Тема
«Казачий костюм»
(интегрированное занятие)
Цели деятельности педагога : формировать у детей представление о традиционном казачьем костюме, его символике; ознакомить с народными донскими традициями, связанными с одеждой, с игровым фольклором, использующим атрибуты костюма; воспитывать познавательный интерес к культуре казаков.
: «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.
Предварительная работа : беседы с детьми о традиционном русском национальном костюме, символике цвета и узора; сбор ягод рябины.
Оборудование : иллюстрации, изображающие женский и мужской казачий костюмы ХVII – начала ХХ вв.; фуражки, башлык, девичий сарафан; ягоды рябины, иголки с нитками или тонкая проволока.
Воспитатель . В народе говорят: по одежке встречают, а провожают по уму. Как вы думаете, ребята, что это значит? (Ответы детей.) Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму: по одежде многое можно узнать о донском казаке. Казачий костюм очень отличается от народного русского. (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением казачьих костюмов.) Многие его детали казаки переняли у кочевых народов. И прежде всего – шаровары. Это широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. (Воспитатель показывает иллюстрацию.) Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары обязательно нашивались лампасы – символ казачьей вольности. Цвет лампас показывал, к какому войску принадлежит казак. Ребята, а вы заметили, какого цвета лампасы носят донские казаки? (Красного.) Шаровары заправлялись в сапоги. На шаровары выпускался бешмет – присобранная от талии рубаха, застегивающаяся на крючки. Сверху надевали чекмень, на котором были знаки воинского отличия. Современные казаки носят вместо бешмета гимнастерки с клапанами, а вместо чекменя – мундиры. Интересные традиции связаны у казаков с башлыком. (Показывает иллюстрацию.) Если башлык повязан крест-накрест, значит, казак спешит по важному поручению, если завязан впереди – он уже отслужил, а закинут назад – «казак гуляет».
Особой частью одежды казака является шапка. Она символизирует достоинство казака. Шапками голосуют во время казачьего круга; старики подают сигнал станичного сбора, поднимая шапку на костыле на майдане; а парни кидают шапку во двор невесты, предупреждая, что придут свататься. Сбить шапку с казака – смертельно его обидеть. Какие еще традиции, связанные с головными уборами, вы знаете? (Приветствие, снятие головного убора при входе в церковь, хранение фуражки погибшего казака.)
Главными казачьими головными уборами были фуражка и папаха. Фуражки торжественно вручали мальчикам, когда начинали их обучение воинскому искусству. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть и примерить фуражки.)
Игра «Надень фуражку» (см. Приложение 1).
Воспитатель . Древние наряды казачек были переняты у кочевников: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска (запахивалась) и кафтан. (Показывает иллюстрацию . ) Но ближе нам другая традиционная одежда казачек – парочка: пышная юбка и кофта с баской. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове – в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.
А эту одежду носили девочки-казачки. (Воспитатель показывает сарафан.) Как она называется? Что вы знаете о сарафане? (Дети рассказывают о традициях украшения сарафана, символике цвета и орнамента.)
Воспитатель . Ребята, почему казаки говорят, что по одежке встречают? (Ответы детей.) Как одежда донца рассказывает о своем хозяине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает девочкам сделать бусы из рябины для украшения наряда, а мальчикам – поупражняться в завязывании башлыка. (Эту часть занятия можно заменить раскрашиванием казачьего костюма на заранее приготовленных шаблонах.)
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной части. Согласно ФГОС ДО вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и отражает видовое разнообразие, приоритетные направления деятельности ДОО, специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Представленная в данном пособии программа приобщения старших дошкольников к традициям родного края путем введения этнокультурного казачьего компонента в воспитательно-образовательный процесс является моделью реализации вариативной части ООП ДО. Предложенная модель отражает специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Программа направлена на освоение общечеловеческих ценностей посредством приобщения к народной культуре, имеющей широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения. Обращение к культурно-историческому прошлому своего народа – важный момент в воспитании подрастающего поколения. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения данной программы, помогут им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.
Безусловной заслугой авторского коллектива является соединение в программе этнической педагогики с современными тенденциями дошкольной дидактики. Предложенные конспекты тематических занятий, сценарии календарно-обрядовых и православных праздников основаны на принципах интегрированного обучения, позволяющих развивать познавательные и творческие способности дошкольников.
Реализация данной программы поможет воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.
Пояснительная записка
Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике. Тема казачества с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом, который удачно реализован в программе дополнительного образования «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» .
Цель программы: освоение детьми старшего дошкольного возраста норм и правил жизнедеятельности на основе приобщения к исторически сложившейся традиционной культуре Волго-Донского края.
Задачи программы :
– помочь освоить навыки исполнения песен в конкретной народно-певческой стилевой традиции.
В основе данной программы лежит системно-деятельностный подход , который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности и диалога культур;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
– духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– сотрудничество со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности.
Направленность программы по реализации этнокультурного казачьего компонента по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; всё чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания толерантной, духовно-нравственной личности. С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно-нравственной личности.
Новизна данной программы состоит в том, что реализация этнокультурного компонента осуществляется на материале традиционной культуры донского казачества. В программе представлен синтез основных направлений, целостно отражающих ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои донского казачества, православные и календарно-обрядовые праздники. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную и т. д.
Новизна данной программы определяется также тем, что содержание ее основных направлений обладает четко выраженным гендерным подходом.
Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Волго-Донского края. В доступной для старших дошкольников форме происходит «погружение» в тему. Такой метод дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса детей.
Специфика данной программы
Тема
«Приготовление взвара, блинов»
(интегрированное занятие)
Цели деятельности педагога : ознакомить детей с блюдами казачьей кухни (взвар, блины); воспитывать желание быть трудолюбивыми, умелыми, помогать взрослым; приобщать дошкольников к культуре, быту казачества.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).
Виды детской деятельности : трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Предварительная работа : беседы с детьми о вкусной и здоровой пище, о культуре поведения за столом.
Оборудование и материалы : комната казачьего быта, оборудованная в ДОО (печь, стол, лавки, сундук, полки для посуды, посуда) ; косынки и фартуки, продукты (сухофрукты, мука, яйца, молоко, сахар, соль) , взвар в круглом кувшине с отверстием в середине.
Воспитатель . Ребята, в народной пословице говорится: «Мельница живет водою, а человек – едою». Как вы ее понимаете? (Ответы детей.)
Казачья кухня очень простая (всё выращивалось и добывалось своими руками), но при этом разнообразная и питательная. Какие же блюда казачьей кухни вы знаете? (Ответы детей.) Какие из них готовят у вас дома?
Сегодня мы познакомимся с новыми блюдами казачьей кухни: научимся «заводить» блины и попробуем взвар.
Воспитатель ставит на стол круглый кувшин с отверстием в середине.
В этом кувшине находится взвар. Взвар – это компот, приготовленный из сухих фруктов или ягод.
Дети угощаются взваром и пробуют определить на вкус его компоненты. Воспитатель ставит на стол миску с сухофруктами.
Воспитатель . Посмотрите, какие сухофрукты в нем использованы – вишня, слива, абрикос, груша. Всю эту смесь моют, а потом засыпают в кипящую воду и несколько минут варят. Когда сварится, разливают по таким кувшинам. Как вы думаете, почему у кувшина в середине отверстие? (Ответы детей.) Отверстие нужно для того, чтобы взвар быстрее остывал. При приготовлении взваров использовали и ягоды шиповника и боярышника – эти кустарники в изобилии растут в донских степях и лесах.
А еще я хочу научить вас готовить вкусные блины. Печь их научила меня моя бабушка. О замешивании теста казачки говорят «заводить блины».
Воспитатель вместе с детьми замешивает тесто для блинов .
Воспитатель . В нашем музее нет настоящей печки. Попросим повара испечь нам блины на кухне.
Готовые блины дети едят в курене.
Воспитатель . Вам понравились блины? (Ответы детей.) Вы запомнили, из чего готовят взвар и блины? (Ответы детей.) Дома вы можете вместе с мамой испечь блинчики или попробовать научиться готовить какое-нибудь новое блюдо.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Край, в котором мы живем.
Тема 1.1. Волго-Донской край. Географическое положение Волго-Донского края. Города и поселки родного края. Родной город и его достопримечательности. Родной район. Пословицы и поговорки о родном крае.
Тема 1.2. Природа Волго-Донского края. Реки родного края. Растительный мир Волго-Донских степей (ковыль, полынь, чабрец) . Охрана исчезающих растений (ирисы, степные тюльпаны, рябчик русский, пионы) . Лекарственные растения (пижма, шалфей, зверобой, душица) . Растительный мир Волго-Донских лесов: грибы, ягоды, кустарники (калина, шиповник, боярышник) , деревья. Животный мир родного края: насекомые, рыбы, птицы, звери. Памятники природы Волго-Донского края.
Тема 1.3. «Человек без родины что птица без крыльев». Пословицы, поговорки, стихи о родном крае.
Раздел 2. Быт и традиции донского казачества.
Тема 2.1. Кто такие казаки? История возникновения казачества. Военная жизнь казаков. Олень, пронзенный стрелою, – древний герб донского казачества. Духовно-нравственные традиции. Городок, станица, хутор. Общественный уклад. Казачий круг. Атаман.
Тема 2.2. Казаки – защитники родной земли. Проводы казака в армию. Защита Отечества – долг и обязанность казака. Сборы на службу. Казачье оружие и амуниция. Обряд проводов в армию. Воинская слава казаков. Казачьи пословицы и поговорки о военной славе и доблести. Легендарные имена: Ермак, М. И. Платов. Подвиги казаков в Великой Отечественной войне.
Тема 2.3. Роль боевого коня в службе казака. Уход за конем. Конские масти. Пословицы и поговорки о боевом коне.
Тема 2.4. Жилище казаков. Курень – традиционное жилище казаков, его особенности. Влияние военной жизни донцов на устройство дома. Назначение комнат в казачьем курене, их убранство. Кунацкая. Девичья. Стряпка. Предметы кухонной утвари. Подворье: плетень, хозяйственные постройки, баз.
Тема 2.5. Чем славится земля Донская? Казачьи промыслы: плетение, пчеловодство, огородничество. Быковские арбузы. Пуховязание: урюпинские и калачевские платки. Семикарагорский фаянс. Казачьи ремесленные профессии: кузнец, ткач, гончар, охотник, пряха, купец, колодезник, колесник, шорник, седельник, корзинщик, бондарь, чеботарь. Современные казачьи фамилии, образованные от названий ремесел. Пословицы и поговорки о труде.
Тема 2.6. Казачий костюм. Мужской костюм: шаровары, бешмет, чекмень. Символика цвета и деталей. Лампасы как символ казачьей вольности. Военный костюм казаков. Шапка – символ достоинства казака. Фуражка, папаха, башлык. Традиции, связанные с головными уборами: голосование на круге, хранение фуражки погибшего казака, приветствие, снятие при входе в церковь, предупреждение о сватовстве.
Женский костюм: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска, кафтан. Парочка (пышная юбка и кофта с баской). Файшонки, шали, платки. Вышивка и кружева как обереги. Сарафан – традиционный костюм девочки-казачки.
Тема 2.7. Традиционная казачья кухня. Уха. Каша с куриной. Пышки с каймаком. Вареники с картошкой. Блины. Квашеное молоко. Взвар. Моченые яблоки. Квашеная капуста. Мед.
Раздел 3. Нравственные устои донского казачества.
Тема 3.1. Семейный уклад казаков. Нравственные устои казачьей семьи. Особенности взаимодействия между членами семьи. Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. День матери-казачки. Особое положение стариков. Многодетность казачьих семей. Воспитание сироток как традиция казачьей семьи. Пословицы и поговорки о семье.
Тема 3.2. Рождение ребенка в казачьей семье. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка. Традиции выбора имени. Таинство крещения. Крестные отец и мать, их роль в православном воспитании. Традиционные подарки мальчикам и девочкам. Обряд «смывания забот с девочки», «отцовская» каша. Обычай первой посадки казачонка на коня.
Тема 3.3. Воспитание мальчика в казачьей семье. Праздник первых штанов. Привлечение к мужскому труду, обучение верховой езде. Второй постриг и поход в баню с мужчинами. Переход в кунацкую. Учеба военному искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни.
Тема 3.4. Воспитание девочки в казачьей семье. Воспитание девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки. Виды рукоделия. Предметы для женского рукоделия: веретено, прялка, пяльца, крючок и спицы для вязания, нити для вязания и вышивания. Приготовление приданого.
Тема 3.5. Детский игровой фольклор (см. Приложение 1) . Игра как традиционное средство народной педагогики. Отражение в играх образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев, представлений о чести, смелости; желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Продолжительное время проблема инсульта обсуждалась только у взрослого населения, но после европейской международной конференции, прошедшей в 2000 году, стали изучать инсульт у детей, а главное, причины его возникновения, методы ранней диагностики, безопасного и эффективного лечения.
В последние годы вероятность возникновения инсульта у детей увеличилась
Инсульт – это острое нарушение кровообращения мозга, которое длится более суток и проявляется симптомами стойкого поражения центральной нервной системы. Чрезвычайную актуальность инсульты у детей приобрели по причине высоких показателей постинсультной инвалидности и смертности маленьких пациентов. А связано это с тем, что выявить недуг у малышей не всегда представляется возможным.
Частота детских инсультов колеблется в широких пределах – средний показатель 2–3:100 000 детей до 14 лет в год. Максимальное количество случаев – 38% зарегистрировано у детей до 3 лет жизни, с наибольшей частотой до 28 дня жизни. Встречаемость в подростковом возрасте – не более 1%.
Полового разграничения нет, однако, многие специалисты отмечают, что среди детей до 3 лет немного чаще страдают мальчики, среди школьников и подростков – девочки.
Детский инсульт, в отличие от такового у взрослых, имеет 2 понятия:
По механизму развития выделяют 2 вида:
Существуют два основных типа инсульта: ишемический и геморрагический
Ишемический инсульт развивается в результате острого нарушения кровообращения, кровь к мозгу не поступает вовсе или поступает в недостаточном количестве. Наблюдается это при тромбозе сосудов мозга, глубоком мелком инфаркте мозга, особенностях гемодинамики крови, гемореологических микроокклюзиях. Фоновым неблагополучием для развития ишемического инсульта являются нарушения свертываемости крови: тромбофилия, гипергомоцистеинэмия.
Геморрагичский тип – не что иное, как кровоизлияние, встречается реже ишемического. Разорванный сосуд прекращает подачу крови к определенному участку мозга, а образовавшаяся гематома сдавливает близлежащие сосуды. Его причиной, как правило, служат аномалии развития сосудов, заболевания крови, травмы головы. Симптомы и проявления будут зависеть от того, в каком месте произошло кровоизлияние: в паренхиму (собственно мозг), мозговые оболочки или желудочки.
Причины инсульта у детей разных возрастов различаются по своей значимости.
Одним из факторов риска ОНМК у новорожденных считаются перинатальные ЧМТ либо родовые травмы в шейном отделе позвоночника
Кровоизлияние в мозг у новорожденных чаще ассоциировано со стремительными родами, задержкой внутриутробного развития, разрывами патологических анастамозов между артериями и венами мозга, разрывами патологических расширений сосудов.
Ишемические инсульты у детей связаны с нейроинфекциями, энцефалитами, менингитами, наблюдаются при врожденных пороках сердца, сдавлении позвоночной артерии, при обезвоживании организма, повышенной свертываемости крови, врожденном сужении сосудов мозга (болезнь Моямоя).
У детей школьного возраста и у подростков риск развития ишемического инсульта увеличивается при употреблении кокаина, амфетамина, отравлении манинилом, изониазидом.
Родители, воспитатели и даже медработники часто не ассоциируют инсульт с детьми, в результате многие ребята вовремя не получают адекватного лечения
Симптомы инсульта у детей ничем не отличаются от проявления болезни у взрослого населения. Сложность кроется в том, что у детей до года и первых 2–3 лет жизни заподозрить заболевание сложнее – малыши не могут описать свои ощущения, не понимают, что со здоровьем случилась проблема. А родители и педиатр проявления болезни связывают с нейроинфекцией, неврологическими заболеваниями или переутомлением ребенка.
При появлении этих симптомов необходимо срочно вызывать скорую помощь
Очаговые неврологические симптомы зависят от места инсульта, его типа и подтипа, тяжесть состояния больного ребенка определяется объемом очага поражения.
Иногда на стороне инсульта наблюдается расширение зрачка
Ишемический инсульт проявляется очаговой неврологической симптоматикой, а геморрагический начинается с потери сознания, общемозговых симптомов.
Особую настороженность нужно иметь при тревожных симптомах у грудничков. У детей до 3 месяцев жизни кровоизлияния массивные, и установить их причину крайне трудно. Неврологические симптомы имеют нетипичное начало, позднее присоединение неврологических нарушений (геми- и монопарезы, парциальные судороги, нарушения глазодвигательного нерва). Исход, как правило, неблагоприятный.
При обширных кровоизлияниях исход обычно неблагоприятный
Установить диагноз порой сложно даже грамотному квалифицированному специалисту, ведь подобную симптоматику, особенно у детей первого года жизни, могут давать иные заболевания.
Исследования:
МР-ангиография может использоваться при подозрении на инсульт
Установить диагноз у детей крайне трудно, поэтому около трети случаев проходят под неверным диагнозом. Дифференциальную диагностику проводят с неврологическими заболеваниями, гипогликемией, гнойными процессами в пазухах носа, интоксикациями при инфекционных заболеваниях, мигренью, опухолями головного мозга, уремией, печеночной интоксикацией.
Лечение инсультов у детей, как и у взрослых, занимает длительный период. Сначала проводится лечение в палатах интенсивной терапии или реанимации, затем восстановительное лечение в неврологическом отделении, реабилитационных центрах. После чего эти дети находятся под диспансерным наблюдением участковых педиатров и неврологов.
Методы лечения зависят от типа инсульта: при тромбозах назначается тромболитическая терапия, при геморрагическом инсульте – кровоостанавливающая. При необходимости дренирования желудочков мозга, гематом проводится нейрохирургическое лечение.
Медикаментозное лечение включает:
Во время реабилитации у детей следует уделять внимание рецептам народной медицины, гомеопатии, массажу тела, лечебной гимнастике. Больших успехов можно добиться, делая массаж активных точек стоп и ладоней.
При отсутствии хронической патологии вовремя пролеченный инсульт не имеет рецидивов в детском возрасте, хотя нельзя исключить вероятность рецидива во взрослой жизни. Известно, что повторные инсульты встречаются у 30% детей, это гораздо чаще чем у взрослых, причем сроки рецидива критически короткие.
Многократные повторные инсульты характерны для детей с хронической патологией сосудов головного мозга, заболеваниями крови, системными заболеваниями, при неконтролируемом артериальном давлении.
Сосудистые катастрофы у детей являются основным фактором, приводящим к стойкой инвалидности и смертности детского населения, ведь десятая часть детей, перенесших инсульт, нуждается в постоянной помощи и уходе со стороны.
Выраженность последствий зависит от типа инсульта, его локализации и объема. Огромную роль играет время, за которое был выставлен верный диагноз и начато лечение:
Дети, которые перенесли инсульт, должны наблюдаться врачами, которые помогут им справиться с последствиями ОНМК
Подбор препаратов для профилактики повторных инсультов проводится в зависимости от причины заболевания. Доказано снижение частоты рецидивов при использовании низкомолекулярных гепаринов, аспирина. Нужно соблюдать диету с пониженным количеством жиров, контролировать артериальное давление.
Какие бы у ребенка ни были нарушения, их нужно лечить. Постоянная и трудоемкая работа над здоровьем малыша обязательно дает свои большие плоды.
Смирнова Ольга Леонидовна
Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.
Написано статей
Неподготовленному человеку может показаться, что инсульт у детей не может произойти, так как традиционно считается, что это заболевание связано с возрастом. Но у детей инсульт бывает, пусть и очень редко, поэтому знать вызывающие его причины нужно обязательно. Это заболевание может протекать скрытно, особенно у , а его проявления опасны для здоровья и жизни крохи.
Существует два вида инсульта:
Дети в основном страдают от первой формы заболевания, то есть от а. Это относительно более легкая форма болезни, так как геморрагический инсульт чаще встречается у людей старшего возраста, вызывая во много раз больше опасных для здоровья последствий. Именно эта форма заболевания является основной причиной смертности.
Основная причина развития у ребенка инсульта – это нарушение мозгового кровообращения. Оно может проявляться в разном возрасте, поэтому детский инсульт делится на следующие возрастные группы:
В первых двух группах частота диагностирования болезни составляет один случай на 4 тыс. детей. В третьей группе частота случаев заболевания резко падает, до одного на 100 тыс. тинейджеров.
От того, в каком участке головного мозга ребенка произошел инсульт, и от его формы зависит тяжесть заболевания и уровень опасности его последствий для здоровья.
Геморрагическая форма встречается редко, чаще всего она провоцируется черепно-мозговой травмой при ударе или очень тяжелых родах. Она связана с нарушением целостности сосуда и излитием крови, что приводит к образованию гематомы.
Наиболее частые причины, способные спровоцировать :
К развитию ишемического инсульта, который называется еще и инфарктом мозга, у детей приводят следующие причины:
Все эти состояния могут стать причиной того, что ребенок уже родится с инсультом, или же он у него разовьется на ранних этапах жизни. Подростки чаще страдают от инсультов, проявившихся из-за очень высокого физического или эмоционального напряжения, а также из-за травмы головного мозга, заболеваний.
Признаки инсульта у детей, родившихся с ним, могут пройти незамеченными из-за их невыраженности, смазанности у совсем маленького ребенка. Такой малыш может ничем не отличаться от своих сверстников, просто развиваться он будет немного медленнее.
Более серьезные повреждения при внутриутробном поражении приводят к судорогам, нарушениям аппетита, незначительной или выраженной задержке в развитии, проблемам с дыханием, которые могут выражаться в апноэ – кратковременной остановке дыхания, особенно опасной во сне.
Симптомы у подростков более выражены. Они проявляются параличами, спутанностью речи, слабостью, нарушениями правильности движений, снижением концентрации и обучаемости, головными болями и головокружениями, поэтому сразу обращают на себя внимание родителей. Часто такие дети становятся более эмоциональными, быстро выходят из себя, злятся и плачут, реже бывают замкнутыми и отстраненными. Очень важно не оставлять своего ребенка наедине с проблемой, с ним нужно много общаться, поддерживать его и стимулировать стремление выздороветь.
Проявление инсульта может быть внезапным и серьезно угрожать здоровью и жизни ребенка. При появлении следующих симптомов необходимо срочно вызывать «скорую помощь»:
Это очень опасные симптомы, и спасение ребенка во многом зависит от оперативного на них реагирования и доставки его в лечебное учреждение. Детский инсульт может угрожать следующими последствиями:
Лечением малышей и подростков с нарушениями мозгового кровообращения могут заниматься различные медицинские специалисты, не только связанные с проблемами мозговой деятельности. Такому ребенку потребуются занятия с логопедом, физиотерапевты, психологи и представители других медицинских специальностей.
При геморрагической форме лечение в первую очередь заключается в удалении сгустка крови и прекращении кровотечения. Сделать это можно исключительно оперативным методом и как можно быстрее, так как гематома давит на участки мозга и провоцирует дальнейшие проблемы со здоровьем. После проведения хирургического вмешательства медики принимают меры для контролирования дыхания маленького пациента, следят за уровнем артериального давления и температурой тела.
Для завершения терапии пациенту назначается комплекс медикаментозных средств, призванных решить различные проблемы: нивелировать риск развития инфекции, нормализовать кровообращение, укрепить организм, стимулировать иммунитет. Препараты подбирает исключительно профильный специалист, а продолжительность лечения зависит от тяжести состояния больного.
После прохождения оперативного лечения ребенку потребуется восстановительная терапия. В этот период от родителей и близких малыша потребуется проявлять максимум внимания, всячески поддерживать и одобрять все достижения ребенка. Даже в очень тяжелых случаях у маленьких детей есть хороший шанс на полное восстановление.
При ишемическом инсульте лечение в основном медикаментозное, направленное на рассасывание тромба и . Пациентам прописывают средства, препятствующие усиленному сворачиванию крови, а также назначают ноотропные препараты, поддерживающую и укрепляющую терапию. С ребенком очень важно заниматься, а не только медикаментозно лечить его. При наличии физических проблем на помощь приходят и современные аппаратные методики, нарушения речи восстанавливаются специальными занятиями.
Организм малыша нужно укреплять и закалять, обеспечить правильное здоровое питание, больше бывать с ним на свежем воздухе. Но самое главное – любить его и поддерживать, не складывать руки даже при очень сложных и тяжелых ситуациях. Современная медицина развивается и находит все новые способы возвращения здоровья таким больным.
Несмотря на свою очевидную хрупкость, организм маленького человека растет и развивается, а заложенных в него природой сил хватает, чтобы справиться с самыми тяжкими заболеваниями. Цель медиков и родных малыша – помочь ему противостоять сложной болезни и победить ее.
Обычно такое патологическое явление, как инсульт, относят к заболеваниям, которые возникают у лиц преклонного возраста. Тем не менее, и даже у детей. Такое явление называется ювенильным инсультом.
Инсульт у детей (ювенильный) – острое нарушение кровотока в сосудах головного мозга, которое может возникнуть как в младшем либо подростковом возрасте, так и в период внутриутробного развития.
В результате указанной патологии происходит нарушение кровообращения в сосудах мозга, что вызывает гибель клеток этого важнейшего органа.
Нередко развитие патологии начинается рано – либо в процессе формирования эмбриона, либо в период первого месяца жизни новорожденного.
Смотрите видео об особенностях детских инсультов и сложностях в постановке этого диагноза:
Выделяют такие разновидности ювенильных инсультов:
В зависимости от локализации патологического очага, различают следующие виды инсульта:
Геморрагический инсульт наблюдается в большинстве случаев и возникает из-за разрыва кровеносных сосудов мозга. Ишемический инсульт более характерен для подростков и развивается из-за закупорки сосуда тромбом.
К факторам риска развития ювенильного инсульта следует отнести:
Течение заболевания зависит от степени поражения головного мозга.
К симптомам ювенильного инсульта относятся:
У детей младшего и подросткового возраста эти симптомы выявить не слишком сложно. У грудничков обнаружить инсульт самостоятельно затруднительно.
Для выявления инсульта у ребенка проводят такие диагностические мероприятия, как:
Также при подозрении на ювенильный инсульт требуется дифференциация патологии с такими состояниями и заболеваниями, как злокачественные опухоли, тяжелые интоксикации организма, гнойные процессы.
При обнаружении тревожных симптомов необходимо вызвать бригаду скорой помощи. До приезда специалистов необходимо расположить ребенка так, чтобы его голова слегка возвышалась над телом.
Лечение может быть консервативным или радикальным. Последний способ терапии требуется в наиболее тяжелых случаях.
Консервативное лечение предусматривает:
Что касается хирургического лечения, то при ишемическом инсульте производят оперативное удаление тромба, который перекрыл просвет сосуда, что позволяет восстановить кровообращение. Также создают дополнительные пути для притока крови.
В случае патологии по геморрагическому типу на аневризму накладывают клипсу, в измененный сосуд вводят катетер.
Первые мероприятия по восстановлению назначают уже через несколько дней после того, как произошел инсульт. Реабилитационные мероприятия предусматривают лечебный массаж, выполнение специальных упражнений комплекса ЛФК. Также ребенку, перенесшему геморрагический либо ишемический инсульт, требуются занятия с психологом и логопедом.
Прогноз патологии в детском возрасте зависит от таких факторов:
Обширные нарушения характеризуются неблагоприятным прогнозом: в 15% случаев нарушение мозгового кровообращения становится причиной летального исхода. Только в 5% случаев возможно полное выздоровление. Во всех остальных случаях ребенок остается инвалидом.
Вероятными последствиями инсульта являются:
Важно оказать помощь в первые 3-6 часов после появления первых симптомов инсульта, так как по истечении указанного периода начинается процесс массовой гибели нейронов.
К мерам профилактики ювенильного инсульта необходимо отнести:
Инсульт у детей возникает как в период внутриутробного развития, так и в младшем либо подростковом возрасте. Нарушение мозгового кровообращения возникает резко, его симптомы сходны с проявлениями патологии у взрослых. Важно оказать квалифицированную помощь ребенку в течение первых 3-6 часов с момента развития инсульта.
Принято считать, что инсульт – болезнь пожилых. Ломкие сосуды, зашлакованная кровь, стрессы, скачки давления – и человек опрокинут на больничную койку. Но инсульт у детей – это нонсенс! К сожалению, это реальность. Многие родители, имеющие ребенка с ДЦП, и не подозревают, что в первые недели жизни он перенёс инсульт головного мозга. После правильного лечения он смог бы развиваться нормально. Поэтому важно родителям знать симптомы этой болезни, чтобы вовремя начать лечение и ликвидировать негативные последствия.
Инсульт как у взрослых, так и у детей имеет одно определение – резкий срыв, внезапное нарушение кровообращения, катастрофа, основа травмы головного мозга. Оно может иметь две причины, поэтому бывает две разновидности болезни:
Последствия этой травмы необратимы. Нервные клетки, потерявшие питание, отмирают очень быстро, мозг перестает руководить определенными функциями и участками тела. Человек теряет способность двигаться, говорить, управлять собой. Если взрослые сами доводят свои сосуды и кровь до такого состояния, то страшные травмы головного мозга у ребенка имеют другие причины.
Причины геморрагического инсульта:
Нарушенные патологией сосуды прорываются, и кровь изливается в вещество мозга или под его оболочки. Нервные клетки лишаются доступа кислорода и питания. Кровоизлияние в мозг может быть смертельно опасным, борьба за жизнь длится в течение суток.
Причины ишемического инсульта:
Тромб, застрявший в сосуде, прекращает питание клеток и сдавливает соседние участки, нарушая их работу. Последствия – нарушение питания нервных клеток.
Нейрон может прожить без кислорода 2 – 6 минут, после этого происходит необратимый процесс его отмирания. Поэтому в момент инсульта жизненно важно распознать симптомы беды, быстро оказать необходимую помощь, вовремя начать лечение. Здесь большую роль имеет возраст ребенка, заболевание по-разному развивается в два периода детской жизни.
Перинатальный период – от 28 недель беременности до 1 месяца жизни рожденного ребенка. в это время могут спровоцировать быстрые роды, маленький вес ребенка, разрывы аневризм. Тромбы в сосудах образуются из-за врождённых пороков сердца, обезвоживания организма, инфекцией мозга или недостатка белка. Риск заболевания в этом возрасте составляет 1 человек на 4000 новорожденных в год.
Ишемический инсульт встречается в два раза чаще, мальчики подвержены этой болезни больше, чем девочки. Причины заболевания ребенка во многом кроются в проблемах матери: гипертония с отеком конечностей; преждевременное отхождение вод или отслоение плаценты, курение или другие виды зависимости приводят к печальным последствиям. Осложнения при родах может быть результатом неправильного поведения персонала.
Ювенальный период – от 1 месяца до 18 лет. Геморрагические инсульты этого периода происходят из-за разрывов аневризм, наличия васкулитов (воспалений стенок сосудов), болезней крови, употребления наркотиков, падения с тяжелым сотрясением, другие травмы головы. Ишемические – из-за пороков сердца, врожденных аномалий сосудов мозга, развития онкологии, травм шеи, причины которых опять-таки опасны неосторожные прыжки, травмы, падения.
Дети, переболевшие ветряной оспой, предрасположены к микроинсультам и крупным кровоизлияниям мозга, так как после этой инфекции истончаются сосуды.
Есть такая поговорка: «нервные клетки не восстанавливаются». Особенно актуальна она для клеток головного мозга. Если перекрыть доступ кислорода всего не 2-4 минуты, начнется их массовая гибель. Когда беда случилась с ребенком, самое важное, что может сделать родитель – вовремя увидеть симптомы и как можно быстрее доставить ребенка к врачам. Нужна экстренное лечение. Никакого промедления, никакой домашней медицины! Счет идет на минуты. Через 24 часа может быть поздно: ребенка или не спасут, или он останется инвалидом на всю жизнь.
Детский инсульт опасен своей неожиданностью, признаки его маскируются под усталость, капризность, другие болезни. И только тот, кто знает симптомы инсульта у детей, может спасти им жизнь и сгладить последствия.
Признаки болезни этого периода появляются сразу после родов в течение трех дней:
Эти признаки уже в роддоме должно насторожить маму, тем более, что некоторые педиатры не склонны признавать инсульт у детей, их больше устраивает диагноз: «инфекция невыясненной этиологии». В таком случае родители должны настойчиво потребовать проведения комплексной диагностики, чтобы установить характер болезни.
Коварство болезни в это время в том, что она встречается редко: 1 — 2 случая на 100 тысяч детей. Но это не делает её менее опасной: наиболее часты в ювентальном периоде именно геморрагические инсульты с частым летальным исходом. Если у ребенка есть хотя бы один из следующих признаков, надо немедленно звать врачей на помощь:
Три часа – вот оптимальное время, в течение которого надо оказать ребенку помощь, иначе будут серьезные последствия.
Диагноз заболевания головного мозга невозможен без современного оборудования и квалифицированных специалистов, а значит, он обойдется недешево. Но это необходимо, ведь на карту поставлена будущая жизнь ребенка.
После инсульта лечение проводится в неврологическом отделении детской терапии. Базисная терапия устраняет угрозу жизни ребенка: нормализуется давление и сердечный ритм; локализуется отек мозга; восстанавливается обмен веществ; снимаются судороги и болевой синдром. Основное лечение зависит от вида инсульта. Особенно тяжело идет восстановление после геморрагического: контроль давления, температуры, дыхания. Возможно, потребуется операция. Ишемический инсульт требует лекарств для разжижения крови, необходимо лечение сердца.
Если в семью пришел детский инсульт, в ней начинается новая жизнь. Другими будут огорчения и радости, на другое будут расходоваться деньги, даже круг общения поменяется.
У детей больше шансов преодолеть и свести к минимуму последствия страшной травмы головного мозга. Новорожденный ребенок получает в распоряжение 100 миллиардов нервных клеток. В детском возрасте, если мозг получает травмы, оставшиеся нейроны без труда восстанавливают связи, замещая погибшие клетки и возвращают утраченные функции. Кроме того, сейчас успешно проводятся операции по трансплантации нервных тканей; ведутся многообещающие исследования по регенерации поврежденных мозговых центров. Надежда не должна умирать, даже если обещаются самые тяжелые последствия.