Проект на тему: Как достичь успеха? Наша технология. Кеннеди Дэн Как преуспеть в бизнесе нарушая все правила. Джон Максвелл Как мыслят преуспевающие люди, или мыслите, чтобы измениться

28.03.2019

«Как достичь успеха? Наша технология»

Окончание первого полугодия. В мой кабинет заходит женщина и с встревоженными глазами, просит принять мальчика в 6 класс. Проживают они не на территории, закреплённой за нашей образовательной организацией, в 16 км от нашего села. Из рассказа мамы выяснилось, что у мальчика проблемы с успеваемостью по русскому уязыку, даже, скорее всего проблемы с учителем. Точнее, непонимание и неприятие со стороны учителя. Это подтвердилось и из беседы с администрацией той школы, где учился мальчик.

И вот, закончилась третья четверть, мальчик вполне успешно адаптировался, и получил удовлетворительные результаты по итогам четверти. И это не потому, что в нашей школе заниженные требования. Случай для нас неединичный…

География школы за последнее время значительно расширилась. Мы находимся в 10 км от районного центра г.Советска. Из 13 населённых пунктов дети спешат к нам на уроки, преодолевая расстояние от 2 до 20 км. В 7 населённых пунктах есть свои щколы! Ездят на рейсовых автобусах, возят родители. Школьный автобус подвозит только из тех сёл и деревень, где нет школ. В чём же дело? Почему ни детей, ни родителей не пугают проблемы с ежедневной доставкой? Почему они готовы раньше вставать, тратить средства и время на дорогу? Ответ прост: детям нравится учиться в нашей школе, а родители спокойны за обучение детей. 97 процента родителей полностью удовлетворены услугами, оказываемыми нашей образовательной организацией.

В чём же дело? А причиной всему служит благоприятный микроклимат в школе, на основе которого и строится весь образовательный процесс. Кажется, как просто! Но это лишь на первый взгляд. 110 обучающихся, 44 сотрудника. Потребовалось немало сил и времени, чтобы в коллективе сформировалась атмосфера тепла, взаимопонимания, толерантности, доверия. Не побоюсь сказать – атмосфера успеха, радости, удовлетворённости. Нужно было сделать так, чтобы нам всем хотелось идти в школу.

С чего начать? Коллектив! Именно педагоги и сотрудники школы способны обеспечить необходимые для благоприятного микроклимата условия. В истории Ильинской школы глубоко заложены традиции преемственности. Я сама выпускница этой школы. После окончания педагогического ВУЗа вернулась в родные стены. В этой школе работала, моя мама, моя бабушка, мои тёти и дяди, (стаж нашей династии более 300 лет). Как я могла идти на работу без любви и огромного желания! Вот и сейчас в коллективе из 21 педагога 12 – выпускники нашей школы. Значит это люди неслучайные. Среди них уже немало моих учеников. И я вижу, как они так же тепло относятся к школе – второму дому. К слову сказать, в настоящий момент 6 выпускников получают профессию «учитель». Мы надеемся, что после окончания ВУЗа они вернутся работать в нашу школу.

В апреле этого года на базе школы проходило районное мероприятие «День сельской школы в Советском районе». Среди гостей были администрация района, руководство управлением образования, директора школ, заведущие детским садами. Тема встречи так и обозначалась «Создание благоприятного микроклимата, как важный аспект образовательного процесса в условиях сельской школы». Гости должны были увидеть созданные для ребят условия на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных занятиях, занятиях в дошкольных круппах. Много было сказано в адрес школы тёплых слов. Но самая важная оценка, на мой взгляд, звучала так: « Школа для вас на второй дом, а первый!». И, поверьте, это дорогого стоит.

А ведь это на самом деле так. В нашей школе порой детям уделяется больше внимания, чем дома. Как дела у ребёнка, почему плохое настроение, какие проблемы, какие успехи? Иногда, в суете домашнего быта, из-за загруженности домашними делами, родители забывают о самом главном – как чувствует сейчас себя их дочь или сын. Да и по времени родители и дети вместе находятся не так уж и много.

В школе же настолько охвачены ученики нашим вниманием, что мы знаем, кто, где и в какой компании собираются утром в школьных коридорах до уроков. И, если кого-то из детей нет, тот или иной учитель обязательно спросит в учительской: «А где сегодня Серёжа из 8 класса?» Нет незамеченных детей!

Но вот начинаются уроки. Процесс получения знаний, ощущения побед или неудач. И всегда рядом с ребёнком должен быть учитель. Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя, творчества и качества обучения нам не дождаться. От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит не только успех урока, но и успех всего образовательного процесса в целом.

Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция – «открытие ребенка на общение» - призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.Здесь важно всё: от языка пластики, мимики, жеста до контакта глаз. Преодолеть барьер общения можно, беседуя с ребёнком с позиции «мы». И в разговоре не стоит использовать много современных иностранных терминов. Чем проще, понятнее слова, тем проще общение. В последствии необходимо установить личный контакт. Это можно сделать вербально или тактильно. Мы не называем детей по фамилии. Только по имени, включая интонацию голоса. Если встречаемся с одним ребёнком, то обязательно скажем: «Доброе утро или здравствуй, Саша!» И так поступают абсолютно все педагоги. Можно сказать, что это вошло в хорошую привычку. Каким может быть настроение у ребёнка после такого приветсивия? Конечно, хорошим, позитивным. И это настроение нужно сохранить на весь день. В течение дня не лишними бывают дружеские похлопывания по плечу юношей учителем физической культуры. А учителя-женщины с теплотой могут приобнять девочек во время какой-то личной беседы. В школе много, особенно среди младших школьников, кинестетиков – детей стремящихся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей. Всё это, в рамках дозволенного, сближает взрослых и детей, располагает к доверительному общению. Благоприятным фактором является и то, что в сельской школе мы в большинсве учим детей и внуков своих соседей, друзей.

Вторая функция «соучастие». Как важно детям понимать, что мы рады за них или переживаем вместе с ними. Демонстрация расположенности влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все. У нас естественно спросить у ребёнка, заметив его грустный взгляд: «Что случилось? Какие проблемы? Чем я могу помочь?». И отрадно, что чаще всего дети не закрываются, делятся своими неприятностями. Они знают, что будут услышаны и обязательно получат помощь.

Третья функция « возвышение ребенка». Ребёнок должен поверить в свои силы. Поверить, что он сможет что-то сделать лучше. Возвращаюсь в примеру в начале текста. На первой же встрече с вновь прибывшим учеником, мы вместе с учителем русского языка и классного руководителя успокоили его, сказали, что, если хочешь положительного результата, надо очень постараться. А мы поможем. Надо было видеть с первые дни в его глазах перемешанные надежда и недоверие, радость и остатки испуга. Но малочисленные классы (10-15 человек, в отличие от предыдущей школы, где 29-30 чел) позволяют уделять максимум внимания. И ребёнок это почувствовал и поверил в учителя и в себя. Через несколько уроков мальчик услышал похвалу за едва заметные успехи, что он вероятнее всего не слышал последнее время. Радости его не было предела! В последующей встрече я увидела уже другого ребёнка, с блеском в глазах, признаками уверенности. Значит, мы сработали првильно.

Возможным отрицательным моментом в таких ситуациях бывает то, что такие «пришедшие» ученики снижают уровень обученности, качество. Но это лишь на время. Да и в районе знают про причины временного снижения результатов. Но разве проценты могут быть важнее самочувствия детей?!

Как я уже упоминала, такие ситуации стали нередкими в последнее время. С приходом нового ученика, мы обозначаем одну мысль: «Если к нам перевели школьника из другого учреждения, согласны возить за многие километры, значит на нас надеются, нам верят. Мы не имеем права не поддержать детей и родителей».

Но, к сожалению, не всегда получается вывести ребёнка на нужный уровень. В этой ситуации и коллектив, и родители понимаем, что смена школы не принесла ожидаемых результатов. Это чаще происходит в том случае, когда ребёнку необходимо обучение в специализированной школе. И мы вынуждены с ним расстаться.

Создание благоприятного микроклимата способствует развитию интереса к учёбе, стремлению добиться лучшего, не останавливаться на достигнутом. Нам всем вместе хорошо в нашей школе. Мы, учителя, с радостью работаем, дети с радостью учатся. Родители спокойны. Но это не означает, что они в стороне. Наоборот, мы едины в своих планах, действиях. Что только значат общешкольные семейные вечера! Целые семьи собираются вечром в школе. Все вместе интересно проводим время. Если это конкурс, то в одной команде учителя, родители и дети... Как после этого на следующий день проходит встреча в школе? Конечно, с улыбкой, обменом впечатлений, приятными воспоминаниями. И те, кто не пришёл вчера на вечер, обязательно соберуться на следующий.

А как стараются школьники отстаять честь школы на различных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях! Стенд «Победы во славу школы» по окончании года бывает заполнен грамотами и дипломами. Не случаен девиз-призыв, размещённый у стенда: «Мы будем участвовать и побеждать, мы будем стараться учиться! Чтоб школа могла дальше жить, процветать. А мы будем школой гордиться!».

Гордость эта взаимная. Дети гордятся школой, а школа гордится своими выпускниками. Добрая многолетняя традиция – в первую пятницу февраля вечер встречи выпускников. Накануне в соцсетях лишь уточним время. И выпускники разных лет встретятся в тёплой обстановке с одноклассниками, учителями, вспомнят школьные годы. Бывает видно, как уже взрослые люди хранят ту неповторимость школьного общения, которая сложилась на основе благоприятного микроклимата во время учёбы. А последний юбилейный праздник в июне 2016 года в честь 175-летия школы собрал более 400 выпускников разных поколений. И мы вновь встретились большой дружной семьёй!

Школу делает школой учитель. Учителя бывают разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтоб урок шел как по нотам, чтобы школьная жизнь приносила радость и удовлетворение. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате в детском коллективе, который мы обязаны создать для получения желаемого результата. К счастью, в нашей школе это стоит практически на первом месте.

А результаты не заставляют себя ждать. Стопроцентная итоговая аттестация. Бывают самые высокие баллы по району. Много поступлений в ВУЗы на бюджетные места. А, главное, счастливые дети, довольные родители, удовлетворённые учителя.

Мы можем про себя сказать, что наша школа - большая и дружная семья. В чём-то нам сложнее, чем городским, но в микроклимате, да просто в дружбе между учниками, учителями и родителями мы, возможно, выигрываем. 100 с небольшим детей, каждый на виду, каждый - личность. Мы хотим и стараемся, чтобы наши выпускники были достойными, сильными, настоящими, чтоб уверенно шли по жизни и помнили, что точкой отправления была небольшая сельская школа с огромным внутренним миром, громким сердцебиением и с распростёртыми объятиями!

Я благодарна всему коллектив нашей школы за умелую слаженную работу, профессионализм, взаимопонимание, терпение, за любовь к родной школе! И пусть Ильинской школы не померкнет свет!

Р.S. Начало нового учебного года. В разные классы пришли 7 новых учеников Мы постараемся им помочь. И всё у них будет хорошо!

Мешкова Ирина Владимировна, учитель математики МКОУ СОШ с.Ильинск Советского района Кировской области.

Как достичь успеха? Наша технология.

Ничто так не сопутствует Успеху, как Успех.

Иоганн Вольфганг Гёте (Гете)

Гимназия № 18 - одна из самых крупных общеобразовательных организаций города Королёв , где реализуется широкий спектр образовательных услуг по программам начального, общего и дополнительного образования.

В 2017 году гимназия отмечает 25-летний юбилей.

Руководит гимназией кандидат педагогических наук Ялышева Лариса Владимировна.

С 2010 года гимназия гордо носит имя Героя Советского Союза Ивана Яковлевича Илюшина.

Месторасположение здания гимназии выгодно отличается от других районов города более благоприятной экологической обстановкой. Гимназия находится в непосредственной близости к зеленой зоне Национального парка «Лосиный остров». Образовательное учреждение расположено максимально удобно в транспортном отношении для учащихся, родителей и гостей гимназии: близость автобусной остановки, удобные внутриквартальные автомобильные и пешеходные дороги.

Гимназия - центр досуга детей микрорайона, т.к. рядом нет социокультурных учреждений. Благоустроенная и красиво оформленная территория образовательного учреждения является местом притяжения жителей микрорайона, создает особый микроклимат.

В основе деятельности МБОУ «Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина» лежит миссия – построение культурно-образовательного пространства как среды непрерывного развития, саморазвития и самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в которой согласуются цели, ценности и интересы учеников, учителей и родителей. Гимназия № 18 реализует направления: духовно-нравственное, экологическое, спортивное, эстетическое и занимается благотворительностью. Учебно-воспитательный процесс неразрывно связан с внеклассной работой.

Комфортная и безопасная образовательная среда формируется на основе возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволяет не только разумно распределить основную и дополнительную учебную нагрузку, но и широко использовать творческие и гуманно-личностные подходы в обучении и воспитании.

Управление образовательной организацией осуществляется за счет создания системы государственно-общественного управления. В настоящее время политика гимназии в области управления предполагает значительное расширение роли общественности в принятии ключевых решений по ее функционированию.

В учреждении работают 2 музея: «Память» и «История космоса», есть мемориальная стена «Бессмертный полк», просторная библиотека, современный бассейн, скалодром, на территории гимназии высажена сиреневая аллея Победы, аллея первоклассников и выпускников.

Гимназия – победитель конкурса Российской Федерации общеобразовательных учреждений, находится в реестре «Лучшие школы России», победитель Выставки Российской Федерации «Всероссийская выставка ОУ», входит в число Топ 500 лучших школ России, Топ 100 и Топ 75 лучших школ Московской области, победитель отборочного этапа и финалист очного этапа Второго Всероссийского Смотра-конкурса на лучшую презентацию опыта работы образовательных учреждений в номинации «Презентация образовательного учреждения»в Сочи. Гимназия – участник областного конкурса «Стандартов оформления образовательных учреждений».

Педагоги гимназии – участники, призеры и победители различных профессиональных конкурсов. Активно транслируют педагогический опыт. Воспитанники - победители, призеры, участники Всероссийской олимпиады школьников, Международной космической олимпиады, Всероссийской олимпиады «Созвездие», «Шаг в будущее», «Полет времен», Ломоносовской ассамблеи. Ученики гимназии являются стипендиатами Премии Президента, стипендии Губернатора Московской области. Гимназисты – победители спортивных Президентских состязаний, являются лидерами по плаванию и гандболу в городе и области. В гимназии обучается Победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Системная работа учителей-предметников по совершенствованию у обучающихся навыков рациональной организации труда, использованию проектно-исследовательской деятельности позволили добиться высокого качества образовательной подготовки обучающихся.

Выпускники гимназии становятся первокурсниками лучших ВУЗов страны, входящих в топ-100.

Секрет наших успехов прост. Гимназия № 18 –это не только гимназия, в которой хочется учиться, где постигают основы наук,- это гимназия, где развивают в детях стремление быть успешными. Успех в нашем образовательном учреждении обязательное условие, девиз повседневной жизни. В ходе реализации учебно-воспитательного процесса ежедневно формируется установка на успех. Коллектив учителей, родители и дети совместно идут к одной цели.По словам Брайана Трейси: « Настойчивость и воля к победе - два главных фактора успеха». Представьте, путь ребенка к успеху-это лестница. Преодолевая ступеньку за ступенькой, по одной за раз, он поднимается на вершину, внезапно обнаруживая у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха. «Отправная точка успеха-это желание»,- сказал Наполеон Хилл. Все начинается с мотивации. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.Ученики нашей гимназии каждый день, маленькими шажками преодолевают путь к успеху. Терпение, человеколюбие, творческий подход, системность – неотъемлемая часть трудовых будней всего педагогического коллектива.

На сегодняшний день гимназия № 18 - динамично развивающаяся образовательная организация. В учреждении сохраняются лучшие традиции прошлого, при этом накопленный опыт синтезируется со стремлением к современному и инновационному будущему.

Гавриленко Елена Владимировна,

заместитель директора по УВР,

МБОУ "Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина",

г.о. Королев, Московская область

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.Джон Дьюи

В данном подразделе представлены книги, авторами которых стали люди, добившиеся выдающихся успехов в жизни. Книги успешных людей содержат бесценный опыт, каждая из них вдохновляет, каждая под своим углом рассматривает различные аспекты жизни. Книги многогранны и в какой-то степени дополняют друг друга, рассказывая о том, как добиться успеха . Но все они сходятся в одном: есть моменты, без которых достижение успеха невозможно в принципе. Вот как может выглядеть технология успеха :

1. Нужно принять решение и обозначить цель жизни . Чего Вы хотите в ней добиться? Если Вы будете четко представлять себе свою цель, у Вас появятся шансы её достичь. "Мир уступает дорогу тому, кто знает, куда идет." (Ральф Уолдо Эмерсон)

2. Необходимо начать действовать . Это очень важное решение и один из этапов технологии успеха. Начинать новое дело или новую жизнь всегда страшновато: есть риск, что может не получиться. Но ведь пока не начнёшь делать – не узнаешь, получится задуманное или нет. К тому же, недаром говорится: "Дорогу осилит идущий."

3. Нужно научиться хорошо делать что-то такое, чего раньше Вы никогда не делали. Невозможно кардинально изменить свою жизнь к лучшему и добиться успеха, не начав что-то делать по-новому, не освоив новые навыки . “Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.” (Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев))

4. Следует отслеживать результаты и корректировать свои действия. Это ключевой элемент персональной стратегии успеха. Внимание, гибкость, умение общаться, делать выводы, схватывать тенденции, перестраиваться – всё это поможет Вам вести яхту своей мечты к успеху как в штиль, так и в шторм; вовремя разворачивать корпус и не позволять волне перевернуть её; наполнять паруса ветром и, главное, удерживать курс на цель."Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны: значение имеет лишь мужество продолжать." (Уинстон Черчилль)

5. Копируйте и смело берите на вооружение успешный опыт других людей . Используйте определенные элементы технологий успеха тех людей, которые на практике добились блестящих результатов. Не нужно сейчас изобретать велосипед, ведь его всегда можно скопировать или усовершенствовать. Такой подход наверняка сэкономит время и поможет быстро и оптимально решить возникшую проблему. “Зачем что-то изобретать, если можно копировать?” (Неизвестный автор)

6. Зарядитесь оптимизмом и упорством . Эти качества отличают людей, способных изменить свою жизнь и добиться успеха.Это то горючее, которое даёт энергию для свершений. И пусть Вас не остановит страх неудачи или временные трудности. “Все это так не потому, что я такой умный. Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задачи.” (Альберт Эйнштейн)

7. Рационально используйте свое время. Время – бесценный, невосполнимый ресурс. Просто необходимо научиться правильно им распоряжаться. Не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, ведь новый день принесёт новые заботы. Определив цель жизни, не упускайте её из внимания ни на день. "Ни на один день не уклоняться от своей цели – вот средство продлить время, и притом очень верное средство, хотя пользоваться им и нелегко"(Георг Лихтенберг)

Пусть удача улыбнется Вам на Вашем пути к успеху!

Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели,– начните делать то, что никогда не делали.Ричард Бах

  • Джон Максвелл Как мыслят преуспевающие люди, или мыслите, чтобы измениться

    Увлекательная книга – совместное с автором путешествие, знакомящее с разными видами плодотворного мышления. Автор убедительно доказывает, что осознанное изменение образа мышления может стать инструментом, помогающим добиться успеха и подняться на, как прежде казалось, недосягаемый уровень жизни.

  • Аллен Джеймс Человек мыслящий

    Переизданная с 1902 года множество раз, книга Джеймса Аллена стала классикой позитивного мышления. Она повествует о расширении человеческих возможностей путём использования силы мысли и доказывает, что источник успеха, процветания и судьбы находится внутри каждого человека. Рассчитана на широкий круг читателей.

  • Кеннеди Дэн Как преуспеть в бизнесе нарушая все правила

    В своей книге, написанной ярко и вдохновляюще, автор раскрывает истинные принципы, лежащие в основе процветания любого бизнеса. Он знакомит читателя с целым рядом правдивых историй о том, как самые разные люди сумели, проявив нестандартный подход к проблемам, кардинально изменить свою жизнь к лучшему, добившись ошеломляющего успеха.

  • Малкольм Гладуэлл Гении и аутсайдеры

    Книга Малкольма Гладуэлла, рассчитанная на широкий круг читателей, исследует жизненные законы, рассказывает о влиянии на личность ценностей мира, в котором мы живём, и окружающих нас людей. Она призвана изменить стереотипное представление о гениальности и успехе, раскрывает секреты его истоков, исследует фактор благоприятных возможностей.

  • Наполеон Хилл Думай и богатей

    В своей книге, настоящем увлекательном учебнике успеха, создававшемся долгие годы, автор раскрывает секрет приобретения богатства. Он предлагает вниманию читателей план действий, исседованный и испытанный временем. Это советы, которые помогут изменить жизнь любого человека, пожелавшего этого. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

  • Роберт Кийосаки Богатый папа, бедный папа

    Книга повествует о влиянии двух различных идеологий на формирование жизни. Автор заставляет задуматься о том, как добиться успеха, о фундаментальном выборе: работать на деньги, действуя по годами сложившейся схеме, или получить финансовое образование, понять, как они работают, обрести над ними власть и заставить работать на себя.

  • Шарма Робин 200 уроков жизни

    В книге Шармы Робин, как бесценные жемчужины, собраны практические советы, помогающие сделать жизнь активной, наполненной, позитивной, здоровой и успешной. Наверняка каждый читатель возьмёт для себя на заметку несколько советов, главное – не просто знать о них, а постараться использовать на практике. Для широкого круга читателей.

  • Эрни Зелински Успех без офисного рабства

    Эта книга написана для тех, кто ценит свою независимость и свободный график. Автор помогает читателю определиться со своими предпочтениями, талантами и препонами на пути к успеху. Управление временем и финансами, здоровье и дружба – та основа, опираясь на которую, по мнению автора, человек может рассчитывать на перемену жизни к лучшему.

  • Роббинс Энтони Беспредельная власть

    В своей книге автор делится опытом саморазвития, собственной технологией успеха, позволившей ему кардинально изменить жизнь и преуспеть в ней. Книга состоит из трёх частей, первая из которых учит коммуникации с самим собой, вторая – с окружающим миром, а третья раскрывает, как стать лидером, используя на практике теоретически приобретённые навыки.

Виктор Бодалев

Как добиваться поставленных целей. Основы психологии успеха

В жизни часто бывает так, что вам необходимо сделать нечто важное. Вы осознаете важность дела, но вам не хватает желания и энергии работать. Как говорят психологи - у вас низкая мотивация к деятельности. Мотивация тесно связана с другими психологическими процессами: восприятием, мышлением, отношением к самому себе. Меняя восприятие определенных объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем и новое отношение к своей деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и действовать по-другому. Приучив себя к новому мышлению (по-другому воспринимая себя и свою деятельность), вы тем самым изменяете и свою мотивацию к деятельности. Существует несколько технологий, позволяющих добиться высокой мотивации минимальными усилиями.

Оживить приятные воспоминания

Выпускник вуза Сергей решил найти себе достойную работу. Для начала он выбрал самый простой способ поиска - отыскать в прессе подходящие объявления о вакансиях и позвонить по указанным там телефонным номерам. Кроме того, он решил обзвонить все кадровые агентства, найденные в телефонном справочнике. Подготовив свое резюме, вчерашний студент принялся за дело. Но очень скоро, после нескольких неудачных звонков, Сергей полностью потерял интерес к деятельности (поскольку телефонные беседы «не клеились»). Появилась депрессия, чувство беспомощности, страх перед новыми телефонными звонками. Он стал искать причины и отговорки, чтобы не звонить по указанному в объявлении номеру телефона, каждый день переносил «на завтра» звонки в кадровые агентства и т.д.

Сергею может помочь следующий психологический прием. Он называется «Оживление приятных воспоминаний»

Вспомните тот период своей жизни, когда вам что-то хорошо удалось сделать. Что именно и почему так легко удавалось вам тогда? Почему вам не удается сделать что-то сегодня?

Вспомните конкретный успешный эпизод и попробуйте опять пережить его в деталях. Потом оживите приятные воспоминания из других эпизодов. Какими тогда были ваши чувства, впечатления? Что мешает вам почувствовать похожие чувства теперь?

Попробуйте вызвать эти чувства сейчас и увлечься чем-то. Перенесите эти чувства из прошлого на ту деятельность, которую вам необходимо выполнить сейчас. Свяжите вдохновение от прошлых успехов со своими сегодняшними целями.

Запишите свои впечатления, чувства, рассуждения. Напишите текст для самовнушения, который можно будет перечитывать и поддерживать свою мотивацию в дальнейшем.

Как только Сергей вспомнил свои успехи в прошлом (победу на школьной олимпиаде, академические успехи в вузе, удачную сделку, принесшую недавно неплохой доход), ему стало легче. Тоска и разочарование уменьшились, он почувствовал прилив энергии, вдохновения, уверенности в себе. Далее он взял листок бумаги и записал следующие изречения:

Никто не побежден, пока не признал себя побежденным.

Вера в успех, огромное желание, настойчивость - составные успеха.

Я верю в себя.

Я твердо знаю, чего хочу достичь.

Я не буду отказываться от дела при первой неудаче.

Я буду превращать неудачи в победу.

Я обязательно добьюсь успеха.

Готовность к успеху - главный секрет его достижения.

Я сделаю все, что задумал.

Успех зависит от моих усилий и желания достичь его.

Успех приходит к тому, кто к нему стремится.

На мою мечту ничто не повлияет.

Изменить отношение к ошибкам

Очень важно положительно (с позитивным настроем) относиться к возможным ошибкам. Это поддерживает мотивацию на надлежащем уровне, побуждает работать над своими недостатками и слабостями. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Невзирая на банальность этого изречения, многие люди панически боятся возможных неудач. Чаще всего причина кроется в раннем детстве - чересчур суровые и авторитарные родители, жестоко наказывавшие малейшую детскую шалость и подавлявшие любую инициативу ребенка. С годами детский страх перед родителями может трансформироваться в страх наказания со стороны вышестоящего начальства. Особенно, если попадается начальник «родом из детства», очень похожий на родителей из детских воспоминаний - жестокий и авторитарный. Постоянно опасаясь совершить ошибку, такой человек становится пассивным, полностью утрачивает творческую инициативу в своей профессиональной деятельности. В то же время действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди. Не случайно многие зарубежные компании материально поощряют своих работников даже за те творческие идеи, которые «провалились». Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление постоянно экспериментировать и нестандартно мыслить.

Ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражают позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки своей мотивации.

Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над способами их преодоления. Определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определенных навыков и способностей.

Придумайте несколько варианта девизов, которые помогли бы вам позитивно реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например: «Ошибки - это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».

Работая над своими ошибками, Сергей записал:

Неудачи и ошибки - это хорошая наука для того, кто хочет развиваться. Много неудачных телефонных звонков? Это уже не страшно, ведь есть над чем работать.

Ошибки являются полезными для моего развития. Теперь я знаю, как нужно говорить по телефону, как строить беседу, чтобы эффективно представить себя возможным работодателям. Я также знаю, что именно мне необходимо усовершенствовать.

Пускай предыдущая попытка была неудачной, но она меня многому научила. В будущем я ее не допущу. Я уверен, что накопив опыт предыдущих ошибок, обязательно достигну успеха.

Я полностью готов к тому, что из 30 телефонных звонков будет только один удачный. И чем быстрее я наберу 30 неудач, тем скорее я доберусь до своего успеха.

С новыми силами Сергей принялся искать работу. Однако набрать 30 неудач ему так и не пришлось. Из 24 телефонных звонков 6 оказались удачными - в 6-и местах им заинтересовались и пригласили на собеседование. В дальнейшем, из этих шести в 2-х местах Сергею предложили подписать контракт. Еще одно выгодное предложение поступило со стороны кадрового агентства, куда он все же обратился. После недолгих раздумий, он выбрал самый подходящий вариант. Так Сергей сумел преодолеть себя и победил.

Создать ситуацию успеха

Юлия (студентка-первокурсница) поставила перед собой цель - в совершенстве овладеть английским языком. Прозанимавшись около месяца, она забросила учебу. Осознавая необходимость систематических занятий, она больше не смогла себя организовать на ежедневную работу. Неудачу она объяснила своими якобы плохими способностями к языкам, а также недостаточной силой воли.

Чтобы в совершенстве выучить иностранный язык, нужно работать долго и упорно, не один год. А для того, чтобы следить за своими достижениями сегодня, необходимо найти критерии, по которым можно было бы определить даже незначительное продвижение к цели, даже едва заметные улучшения. Когда общая цель не конкретизируется, когда не расписаны конкретные промежуточные задачи, зафиксировать изменения очень сложно. Представьте, человек целый месяц упорно изучает английский. Сил уже потрачено не мало. Усталость накопилась. А вожделенная цель (знание языка) пока остается все так же далеко. В результате у него опускаются руки. Ведь человек поставил себе цель - пройти 5000 км, и как можно скорее, а пока прошел только 20. На фоне поставленной цели его сегодняшние достижения более чем скромны. Они практически не видны, не заметно никакого продвижения вперед. В результате человек не испытывает ничего, кроме тоски и разочарования.

А вот когда он концентрирует свое внимание не на конечной цели, а на промежуточных задачах - тогда совсем другое дело. Тогда жизнь становится веселее и работать намного легче. Допустим, человек поставил себе промежуточную цель - сегодня нужно пройти пять километров. Завтра еще пять. Послезавтра - еще. Прошел сегодня 5 км - молодец, получи конфетку. Промежуточная цель достигнута. Назавтра прошел еще 5 км - уже дважды молодец, послезавтра - уже трижды и т.д. Сумма достижений и успехов постепенно накапливается. А вместе с ней растет самоуважение и желание достигнуть большего. И этот положительный багаж стимулирует, чтобы работать дальше и не останавливаться на полпути.

Даже небольшой успех имеет значительное побуждающее влияние, вдохновляет на деятельность. Следовательно, очень важно создать себе ситуацию успеха. Если вы спланировали этапы достижения цели, то это может быть достижение первого из них. Что-нибудь из того, что вы запланировали и уже выполнили, может и должно переживаться как большой успех.

«Секретная технология» создания ситуации успеха может быть такой:

Человек способен побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение или просьба, обращенные к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации. Найдите наилучшие приемы побуждения, которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности. Напишите несколько вариантов самопобуждений. Какими по форме они будут - душевными просьбами, безаппеляционными приказами, логическими аргументами, эмоциональными призывами или грубыми ругательствами - зависит от вас. Выберите из них наилучшие.

Аллахвердиев Ф.А.,

педагог-организатор гимназии №446, Санкт-Петербург

Статья. Технология достижения целей

Мы часто слышим о достижениях людей в разных сферах деятельности, и порой задаемся вопросом, как им это удалось? В чём секрет успешности этих людей? Что использовали они в своей деятельности для достижения поставленных целей?

Давайте вместе попробуем разобраться. Представьте себе, что прямо здесь и сейчас нам поручили сделать оригинальное шоу с участием настоящего живого слона. Какова будет наша первая реакция на подобное предложение? Думаю, не ошибусь, что скорее она будет проходить по сценарию «это невозможно, потому что……».

И таких «потому, что…» мы можем здесь привести достаточно много. Это естественно. Только давайте задумаемся, а продвинут ли хоть как-то организацию этого шоу наши многочисленные «потому, что…». И почему мы не сможем организовать это шоу в принципе?!

Может то, что невозможно сделать прямо сейчас, становится возможным исполнить при определенных условиях? А решения, которые мы не видим в нашем привычном способе действия, лежат в иной плоскости мышления, в иных подходах к их поиску?

Может, мы своим привычным мышлением придумываем себе такие преграды, которые потом не можем даже «мысленно перепрыгнуть» и оправдываем тем самым свою позицию бездеятельности, ссылаясь на невозможность исполнения?

Действительно, изучая стратегии действий успешных людей, добившихся высоких результатов в различных сферах жизни, психологи определили, что одним из краеугольных камней их стратегий является ориентация на результат . Эти люди в своих решениях и действиях чётко сориентированы на достижение результата. Поставив себе цель, они, прежде всего, задаются вопросом, как её можно достичь и что для этого необходимо сделать. Меньше всего они размышляют о том, почему это может не получиться. В первом случае выстраивается стратегия достижения, во втором - история поражения.

Давайте вспомним простой пример из военной области с самонаводящимися ракетами или торпедами. Эти снаряды, выпущенные по движущимся объектам, неуклонно следуют за целью, несмотря на различные помехи и препятствия. Люди, достигающие любых поставленных целей, да простят они за подобные сравнения, в своих действиях подобны этим самонаводящимся системам. Определив для себя цель, они чётко и неуклонно следуют к её достижению, преодолевая всевозможные препятствия на пути к ней, и в конечном итоге достигают её.

А теперь вернёмся к нашему шоу со слоном. Нашему мозгу, в принципе, всё равно в каком направлении ему думать. Захотим мы думать, как можно сотворить шоу со слоном - будем находить определённые решения и возможности. Продвигаясь вперёд, мы будем открывать для себя новые решения и новые возможности. И так до тех пор, пока цель с постановкой шоу не будет достигнута. А думая изначально, по знакомому нам варианту - «это невозможно, потому, что это невозможно в принципе!», мы также откроем для себя немало разных препятствий, почему у нас это не получится. Согласитесь, что в решении любых вопросов существует две альтернативы: или есть результат, или есть история, почему нет результата!

Конечно, в подавляющем большинстве простых ситуаций мы достигаем своих целей. Иначе вряд ли сейчас оказались на том уровне жизни, на котором пребываем в данный момент. В подобных простых ситуациях наш подход, по

сути, ничем не отличается от действий в выше приводимой стратегии достижения цели. Также как и там, мы действуем и решаем вопросы без тени сомнений, и получаем ожидаемый результат. И лишь, когда уровень цели нам кажется высоким и запредельным – происходит «сбой программы» нашего поведения. Здесь чаще всего наши действия сопровождаются различного рода сомнениями, и они не дают нам возможности действовать с полной отдачей. У нас для таких ситуаций и отговорка на случай провала готова - «но я же, делал?!». Понятно, что можно всю жизнь изображать процесс достижения результата, но так и не достигнуть его. И тогда появляется история, почему его нет!

Простая аналогия с механикой - сможем ли мы двигаться на автомобиле с полной скоростью, используя одновременно педали газа и тормоза? Думаю, ответ очевиден. Так и наши сомнения тормозят наши достижения. А там где требуется полная самоотдача для достижения цели, - на тормозах не проскочишь!

Для успешного достижения своих целей также необходимо иметь ясное представление о том, какой результат мы хотим получить. Если мы не знаем, что нам нужно и куда мы должны двигаться, почти невозможно достичь нужного результата.

Конечно, не все люди, которые знают чего хотят добиваются этого, но все люди, которые чего-то добиваются, знают чего они хотят! Чем более точно мы можем определить, чего мы хотим и чем лучше запрограммируем свой мозг на то, чтобы искать и находить возможности, тем с большей вероятностью мы получим то, чего добиваемся. Благоприятные возможности открываются только тогда, когда в них узнают благоприятные возможности. Чтобы прожить свою жизнь так, как нам хочется, следует знать, чего мы хотим. Быть эффективным в этом мире означает добиваться тех результатов, которые мы выбираем. И первый шаг состоит в том, чтобы выбрать желаемый результат . Если мы этого не сделаем сами, найдётся масса людей, которые захотят сделать это за нас.

Важно уяснить для себя, что слагаемыми любого достижения являются: желание достижения, вера в то, что поставленная цель является достижимой, действия по достижению цели и ожидание результата. Ключом к достижению служит наша мотивация. Мы должны испытывать сильное желание активизироваться и приложить все возможные усилия к достижению цели. Наша позиция должна быть активной, а результат, который мы хотим достигнуть, должен в разумных пределах находиться под нашим контролем. Результат, который изначально зависит от действий других людей, не является хорошо сформированным. Ведь люди могут реагировать не так, как нам хочется. Поэтому нужно сосредоточиться и на том, что необходимо сделать, чтобы вызвать у них соответствующие реакции.

Следует, конечно, заметить, что цели достижений могут быть разные, как по уровню сложности, так и по масштабу, но каждый достигаемый результат должен иметь реальные размеры. На достижение неопределённых результатов может не хватить и целой жизни. Результат может быть очень большим и тогда его следует разбить на несколько более мелких, легко достижимых результатов. Здесь можно использовать различные варианты решений – разделить цель на возможные составные части и двигаться поэтапно, создавать определённые условия, при которых цель будет достигнута и так далее. Старая индийская притча гласит - даже одному человеку под силу съесть целого слона, - по частям!

Естественно, что для достижения некоторых целей, возможно, потребуются определённые ресурсы. Эти ресурсы могут быть внутренними - особые умения, знания, внутренняя энергетика и так далее, или внешними - материальная база, люди, финансы и так далее. Возможно, для получения внешних ресурсов, необходимо будет пополнение внутренних ресурсов, например, получить дополнительные знания и умения через образование.

При достижении результатов необходимо также учитывать их последствия для других людей, возникновение побочных эффектов. Результаты - это не то, что нам необходимо получить в ущерб другим. Наиболее значительные и удовлетворяющие результаты получаются путём переговоров и сотрудничества, чтобы установить такой разделяемый всеми результат, в котором каждый оказывается победителем.

Разумеется, высокие достижения – это не путь, усыпанный розами, и не всё получается сразу. Часто на пути к достижению цели люди терпят неудачу и получают отрицательный результат. К подобному итогу можно отнестись по-разному. Для кого-то отрицательный результат может явиться своеобразным тупиком в достижении цели и человек «опускает руки», считая, что он не способен достигнуть поставленной цели. Основная проблема здесь заключается в том, что для достижения своих целей обычный человек, как правило, использует одну - две стратегии не больше. Это объяснимо – зачем ещё что-то, если можно вот так. Но «вот так» работает до поры до времени. А когда не срабатывает – у человека не оказывается в запасе других альтернативных подходов. Он порой даже не предполагает, что можно действовать как по-другому, и считает, что столкнулся с невозможным. Но не зря говорят, что невозможное – это то, что можно достичь чуть позже и другим способом.

Поэтому, для кого-то отрицательный результат - это лишь информация о том, что применяемый подход к достижению цели не эффективен и требуется другое решение. Для такого человека неудача не является конечным итогом его стремления к достижению, а получаемый отрицательный результат - это сигнал к смене его варианта действий . Чем гибче такой человек в своих решениях и чем шире у него арсенал различных вариантов действий – тем успешнее он справляется с решением различных задач. Гибкость в подходах необходима для того, чтобы изменять свои действия до тех пор, пока не получится желаемый результат. Если то, что мы делаем, не работает, нам необходимо предпринять какие-либо другие действия. Поэтому, важно иметь запас разнообразных вариантов действий. Обладание только одним вариантом действия – это отсутствие выбора вообще. Иногда этот способ будет работать, иногда – нет, так что всегда найдутся ситуации, в которых с данным способом действия мы не достигнем желаемого результата. Чем шире у нас выбор действий, тем вероятнее успех. В любом нашем взаимодействии, тот человек, у которого больше гибкость поведения (вариантов действия), будет контролировать ситуацию. И этот фактор является ещё одним важным слагаемым в стратегии достижений.

В каком бы затруднительном положении в жизни мы не оказались, следует помнить, что из любой ситуации есть выход - главное, не сдаваться и действовать. Можно вспомнить классический пример с двумя лягушками, упавшими кувшин с молоком. Одна из них, решив, что барахтаться бесполезно, утонула сразу, а другая боролась за свою жизнь, и, барахтаясь в молоке, сгустила его до состояния масла. Так она выбралась наружу. Жизнь полна подобных примеров, просто мы не всегда знаем о них лично.

Иногда решение вопроса лежит в непривычной нам плоскости мышления, и поиск решения лучше вести, выйдя за пределы существующих у нас стереотипов. Вспомним интересный пример оригинального решения побега из тюрьмы замка Иф, описанный в приключенческом романе А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь выбраться оттуда жаждали многие, а подход к решению лежал в иной плоскости мышления - «живым отсюда не выйти, а мёртвым тебя вынесут сами». И нужно было превратиться в «мертвяка»!

Или подобный пример, из книги Ч.Абдуллаева «Голубые ангелы», где секретный агент Интерпола совершил побег из индонезийской тюрьмы. Заманив охранника к себе в камеру и оглушив его, агент забрал у него ключи и первоначально запер себя в соседней, пустой камере. А когда охранники, не найдя его в своей камере решили, что ему удалось каким-то образом выскользнуть из тюрьмы и перенесли свои поиски за ее территорию - он «выскользнул». Стремление человека к свободе и добровольное свое заточение – «не уложилось» у охранников в стереотипе их мышления.

Подобными трюками с нашим мышлением жизнь пестрит, особенно в разделах криминальной хроники. Ведь в основе многих мошеннических действий лежит именно расчёт на наши стереотипы мышления.

По сути, каждый из нас, в процессе своей жизни «программируется» воспринимать реальность определённым образом и это программирование является результатом воздействия на нас окружающего социума, процесса воспитания, образования, нашей последующей специфики деятельности, то есть всего того, что на нас влияет, и на что мы в ответ хоть как-то реагируем. Да и эти свои реакции на определенные события мы стараемся перевести в ранг привычных ответов, чтобы действовать по шаблону, освобождая сознание для других вопросов. Всё это накладывает определённые рамки на наш поиск решений и, в этой своей «системе координат», мы порой не можем найти эффективного решения для той или иной проблемы.

Только сумев выйти за привычные рамки мышления, мы находим необходимые решения. Поэтому, в поисках нестандартных решений и мыслить нужно нестандартно . Не зря говорят: «хочешь получить что-то необычное - постарайся сделать что-то необычное!»

В психологии предложено немало подходов к нахождению нестандартных решений и примеров тому немало. Давайте вспомним хорошо известный пример такого решения, спасший немало человеческих жизней.

Во время второй мировой войны немецкие подводные лодки топили немало английских кораблей, следующих с продовольствием, техникой и вооружением. Эти потери крайне беспокоили морское ведомство Британии, и по этому поводу были собраны лучшие умы военно-морских сил и науки Британии. На этой встрече обсуждались разные варианты, как противостоять торпедным атакам и что можно для этого сделать. Высказывались разные идеи, и ничто не отметалось с порога. В процессе обсуждения, кто-то из присутствующих в шутку высказался, что морякам нужно дуть навстречу движущейся торпеде. За эту идею уцепились, и в дальнейшем она воплотилась в тактику борьбы английских кораблей с торпедными атаками немцев. Своевременно заметив торпедную атаку, моряки на кораблях включали мощные водяные насосы и встречными струями воды отводили торпеду с намеченного курса. Так было спасено немало кораблей и жизней моряков.

Жизнь постоянно преподносит нам разные проблемные ситуации, и мы как-то решаем их, при этом нередко задаваясь вопросом «за что мне это?». Наши эмоциональные переживания и внутренние страхи, связанные с необходимостью преодоления возникающих препятствий буквально сжигают нервную энергию, истощая наши жизненные ресурсы. Когда мы воспринимаем подобные проблемные ситуации как «я должен…!», «я обязан это сделать…!», «это необходимо…!» - у нас возникают соответствующие реакции эмоциональной напряжённости, некоторого недовольства от отсутствия других альтернатив, кроме действий в этом направлении и опасений за конечный результат своих действий.

А есть ли другой подход к решению возникающих проблем, другой психологический настрой на них? Есть, и он заключается в том, что возникающие проблемы рассматриваются как возможности, а не необходимости , как возможности личностного развития при решении проблем, раскрытия различных граней своей индивидуальности. Ведь мы как «вещь в себе», сокрыты даже для себя, пока не проявимся в действии. Согласитесь, что при подобном отношении к проблемам, эмоциональный настрой в действиях будет совсем иной - свободный и творческий, а на этой основе и решения наши будут соответствующие. Здесь также необходимо сосредоточиться на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих нас обстоятельствах.

И, наконец, имеет смысл упомянуть ещё об одной характерной черте в поведении людей, успешно достигающих своих целей. Известно, что в определённом возрасте у маленьких детей происходит своеобразный «информационный взрыв» в познании окружающего мира, и мы, взрослые, наивно считаем, что дети просто быстро учатся в этом возрасте. Не умаляя достоинств детей к обучению в этом возрасте, давайте вспомним о том, что именно в этот период дети начинают нам задавать столько разных вопросов обо всём, что мы буквально устаём от них и даже пытаемся как-то пресечь этот шквал вопросов. А дети, они просто пытаются понять суть окружающих их вещей и делают это свободно и непосредственно, задавая вопросы нам, взрослым. Они понимают, что мало знают и поэтому много спрашивают, совершенно не беспокоясь о том, что могут показаться кому-то глупыми, если будут задавать вопросы. Так вот, люди достижений также как дети умеют «докапываться» до сути проблемы , не стесняясь показать свою неосведомлённость в чём-то. Это позволяет им быть более адекватными и точными в своих решениях, не тратя попусту ресурсы и время при движении к цели.

Но почему мы стали такими, какими стали - «счастливыми обладателями» малоэффективных стратегий? Как мы приобретаем убеждения, которые превращают нас в неудачников и неважно, сколько потом у нас будет атрибутов успеха - денег, материальных благ, власти? Почему нас всегда будет преследовать убеждение, что мы недостаточно хороши? И страх потерять всё это?

Давайте пристальней вглядимся в своё прошлое. Наши основные жизненные программы закладываются в достаточно раннем возрасте и потом реализовываются нами всю оставшуюся жизнь. Большое воздействие на нас оказывают родительские установки, поэтому почти все мы в большей или меньшей степени повторяем их судьбу.

Наши родители с гордостью говорят о хорошем воспитании своих детях, понимая нередко под хорошим воспитанием своего ребёнка то, что у них с ним нет проблем. Послушный ребёнок – это удобно, нет лишних хлопот и волнений, ребёнок действует по указке родителей. Но такой подход к воспитанию имеет тенденцию в дальнейшем спровоцировать у детей, либо подростковый бунт, бессмысленный и, порой, крайне жестокий. Сколь много мы слышим о том, как дети из хороших семей являются главными фигурантами различных криминальных происшествий. Либо эти дети так и остаются детьми по жизни! Они не способны принимать собственные решения, отличаются беспринципностью и склонны к соглашательским позициям. Такие люди оказываются очень зависимыми от мнения других людей, ими проще манипулировать. Собственных решений они принимать не умеют, потому что им всю жизнь говорили, что и как делать. Им хорошо и уютно, когда решения принимаются за них, и они оказываются беспомощными в ситуациях выбора.

Конечно, возможно, у родителей были лучшие намерения в подходе к воспитанию своих чад и они не могли представить себе его последствия, но факт остаётся фактом. В своих подходах к воспитанию мы или способствуем формированию личности, создавая условия для раскрытия её индивидуальных способностей, или мы формируем у ребёнка психологию раба, навязывая ему установки типа «делай, что говорят, и не рассуждай!» «родитель (начальник) всегда прав!», «будь как все!», «не высовывайся!» и т.д.

И чем будет руководствоваться в жизни человек с подобными убеждениями, - представить нетрудно. Стратегия его действий к получению каких-либо результатов будет иметь в основе не преодоление препятствий на пути к цели, а желание избежать неприятностей для себя по принципу «если я не сделаю этого или сделаю не так, мне будет плохо!». Разумеется, и тот и другой подход к своим действиям приносят свои плоды, только вкус у них несколько разный. Приятней исполнять свои желания, чем чужие.

Мы действуем и достигаем своих целей не в вакууме, без каких-либо помех и препятствий. На пути к цели нам приходится вступать в различные взаимоотношения с людьми, которые оказывают нам либо поддержку и помощь в наших действиях (или хотя бы не создают помех), либо дело может доходить до прямого противодействия.

Во многом - то, как люди будут относиться к нам, к нашим желаниям и стремлениям зависит от нашего понимания человеческой психологии и наших умений налаживать контакты с людьми. Поэтому, мы должны представлять себе, как лучше взаимодействовать с людьми, чтобы налаживать хорошие отношения. И почему могут происходить ситуации, в которых мы не достигаем взаимопонимания, с тем, чтобы предотвращать, по возможности, подобные ситуации. А для этого желательно иметь представление не только о других людях, об их особенностях, но и о себе, как одной из сторон этого взаимодействия. И об этом разговор пойдет уже в другой статье.

Литература

1.Аксёнов Д.В. Слово из трёх букв или НЛП по-русски. М.: Профит Стайл, 2007 г. - 284 с.

2. Аллахвердиев Ф.А. Маленькие секреты больших достижений. (Методическое пособие). ГОУ ВПО «СПб Государственный университет технологии и дизайна». - СПб, 2010. - 69 с.

3.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987 г. - 281 с.