Простые поделки из шишек своими руками. Поделки из шишек своими руками быстро и красиво. Поделки из шишек для начальной школы: фотоподборка

16.03.2019

побуждать учащихся к самосовершенствованию;

способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;

Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.

Подготовка: написать изречения на доске.

Ход мероприятия

1 орг момент

Круг радости «Волшебное зеркало»

Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце

Посмотрите в него!......

Кого вы в нем увидели?

Каждый из нас - единственный каждый из нас неповторим

Повторяйте за мной

Солнце небо и земля!

Хорошо, что с вами я!

Всему миру прокричу

Очень я себя люблю

Я- самый хороший

Я- самый красивый

Я- самый умный

Я -самый –самый- самый

Я- очень себя люблю!!Каждому из вас родители дали имена. Каждое имя по-своему красиво и еще красивее, когда вас эти именем называют ласково давайте поиграем в игру

Игра «Ласковое имя» с одной стороны помогает войти в контакт с детьми и создать атмосферу доброжелательности, а с другой продолжить знакомство друг с другом. Дети стоят в кругу. Учитель предлагает вспомнить, как их лаково называют дома. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того кому бросается мяч.

Классный руководитель . В Древней Греции есть храм. Построен он был в честь бога Апполона (бог света и искусств). До наших дней от этого храма дошли только обломки. На стенах храма написано 7 изречений:

Познай себя самого.

Ничего сверх меры.

Мера – важнее всего.

Всему своё время.

Главное в жизни – конец.

В многолюдстве нет добра.

Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих дельфийских изречений любил повторять великий философ Сократ: «Познай себя самого».

Как вы думаете, что значит выражение «Познать (понять) самого себя»?

(Ответы детей)

Классный руководитель. Познать себя – значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?

Для того чтоб узнать себя мы протестируемся

7. А теперь - внимание! Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится

7.А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.

Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко, когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

А как вы думаете, что такое характер???

Характер - это слово древнегреческого происхождения. Означает «печать», «чеканка». Это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Он представляет собой отпечаток воспитания и деятельности. Характер накладывает отпечаток на мысли и чувства человека. Очень важным качеством характера является воля.

А бывает ли характеры схожи??? А люди бывают ли одинаковые характером??

А давайте поиграем игру зеркало

Учитель предлагает игру «Зеркало».

Дети делятся на пары и встают против друг друга. Один из них - зеркало которое отображает жесты движения мимику своего напарника который смотрится в «зеркало». Задача зеркала заключается в том чтобы в точности повторить движения. Затем дети меняются ролями

Что такое воля?
Как можно воспитать волю?

Задание

Задание предполагает составление рассказа о себе как человеке, отличающемся от других своими умениями и способностями. Ученик рассказывает о себе.

III. Рефлексия.

Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее: Готовые раздать

Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

Средний палец – мне совсем не понравилось

Безымянный палецпсихологическая атмосфера

Мизинец – мне здесь не хватило

Тема : Познай себя

Задачи : развивать интерес к теме, убедить в важности самопознания для успешного решения жизненных вопросов; развивать практические навыки по самопознанию; обучать общению с использованием дополнительных знаний по философии и психологии; развивать творческие способности учащихся.

Подготовительная работа : задания учащимся по изучению дополнительной литературы; распределение творческих заданий; оказание помощи в подготовке презентаций; работа с психологом, библиотекарем; оснащение демонстрационным материалом; подготовка тестов; распечатка раздаточного материала.

Участники : учащиеся; классный руководитель; психолог.

Ход мероприятия

Для человека нет ничего более интересного, чем люди.

В. Гумбольдт

Классный руководитель. Итак, для человека нет ничего более интересного, чем люди. А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я и что я? — задаем мы себе вопрос. Зачем, для чего и для кого я в этом мире, что могу и на что способен?

Стремление разобраться в себе всегда было свойственно людям. В древние времена они, познавая себя, стремились определить волю богов в своей судьбе. Древнегреческие мыслители призывали познать свое предназначение на Земле, открыть свои возможности. А что вы можете сказать, исходя из каких потребностей человек стремится разобраться в себе в наше время?

Учащиеся:

— Думаю, что любой из нас хочет знать, что будет с ним завтра. И при этом не стоит надеяться на гадалок. Надо хорошо знать себя (изучить свои особенности и способности) и проанализировать все положительные и отрицательные обстоятельства. Вот тогда можно будет говорить о том, что ты в состоянии создавать свою жизнь и судьбу для себя и для общества, в котором живешь.

— Считаю, что люди, занимающиеся самопознанием, умные и мудрые. Они смотрят далеко вперед. Такие люди если и ошибаются, то не часто. Гете говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

Классный руководитель. Что же является главным в самопознании?

Учащиеся:

— Человек должен знать все свои все свои положительные качества и способности. И на основе этого должен уметь принимать разумные, обоснованные решения. Например, вовремя отказаться от выгодного, но непосильного для него дела.

— Наряду с положительными, надо знать и все свои отрицательные качества и недостатки. Без этого человек не сможет определить, на что он способен, каким он может и должен стать в будущем.

Классный руководитель. Ребята, надо искать в себе свое собственное «Я». Ведь некоторые из вас часто думают больше о престижности чего-то в жизни (профессии, социального статуса, положения в обществе и др.), фантазируют, уходя в детские мечты, не разобравшись со своими способностями и возможностями, а иногда даже с данным им природой даром, развив и закрепив который, можно достичь больших высот. Ведь одно дело хотеть, а другое — стать и быть, состояться как человек, гражданин, профессионал. Вот в чем главная задача самопознания. Сейчас мы поговорим об основных качествах личности и о тех видах деятельности, в которых они проявляются. Какие качества являются ведущими? Какие качества присущи вам?

Учащиеся. Ведущими качествами личности являются нравственные, умственные, волевые и эмоциональные.

Классный руководитель. Давайте поговорим о них подробнее. И я предлагаю, по мере презентации этих качеств, отмечать их наличие у себя {отмечают на заранее заготовленных листах).

Ребята разбиваются на 4 группы. 1-я группа представляет нравственные качества.

К нравственным качествам относятся

— коллективизм и гуманизм;

— трудолюбие;

— честность;

— нетерпимость к безнравственности.

Идет представление качеств:

— Если вы готовы к товарищеской взаимопомощи, всегда и везде заботитесь о людях, умеете согласовать личное и общественное на пути достижения своих целей, если вы не только понимаете и принимаете требования общества, но и действуете с пользой для него, занимаете социально активную позицию в деятельности и отношениях личности, то это значит, что вам характерны такие качества, как коллективизм и гуманизм.

Всегда, везде о людях он в заботе,

Я помощь чувствую и в жизни, и в работе.

Он может быть рабочий иль артист,

А по натуре — человек и гуманист.

— Если ваше трудолюбие распространяется на овладение знаниями, если у вас возникает постоянная потребность трудиться, а не проводить все время в праздности и лени, если вам присуще чувство ответственности за порученное дело и вы выполняете его охотно, с удовольствием, значит, трудолюбие — одно из ваших ведущих качеств.

С утра трудиться и до ночи...

Не многие вот так охочи

За дело браться, да еще с охотой.

Лишь только те, кому мила работа.

— Если вы искренни и верны данному слову, самокритичны, умеете доверять людям, значит, вам присуще такое замечательное качество, как честность.

Скажи, легко ли честным быть,

Именно быть, не просто слыть?

И жить доверчиво, самокритично,

Чтоб люди ставили за суть твою «отлично».

— Если для вас неприятие аморальных явлений — это норма жизни, если вы боретесь со злом в любых его проявлениях, значит у вас развито такое качество, как нетерпимость к безнравственности.

Что в людях аморально,

То в жизни не похвально.

Ты это уяснил сполна.

И зло ты отрицаешь,

И зависть отметаешь,

Ведь жизнь дана на добрые дела.

2-я группа.

Основными умственными качествами личности являются следующие:

— самостоятельность ума (его сообразительность);

— объективность ума;

— любознательность;

— эрудированность.

Если в вашей деятельности преобладает познавательная: исследования, опыты, учение, самообразование, если вы способны к нестандартному и творческому мышлению, значит, у вас самостоятельный и сообразительный ум.

Предлагается задание на сообразительность:

Перевод английского стишка:

Я видел павлина с хвостом огневым,

Я видел комету с хвостом дождевым,

Я видел тучу, на грядке растущую,

Я видел репу, по кочке ползущую...

Чепуха, не правда ли?

А что нужно сделать, чтобы в чепухе появился смысл?

Ответ: переставить знаки препинания, и тогда получится: я видел павлина, с хвостом огневым я видел комету, с лицом дождевым я видел тучу... и так далее.)

— Если у вас есть постоянная потребность впечатлений, получения новой информации, если в этой информации и различных явлениях и событиях жизни вы умеете видеть главное, если это присуще всем видам вашей деятельности, значит, ваш ум объективен и любознателен.

Приводят пример «Для вас, любознательные»:

Бесконечный разум, считает американский ученый Э. Холмс, является абсолютной и единственной силой во Вселенной. А разум каждой личности - это какая-то частица вселенского разума, а мысли обладают созидательной силой. Чем больше хорошего мы пожелаем другим, тем больше этого хорошего вернется к нам. Люди — это особое выражение жизни, бесконечное поле сознания. Разум должен протекать через нас и воплощаться во внешний результат наших усилий. Если человек сможет управлять своими мыслями, значит, он сможет сделать все и иметь все, чего он захочет. Для человека, у которого разум и тело активны, жизнь никогда не станет скучной. Необходимо трудиться над развитием и расширением своего мышления и предохранять свой ум от появления негативных мыслей. Если человек научится контролировать свои мысли, значит, он сможет управлять своей судьбой.

Если вы очень любознательны и ваш ум впитывает огромное количество информации, то нагрузка на мозг возрастает, и на такие «мелочи», как что мама поручила купить в магазине, часто уже не остается места. Но с необходимостью запоминать приходится все-таки сталкиваться. Мы предлагаем вам тренинг «Запоминание последовательностей».

«Способ карманов» — самый простой способ запоминания. Вам поручено купить восемь наименований продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье. Первое, что вы должны сделать - рассортировать продукты по отделам магазина: например, хлеб, печенье, сахар и чай скорее всего продаются в одном отделе. Распределите эти продукты во внутренних карманах пиджака: в левый положите булку и печенье (представьте, с какими трудностями вы заталкиваете все в карман, тогда все лучше запомнится). А в правый карман — чай и сахар (пакеты рвутся — неприятное впечатление, но забыть такое трудно). В наружные карманы кладем молочные продукты (пакет разорвался, творог попадает в карман, ужасно!). Шутка? Всерьез? А попробуйте на практике этот прием несколько раз, вы убедитесь, что теперь с запоминанием у вас все в порядке (желающие тренируют память на примере «Быстро соберись в школу», «Классная просила не забыть...»).

— Если вы хорошо обо всем осведомлены и постоянно развиваете свои познавательные способности, значит, вам присуще такое умственное качество, как эрудированность.

Проверьте свою эрудированность:

1. Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось? (Он стал английским королем, а так как был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчика.)

2. Смертный грех, говорящий о скудости ума, по мнению святых отцов, - это: а) чревоугодие; б) сребролюбие; в) любострастие; г) гордыня. (Ответ г) гордыня.)

3. На гербе Суворова, нарисованном им самим, — его девиз: глазомер, быстрота, натиск - венчает слово «победа» и еще одно, не отделимое от победы русского оружия. Назовите его. (Ура!)

А сейчас мы хотим предложить вам технику умственной работы.

1. Обуздайте свой ум (развивайте способность сосредоточиться на одном предмете).

Тренинг-1

Посмотрите на репродукцию картины. Что на ней изображено? Какие тона преобладают? Что дано более крупным планом?

Есть ли изображение людей на картине? Где они расположены? (Закрывают картину, стараются передать увиденное.)

Тренинг-2

Встаньте из-за столов, подожмите одну ногу, закройте глаза и сложите ладони перед собой. Только абсолютное внимание поможет вам удержаться в этой позе (такому сосредоточению учат в индийских школах).

— отключите механизм проговаривания, чтобы он не задерживал вас;

— читайте сперва целыми фразами, потом целыми строчками.

Со временем вы научитесь схватывать одним взглядом целые абзацы (быстро читали О. Бальзак — 4000 слов в минуту, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, A.M. Горький).

3. Учитесь думать.

4. Проговорите про себя то, что хотите осмыслить. Процесс думания — это диалог двух собеседников.

5. Учитесь говорить.

— Пополните свой словарный запас;

— кратко формулируйте свое высказывание;

6. Узнайте свой биоритм.

Составляя карту своего биоритма, сосчитайте количество дней от своего рождения до сегодняшнего дня. Полученное число разделите на 23 дня физического цикла, 28 — эмоционального, 33 — интеллектуального. То, что останется от деления, определит положение каждого из циклов на данный день. Первая половина цикла — положительная, вторая — отрицательная. День перехода от первой половины ко второй — критический или нулевой. В этот день необходимо быть особенно внимательными и осторожными, меньше заниматься физической деятельностью, не принимать ответственных решений.

7. Учитесь отдыхать.

— Старайтесь не уставать. Разумно проведенные выходные снимают нагрузку рабочих дней. Старайтесь делать 5—10- минутные перерывы после часа индивидуальной работы. Изучите искусство мышечного расслабления.

— Расслабление. Лягте на диван или на пол. Руки вдоль тела. Ноги вытянуты. Носки врозь. Дышите медленно, но без напряжения. Скажите себе: Я начинаю мышечное расслабление. Последовательно сосредоточьте внимание на тех частях тела, которые вы будете называть: Я расслабляю стопы, мышцы голени, бедер, спины, рук, шеи, лица. Если вы хорошо расслабились, то ваша поднятая рука (нога) свободно упадет. Желательно делать такое расслабление дважды в день.

8. Займите свой ум эстетическим самообразованием.

9. Ваш мозг должен быть занят добрыми мыслями и делами. И вы пожнете СУДЬБУ!

Качества личности презентует 3-я группа.

К основным волевым качествам личности относятся самостоятельность, требовательность к себе и другим, целеустремленность, решительность.

Если вы во время общения и труда способны регулировать поведение (его активность и сдержанность), значит, вы обладаете таким волевым качеством, как самостоятельность. (Приводят примеры из литературных произведений, говорят о ребятах своего класса, которые, на их взгляд, обладают этим ценным жизненным качеством.)

Если вы предъявляете высокие моральные требования к людям и себе, признаете ответственность за выполнение этих требований, если в процессе самовоспитания научились признавать и исправлять свои ошибки, значит, вы требовательны к себе и другим.

Ребята демонстрируют портрет маршала Г.К. Жукова, описывают его мощный подбородок, прямой и твердый взгляд, уверенность и властность каждой черты его лица, говорят, что его требовательность к подчиненным была и талантом, и наукой. Рассказывают о любопытном случае на охоте, когда Жуков, столкнувшись лицом к лицу с медведем, не растерявшись властно приказал ему: «Стоять!» И медведь остановился, а затем убежал в лес.

Ребята говорят о том, что талант руководителя, его властность должны использоваться во благо людям, что требовать от людей надо только то, что они в состоянии сделать. Иначе человек, не справившись с чем-то, может потерять веру в себя. Воля полководца Жукова сочеталась с прекрасным знанием военного дела. А главное в требовательности — это требовательность к себе. Приводят пример Кирсанова, Рахметова и т.д., а также своих родителей.

Если вы умеете сосредоточиться на определенной цели, преодолевая трудности на пути ее достижения, умеете организовать свою жизнь по плану, включив в нее способы

достижения своей цели, значит, вам характерна целеустремленность. (Приводят примеры своих жизненных целей и план их достижений. Например, поступить в институт: 1 — получить «отлично» по... предметам, 2 — посещать курс по выбору, 3— заниматься на подготовительных курсах в институте, прочитать литературу о будущей профессии, 4 — проконсультироваться у психолога, 5 — посоветоваться с родителями, 6 — изучить рынок труда и т.д.)

— Если вы способны брать на себя ответственность за решения и поступки, значит, вам свойственна решительность.

Ребята говорят о том, что часто, когда возникает проблема выбора, инициатива и немедленные действия имеют большое значение для успеха дела. (Приводят примеры из жизни воспитателей, спортсменов, операторов, военных и из жизни ребят своей школы (спасение на воде, при пожаре и т.д.)). Нравственная оценка решительных поступков зависит от их содержания и результата. Предлагают обсудить вопрос: «Победителей не судят?»

Выступление 4-й группы.

К эмоциональным качествам личности относятся оптимизм, совестливость, восприимчивость, человечность.

— Если вы живете с верой в себя и свое будущее, а в людях умеете видеть прежде всего хорошее, значит, вы обладаете бесценным для человека качеством - оптимизмом.

Ребята предлагают записать свою реакцию на следующие фразы:

— завтра дополнительный урок по химии;

— вы получили публичное порицание;

— в гардеробе оторвали вешалку у вашей куртки.

(Раздаются листки с заранее отпечатанными фразами.)

Желающие комментируют свою реакцию, ребята из 4-й группы делают выводы.

— Если вам знакомо чувство вины и стыда за содеянное или неблаговидный поступок, если вы делаете что-то не ради хвастовства, а для добра, если вы не кричите повсюду о своих делах, своем превосходстве и исключительности, значит, вам не чужда совестливость.

Ребята проводят мини-конкурс на знание русских народных пословиц и поговорок о похвальбе и совести.

— Задрал нос — и кочергой не достанешь.

— Гроша не стоит, а глядит рублем.

— Не гляди широко — запорошишь око.

— Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

В ком стыд, в том и совесть.

Волосом сед, а совести нет.

Чего стыдился, о том таился.

Жили, жили, а стыда не нажили.

Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Платье черненько, да совесть беленька.

Если вы не равнодушны к чужим бедам, способны к сопереживанию, если вы в состоянии понять духовный мир другого человека, значит, вы наделены таким качеством, как восприимчивость.

Ребята говорят о том, как иногда важно бывает для человека просто выговориться, чтобы тебя кто-то выслушал, особенно в трудной жизненной ситуации. А если тебя еще и поймут, тогда происходит выброс негативной энергии, человек больше не раздавлен обстоятельствами, у него появляется надежда на лучшее. Иногда это помогает уберечь человека от крайних мер.

Дают положительные примеры своих одноклассников, рассказывают о работе телефона доверия, о том, как важно, чтобы там работали люди по призванию.

Если вы готовы к самопожертвованию ради других людей, если вам неприятны люди завистливые и корыстные, если вам присуще стремление сделать добро, если вы отзывчивы и вам свойственно дружеское отношение к людям, значит, у вас есть, пожалуй, самое главное качество — человечность.

Мой юный друг, задумайся,

Сколько тебе лет.

А после этого мне дай

Прямой, честный ответ:

Ты заплатил за все добром,

Теплом души своей,

За то, что в жизни получил

От близких и друзей?

Или ты требуешь всех благ,

Не думая о том,

Что за все это заплатить

Не плохо бы трудом?

Лишь только слабые добры

В пустых, сладких словах.

А сильные душой добры

В поступках и делах.

А лучше дай

Себе ответ:

Какой ты, добрый

Психолог. Ребята, главными приемами самопознания являются:

— самонаблюдение (здесь большую роль играет такое качество, как наблюдательность; так как время обычно искажает картину случившегося, то хорошо бы вести дневник наблюдений; научившись наблюдать внешний мир, переключайтесь на себя);

— самокритика (вы обрабатываете результаты самонаблюдения при помощи самоанализа и самооценки);

— самоанализ (что сделано, как, что можно было сделать лучше, моя вина, вина других, всели нравственно, что сделано; что получили вы сами, что благодаря вам приобрели другие; смотрите на себя глазами своих друзей и недругов; умейте признать свои ошибки и слабости и преодолеть их).

— Самооценка (завершающий этап самопознания). Человек судит о наличии или отсутствии у него определенных качеств. Часто эти качества бывают просто слабо выражены. Оценивая себя, человек как бы примеряет свои качества, свой характер на определенный эталон, образец. Самооценка человека во многом зависит от того, насколько у человека развита критичность, требовательность к себе и окружающим. В любом обществе существуют общепринятые социальные и нравственные нормы, а также традиции и обычаи, которые и являются основой самооценки. Говоря о самооценке человека, мы обычно подчеркиваем ее результат, т.е. у данного человека она низкая или высокая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Высокая самооценка предполагает обычно достаточно низкий уровень тревожности у человека, дает ему возможность реально понимать ситуацию, себя и людей.

— Предлагает «Тест для исследования самооценки» (Модификация Л.П. Пономаренко, 1999).

При измерении самооценки можно воспользоваться методикой семантического дифференциала (Ч. Осгуда).

Инструкция. Известно, что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера,

имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство определяется у вас. В середине бланка (или листочка) колонки, имеющие номера от 1 до 7.

Общительный

Замкнутый

Уверенный в себе

Неуверенный в себе

Раздражительн ый

Спокойный

Неоткровенный

Откровенный

Нерешительный

Решительный

Понимающий других

Непонимающий других

Симпатичный

Несимпатичный

Нуждающийся в поддержке других

Самодостаточный

Импульсивный

Уравновешенный

Подчиняющийся

Доминирующий

Активный

Пассивный

Целеустремленный

Беспорядочный

На примере первой пары разберем, как работать с методикой. Если вы выбираете столбец под №1, это означает, что вы на 100% добрый человек (в вас нет ни 1% злости). Если вы считаете себя на 100% злым человеком, то должны выбрать столбец №7. Столбец №4 означает среднюю позицию (т.е. в вас 50% «доброты» и 50% «злости»). Столбец №3 — вы скорее добрый человек, чем злой (примерно 65% «доброты» и 35% «злости»). Столбец №2 — примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная справа, и на 20% — та, что слева. Выбор столбца №5 соответственно означает, что у вас немного больше выражено качество, представленное слева (в данном случае — примерно 65% «злости» и 35% «доброты»). Столбец №6 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная слева, и на 20% - та, что справа. Итак, вы уже догадались, что чем ближе расположен столбец к правой или левой стороне пары свойств, тем больше выражен этот полюс и, соответственно, меньше - второй.

На первом этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте крестиком («X») в соответствующем квадратике. После того как все участники выполнят это задание, можно приступить ко второму этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть. Например, вы оценили себя как человека, доброго на 100% (крестик под столбцом с № 1), но в жизни это часто мешает, и вы хотели бы, чтобы в вас поровну были представлены «злость» и «доброта». В таком случае вы на втором этапе выбираете позицию столбца №4 и обозначаете свой выбор кружочком. Может случиться, что вы удовлетворены тем положением, которое есть, в таком случае поставленный на первом этапе крестик просто обведите кружком. После того как вы еще раз просмотрели все 15 пар и по каждой из них отметили кружком позицию, отвечающую вашему «идеальному Я», приступаем к 3 этапу работы.

Обработка результатов

По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок. Например, по первой паре вы оценили себя как человека, доброго на 80% (крестик в столбце с №2), а хотели бы, чтобы «доброты» и «злости» было 50x50 (кружок в столбце с №4). В этом случае разница будет составлять 4-2=2. Эту цифру запишите рядом с первой парой. Если крестик в столбце с №7, а кружок — под №6, разница 7-6= 1. Если позиция крестика и кружка совпадает, разница будет 0. Эту цифру тоже следует записать рядом с соответствующей парой.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Интерпретация

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недоволь ство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Часто (если низкая самооценка не сопряжена с гиперкомпенсаторным стремлением демонстрировать собственную значительность) они больше заботятся об удобстве других, чем о собственной пользе, могут пожертвовать своими интересами ради другого человека. Бывает, что этим пользуются окружающие. Надо сказать, что с такими людьми другим хорошо, однако сами они часто страдают.

В некоторых случаях пониженная самооценка приводит к стремлению самоутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье. Вероятно, родители (или кто-нибудь один из них) были слишком строги или критичны, или часто сравнивали вас с другими, или предъявляли высокие требования к вашим достижениям. Этого уже не изменить, и путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих детских «комплексов».

Если вы набрали балл менее 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» — вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Результат мене 10 баллов может интерпретироваться по-разному. Иногда это свидетельствует о скрытом нежелании участвовать в тестировании, формальном выполнении задания. Низкий балл может говорить о защитной реакции, а также демонстрируемой высокой самооценке («У меня все хорошо, отстаньте») или свидетельствовать об отрицательном отношении к тестированию, нежелании быть откровенным. Такой балл набирают также люди, не склонные к самоанализу и рефлексии, не любящие заглядывать внутрь себя.

Если человек отвечал искренне и действительно считает, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить 0 завышенной самооценке, т. е. такие люди уверены в собственной Непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении.

Классный руководитель. Итак, вы определили, какую степень самооценки вы имеете: высокую или заниженную, уверены вы в себе или мало уверены. Если самооценка занижена, то это будет вам существенно мешать. Думаю, что у каждого из нас есть желание изменить что-то в своей жизни. Тем более, если вы обнаружили, что имеете заниженную самооценку. Послушайте, какую своеобразную программу правил предлагают нам наши девочки, которые в будущем собираются стать психологами. (Ученицы зачитывают стихи.) Правила поднятия самооценки:

— Постарайтесь же с утра

Быть в наилучшем виде.

Себе, как другу улыбнись,

В зеркале увидев.

Не забудьте вы о том

И в обед, и перед сном.

— О физических изъянах

Вам не надо всем трещать.

Кто-то просто их не видит,

Зачем вниманье заострять?

— Кругом народ, ой, как же быть?

Ведь надо речь вам говорить.

Вы смущены, лицо ваше краснеет...

Так знайте, для других

Оно всего лишь только розовеет.

— Хотите людям нравиться

И остроумьем славиться?

Нет, лучше помолчи,

Других послушай,

Пусть изольют тебе всю душу.

Отличным слушателем ты прославишься

И, будь уверен, каждому понравишься.

— А в окружении своем

Найдите, кто бы вас послушал.

Волненья, страхи, даже сны —

Откройте все и даже душу.

И обсудите не таясь

И планы, и пророчества.

Так будет легче избежать

Тоски и одиночества.

— Иногда, чтобы кому-то

Самоутвердиться,

Надо с кем-то поругаться,

Надо разозлиться.

Постарайся к людям этим

Проявить терпение.

Часто в них совсем не злость,

А робость и смущение.

Тебе придется говорить,

Старайся, не смущайся.

Лучше добрыми речами

Самоутверждайся.

— Не говорите плохо о себе,

Грехи, ошибки прошлые простите.

А вас обидели, ну что ж, за что — поймите.

И, все забыв, к успеху вновь спешите!

— С кем-то не хочется общаться?

Так поспешите попрощаться,

Чтоб дискомфорт не ощущать

И комплексы в себе не развивать.

— Будь компетентным в интересной теме,

Учись общаться и толково и любезно,

Ты новый круг общения найдешь,

И будет он и умным, и полезным.

— А за успех себя тихонько похвали,

Не жди, пока похвалят люди.

Ведь эти мысли «про себя»

Никто не слышит, не осудит.

Себя в бахвальстве не вини,

Уже ты знаешь, как наш мир устроен.

Так прежде сам себе скажи,

Где ты не прав и где чего достоин.

Классный руководитель. Вы видите, ребята, насколько по-разному можно подойти даже к негативным моментам в своей жизни. Просто

Пессимист по жизни видит неудачу,

Все ему не так, расстроен он и плачет.

А оптимист? Он по-другому скроен

И только на успех настроен.

Помогут почувствовать уверенность в себе и 10 заповедей от Дейла Карнеги.

Ребята, мало просто знать эти заповеди. Лучше повесить их на листе в своей комнате и каждое утро повторять их. Вечером проанализируйте свой день, отметьте, что вам удалось сделать. Посоветуйтесь с близкими вам людьми или специалистами, как научиться следовать этим мудрым словам. Это ли не программа для самосовершенствования и самовоспитания! (Предлагает ребятам распечатки заповедей.)

А психолог Дж. Келли утверждает, что, усвоив основные права человека и приняв их как правила жизни, вы не потеряете уверенность в себя.

Основные права человека

— Право быть одному.

— Право быть независимым.

— Право быть выслушанным и принятым всерьез.

— Право не быть напористым.

— Право получать то, за что платишь.

— Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.

— Право просить то, чего ты хочешь.

— Право на успех.

— Право делать ошибки и быть ответственным за них.

— Право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека.

Собрав воедино все советы и заповеди, найдя в себе силы и мужество разумно им следовать, вы сможете достичь в жизни своего акме. Акме (от греч. расцвет, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Вершина зрелости человека (акме) — многомерное состояние, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности.

Цель: сформировать у учащихся представления о своем характере, о пользе и вреде гороскопов, о роли цветовой гаммы в нашей жизни.

Предварительная подготовка: газеты и журналы с гороскопами; объявлениями о предсказаниях; разноцветные кусочки тканей; яркие графические иллюстрации.

Почему мы верим гороскопам?

Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность и астрологических предсказаний, и астрологических анализов личности.

Наиболее вероятный ответ на этот вопрос состоит в следующем: люди верят в астрологические анализы и предсказания, потому что они, как это ни парадоксально, верны. Но (и это очень важное “но”!) верны они потому, что эти высказывания настолько общи, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого.

Здесь работает известное психологам явление, названное эффектом Барнума в честь известного в прошлом веке американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума, который говорил, что “ежеминутно на Земле рождается один простофиля”, и гордился тем, что в программе его цирка и ярмарочных балаганов каждый может найти что-то для себя. Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе. Эффект Барнума исследуется психологами уже около сорока лет. За это время они смогли определить, в каких условиях человек верит предложенным ему высказываниям, какие люди склонны верить, а какие нет и какие высказывания вызывают доверие.

Так, в конце 50-х годов классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяет составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил одну общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из разных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав им, что они разработаны на основании данных научного психологического теста. Каждый участник опыта должен, был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Градации оценок были предложены такие: поразительно верно, довольно верно, “серединка на половинку”, скорее ошибочно и совершенно неверно. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40 % -- довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, то есть люди, казалось бы, опытные в оценке личных качеств!

Этот эксперимент раскрыл еще одну любопытную сторону эффекта Барнума. Вот какие две фразы участники опыта сочли наиболее верными: “Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен, и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами” и “Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться”. Первое из них сочли “поразительно верным” и “довольно верным” 91 % участников, а второе - 89 %. Напротив, наименее верными были признаны такие два утверждения: “В вашей жизни не обходится без некоторых проблем” и “Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны”. В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях, и это неудивительно: всем нам не особенно приятно узнать о себе что-то отрицательное.

Подобные исследования не раз повторялись в различных вариантах. Так, в конце 60-х годов один французский психолог поместил в газетах рекламу, предлагая свои услуги в качестве астролога. Он получил сотни заказов и выслал всем клиентам один и тот же “гороскоп”, составленные в общих, неопределенных выражениях. И что же? Более двухсот заказчиков написали ему письма с благодарностью за удивительно точный, мастерски составленный гороскоп.

Австралийский профессор психологии Роберт Треветен регулярно заставляет студентов-первокурсников записывать свои сны или описывать то, что они видят в разноцветных чернильных кляксах (известный тест Роршаха). Затем, якобы обработав принесенный ему материал, профессор под большим секретом выдает каждому студенту тот же самый “анализ личности” из 13 фраз, который использовал Стагнер, и просит высказать мнение о его правильности. Только после того, как при всей аудитории каждый студент заявит, что вполне удовлетворен правильностью анализа, Треветен позволяет им заглянуть в бумаги друг друга. Он считает, что это отличная практическая работа для введения в курс психологии.

Какие дополнительные факторы, кроме осторожного выбора уклончивых, но в целом положительных фраз, влияют на веру в результат гадания? Конечно, наивные и легковерные люди попадаются легче. Эффекту Барнума одинаково подвержены и мужчины, и женщины. Престиж и известность астролога влияют мало, но, в общем, никогда не вредно подчеркнуть, что он, скажем, пользуется тайными знаниями ассировавилонских жрецов, расшифрованными лично им по глиняным табличкам.

Важный фактор, - какие вопросы задает астролог для анализа. Например, больше веры тем, кто требует указать точное время и место рождения. Так, американский психолог Росс Снайдер дал своим испытуемым один и тот же гороскоп. Им оказались более удовлетворены те, у кого “для составления гороскопа* он спрашивал не только год и месяц, но и день, и час рождения.

Еще один важный фактор в действии эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. В одном эксперименте Снайдер и его сотрудники установили, что результаты астрологического анализа личности казались особенно приемлемыми в том случае, если в них было в пять раз больше положительных замечаний о характере, чем отрицательных. И напротив, люди отказывались узнавать себя в описаниях, содержащих вдвое больше отрицательных черт, чем положительных.

Еще один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума, таков: к астрологам чаще обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию, опасающиеся будущего... Кстати, не объясняет ли этот набор симптомов внезапную веру в астрологию, охватившую наше общество в последние годы? Таким людям особенно нужна положительная и основанная на “древней науке” информация об их характере и будущем. Для них это еще и своеобразная форма психотерапии, ослабляющая волнения, страхи, неуверенность в будущем. В отличие от других форм терапии, которые требуют усилий от пациента, чтобы признать и понять свои внутренние проблемы, а затем изменить свое отношение к жизни и поведение, здесь требуется только дать астрологу сведения о времени и месте рождения.

С ходом времени предсказания кажутся все более и более оправдывающимися. На эту особенность памяти обратил внимание еще Фрейд: человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своем будущем и забывать отрицательные. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив за личную консультацию или за журнал, целиком посвященный гороскопам, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря. И еще один эффект, известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, прочитав, что вашему знаку Зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться не ударить в грязь лицом и поддержать репутацию своего созвездия.

О вас, ребята, могут рассказать не только гороскопы, но некоторые ваши личные вещи.

Свет мой, шкафчик, расскажи…

Хироманты берутся определить характер человека по руке, графологи - по почерку, а вот психологи из Тьюлейнского университета (США) утверждают, что можно определить характер человека, заглянув в шкаф, где он хранит свои вещи. После многолетних исследований и наблюдений они пришли к следующим выводам:

  • люди, в чьих шкафах царит идеальный порядок (то есть повседневная и выходная одежда отделены друг от друга, вычищены и выглажены), крайне рациональны, часто являются образцом для подражания, не тратят времени впустую и весьма предусмотрительны;
  • те, чьи шкафы полны бумаг, старых писем, школьных тетрадок и всякого рода памятных безделушек - крайне замкнуты, никогда не делятся своими приятными воспоминаниями, очень чувствительны и легко ранимы;
  • если шкаф полон старых вещей, то это говорит о том, что их хозяин неисправимый мечтатель. Перебирая старые вещи, такие люди обожают строить планы... редко их осуществляя.

Ваши наручные часы могут сказать о вас многое

Считают американские психологи Фрэнк Каприо и Джек Лиеди

Дорогие часы. Если вы носите золотые или другие роскошные часы - значит, вы любите и умеете работать, ваша работа вам по нраву. Вы человек организованный и, похоже, добьетесь немалых успехов на выбранном поприще.

Модные часы. Если на ваших часах стоит имя или фирменный знак знаменитого модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы все было на своих местах.

Диковинные часы. Некоторые часы имеют два циферблата, другие приспособления, показывают фазы Луны и т. п. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши - не спешат расставаться с милыми чертами характера, присущими детям.

Часы как украшения. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелки, кольца,- можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи и... поболтать.

Высокотехнологичные часы. Часы, оснащенные микрокалькуляторами, необычными будильниками, электронными “записными книжками”, присущи людям с деятельным умом, быстро устающим от однообразной работы, предпочитающим любопытные задачи, любящим поковыряться с техническими новинками.

Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличает пунктуальность и некоторый педантизм.

Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, что хотите от жизни, у вас острый деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.

Обычные цифровые часы. Вы человек, ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Вы верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаете предпочтение добротности и крепкости.

Без часов. Вы легки на подъем и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи - заняться каким-нибудь интересным делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы, хотя не самое быстрое.

Цвет - зеркало души

Установлено, что и мужчины и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже изменяется.

Итак, попытайтесь вспомнить, понять, почувствовать, какой цвет вы предпочитаете всем остальным (или какой цвет предпочитает близкий вам человек),- и сделать соответствующие выводы. Такую же по важности информацию несет в себе нелюбимый цвет, Итак...

Психологи утверждают, что так называемые “холодные” цвета (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти. А “теплые” цвета передают сигналы о силе, властности, активности и радостном настроении.

Красный - цвет страстей. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство.

Желтый цвет - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Розовый - это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных и рациональных такой цвет вызывает раздражение.

Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги, кто ценит традиции, семью. Когда же такой цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Зеленый цвет - цвет надежды и открытого пути - в психологическом портрете несет немного иные функции. Люди, предпочитающие этот цвет, настойчивы, последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Синий цвет - цвет неба, его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если нравится синий цвет, это говорит о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди - хорошие и исполнительные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он - образец неуверенности и замкнутости.

Белый цвет - это синтез всех цветов, поэтому он является “идеальным” цветом, “цветом мечты”. В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние света, и холод льда. Но, к сожалению, в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку, как установили исследования, его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать - да и то косвенно,- об аккуратности и чистоплотности человека, предпочитающего этот цвет в своей одежде и в своем доме.

Черный цвет противостоит белому. Этот цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (не будем брать в расчет траурную символику, которая только подчеркивает значение этого цвета), нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на более яркий, броский - показатель того, что пессимистические настроения часто развеиваются.

Серый цвет - любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы оставаться в тени и не вступить в большое количество контактов.

Конечно, нельзя сказать, что сегодня мы полностью разобрались в своем характере. Но думаю, что некоторые до этого неопределенные черты своей личности стали для вас более понятны. А если вы еще и задумались над какими-то вещами, о которых мы сегодня говорили, если ваши раздумья действительно помогут вам разобраться в себе, в других, в ваших отношениях с этими другими – значит, нам повезло отыскать путь к цели, которую себе ставили.

Классный час в 5 классе. Познай себя

Психологический классный час для 5 класса

Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению многих психологов и педагогов, для пятиклассников характерны переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам. Стремление к самоутверждению иногда толкает их к деструктивному поведению. Задача данного классного часа - помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

вопроса

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

Итого

В первом столбике записать числа от 1 до 32 - это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

- «очень часто» - 4 балла;

- «часто» - 3;

- «редко» - 2;

- «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

Инструкция

А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.

Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.

Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.

Результаты теста

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямоугольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Легковерность

Настрой на свое

Наивность

Чувствительность

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Низкая самооценка

Смелость

Безрассудство

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Фигура

Положительные

Отрицательные

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и разбросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдержанность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Нелогичность

Раскованность

Непрактичность