Оборудование для физкультурных занятий в детском саду. Нетрадиционное физкультурное оборудование в детском саду. Что это такое

01.02.2019

Конспект занятия по ФЭМП «Математическое путешествие в зимний лес» в средней группе

Кучукова Любовь Анисимовна, воспитатель МБДОУ № 44 г. Миасса Челябинской обл.
Описание материала: конспект направлен на закрепление умения считать в пределах пяти, обозначать число предметов цифрой, сравнивать и уравнивать множества и т.п. Кроме того, материал занятия позволит закрепить знания детей о жизни животных в зимнем лесу.

Цель – умение детей считать в пределах пяти и обозначать число цифрой.
Задачи:
1. закрепить умение детей считать до 5, обозначать количество предметов соответствующей цифрой;
2. закрепить умение сравнивать множества на основе счёта;
3. закрепить знания о геометрических фигурах;
4. упражнять в определении пространственного положения предметов.
Материалы и оборудование: корзинка, силуэты морковок (4 шт.), орехов, бочонка с мёдом; силуэты зайцев (4 шт.), игрушка Заяц, силуэт дерева, силуэт белки, числовые карточки (по 1 шт. на каждого ребёнка); цифры 1-5, наклеенные на шкафчики в группе; дом-ширма с прикреплёнными на него числовыми карточками с пятью предметами, конверты с игрой «Геометрический конструктор» и образцом изображения (по 1 шт. на каждого ребёнка).
Ход занятия:
Воспитатель. – Ребята, цифра 5 узнала, что вы научились считать до пяти, и пригласила вас к себе в гости. Только вот в гости без подарков не ходят! Путь нам предстоит долгий, через лес. Вдруг нам в лесу кто-то встретится?!
Проводится обсуждение – кто может встретиться в лесу. Дети выбирают подарки - силуэты морковки, грибов, орехов, бочонка с мёдом.
Включается аудиозапись со звуками метели.
Дети идут за воспитателем, выполняя движения:
- идем по сугробам, высоко поднимаем ноги;
- подлезаем под ветки ели.
Воспитатель. – Вот мы и на лесной полянке! Смотрите, а вот и зайчик под кустом (воспитатель обращает внимание детей на игрушку – зайца). Только что-то он грустный. Что это с ним? (Воспитатель делает вид, что слушает зайца)
Воспитатель. – Ребята, оказывается, что зайчик ждал всё утро своих друзей – ёжика и медведя, а они не пришли. Зайчик не знает, что же случилось? А вы не знаете, почему не пришли ёжик и медведь в гости к зайцу? (Ответы детей)
Воспитатель. – Тебе, зайчонок, теперь придётся с белками и зайцами всю зиму дружить! Почему, ребята?
Дети. Потому что они не ложатся в спячку.
Воспитатель. – Зайчонок, посмотри, что мы тебе принесли! (Показывает морковки в кор-зине). Ого, как много! Сейчас ребята посчитают, сколько всего морковок.
Воспитатель. – Ребята, а морковки одинаковые по размеру или разные? (Ответы детей) А как узнать, какая морковка самая большая, а какая самая маленькая?
Дети. – Можно посмотреть глазами, можно наложить морковки одну на другую и узнать.
Воспитатель (от лица зайца). – Ребята, если вы встретите в лесу моих братьев, то отдайте им морковку, а у меня тут ещё дела.
Дети идут за воспитателем.
Воспитатель. – А вон и зайцы на полянке! Сколько их?
Дети. 4.
Воспитатель. – Ребята, всем ли зайцам хватит морковок? Давайте проверим!
Дети раскладывают зайцев и морковки попарно.
Воспитатель. – Скольким зайцам не хватило морковок?
Дети. - Одному.
Воспитатель. – Как сделать, чтобы всем хватило?
Дети. – Нужна ещё одна морковка.
Воспитатель. – А я случайно захватила ещё одну морковку. Ну вот, теперь все зайцы сыты! Ребята, они предлагают поиграть с ними!
Игра «1, 2, 3 – к домику иди». Воспитатель раздаёт детям числовые карточки от 1 до 5. В разных углах группы наклеены карточки с цифрами. Нужно посчитать количество предметов на своей карточке и найти нужную цифру (После выполнения задания дети меняются числовыми карточками, игра проводится несколько раз).
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где расположен силуэт дерева с сидящей на нём белкой.
Воспитатель. – Ребята, посмотрите, белочка с нами в прятки играет!
Воспитатель меняет местоположение белки, дети отвечают на вопрос «Где белка?» (на дереве, под деревом, справа, слева).
Белочка хвалит детей за то, что они её быстро находили.
Воспитатель. – Ребята, белочка сказала мне, что она знает, где живёт цифра 5. Только для того, чтобы она указала нам дорогу, нужно рассказать стихи о цифрах, которые мы уже знаем.
Воспитатель показывает карточку с цифрой. Дети рассказывают стихи (книга Лопатиной А., Скребцовой М. «Сказочная математика»).
После этого воспитатель с детьми подходит к домику-ширме, на котором расположены числовые карточки.
Воспитатель. – Ребята, как можно догадаться, что здесь живёт цифра 5?
Дети. – На карточках всех предметов по пять (пересчитывают все вместе).
Из-за ширмы появляется воспитатель (младший воспитатель), исполняющий роль цифры 5.
Цифра 5. – Ребята, как хорошо, что вы до меня добрались! Значит, вы действительно умеете считать до пяти! А я приготовила вам подарок (показывает конверты с геометрическими фигурами).
Воспитатель достаёт из конверта по одной геометрической фигуре и просит детей назвать фигуру (фигуры раскладываются на столе).
Воспитатель. – Посчитайте, сколько фигур?
Дети. – Пять.
Цифра 5. – Да, в каждом конверте пять фигур, из которых нужно по образцу составить изображение.
Дети получают конверты и садятся за столы для выполнения задания.
Цифра 5 хвалит детей за правильное выполнение.
Воспитатель. – Ребята, вот какое интересное путешествие у нас получилось! Кого мы сегодня встретили в зимнем лесу? А почему нам не встретились ёж и медведь? А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Нас там тоже ждут интересные игры и дела!

Занятие по математике в средней группе. Счёт в пределах 5

Данное занятие по формированию элементарных математических представлений предназначено для проведения в средней группе в начале учебного года с целью закрепления учебного материала, пройденного в средней группе.
Цель:
- упражнять детей в количественном счёте в пределах 5,
- закреплять умение различать геометрические фигуры,
- закреплять знания о признаках осени, развивать внимание, логическое мышление и память детей.
Оборудование: игрушки-гном, лиса, заяц, белка, ёж, барсук, корзинка с грибами, жёлтые листья, тарелки, плоскостные изображения пирожных.

Ребята, сегодня у нас в гостях гном Вася. Вася живёт в лесу и сегодня он привёл своих друзей-лесных жителей. Вы знаете, кто это?(Воспитатель показывает детям игрушки: зайца, лису, белку, ежа, барсука. Дети называют животных).
- Давайте поздороваемся с нашими гостями.Все эти животные живут в лесу.Как их можно назвать?(Дикие животные). Гном Вася хочет загадать вам загадку.
- Пришла без краски и без кисти,
Но перекрасила все листья.
- Что это? Правильно, осень. Осенью у лесных жителей много дел. Чем же они занимаются?(Готовятся к зиме). Как звери готовятся к зиме? (Меняют шубки, запасают еду).

Гном Вася хочет помочь своим друзьям сделать запасы на зиму.Что лежит у него в корзинке? (Грибы). Но Вася не умеет считать и не знает, сколько у него грибов,хватит ли всем друзьям. Давайте поможем Васе и посчитаем грибы. (Дети считают грибы-5 грибов). А сейчас мы посчитаем, сколько друзей у Гнома,чтобы узнать хватит ли на всех грибов. (Дети считают животных). Сколько грибов в корзинке?(5). Сколько животных? (5). Хватит ли грибов всем друзьям Васи? (Воспитатель предлагает ребёнку разложить по грибу около каждого животного). По сколько грибов досталось каждому лесному жителю? (По 1).
Гном Вася испёк для своих друзей вкусные пирожные. Помогите ему разделить пирожные между друзьями. Белке нравятся круглые пирожные, зайцу-треугольные, барсуку-квадратные, лисе-овальные, ежу-прямоугольные. (Дети раскладывают пирожные на тарелки рядом с животными). Молодцы. Давайте посчитаем, сколько пирожных досталось каждому из друзей Васи.
-А сейчас гном Вася превратит нас в осенние листья.
Физкультминутка.
Мы листики осенние(плавное покачивание руками над головой),
На ветках мы сидим.
Дунул ветер-полетели(руки в стороны).
Мы летели,мы летели,
И на землю тихо сели(присели).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял(плавное покачивание руками над головой).
Закружились,полетели,
И на землю тихо сели(сели на места).
-Гному Васе очень нравится осень.А вам нравится осень? Вася хочет знать,что вы знаете об этом красивом времени года-осени.Давайте поиграем в игру "Что бывает осенью?". Вы будете по очереди рассказывать,что бывает осенью. Например,осенью дни становятся короче. За каждый правильный ответ Вася подарит вам осенний листик. У кого будет больше всех листиков,тот будет победителем в игре.
Игра "Что бывает осенью?"
- На деревьях желтеют листья.
- Идёт дождь.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Птицы улетают в тёплые края.
- Листопад.
- Дикие животные меняют свои шубки и т. д.
В конце игры дети считают листики.
- Гному Васе и его друзьям понравилось у нас в гостях. Мы помогли лесным жителям сделать запасы на зиму, поговорили о прекрасном времени года-осени. А сейчас нашим гостям пора возвращаться в лес и продолжать готовиться к зиме. Давайте попрощаемся с ними.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «Проказы зимушки - зимы»
Доминирующая область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений)
Интеграция областей: коммуникация, социализация
Интегрированные цели и задачи:
Образовательные цели: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма), вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10; вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщённое понятие «четырёхугольник», выкладывать множество с заданным количеством элементов, учить выполнять игровые действия.
Развивающие цели: развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.
Воспитательные цели: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.
Материал. письмо, карточки с загадками, цифровой ряд 1-10, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, д.и «Отгадай по описанию», д.и. «Найди пару» индивидуальные пеналы, сигнальные карточки, тетради, цветные карандаши.
Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Что лишнее?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам), «Найди пропущенное число» и « Соседи числа».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом
- Ребята, посмотрите, что это такое? (письмо).Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его:
Дорогие ребята,
Пишет вам зимушка-зима.
Хотите, чтобы я пришла?
Все снегом белым замела?
Чтоб смогли построить горку
Кати, Павлики, Егорки?
Чтоб смогли скатиться с санок
Вани, Сони и Оксаны?
На коньках по льду скользить?
У елки хоровод водить?
Выполняйте все заданья,
Проявляйте вы вниманье,
Постарайтесь и тогда,
все укатаю в снега.
Будет вам тогда сюрприз
От зимы прекрасной приз.
- Ребята, хотите, чтобы пришла настоящая снежная зима? Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить надо отгадать ее загадки.
2. Количественный и порядковый счет
- Итак, первая загадка:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.
- Сосчитайте, сколько всего снежинок?
- Давайте сосчитаем от одного до десяти. От десяти до одного.
- Назовите соседей числа 4, 7, 2, 10.
- Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 7-8 снежинок разных цветов)

Какая по счету голубая снежинка?
- Какая по счету желтая снежинка?
- Какая по счету зеленая снежинка?
- Какого цвета третья по счету снежинка?
- Какого цвета пятая по счету снежинка?
- Какого цвета шестая по счету снежинка?
- Какая снежинка находиться между розовой и голубой? Между белой и красной?
- Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку.

3. Образование множеств с заданным количеством элементов.
Работа с демонстрационным и раздаточным материалом
У нее одежки колки: Все иголки, да иголки.
Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож".
Приходит с подарками, блестит огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год - главная. Елка.
- Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками)
- Игрушками какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной)
- Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске)
- Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов)
- У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал)
- Кто поможет мне выбрать овал?
- Кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны).
- У каких еще фигур по четыре стороны и угла? (прямоугольник, ромб, трапеция). Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники)
- А сейчас открывайте пеналы и приготовьте карточки. (карточки из двух рядов)
-Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.
- Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.
- Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Сколько кругов?
- Чего больше кругов или квадратов?
- А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?
- А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный.
- Какая фигура здесь лишняя? (из 3-ех фигур - синий круг, желтый круг и синий квадрат - выбрать лишнию). Почему, объясните.
4. Физкультминутка «Метелица»
5. Дид.игр «Отгадай по описанию»
- Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
- Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются? (выставляются 6 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц»)
- Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю.
Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию»

6. Дид.игр «Найди пару»

Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?
Две сестрички,
Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек. (из 5 варежек необходимо выбрать 2 одинаковые)
Проводиться дидактическая игра «Найди пару»
7. Работа с сигнальными карточками. Дид. упражнение «Это правда или ложь»
- А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю - правда, вы поднимаете зеленую карточку, если ложь, красную карточку.
- Зимой метет метель.
- Зимой цветет сирень.
- Зимой можно кататься на лыжах.
- Зимой птицы улетают на юг.
- Зимой медведь спит.
-Зимой бегут ручьи.
-Зимой можно играть в снежки.
- Дед Мороз приходит зимой.
- Молодцы, вы были очень внимательны!
8. Работа в тетрадях. Развитие графических навыков.
- И последнее задание, которое приготовила вам Зимушка-Зима. Открывайте тетради:
Я тетрадь свою открою И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою Карандаш вот так держу.
- Если вы правильно соедините цифры от 1 до 7 вы узнаете, какой сюрприз приготовила вам Зима. (соедиив цифры правильно, дети получают изображение елки)
9. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы (отметить наиболее активных детей), и она как и обещала - дарит вам подарок - это математическое лото.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .

.

Занятие 2

.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3

.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».

утро, день, вечер, ночь .

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко – близко .

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)

I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

II часть. Игровое упражнение «Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разложены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».

II часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.

III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.