтей на постель). Поворот сомкнутых кистей к себе ладонью, от себя. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 9. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в таком же положении, как и в предыдущем упражнении. Делаем кулачок одной рукой, затем другой. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 10. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в положении упражнения 8. Кисти рук согнуть (изобразить «уточку»). Повернуть кисти рук от себя, к себе. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 11. Исходное положение - лежа. Руки в положении упражнения 8. Делать круговые движения руками. Локти неподвижны, упираются в кровать.
Упражнение 12. Исходное положение - лежа. Ноги согнуть в коленях. Руки вдоль туловища. Одну ногу положить на согнутое колено другой ноги. Сгибать и разгибать голень «висящей» ноги. Повторить 3-4 раза. Затем менять положение ног.
Упражнение 13. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор подкатывает мяч к ноге пациента. Он должен оттолкнуть его от себя.
Упражнение 14. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор кладет спичечный коробок на пол перед пациентом. Поднять ногу чуть выше коробка и как бы перешагнуть через него. Выполнять одной ногой, затем менять положение ног.
Упражнение 9. Исходное положение - сидя на кровати. Пациент перекатывает круглый брусок стопой ноги.
Двигательные навыки самообслуживания - это одна из важнейших задач в реабилитации. Поэтому им необходимо обучать больного с помощью упражнений специального характера. Эффективность достигается последовательностью упражнений, переходя от простых к сложным и постепенно наращивая нагрузки.
Очень эффективными в реабилитации больного являются детские игры с мячом, где присутствуют упражнений с отскоком мяча от стены, от пола, броски вверх и элементы футбола. Все эти упражнения помогают восстановить движения в суставах и силу мышц.
Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле или кровати. Руки на коленях. Наклоны головы вперед и назад. Движения нерезкие. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 2. Исходное положение - то же. Наклоны головы в стороны. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 3. Исходное положение - то же. Поднять руки перед собой и потрясти кистями рук. Затем согнуть руки в локтях и потрясти ими.
Упражнение 4. Исходное положение - то же. Руки вытянуты перед собой. Кулаки сжать, разжать. Пальцы раздвигать как можно шире. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 5. Исходное положение - сидя на стуле. Обхватить ногу под коленом и поднять ее с помощью рук. Повторить то же с другой ногой. Повтор 3-4 раза.
Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле. Вытянуть руки перед собой и слегка наклониться вперед. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. Исходное положение - сидя на стуле. Руки согнуть в локтях, кисти положить на плечи. Потянуть локти друг на друга.
Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях. Ладони повернуты к лицу пациента. Опустить руки, ладони повернуть от себя. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 9. Исходное положение - лежа. Руки вдоль тела. Согнуть одну руку в локте и достать кистями рук плечо. Поменять положение рук. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 10. Исходное положение - сидя на стуле. Поднять ноги над полом и сделать перекрестные движения ногами. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 12. Исходное положение - лежа на кровати. Стопу одной ноги тянуть на себя, вторую тянуть от себя. Повторить со сменой ног 3-4 раза.
Упражнение 13. Исходное положение - сидя на стуле. Руки на коленях. Наклонить туловище вправо, затем влево. При смене положения возвращаться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 14. Исходное положение - сидя. Руки на поясе. Повернуться корпусом влево, вернуться в исходное положение, затем повернуться вправо. Повторить 4-6 раз.
Темп выполнения медленный. Если испытываете дискомфорт при выполнении, упражнение не выполняйте или выполняйте с меньшей амплитудой движений.
Человек это социальное существо. Потребность в дружбе и любви существует у всех, но стеснительность мешает ее удовлетворить. Чтобы разобраться, как избавиться от стеснительности, нужно выявить причины этого явления. После этого можно будет ее побороть и полноценно общаться с людьми.
Стеснительность это черта характера, возникающая у людей в процессе неправильного воспитания. Безразличие со стороны родителей, либо излишняя опека деформируют психику ребенка. Застенчивость может развиться и у детей, родители которых при воспитании постоянно заостряли внимание на их склонности стесняться общества других людей. В самые ранние годы развития формируются шаблоны поведения, избавиться от которых можно лишь упорными тренировками. Но жизнь без стеснительности того стоит.
Зажатость можно побороть только общением. Но чем больше человек стесняется, тем труднее ему это сделать. Выходит замкнутый круг, от которого трудно избавиться прошедшим неправильную социализацию.
Важно! В крайних случаях стеснительность перерастает в полноценную социофобию – страх социальных взаимодействий. При социофобии помогает только длительная работа с психотерапевтом, избавиться от стеснительности в запущенных случаях получается только за несколько лет.
Иногда скованность в поведении возникает из-за желания нравиться всем людям сразу. Стеснительность прививается неосознанно. Ребенку в процессе воспитания могут внушить, что скромность – это благо. Избавиться от стеснительности мешает отсутствие осознания того, что служит ее источником. Робость в таком случае даже не воспринимается негативно. Излишняя вежливость перерастает в стеснительность.
Проявления скованности часто возникают при общении с противоположным полом. Это происходит от недостаточного опыта общения, а так же от неправильно пройденной социализации. В идеале дети еще в школьном возрасте учатся взаимодействовать с другим полом и строить романтические отношения, они не испытывают стеснительность в дальнейшем. Но не всем это удается.
Девушки особенно часто испытывают стеснительность, когда общаются с парнем, который им нравится. Чувство неловкости при общении сопровождается глупым поведением, которое отталкивает понравившегося человека. Чем больше негативного опыта, тем больше стеснительности испытывает человек в дальнейшем, и тем труднее от нее избавиться.
Стеснение почти всегда сопровождается заниженной самооценкой. Чтобы побороть первое, нужно обязательно избавиться от второго. Неправильное восприятие себя развивается в процессе воспитания родителями. Если ребенка излишне ругать и отчитывать за каждую мелочь, у него развивается комплекс вины, мешающий избавиться от стеснительности. В зрелом возрасте он излишне погружается в себя, обдумывая каждый поступок на предмет того, понравится ли это другим людям. Избавиться от заниженной, но стать не стеснительным человеком по-другому нельзя.
В голове у каждого человека есть определенный образ, который понимается, как воспринимаемая другими социальная оболочка. У людей с нормальной самооценкой этот образ воспринимается скорее позитивно, им легко избавиться от страха общения. Они понимают и принимают свои недостатки, но не относятся к себе слишком критично. У людей с хорошей самооценкой есть понимание того, что каждый человек в чем-то неидеален и избавиться от всех недостатков нельзя, но они не испытывают стеснительности, как люди с плохой самооценкой.
Первая по популярности причина неуверенности в себе, от которой нужно избавиться – критичное отношение к собственному внешнему виду. Первое впечатление о человеке складывается из его внешних данных. Избавиться от плохого первого впечатления почти невозможно. Неудачный опыт в знакомствах и общении усугубляет стеснительность. В процессе общения оно может поменяться, но хорошо выглядящим людям гораздо проще располагать к себе людей. Видя хорошее отношение к себе, они заранее избавляются от стыдливости, становятся более раскованными.
Поэтому займитесь собой:
Социальные взаимодействия требуют наличия определенных навыков. В общении с незнакомыми людьми это заметно больше всего. Нужно не только избавиться от плохой самооценки, но и приобрести навык общения. Когда человек общается с узким кругом близких людей, социальные барьеры стираются. Раз навсегда решили покончить с робостью, больше общайтесь. Избавиться от стеснительности можно в несколько этапов. Не обращайте внимание на ошибки на первых порах, они – необходимый опыт, чтобы избавиться от социальной неловкости.
Старайтесь быть интересной личностью для собеседников, ищите точки соприкосновения, чтобы избавиться от неловкости. Стеснительность притупляется при наличии общих интересов. Если вы боитесь подойти к малознакомому человеку и начать диалог, используйте площадки для нахождения случайных собеседников в интернете, чтобы избавиться от страха оставить плохое впечатление и стеснительности. Вы не будете испытывать смущения, если зайдете в анонимный чат, где ваша личность никому не известна, а избавиться от неприятного собеседника можно одним кликом.
Первое упражнение состоит в том, чтобы избавиться от стеснительности при нахождении в общественных местах и коротком взаимодействии со случайными прохожими. Ходите в людных местах и спрашивайте у случайных людей, как пройти в определенное место. Либо задавайте им аналогичные вопросы, не принуждающие вас к дальнейшему общению, это поможет избавиться от страха инициативы в общении. Перебороть свой страх общения будет проще, поскольку вы знаете, что человек вас не запомнит и не будет настаивать на продолжении общения, а от навязчивых людей будет легко избавиться.
Импровизируйте наедине с собой, чтобы избавиться плохого навыка общения. Способность вываливать на собеседника словесный поток не дается нам от рождения, как и стеснительность. Оставшись одни дома, попробуйте просто говорить вслух абсолютно все, что приходит вам в голову. Нужно избавиться от стеснительности перед самим собой. Проводя за такой тренировкой 15-20 минут в день, будьте уверены, что уже через несколько месяцев для вас не составит сложности подобрать тему при общении с кем-то. Осознанное умение красиво говорить лишит стеснительности, потому что вы будете уверены, что интересны собеседникам.
Читайте больше книг, чтобы избавиться от стеснительности. Развитая речь привлекает собеседников. Художественная литература развивает способность красиво и лаконично выражать свои мысли. Старайтесь читать книги, наполненные юмором, чтобы избавиться от излишней сухости в общении. Шутки и смех разряжают атмосферу общения и помогают убрать стеснительность.
Чтобы избавиться от стеснительности и развить речь, отлично подойдет просмотр чужих публичных преступлений. Наблюдая за людьми, мы невольно перенимаем их манеру общения, это помогает избавиться от скудной речи. Если вы будете смотреть лекции и выступления харизматичных людей, не испытывающих стеснительность, часть их харизмы передастся вам. Чтобы избавиться от стеснительности, нужно смотреть выступления людей, которые сами производят на вас сильное впечатление.
Застенчивых людей много. И они тоже объединяются в сообщества. Их можно найти не только в интернете, но и в реальной жизни. В большинстве городов этими сообществами организовываются тренинг или встреча, на которых можно отработать навыки общения с людьми, точно так же страдающими от стеснения. Они тоже ищут способ, как избавиться от стеснительности, найти общий язык будет проще. Только не думайте, что посещение таких мероприятий автоматически сделает вас уверенным в себе человеком. Избавляются от робости постепенно. Придется посетить много публичных мест, прежде чем ваши страхи окончательно рассеются.
Одно дело – преодолеть стеснительность, чтобы найти друзей. Другое – чтобы найти вторую половинку и начать романтические отношения. У многих нет никакого страха при общении с людьми своего пола, но как только дело касается общения с противоположным полом, начинаются стеснительность и зацикливание на собственных страхах. Для стеснительности при общении с противоположным полом даже придуман психологический термин – любовная застенчивость. Самый действенный способ от нее избавиться – психотерапия.
Феномен любовной застенчивости имеет глубинные причины в психическом развитии человека и его генах. Однако это не значит, что нельзя избавиться от стеснительности перед понравившимся человеком. Желательно посещать психотерапевта и выполнять данные им упражнения. Но если вы не обладатель патологической скромности при общении с другим полом, можно избавиться от стеснительности собственными силами.
Перед парнем или девушкой старайтесь вести себя максимально естественно, не старайтесь намеренно избавиться от проявлений стеснительности. Не пытайтесь создать определенный образ, чтобы влюбить человека в него. Если вам предстоят длительные отношения, образ все равно будет раскрыт, лучше избавиться от желания понравиться любой ценой. Лучше всего, если человек полюбит именно вас.При развитии отношений стеснительности будет все меньше. Хорошие любовные отношения помогают избавиться от нее.
Помните! Остальные люди тоже обладают значительными недостатками. Дейл Карнеги советовал при публичных выступлениях представлять, что все зрители, перед которыми вы выступаете, должны вам крупную сумму денег. Изначально поставив себя немного выше другого человека, общаться с ним будет гораздо проще, стеснительность пропадет от осознания собственного превосходства. Так же это помогает побороть неловкость на первых порах, сопровождающуюся неуместными словами и жестами.
Существует стереотип, касающийся того, что девушка должна быть скромной. Девочкам с раннего детства прививают чувство стыдливости за себя при общении с мальчиками. Во взрослом возрасте им очень трудно справиться со стеснительностью. Девушкам следует помнить, что парни тоже переживают при общении с понравившимся человеком. Каждый парень переживает за свою внешность и манеры, когда начинает диалог с красивой девушкой. Держите это в голове и вам будет проще справиться со стеснением.
Ощущение зажатости при общении возникает от сниженной самооценки. Человек, испытывающий сложности с общением, предъявляет завышенные требования к себе. Избавится от скованности тот, кто научится принимать себя вместе со своими недостатками, а так же не будет ставить себя ниже других людей. Чтобы этого достичь, нужно потратить много времени на практику, в которой от коротких разговоров вы перейдете к построению дружеских и любовных отношений.
Привет всем, кто боится звонить, знакомиться с новыми людьми, танцевать в толпе, возвращать товар в магазин, просить водителя маршрутки остановить в нужном вам месте и т.д. Каждый шаг в социуме, который вам приходится делать, ведет к тому, что вы переступаете через себя? Скованность убивает мечты, мешает нормальной жизни человека, влияет на поведение в обществе, поэтому вы должны понять, как побороть стеснительность и неуверенность в себе.
Он будет готов убрать из своей жизни всех друзей, лишь бы меньше переживать стресс общения. Он полностью теряется в простых бытовых ситуациях, таких как звонки по телефону или общение с продавцами-консультантами.
С каждым разом ситуация становится только хуже, ведь каждое действие, которое вам не удается реализовать в общении, ‒ это маленький удар по вашей самооценке, шаг к еще большей замкнутости. Вы уже не можете понять, как избавиться от стеснительности и зажатости. Внутренний самоед, который живет в стеснительном человеке, полностью уничтожает вашу уверенность в себе. В таком состоянии преодолеть себя ‒ практически подвиг.
Если вы хотите выйти из состояния стеснительности, нужно сделать целое множество шагов. Когда вы начинаете преодолевать себя, решать, как бороться со стеснительностью, хотя бы просто продумывать свои действия, вам становится легче. Раз за разом без шагов назад вы будете двигаться к свободному существованию, в котором можно будет отбросить излишнюю скромность. Ведь в нашем случае она действительно лишняя, просто потому, что мешает жить!
Упражнение 1. В течение дня улыбнуться 20 незнакомым людям на улице, смотря им в глаза и не прячась от них. Возможно, вначале это будет довольно сложно, но такое упражнение поможет постепенно влиться в общество. Вы покажете себе, что мир вокруг не пытается вас обидеть, он довольно позитивен и тоже готов делиться теплом.
Упражнение 2. В течение дня несколько раз спросите у людей на улице, который час. Не выбирайте подходящих вам людей, старайтесь охватить как можно больше категорий: и бабушек, и школьников, и молодых девушек, и мужчин. Спросите раз 15, пока не почувствуете уверенность в себе. Если задание хорошо выполняется, можно его усложнить. В таком случае человек должен постараться переспросить, как будто он не услышал ответ. Это помогает понять, что люди не откажут в такой простой помощи, они адекватно относятся к вопросам, они позитивно настроены по отношению к вам. Да даже если прохожий откажется, ничего страшного или глупого в этом нет.
Упражнение 3. Попробуйте что-то «вывернуть» в своем образе, например, одежду. Пойдите на стандартную встречу в свитере «наизнанку» и посмотрите, обратят ли ваши знакомые на такие изменения. Это поможет вам осознать, что люди не настолько придирчивы к вашему внешнему виду, насколько вы думаете. Возможно, они даже не сразу заметят изъян.
Внешний вид не разрушит ваши отношения, это действительно не самое страшное, что может случиться в вашей жизни. Вы ‒ значимее, чем ваша одежда или ваш образ. Нужно разделить мнения о вас и вашу сущность. Если вам сложно, начните с какой-то незаметной вещи гардероба, например, разных носков на ногах или майке «наизнанку».
Упражнение 4. Направьте свои стопы в парикмахерскую и попросите мастера предложить вам новый образ. Задавайте как можно больше вопросов, предлагайте свои идеи и, главное, не бойтесь отказаться от услуги под предлогом того, что вам нужно подумать. Обойдите несколько салонов, чтобы отработать до автоматизма такую ситуацию. Говорить нужно четко, громко, уверенно. Для закрепления результата, обойдите 5-6 салонов. А в качестве поощрения можете сделать стрижку там, где вам действительно понравилось!
Упражнение 5. Купите вещь в магазине, а потом верните ее. Вы действительно можете сделать это по закону! И нужно поднабраться твердости в голосе, чтобы избавиться от вещи, которую вы передумали носить. Продавец будет уговаривать вас оставить вещь себе, но стойте на своем и будьте уверены! Обойдите 4-5 магазинов, чтобы справиться со своей скованностью.
Привет, с вами, как всегда, Павел Ямб!
Поговорим мы сегодня про еще одну черту характера, которая мешает нам достигать успеха – застенчивость. Она присуща некоторым людям, в разных ситуациях ее ощущают и те, кто вообще не страдают излишней скромностью. Попытаемся разобраться, чем она может мешать в достижении желаемого успеха и как избавиться от застенчивости.
Застенчивым называют человека, который тушуется в шумных компаниях, перед другими людьми, не может настоять на своем. Однако все ли из этого относится к такой черте характера, как застенчивость?
Шумные компании не любит и интроверт, однако далеко не всякий интроверт застенчив.
Иногда этим понятием прикрывают элементарное неумение себя вести в той или иной среде. Оно и понятно: мало-мальски наблюдательный дикарь, попавший на бал высшего света, обратит внимание, что в этой компании как-то не принято шумно обгладывать косточки и вытирать жирные руки об одежду соседа. Понимающий дикарь станет тих и задумчив, чтобы не нарушить ненароком какое-то правило. Будет ли это означать, что он застенчив?
Нервозность в деловых отношениях может порождаться мыслью, что не готов, некомпетентен, не знает чего-то – это тоже часто путают со скромностью и застенчивостью.
Воспитанный человек не станет доказывать свою правоту на повышенных тонах – если со стороны кажется, что он уступает, то иногда это совсем не так.
А аккуратное самовыражение в новой обстановке – это скорее норма, нежели отклонение, и свойственна она даже не самым большим скромняшкам.
Поэтому давайте разберемся, какие черты присущи действительно застенчивым людям.
Итак, застенчивый человек:
Если круг близких, с которыми человек ведет себя естественно, начинается от 0 и останавливается в районе 2-х, тогда уже точно можно говорить про застенчивость.
Если застенчивость мешает жить, достигать поставленных целей и успеха, значит, пора с этим что-то делать.
Вы можете быть замечательным специалистом и иметь оригинальные идеи, однако если не решитесь донести их до остальных людей и добиться понимания, эти идеи останутся фантазиями.
Говорят, что застенчивые чаще страдают от третирования – это не всегда так. Часто застенчивых людей любят опекать. Но можно точно сказать, что их мнение не будет иметь веса, к ним не будут прислушиваться. Поэтому, если вы считаете, что ваши идеи достойны внимания и реализации, то наверняка задаетесь вопросом: как избавиться от застенчивости?
Не нужно думать, что ваш случай самый тяжелый и единственный в своем роде. Застенчивость преодолевали и преодолевает огромное количество людей, даже тех, которые сыграли огромную роль в истории.
Первоначально Линкольн был очень неловок, и казалось, что ему очень трудно приспособиться к обстановке. Некоторое время он боролся с явной робостью и волнением, и это усиливало его неловкость. Когда он начинал говорить, его голос звучал резко, пронзительно, неприятно. Его манера держаться, его осанка, странные позы, неуверенные движения - все, казалось, было против него, но лишь на короткое время. Через несколько минут к нему возвращались самообладание, искренность, теплота, сосредоточенность, и начиналось его подлинная речь.
Адвокат Герндон
Часто стеснительный человек, попадая в непривычную и некомфортную для себя роль, ведет себя нелепо. Ладно, если это в неформальной компании, а вот если в более серьезных деловых переговорах и отношениях? Пытаясь сымитировать уверенность, такой стесняшка может вести себя излишне жестко, вызывающе, раздражаться – но не на коллег или собеседников, а просто потому, что чувствует себя в такой роли неуверенно.
Потому если уж жизнь ставит перед вами задачи измениться, то давайте делать это вовремя.
Хотите быть успешными и естественными? Хотите, чтобы вас слушали и воспринимали ваши идеи? Давайте обсудим вместе, как навсегда избавиться от застенчивости.
Чаще всего застенчивость закладывается с самого детства. Неумение реагировать на встречу с новым человеком, возможный испуг, неудача – стишки на стульчике читали многие, а кто-то с них и падал. А может быть родители своей оценкой ваших успехов помогли укрепиться неуверенности?
Очень часто родительские завышенные ожидания закрепляют в подсознании недостижимый идеал, которому якобы ребенок должен соответствовать. С возрастом эта реакция укрепляется и превращается в болезненную реакцию на окружающий мир. Возможно, разговор с психологом поможет выявить корни проблемы – осознав «пусковой механизм» часто удается избавиться от стеснительности и застенчивости.
Не нужно ждать от окружающих подвоха и додумывать что-то. Для каждого человека больше всего важен только он сам. Человек играет свою роль, беспрерывно глядя на себя как критик и зритель, считывая с окружающих, насколько ему удается игра. Поэтому если кто-то не отнесся с полным вниманием к вашей шутке, рассеянно кивнул и умчался, то это возможно не потому, что с вами что-то не так. Просто в голове у человека свой план действий, в который не входила ваша шутка, вот и все.
Застенчивый человек так зациклен на собственных ощущениях, недостатках, вслушивании в свой внутренний дискомфорт, что забывает: он среди таких же людей, которые, возможно, меньше проявляют стеснительность, однако наверняка кто-то ее испытывает. Поэтому наблюдение за окружающими может помочь отключиться от собственных – и часто надуманных – недостатков.
Вот тот парень смешно шмыгает носом – не потому ли, что так выражается его стеснительность? А эта девушка постоянно кидает взгляд на себя в зеркало – явно не от большой уверенности в себе.
Кроме того, можно смотреть на тех, кто держится непринужденно – что им помогает чувствовать себя естественно? Почему бы не взять у них несколько заочных уроков раскрепощенного поведения?
Но я бы не советовал спешить повторять за кем-то, так как вы – не он. Примерьте на себя такое поведение: вам будет комфортно вести себя так расковано и даже нагловато? Или же такая манера вызывает у вас неприятие?
Не нужно пытаться стать кем-то другим, лучше всего быть собой-настоящим. Тем, кто напевает песенки в душе и возможно талантливо пародирует какого-нибудь известного актера.
Очень часто молодые и стеснительные люди стремятся подражать раскованным или даже развязным. А стоило бы помнить: далеко не все девушки любят хамоватое поведение. Есть и такие, которые оценят скромность и вежливость.
Далеко не каждый парень кинется за красоткой, навязчиво демонстрирующей свою неотразимость. Иногда девушка, спокойно сидящая у стенки, заинтересует гораздо больше.
Важно то, что вы сделаете потом. Растеряетесь ли, не зная, куда девать руки и ноги? Решите, что молодой человек ошибся и принял вас не за ту?
Поэтому, важно не забывать: в конечном итоге играет роль не показное поведение, а умение быть естественным и приятным в общении. Иногда наши, казалось бы, недостатки при должной обработке могут стать достоинствами.
А теперь советы, которые помогут избавиться от причин, усиливающих неуверенность и застенчивость.
Это не единственные советы по избавлению от застенчивости и скованности, которые могут быть вам полезны. Вы можете найти множество разнообразных методов. Главное в них – практика. Только с помощью применения в жизни этих советов, вы сможете увидеть, насколько успешно изменяете себя.
Так что дерзайте: практикуйтесь, накапливайте положительный опыт – и скоро вы будете смеяться над мыслью, что когда-то были столь стеснительны.