Интервью с ренатой литвиновой читать. Короткий разговор с Ренатой Литвиновой: «Я не норма. Е.С. Кто кому ближе в вашей семье

13.02.2019

Актриса, режиссер, сценарист, телеведущая и просто божественно красивая женщина Рената Литвинова раскрывает секреты своей красоты нашему неизменному beauty-колумнисту Татьяне Рогаченко

Фотография: Дмитрий Абаза

Рената, с чего начинается ваш день?
Мое утро начинается ночью, когда все засыпают и я могу посвятить какое-то время только себе. И именно ночью я могу нанести на предварительно очищенную кожу что-то волшебное, например, продукты от RéVive и L.Raphael. Очень люблю ампулы Peau Magnifique Youth Recruit от RéVive. Это средство реально заменяет уколы ботокса, если использовать его курсом два раза в год. Для меня оно особенно актуально: после уколов я как побитая и вся в синяках. Еще ночью я, сидя за компьютером, люблю жевать разные полезные добавки. Недавно друзья привезли мне тибетский барбарис, и я ем его как семечки. Если из семи дней недели я полноценно сплю две ночи, то в оставшиеся дни могу легко обходиться четырьмя часами сна. Потому что побыть наедине с самой собой для меня важнее сна.

Ваши любимые средства макияжа?

Я бесконечно долго могу искать идеальный тональный крем, ведь плохой может состарить даму лет на пять. Это то, без чего я не могу обходиться. Сейчас у меня в фаворитах Foundation Primer от Laura Mercier. На каждый день он безупречен.

Продукты красоты, без которых вы не можете жить?

Как я уже сказала, это ампулы Peau Magnifique Youth Recruit от RéVive, защитная сыворотка Serum Protectif тоже от RéVive - я наношу ее перед каждым выходом на улицу, а если яркое солнце, то еще накладываю средство с солнцезащитным фильтром той же марки со степенью защиты 45. Если мне нужно быстро привести себя в порядок, то перед выходом из дома я на 15 минут наношу маску из линии Ultimate Anti-Wrinkle от L.Raphael. Всем моим потребностям в декоративной косметике на каждый день отвечает палитра от Laura Mercier, на вечер - черная подводка для глаз; в данный момент я использую ту, что от Yves Saint Laurent.

Главный предмет в косметичке? Без чего вы не выйдете из дома?
Все-таки я не могу выйти без духов, без маленького зеркала. Эти предметы всегда лежат в моей сумочке. А еще у меня огромное количество красных помад. Красный, так же как и черный, для меня имеет массу оттенков. Из любимых оттенков - «русский красный» от МАС, матовый насыщенный красный тон, который оживит даже покойницу.

Что насчет волос?
Я решила больше не травить волосы и не осветлять свой натуральный цвет - светло-пепельный. Вообще, серый цвет - третий в моем списке любимых после черного и красного. Пепельно-мышиный один из самых аристократичных и благородных тонов, на мой взгляд. Тем более, как мне когда-то сказала Нонна Мордюкова, мысли прожигают голову и волосы от этого редеют, поэтому-то у глупцов они обычно такие густые. Это, конечно, было сказано в шутку, но с годами волос не прибавляется. В связи с этим мне очень помогают таблетки красоты Imedeen. Хотя прежде всего я их принимаю для того, чтобы обеспечить коже питание и увлажнение изнутри.

Ваш главный must have в рабочий день?
На фотосессиях, когда съемочный день затягивается, а нужно «сверкать очами», все знают: мне помогает бокал ледяного шампанского.

Как заботитесь о красоте лица и тела в период съемок?
Если я в Москве, то бегу в ЦУМ в кабину L.Raphael, где делают фантастическую процедуру, насыщающую лицо кислородом. Эффект держится неделю. Вот, например, скоро у меня будут съемки в Париже с моим любимым фотографом Али Махдави, и я уже записалась на эту же процедуру в отеле George V, где есть салон L.Raphael. А если силы меня покинули, а еще работать и работать, я иду на массаж тела в четыре руки в салон красоты «Азия-SPA». Во-первых, они работают, как и я, круглосуточно, во-вторых, массажисты-китайцы почти не говорят по-русски, и я там инкогнито - в роли некоего тела, которое спасают мастера.

Как вы поддерживаете форму? Занимаетесь спортом?
Когда-то я занималась легкой атлетикой, но сейчас мне тренировки сердечной мышцы заменяет бокал хорошего вина. Крепкие напитки типа водки я не пью вообще. Но я обожаю вино. Когда холодно, предпочитаю красное или шампанское, когда жара - белое. Я всегда буду с подозрением относиться к тем, кто вообще не пьет. Чересчур беречь себя - это тоже некий перекос. Такой же, как, например, занятия в фитнес-зале до изнеможения взамен чтения книг и участия в жизни родных и близких. Я испытываю физическую брезгливость к абсолютным потребителям. Могу признаться, что долгие годы мечтаю поехать в какой-нибудь санаторий. Мне уже даже не важно какой. Любой. Хоть туда, где сердечники или гастритчики. Если я доеду хоть в какой-нибудь пансионат, я уже оздоровлюсь от самого факта попадания туда.

Любимый салон красоты или спа?
У меня нет любимого салона красоты, у меня есть любимый врач-косметолог - Наталья Ивановна Белова, которая работает в клинике СПИК. Когда я на пике отчаяния, Наталья отправляет меня на инфракрасный лифтинг Titan - самый действенный, на мой взгляд, из аппаратной косметологии. И так нравится он мне потому, что я испытываю слабость к мгновенному и видимому результату.

Ваш запах?
Я фанат запахов. У меня есть шкаф, забитый флаконами с духами. Я в вечном поиске. Конечно, очень люблю покупать винтажные духи, те, что еще делались из натуральных ингредиентов. Очень люблю L’Heure Magique от Laura Mercier, все ароматы Guerlain, особенно Mitsouko, «Красную Москву» и, конечно же, Chanel № 5 - вечную классику, к которой я всегда возвращаюсь.

Ваш продукт-фетиш?
Парфюмированные свечи. Я везде их покупаю. И если где-то делаю остановку, будь то моя гримерка в театре во время репетиций или монтажная, где я монтирую свой фильм, я всегда зажигаю свечи. Поэтому везде их скупаю, например, Liaisons Dangéreuses by Kilian, L’Artisan, Sisley. И если кто-то не знает, чем мне можно угодить, - подарите свечу.

Ваш секрет экспресс-красоты?
Очищающая маска на основе глины RéVive, омолаживающая маска L.Raphael и коллагеновая маска Valmont.

Что для вас красота?
Бывает детская красота, юношеская, но красота во взрослом возрасте - редкий дар, напрямую не связанный с физической оболочкой. Красивый человек - это все-таки чувствующий, страдающий, щедрый, а не потребитель. Это человек совестливый, масштабный, вечный ученик, способный на восхищение, на любовь. Быть удовлетворенным собой, казаться самому себе красивым после 30, 40 лет - это из разряда шизофрении для меня. Но надо работать над собой.

Ваш главный секрет красоты?
Моя способность мечтать. В моих мечтах я всегда буду влюблена и любима. И этого у меня не отнимет никто.

0 28 декабря 2017, 18:30

Режиссер, актриса, сценарист, светская львица и главная богиня отечественного кинематографа дала новое интервью, в котором рассказала обо всем и сразу: и про планы на Новый год (в гостях у друзей), и про новый проект с , и про грядущие президентские выборы (спойлер: Путин — лучше всех) и даже про Ксению Собчак.

Полная версия интервью появится только в январе, пока же в сети доступен небольшой отрывок..

Про харассмент

Вы знаете, у меня даже не было шанса вот так с кем-нибудь переспать, чтобы куда-нибудь там после этого рвануть. Но, разумеется, я знаю случаи, когда режиссеры используют свое положение и могут приставать. Со мной тоже бывало такое, но это было так смешно! И это все равно не было сопряжено с тем, что моя карьера была под угрозой и меня насиловали или принуждали.

Я матерая дама, попробуй ко мне пристань. А потом, может, ко мне никто и не пристанет в моем возрасте. Я тоже отдаю себе в этом отчет.

Не представляю, чтобы меня взяли и заставили что-то такое делать. Особенно такой страшный мужчина, как Вайнштейн. Это просто невозможно. Столько даже не выпить...

Про Гошу Рубчинского и Земфиру

Мы запускаемся с нового года с фильмом, который будет сделан по мотивам моей пьесы " ", которая сейчас идет во МХТе. Моя мечта — что мы наконец-то снимем этот фильм.

Земфира будет писать музыку к фильму. Для " " она написала совершенно выдающуюся музыку. Это живущий среди нас гений.


Рената Литвинова в спектакле "Северный ветер"

Про Путина

Про балет "Нуреев" и дело Кирилла Серебренникова

Хорошо бы его еще доделать. Есть некоторые , которые сделаны совершенно блестяще, а в некоторых сценах было видно, что это сырые наброски. Но все равно это совершенно потрясающая идея сделать эту биографию.

Я так печалюсь <за Кирилла>. Я, конечно, хочу, чтобы его скорее и все это скорее решилось. Это мой коллега, и я очень переживаю за него.

Про Ксению Собчак

Мы все знаем очень много о . Это единственный кандидат, который очень прозрачен. Но то, с какой силой она рванула, с достаточно сильной командой... Это вызывает вопросы: откуда возникла эта идея, что, будучи просто редактором глянцевого журнала и достаточно успешной телеведущей и журналисткой, она вдруг возымела ? Это достаточно неожиданно и, может быть, даже подозрителньо.

Но я вижу, как это ей приносит счастье, как она получает удовольствие... Кто стоит за ней — я не понимаю.

Про политику

Мне нравятся женщины, которые хотят быть в политике. Но к политике я отношусь как к самому грязному жанру.

Фото Кадры из видео/Instagram

Ренату Литвинову обозвали секс-символом без ее одобрения или неодобрения. Она сохранила равнодушие. И с тех пор реагирует на это сочетание легкой скукой на лице: поймите, мне есть о чем думать. Она пишет очередной сценарий, в надежде, что уж этот-то для себя-режиссера. Уж в этом году непременно начнет экранизировать свои мысли. Потому в последнее время превратилась в затворницу букв, из которых складывает историю. Почти не выходит в свет. Поговаривают, что замужество ее переменило. Но это, похоже, изумление окружающих себя выдает: они не думали, что символ одиночества - определение, подобранное для Ренаты мужчинами-журналистами, - может вступить в противоречие с собственным имиджем.

Да разве у секс-символа спрашивают, хочет ли она ребенка и каково ей замужем. У секс-символа мечтательно просят фото на память, да желательно, чтоб побольше секс- и поменьше символа. А у нее ведь мозг есть. И все эти прыгалки с секс-символизмом - такое детство, из области бессознательного на ранней стадии развития гомосапиенса. И от одной своей фотографии в "Плейбое" она до сих пор не может отойти, хотя даже мама махнула рукой: "Было - и было". Но ведь такой некрасивый кадр - как же фотограф не понял? Это она страдает без красоты. А фотограф, может, ухватил откровение тела и мысленно взревел от удачи, поскакал проявлять и печатать. Поэтому ну их. Секс-символ - так секс-символ, общественная маска, утеха мужчин-созерцателей. Да и для нее защита. Все равно не скажет публике, хочет ли она ребенка и каково ей замужем. С какой стати! Любуйтесь тем, что сами нафантазировали и дайте ей жить по-своему.

- Рената, что доводило вас в детстве-отрочестве до слез? И что доводит до слез сейчас?

То же, что и в детстве. В детстве никто не научен защищаться, если чувствителен, ведь есть и нечувствительные дети, элементарные и равнодушные. В детстве я ощущала то, что я совсем одна, значит, что-то во мне не так, неправильность какая-то, неумение быстро поступать так, чтобы быть ловкой, уверенной, агрессивной, - все те качества, что ценятся в детстве, а во мне этого не было совсем, хотя этому можно научиться, даже играть в это, но в любом случае для меня это было неестественно. И если кто-то ко мне вдруг был добр, я была этому человеку благодарна! Может, некоторые мои знакомые из детства и удивятся...

- Чем вы не нравились окружающим в детстве?

Тем же, чем и сейчас. Но так же, как и сейчас, мне никогда не бросали обвинения в лицо, ничего конкретного.

- Говорил ли вам, ребенку, кто-либо из взрослых, что у вас большое будущее, что вы талантливы?

Более всего у взрослых я вызывала удивление, любопытство, смех и вздохи, но одновременно и уважение. Я занималась по классу фортепиано, и если мне говорили о способностях, то это мне было даже стеснительно, и я эти разговоры не любила. Бабушка спрашивала у меня всегда два вопроса очень драматическим тоном: "Что с тебя будет? Что ты себе думаешь?"

- Помните первую смерть, с которой вы столкнулись?

Страшна не сама смерть, а все эти атрибуты. Умирала наша соседка, и другая соседка, причем взрослая уже женщина, прибежала и с таким ажиотажем кричит: "Там Раиса умирает, пошли скорее, посмотрим!" Тогда в детстве в подъездах, если кто-то умирал, выставляли крышку гроба, обтянутую материей, ничего страшнее уже для меня не было - нужно было как-то пройти, чтоб этого не увидеть. Или была история с мальчиком, который подавился косточкой - все дети бежали на похоронную музыку в тот полдень, и я помимо воли, как у Гоголя в "Вийе", глянула ему в лицо - все в цветах, и в ту же ночь он явился ко мне в комнату, недалеко от кровати стал в белой рубашке, как утопленник, с узкими малиновыми губами, с закрытыми глазами, сине-бледной кожей - свет на него падал только от фонаря за окном. В руках у него был неземной цветок. Выбежать из комнаты нельзя было никак - он стоял в углу у дверей. И как будто укорял меня.

- А ваше самое памятное детское счастье?

До школы - все одно сплошное счастье, не было боли. Вот школа - уже не детство, я так считаю, там даже жесточе, чем в обычной жизни.

- Когда и как появились у вас первые высокие каблуки?

Это были мамины туфли, я одела и пошла в кино, и встретила мальчика из школы, и он ТАК посмотрел на меня, я подумала: опять что-то не так, я ужасна - так он мне отравил первую радость этим своим взглядом. Но я ему благодарна, что хотя бы ничего не сказал.

Какой вы были на выпускном вечере в школе? Было ли это событие переломным для вас, испытывали ли страх перед тем, что будет дальше?

Такие вопросы, как будто я на приеме у психиатра... Ну, на выпускном вечере я была, может, час, и ушла вместе с мамой и своей подругой Таней, которая впоследствии стала известной оперной певицей. Там было смешно. Никаких расставательных чувств. И неинтересно. Помню только актовый зал с выключенным светом и по стенам и углам разгоряченные лица. Когда мы спускались по лестнице, на другом этаже строгали бутерброды и распаковывали торты, но пахло сквозняком, казенной школой и хотелось скорее уйти. Я была счастлива, что все наконец кончилось.

Рената, как вы думаете (по опыту общения), у каких мужчин и каких женщин вы можете вызывать чувство неприятия вас?

У самых разных. У людей бывают такие убедительные мотивы.

- А что меняет в женщине замужество?

- Вас тяготит зависимость от мужчины, если, конечно, это состояние вам знакомо?

Совсем не тяготит, может, это тяготит мужчину?

Приносит ли вам удовлетворение такая личностная суета: там побыть актрисой, тут - сценаристом, потом, возможно, режиссером приоткрыться? Из-за чего этот хаос?

Изменение качества, перемена профессии - я бы советовала это многим. Я сама пишу, мои сценарии сделали многие режиссеры, я имею этот опыт. Я играла в своих сценариях как актриса - это другой опыт. И теперь мне надо сделать фильм как режиссеру, потому что все остальное пройдено. И если с кем-то работать в старом качестве, то только когда очень интересно, когда будет новый результат. Но в изменении профессии для многих сейчас я вижу позитивный выход, в этом нет ничего трагического или позорного, как иногда человек думает про себя. Вот я читаю мемуары Ольги Чеховой - она была звезда кино, но, когда ее перестали снимать, она осталась без работы и доходов и стала работать как косметичка. И на первый ее прием пришли трое мужчин, чтобы сделать педикюр - они хотели, чтобы это им сделала сама звезда. Такие первые клиенты. Но со временем ее бизнес очень процвел - в ее жизни появился новый смысл, работа и деньги, которые дают некую независимость. Исчерпав себя в одном, найду себя в чем-то другом. Перемена статуса, падение после успеха - это не трагично для меня, в этом есть польза, движение - не остановка. Хуже всего незанятость.

- Когда приходится кого-то долго ждать, чем вы развлекаетесь?

Я легко жду. Во мне есть эта стоичность. Просто всегда думаю: а есть ли в том смысл, нужен ли этот человек мне такой ценой? Если знаю, что смысл есть, то жду до последнего, до конца.

- Вы в детстве сочиняли страшилки?

Это то, что у меня всегда канючили и в пятидневке, когда тебя забирают только на выходные, и по ночам все просят рассказать историю, и потом всякие подружки на переменах. Я уже тогда поняла, что рассказывать истории - это как работа. Мне нравилось хранить их в себе, а рассказывать - это уже труд.

- И когда вы стали записывать то, что приходило в голову? Кому давали читать?

Никому не давала читать, только когда заставляли, например, чтобы поступить во ВГИК на сценарный факультет, нужно было сдать папку рассказов. Уже во время учебы во ВГИКе, моя бабушка брала у меня со стола тайно что-то почитать... Потом я прихожу, смотрю, она какая-то не такая, взволнованная, я спрашиваю: что случилось? - тогда она мне с обидой: "У меня над кроватью не старый потертый коврик висит, у меня ковер целый, нигде ни одной потертости!" И так несколько раз. Оказалось, она прочитала у меня в рукописи: "Над кроватью у нее висит старый потертый половик". Она всегда принимала написанное на свой счет. И сколько было конфликтов, когда я кричала: "Так ведь это не про тебя написано!" В общем, я не люблю давать читать рукописи. Помню, Кира Муратова все хотела почитать у меня сценарий, как мне казалось, раньше времени, я ей сказала: вот я вам покажу, что он у меня есть, но пока читать не дам, позже, - так она вырвала у меня его из рук и стала бегать вокруг такими неровными кругами. Конечно, мне было неудобно гнаться за ней и выдирать его обратно, но я испытала "душевную травму".

- Чего вы не прощаете? Злопамятны ли?

Я прощаю. У меня есть такие люди, которые вне прощений и обид, как мама, например. Я всегда прощаю людей, правильнее - я их не виню, просто я могу исключать их из своей жизни. Как правило, это необратимо: иногда они могут жить в памяти, и я могу по ним скучать, как по умершим, к которым нельзя вернуться. Я не чувствую обид на людей. Я могу быть ими поражена - насколько можно быть неумно злым, как можно так больно ударять, быть жестоким, подлым или вором-обманщиком. А если не обижена-унижена, то и не мстишь. Если бы я была поставлена в условия, как Гамлет, - мстить за любимых... Но у меня не было такого опыта.

- В чем ваш конфликт с Кирой Муратовой? Казалось, что вы так хорошо понимаете и дополняете друг друга.

У меня с Кирой Муратовой никакого конфликта нет и не может быть. Настал момент паузы, не знаю, какой длины. На проекты все труднее и труднее найти финансирование, особенно, когда деньги не государственные, а частные. Встает вопрос о возврате денег. Как потом продавать картину, будут ли ее смотреть - нет уже той полной свободы режиссера, которая была последние лет семь, особенно если режиссер с таким именем, диктовать ему никто не смел. Сейчас и имя не гарантирует независимость от денег. Я склоняюсь перед ее талантом, она выдающийся режиссер, сверхсильная личность, я разрываюсь между чувствами к ней - я и в поклонении, и мне ее так жалко, как бывает жалко родного человека, когда ему плохо, и ты не можешь ему помочь.

Вы снимаетесь в новой картине Рустама Хамдамова. В чем секрет его обаяния? Не пожалели, что расстояние между вами сократилось до совместной работы, не лучше ли было оставаться на почтительной дистанции?

Рустам - гений. В его таланте нет надсмеханий, ущербности, зла, того, что сейчас почти во всех талантливых картинах. С ним я подавлена его самодостаточностью, в него нельзя что-то привнести. То, что он делает на пленке, - совершенно, я не видела ничего красивее и вдохновеннее, чем фильм "Нечаянные радости", вообще в мировом кинематографе. Я счастлива, что знакома с ним, а вы такое спрашиваете! Он общается с тобой и отдает, но ничего не берет взамен от тебя, ты ничем ему не можешь помочь, ему ничего не нужно. Половина нашего фильма уже снята, остались съемки в Казахстане.

- Кажется, что вам должно быть близко творчество Достоевского и Сартра? Есть ли любимые произведения?

- А Фрейда читали?

Да, с ним у меня была такая история: я в детстве нашла в шкафу книгу Фрейда и с увлечением читала ее, я не понимала только значения одного, часто встречавшегося слова, почти в каждом абзаце - "гениталии, гениталии". Я решила, что это какое-то теоретическое, вводное слово. И все равно мне было интересно. Я читала это как возвышенный текст о человеческой душе. С тех пор я больше Фрейда не читала.

Счастливо.

Предыстория этого интервью:

Рената Литвинова родилась в 1968 году в Москве, в семье врачей. В 1991 году закончила сценарный факультет ВГИКа. С 1990 по 1998 год по ее сценариям сняты фильмы: "Ленинград. Ноябрь", "Нелюбовь", "Трактористы-2", "Мужские откровения", "Принципиальный и жалостливый взгляд". В 1994 году Рената сыграла одну из главных героинь в фильме Киры Муратовой "Увлеченья" и на фестивале "Кинотавр" получила приз за лучшую женскую роль. Спустя год кинокритики назвали ее единственно возможной актрисой в номинации "человек-стиль". В 1996 она стала автором одной из новелл и сыграла ее героиню в фильме Киры Муратовой "Три истории". В 1997 начала сниматься в киноленте Евгения Митрофанова "Третий путь" (первоначальное название "Не хватайте скорпиона за уши") и в картине Рустама Хамдамова «Вокальные параллели». Первый проект завершен, второй пока нет. В конце 1997 года Рената вышла замуж за продюсера Александра Антипова. В 1998 Валерий Тодоровский закончил картину "Страна глухих", снятую по повести Литвиновой "Обладать и принадлежать". Съемки нового фильма Киры Муратовой по сценарию Ренаты и с ее участием как актрисы были остановлены из-за отсутствия денег, а также из-за творческих разногласий режиссера и продюсера.

- Помните ли вы, как познакомились с Кирой Георгиевной?

Это было на кинофестивале «Арсенал». Я только закончила сценарный факультет ВГИКа, и мою курсовую работу опубликовали в журнале «Киносценарии» - тогда этот альманах читали все кинематографисты. Его главным редактором был потрясающий сценарист [Евгений] Григорьев, он часто издавал дебютантов, давая им некий старт и шанс в профессии. И Кира прочитала меня и хотела даже поставить мой первый опубликованный сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» - кстати, это в чем-то взгляд и Киры Георгиевны тоже, очень принципиальный и жалостливый.

И вот через какое-то время я приезжаю на «Арсенал», была ночь и салют, вдруг ко мне подбежали и сказали, что только что приехала Кира Муратова! Я так и подошла к ней представляться - под взрывы и вспышки петард. После она мне сказала: «Мы совершенно вас другой представляли!» «Мы» - это она и ее муж, художник и соратник Женя Голубенко. Прошло почти тридцать лет с того дня.

- И каким было ваше первое впечатление, какая она, великая Муратова?

Первое впечатление от нее - то, как она пронзительно смотрела и какая была добрая и веселая одновременно. Кира в меня всегда вселяла какую-то радость - это было необъяснимо - или она меня очень удивляла, даже критикой, настолько она была парадоксальной. Как какая-то совершенная математическая формула, вот такими иногда были ее высказывания.

- Менялась ли с годами ваша дружба?

Не могу сказать, что это была дружба. С моей стороны - кто я была в начале нашего пути? Двадцатиоднолетняя выпускница сценарного факультета. Для меня Кира была чем-то большим, чем режиссер или друг, - я восприняла ее сразу как Учителя, а это как родственная связь. Когда меня кто-то критиковал или обижал, она всегда меня защищала - а я уж тем более, как если бы кто-то оскорблял мою маму. Вот такое у меня было отношение к Кире.

Потеряв ее сейчас, осознаешь, как любишь этого человека. Я ее очень любила. Она меня открыла, научила многому - почти всему в кино. Она всегда была беспощадно честна со мной. Да и со всеми. И она постоянно изумляла меня своими жизненными и творческими установками и своею дерзостью, которая бывает только у очень юных. Никогда я не чувствовала ее возраста - всегда она размышляла как молодая. И была добра и благородна, как будто все человеческие предательства и несчастья не испортили ее отношения к людям.

Мешало ли вашему общению то, что она жила в Одессе, а вы в Москве? Насколько вам обеим было комфортно в современной политической ситуации?

Физическое расстояние держало между нами священную дистанцию. Не политическую. А так, я последние несколько лет обещала, хотела приехать к ней, а вот приехала только на похороны…

Я сколько помню, на одесской киностудии, где она снимала свои фильмы, а я, соответственно, вместе с ней - там всегда было полуобитаемо, без отопления. Мы озвучивали фильмы в звукоцехе в дубленках и куртках. Однажды на мне загорелась песцовая шуба от обогревателя, но все обошлось, а сама студия сгорела через полгода окончательно - дотла.

Так и не дождались мы за эти тридцать лет ее расцвета… Кино становилось все сложнее и сложнее запускать, доставать под проекты деньги, а потом эта политическая ситуация поставила крест на финансировании из России. Кира словно жила в своеобразной южной ссылке - в единственном числе, ни с кем не смешиваясь и храня себя. И в Москву она переезжать отказывалась.

© Ксения Поггенполь

Вы ведь учились на сценарном во ВГИКе, и только Муратова смогла открыть в вас актерское дарование. Как же ей удалось убедить вас попробовать себя в иной ипостаси?

Уже когда я училась на сценарном факультете ВГИКа, меня много приглашали сниматься, даже известные режиссеры, а я всегда держалась своих принципов - не быть актрисой - и отказывалась. Но с Кирой Георгиевной как я могла вообще что-то решать? Кира позвала - я сразу согласилась, как солдат, настолько я ее уважала. И для меня вмиг зажглось счастье - быть рядом с ней на площадке и узнать - как это бывает, когда снимают гениальное кино.

- А каким был ваш первый день на съемочной площадке?

Важнее были первые пробы - когда я вдруг произнесла свои монологи, которые написала сама для себя в фильме «Увлеченья» , и сыграла. Мы все вместе подошли к монитору и стали смотреть мои пробы. И вдруг все заулыбались и даже засмеялись, глядя на экран и на меня в роли медсестры Лили. Мне было дико на себя смотреть в экране, но одновременно это было так странно интересно… И тогда я поверила Кире Георгиевне, что я смогу у нее сыграть, - поверила окончательно и бесповоротно и больше никогда не сомневалась.

Она открыла во мне эту дверь - быть у нее актрисой, больше ни у кого я так не могла играть. Только у моей любимой Киры, у которой я могла быть самой собой или той, которую хотела Кира. С ней у меня получалось все. Это нескромно, но это правда. И это ее заслуга и магия.

Без Киры Георгиевны вы бы не были актрисой, а без чего ее не могло бы быть? Что (или кто), на ваш взгляд, на нее оказали сильное влияние?

Она всегда говорила про Сергея Герасимова, своего учителя во ВГИКе, с обожанием. Он ее любил взаимно и всегда ей помогал - она была его любимой ученицей на том режиссерском выпуске. Еще она любила Параджанова, с которым дружила, и он был даже в нее по-особому влюблен. Она любила Германа-старшего, очень любила Сокурова - мы вместе на Берлинском фестивале бежали смотреть его фильм прямо со своего показа, так она боялась опоздать! Она любила своего мужа Женю Голубенко - своего соратника и своего художника, своих внуков и всех своих актеров на площадке… Наверно, она могла бы и без них свершиться, настолько она была сильная, но она свершилась вместе со всеми своими такими любовями… Были нелюбви тоже, но любви было больше.

- А было ли что-то в Кире Георгиевне, чего вы не понимали?

Понимать или не понимать Киру - так никогда не было с ней. Вот если ты любишь человека, ты его таким принимаешь - рано или, раскаиваясь, поздно.

Отрывок из фильма «Три истории» Киры Муратовой

Довольно часто наряду со знаменитыми актерами она предпочитала снимать непрофессиональных. Как вы думаете, почему?

Я тоже у нее научилась этому - снимать непрофессиональных актеров - зато личностей, персонажей! Она всегда говорила про ложку дегтя в бочке меда, иначе слишком сладко.

А насколько она обращала внимание на музыкальное сопровождение в фильме, работала над ним? Какую музыку слушала?

При мне, на моих глазах Кира полюбила Земфирину музыку - как-то эти две гениальные женщины прониклись друг к другу. Кира пришла к ней на концерт в Одессе - Земфира ее пригласила и спела в строчках своей песни: Я недавно увидела этот фрагмент и заплакала.

- Было ли у нее что-то, что она мечтала экранизировать, но не сделала по тем или иным причинам?

Ей не разрешили снять «Княжну Мэри» по Лермонтову. Собрали какое-то собрание на Одесской киностудии, заклеймили, закрыли картину, уволили из режиссеров, смыли снятые негативы - ей пришлось работать в библиотеке киностудии, чтобы на что-то жить… А потом она все равно сняла много гениальных картин.

- Какой главный жизненный урок она вам преподала? Что в Ренате Литвиновой воспитано Кирой Муратовой?

Мой главный жизненный урок от Киры - быть поодаль, одной, отдельной. Уметь пойти против всех. Уметь быть раздражающей - уметь смириться с непониманием и все равно продолжать. И она меня научила любить кино. И прощать. И быть женщиной-режиссером - тоже научила она. Она как второй мой университет, который длился почти тридцать лет.

И она меня научила когда-то: «Хотите я открою вам секрет? Монтируется - все! Нет никаких правил!» Вот в этом зазоре, где нет правил, там и укрываются все гении.

А чем в итоге закончилось противостояние с пограничной службой Украины? В новостях говорили, что вас могут не пустить на прощание.

Хоть мне говорили, что меня могут не пустить на границе с Украиной, я все равно не могла не поехать к Кире. Из Москвы мы летели через третью страну, чтобы приземлиться в Одессе, - прямых рейсов с Украиной у нас теперь нет. На паспортном контроле у меня взяли отпечатки пальцев и пропустили - это заняло минуты три. А в самой Одессе люди были очень добрые.

Похороны прошли, как завещала Кира, - без речей, приглашенных, прощаний и поминок, она это ненавидела. Она хотела, чтобы ее сожгли и не было могилы. Это были самые светлые похороны в моей жизни. Все было так, как она хотела. Даже в своих похоронах она была самая крутая. Но пока мне до сих пор не осознается, что больше никогда мы не запустим ее камерный и малобюджетный фильм в Одессе.

Дружба – роскошь, а мне не хватает времени на самых любимых. И я скорее подарю время свое им, чем кому-то со стороны.


«Богиня!» – с придыханием шепчут одни. «Манерная и жеманная!» – кривят губы другие. Но нельзя не согласиться с тем, что Рената Литвинова – явление. В любом деле, будь то написание сценариев, режиссура, актерство или дизайн.

Пять рыжих париков на подоконнике

Мы встретились с Ренатой на съемочной площадке фильма «Волшебный кубок Роррима Бо». В этой картине она играет старшую пионервожатую, в которую вселился дух ведьмы. Присаживаемся на диванчик в гримерке. Кругом куча рыжих париков. Самый взлохмаченный – у Ренаты на голове, примерно пять других валяются на подоконнике.

Зачем вам столько, Рената?

– Они различные состояния волос предполагают. По-моему, там даже есть одна высокая прическа. Моя героиня рыжая, как и все одиозные женщины. Абсолютная бестия.

И злобная по сценарию?

– Нет, ну что вы! Естественно, она, как и во всех сказках, воплощает собой отрицательную сторону, но в каком-то смысле она очень обаятельна. Мне кажется, она честная женщина. Говорит правду всем этим ужасным детям. Я, кстати, таких персонажей, как эта пионервожатая, в детстве обожала. Мне всегда казалось, что в сказке должна быть какая-нибудь прекрасная колдунья. Она могла воплощать как злую, так и добрую сторону. Но почему-то злые были интереснее, а добрые однобокие.

А вам в жизни, если вернуться от ведьм к пионервожатым, какие чаще встречались – злые или добрые?

– У нас был почему-то пионервожатый, а не пионервожатая. Миша. Он все время очень неразборчиво говорил. И очень быстро. Я его просила повторять, а он думал, что я над ним издеваюсь.

Я думала, вы ответите, что пионерлагерь – что-то очень от вас далекое…

– Я была там только один раз. Лет в 11–12. До этого все время ездила отдыхать к бабушке с дедушкой. И меня послали в пионерский лагерь в тот год, когда дедушка умер. Был Советский Союз. Нас отправили в Грузию. Мы жили высоко в горах. Все время играли в «Зарницу», и меня постоянно сажали на гауптвахту.

Почему?

– Звучит смешно – ну, там, честь не отдала. В кавычках. Короче говоря, там были боевые условия. И вечно что-то именно дисциплинарного порядка у меня не складывалось. Помню, сижу под дубом – а туда всех сосланных сажали – и чищу картошку. А наши отряды уходят в горы, только барабаны постукивают, а потом и этот звук исчезает. А мы все чистим и чистим картошку…

А еще мы в лагере свиней хотели оседлать. Знаете, когда около тебя трутся такие огромные свинята, нет-нет да и подмывает их как-нибудь поймать и покататься на них. Ни разу не удалось – они дико верткие!

После таких проделок вас, наверное, не назначили бы председателем совета отряда?

– Почему же? Была. Помню, сидела на заседаниях и меня все время пихали, чтобы я высказалась о том, что одна девочка сбежала куда-то с грузином. «Ты должна ее осудить!» – бил меня локтем Миша. И я ему отвечала: «И чё я должна говорить?» Любовь там была.

Экранчик выжирает человека

Ну, та любовь, что была у детей раньше, – цветочки по сравнению с тем, какая она у них сейчас.

– Нынешние дети вообще очень отличаются от тех, которыми были мы. Они почему-то играют вот в эти странные игры. В компьютере. И как будто отрываются от общения с внешним миром.

Вас пугает это?

– Мне кажется, это неправильно. Это же заменитель твоей реальной жизни. Он пожирает твое личное пространство. Этим страдают и взрослые люди. А жизнь очень конечна. И представляете, вот этот экранчик выжирает человека.

– Нет. Меня никогда в жизни там не было. Я знаю, что меня там есть несколько, но это не я. И у меня нет ни «ЖЖ», ни своего сайта – ничего. Я как-то не приемлю все это интернет-общение, особенно когда человек сидит в одной комнате с кем-то и виртуально общается. У меня времени и так мало. Хочется потратить его на любимых людей.

Как же вытаскивать людей из нереального мира?

– Мне кажется, это уже невозможно. Каждый взрослый сам для себя должен решить, как с этим бороться. А детям надо просто не разрешать.

Дочь к компьютеру не подпускаете?

– Нет, я за то, чтобы Ульяна ходила в музеи, знала историю искусств, была читающим человеком.

На съемочную площадку ее с собой брали?

– Да, один раз. Она приезжала ко мне в Таллин на съемки «Волшебного кубка». Посмотрела на девочку – главную героиню и сказала: «Ну, такую-то роль могла бы и я сыграть!» Но… не люблю все эти сю-сю про дочку. Давайте будем говорить по делу.

Черное не отвлекает от моего лица

Недавно вы выпустили еще одну собственную коллекцию, и в ней, как и в прошлой, немало вещей черного цвета. Почему?

– Я – фанатка черного. Он не отвлекает от моего лица. И потом, если ты свою жизнь посвящаешь не только праздности, но еще и работаешь, то он очень практичный. Например, завтра рано утром у меня съемка, а времени каждый день стирать вещи нет.

А «Черный квадрат» Малевича как воплощение черного цвета вам близок?

– Мне кажется, это такая концептуальная работа. И как раз она мне не близка. Я вижу в этом формализм. У нее же есть очень много вариаций. Я видела ту, которая была подарена Эрмитажу. Ну да, это был такой концептуальный ход, и он по-своему интересен. Но Малевич мне интересен другими работами.

Разделяете ли вы расхожее мнение о том, что сейчас саморазвитием занимаются в основном женщины, а мужчины в большинстве своем, увы, отстают от них?

– Матриархат уже был когда-то. В истории все повторяется: кольца, волны, круги. Женщины и правда сейчас волевые, выносливые. Более вменяемые, мирные, в отличие от мужчин. В них нет агрессивности. И мне хотелось бы, чтобы они еще больше вошли во власть.

Вы дружите больше с мужчинами или с женщинами?

– У меня практически нет друзей. Дружба – роскошь, а мне не хватает времени на самых любимых. И я скорее подарю время свое им, чем кому-то со стороны.

А на себя время остается?

– Ой, у меня столько всяких дел. Хотя бы чаю выпить. В спокойствии. Еще прекрасно, если не надо никуда бежать и за чаем и разговорами можно провести хотя бы несколько часов. Это приятно. Это такая роскошь. Это возможно где-нибудь в старости. В преклонной. Когда ты уже никому не нужен и можешь побыть сам по себе.

Любопытно, что…

…мобильник у Ренаты звонит, как старинный телефон:

– Ненавижу музыку в мобильных телефонах. Мне нравится звонок старого телефона. Такой, знаете, дребезжащий.