Что подростки тратят карманные деньги. Можно ли копить деньги школьнику? Способы накопить деньги

16.02.2019

Российское законодательство предусматривает полную дееспособность своих граждан во всех сферах их деятельности по достижению 18 лет, что соответствует юридическим нормам большинства развитых стран. В то же время следует заметить, что многие российские подростки начинают самостоятельно зарабатывать гораздо позднее, чем их западные сверстники, и довольствуются карманными средствами, получаемыми от родителей, которые и позволяют копить деньги школьнику.

Величина суммы на карманные расходы зависит от доходов семьи и может не всегда соответствовать даже вполне обоснованным желаниям школьника. Более того, в юном возрасте родительский контроль воспринимается достаточно болезненно, и для многих подростков необходимость отчета в своих расходах и обоснование их необходимости могут быть достаточно болезненными.

Возможно ли копить в школьном возрасте?

Накопление – это первый и необходимый шаг к будущему финансовому благополучию. В зависимости от индивидуальных предпочтений и материального положения семьи, школьник может откладывать деньги на модную одежду и обувь, развлечения, различные увлечения, покупку компьютерной или иной техники, оплату посещений спортивного клуба и т.д. Необходимым условием накопления является превышение доходов над затратами. Таким образом, секрет процветания заключается в том, что следует постоянно увеличивать доходы и уменьшать расходы, а последовательность действий не зависит от того, на что копить деньги подростку или взрослому, и заключается в следующем (кстати, вот ):

  1. Определить цель накоплений и сумму, которая вам необходима.
  2. Подсчитать, на какой ежемесячный доход вы можете рассчитывать. Для школьника это будут преимущественно суммы, выдаваемые на карманные расходы, к которым можно добавить денежные подарки на день рождения и Новый год (разделенные на число месяцев).
  3. В течение минимум месяца записывать все свои расходы – добиться финансового успеха без строгой отчетности невозможно.
  4. Разделить необходимую сумму накоплений на разницу между доходами и расходами, и определить время, за которое можно достичь цели.

Если получившийся интервал времени окажется слишком большим, это не является поводом отказаться от своих желаний. Для того чтобы , необходимо сократить расходы и увеличить доходы, причем это можно сделать одновременно.

Если не хочется ждать…

Как копить деньги школьнику быстро и возможно ли это вообще? Опыт показывает, что сокращение потребления на 10% проходит практически незаметно, а во многих случаях можно безболезненно уменьшить свои траты и на 30%. Прежде всего, следует внимательно просмотреть список расходов и подумать, от каких из них можно отказаться. Разумеется, голодать не нужно, а вот сэкономить деньги на посещении школьного буфета, захватив из дома бутерброды и пакетик сока, под силу абсолютно всем.

Подростки, начавшие курить или чрезмерно увлекающиеся сладостями, должны немедленно отказаться от этих вредных привычек, что позволит не только быстрее откладывать деньги, но и пойдет на пользу здоровью. Бережно обращайтесь со своими вещами, и они прослужат вам дольше; не поддавайтесь соблазну купить какую-то модную безделушку только потому, что она уже есть у всех приятелей. Если позволяет погода и расстояние, вместо общественного транспорта можно передвигаться пешком или на велосипеде, а вместо похода в кафе предложите друзьям прогулку в парке.

Для того, чтобы увеличить доходы путем заработка, следует, прежде всего, определить, что у вас хорошо получается. Официально школьник может работать на неполную ставку с четырнадцати лет, например, курьером или расклейщиком объявлений, однако можно найти и частные способы подработки. К оплачиваемым видам занятий, доступных для подростка, относятся:

  • присмотр за соседскими детьми;
  • выгуливание собак;
  • покупка продуктов и вынос мусора;
  • набор компьютерных текстов;
  • (вязание, вышивка, мягкая игрушка, бисерные работы и др.) и многое другое.

В поисках заработка необходимо неукоснительно придерживаться следующих правил:

  1. Никогда не заниматься деятельностью, идущей вразрез с законом.
  2. Не играть в азартные игры, включая лотерею, поскольку доход от них получают только организаторы.
  3. Заработок не должен осуществляться в ущерб учебе. Образование – это очень ценный личностный капитал, скомпенсировать который в старшем возрасте будет практически невозможно. Самый навороченный смартфон, вызывавший зависть у одноклассников, не возместит будущую потерю в заработке из-за недостаточного образовательного уровня.

Следует ли подростку хранить сбережения в банке?

Независимо от того, на что можно копить деньги, следует придерживаться следующего принципа: доступ к собственным сбережениям до их целевого использования должен быть максимально затруднен. С этой точки зрения хранить накопления лучше на банковских вкладах. Многие банки мира предоставляют услуги по финансовому обслуживанию несовершеннолетних клиентов. Согласно российскому законодательству, банковский вклад, на котором можно хранить и копить сбережения, может быть открыт для физического лица любого возраста, однако к вкладчикам моложе 18 лет применяются определенные ограничения.

Дети от 6 до 14 лет имеют право пользоваться банковской картой, привязанной к счету их родителей, или иметь собственный вклад, открытый их родителями или опекунами, распоряжаться которым подросток может после 14 лет. Для школьника старше 14 лет можно открывать вклады, пополнять их и распоряжаться имеющимися средствами, а также получить собственную банковскую карту. При этом различные банки устанавливают свои правила для несовершеннолетних клиентов, чаще всего, открытие вклада или совершение сделок производится с согласия родителей. Как правило, проценты по таким вкладам невелики, но с их помощью подростку можно копить деньги без опасения их утраты или нецелевого расходования.

Деньги нужны всем современным людям, будь то взрослый человек или малолетний школьник. Ведь у каждого из них есть свои потребности, которые чаще всего можно удовлетворить лишь с помощью финансовых средств. Иногда для достижения целей нужно накопить определенную сумму. Если зрелому человеку это сделать просто, ограничив свои траты на другие вещи, то ребенку достаточно сложно, ведь самостоятельно он еще не зарабатывает. Но все же это возможно, и мы расскажем, как это реализовать, в данной статье.

Как можно накопить деньги школьнику

Обязательно определите цель, для которой нужны накопления

Для того, чтобы был стимул собрать определенную сумму, нужно знать, для чего это нужно. Без цели или мечты невозможно накопить деньги в 12 лет или даже во взрослом возрасте. Человек устроен так, что не будет отказываться от чего-то, жертвовать, не понимая, что это в итоге принесет.

Что конкретно нужно знать? Необходимо определиться, что именно будет куплено из собранных средств. Это может быть мобильный телефон, модная игрушка или поездка в парк аттракционов. При этом желательно посчитать и примерную сумму, которая нужна на реализацию задумки. Так вы сможете обозначить сроки, за которые нужные деньги будут накоплены. Все это дает понимание своих возможностей, что положительно влияет на мотивацию.

Учись вести таблицу доходов и расходов

Это первое, что нужно будет освоить. Именно ведя учет своих доходов и трат, можно определить, куда девается основная масса денег. Затем финансовые потоки можно подкорректировать, начав экономить, а затем и собирать. Это поможет быстро накопить деньги в 12 лет или даже раньше. Главное, чтобы ребенок умел считать на приемлемом уровне.

Как составить таблицу? Для этого необходимо:

  • определить, сколько карманных денег у тебя есть;
  • расписать свои обязательные траты. Это может быть оплата школьного обеда или еще что-то такое, без чего обойтись никак нельзя;
  • определить, какие суммы уходят на всякие безделушки;
  • составить свой бюджет на следующий месяц, сокращая бесполезные траты.

Не смотря на то, что количество карманных денег обычно ограничено, что-то сэкономить и накопить школьнику все же можно. Стоит посчитать, сколько по мелочах расходуется. Отдавая вроде копейки за очередную жвачку или пачку чипсов, ребенок в итоге за месяц теряет довольно крупные суммы. Если отказаться от бессмысленных покупок, то можно сберечь довольно много.

Уменьшение трат путем отказа от каких-то мелких желаний

Об этом мы уже немного писали выше. Было отмечено, что для того, чтобы накопить деньги школьнику 12 лет или младше, важно экономить то, что они получают в качестве карманных средств. От чего можно отказаться? Это может быть:

  • поход в кино, театр, на концерт или другое платное мероприятие;
  • частые разговоры по мобильному телефону;
  • сладости;
  • фаст фуд, снеки, которые стоят дорого, а кроме того вредны для организма.

На чем экономить ни в коем случае нельзя! Первое – это еда. Кушать вовремя очень важно для здоровья, поэтому пропускать приемы пищи не приемлемо. Ни в коем случае не копите деньги ценой отказа от школьных обедов. Также не стоит все время пропускать вылазки с друзьями, так как, таким образом, можно вовсе отбиться от компании, что может создать психологический дискомфорт.

Работа для школьников

Чтобы накопить деньги школьнику быстро, мало откладывать из карманных денег. Нужно искать дополнительные источники дохода. Тогда насобирать нужную сумму можно будет за короткий период.

Чем же заняться ребенку, который учится в школе? Ведь на обычную работу его никто не возьмет. На самом деле, такие способы есть.

  • Расклейка объявлений или раздача листовок. Такая работа не требует квалификации. К ней часто привлекают школьников и студентов, так как зрелые люди ищут более серьезные занятия. Оплата здесь, как правило, почасовая. Подрабатывать таким образом можно после уроков.
  • Выгул животных. Большое количество людей любит домашних питомцев, но из-за напряженного рабочего графика не может уделять им достаточно внимания. Да и по вечерам хочется отдохнуть. В такой ситуации, чтобы быстро накопить деньги в 11 лет, можно вызваться помочь, естественно за плату.
  • Помощь в работе с компьютером. Не секрет, что современные дети в этой сфере более развиты, чем старшее поколение. Со школьного возраста они уже могут совершать несложные операции. Это следует использовать для заработка. Переустанови кому-то операционную систему или установи программу за небольшую плату.
  • Няня на час. Такой способ подработки больше подойдет девочкам-школьницам. Конечно, специализированные агентства с детьми не сотрудничают, но всегда можно найти парочку знакомых, которым нужно помочь с малышами.
  • Написание текстов, или копирайтинг. Этот вариант подойдет для тех, кто хорошо учиться. Чтобы писать статьи для сайтов совсем не нужно высшее образование, но определенными навыками грамотности все же нужно обладать. Кроме того, необходимо правильно выражать мысли. Оплату за такую работу можно получать на карточку родителей.

Стоит отметить, что несовершеннолетний может иметь и собственную банковскую карточку. Но, чтобы ее выдали, нужно заявление и согласие родителей.

  • Курьер. В его обязанности входит перевозка документов, тематических журналов, рекламных изданий. Возможно, к важным бумагам школьника и не допустят, но на периодику поставят с радостью. Разносить их можно будет после школьных занятий.
  • Уборка снега или огородные работы. Такой заработок является временным, сезонным, но все же им можно воспользоваться.
  • Продажи в интернете. Ими занимается множество людей. Среди них пенсионеры и молодые мамы в декрете. Допустимо заработать, таким образом, и школьнику, чтобы быстро накопить деньги в 10-13 лет.

Получая дополнительные финансы и экономя то, что выдают родители, можно за не длительный срок накопить достаточно много денег. Известны случаи, когда школьник мог собрать и 30 тысяч рублей.

Продажа ненужных вещей и игрушек

Этот способ также принесет дополнительные деньги. У каждого ребенка есть игрушки, для которых он уже вырос. Это же можно сказать и об одежде. Но чтобы это продать и соответственно выручить какие-то деньги, нужно предварительно посоветоваться с родителями. Если они дадут добро, то можно смело начинать.

Ты можешь отбирать вещи на продажу также с родителями. Они посоветуют, как привести все в порядок, какую поставить наценку. У них все же больше опыта и понимания ситуации.

Как видишь, даже человеку 10-13 лет вполне возможно накопить приличную сумму. Но для этого нужно большое желание и сила воли, чтобы заставить себя тратить деньги рационально.

Если родители окажутся против таких распродаж, стоит это принять. Возможно у тебя есть младший братик или сестричка, и часть игрушек и вещей еще понадобятся им.

Видео по теме

Ты уже узнал из нашей статьи, как можно накопить деньги школьнику. В дополнение посмотри тематическое видео.

02.06.17 174 792 4

Как мы отдали подросткам деньги

И они не стали наркоманами

«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! - говорила мне старшая дочь. - Мам, дай денег!»

Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе« себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» - и так далее.

Юлия Медведева

мама двоих подростков

Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.

Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» - мог привести к ссоре и публичному скандалу.

Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.

Сколько мы даем и на что

В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.

Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта

Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.

Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 € (4400 Р ).

Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 € (6700 Р ), в месяц.


Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.

Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.

Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2-3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.

Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

Итоги первого месяца

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.


Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 € (13 000 Р ).

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.


За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Весь эксперимент в четырех строках

  1. Обсудить с детьми их траты, выслушать их опасения и взвешенно принять решение, нужен ли вашей семье такой эксперимент.
  2. Вместе с детьми подсчитать все траты и вывести ежемесячную сумму.
  3. Договориться о дне «выплат», не задерживать и не переносить этот день.
  4. Не вмешиваться в то, как дети тратят свои деньги, если они не делают ничего криминального.

Эта статья - небольшое отступление от основной темы наших рассылок, посвященных «взрослым» инвестициям и финансовому планированию. Сегодня речь пойдет о том, как школьнику накопить на мечту.

В начале года в нескольких московских школах было проведено исследование на тему «детских денег», целью которого было выяснить:

1) О чем мечтают школьники? На что копят?
2) Какие существуют источники поступления денег для школьников?
3) Каковы механизмы накопления денег для детей?

Итак, обо всем по порядку.

О ЧЕМ ЖЕ МЕЧТАЮТ ШКОЛЬНИКИ?

По результатам опроса трех возрастных групп школьников (4-6 классов, 7-9 классов и 10-11 классов) наиболее популярными ответами на вопрос «о чем ты мечтаешь?» были:

О покупке электронного гаджета (ноутбука, ультрабука, планшета, плеера, GPS-навигатора и т.п.). Средняя стоимость - 23,5 тыс. руб.
- О путешествии всей семьей. Средняя стоимость - 400 тыс. руб.
- Об образовании в престижном ВУЗе, средняя стоимость 1,5 млн. руб.
- О дорогой машине, средняя стоимость 3 млн. руб.
- О квартире /доме, средняя стоимость 15 млн. руб.

ИСТОЧНИКИ ДЕТСКИХ ДЕНЕГ

Опрос показал, что большинство школьников, а именно 79% респондентов, имеют и распоряжаются карманными деньгами. При этом 89% детей получают карманные деньги от родителей или родственников. Однако некоторые дети зарабатывают сами - таких школьников немного, всего 11%. Среднегодовая сумма карманных денег у школьников по возрастным группам составляет:

Очевидно, что по мере взросления потребности детей увеличиваются, поэтому нагрузка на бюджет семьи возрастает.

Как распоряжаются школьники карманными деньгами? Примерно треть всех ребят (35%) тратят все деньги, которые они получают. Две трети опрошенных школьников (65%) откладывают определенную часть денег каждый месяц, из них 16% откладывают всю сумму денег, 49% - часть тратят, часть откладывают.

Как дети хранят свои деньги?

85% респондентов хранят деньги дома, 12% - хранят в банке, 3% - хранят в «электронных деньгах».

Главный вывод проведенного исследования: абсолютно все дети мечтают и хотят накопить деньги на осуществление определенной мечты, но многие не знают, как это сделать.

Давайте посмотрим, сколько средств может накопить школьник при разумном отношении к деньгам (часть тратит, часть откладывает) и при возможном дополнительном заработке.

Но для начала рассмотрим примеры, как школьник может увеличить свой доход без ущерба для учебы.

Ниже приведены виды деятельности, за которые школьник может получить дополнительный доход.

№ п/п Вид работ Примерный доход в месяц от (руб.) 4-6
класс
7-9
класс
10-11
класс
1. Сдача вторсырья (макулатура, пластиковые бутылки и т.п.)
*50
2. Выгул собак *500
3. Выполнение части работы по дому за определенную плату по согласованию с родителями
*500
4. Заполнение анкет опросов он-лайн **1000
5. Раздача листовок **2000
6. Доставка питания с молочной кухни на дом
*700
7. Распространение косметики **1000
8. Промоутер (реклама определенного товара) **2000
9. Курьер **10000
10. Помощник менеджера **10000
11. Оператор по поиску и размещению информации в интернете **5000
12. Детские трудовые лагеря **5000 руб. за смену
13. Работа в сети ресторанов быстрого питания KFC, MacDonald"s ** 20000
14. Работа на почте (доставка корреспонденции по почтовым адресам) ** 5000
15. Помощь младшим школьникам с учебой *1500

*) - Указаны примерно возможные суммы заработка в месяц, данные виды услуг индивидуальные и суммы вознаграждения оговариваются отдельно в каждом случае.
**) - Виды работ, регулируемые трудовым кодексом РФ, работа возможна только при достижении ребенком 13 - 14 лет, при обязательном согласии родителей для детей до 16 лет. Суммы заработка указаны примерно.

Получившийся список нельзя назвать исчерпывающим, однако он вполне может послужить ориентиром для детей и их родителей. Вот еще примеры того, какими могут быть варианты подработок для ваших детей:

  • изготовление и продажа вещей, сделанных своими руками;
  • работа на автомойке, автосервисе;
  • работа упаковщиком;
  • помощь в школьных теплицах;
  • уборка территорий;
  • секретарь на телефоне;
  • вожатый в лагере;
  • работа в парке аттракционов;
  • экскурсовод / гид;
  • консультант (например, по подключению сотовой связи, смене тарифного плана и т.п.);
  • помощь соседям и знакомым (помощь на приусадебном участке/даче и т.д.).
Таким образом, школьник может увеличить свой ежемесячный доход без ущерба для учебы:
  • Учащиеся 4-6 классов могут заработать примерно 400 рублей в месяц;
  • Учащиеся 7-9 классов могут заработать примерно 2400 рублей в месяц;
  • Учащиеся 10-11 классов могут заработать примерно 6000 рублей в месяц.
*- данный расчет приведен для представленных ранее видов работ, при условии работы 2 часа в день 2-3 раза в неделю для детей 14-16 лет и 4 часа в день 2 раза в неделю для детей 16-17 лет.
Ниже в таблице приведены цифры среднемесячного дохода школьника без подработки и с учетом подработки.

Если просто откладывать в домашнюю копилку часть средств - получится очень неплохая сумма.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ДЕТСКИХ ДЕНЕГ

Как еще можно увеличить сумму накоплений? Покажите детям, как заставить деньги работать: разместите средства на депозите в надежном банке под хороший процент с ежемесячным пополнением счета и капитализацией процентов. Растущая сумма денег на счете поможет вашему ребенку разобраться с формулой сложных процентов (на радость учителю математики) и понять механизм эффективного накопления.

Ниже в таблице показаны два варианта накопления денег с дополнительным заработком и без дополнительного заработка, если:

1) хранить деньги в копилке дома;
2) хранить деньги в банке под процент.

Сумма ежемесячного пополнения (+доп. заработок) (руб.) Банк
1 год
Копилка
1 год
Банк
3 года
Копилка
3 года
Банк
5 лет
Копилка
5 лет
Банк
10 лет
Копилка
10 лет
500
500 + 400
6 729
11 264
6 500
10 900
20 365
35 699
18 500
32 500
35 734
63 243
30 500
54 100
83 280
148 449
60 500
108 100
1000
1000 + 2000
12 397
35 067
12 000
34 000
39 535
116 211
36 000
106 000
70 120
207 662
60 000
178 000
164 741
490 581
120 000
358 000
2000
2000 + 6000
24 793
92 803
23 000
89 000
79 070
309 097
72 000
282 000
140 240
552 865
120 000
474 000
329 481
1 307 003
240 000
954 000

*- Данный расчет представлен при условии размещения денежных средств от 1000 руб. под 6% годовых в рублях с ежемесячной капитализацией процентов на депозитах в банках с высоким рейтингом надежности, входящим в топ-10 по активам. Пример калькулятора доходности вкладов .

Ну, а теперь давайте посчитаем, сколько может накопить на свою мечту школьник 4-го класса за 8 лет, если откладывать часть карманных денег + доп. заработок на депозит в банке.

Класс Первоначальный взнос, руб. Ежемесячная сумма пополнения, руб. Сумма денежных средств
в банке через
1 год, руб.
4 класс 1 000 500 6 729
500 + 400 (доп. заработок) 11 264
5 класс 6 729 500 13 343
11 264 500 + 400 (доп. заработок) 23 116
6 класс 13 343 500 20 365
23 116 500 + 400 (доп. заработок) 35 699
7 класс 20 365 1 000 34 018
35 699 75 093
8 класс 34 018 1 000 48 513
75 093 1 000 + 2 000 (доп. заработок) 116 916
9 класс 48 513 1 000 63 903
116 916 1 000 + 2 000 (доп. заработок) 161 319
10 класс 63 903 2 000 92 639
161 319 270 447
11 класс 92 639 2 000 123 147
270 447 2 000 + 6 000 (доп. заработок) 386 305

Этот простой пример демонстрирует, как можно школьнику научиться грамотно распоряжаться карманными деньгами и приблизить осуществление своей мечты. При правильном финансовом планировании и трудолюбии мечта становится реальностью.

Ну а сейчас в школах прогремел последний звонок, начались долгожданные летние каникулы. Самое время провести каникулы весело и с пользой!

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.