О пенсионной реформе. Основные положения нового пенсионного законодательства

01.04.2019

Италия в 1920-30-е гг.

В межвоенный период в Италии складывается политический режим тоталитарного характера. В политической сфере устанавливается монополия Национальной фашистской партии и ее лидера, Бенито Муссолини . Фашистский режим в Италии был во многом сходен с нацистским режимом Третьего рейха в Германии. Несмотря на определенные противоречия, в конце концов Германия и Италия заключают союз и в ходе Второй мировой войны действуют сообща.

Предыстория

Еще в конце XIX века Италия заключила военный союз с Германией и Австро-Венгрией. Однако после начала Первой мировой войны Италия объявила о нейтралитете, а с 1915 года вступила в войну на стороне Антанты. После войны ориентированная на военное производство экономика оказалась в упадке, значительно возросло число безработных и недовольных, возросла популярность коммунистической идеологии.

События

1919 г. - Бенито Муссолини создает Итальянский союз борьбы, в 1921 году преобразованный в Национальную фашистскую партию. В начале XX века Муссолини придерживался социалистических взглядов, занимался пропагандой, журналистикой, общественной деятельностью, организацией забастовок и манифестаций, выступал против войны. Однако в ходе Первой мировой войны он изменил свои взгляды, разорвал отношения с социалистами и стал выступать за вооруженное отстаивание национальных интересов Италии. Итальянский союз борьбы был создан для борьбы с социалистами и коммунистами, проводившими забастовки и захваты фабрик, что, по мнению Муссолини, представляло угрозу для Италии. Муссолини и его движение быстро набирали популярность.

27 октября - 30 октября 1922 г. - марш на Рим . Члены фашистской партии и отряды чернорубашечников (партийных военизированных подразделений) маршируют в направлении Рима, занимая города на своем пути и требуя передачи всей полноты власти в руки фашистов. Король Виктор-Эммануил II был вынужден уступить давлению и назначить Муссолини премьер-министром, после чего в стране начинает складываться тоталитарный режим.

1928 г. - официальное установление однопартийной системы. Но и до этого политические оппоненты фашистов (в первую очередь коммунисты) подвергались арестам и убийствам, парламентские выборы были отменены, и политической конкуренции в стране фактически не было.

1935-1936 гг. - Итало-эфиопская война. Эфиопия становится итальянской колонией.

1939 г. - завоевание Албании.

Заключение

Причины популярности Муссолини

Италия, как и Германия, стала единым национальным государством относительно поздно - лишь во второй половине XIX века. В связи с этим для многих итальянцев было характерно стремление к самоутверждению итальянцев как нации, национальной консолидации. Это стремление Муссолини успешно воплотил в своей политике. Ему также удалось добиться значительных успехов в экономике, в развитии сельского хозяйства. При этом в Италии не существовало длительной демократической традиции, поэтому значительная часть населения спокойно относилась к ликвидации политической конкуренции, тоталитарному характеру государства.

Муссолини и Гитлер

Со времен Первой мировой войны Муссолини видел в Германии угрозу Италии. Ему не нравилась чересчур агрессивная политика, проводимая Гитлером; Муссолини, как и Гитлеру, были присущи расизм и антисемитизм, однако в меньшей степени и в другой интерпретации. Несмотря на сходство режимов, масштаб репрессий в Италии был существенно меньше. Однако Гитлер хотел иметь Италию и Муссолини в качестве союзника, и Муссолини пошел ему навстречу.

Конспект

По окончании Первой мировой войны Италия не получила обещанных ей Антантой территорий. Фактически она являлась страной-победительницей, но практически была лишена всех привилегий при подписании мирного договора.

Многие итальянцы, видя это предательство, не могли мириться с таким положением вещей. Индустриальная база, развивавшаяся благодаря войне, не смогла быстро перестроиться на мирный ритм работы и вскоре пришла в упадок. Два миллиона человек оказались безработными.

На волне всеобщего недовольства в политической жизни Италии возникает и набирает популярность новая партия фашистов под руководством Бенито Муссолини. Партия выступала за сплочение вокруг одного вождя - дуче всех слоев итальянского общества. Для процветания Италии необходимо было расширять, в том числе и военным путем, колониальные территории Италии, угнетать другие народы и выкачивать из них все что только можно. Сторонниками Муссолини были вернувшиеся с фронта солдаты, рабочие, служащие и проч. граждане, объединявшиеся в союзы (фаши ).

Для обеспечения своей безопасности фашисты стали создавать т. н. отряды чернорубашечников - боевиков, главным образом из молодежи и фронтовиков. Для достижения своих целей Муссолини приказывал избивать своих политических противников, открыто применять силу.

В октябре 1922 года Муссолини во главе тысяч «чернорубашечников» двинулся на Рим, чтобы взять власть. Во избежание гражданской войны король Италии Виктор Эммануил сделал Муссолини премьер-министром.

Идя к своей основной цели - сплотить итальянцев в единую нацию при ликвидации всех социальных противоречий, Муссолини денационализировал (отдал в частные руки) неэффективные предприятия, подавил забастовочное движение, снизил безработицу и дефицит государственного бюджета, начал преследование своих политических оппонентов, в первую очередь коммунистов и социалистов. Для управления государством был создан Большой фашистский совет.

Видя первые значительные успехи фашистского режима, итальянцы проголосовали за Муссолини на выборах в парламент Италии, тем самым официально дав власть в руки будущему диктатору.

Муссолини установил в Италии режим единоличной власти - диктатуры. Любое инакомыслие подавлялось. Все служащие, государственные чиновники и проч. должны были быть фашистами. Он распустил профсоюзные организации, заменив их корпорациями, и истребил практически всех политических оппонентов. Он заключил договор с Римской католической церковью, признав ее независимость и сделав папу Пия XI главой суверенного государства - Ватикан взамен на одобрение фашистской политики.

В итоге к началу 1930-х гг. дуче Муссолини стал непререкаемым авторитетом в Италии, человеком, за которого каждый итальянец должен был отдать свою жизнь.

Во внешней политике главной целью Муссолини было воссоздание Римской империи в ее границах. Для этого долгое время шла идеологическая и практическая обработка населения Италии и в первую очередь молодёжи.

В 1936 году был подписан Антикоминтерновский пакт с Германией (позже к нему примкнула Япония), который был направлен против СССР и коммунизма в целом. В 1935-1936 гг. Италией была захвачена Эфиопия (Абиссиния), атакован остров Корфу в Ионическом море. В 1939 году захвачена Албания.

1 сентября 1939 года, к началу Второй мировой войны, Италия была в тесном военно-политическом союзе с Германией и выступала страной-агрессором.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 6 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 66.
  2. Почему идеи фашизма получили широкую поддержку в среде итальянского общества?
  3. Почему Римская католическая церковь согласилась сотрудничать с фашистами и не осуждала их действия?
  1. Всемирная история ().
  2. Академик ().
  3. Интернет-портал Historick.ru ().

Реформа 2002 года, на наш взгляд, наиболее широкомасштабная. Она привела к новым механизмам начислений и выплаты пенсий. В России до реформы 2002 года, как и в СССР, действовала распределительная система пенсионного обеспечения, которая, в большей степени приближена к модели Бисмарка (описание этой модели дано ранее в главе I). Распределительная система предполагает использование всех поступивших средств в текущий период на выплаты пенсий пенсионерам здесь и сейчас; накопления как такового не происходит, нынешних работников в будущем, на пенсии, будет обеспечивать молодое трудоспособное поколение.

После реформы 2002 года пенсионная система стала смешанной, распределительно-накопительной. Такая модель предполагает часть поступающих взносов использовать на выплаты текущим пенсионерам, а часть средств накапливать на индивидуальных счетах будущих пенсионеров.

В результате действия этой модели (на период до 2010 года) трудовая пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопили

Базовая часть пенсии была предназначена для того, чтобы обеспечить минимальный уровень пенсии, гарантированной государством. Базовая часть устанавливалась в виде фиксированной суммы для граждан, чей трудовой стаж составляет не менее 5 лет. Она не зависела от общей продолжительности стажа и размера заработной платы в период трудовой деятельности. При издании закона в 2001 году ставка базовой пенсии была равна 450 рублей в месяц. Величина прожиточного минимума пенсионера на тот период времени составляла 1144 рубля. При достижении пенсионером возраста 80 лет и более к базовой ставке применяется повышающий коэффициент. Для примера в 2009 году размер базовой части трудовой пенсии по старости равен 2562 рубля в месяц, а для лиц, достигших 80 лет или являющихся инвалидами, размер базовой части пенсии составляет 5124 рубля в месяц. 11 ^ В настоящее время базовая часть трудовой пенсии не выделена, она входит в состав страховой части пенсии как фиксированный базовый размер страховой составляющей пенсии. Вместе с тем порядок ее формирования и назначения остался прежним, изменились только название и структурная принадлежность.

Страховая часть по самому названию говорит о том, что несет страховую функцию в общем составе пенсии. Страховая часть трудовой пенсии рассчитывается путем деления рассчитанного пенсионного капитала пенсионера на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Формула расчета первоначально выглядела следующим образом:

где СЧ - страховая часть пенсии по старости; ПК - общий объем расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, посчитанный на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев будущего периода выплаты пенсии, который используется для расчета страховой части пенсии. Период составляет 19 лет или 228 месяцев.

Однако существует категория граждан, чей трудовой стаж состоялся полностью или частично в период до введения нового закона. Для них предусмотрена процедура перерасчета и конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал. Расчетный пенсионный капитал для лиц, имеющих трудовой стаж до 1 января 2002 года, определяется по формуле:

ПК = (РП - БЧ) Т, (2)

где ПК - расчетный пенсионный капитал; РП БЧ - базовая часть пенсии; Т - предполагаемый период выплаты трудовой пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин с общим трудовым стажем не менее 25 лет и для женщин с общим трудовым стажем не менее 20 лет по формуле:

РП = ск . - .сзл, зп

где РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - средняя заработная плата застрахованного в месяц за период с 2000 по 2001 годы, данные предоставляются на основании индивидуального учета. Также можно использовать сведения за любые 60 месяцев непрерывного стажа до этого периода. Информация предоставляется работодателями или государственными (муниципальными) органами. ЗП - средняя заработная плата за месяц в этот же период времени в РФ; СЗП - средняя заработная плата в месяц на территории РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, используемая для исчисления или увеличения размеров государственных пенсий; СК - стажевый коэффициент, равный 0,55. Данный коэффициент повышается за каждый сверхнормативный год работы на 0,01, но не может быть повышен более чем на 0,20. Соотношение ЗР/ЗП не может быть выше 1,2. Для лиц, имеющих неполный общий стаж (менее 25 лет у мужчин и 20 у женщин), величину расчетного пенсионного капитала, рассчи-тайную как для полного стажа, необходимо поделить на количество месяцев полного стажа и умножить на количество месяцев фактически отработанных застрахованным лицом.

Под полным трудовым стажем понимается общая продолжительность трудовой деятельности до 1 января 2001 года.

Страховая часть пенсии ежегодно индексируется Правительством РФ. Размер индексации зависит от темпов роста инфляции в государстве, от индекса роста среднемесячной заработной платы в стране и от индекса роста доходов пенсионного фонда.

Накопительная часть трудовой пенсии предназначена для увеличения будущих пенсий граждан путем инвестирования накопленных средств и получения дополнительного дохода. Накопительная часть трудовой пенсии также учитывается на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного и не имеет ограничений по сумме возможных накоплений. Она формируется за счет уплаты работодателем части страховых взносов. Расчет размера накопительной части пенсии производится по формуле:

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии; ПН - объем пенсионных накоплений застрахованного лица, на период назначения накопительной части трудовой пенсии; Т - количество месяцев планируемого периода выплаты пенсии по старости (определяется в законодательном порядке).

Расчет суммы накопительной части пенсии идентичен расчету страховой части пенсии. Отличия заключаются в том, что накопительная часть инвестируется в рыночные механизмы для получения дополнительной прибыли, которая будет начислена на лицевой счет. Индексация накопительной части осуществляется 1 раз в год и будет зависеть от доходов от инвестирования этих средств. В случае смерти застрахованного лица накопительная часть пенсии может быть выплачена правопреемнику, что невозможно произвести со страховой частью пенсии. Выплата накопительной части пенсии будет осуществлена застрахованному лицу или его правопреемнику в случае даже если трудовой стаж был менее 5 лет.

Таким образом, общий размер трудовой пенсии по старости ранее определялся по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ, (5)

где П - пенсия; БЧ - базовая часть; СЧ - страховая часть, НЧ - накопительная часть.

Модернизация пенсионной системы Российской Федерации

1. Проблемы реформы с 2002 года

Пенсионная реформа в России началась в 2002 году, однако, уровень жизни пенсионеров не достиг желаемого результата, поэтому существует некоторое недовольство населения данной реформой. До 2002 года существовала распределительная система пенсионного обеспечения, то есть все средства, выплачиваемые работодателем в виде пенсионных отчислений из фонда заработной платы предприятия, использовались для выплаты пенсий. В результате увеличения среднего пенсионного возраста населения увеличилось количество пенсионеров, и, соответственно уменьшилось количество работающих. Следствием этого является уменьшение суммы пенсионных отчислений, что приводит к уменьшению размера пенсии. Поэтому возникла необходимость в пенсионной реформе со стороны государства путем перехода к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Следует отметить, что нормальному развитию пенсионной реформы мешает ряд проблем. Во-первых, нет чёткой стратегии реализации пенсионной реформы. Реформированием занимаются Министерство социального развития, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Федеральная служба по финансовым рынкам, но нет ведомства, отвечающего за реализацию пенсионной реформы. Во-вторых, большая часть населения не знает даже об основных положениях реформы, потому что выделенные Пенсионному фонду еще в 2003 году 5 млн. долларов на информационную кампанию, до сих пор не потрачены. Также существенной проблемой является высокая концентрация пенсионных накоплений под управлением государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк. Предполагалось, что эти средства будут направлены в различные отрасли экономики, а на практике они хранятся во Внешэкономбанке, что не отличается от хранения накопительных средств в Пенсионном фонде.

Большими проблемами пенсионной реформы является:

1. Нехватка средств у государства.

2. Огромный и растущий дефицит Пенсионного фонда России, низкие пенсии, чьи индексации до недавнего времени отставали от роста заработной платы, устойчиво низкая доходность обязательных пенсионных накоплений, ставящая под сомнение благосостояние будущих пенсионеров.

Если в 2002-2004 годах бюджет ПФ сводился с небольшим профицитом, то в 2005-2006 году в ПФ появился дефицит. И он продолжает расти. И некоторые эксперты склонны говорить о финансовом крахе ПФРФ. Отсюда вытекает третья проблема. (Сумма дефицита составлял 20 млрд. рублей или 1,35% от расходной части бюджета).

В структуре доходов ПФР спрятаны инъекции из федерального бюджета, про которые формально не говорится, что они направлены на покрытие дефицита. Если рассматривать движение пенсионных денег, сколько выплачивается на трудовые пенсии, с одной стороны, и сколько собирается через Единый социальный налог для финансирования этих выплат, с другой стороны, то легко обнаружить значительный дефицит.

3. По мнению аналитиков Пенсионного фонда, основным признаком, негативно влияющим на ход пенсионной реформы, может быть ухудшение демографической ситуации, ставящей под угрозу способность пенсионной системы выполнять свои планы в долгосрочном плане.

4. За последнее время не принято ни одного значимого решения из числа мер, необходимых для продолжения реформы.

5. Постоянное финансирование из федеральных источников противоречит самой концепции ПФР, который создавался как организация с самостоятельной структурой финансирования за счет страховых выплат.

В настоящее время пенсия состоит из 3 частей: базовой (устанавливается государством), страховой (зависит от стажа работы и заработной платы) и накопительной (зависит от заработной платы и полученного дохода по ценным бумагам). Накопительной частью гражданин может распоряжаться самостоятельно, что эффективно для государства, потому что теперь оно не несет всю ответственность за пенсионное обеспечение.

Базовая часть пенсии не зависит ни от стажа работы, ни от заработка, и по закону равняется 450 рублям, но поскольку она постоянно повышается (т.е. индексируется), к настоящему времени ее размер составляет 598 рублей 02 копейки, т.е. с 01.01.2002 г. она увеличилась в 1,32894108 раза.

Тем, кто достиг 80 лет, является инвалидом, имеет на иждивении нетрудоспособных членов семьи и т.д., базовая часть трудовой пенсии выплачивается в повышенном размере.

Страховая часть пенсии по старости определяется так: берется расчетный пенсионный капитал, который накопился на лицевом счете в Пенсионном фонде на день оформления пенсии и делится на время дожития

Страховая часть пенсии = пенсионный капитал / время дожития (в месяцах).

В результате такого деления и получается ежемесячный размер страховой части пенсии.

Пенсионный капитал состоит из страховых взносов, которые работодатель с января 2002 г. ежемесячно платит в Пенсионный фонд и которые максимально составляют 14 процентов от зарплаты. Платит работодатель их, из своих средств.

Часть этих взносов идет на пополнение пенсионного капитала, из которого потом и рассчитывается страховая часть трудовой пенсии, а другая их часть идет на пополнение пенсионных накоплений, из которых считают накопительную часть пенсии.

Страховые взносы = пенсионный капитал (идет на страховую часть) + пенсионные накопления (идут на накопительную часть)

До 2005 года работодатель перечислял за каждого своего работника 35,5% единого социального налога. 28% данных средств получал Пенсионный фонд: 14% шли на выплату пенсий, остальные 14% направлялись на формирование будущей пенсии сотрудника: 3% - на накопительную часть и 11% - на страховую. Страховые части пенсии тоже идут на выплату текущих пенсий, но их размер в будущем учитывается при определении размера пенсии.

Накопительная часть.

Ежемесячная накопительная часть трудовой пенсии по старости рассчитывается почти также как и страховая, т.е. уже пенсионные накопления (а не пенсионный капитал), в которые идет часть страховых взносов в Пенсионный фонд, делятся на то же самое время дожития.

Как и страховая, накопительная часть трудовой пенсии формируется из пенсионных взносов. Но у нее есть очень важное отличие: часть пенсионных взносов, уплаченная за работника его работодателем в виде ЕСН и затем попавшая в ПФР, не тратится на выплату текущих пенсий. Она накапливается и инвестируется, то есть вкладывается в ценные бумаги с целью получения дохода. ПФР учитывает эти средства в так называемой "специальной части индивидуального лицевого счета" гражданина. Там отражаются как ежегодные поступления взносов, так и полученный инвестиционный доход.

Главное достоинство накопительной части пенсии в том, что гражданин получает право выбора, кому доверить управление средствами пенсионных накоплений.

Процент взносов, идущих на накопление, различается в зависимости от возраста работника и его заработка. Разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. Согласно первоначальной версии реформы, вообще не участвуют в накопительной системе граждане "старших возрастов" (мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше). "Средние возраста" (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%, а по мере роста зарплаты эта ставка снижается до нуля из-за регрессивной шкалы ЕСН. "Младшие возраста" (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме: до 4% в 2004 году, до 5% в 2005 году, и до 6% начиная с 2006 года (правда, эти ставки относятся к низким зарплатам, а по мере роста зарплаты ставка снижается до нуля).

Пенсии по государственному обеспечению также нуждаются в модернизации, а это:

1) пенсии за выслугу лет;

2) пенсии по инвалидности;

3) Государственная пенсия по случаю потери кормильца;

4) Государственная пенсия по старости;

5) Социальная пенсия.

Между ними существует большая социальная дифференциация, что ведет к недовольству населения высокими пенсиями чиновников.

Таким образом, мы рассмотрели одни из главных проблем модернизации пенсионной системы. Далее рассмотрим реформу на современном этапе.

Анализ проблем пенсионной реформы в современной России

Итак, если принятию Программы 1998 года предшествовало активное (хотя и не всегда результативное) обсуждение проектов реформы, то реформа 2002 года стала результатом исключительно внутри правительственных решений...

Виды стажа, используемые в законодательстве о социальной защите населения

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

С геополитической точки зрения российские реформы конца 1980 - начала 1990-х годов являются катастрофой. Прекрасно знающий Россию итальянский журналист Дж. Кьеза характеризует создавшееся положение апокалиптически: «Третий Рим, или вернее, страна...

Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы

Первой задачей реформы является снижение сложности пенсионной системы путем применения простой формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для получения права на пенсию...

Пенсионная реформа в Украине в 2010

Вглядываясь в приметы приближающейся осени, я все четче понимаю, что мне напоминает пенсионная реформа-2010. Полностью засохший, с безжизненными желтыми листьями каштан, выбросивший в августе несколько молодых побегов и "свечек" - не ко времени...

Пенсионная система Российской Федерации

Первые переписи населения в России

В октябре 2002 в России была проведена Всероссийская перепись населения 2002 года. В ходе неё установлено, что между двумя последними переписями, с 1989 по 2002 г., население России сократилось на 1,8 млн. человек до 145,2 млн. В то же время...

Перепись населения

Последняя Всероссийская перепись населения проводилась по состоянию на 9 октября 2002 года...

Перепись населения

Перепись населения - это организация сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем в определенный момент времени в стране. Принципы переписи: 1...

Перепись населения

Перепись проходила в 3 этапа. I. Предварительный обход - проведение опроса населения, проведение контрольного обхода по полноте учета населения. С 4 по 7 октября переписчики предварительно обходили все строения и помещения счетного участка...

Реформа пенсионной системы в РФ

1 этап пенсионной реформы 2002 года - начало реформы пенсионной системы России. В 2002 году после почти столетнего перерыва (с 1917 года) в основу пенсионной системы России Пенсионный фонд ввел страховые принципы...

Социальная политика Российской Федерации

Необходимость проведения социальных реформ диктуется общим направлением развития российского общества в целом и экономики в частности...

Статистический анализ разводов в Амурской области за 2002 – 2011 гг.

Условия назначения трудовых пенсий в рамках реформирования пенсионной системы в России

При переходе к рыночной экономике ввиду низкого пенсионного обеспечения встал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. Одним из шагов на этом пути является введение в действие с 1 января 2002г...

План
Введение
1 Два источника пенсии
2 Предпосылки
3 Правовое обеспечение
4 Распределительная система
5 Схема формирования с 2002 по 2010 годы
6 Распоряжение накопительной частью
7 Налоговые льготы
8 Новый этап пенсионной реформы. 2008 год
8.1 Распределение страховых пенсионных платежей

9 Программа государственного софинансирования пенсии

Список литературы

Введение

В данной статье раскрывается хронология пенсионной реформы.

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

1. Два источника пенсии

Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:

· страховая ;

· накопительная .

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию . Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР

По умолчанию Пенсионный фонд России размещает пенсионные накопления через государственную управляющую компанию - Внешэкономбанк (ГУК ВЭБ). С 2009 года ВЭБ формирует два портфеля: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (консервативный)

2. Предпосылки

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

3. Правовое обеспечение

Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» .

4. Распределительная система

Распределительная система ( англ. «Pay-As-You-Go» или PAYG - «плати пока идешь») основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Эта система перестает работать в условиях роста демографической нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров возрастает, что характерно для всех стран.

5. Схема формирования с 2002 по 2010 годы

С 2002 года государственная трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей - Базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.

Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть - зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленной федеральным законом.

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель платит = 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование - 6 %, а в пенсионный фонд - 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % - базовая, 10 % - страховая и 4 % - накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть - 8 % от заработной платы.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

6. Распоряжение накопительной частью

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста).

7. Налоговые льготы

Гражданам, участвующим в негосударственных или добровольных пенсионных программах, предоставляются налоговые вычеты по подоходному налогу. Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

C 2010 года в Налоговый кодекс внесены изменения…

8. Новый этап пенсионной реформы. 2008 год

1 октября 2008 года Председателем Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы.

С 2011 года декларируется переход на совершенно новую систему пенсионного обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Из общей суммы страховых платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.

Новый этап реформы, как считают в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ.

Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, будут возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.

В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия будет состоять только из двух частей - накопительной и страховой.

С 2010 года пенсия для всех категорий граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.

Не позднее 2015-2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого «советского» уровня - в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.

8.1. Распределение страховых пенсионных платежей

В новом варианте предполагается следующая схема распределения пенсионных платежей:

· 6 % из общей суммы в 26 % пойдут на накопительные персонифицированные лицевые счета

· 20 % - на страховую часть пенсии

· из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицированно

· оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения», который, по словам статс-секретаря-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрия Воронина :

обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.

Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.

Данная система, сильно отличается в сторону ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.

9. Программа государственного софинансирования пенсии