К компонентам комплекса оживления относят. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка. Когда же развивается комплекс

04.04.2019

Происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические (рождаясь, ребенок отделяется от матери, попадает в совершенно иные условия, организм новорожденного должен адаптироваться к новым условиям существования.)

Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Человеческие действия ребенок усваивает уже при жизни.

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт. Сигналы неудовольствия привлекают внимание взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

Рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса (ребенок начинает сосать вложенный ему в рот предмет), пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений), установление рефлекторного автоматизма терморегуляции (организм ребенка приспосабливается к температурным перепадам).

Защитных рефлексов (при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете, укол вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание и т.д.);

Ориентировочных рефлексов - реакций, направленных на контакт с раздражителем (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света);


Атавистических рефлексов - рефлексы, на основе которых ничего не развивается (хватательный рефлекс, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.).

Однако на протяжении первого года жизни большинство рефлексов угасает. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. Развитие органов чувств происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Если ребенок попадает в условия отсутствия достаточного количества внешних впечатлений, его развитие резко замедляется и наоборот. Источником зрительных и слуховых впечатлений становится взрослый. Он подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком.

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов.

Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку, ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно только удовлетворения органических потребностей.

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение улыбки на обращение матери. Комплекс оживления. В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым. Возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. После четырех месяцев комплекс распадается.

Он включает в себя группу таких реакций:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка. В последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

В комплексе зарождается координация движений. Это уже не просто движения, а попытка воздействовать на взрослого, привлечь его внимание к потребностям ребёнка. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась.

Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством. Медицинский критерий конца периода новорожденности - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился (ребенок теряет вес в первые две недели, а потом набирает опять).

Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик - результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик - это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае действительно невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение - у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки и т.д.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого - начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.

комплекс оживленности ребенка

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1 – замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2 – улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3 – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Второй этап в развитии детей охватывает время со 2-го по 6-й мес жизни. В период от 4-х до 6-ти недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье). Картина радостного поведения младенца была названа учеными комплексом оживления. Этот термин впервые был введен в 20-е гг.

Н.М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1) замирание и зрительное сосредоточение - долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление - движения и т.д.

4) вокализации - вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и т. д.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуу-лллиии» и пр.). Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название комплекс). Комплекс оживления складывается примерно к 2,5 мес, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 мес. После этого возраста он начинает распадаться, т. е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Известные советские специалисты в области раннего детства Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова более полувека назад охарактеризовали комплекс оживления как проявление своеобразного удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого. В 1960 г. вышла книга Д. Б. Эльконина («Детская психология»), в которой комплекс оживления впервые рассматривался как форма активного участия младенца в общении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, которое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследованиях М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу их было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия со взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка, 2) улыбающийся взрослый, 3) ласковое поглаживание, 4) разговор, 5) комплексное воздействие (включающее улыбку, поглаживание и разговор одновременно).


Результаты экспериментов показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. В этой работе экспериментально был доказан активный характер КО, о чем свидетельствовали следующие факты. Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем он более активен, тем спокойнее и реактивнее ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая - при его комплексном обращении. Это значит, что КО не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону - закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, КО нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка - это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению. Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов, как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. Эксперименты С. Ю. Мещеряковой включали две группы воздействий: взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной 3-балльной шкале. Результаты работы показали следующее.

1. Суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов.

2. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительно слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО.

3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушки с изображением человеческого лица.

4. Обнаружились различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

5. Анализ возрастной динамики КО показал, что состав КО в двух сравниваемых ситуациях зависит от возраста детей. До 2 мес он остается примерно одинаковым в обеих ситуациях, а начиная с 3 мес различия существенно нарастают: при восприятии взрослого на первое место выходит улыбка, а при восприятии предметов - двигательное оживление. Однако на протяжении первого полугодия жизни интенсивность всех компонентов КО при взаимодействии со взрослым значительно выше, чем при восприятии предметов.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, и эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, а активно действующим. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со 2-го мес. жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

Комплекс оживления включает в себя:

— реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

— зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

— улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

— оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.

После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.

Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.

Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.

Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.

Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.

Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.

Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.

Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция , которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.

В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.

В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.

С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.

Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.


По материалам лекций Екатерины Бурмистровой "Первый год жизни", 2002-2005 гг.

Какие существуют способы общения младенцев, и о том, как ведут себя матери, на что влияет общение мамы и малыша?
Исследования показывают, что уже в первые дни ребенок подражает выражению лица взрослого. Если посмотреть замедленную киносьемку общения матери и младенца - потрясает точность, с которой мать и ребенок копируют мимику друг друга. Они как-бы нацелены друг на друга. И малыш видит себя в лице матери. Это явление получило, поэтому название - отзеркаливание.

Обычно мама много разговаривает с ребенком, какбудто бы он пониамет ее речь. Ри этом речь делается более медленной, голос становится выше, чем обычно. Эмоции, которые отражаются на лице, вернее именно это отражение, мимика, делается несколько утрированной, замедленной, как бы для того, чтобы малыш лучше мог уловить это. Это поведение матери вызывается малденцем, его внешним видом, его поведением. И это вызванное поведение матери призвано создавать необходимые условия для развития ребенка.

Исследования шести групп матерей, живущих на разных континентах. И разговаривающих, соответственно, на шести языках, показали, что в речи матери, обращенной к ребенку характерны следующие особенности, по сравнению с тем, как эти же женщины разговаривают с другими людьми
1. упрощение синтаксиса. Более простые предложения.
2. уменьшается длина высказываний матери.
3. увеличиваются паузы в речи, между словами, фразами.
4. появляются бессмысленные звуки.
5. появляются изменения в словах
6. увеличивается высота голоса.
7. речь замедляется.
8. женщины растягивают гласные

9. меняется ритм речь, она делается более напевной, плавной.

Мать организует воображаемый диалог - говорит за себя и за ребенка.
Видеоматериалы показывают, что выражение лица матери преувеличено - широко открыты глаза, брови подняты, само выражение лица формируется замедленно, и дольше удерживается, по сравнению с другим общением.

Показано, что поведение матерей стереотипно.

Основные паттерны эмоционально выражения лица:
1. притворное удивление - расширенные глаза, брови поднимаются, голова слегка откинута, поднята.
2. выражение неодобрения - сдвинутые брови, суженные глаза, голова повернута в сторону и немного опущена, губы сжаты, но снаморщен или напряжены крылья носа.
3. выражение симпатии и заботы
4. улыбка

5. нейтральное выражение лица.

Попробуйте сейчас представить себе, что Вы держите на руках ребенка, смотрите на него, и понаблюдайте, как изменится выражение Вашего лица.
Мать ведет себя так, будто знает, что ребенку нужны небольшие объемы информации и больше времени на ее осмысление. В таком случае среда окружающая малыша предсказуема, понятна, безопасна.

Уже около трехнедельного вораста появляется взгляд глаза в глаза. Это первые личностно-ориентированные отношения, первый социальный взгляд малыша. Взгляд длительный, более 30 секунд, не встречается в других ситуациях. В социуме взгляд глаза в глаза обычно меньше 10 секунд. Мать при этом то отводит взгляд, то возвращает, все время поддерживая контакт - контакт носит рамочный характер - мама как бы обрамляет его.

Ребенок первого месяца обычно еще не улыбается осознанно. Редко осознанная улыбка появляется раньше трех-четырех недель. Улыбка возникает во сне, иногда проскальзывает на лице ребенка, обращенная как-бы в никуда. Но вот мама видит улыбку, явно адресованную ей. Это необыкновенное переживание. И сразу же мама улыбается малышу в ответ, еще больше начинает с ним разговаривать, всем лицом и интонацией показывает как она рада. Это поведение неосознанно, так ведут себя почти все мамы. Но, несмотря на то, что поведение это не осознается, не специально построено, это один из важнейших факторов, влияющий на развитие ребенка.

И самое важное, что развивается от такого взаимодействия матери и младенца - привязанность. Если не развивается привязанность (к матери или другому взрослому) например, в детском доме, где взрсолые, которые ухаживают за детьми, сменяются, то страдает вся личностная сфера ребенка, возникает глубокое отставание в развитии.

Привязанность - важнейшее новообразование младенчества, не менее важное чем постепенное овладение двигательными и речевыми навыками. Признаки привязанности:
-объект привязанности может лучше других утешить и успокоить ребенка.
-младенец чаще, чем к другим обращается к нему за утешением
-в присутствии объекат привязанности младенец реже испытывает страх

Привязанность способствует в дальнейшем адекватной социализации. Качество привязанности было исследовано Мэри Эйнсворт. Ребенок находился в незнакомой ситуации с мамой, потом мама уходила, входил незнакомый взрослый, затем он выходил, и появлялась мама. Все это занимало несколько минут. Понятно, что для одно-двух-летнего малыша эти ситуации представляют собой стресс. Было выделено четыре типа привязанности.

При сформированной надежной, безопасной привязанности ребенок хотя и огорчался из-за отсутствия матери, но у него нет сраха перед незнакомцем, он радуется приходу матери, когда остается один - тревожится, посматривает на дверь, но не впадает в панику. Когда мама возвращается - малыш охотно возобновляет с ней контакт.

При ненадежной, небезопасной привязанности избегающего вида малыши показывали реакцию индеферентного вида . Эти дети будто бы не замечали ни ухода, ни появления матери. Однако их исследовательская активность была заметно снижена.

При ненадежной, небезопасной привязанности тревожно-сопротивляющегося вида, дети очень трудно шли на разлуку, много плакали, сопротивлялись, не отпускали мать. Однако, когда она возвращалась, то дети показывали двойственную реакцию - ребенок радуется, но отходит от мамы, может ее оттолкнуть, ударить. В присутствии чужого ребенок показывал сильную тревогу, страх.

При ненадежной, небезопасной и дезорганизующей привязанности дети показыали смешанное поведение второго и третьего типа, могли подбежать, обнять незнакомого взрослого, избегать или изучать мать, и т.п.

В 1978 году в США у 70% отмечался первый тип привязанности, у 1 % четвертый. В России - по исследованиям Авдеевой - третий тип отмечался у 50-60% испытуемых.
Если у ребенка не формируется привязанность, он сильно отстает в развитии, может даже умереть.
После второй мировой войны детям сиротам в детских домах были созданы, казалось бы, все условия - хорошая пища, рекомендованный врачами режим, качественные игрушки, тепло, чистота. Однако считалось не полезным брать их на руки, общаться с ними. И дети плохо набирали вес, сильно отставали в развитии, болели. У них появились нездоровые поведенческие реакции аутостимуляции - они раскачивались. Убаюкивая так себя, стучали головой о стену, медленно заунывно напевали, скорее это было похоже на вой. Поведение этих детей напоминало случаи тяжелого раннего детского аутизма. Это явление получило название - госпитализм.

Понятно, таким образом, что спокойное, общение матери и малыша - самое главное для него в первые месяцы.

Второе, о чем я хотела поговорить - явление, называемое комплекс оживления.

комплекс оживления [лат. complēxus - связь, сочетание] - термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав К. о. включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации; находясь же на руках у взрослого в позе "под грудью" или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается.
К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни . Сначала отмечается замирание и сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека). Затем обычно появляется улыбка, к которой очень скоро присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается К. о. в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности К. о. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица.

Ориентировочные действия (от франц. orientation - установка, ориентация) - совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Сенсомоторно-манипулятивные действия (от лат. sensus - чувство + лат. motor - приводящий в движение + фр. manipuler - манипулировать) - проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания.
На втором и третьем месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица (Изард К. Э., 1999). На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.

Эта реакция получила название «комплекс оживления».

Некоторые психологи детства считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б).

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым - первой его социальной потребности (Лисина М. И., 1978).

Исследования
В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских наук в Москве, М. Ю. Кистяковская (1965) обнаружила, что комплекс оживления наблюдается у здоровых детей к концу первого - началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и морганием. По результатам проведенных исследований можно сделать ряд выводов:
1. Взрослый может вызвать позитивную эмоцию младенца, просто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатлениями, тем самым развивая его способность к визуальной концентрации.

2. Своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка.

3. Позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

Генерализованные движения - (от лат. generalis - общий)-двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

В классическом исследовании Шпитца и Вольфа (Spitz, Wolf, 1946) было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Эффект, который производит улыбка ребенка, ее воздействие на чувства матери подтверждают истинность гипотезы о мотивационной роли эмоций и эмоциональной экспрессии. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком (Изард К. Э., 1999).

Как отмечает М. И. Лисина: «Мать видит то, чего еще нет, и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность » (Лисина М. И., 1978, с. 276). При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.