Взаимодействие с родителями мдоу в рамках фгос. Сотрудничество с родителями в условиях реализации фгос до. работы с семьей

04.03.2019

Сотрудничество с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

старший воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 ГО г. Уфа РБ

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка , порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Ориентация на узкую специализацию в современном обществе вообще также сказывается на подходах к воспитанию ребенка. Взрослый не чувствует уверенности в том, что он необходим ребенку, что он может и должен принимать активное участие в его развитии. Более 70% родителей считает, что образование ребенка должно быть осуществлено специалистами, также как и другие услуги, например, ремонт автомобиля, переводя, тем самым, образование в сферу потребления. При этом общество предлагает заинтересованному взрослому множество «образовательных подделок». Это «развивающие центры», «развивающие игры » и множество других «симулякров», создающих у родителей иллюзию заботы тех, кто предлагает товары или услуги, о развитии их ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 000, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – это объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ;

Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задача МАДОУ ЦРР – детский сад № 000, «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Наш детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов в МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Взаимоотношения с родителями МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 целесообразно выстраивает поэтапно:

«Давайте познакомимся!». На первом этапе родителей знакомим с детским садом, с образовательными программами , с педагогическим коллективом , раскрываем возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаем активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы », игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе мы говорим о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность , совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).

Для МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 существует правило: «Сотрудничество, а не наставничество!»

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Следующий этап «Готовимся серьезно».

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Этап «Динамичность».

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы с семьей.

Наш детский сад берет за основу еще одно правило: «Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников!»

Поэтому мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему правильно выстраиваем работу с родителями, делаем ее эффективной, подбираем интересные формы взаимодействия с семьей.

Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта):

I. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей.

II. Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.

III. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).

IV. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности).

V. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях.

VI. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.

VII. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).

VIII. Установление правильных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).

Список литературы:

1.Богомолова, партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика№ 2.

2. , Данилюк ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

3. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика.

4., Кудрявцева сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

5.Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?

7., Кротова педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО) (слайд 2).
В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства (слайд 3).
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения (слайд 4).
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой
новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом (слайд 5).
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях (слайд 6).
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход;
3) сотрудничество, а не наставничество;
4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;
5) динамичность (слайд 7).
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию
детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка (слайд 8);
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений (слайд 9);
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы
к развитию ребенка в семье и ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка (слайд 10).
Функции работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (слайд 11);
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -
заведующая - специалисты) (слайд 12).
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга (слайд 13).
Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей (слайд 14);
- семейные спортивные встречи;
- почта и телефон доверия;
- конкурсы семейных талантов;
- семейные проекты "Наша родословная";
- открытые занятия для просмотров родителей;
- контрольные работы для родителей;
- аукцион секретов воспитания;
- родительская гостиная;
- портфолио семейного успеха (слайд 15).
Важные моменты:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной
бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей (слайд 16).
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта (слайд 17).
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога , демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя (слайд 18).
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или
за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога (слайд 19);
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений (слайд
20).
Вывод . Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации (слайд 21).
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того,чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей (слайд 22).

Из опыта работы
«Взаимодействие детского сада и семьи
в условиях реализации ФГОС ДО»

Бутылина Ирина Валерьевна,
воспитатель МКДОУ д/сад «Улыбка»,
г. Бородино Красноярского края

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет её, выполняя свои особые функции. Их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В Словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
— установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
— объединение усилий для развития и воспитания детей;
— активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
— создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.

Система работы с родителями в нашем детском саду строится на следующих принципах:
— открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Работа начинается с изучения контингента родителей (возраст, образование, профессия, настроенность на взаимодействие с педколлективом ДОУ); образовательных запросов родителей, что дает возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, а также повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.

В структуре системы работы:
1. Педагогическое просвещение родителей – проводится с целью их ознакомления с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Данная работа проводится через семинары-практикумы, педагогические гостиные, родительские собрания, устные педагогические журналы и игры с педагогическим содержанием.
При проведении консультаций для родителей педагоги ДОУ активно используют такие методы общения как: ролевое проигрывание проблем воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной), моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания. Они применяются, чтобы предоставить родителям возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, получить опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка.

2. Включение родителей в образовательный процесс через Дни открытых дверей, совместное участие в конкурсах, выставках, демонстрацию личностных достижений воспитанников, участие в детско-взрослых проектах. Широкое распространение среди родителей ДОУ получили праздники: День матери, 23 февраля, 8 Марта; игровой семейный конкурс «Спортивная семья»; творческие конкурсы. Такие праздники, конкурсы помогают создать эмоциональный комфорт в группах, сблизить участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование данных форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения.

3. Выпуск ежеквартальной газеты «Непоседы», где представлены тематические материалы для родителей и детей.

4. Привлечение родителей к руководству ДОУ через их участие в работе Совета детского сада, родительских комитетов групп. В состав Совета детского входят по два-три человека от каждой группы, заведующий, заместитель заведующего.
В нашем ДОУ работают родительские клубы: «Семейная академия» для родителей детей младшего дошкольного возраста, куда приглашались родители, имеющие детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад; «На пороге школы» для родителей будущих выпускников ДОУ. Клубы являются дополнительным компонентом воспитательного процесса, когда родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Таким образом, от участия родителей в работе нашего дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Стремление педагогов нашего ДОУ к изменению формы общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Библиографический список:
1. Галеева Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй: учебно-методическое пособие. СПб., 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО

Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо взаимодействие двух важных институтов социализации детей - семьи и детского сада .

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями . Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

На сегодняшний день, в рамках реализации ФГОС ДО для педагогов дошкольного образования в данном направлении работы один выход : включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом и изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье .

Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи . Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из главных задач ФГОС ДО . В связи с этим, с целью создания партнерских отношений « семья - детский сад » , возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями .

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано :

информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье , но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

обеспечить открытость дошкольного образования;

создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;

создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задача детского сада :

привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, оказать ей педагогическую помощь;

учитывать дифференцированный подход к каждой семье , учитывать социальный статус и микроклимат семьи , а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей;

создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Задачи педагогов : обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи , повысить компетентность родителей, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей .

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают , обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат : здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО :

Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает : общие и групповые собрания, консультации, семинары, индивидуальные беседы. Выставки детских работ и поделок , изготовленных вместе с родителями. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. Совместные экскурсии, пешие прогулки, походы. Открытые занятия, мастер-классы, совместное создание предметно-развивающей среды.

Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности, позволяет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду .

По данному направлению можно проводить : анкетирование, тестирование, личные беседы. Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы) . Содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей, его необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет.

Досуговое направление - это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Оно призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет .

По данному направлению можно организовать : праздники, развлечения, празднование дней рождения, выставки, конкурсы к традиционным праздникам, дни добрых дел и многое другое.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная , не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье .

Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы ( детский сад и семья ) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге» , то постепенно даст определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, тем самым создастся атмосфера взаимоуважения . А позиция родителей

как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой конкретной дошкольной образовательной организацией.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Основные направления взаимодействия с родителями

  1. Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
  2. Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
  3. Совместная деятельность педагогов и родителей в образовательном процессе.

Построение системы взаимодействия с родителями, основанной на принципах федерального государственного стандарта, полноценное решение поставленных задач возможно лишь при условии грамотного педагогического подхода. Формирование педагогических компетенций во взаимодействии с родителями наиболее эффективно осуществляется в рамках методического объединения педагогов.

Методическое объединение, как правило, включает педагогов с различным опытом работы, своим видением поставленной проблемы и методами её решения, находками в педагогической деятельности. Это предоставляет широкие возможности для обмена опытом. В то же время теоретические, научные подходы, на которых базируется ФГОС, так же важны для изучения. Поэтому, положив в основу деятельности МО рассмотрение основных направлений взаимодействия с родителями, использовали разнообразные формы работы с педагогами, направленные на развитие и повышение творческого потенциала.

«Педагогический класс» – изучение теоретических и методических аспектов проблемы. Здесь в форме презентаций, лекций, деловых бесед педагоги знакомятся с методологическими основами проблемы.

«Педагогическая мастерская» – включает практическую деятельность педагогов. Это работа в творческих группах, аналитическая деятельность, дискуссии, где педагоги могут на практике применить имеющийся опыт, высказать точку зрения. В каждое занятие в этой части включаются игровые упражнения и тренинги, которые педагоги в дальнейшем могут использовать при проведении различных форм работы с родителями. (Некоторые из используемых игр представлены ниже).

«Педагогическая гостиная» – предполагает обмен опытом работы. Это и презентации из опыта работы, фрагменты открытых мероприятий, обмен опытом в ходе круглого стола. Открытые мероприятия с родителями могут быть вынесены в отдельное мероприятие.

«Педагогическая копилка» – накопление банка материалов. За время работы собран и разработан практический материал – это буклеты, сценарии мероприятий, тематические папки, сборник игр, методические рекомендации, которые педагоги в дальнейшем используют в работе.

Такое построение занятий позволяет разнообразить деятельность педагогов, активизировать каждого, дает возможность проявить себя, высказать свое мнение.

В план деятельности методического объединения включается занятие, которое проводит педагог – психолог. Психологическое сопровождение деятельности МО создает условие для динамики личностной активности его участников и обеспечивает достижение поставленных целей. Выдвинутая проблема рассматривается с точки зрения психологии, даются практические рекомендации. Например, педагог – психолог совместно с педагогами выделили трудности в общении, которые складываются между воспитателями и родителями, их причины и возможности преодоления этих трудностей.

План работы методического объединения «Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС;
  2. Расширить, обобщить знания педагогов о формах, методах, содержании работы с родителями по различным направлениям детской деятельности в ходе реализации образовательной программы;
  3. Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практику работы эффективного педагогического опыта взаимодействия с родителями.
Тема, содержание работы Способы организации
  1. Утверждение плана работы МО
  2. Заполнение анкеты участника МО.
  3. Литература по теме «Взаимодействие детского сада и семьи»
  4. Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС.
  5. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО Домашнее задание – подготовка буклета – презентации своей группы.
  • работа с анкетой
  • выставка литературы
  • презентация
  • беседа-интервью

Тема: Построение взаимоотношений с родителями в современном образовательном пространстве .

Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления – педагог-психолог

  • круглый стол
  • тренинг

Тема: Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи

1 часть . «Педагогический класс».

  1. Цели и задачи изучения семьи, её воспитательных возможностей.
  2. Формы проведения анализа и диагностики.

2 часть. «Педагогическая мастерская» –

  1. Практикум – работа с результатами анкетирования родителей.
  2. Тренинг, игра

3 часть. «Педагогическая гостиная» –

  1. Выступления из опыта работы

4 часть

  1. Тематическая папка «Анкеты для родителей»

лекция, презентация

работа в группах

практическая деятельность

коллективная деятельность комплектование папки

Тема: Информационно – просветительское обеспечение взаимодействия с родителями

1 часть . «Педагогический класс»

  1. Особенности организации и проведения информационно-познавательных форм работы с родителями.

2 часть. «Педагогическая мастерская»

  1. Круглый стол «Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство взаимодействия?»
  2. «Педагогический сундучок» – Идеи для информационного просвещения и привлечения родителей к жизни детского сада
  3. Тренинг/игра

3 часть. «Педагогическая гостиная»

  1. Выступления из опыта работы

4 часть . «Педагогическая копилка» – банк материалов

  1. Конспекта /сценарий мероприятия, направленного на психолого – педагогическое просвещение родителей (собрание, семинар – практикум, родительский лекторий и др.)

презентация,

коллективная деятельность

дискуссия

творческая деятельность

Тема: Совместная деятельность детского сада и семьи в образовательном процессе, активные формы взаимодействия.

1 часть . «Педагогический класс»

  1. Основные аспекты совместной деятельности детского сада и семьи в современных условиях.

2 часть. «Педагогическая мастерская»

  1. Открытый показ совместного мероприятия с родителями (из опыта работы)
  2. Игра.

3 часть. Педагогическая гостиная

  1. Выступления из опыта работы
  2. Интерактивные формы взаимодействия с родителями.

4 часть. «Педагогическая копилка»

  1. Тематическая папка – конспекты досуговых форм работы с родителями.
  2. Подведение итогов работы МО

презентация

Практическая деятельность

презентации

Совместная деятельность

Анализ работы

Беседа-интервью «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО»

  1. Самый часто задаваемый родителями вопрос?
  2. Назовите наиболее интересное и запоминающиеся мероприятие с родителями?
  3. Самый смешной диалог с родителями (можно с участием детей)?
  4. Мудрое изречение родителей о воспитании детей (поступок)?
  5. Ваш педагогический совет – пожелание родителям?

Предлагаю различные игры и тренинги, которые были использованы в практической части «педагогическая мастерская». , , , .

«Алфавит»

Педагогам предлагается на экране алфавит, на каждую букву назвать форму работы с родителями (традиционную, нетрадиционную) или слова, которые могли бы войти в глоссарий по теме «Взаимодействие с родителями»

Тренинг «Конкурс хвастунов»

Педагоги садятся в круг.

Сегодня мы проведём конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться надо не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какие достоинства у него есть, чем он может понравиться другим.

Игра «Бантики»

Цель: помочь анализировать свои личностные качества как родителя.

Для игры необходимо дерево и 2 вида бантиков – синие и красные.

Каждый из участников выступает в роли «родителя». На дерево поочередно прикрепляет бантики и говорит:

  • красный бантик – за что я могу себя похвалить, как родителя
  • синий бантик – какие недостатки вижу в себе, как родителе.

Н-р, «Прикрепляю красный бант, т.к. внимательно выслушиваю ребенка, а синий – часто ругаюсь».

Игра «Если бы я был ребенком»

Педагогам предлагается представить себя ребенком.

– Ваше самое большое желание (осуществленное/ неосуществленное) в детстве?

– Если бы вы были ребенком сегодня, что бы вы сделали?

Игра «Круг»

Цель: раскрыть эмоциональные ощущения от негативных установок, транслируемых взрослыми детям.

Участники делятся на 2 группы.

1 группа сидит на стульях, образуя круг, лицом друг к другу. За их спинами встают игроки второй группы. Они высказывают негативные установки игрокам 1 группы «Лентяй, ты опять не убрал свои игрушки» и т.д.

Вед: Что вы почувствовали?

Принцип №1 общения – «Говорить нужно о ситуации, а не о личности»

Сказать то же самое, но наоборот. К каждому негативному высказыванию подобрать позитивное.

Принцип №2 Использование принципа «Я сообщение»

Принцип №3 «Хвалить следует поступки, а не характер»

Упражнение «Вырази сочувствие»

Давайте потренируемся слушать и слышать своего ребенка. Я буду предлагать различные ситуации, а вы будете активно слушать и выражать сочувствие. .. решать проблему

«Я упал и у меня болит нога»

«Учили стихотворение, а я его не запомнил»

«Сашка меня сегодня обозвал обидным словом. Я плакала»

"Точка зрения"

Педагоги разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой – противоположную ("против").

Задача – склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

– "Папа учит давать сдачу/ педагог учит конструктивным способам взаимодействия";

– "Вы предвзято относитесь к моему ребенку",/педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;

– "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" -/ ребенок на самом деле не справится.

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

– Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.

– Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".

Упражнение «Кто эта маска?»

Цель: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом, восприятие образа.

Педагоги делятся на 2 группы, им предлагается разыграть образы родителей, одни выполняют роль зрителей (их задача – разгадать образ), другие – актёров (их задача: создать понятный образ). В качестве образов для инсценировки предлагаются варианты:

Анализ упражнения

  1. Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?
  2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?

Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнёра по общению?

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Педагогам предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

  1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?
  2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?
  3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

Литература:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
  2. Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М.: изд. Творческий центр «Сфера», 2005 .
  3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, М., ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
  5. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О.М., – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М.: Айрис-пресс, 2009.
  7. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
  8. Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т.В. Цветкова, – М.: ТЦ «Сфера», 2013.