Умная жена секрет счастливого брака. Флиртуйте, но только с ним. Оказывается, все мужчины одинаковы

28.02.2019

The courage to be») - произведение П. Тиллиха, опубликованное в 1952. Вначале Тиллих рассматривает понятие «мужество» в этическом и историко-философском аспекте, анализируя учения Платона, Аристотеля, св. Фомы Аквинского, Спинозы и Ницше. В онтологическом и теологическом аспекте Тиллих определяет «мужество» как «самоутверждение бытия вопреки небытию». Главный вопрос для человека - это вопрос о его бытии или небытии. Человек - единственное существо в мире, которое знает о конечности своего бытия, о своей смертности. Осознанная конечность бытия есть «тревога» (anxiety, нем. Angst - «страх»). Слово «тревога» (как и «страх») нельзя заменить словом «боязнь», т. к. последнее указывает на некую опасность, но не на онтологическую ситуацию встречи с небытием. Тревога онтологична, боязнь психологична. Онтологическая тревога не имеет объекта, ее нельзя преодолеть, поскольку ни одно конечное существо не может преодолеть конечности собственного бытия; психотерапия может лишь снять навязчивые формы тревожности и уменьшить частоту и силу приступов боязни. Онтологическая тревога должна быть встречена с мужеством; патологическая тревога появляется вследствие неудачи принять тревогу на себя, она приводит к самоутверждению личности на ограниченной и мнимой основе, а также к вынужденной защите этой основы.

В соответствии с тремя направлениями, в которых небытие угрожает бытию, Тиллих различает три основных типа экзистенциальной тревоги: 1) перед судьбой и смертью; 2) по поводу вины и осуждения (этическая тревога); 3) перед пустотой и бессмысленностью (духовная тревога). Каждый из этих типов тревоги преобладает в определенный период западной цивилизации. В эпоху гибели античного мира преобладала тревога перед судьбой и смертью, в средние века - этическая тревога, а в современную эпоху - тревога по поводу пустоты и бессмысленности человеческого существования.

Онтологическое самоутверждение личности является выражением априорной структуры бытия. Можно выделить два основных типа самоутверждения личности и снятия онтологической тревоги: «индивидуализацию» и «соучастие». Под индивидуализацией понимается утверждение субъектом своей индивидуальности вне и независимо от окружающего мира; личность выступает здесь как изолированное и самодовлеющее «Я». Соучастие - способ утверждения индивидом своего «Я» путем приобщения к целому, ко всеобщему. Индивидуализации и соучастию соответствуют два типа мужества - «мужество быть собой» и «мужество быть частью». «Мужество быть частью» находит историческое воплощение в различных примитивных сообществах, в средневековом феодальном «полуколлективизме», а также в современных «неоколлективистских» (тоталитарных) структурах - фашизме, нацизме и коммунизме. Но, отдавая себя целиком социальной жизни, человек с необходимостью растворяется в обществе, и это, по Тиллиху, уже не «мужество быть частью», а слабость, граничащая с полной неспособностью личности противостоять небытию, угрожающему в лице общества полным поглощением «Я». В роли тоталитарного сообщества, по мнению Тиллиха, может выступать и церковь.

Второй тип мужества - «быть самим собой» - предстает в различных формах индивидуализма: романтическом, натуралистическом и экзистенциальном. Современный экзистенциализм, как он выступает в работах Хайдеггера, Ясперса, Сартра, с точки зрения Тиллиха, выражает универсальную утрату человеком смысла бытия, которая переживается как «пограничное» состояние - состояние отчаяния. Онтологическое самоутверждение личности в современном экзистенциализме являет собой именно «мужество отчаяния» и мужество принять это отчаяние на себя в попытке быть самим собой. Но в этом случае человек рискует «потерять себя в экзистенциализме», ибо небытие угрожает как утратой нашего индивидуального «Я», так и утратой нашего соучастия в мире.

Экзистенциальный разум человека охвачен «предельной заботой» о высшем смысле, он влечется за пределы конечности собственного бытия, к своей основе, к трансцендентному, Богу. Мужество как обращение человека к трансцендентному выступает, по Тиллиху, в различных формах. Если в нем доминирует соучастие, то оно имеет мистический характер, если же индивидуализация, то оно имеет персональный характер. Даже в сфере религии человек не всегда может обрести подлинное онтологическое самоутверждение. Бог теизма нередко становится «идолом», а религия - обрядовой формальностью. И лишь обращение человека к мощи Самого Бытия заключает в себе индивидуализацию и соучастие и трансцендирует их, и только тогда человек обнаруживает, что «есть бытие и нет небытия». Лишь мужество такой веры способно взять на себя тревогу перед судьбой и смертью, виной и осуждением, пустотой и бессмысленностью. Русский перевод Т. И. Вевюрко (1995), О. А. Седаковой.

Пауль Тиллих

В соответствии с условиями Фонда Терри эти мои лекции должны касаться вопросов религии в свете науки и философии. Поэтому я выбрал понятие, в котором сошлись воедино теологические, социологические и философские проблемы, - понятие «мужества». Это одно из важнейших понятий, помогающих осмыслить человеческую ситуацию. Мужество относится к сфере этики, но оно коренится во всем многообразии человеческого существования и в конечном счете в структуре самого бытия. Для того чтобы понять «мужество» этически, следует прежде рассмотреть его онтологически.

Необходимость выхода за рамки этики проявляется со всей очевидностью в одном из древнейших философских споров о мужестве - в диалоге Платона «Лахет». В ходе диалога несколько первоначальных определений отвергаются. Тогда Никий, знаменитый полководец, делает еще одну попытку. Ему, как военачальнику, следовало бы знать, что такое мужество, и уметь правильно определить его. Однако предложенное им определение, как и все прочие, оказывается несостоятельным. Если, как он утверждает, мужество - это знание о том, «когда следует опасаться и когда дерзать», то вопрос приобретает универсальный характер: ведь чтобы ответить на него, необходимо обладать «знанием обо всем добре и зле во всех их проявлениях» (199 с). Но такое определение противоречит предыдущему утверждению о том, что мужество - лишь часть добродетели. «Значит, - заключает Сократ, - мы не выявили, что же такое мужество»(199 е). И это весьма серьезная неудача для сократического способа мышления. Ибо для Сократа добродетель - это знание: тот, кто не знает, что такое мужество, не может действовать в соответствии с истинной природой мужества. Однако эта неудача Сократа гораздо важнее, чем большинство, казалось бы, удачных определений мужества (даже тех, что принадлежат самому Платону или Аристотелю). Ибо эта неудавшаяся попытка определить мужество как добродетель среди других добродетелей выявляет один из основополагающих вопросов человеческого существования. Эта неудача показывает, что понимание мужества основано на понимании того, что такое человек и его мир, на понимании структур и ценностей этого мира. Лишь тот, кто обладает знанием об этом, знает, что следует утверждать, а что отрицать. Этический вопрос о природе мужества неизбежно приводит к онтологическому вопросу о природе бытия. И наоборот: онтологический вопрос о природе бытия может быть задан как этический вопрос о природе мужества. Мужество может показать нам, что такое бытие, а бытие может показать нам, что такое мужество. Поэтому первая глава этой книги называется «Бытие и мужество». Вряд ли я сумею сделать то, что не удалось Сократу. Но, возможно, мужество риска при том, что моя попытка почти наверняка обречена на провал, снова пробудит живой интерес к этой сократовской проблеме.

Мужество и отвага: от Платона до Фомы Аквинского

Заглавие этой книги, «Мужество быть», объединяет оба значения понятия «мужество»: онтологическое и этическое. Мужество как совершаемый человеком акт, подлежащий оценке, есть этическое понятие. Мужество как универсальное и сущностное самоутверждение человеческого бытия есть онтологическое понятие. Мужество быть — это этический акт, в котором человек утверждает свое бытие вопреки тем элементам своего существования, которые противостоят его сущностному самоутверждению.

Обращаясь к истории западной мысли, мы почти везде обнаруживаем оба эти значения мужества в явной либо в скрытой форме. Так как в дальнейшем нам предстоит отдельно рассматривать стоическую и неостоическую концепции мужества, то здесь я ограничусь интерпретацией понятия «мужество» в традиции, идущей от Платона к Фоме Аквинскому. В «Государстве» Платон относит мужество к тому началу души, которое называется «thymos» (яростный дух). Мужеством и яростным духом обладает общественный строй, называемый «phylakes» (стражи). В человеке «тимос» расположен между разумным и чувственным началами. «Тимос» — неразмышляющее стремление ко всему благородному. Поэтому он занимает центральное место в строении души, служа связующим звеном между разумом и желанием. По крайней мере он мог бы осуществлять эту функцию. Однако на самом деле важнейшая черта платоновской мысли и платоновской традиции дуализм, подчеркивающий противостояние разумного и чувственного. Связующим звеном не воспользовались. Уже у Декарта и Канта устранение этой «середины» человеческого бытия («thymoeides») имело этические и онтологические последствия. Именно в результате этого устранения возникает нравственный ригоризм Канта и Декартово разделение бытия на две субстанции — мыслящую и протяженную. Социальный фон этого процесса хорошо известен. Платоновские «филакес» — это вооруженная аристократия, представители всего благородного и прекрасного. Именно из их среды выходят мудрецы, сочетающие мужество с мудростью. Однако эта аристократия и свойственная ей система ценностей пришли в упадок. Как и современное буржуазное общество, поздний античный мир утратил аристократию; на ее место приходят носители просвещенного разума и умело организованные и управляемые массы. Тем не менее примечательно, что сам Платон рассматривал «тимоэйдес» как сущностную характеристику человеческого бытия, этическую ценность и социально значимое качество.

Аристотель сохранил аристократический аспект в учении о мужестве, однако сузил его значение. Согласно Аристотелю мотивом мужественного противостояния страданию и смерти является сознание того, что так поступать благородно, а по — другому — низко (Ник. эт. III. 9). Мужественный человек действует «ради благородной цели, ибо цель добродетели благородное» (Ник. эт. III. 7). «Благородный» здесь — перевод греческого слова «kaios», а «низкий» — перевод «aischros». Обычно эти слова переводятся как «прекрасный» и «безобразный». Прекрасный или благородный поступок — это поступок, заслуживающий похвалы. Мужество совершает похвальное и отвергает презренное. Достойны похвалы такие поступки, совершая которые человек осуществляет свои скрытые возможности или актуализирует свои совершенства. Мужество человека есть утверждение им своей сущностной природы, внутренней цели, или «энтелехии», но в характере этого утверждения всегда присутствует момент «вопреки». Это утверждение содержит в себе возможность, а порой и необходимость принесения в жертву того, что в противном случае может стать для нас препятствием на пути к действительному осуществлению, даже если приходится жертвовать тем, что также присуще нашему бытию. Можно пожертвовать удовольствием, счастьем и даже собственным существованием. И всякий раз эта жертва достойна похвалы, так как в акте мужества более сущностная часть нашего бытия торжествует над менее сущностной. Красота и благо присущи мужеству потому, что в нем актуализируются благое и прекрасное. Следовательно, мужество благородно.

Аристотель, как и Платон, считал, что совершенство осуществляет себя на различных уровнях: природном, личном и социальном; мужество как утверждение своего сущностного бытия проявляется на одном из этих уровней в большей мере, чем на других. Так как величайшее испытание мужества — это готовность принести величайшую жертву, т. е. пожертвовать собственной жизнью, и так как солдат, как всякий воин, должен быть постоянно готов к такой жертве, то солдатское мужество было и в определенной мере осталось до сих пор выдающимся примером мужества. Греческое «andreia» (мужественность) и латинское «fortitudo» (отвага) указывают на то, что в слове мужество заключено дополнительное значение: то, что присуще воину. До тех пор пока аристократия представляла собой вооруженную группу, военный и аристократический оттенки понятия «мужество» были нераздельны. После того как аристократическая традиция пришла в упадок и появилась возможность определить мужество как универсальное знание о том, что такое добро и что такое зло, мудрость и мужество слились воедино, а истинное мужество стали отличать от солдатского. Мужество умирающего Сократа было рационально — демократическим, а не героико — аристократическим.

Но аристократическая традиция возродилась в период раннего средневековья. Мужество вновь стало отличительной чертой знати. Рыцарь — это человек, который ведет себя мужественно как солдат и как дворянин. Он обладает тем, что называли «hohe Mut» (т. е. высокий, благородный и мужественный дух). В немецком языке есть два слова, соответствующих слову «мужественный» — «tapfer» и «mutig». Исходное значение «tapfer» твердый, веский, значительный; оно указывает на ту силу бытия, которой обладал человек, принадлежавший к высшим слоям феодального общества. Слово «mutig» — производное от «Mut», «движение души»; оно родственно английскому «mood» («настроение»). От этого слова образованы такие слова, как «Schwermut, Hochmut, Kleinmut» (мрачный, высокий, робкий «дух»). «Mut» относится к области сердца, центру личности. Поэтому «mutig» можно заменить на ««beherzt», производное от «Herz», «сердце» (ведь и французско — английское «courage» («мужество») происходит от французского «coeur» — «сердце»). В то время как слово «Mut» сохранило более широкое значение, «Tapferkeit» постепенно превратилось в обозначение добродетели, присущей солдату, который уже перестал быть рыцарем и дворянином. Очевидно, что слова «Mut» и «мужество» вводят онтологический вопрос, в то время как «Tapferkeit» и «отвага» в современном их значении лишены этих коннотаций. Эти лекции нельзя было озаглавить «Отвага быть» («Die Tapferkeit zum Sein»); их было необходимо назвать «Мужество быть», («Der Mut zum Sein»). Эти лингвистические замечания проливают свет на то содержание, которое вкладывали в понятие мужества в средние века и на борьбу между героико — аристократической этикой раннего средневековья, с одной стороны, и рационально — демократической этикой — с другой, причем последняя, наследие христианско — гуманистической традиции, вновь заявила о себе на закате средневековья.

Эта ситуация обрела классическое выражение в учении о мужестве Фомы Аквинского. Фома знает о двойственности, которая присуща понятию мужества и находит этому объяснение. Мужество — это сила духа, способная одолеть все то, что препятствует достижению наивысшего блага. Оно соединено с мудростью — добродетелью, которая представляет собой единство всех четырех главных добродетелей (две остальные — сдержанность и справедливость). Более глубокий анализ выявляет, что ценность этих четырех добродетелей не одинакова. Мужество в союзе с мудростью подразумевает как сдержанность в отношении себя, так и справедливость по отношению к другим. Тогда возникает вопрос: какая из двух добродетелей имеет более всеобъемлющий характер — мужество или мудрость? Ответ на этот вопрос зависит от исхода знаменитого спора о главенстве разума или воли в основании бытия и, следовательно, в человеческой личности. Фома, сделав недвусмысленный выбор в пользу разума, с неизбежностью подчиняет мужество мудрости. Выбор в пользу воли означал бы большую, хотя и не полную, независимость мужества от мудрости. Различие между этими двумя направлениями мысли играет решающую роль в оценке «дерзающего мужества» (или, на религиозном языке, «риска веры»). Подчиненное мудрости мужество становится по сути «силой духа» и делает возможным следование велению рассудка (или откровения), в то время как дерзающее мужество соучаствует в творении мудрости. Очевидная опасность, которая таится в первой точке зрения, — бесплодная неподвижность, присущая в значительной мере католической и отчасти рационалистической мысли. Столь же очевидная опасность, таящаяся во второй точке зрения — неуправляемый произвол, присущий отчасти протестантскому и в большей мере экзистенциалистскому мышлению.

В то же время Фома выделяет и более узкое значение мужества, представляющее собой особую добродетель в ряду других, которую он называет «fortitudo». В соответствии с установившейся традицией, он имеет в виду солдатское мужество как яркий пример мужества в узком смысле этого слова. Это вполне соответствует характерному для Фомы стремлению сочетать аристократическое устройство средневекового общества с универсалистскими элементами христианства и гуманизма.

Для Фомы совершенное мужество — это дар Божественного Духа. Именно посредством Духа природная сила души возвышается до своего сверхприродного совершенства. Но это означает, что мужество соединяется со специфически христианскими добродетелями — верой, надеждой и любовью. Таким образом мы можем наблюдать процесс перехода онтологической стороны мужества в веру (включающую также и надежду), а этической стороны мужества — в любовь, т. е. этический закон. Такое поглощение мужества верой, особенно если она подразумевает и надежду, возникает довольно рано, например в учении о мужестве у Амвросия. Называя «fortitudo» «самой величественной добродетелью», хотя и не существующей отдельно, он верен античной традиции. Мужество послушно разуму и выполняет намерения ума. Мужество — это душевная сила, позволяющая выстоять в ситуации предельной опасности; пример тому — ветхозаветные свидетели веры, которые перечислены в Послании к евреям (гл. 11). Мужество, дарующее утешение, терпение и опыт, уже неотличимо от веры и надежды.

Описанный процесс доказывает, что всякая попытка определить мужество сталкивается со следующей альтернативой: либо говорить о мужестве как о добродетели среди других, включая более широкое значение этого слова в понятия веры и надежды; либо сохранить более широкое значение слова «мужество» и истолковать веру, основываясь на анализе мужества. В этой книге я иду по второму пути, отчасти потому, что, на мой взгляд, «вера» нуждается в новом истолковании в большей мере, чем любой другой религиозный термин.

К некоторым людям осознание счастья приходит, словно случайное открытие. Обычно человек счастлив, когда влюблён. Но в делах сердечных ничего не происходит просто так. Например, чтобы испытать семейное счастье, приходится работать над этим. Многие люди хотят узнать секреты счастливого брака. В то же время многие считают, что счастье в семье или дано или не дано. Отчасти правы и те, и другие. Но в большинстве случаев поговорка «Наше счастье в наших руках» полностью оправдывается.

Базовые основы прочных семейных уз

Счастливый брак не возникает ниоткуда. Даже в тех случаях, когда люди влюбляются с первого взгляда, в семье им придется проявить максимум толерантности, чтобы сделать счастье влюбленных семейным счастьем. Когда проиграет марш Мендельсона, жених и невеста скажут «мы согласны», и пара сольётся в волшебном поцелуе, люди думают, что они уже счастливы. Но печальная статистика говорит о том, что примерно 43% браков заканчивается разводами. Невозможно создать процветающую семью одними лишь страстными желаниями, высокими чувствами и нежными словами.

к оглавлению

Чтобы не испытать горечи крушения сказочных грез, для достижения светлой цели благополучного брака нужно работать, упорно и кропотливо улучшая взаимоотношения в семье.

  1. Побольше искренне общайтесь друг с другом. Очень важна открытость в отношениях, особенно в тот период, когда дела семейные идут не лучшим образом. Ведь есть много вещей, которые прямо или косвенно могут повлиять на взаимоотношения в семье – друзья, хобби, работа, образование, религия, родственники. Если провести время вместе вы не можете, или возникли разногласия из-за финансов, очень важно говорить напрямую о причине ваших прений и возможных путях устранения этой причины.
  2. Ещё один секрет счастливого брака – это создание собственных семейных обрядов и традиций. Почти все пары, которые называют свой брак счастливым, говорят о семейных ритуалах. Неважно, что это: свеча на столе, зажженная за праздничным семейным ужином, походы в кафе раз в месяц, путешествия всей семьей или свидания в значимых для вас местах вашего города. А может быть особое прикосновение, которое означает «я люблю тебя». Когда-нибудь в будущем эти ритуалы станут лучшей частью воспоминаний – ваших и ваших детей.
  3. Умейте слушать. Ведь, как это ни странно, более вежливыми люди бывают с незнакомыми людьми, чем со своими любимыми. Супруг пытается заговорить с вами? Не перебивайте. Вежливо и тактично выслушайте, как бы вы ни были заняты. Выслушайте так же вежливо, как слушали бы своего начальника. Ведь порядочность и терпение являются неотъемлемыми частями счастливого брака.
  4. Время, проведенное наедине с любимым, поможет вам возобновить чувства, которые заставили вас полюбить друг друга. Неважно, где именно вы будете проводить время – в роскошном ресторане или в кинотеатре на недорогих местах для поцелуев. Время, посвященное друг другу – важнейший компонент счастливого брака. Помните об этом!
  5. Решите денежный вопрос! Просто поразительно, сколько браков распадается из-за денег. Или из-за их отсутствия – неважно. Важно то, что серьёзные денежные вопросы множество пар просто не обсуждает, живя сегодняшним днем и не думая о дне завтрашнем. Обсудите предпочтения каждого из вас в отношении к деньгам. Договоритесь, как вы будете оплачивать крупные суммы, кто будет распоряжаться семейным бюджетом и вести семейную бухгалтерию. Что? Вы думаете, что вести бухгалтерию нужно лишь для отчёта перед начальством? Ничего подобного. Все люди, которые много достигли в жизни, анализируют свои доходы и расходы. Помните, что вопрос денег может стать причиной множества крупных и мелких разногласий между мужем и женой. И не хотелось бы, чтобы ваш счастливый брак потерпел крах из-за денег.
  6. Уважайте друг друга. Есть несколько простых правил для тех, кто хочет сделать свой брак счастливым. Во-первых, никогда не ложитесь в семейную постель в плохом настроении. Говорите «спасибо» и «пожалуйста». Целуйтесь ежедневно и говорите «я тебя люблю». Поздравляйте друг друга как можно чаще (всё равно, с чем, хоть с Днём энергетика – вы ведь энергичны, или с Днём строителя – вы ведь оба строите счастливую семью).
  7. Не нарушайте вашу договоренность. А договоренность всех супругов, которые состоят в счастливом браке, звучит так: «Семья – превыше всего». Не жертвуйте интересами семьи ради карьеры, развлечений, увлечений.
  8. Поддерживайте отношения с семьей своего супруга. Вы оба во многом обязаны своим родителям. Не по закону страны (уже в 18 лет человек по закону самостоятелен и имеет право полностью отделиться от семьи), но по закону совести. «Почитай отца своего и мать свою», — говорится в Библии. Но в этой же книге написано, что когда человек обзаводится семьей, преданность его принадлежит в первую очередь супругу: «Покинет человек отца и мать и прилепится к жене своей». Поддерживать отношения с родителями – не значит бежать к ним за советом при относительно простой житейской ситуации, и уж тем более, жаловаться на своего супруга. Правильное отношение к родственникам – навещать их время от времени, выбирая интересную для всех деятельность. И проводить с родителями мужа столько же времени, сколько и с родными жены. Считаться с чувствами и потребностями родителей супружеской паре, которая хочет быть счастливой, обязательно. Но в то же время семья должна сохранять независимость.
  9. Когда родственники навещают вас, старайтесь быть с ними вежливыми. Пусть время визита родителей к вам станет приятным, сделайте так, чтобы они чувствовали себя, как дома. Даже если вы уже выросли, для своих родителей вы всё равно остаетесь детьми. А взрослым детям нужно помнить о том, что родители не всегда будут с ними. Поэтому следует наслаждаться их обществом, пока есть такая возможность.
  10. Область личных расхождений нужно постараться свести к минимуму. Клифф Олбиртон, исследователь семейных отношений, под областью личных расхождений понимает вызывающее поведение супругов и расхождение в личных привычках, различие в установках и темпераменте. Нарушение норм и правил, принятых в обществе – вызывающее поведение. Оно может раздражать супруга настолько, что о счастливом браке придется забыть. Личные привычки (банальное разбрасывание носков по квартире или невытертый после обеда стол) тоже могут стать сильным раздражителем. Психологи утверждают, что 28% браков распадаются именно на почве личных разногласий. Один супруг педантичен, другой неаккуратен. Один обожает тяжелый рок, другой – классическую музыку. Что делать в этом случае? Для этого и существует так называемый «конфетно-букетный период». Он необходим для того, чтобы люди лучше узнали друг друга и принимали решение о вступлении в брак осознанно.
  11. Не пытайтесь изменить что-либо в супруге, единственный человек в брачном союзе, которого вы можете совершенствовать бесконечно – это вы сами. Под стилем жизни понимают совокупность всех привычек человека. Куда он ходит? Как относится к курению и алкоголю? Не употребляет ли наркотики? Чем увлекается? Чем больше общего у вас, тем легче вы приспособитесь друг к другу, тем больше вероятность того, что ваш брак будет счастливым. Система ценностей каждого из вас тоже очень важна. Если он ценит в людях те же качества, что и вы, ваш брак имеет все шансы быть счастливым.

Стинг с женой Труди Стайлер, 1992-й год.

Брак - дело тонкое, большинство из нас туда стремится, думая, что на этом все жизненные проблемы закончатся и наступит сказочное «жили они долго и счастливо». Тем не менее, все только начинается - то, как ты и твой партнер будете работать над отношениями, определит их дальнейший исход. Чтобы брак был долгим, счастливым, гармоничным и чтобы ваша с избранником любовь крепла день ото дня, возьми на вооружение следующие секреты:

Не принимай близко к сердцу мелкие неприятности

Забытая избранником дата годовщины, ссора по поводу отпуска или отказ идти на День рождения к твоей подруге - совсем незначительные в жизненном масштабе мелочи. Не позволяй им испортить ваш союз: копить обиды, заморачиваться по поводу пустяков - не лучшая идея, которая только вредит отношениям и усугубляет проблемы.

Ты и Он против всего мира, но не Ты против Него

Опять же: мы живем в непростое время, когда ежедневно приходится отстаивать себя, свои интересы, цели, финансы в конце концов. Это значит, что дом должен оставаться самым уютным, безопасным, принимающим местом, где можно расслабиться и побыть собой. Сумеешь создать такой «оазис любви и поддержки», не сомневайся - твои отношения будут самыми счастливыми.

Стинг и Труди, 2006-й год.

Научись слушать

Часто, общаясь с коллегами, друзьями и даже любимыми, мы воспринимаем их слова как должное, и не можем дождаться, пока можно будет наконец-то рассказать что-то самому. Тем не менее, умение слушать, а, главное, слышать – сверхценный для отношений навык, которым, увы, владеют совсем немногие. Научись воспринимать потребности, страхи, пожелания и опасения партнера, когда он тебе о них рассказывает. А еще помни, что мужчинам делиться сокровенным намного сложнее, нежели нам, поэтому распознавать истинный посыл иногда придется буквально с пары слов.

Находи время для себя

Одна из самых распространенных ошибок девушек, вступающих в брак или начинающих жить с парнем, – это отказ от собственных интересов и увлечений. Мужчины же крайне редко отказываются от регулярных посиделок с приятелями или футбола по выходным, когда у них в паспорте появляется штамп. Чтобы оставаться интересной своей «половине», а также чтобы жить полной, счастливой жизнью, не прекращай тратить время на то, что любишь. Вне зависимости от того, будет это шоппинг по воскресеньям или йога танцы три раза в неделю, выделяй на это время и не испытывай по этому поводу чувства вины. Твоим отношениям саморазвитие только на пользу.

Я люблю тебя

Как бы долго вы не были вместе, не переставай признаваться избраннику в любви. Делай это в словесной форме, посредством чашки чая, принесенной утром в постель или смешной записки на холодильнике - почаще напоминай ему и самой себе о своих чувствах, тогда они будут только крепнуть.

Стинг с женой, 2015-й год – скоро пара отпразднует серебряную свадьбу.