Направления деятельности педагога по воспитанию толерантности обучающихся. Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования. Список использованных источников

12.04.2019
  • Состав преступления
    • Понятие и значение состава преступления. Его элементы и признаки
    • Соотношение понятий «состав преступления» и «преступление»
    • Виды составов преступления в зависимости от степени общественной опасности, способа описания их признаков, а также от особенностей конструкции объективной стороны
  • Объект состава преступления
    • Основные концепции объекта состава преступления и его уголовно-правовое значение
    • Виды объектов состава преступления
    • Отличие объекта состава преступления от предмета преступного посягательства
  • Объективная сторона состава преступления
    • Понятие объективной стороны состава преступления и ее уголовно-правовое значение
    • Преступное деяние как основной признак объективной стороны состава преступления. Формы преступного деяния
    • Преступные последствия. Виды преступных последствий
    • Причинная связь: понятие, концепции и юридическое значение
    • Место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления
  • Субъективная сторона состава преступления
    • Понятие и значение субъективной стороны состава преступления
    • Вина как основной признак субъективной стороны состава преступления и ее уголовно-правовое значение
    • Умысел как форма вины и его интеллектуально-волевое содержание
    • Виды умысла
    • Неосторожность и ее виды
    • Преступление с двумя формами вины
    • Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления и их уголовно-правовое значение
    • Фактические и юридические ошибки
  • Субъект состава преступления
    • Понятие и значение субъекта состава преступления. Соотношение понятий «субъект состава преступления и личность субъекта состава преступления»
    • Достижение определенного возраста и вменяемость как необходимые условия привлечения к уголовной ответственности
    • Невменяемость. Правовые последствия признания лица невменяемым
    • Ограниченная вменяемость. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости
    • Виды субъектов состава преступления
  • Квалификация общественно опасных деяний
    • Понятие, виды, этапы и значение квалификации общественно опасных деяний
    • Принципы квалификации общественно опасных деяний

Достижение определенного возраста и вменяемость как необходимые условия привлечения к уголовной ответственности

Субъектом состава преступления может быть признано лицо, достигшее ко времени совершения преступления минимального возраста, установленного законом.

Установление возраста уголовной ответственности связано с уровнем интеллектуального развития лица, с его способностью понимать характер и социальную значимость своих действий, оценивать их, соотносить свои желания и побуждения с требованиями общественного запрета, с нормами поведения, установленными в обществе. Способность познавать явления окружающего мира, обнаруживать их внутреннюю связь, оценивать, делать выбор между различными побуждениями возникает у человека не с момента рождения, а значительно позднее, по мере его биологического и социального развития, когда у него появляется определенный уровень правового сознания. Следовательно, и уголовная ответственность может наступать лишь по достижении лицом этого возраста. Малолетние лица не могут быть субъектами состава преступления, так как не имеют возможности в силу своего возраста в достаточной мере отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

Достижение установленного возраста уголовной ответственности предполагает также наличие у лица способности правильно воспринимать уголовное наказание, ибо только в этом случае оно может достигнуть своих целей.

Таким образом, минимальный возраст уголовной ответственности не может быть ниже возраста, когда у человека образуются определенные правовые представления и он в состоянии уяснить и усвоить уголовно-правовые запреты. Однако этого недостаточно для установления возраста уголовной ответственности. Процесс ускорения физического и интеллектуального развития подрастающего поколения (акселерация) неизбежно ведет к тому, что и способность правильно оценивать свое поведение будет проявляться во все более раннем возрасте. Но это, как принято считать, не требует обязательного снижения возраста уголовной ответственности.

Необходимо учитывать также возможности общества бороться с общественно опасными действиями подростков без применения уголовного наказания путем воспитательных мер. Очевидно, определение возраста ответственности - вопрос не только социально-психологический или педагогический, но и вопрос уголовной политики. Чем цивилизованнее общество, чем выше в нем уровень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть и возраст уголовной ответственности.

Четкое закрепление в законе возраста, до достижения которого уголовная ответственность невозможна, соответствует принципу законности. Оставление этого вопроса на усмотрение суда привело бы к произволу и нарушению принципа равенства перед законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Как правило, в этом возрасте, по мнению специалистов в области физиологии, общей и возрастной психологии, появляется способность оценивать ситуацию, в которую попадает лицо, и делать выбор: нарушать установленный законом запрет на совершение определенных поступков или воздержаться от такого поступка. К 16-летнему возрасту несовершеннолетний достигает определенной степени социальной зрелости, когда уже может отвечать в уголовном порядке за все преступления, а за некоторые из них даже в более раннем возрасте.

Часть 2 ст. 20 УК РФ перечисляет преступления, ответственность за которые наступает в более раннем возрасте, а именно с 14 лет. Перечень их исчерпывающий. К таким преступлениям относятся: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкою вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Среди некоторой части юристов бытует мнение о том, что уголовная ответственность с 14-летнего возраста установлена в законе за наиболее тяжкие преступления, с чем никак нельзя согласиться. Действительно, значительная часть перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ преступлений являются тяжкими и даже особо тяжкими (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража и грабеж, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах, разбой и др.), но все-таки значительную часть перечня составляют преступления средней тяжести, а вандализм (ст. 214 УК) и кража чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК) относятся законом к преступлениям небольшой тяжести.

Объяснение такого выбора заключается в том, что закон перечисляет только те деяния, общественную опасность которых в полной мере может осознать лицо, достигшее 14 лет. Опасность этих посягательств уже доступна его пониманию.

Устанавливая возраст уголовной ответственности, законодатель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы осознавать характер своих действий и их запрещенность. Однако эта презумпция, согласно уголовному закону, рассматривается как опровержимая. Темпы психического развития у подростков неодинаковы. Возможно значительное отставание в развитии, которое не связано с психическим заболеванием и потому не служит критерием невменяемости.

Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое хотя и достигло к моменту совершения общественно опасного деяния 14- или 16-летнего возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Как видно из содержания нормы, здесь имеются в виду случаи, когда психическое развитие подростка не соответствует стандартам, установленным медициной для 14 или 16 лет. В этих случаях возрастной признак, установленный ст. 20 УК РФ, отодвигается на более позднее время по причине отставания в психическом развитии, которое мешает несовершеннолетнему в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения. Таким образом, если общественная опасность действий, совершаемых подростком, недоступна или доступна, но не в полной мере его пониманию, то он не признается субъектом состава преступления и не подлежит уголовной ответственности. Такое состояние психики несовершеннолетнего в науке уголовного права получило название «возрастой невменяемости».

Определяя возраст несовершеннолетнего, суд обязан точно установить число, месяц и год рождения. Как правило, это устанавливается по документам. При этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. В тех случаях, когда точная дата рождения неизвестна, назначается судебно-медицинская экспертиза, определяющая год рождения или приблизительный («от» и «до») возраст несовершеннолетнею. В этих случаях днем рождения подсудимого считается последний день того года, который назван экспертами, или же возраст определяется минимальным числом лет из предполагаемых экспертами максимального и минимального пределов (п. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г.).

При характеристике возрастного признака субъекта некоторых составов преступлений, связанных с особым характером действий, следует учесть, хотя об этом и не говорится в ст. 20 УК РФ, что ими могут быть только совершеннолетние лица, т.е. достигшие 18-летнего возраста, или лица более старшего возраста. Например, при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством субъектами преступлений могут быть только совершеннолетние лица, о чем прямо указано в статьях 150 и 151 УК РФ. В других нормах возрастной признак субъекта преступления не указывается, по он может быть определен путем систематического толкования других законов, из которых следует, что возраст субъекта некоторых преступлений против правосудия, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления значительно старше, чем указано в ст. 20 УК РФ. Это вытекает из положений Федеральных законов «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации». «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» и других законов, определяющих возраст, с которого лицо может быть принято на службу или быть избранным, наличие специального образования, продолжительность опыта профессиональной работы, предшествующей занятию какой-либо должности. Например, субъектом преступления, предусмотренного ст. 305 УК РФ, - вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иною судебного акта, - может быть лицо (судья) в возрасте не менее 25 лет (муниципального, районною суда), не менее 30 лет (республиканскою, краевого, областного и т.д.) и не менее 35 лет (Верховного суда РФ), как определено в Федеральном законе «О статусе суден в Российской Федерации».

Как было отмечено выше, нести уголовную ответственность за совершенное общественно опасное деяние, т.е. быть субъектом состава преступления, могут лишь вменяемые лица, поскольку преступление, как любой другой поступок человека, осуществляется под контролем сознания и воли. Вменяемость является одним из общих условий уголовной ответственности и обязательным, т.е. основным признаком, характеризующим субъекта преступления (ст. 19 УК РФ).

Вменяемость - это такое состояние психики человека, при котором он в момент совершения преступления был способен осознавать характер своего поведения и руководить им. Имеется в виду способность понимать не только фактическую сторону своих поступков, но и их социальную значимость и при этом сознательно руководить своими действиями.

Понятие вменяемости тесно связано с понятием вины, которое формулируется из сочетания признаков, характеризующих сферу сознания и сферу воли психики человека. Виновным может быть признано только вменяемое лицо. Поэтому вменяемость является предпосылкой вины, а вина - необходимой предпосылкой уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ).

Лицо, не способное осознавать характер своего поведения или руководить им в силу болезненного состояния психики, признается невменяемым и не может быть привлечено к уголовной ответственности, какой бы тяжелый вред обществу оно ни причинило.

Статья 19.

Статья 21 .

1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Статья 24.

1. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25.

1. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.

2. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

3. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26.

1. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

(Извлечения из Уголовного кодекса РФ)

1. В обществе бытует мнение, что ужесточение уголовной ответственности несовершеннолетних за все виды преступлений - одно из важнейших средств обеспечения их правомерного поведения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу сторонников и противников этого мнения.

Ответ :

Аргументы «за»

Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, растёт.

Ужесточение уголовной ответственности остановит многих подростков от совершения преступлений.


Аргументы «против»:

В силу возрастных особенностей у несовершеннолетнего, совершившего преступление, решающим мог оказаться такой мотив, как ложное чувство товарищества, сыграть роль склонность к подражанию, а не антиобщественная направленность личности и стремление извлечь из совершенного преступления собственную выгоду;

Одним из аргументов против ужесточения уголовной ответственности несовершеннолетних может быть признано совершение подростком преступления в результате физического или психического принуждения со стороны взрослого лица.

2. Сформулируйте название каждой из приведённых статей Уголовного кодекса РФ.

Ответ :

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

Статья 21. Невменяемость

Статья 24. Формы вины

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

3. Согласно ст. 21 Уголовного кодекса РФ «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости». Как вы понимаете смысл следующих характеристик: лицо а) «не могло осознавать фактический характер своих действий (бездействия)»; б)лицо «не могло осознавать общественную опасность своих действий (бездействия)»?

Ответ :

а) не способные осознавать характер совершаемых ими действий, руководить своими действиями;

б) не способные осознавать последствия своих действий (бездействия), нанесения существенного ущерба

4. Согласно Уголовному кодексу РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но за некоторые преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие возраста 14 лет. Привлекая обществоведческие знания, назовите три таких преступления и объясните, почему ответственность за них наступает так рано.

Ответ :

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

1) убийство (тяжкое преступление, умышленное причинение смерти другому человеку, преступление против личности);

2) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (тяжкое преступление, преступление против личности);

3) насильственные действия сексуального характера (тяжкое преступление, преступление против личности)

5. Назовите три общих условия наступления уголовной ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ.

Ответ :

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

6. Управлявший автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения гражданин Р. стал виновником ДТП, в результате которого погибли два человека. Определите форму вины гражданина Р. Свой ответ объясните. Дайте ссылку на соответствующую статью Уголовного кодекса РФ и соответствующий пункт этой статьи.

Ответ :

Форма вины - преступление совершено по неосторожности, по легкомыслию, т. к. водитель предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (ст. 26 ч. 2 УК РФ).

Вопросы тестирования

1. Допускается ли применение уголовного закона по аналогии?

А) допускается;

Б) не допускается.

2. В соответствии с действующим уголовным законодательством, граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства…

А) не подлежат выдаче этому государству;

Б) подлежат выдаче этому государству;

В) подлежат выдаче этому государству только в случае наличия международного договора.

3. Преступление – это …

А) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

Б) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

В) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным или административным законом под угрозой наказания.

4. Преступлениями небольшой тяжести признаются…

А) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы;

Б) неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы;

В) умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.

5. Тяжкими преступлениями признаются…

А) умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание;

Б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы;

В) умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

6. Совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено признается…

В) рецидивом.

7. Совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, признается…

А) неоднократностью преступлений;

Б) совокупностью преступлений;

В) рецидивом .

8. Общими условиями привлечения к уголовной ответственности являются:

А) достижение определенного возраста;

Б) вменяемость, наличие определенной профессии;

В) вменяемость физического лица, достижение определенного возраста;

Г) вменяемость, наличие определенной профессии, достижение определенного возраста.

9. Уголовной ответственности за перечисленные преступления: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158) подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления…

А) четырнадцатилетнего возраста;

Б) шестнадцатилетнего возраста;

В) восемнадцатилетнего возраста.

10. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости…

А) назначаются принудительные меры медицинского характера;

Б) оно подлежит уголовной ответственности на общих основаниях;

В) лицо освобождается от уголовной ответственности.

11. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние…

А) только умышленно;

Б) умышленно или по неосторожности.

12. Преступление признается совершенным с прямым умыслом…

А) если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления;

Б) если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

13. Преступление признается совершенным по небрежности…

А) если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий;

Б) если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

14. Покушением на преступление признаются…

А) умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам;

Б) приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

15. Предусмотрена ли действующим уголовным законодательством за приготовление к преступлению?

А) да;

Б) нет;

В) да, но только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.

16. Преступление совершенное организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, считается совершенным…

А) группой лиц;

Б) группой лиц по предварительному сговору;

В) организованной группой;

Г) преступным сообществом.

17. Эксцесс исполнителя - это…

А) отказ исполнителя от совершения преступления на стадии покушения;

Б) отказ исполнителя от совершения преступления на стадии приготовления;

В) совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников.

18. Сколько видов наказаний предусмотрено действующим уголовным законодательством?

А) 13;

Б) 10;

В) 9;

Г) 7.

19. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются как…

А) основные наказания;

Б) дополнительные наказания;

В) дополнительные или основные наказания в зависимости от категории дел.

20. Все ли уголовные наказания назначаются по приговору суда?

А) да, абсолютно все;

Б) нет;

В) нет, отдельные наказания (штраф, арест) накладываются административными органами.

Воспитание толерантности начинается в семье. Основная роль в воспитании толерантности принадлежит родителям. Толерантные родители понимают, что их взаимоотношения с ребенком и их отношение к окружающему миру станут частью его мировоззрения и мироощущения. Через свой собственный опыт взрослые знакомят детей с правилами общежития.

Воспитывая ребенка соответственно своему представлению, родители встречаются с трудностями. Каждый человек проходит цепочку возрастных кризисов. Ему приходится меняться, узнавать что-то новое о мире. Это служит его взрослению и социализации. Переходные процессы развития ребенка накладывают большую ответственность и требуют большого терпения от близких людей.

Что означает слово толерантность?

Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия.

Самая простая модель получения дохода через интернет

Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

В обществе не наблюдается единства в понимании толерантности. Мнения людей о том, что такое толерантность и каковы ее границы, расходятся. По одной точке зрения, толерантность – свойство личности, по другой – навыки поведения.

Не так легко находиться в таких социальных образованиях, как «семья», «школа», «класс», «село», «город», «страна». Объектом нетерпимости в детской среде могут быть национальная, этническая, половая, социальная, религиозная принадлежность, особенности внешнего вида, привычки, увлечения…

Толерантным отношениям и установкам должна способствовать, прежде всего, атмосфера семьи. Ребенок подражает тому, что видит. В детском возрасте он еще не может отличить добра от зла, хорошего от плохого. Ему еще не ясно, кто он и как он должен вести себя в разных ситуациях. Малыш ищет способы самоутверждения: «меня должны бояться, я должен быть сильным».

Истинное семейное воспитание заключено в отношении к людям. Этот дар может быть получен в семье с низким, средним и высоким достатком. Независимо от материального положения семья может нести бездну жестокости, унижения, абсолютного цинизма, права силы… Малыш впитывает в один миг неверие в мир, ненависть к людям, отвращение к красоте. В будущем ребенок может стать всяким. У всех разные возможности развития. За хорошее воспитание многие принимают хорошие манеры, хорошие знания, словом, все что угодно, кроме мировоззрения.

Чувства ребенка не должны быть искаженными. Детское мышление должно согласовываться с чувством сострадания к людям, их проблемам.


Нельзя забывать, что большую часть зла творят равнодушные родители. Враждебное отношение ребенка к миру возникает от пустоты их души. Задача родителей – проживать вместе с ребенком его жизнь, чтобы наполнить детскую душу хорошим содержанием.

Взрослые должны дать детям возможность понять свою значимость, свою роль в семье, свою индивидуальность. Ребенок, не познавший родительскую любовь, не раскрывший себя, как личность, не сможет адекватно воспринимать окружающих его людей.

Именно добрые семейные отношения семьи влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Очень часто родители не проявляют толерантности по отношению к старикам и показывают детям дурной пример. С детства помню своих соседей, которых осуждали мои родители и родственники за единственный неправильный поступок. Этих людей и их детей уважали, восхищались их трудолюбием, отношением к людям, друг к другу… Но однажды у них заболел дедушка. Дочь отказалась от отца, который нуждался в уходе. Дедушку отвезли в дом престарелых, где он и умер.

Есть восточная семейная притча:

В одном городе жила большая семья. Старый дедушка доставлял своим детям немало хлопот: перепутывал день с ночью, забывал закрывать калитку, опрокидывал на себя еду… Снохе надоело терпеть старого человека в своем доме, и она предложила мужу посадить выжившего из ума старика в корзину и отнести подальше в лес. Муж пошел за корзиной, а сын говорит ему:

— «Папа, не забудь принести корзину обратно».

— «А зачем она тебе?» — спросил отец.

— «Она мне пригодится, ведь когда-нибудь вы с мамой состаритесь».

Взрослые люди делят родительское имущество при живых родителях, выживают их из собственных квартир, забывая о кровном родстве и морали. Родительское презрение к людям с ограниченными физическими возможностями, к старикам дети принимают как норму поведения.

С какого возраста воспитывается толерантность?

С раннего детства ребенок усваивает некие нормы, заставляющие его поступать хорошо или плохо. Чуть ли не с первых месяцев он разделяет людей на своих и чужих.

Как формируются морально-нравственные установки, определяющие понятия «свой», «чужой»?

Трехмесячный малыш явно отдает предпочтение лицам своей национальности и пугается людей с ярко выраженными чертами другой расы. Трехлетние дети, не задумываясь, будут поддерживать только своих, вступать в отношения с теми, кого считают близкими или равными себе, не пытаясь разобраться в ситуации. Из страха они отказываются от игр и общения с незнакомыми и малознакомыми сверстниками.

В пятилетнем возрасте дети хорошо понимают, кто в данной ситуации является агрессором и жертвой, кого следует пожалеть и поддержать, а кого наказать.


Младший подросток 7-9 лет способен объяснить свой выбор и предложить свою позицию. Для него важна реакция окружающих, их оценка его поступка, его точки зрения. Он приобретает пока еще субъективный нравственный опыт, учится сотрудничать, проходит социализацию. Его отличает готовность принять чужую позицию, изменить свое первое ошибочное представление о своих одноклассниках, друзьях.

В 10-11 лет подросток начинает осознавать, что бывают случаи, когда чужой человек нуждается в помощи больше, чем свой.

Не секрет, что не все люди проявляют сочувствие и справедливое отношение к своим и чужим.

Маленькие дети руководствуются только чувствами и эмоциями. С возрастом они учатся разбираться в ситуации, обосновывать выбор, контролировать эмоции. Пик прагматизма достигается в юности.

В зрелые годы и ближе к старости людям свойственна сентиментальность, сочувствие, милосердие.

Психологические наблюдения

Психологи утверждают, что человек, который активно помогает близким, никогда не оставит без помощи незнакомых ему людей.

Выявлено, что в состоянии стресса готовность человека защищать чужого уменьшается.

Готовность человека помогать другим убывает с увеличением материального достатка, которым он обладает.

Это нужно знать

У разных авторов толерантность определяется по-разному: как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н. Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Пьересон, Дж. Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л. Г. Почебут), как определенное качество взаимодействия (М. Мацковский), как особые отношения (С. К. Бондырева).

Литература предлагает подходы к толерантности как к механизму общения, ценностной ориентации, форме социального взаимодействия, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми – педагогов, врачей, психологов, политиков, представителей торговли.

Детский психолог К. Арутюнова предложила разным возрастным детским группам решить сложную дилемму: поезд неминуемо собьет 5 человек, которые оказались на его пути. Однако можно перевести стрелку и тогда пострадает один человек, идущий по рельсам. Детям предстояло выбрать только один из вариантов. Они выбирали в основном второй вариант. Ответы менялись в противоположную сторону с предложенным уточнением: тот один – ваш родственник.

Дилемма была усложнена: на мосту стоит очень толстый человек. Можно подтолкнуть его, он упадет на рельсы, поезд остановится и пятеро спасутся. В выборе ответа наблюдались колебания в связи с тем, что предлагалось толкнуть человека, а не просто перевести рычаг.

С изменением ситуации менялось решение дилеммы. У детей было достаточно времени на раздумья. Умение принимать разумные решения приходит с опытом и очень важно передать детям этот опыт.

Что такое интолерантность?

К крайним проявлениям интолерантности относятся этническая нетерпимость, терроризм, экстремизм, ксенофобия. Различают открытую интолерантность, которая возникает в управленческих, межконфессиональных отношениях и скрытую интолерантность (гендерная, межэтническая, профессиональная). Политическая же интолерантность выражается как в открытой, так и в скрытой форме.

В нашей жизни мы сталкиваемся с интолерантностью взрослых по отношению к молодежи, их сленгу, субкультурам, увлечениям, привычкам и манерам… Не всегда проявляется понимание, терпимость и снисходительность к подростковым интересам и странностям. Многое зависит от родительской позиции, их умения противостоять трудностям, умения оценить различные стороны жизни, умения общаться с ребенком.

  • С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
  • Младший школьник должен знать, что люди живут в разных странах и говорят на разных языках. Важно объяснить ему, что не всем людям живется хорошо в своих странах, и они вынуждены покидать родину и менять место жительства. Необходимо учить ребенка быть открытым, уважать достоинства лиц другой национальности, уметь вести конструктивный диалог.
  • Воспитывайте в ребенке тактичное отношение к престарелым людям, к соседям, одноклассникам.
  • Учите уважать разные характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки. Не позволяйте детям обижать слабых.
  • Объясните ребенку, почему нельзя использовать в общении обидные клички (связанные с национальностью или физическим недостатком), искать «козла отпущения», решать проблемы с помощью кулаков.
  • Учите детей уважать религиозные взгляды других, взаимодействовать с людьми, имеющими разное мировоззрение, уважать чужие традиции и обычаи. Объясните детям то, что неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению конфликтов между людьми.

Толерантное отношение к людям должно стать естественной потребностью современного человека. Нельзя растить детей, отягощенных национальными проблемами, предвзятым отношением к другим. Проблемы толерантности можно было бы избежать, если бы взрослые развивали в себе толерантное отношение к другим и прививали это качество своим детям.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, что может повлиять на снижение уровня интолерантности в нашем обществе? Каким образом необходимо формировать и развивать толерантность в наше время?

Принципы воспитания толерантности

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности - Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т.о. происходит заложение толерантных установок).

Принцип культуросообразности - В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толератности с жизнью - Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности - Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир

Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка - Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения - Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

Создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

Использование демократического стиля педагогического руководства;

Организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества - Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии - Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.