Планирование опытно экспериментальной деятельности. Перспективный план работы на учебный год по опытно — экспериментальной деятельности старших дошкольников. Формы работы с родителями

10.04.2019

Планирование экспериментальной деятельности детей в ДОУ

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он- ведущий, а впервые три года- практически единственный способ познания мира.

Учитывая психо- физические особенности детей каждого возраста, я разработала примерные перспективные планы экспериментальной деятельности для каждой возрастной группы.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности во 2-младшей группе.

  • Сентябрь: Адаптация, игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине
  • Октябрь: Песок сухой и мокрый («Сыпется и нет») Вода («Переливается, разливается»)
  • Ноябрь: Песок («Сухой песок можно просеять, а мокрый нет») Вода («Вода прозрачная») Вода («Вода- среда обитания - аквариум») Вода («Значение воды для человека»)
  • Декабрь: Снег («Снег холодный и тает на ладони») Снег («Снег тает в помещении, во дворе нет, так как там зима») Лед («Холодный, но тает на ладони и в помещении, а во дворе нет») Г\ед, («Гладкий, прозрачный. Вода при низкой температуре становиться льдом»)
  • Январь: Лед («Цветной и бесцветный») Песок («Песок пересыпается, вода переливается») Вода («Переливание из больших сосудов в маленькие и наоборот»)
  • Февраль: Песок («Формирование в формочки») Песок («Окрашивание песка с помощью цветного мела») Вода («Значение воды для человека») Вода («Значение воды для прорастания лука»)
  • Март: Вода («Растворение веществ») Магнит («Движение машинки») Снег («Закрепление св-в снега») Лед и снег («Со сменой времен года происходит и состояния льда и снега»)
  • Апрель: Вода («Значение воды для растений») Вода («Значение воды для семян») Почва («Значение для роста растений») Вода («Значение для растений»)
  • Май:Песок и камни («Умение сравнивать, находим сходство и различие») Диагностика

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.

  • Сентябрь: «Где ночует солнышко?» «Почему происходит смена времени года?» «У кого какие детки?» «В тепле и холоде»
  • Октябрь: «Рассматривание зерна под микроскоп» «Заплесневелый хлеб, дырочки» «Волшебная монетка» «Звучащий стакан»
  • Ноябрь: «Круговорот воды в природе» («Откуда берется вода и куда девается?») «Холодный кипяток» «Плавает-тонет» «Почему не выливается» «Наши помощники - глаза»; «сколько ушей?»
  • Декабрь: «Прикрываем рот и нос, когда чихаем.» Опыты с распылителями, блеском для тела») «Тайнопись» «Скорлупа бежит за расческой»
  • Январь: «Рисуем глядя в зеркало» «Извержение вулкана» «Сделай снегопад» «Почему шуба греет»
  • Февраль: «Лед и пламя» «Почему лед не тонет» «Живые тени» «Теневой театр»
  • Март: «Сделаем окаменелость. Что еще кроме костей может стать окаменелостью» «Тесная бутылка» «Подлодка» «Чернеющее яблоко»
  • Апрель: «Волшебная бумага. Свойство бумаги» «Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики» «Парящий самолет» «Пузырьки- спасатели»
  • Май: «Вкусные опыты. Творог и сметана» «Мир ткани: опыты с нитками (нить- линейка, музыкальная линейка, нитка-циркуль» «Как органы человека помогают друг другу» «Что и изчего»

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе .

  • Сентябрь: Диагностика
  • Октябрь: «Как обнаружить воздух в помещении» «Воздух есть во всех предметах» «Что плавает- что тонет» «Где больше песка, в ложке или кружке»
  • Ноябрь: «Свойство почвы» «Свойство твердых веществ и жидкостей» «Как спрятаться бабочкам» «У кого какие клювы»
  • Декабрь: «Что лучше руки или ноги» «Родственники стекла» «Свойства воды, глины и песка» «Чем пахнет воздух»
  • Январь: «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Запустить спутник» «Дневные звезды» «День- ночь»
  • Февраль: «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Как снег становиться водой» «Снежные узоры на стекле» «Далеко-близко»
  • Март: «Иней» «Цветные льдинки» «Далеко- близко» «Сосульки»
  • Апрель: «Дуем- играем» «Почему не падают деревья» «Как расселяются семена» «Как с гуся вода»
  • Май: «Вода источник жизни» «Выращиваем лук» «Чем можно измерять» «Образование радуги

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе

  • Сентябрь: Диагностика
  • Октябрь: «У воды нет вкуса» «Где прячутся насекомые? Можно ли им помочь?» «У воды нет запаха» «Изучаем листья»
  • Ноябрь: «У нас есть вдох и выдох» «Первые заморозки» «Волны» «Мы живые. А деревья?»
  • Декабрь: «Сколько весит воздух» «Вода смачивает и очищает предметы» «Замерзание воды» «Свойства мокрого песка»
  • Январь: «Сколько времени можно не дышать» «Спичка- пленница» «Бывает ли воздуху холодно?» «Защитные свойства снега »
  • Февраль: «Вода прозрачная» «Когда бывает пар» «Получаем талую воду» «Ловим воздух»
  • Март: «Наблюдение за свойствами снегом в разную погоду» «В воде некоторые вещества растворяются» «Песочные часы» «Почему парашют снижается плавно?»
  • Апрель: «Движение воздуха» «Летающие семена» «Своды и тоннели» «Песчаный конус»
  • Май: «Чем отличается солнечная сторона от теневой» «Яблочный спутник свечи» «Теневой портрет» ДИАГНОСТИКА

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА.

По планированию воспитательно-образовательного процесса.

УТРО:

БЕСЕДЫ. 1. С целью развития разговорной речи, памяти, воображения, фантазии, внимания и т.д.:

О проведении выходного дня;

О просмотренных детских передачах;

О фильмах;

О чтении книг дома с родителями;

О родном городе, районе, улице, Родине, Москве;

Что видел по дороге в детский сад;

О семье (как зовут родителей, где работают, учатся, домашний адрес);

О знаменательных событиях в нашей стране, в нашем городе;

Дидактические игры по обучению грамоте, разговорной речи.

2. Повторение знакомых стихов по программе, к праздникам с целью развития памяти, упражнения в выразительном чтении, обогащение словаря.

3.Повторение потешек, чистоговорок, скороговорок, словесные игры, дидактические игры с целью упражнения в звукопроизношении, дифференциации звуков.

4.Рассматривание альбомов, новых книг, репродукций художников, произведений прикладного искусства, народных промыслов с целью обогащения знаний об окружающем, обогащении словаря, развития разговорной речи, привития чувства прекрасного к природе, к народному творчеству, чувства гордости за родной край. Предварительная работа к занятиям.

5.Рассматривание книг, альбомов с целью обогащения знаний, воспитания патриотических чувств:

О защитниках Отечества;

О профессиях;

О временах года;

О птицах и животных;

О Москве, нашем городе;

О городах-героях.

6.Привитие культурно-гигиенических навыков:

Следить за осанкой во время еды;

Прививать навыки есть аккуратно, не разговаривая, пользоваться

Салфеткой;

Правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;

Помогать кусочком хлеба набирать остатки пищи в тарелке;

Хорошо пережёвывать пищу, есть не торопясь;

Благодарить после еды, задвигать стул к столу;

Аккуратно складывать тарелки на середину стола после еды;

Уметь подавать товарищу хлеб, уступить лучший кусочек своему

Товарищу, прививать чувство вежливости, заботу о товарище;

Мыть руки с мылом, круговыми движениями, хорошо отжимать

Воду над раковиной (с какой целью);

Пользоваться только своим полотенцем, аккуратно вешать его на

Петельку;

Учить детей правильно пользоваться туалетом (смывать унитаз,

Пользоваться салфеткой, бумагой, мыть руки после туалета);

Аккуратно складывать одежду в шкафчик (каждой вещи своё

Место);

Воспитывать самостоятельность в самообслуживании;

Беречь одежду и обувь;

Без напоминании пользоваться носовым платком: при кашле, при

Чихании - отворачиваться, прикрывать нос платком;

Приучать не разговаривать в спальне, не мешать другим, самостоятельно

Застилать постель;

Приучать быть приветливым, здороваться, прощаться, называть взрослых

По имени отчеству, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать

Говорящего;

Разговаривать тихо, выслушивать внимательно;

Уступать дорогу, место старшим;

Вежливо обращаться с просьбой, просить разрешения войти;

Дружелюбно относиться к товарищам; младшим детям;

Приучать справедливо разрешать споры, разногласия, дружелюбно

Напоминать сверстнику те или иные правила поведения в общественных

Местах.

7.Трудовое воспитание.

А).Хозяйственно-бытовой труд с целью:

Учить дежурных по столовой правильно накрывать стол к завтраку

Обеду, ужину (расстелить салфетки, поставить бумажные салфетки,

Глубокие тарелки, ложки, вилки с правой стороны от тарелки и т. д.);

Воспитывать умение распределять обязанности по дежурству, выполнять их

От начала и до конца;

Давать оценку работы дежурных по столовой;

Воспитывать ответственность за порученное дело, уметь видеть

Результаты своего труда;

Отметить важность выполнения поручения (плохо выполняет работу

Задерживает всех остальных детей);

Воспитывать трудолюбие, заботу о своих товарищах;

Работать согласованно, легко, ловко, в достаточно быстром темпе,

Умело обращаться с предметами.

Б) Дежурство в природном уголке:

Познакомить с обязанностями дежурного природного уголка;

Воспитывать умение правильно поливать цветы (указать какие);

Проследить, как рыхлят землю в горшочках для цветов, протирает

Подоконник;

Обогащать знания детей о правилах ухода за разными цветами;

Проследить, умеют ли дежурные без напоминания воспитателя,

Выполнять свои поручения;

Воспитывать умение выполнять поручение длительное время;

Наблюдать за ростом и развитием растений;

Устанавливать связь между правильным уходом за растениями

И животными и их состоянием;

Самостоятельно определять необходимость полива растений;

Делать отметки в календаре природы;

Упражнять в названии комнатных растений и правильном уходе

За ними;

В) Труд в природе:

На участке (2 ая половина дня);

Подкормка птиц;

Посадка лука, корнеплодов и т. д.

8.Наблюдения за природой в утренние часы:

Использование художественного слова, загадок, пословиц, примет.

9.Дежурство по занятиям:

Учить обязанностям дежурного по занятиям;

Воспитывать умение распределять обязанности;

Воспитывать аккуратность, исполнительность в работе;

Прививать чувство ответственности, правдивости, справедливости

(пособия раздавать, не выбирая себе лучший материал);

Воспитывать заботу о своих товарищах;

10. ИГРА:

Настольно – печатные игры с целью:

Познакомить с правилами игры;

Воспитания усидчивости;

Умственного развития;

Играть, соблюдая правила.

Игры с любимой игрушкой;

Игры со строительным материалом (цель);

Конструкторами (цель);

Мозаикой (цель);

Дидактические игры (словесные, сенсорного характера, речевые,

Математические, природные и т. д.);

Хороводные игры;

Малоподвижные игры или подвижные игры.

11.Индивидуальная работа по ИЗО, математике, ПДД.

12.Предварительная работа к занятиям (тонирование, штриховка и др.).

ПРОГУЛКА.

1.Наблюдения в природе с целью развития умственной деятельности

(сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать и т. д.):

Использование художественного слова, примет, поговорок,

Пословиц, загадок;

Дидактические игры по ознакомлению с природой;

Ведение календаря природы (знакомство с временем года, месяцем,

Днями недели);

Наблюдение за птицами;

За деревьями;

За кустарниками;

Небом, ветром, солнцем;

Наблюдение за живым объектом (кошкой, собакой, кроликом и т.д.);

Наблюдение за неживыми явлениями природы.

2.Подвижные игры:

С бегом, прыжками, метанием и ловлей;

Игры – эстафеты, народные, спортивные;

Катание на санках, лыжах;

3.Индивидуальная работа по развитию двигательной деятельности, закрепление пройденного материала.

4.Сюжетно-ролевая игра.

5.Экскурсии (целевые).

6.Труд:

Индивидуальный;

Подгруппами;

Коллективный.

7.Игры с выносными игрушками.

2-я половина дня.

1.Беседы на темы:

Нравственного воспитания;

Патриотического восп-я;

Эстетического восп-я;

Знакомство с профессиями (с использованием худ литературы, альбомов,

Эстампов, картин);

Ознакомления с природой;

Ознакомление с животными, птицами;

2.Ручной труд:

С бумагой, картоном;

Бросовым материалом;

Работа с тканью;

Выжигание, чеканка;

Работа в книжном уголке.

3.Коллективный труд.

4.Дидактические игры по разным видам деятельности с целью развития психических

Функций.

5.Вечера развлечений:

Самостоятельная художественная деятельность;

Игры, соревнования спортивного характера;

Тематические вечера;

Игры – драматизации;

Слушание музыки;

Просмотр видеофильмов, диафильмов.

6.Сюжетно-ролевая игра:

Подготовка детей к игре (чтение, обсуждение сюжета, изготовление

Атрибутов, экскурсии и т. д.);

Создание условий для игровой деятельности;

Примы руководства игровой деятельностью.

7.Игры с крупным строительным материалом (цель), с мелким конструктором.

8.Игры с любимыми игрушками.

9.Предварительная работа к занятиям.

10.Индивидуальная работа с целью развития:

Художественных способностей;

Мелкой моторики (упражнении в вырезании, рисовании, лепке);

Закрепление пройденного материала (занятия с 1 п дня).

ВЕЧЕР.

1.Игровая деятельность:

Подвижные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Настольно-печатные игры;

Спортивные игры.

2.Труд.

Ручной;

Хозяйственно-бытовой.

3.Чтение любимых книг, просмотр диафильмов, слушание пластинок и т. д.

4.Работа с родителями.

З А Н Я Т И Я.

1.РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Тема.

Программное содержание:

Образовательные задачи;

Развивающие задачи;

Воспитательные задачи.

Пособия (демонстрационные, раздаточные, оборудование).

Словарная работа:

Активизация;

Обогащение.

Методические приёмы.

Предварительная работа (если есть).

Ход занятия (кратко отражение последовательности в работе,

Вопросы к детям, индивидуальная работа, итог занятия).

2.МАТЕМАТИКА.

Программное содержание:

Образовательные;

Развивающие;

Воспитательные.

Материал.

Ход занятия, вопросы к детям.

Индивидуальная работа.

Итог занятия.

3.Физкультурное.

Задачи.

Вводная часть:

Разнообразие ходьбы;

Корректирующие упражнения;

Танцевальные движения;

Бег;

Строевые упражнения.

Обще развивающие упражнения с предметами и без них:

Разнообразие п.п.;

Количество.

Основные виды движений (3-4).

Заключительная часть:

Спокойная игра;

Ходьба;

Танцевальные движения.

Наличие методических указаний:

Сколько упражнений;

Как их выполнить: - качество.

4.Занятия по ИЗО.

Тема.

Вид занятия:

По образцу;

С натуры;

По замыслу;

По представлению;

Коллективная работа.

Программные задачи:

Технические (приёмы рисунка, лепки, вырезания, складывания

Бумаги).

Воспитательные.

Предварительная работа.

Материал.

Методические приёмы:

1-я часть.

Игровой момент (какой?);

Краткая беседа (пишется полностью);

Художественное слово (пишется полностью);

Рассматривание по вопросам (вопросы пишутся);

Форма;

Цвет (колорит);

Соотношение частей;

Расположение в пространстве;

Композиция.

Показ (полный, частичный воспитателем, частичный детьми);

Закрепление по вопросам:

Способа выполнения;

Последовательности выполнения;

Действия с оборудованием (краски, пластилин, ножницы).

2-я часть.

Индивидуальная работа с детьми:

Помочь начать;

Показать трудный элемент, приём;

Расположить;

Напомнить последовательность выполнения;

Напомнить правила пользования оборудованием.

3-я часть.

Анализ (вопросы пишутся полностью) на занятии, после прогулки

Вечером.

(дети анализируют работы друг друга, дети выбирают лучшие работы,

Общий поощрительный анализ, самоанализ).

Анализ всегда производится, исходя из программного материала.


Екатерина Селина
Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников

Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности старших дошкольников

Сентябрь

1-я неделя «Росток»

2-я неделя «Песок»

3-я неделя «Песчаный конус»

4-я неделя «Рассеянный песок»

1-я неделя «Своды и тоннели»

2-я неделя «Мокрый песок»

3-я неделя «Свойства воды»

4-я неделя «Живая вода»

1-я неделя «Испарение»

2-я неделя «Агрегатные состояния воды»

3-я неделя «Свойства воздуха»

4-я неделя «Воздух сжимается»

1-я неделя «Воздух расширяется»

2-я неделя «Вода при замерзании расширяется»

3-я неделя «Жизненный цикл мушек»

4-я неделя «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

1-я неделя «Зависимость таяния снега от температуры»

2-я неделя «Как работает термометр »

3-я неделя «Может ли растение дышать?»

4-я неделя «Есть ли у растений органы дыхания?»

1-я неделя «Нужен ли корешкам воздух?»

2-я неделя «Что выделяет растение?»

3-я неделя «Во всех ли листьях есть питание?»

4-я неделя «На свету и в темноте»

1-я неделя «Кому лучше?»

2-я неделя «Где лучше расти?»

3-я неделя «Лабиринт»

4-я неделя «Как образуется тень»

1-я неделя «Что нужно для питания растения?»

2-я неделя «Что потом?»

3-я неделя «Как обнаружить воздух»

4-я неделя «Для чего корешки?»

1-я неделя «Волшебные стеклышки»

2-я неделя «Как увидеть движение воды через корешки?»

3-я неделя «Как влияет солнце на растение»

4-я неделя «Как устроены перья у птиц»

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Семинар с презентацией ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Всем педагогам-дошкольникам известно, что в соответствии с современными.

Перспективный план работы на учебный год по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 5–7 лет Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности Месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Сентябрь.

Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Сентябрь 1. Тема: «Свойства мокрого песка» Цель: Формирование представлений о свойствах песка. Работа с родителями: Подготовить рабочий.

Перспективный план работы с родителями на 2013–2014 учебный год № п/п Формы работы Сроки проведения Ответственный 1 Провести анкетирование родителей, вновь зачисленных детей логопедической группы. Цель:.

Перспективный план работы с родителями на учебный год Сентябрь 1. Привлечь родителей к участию в проведении «Дня знаний» 2. Участие в конкурсе «Поделки из природного материала» 3. Привлечь родителей.

Перспективный план работы с родителями на учебный год (старшая группа) Название мероприятия Цель проведения мероприятия сроки Родительское собрание «Старший дошкольный возраст – какой он» Познакомить родителей.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Вос-ль:Коноплева Н. М. Старшая группа Цель:Повышение уровня знаний обучения и мастерства исследовательской деятельности. Задачи:Помочь детям.

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании методического совета Директор МАОУ «КСОШ – ДС»

Протокол №1 ____________ К. Е. Данилов

От 12. 09.2017 г. От 15.09. 2017г.

Приказ №. 346-од

Программа

по опытно – экспериментальной деятельности

«Мы – исследователи»

2017г.

  1. Целевой раздел

1.2.Цели и задачи реализации программы

1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

1.4. Ожидаемые результаты.

  1. Содержательный раздел

2.1Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

2.2Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2.3. Структура программы

2.4 Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей:

Средней группы

Старшей группы

Подготовительной группы

  1. Организационный раздел

3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:

Для средней группы

Для старшей группы

Для подготовительной группы.

3.2Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

3.2.1Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в средней группе.

3.2.2.Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в старшей группе.

3.2.3.Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе.

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста

I. Целевой раздел

1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

1.2. Цель программы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведение опытов и экспериментов.

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
  2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
  3. Опыты и эксперименты практически безопасны.
  4. В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

1.3.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности:

Принцип научности:

Предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

Принцип целостности:

Основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

Предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

Обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

Предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

Обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

Предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

Предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4. Ожидаемые результаты:

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

Срок реализации программы 3 года.

Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

  • «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  • «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  • «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы:

  • объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
  • репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

Продуктивные методы:

  • частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
  • исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

Формы работы с детьми:

Формы реализации дополнительной образовательной программы:

  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
  • персонажами.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, по

опытно-экспериментальной деятельности.

Зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической

деятельности в группах;

Уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

Библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

Мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности

Коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

Коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т.д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотез;
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов (если это необходимо);
  6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

в средней группе – 16 занятий в год,

в старшей и подготовительной группах – 32 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

в средней группе – 20 минут,

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно - исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

  • Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
  • Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
  • Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

с детьми средней группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Песочная страна»

Продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

октябрь

«Воздух»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

Обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

ноябрь

«Свойства материалов (дерево)»

Познакомить детей с изделиями из дерева;

Изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/и «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

Декабрь

«Вода»

Дать детям представление о плавучести предметов;

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая)

январь

«Может ли вода быть твёрдой?»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла;

Принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

февраль

«Фокусы с магнитом»

Познакомить детей с магнитом;

Выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

март

«Камни»

Изучаем свойства камней;

Называем форму камней

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.

апрель

«Волшебное стекло»

Познакомить детей с понятием «отражение»

Познакомить со свойствами зеркала.

«Свет – тень»

Познакомить с источниками света - природными и искусственными.

Познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

Установить сходство тени и предмета;

Познакомить с тенью в разное время суток.

рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

май

«Приборы - помощники»

Познакомить детей с увеличительными стёклами

«Большие насекомые»

Проблемная ситуация «Как увидеть муравья?»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
  • Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми старшей группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Приключения песчинки»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка;

Развивать познавательный интерес.

«Удивительная глина»

Познакомить детей со свойствами глины

Сравнить свойства песка и глины.

«Приключение песчинки и сахара»

Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда)

Презентация «Путешествие к карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем Федоре»

октябрь

«Удивительные звуки»

Формировать представления о характеристиках звука;

Учить сравнивать звуки.

«Воздух - невидимка»

Дать представления об источниках загрязнения воздуха;

Формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

Музыкальные инструменты.

Игровая ситуация «Кто там?»

Беседа: «Невидимка воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа: «Чистый воздух».

Дидактическая игра: «Свойства воздуха».

ноябрь

Вода-волшебница»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Продолжать знакомство со свойствами воды

Беседа: «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды»

«Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь».

Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

декабрь

«Превращения воды»

Дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Посмотри, какой большой»

Познакомить детей с измерительными приборами;

Учить самостоятельно, выбирать мерку.

Совместное экспериментирование «Что за облако такое?»

«Освобождение из ледяного плена»

«Почему снег греет»

Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев»

«Измеряем длину ковра»

«Чья дорожка длиннее»

январь

«В гостях у Гвоздика и Карандаша»

Познакомить детей с понятием магнит.

Сформировать представление о свойствах магнита.

Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

февраль

«Чудеса растений»

Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему.

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Эксперименты: «Растения «пьют» воду»,

«Дыхание листа»,

«Нужен ли корешкам воздух».

«Уход за растениями».

«Огород на окне».

«Как Чиполлино подружился с водой»

Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

март

«Земля наш общий дом»

Формировать представления о планете Земля;

«Почва»

Обогатить знания детей о свойствах почвы.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Что такое глобус»

Рисование «Портрет Земли».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

Апрель

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Наблюдение за солнцем.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы.

Месяц

Тема, задачи

Деятельность

сентябрь

«Солнце - звезда»

Углубить представление о солнце, его параметрах.

«Почва – живое, неживое »

- Сформировать представления о почве, ее строении, значении

Познавательная беседа: «День - ночь»;

Эксперимент

«Далеко - близко»; «Чем ближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра «День - ночь».

Беседа «Что такое почва?»

Чтение: «Сказки о волшебной кладовой»;

Эксперимент

«Такая разная земля»;

«Земля после дождя»

октябрь

«Воздух – необходимое условие для жизни на земле»

Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.

Его значение для живых организмов.

Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник)

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

«Рассматривание материала с помощью лупы»;

Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии.

ноябрь

«Мир ткани»

Познакомить с различными видами тканей;

Помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Отражения»

Беседа: «Одежда для куклы»

Дидактическая игра «Мы - модельеры»

Сюрпризный момент «Необычное письмо»

«Как поднять единицу?

декабрь

«Вода в жизни человека»

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

«Мир пластмасс»

Закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.

Беседа «Для чего нужна вода»

«Напоим Иванушку чистой водой»

«Как убрать воду со стола»

Рассматривание иллюстраций очистных сооружений

Поисковый метод определения свойств и качества пластмасса.

январь

«Земля-магнит»

Познакомить с действием магнитных сил Земли.

Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.

Учить соблюдать меры безопасности.

Эксперимент «как увидеть притяжение»

Игры с магнитами:

«Выбери скрепки из крупы»

«Рыбалка»

февраль

«Электричество»

Дать детям представление об электричестве,

Закрепить понятия о неживой природе.

Опытническим путем помочь детям понять интересное явление – гром и молния.

Учить строить гипотезы,

делать выводы

«Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Опыт «Ожившие волосы»

Беседа: «Электроприборы»

Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»

«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»

«История электрической лампочки»

Беседа: «Кладовая Земли»

«Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

март

«Мир металлов»

Познакомить со свойствами металлов; использование металлов.

«Увидеть мир через увеличительное стекло»

Продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами.

Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

«Необычное письмо»

Игровая ситуация «Найди предмет»

апрель

«Растительность – значение в жизни людей и животных»

Сформировать представления о растительности, о ее пользе,

Познакомить со значением растений для человека.

Эксперимент «Чем дышит растение?»

Беседа: «Лес-защитник»

Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;

Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

«Такое нужное слово - кислород»

май

Мониторинг

Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

экспериментальной деятельностью в средней группе

Уровень

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи.

Средний

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то»

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в старшей группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в проведении опыта, прогнозирует результат.

Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам.

Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных

связей

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие

одночленные цепочки причинно-следственных связей.

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в подготовительной группе

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное

отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперимента,

исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует.

Работа с родителями

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

Задачи

Мероприятия

1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития

экспериментальной деятельности.

2.Ознакомление родителей с

методами и формами работы

По разделу «Детское

экспериментирование».

3.Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

4.Организация сотрудничества

с родителями:

Родительские собрания:

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности

детей»

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка»

Оформление информационного

Стенда: «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?» и т.д.

Фотовыставка «Мы

экспериментируем»

Создание мини-лаборатории.

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к

пополнению коллекции

«Разные ткани»

«Бумажная страна».

«Разные камни»

Методическое обеспечение Программы

Методические пособия:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная

деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений

и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного

образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –

М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность

старшего дошкольного ребенка в детском саду»

12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -

с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников

приобретать знания. Ярославль, 2002

13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

М - 2011. - С.224

14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.


Татьяна Ефимова
Тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности

Тематическое планирование по теме :

«Формирование опытно-экспериментальной

деятельности детей через ознакомление с неживой природой».

Младшая группа.

1. Ознакомление со свойствами песка.

2. Сравнение песка и земли. Ознакомление со свойствами земли.

3. Игры с водой.

4. Ознакомление со свойствами снега, замерзание воды.

5. Свойства воды.

Средняя группа.

1. Волшебница вода.

2. Воздух вокруг нас.

3. Необходимость света для роста растений.

4. Защитные свойства снега.

5. Солнечные зайчики.

Старшая группа.

1. Как можно обнаружить воздух.

2. Сжимаемость воздуха. Вес воздуха.

3. Свойства воздуха.

4. Путешествие капельки воды.

5. Знакомство с тепловыми явлениями. Агрегатное состояние воды.

6. Знакомство с магнитом и некоторыми его свойствами.

7. Существование света и тени.

8. Солнечные «зайчики» в тени и на свету.

Подготовительная группа.

1. Знакомство с магнитом и его некоторыми простейшими свойствами.

2. Ознакомление с компасом. Определение сторон света при помощи компаса.

3. Свет. Прямолинейность его распространения.

4. Знакомство с временами года на модели глобуса.

5. Эксперементы со светом и тенью.

6. Ознакомление тепловыми явлениями.

7. Агрегатное состояние твёрдых тел. (сахар, соль, воск) .

8. Из каких цветов состоит солнечный луч.

Воспитатель : ЕфимоваТ. А. ГБО СОШ №7 СП №12 "Детский сад "Планета детства ".

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы)

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.

Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности «Наши маленькие летние открытия» Тема. Наши маленькие летние открытия. Цель. Познавательное развитие детей, любознательности и познавательной мотивации. Задачи: Образовательные:.

Организация опытно-экспериментальной деятельности «Что есть в почве?» Организация опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Что есть в почве?» (для средней группы) Цель: помочь установить зависимость.

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода» Сентябрь. Тема: "Вода" 1. "Прятки" Цель: выявить свойства и качества воды. 2. "Играем с красками" Цель: вода прозрачная, может менять цвет.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина» ТЕМА ПРОЕКТА: «Песок и глина» ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе. ТИП ПРОЕКТА: информационный,.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» Цель: Познакомить со свойствами воды. Задачи: *учить детей ставить цель, проводить несложные эксперименты с водой, делать выводы *способствовать.