Конспект занятия фцкм в старшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию фцкм в старшей группе тема: бытовые предметы. Ход игры - викторины

25.02.2019

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ.

Тема: «Вода в жизни человека».

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма проведения: занятие - опыт.

Возраст детей: старшая группа 5- 6 лет.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; о свойствах воды (прозрачная, без цвета, вкуса и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная – пар).

Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей со свойствами воды; уточнить знание детей о назначении воды в жизни человека.

2. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой.

3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; ёмкости для проведения опытов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся?

Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Капелька. Но не одна, а со своими подружками – капельками и принесли нам загадки. Доставайте капельки из ведёрка, а я прочитаю загадки, написанные на них.

Течёт, течёт - С неба – звездой, Я и туча, и туман

Не вытечет, В ладошку – водой. И ручей, и океан

Бежит, бежит - (Снежинка) И летаю, и бегу

Не выбежит. И стеклянной быть могу.

(Река) (Вода)

Чтобы не было беды, Меня пьют, меня льют.

Жить нельзя нам без… Всем нужна я,

(Воды) Кто я такая? (Вода)

Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем беседовать? Правильно, о воде и её значении в жизни человека.

2. Основная часть.

Для чего нужна вода человеку? (Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения, тушить пожар, животным, рыбам).

Где можно встретить воду? (В луже, в кране, в колодце, в бутылках, в магазине, в море, в океане, в речке).

А нам с вами в детском саду нужна вода? Для чего? В группе есть вода? Где? (в водопроводном кране)

Вы согласны, что без воды нам с вами просто нельзя?

Представьте себе, что на Земле вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? (Правильно, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).

Без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят, она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане. Без неё вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

Ребята, а всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережём её? Чтобы Земля не стала пустыней, мы должны беречь воду, не загрязнять.

А сейчас мы с вами поближе познакомимся с водой. Встаньте все, выполняйте за мной:

Наклонись.

Раз, два, три, повернись (в стороны)

Раз, два, три, покружись

В лаборантов превратись.

Мы с вами пройдём в нашу лабораторию и проведём опыты с водой.

Перед вами стаканчики: один пустой, другой – с водой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик и скажите мне: какая вода? Она льётся? Да, а почему?

Вывод : потому что она жидкая, она течёт.

А сейчас, ребята, положите в воду пуговицу. Мы видим пуговицу? Почему? Какая вода?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Ребята, а теперь попробуйте на вкус воду. Какая она? (без вкуса) А теперь разлейте в стаканчики воду поровну: в один ложечкой положите сахар (найдите его у себя в тарелочках) и размешайте его. Теперь попробуйте. Какая стала вода? (сладкая)

Кто скажет, когда вода меняет вкус? Затрудняетесь? Тогда в другой стаканчик положите соль. Какой вкус приобрела вода? Попробуйте язычком (солёная). Когда в воду что- то добавить, она меняет вкус.

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавляем.

Ребята, возьмите в руки стаканчик и понюхайте воду. Как она пахнет? (нет запаха). Теперь добавим в воду лимон и опять понюхаем. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет лимоном). Что же это значит?

Вывод : Чистая вода не имеет запаха и вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положили.

Ребята, а что произойдёт с водой, если в неё добавим краску? Растворилась ли краска? Возьмите кисточку, обмакните в стаканчик и в краску побольше и опустите в воду кисточку. Вода окрасилась. Краска что сделала в воде? (растворилась).

Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Значит, вода – растворитель.

3. Физминутка: Море очень широко, (руки широко в сторону)

Море очень глубоко, (присесть, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья. (выполнять движение «рыбки»)

А вот воду пить – нельзя. (развести руки в сторону,

приподняв плечи)

4. Сюрпризный момент.

Кто же это к нам стучится? Может зверь, а может птица. (стук в дверь).

Ребята, Снежная королева прислала нам посылку. Что там? (Лёд). Возьмите все по одной льдинке в ладошку. Что происходит? (лёд тает). А почему? (В группе тепло, руки тёплые и лёд тает). Какие руки у вас стали? Почему? (руки мокрые, потому что лёд превратился в воду). Значит вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. А когда вода превращается в лёд? (когда холодно)

Вывод: Вода имеет твёрдое состояние.

Ребята, посмотрите, сейчас я налью в стакан кипяток и сверху над ним подержу зеркальце. Посмотрите, что образовалось на зеркальце? (Пар)

Пар – это капельки воды, вода испаряется. В каком состоянии ещё бывает вода? (В парообразном)

5. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним все наши опыты и скажем, какие же свойства есть у воды.

Чистая вода не имеет запаха.

Чистая вода не имеет вкуса.

Чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.

Чистая вода растворяет вещества.

Какое состояние приобретает вода? Жидкое, твёрдое, парообразное.

Тема: Три поры осени.

Цели: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», картинки с признаками осени; картинки, изображающие три поры осени, листья с разных деревьев, зонт, резиновые сапоги, узкая дорожка, канат, мольберт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот, все обиды и огорчения.
- Молодцы, а теперь присаживайтесь и начнем наше занятие.

2. Постановка целей и задач.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Да это осень. И сегодня мы с вами поговорим о том, какой разной бывает осень.

3. Основная часть.

А) Беседа.
- Осень, ребята, это одно из времен года. а скажите, сколько всего времен года в году?
+ 4
- Давайте назовем их.
+ Осень, зима, весна, лето.
- А сколько месяцев у осени?
+ три.
- Назовите их, пожалуйста.
+ Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Б) Работа по иллюстрации «Осень»
- Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года. в этом нам поможет наш волшебный экран.
(Иллюстрация «Осень», а отдельные картинки, признаки осени)
- Каким осенью становится небо?
+ Небо осенью хмурое, затянуто тучами.
+ Дует холодный ветер.
+ Часто идут дожди.
- А солнце осенью, какое?
+ Низкое, светит и греет мало, грустное, печальное.
+ На деревьях листья становятся разноцветными и опадают.
+ Это листопад.
+ Птицы улетают на юг.
- Да, правильно, это все признаки осеннего времени года.

В) Логическая задача «Книжка про осень»
- А сейчас, я хочу вам рассказать про мальчика Сашу.
- Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинка, почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.
- «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» - опять прочитала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень» - опять ответила мама.

Ребята, скажите, почему про осень нарисованы три разные картинки?
+ Потому что она разная.
- Да, скажите, на какой картинке нарисовано начало осени?
+ На первой.
- Почему вы так думаете?
- А её окончание, где заметно, что осень скоро закончится?
+ На последней.
- Почему вы так думаете?
- Правильно. А на второй нарисована середина осени.
(дети раскладывают по порядку картинки)

Г) Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Падают с ветки, золотые монетки. (листья).
- Да, это листья. А почему монетки «золотые»?
+ Потому что листья становятся желтыми, оранжевыми, как будто золотые.
- Какой период осени называют «золотая осень»?
+ самое начало осени.
- Как можно назвать первую картинку в книжке Саши?
+ Ранняя осень, золотая осень, красивая осень.
- Да, это самая красивая пора осени. Это время любят взрослые и дети. Поэты написали очень много стихотворений об этой поре осени.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
- С чем сравнивает поэт лес?
- Какие краски увидел он в лесу?
+
- Да, и именно за богатство красок, за красоту, осень стали называть «золотой».
- А «поздняя осень», - какой период осени?
+ Последний. Это её окончание.
- Название второй картинки можно оставить таким же, а вот третью как можно назвать?
+ Поздняя осень. Скоро зима. Конец осени.
- Молодцы.

Д) Физминутка.

А сейчас мы с вами отправимся на осеннюю прогулку.
(дети за воспитателем идут по узкой дорожке и по канату)
Мы сейчас в поход выходим,
По дорожке мы идем,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем!
Е)
- Шагаем по мягкому ковру из осенних листьев. Давайте попробуем определить с какого дерева листок.
(дети поднимают один листок и называют, с какого он дерева)

Ребята, прислушайтесь, почему то не слышно птичьих голосов?
+ Они улетели в теплые края.
- Правильно. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Как называют таких птиц?
+ Перелетные птицы.
- А почему они улетают?
- Да перелетные птицы улетают на юг, потому что там тепло и много еды для птиц.
- Ребята, пока мы с вами гуляли, погода испортилась. Отгадайте загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
- Да, ребята, пошел такой сильный дождь.
- Что появляется на дорожках во время дождя?
+ Лужи.
- И чтобы нам вернуться сухими нам необходимы помощники.

Сухой – клин.
Мокрый – блин. (зонт)

Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)

Да, конечно, это зонт и резиновые сапоги. А зачем они нам с вами нужны во время дождя?
+
- Идемте быстрее под зонтик. Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.

4 Итог
- О чем мы сегодня говорили?
+ Об осени.
- Да, осенью дни стали короче. Солнце светит мало. Листья на деревьях становятся разноцветными: желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми. Они падают на землю – это листопад. Часто дует ветер, моросит холодный дождь. Поэтому на дорогах лужи, грязь, а люди прячутся от дождя под зонтиками. Птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. Поздней осенью выпадает первый снег. Природа готовится к приходу зимы.
- А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?
+
- Какой время года было перед осенью?
+
- Какое будет после осени?
+
Какой самое любимое и почему?
+
- Наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо. А наши наблюдения за осенью еще продолжатся на прогулке.

Цели и задачи:

  • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; закреплять название материала, из которого посуда сделана;
  • развивать зрительное восприятие и внимание, согласованность речи с выполнением движений; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона;
  • совершенствовать артикуляционные навыки; развивать правильное речевое дыхание и умение регулировать силу и интонацию голоса;
  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Закреплять навыки и способы лепки (сплющивание, раскатывание, скатывание, примазывание).

Предварительная работа:

  • экскурсия с родителями в магазин (отдел) посуды, рассматривание посуды на кухне дома;
  • чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники».
  • Проведение игр: «В чем готовим?», «Из чего едим?», «В чем храним?»

Ход занятия

1. Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу)
Мы пришли сюда с утра,
Крикнем дружно все: «Ура!»
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля!
Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!
Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте!
2. Посуда - чудесница. (ребята располагаются удобно на ковре).
- Ребята, любите ли вы ходить в гости? А нравится ли вам самим принимать гостей? Чем люди занимаются, когда ходят друг к другу в гости? (предположения детей, в т.ч. - об угощении гостей). Что нужно людям, чтобы угощать и угощаться? (посуда). Для чего еще нужна посуда? Да, без посуды нам, людям, никак не обойтись.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо!
Мы бы тотчас из людей
Превратились в дикарей!
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами!
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке!
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еде кладут,
Из нее едят и пьют!
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты!
В ней готовят сотни блюд:
Варят, жарят и пекут!
«Поиграем!»
«Кувшин - графин» (для кувшина губы вытягиваем узкой трубочкой, для графина - широкой).
«Пьем коктейль через трубочку» - вдох через губы, сложенные трубочкой
«Воронка» - выдох
«Дуем на горячий чай» - ладонь перед лицом (держим блюдце), продолжительный выдох.
«Пыхтящий чайник» - («пых-пах-пох!», «пых-пих-пах», «пох-пах-пых»). Начинает кипеть - шепотом, кипит - с шумом.
Порядок на кухне. Куда положим продукты?
Масло положим в ……(масленку)
Сахар насыплем в ……(сахарницу)
Молоко нальем в …….(молочник)
Соль насыплем в ……(солонку)
Хлеб положим в ……(хлебницу)
Фрукты положим в ….(вазу или фруктовницу)
Конфеты у нас в ….(конфетнице)
Сок нальем в ……(графин)
Суп у нас в …….(супнице)
«Угадай-ка!». Загадки-добавлялки
Среди ложек я - полковник, а зовут меня - ….(половник)
На плите кастрюль начальник, толстый, длинноносый…..(чайник)
На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды на кухне без…(сковороды)
Для нас она необходима, всю пищу из нее едим мы.
Бывает она глубокая и мелкая, зовут ее….(тарелкою)
А на чай и простоквашку подставляй, дружочек,….(чашку).
Динамическая минутка - упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни - разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Легли, вытянулись.

«Четвертый - лишний». Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.
Кастрюля - хлебница - сковорода - чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка - стакан - кружка - вилка (вилка не для питья)
Ложка - вилка - нож - кастрюля (кастрюля - не столовый прибор)
Чайник - самовар - чашка - сковорода (сковорода - не чайная посуда)
«Кто внимательный?».
Предложить ребятам «зашумленные картинки», на которых нужно найти и назвать как можно больше предметов посуды.
«Что за горе у Федоры?»
Вот какая помощница наша - посуда! А должны ли люди как-то помогать посуде? (предположения детей). Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните как она называется. (чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского). Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры? Что вы можете посоветовать Федоре, чтобы посуда от нее больше не убегала? (предположения детей).
К сожалению, у Федоры разбилось много чашек… Из чего же теперь Федора будет пить свой любимый чай?... Давайте, поможем Федоре: подарим ей новый чашки! Чашки эти мы сами слепим! (показ готовой чашки; краткая инструкция выполнения работы).
После работы похвалить детей за старание, за разнообразие цвета чашек и украшений на них.

Цель: формирование опыта социального взаимодействия, активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы.

«Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественная литература», «Здоровье», «Социализация»

Задачи:

Вызвать желание узнавать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.

Познакомить с причиной появления статического электричества.

Закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад с. Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области »

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по Познанию ФЦКМ

В старшей группе

Тема: Бытовые предметы

Саппа Валентина Николаевна

Средне – специальное педагогическое

20 лет

2014 г.

Тема: Бытовые предметы.

Цель: формирование опыта социального взаимодействия, активизация внимания, создание положительного эмоционального настроения группы.

Интеграция с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественная литература», «Здоровье», «Социализация»

Задачи:

Вызвать желание узнавать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.

Познакомить с причиной появления статического электричества.

Закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; умение работать в коллективе.

Виды деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы

Сюрпризный момент; беседа; дидактические игры; специально организованная проблемная; вопросы к детям; игры на активизацию внимания: «Ток бежит по проводам», «Собери предмет», «Доскажи словечко».

Материал к занятию: Бытовые приборы и картинки с изображением техники в окружающей жизни, кукла «Золушка», сказка «Золушка», шарики воздушные, разрезные картинки бытовых предметов, пластмассовые палочки, шерстяные тряпочки, резаная бумага.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит классическая музыка. Дети встают в круг, держатся за руки, знакомятся с воспитателем.

Воспитатель : Ребята я приехала к вам в гости из другого садика и хочу с вами познакомиться, меня зовут Валентина Николаевна, а вас? (представления детей). Очень приятно, я хочу вас пригласить в путешествие в Страну волшебных предметов, но сначала нас ждут испытания. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Тогда садитесь на стульчики и слушайте. К нам в гости пришла сказочная героиня. Вы знаете кто она?

Дети: Золушка.

Воспитатель: Помните сказку?

Дети: сказка «Золушка».

Воспитатель : Чем Золушка занималась?

Дети: очень много работала.

Воспитатель: Золушка очень хотела поехать на бал, но злая мачеха задала Золушке так много работы, что она никак не успевала и никто ей не помогал.

Воспитатель : Поможем Золушке?

Дети : Мы согласны. Только не знаем как?

Воспитатель : А я подскажу, как это можно сделать. Посмотрите, что у нас здесь лежит?

Дети: (на столе лежат утюг, чайник, радио, пылесос).

Воспитатель: Все это ребята, называется – электроприборы. Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники помогают нам везде. Без них человеку было бы тяжело. А у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

Дети: (ответы детей).

Воспитатель : А как они работают? (попробовать понажимать на кнопки)

Дети: Нужно включить в розетку.

Воспитатель: Интересно, что же такое невидимое сидит у нас в розетке, что заставляет электроприборы работать?

Дети: Электрический ток.

Воспитатель: Правильно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем.

Игра «Ток бежит по проводам »

Дети встают в змейку вместе с воспитателем. Воспитатель произносит слова

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиры нам,

Чтоб работали приборы, холодильник,

Телевизор, кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес

Воспитатель: Посмотри, Золушка, какие добрые, старательные ребята здесь живут, они всегда готовы прийти на помощь. Но, ребята, Золушка ведь не знает, для чего нужны электроприборы. Давайте расскажем Золушке, для чего нужны электроприборы.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, для чего нам

Необходима бытовая техника

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно, холодильник не даёт продуктам

Испортиться, плита помогает приготовить, машинка постирает

Грязное бельё, утюг погладит чистое бельё, видеокамера снимет

Наш праздник, а телевизор расскажет и покажет на ночь интересную

Сказку или мультфильм.

Воспитатель : Хочу загадать загадки, а вы найдёте на них правильные

Ответы.

Загадки:

Четыре синих солнца Летом папа наш привез

У бабушки на кухне, В белом ящике мороз.

Четыре синих солнца И теперь мороз седой

Горели и потухли. Дома летом и зимой.

Поспели щи, шипят блины. Бережет продукты:

До завтра солнца не нужны. Мясо, рыбу, фрукты.

(Газовая плита) (Холодильник)

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический (Утюг)

С хоботом, но не слон. Есть хвостик, но не мышка.

Глотает пыль и мусор (пылесос)

Не радио, а говорит. Не театр, а кино показывает (телевизор)

Физкультминутка

А сейчас немножко отдохнем.

Быстро встаньте, улыбнитесь!

Выше, выше потянитесь!

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите!

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленками коснитесь!

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте!

И на месте пробегитесь!

Все, достаточно садитесь!

Воспитатель: Вот видишь Золушка как много у нас помощников, только нужно уметь правильно пользоваться этими приборами.

Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.

Давайте послушаем рассказ об истории создания этих предметов быта

Каким был пылесос? Первый в мире пылесос работал на бензине и развивал мощность в пять лошадиных сил. Размером он был с небольшой автомобиль.

Из-за жуткого грохота и воя люди боялись к нему подходить. Однако было время, что автомобилей никто не видел: основным средством транспорта оставались кони.

Как раньше стирали? Много веков назад мореплаватели стали использовать движение своего судна относительно воды для стирки белья: его привязывали к канату и бросали за борт.

Пенная «струя ясней лазури» быстро смывала с ткани всю грязь. А в это время на берегу, подруги моряков терли белье о камни, для пущей эффективности процесса используя в качестве абразива песок.

Микроволновая печь . Разогревание и приготовление пищи с давних времен происходило в русской печи, которая занимала пол избы. Затем появились электрические плиты, газовые плиты с духовыми шкафами. Сейчас в быту появились микроволновые печи.

Игра «Доскажи словечко»

Облегчит нам общение,

Ускорит сообщение,

Весь день трезвонит он,

Домашний …..(телефон).

Этот чудо-аппарат

Любит пыли аромат,

И не сказка это, быль-

Любит мусор он и пыль.

Мне ответьте на вопрос:

Что же это? ... (пылесос).

В кухне - сейф. В нем, детвора,

Прячу холод с севера.

Положу в него продукты:

Мясо, рыбу, соки, фрукты,

И включу рубильник.

Сейф мой - …..(холодильник).

Из нее лил яркий свет,

Вдруг – хлопок, и света нет.

Все починит папа!

Перегорела … (лампа).

Днем и ночью две подружки

Двигаются друг за дружкой.

Длинная одна такая

И короткая другая.

Им совсем не нужен кнут-

Сами по полю идут.

Медленней одна идет

И ведет часов подсчет.

А второй - то не до шуток:

Счет ведет она минуток!

Спросите у них сейчас-

Скажут вам, который час (стрелки).

Воспитатель: Ребята, а ведь есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Я приглашаю вас в Страну волшебных предметов, где мы научимся с вами ловить электричество. Надо закрыть глаза и сосчитать до пяти и обратно. Вот мы с вами и в волшебной Стране.

Видите на полу лежат, разноцветные шарики, давайте попробуем повесить их на стенку (дети пытаются это сделать, у них ничего не получается).

Воспитатель: Ничего не получилось? Давайте, превратим эти шарики в волшебные. Я научу вас, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене этой стороной. Получилось? Это потому что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли его о волосы. Он стал электрическим.

Вывод: в волосах живет электричество.

Воспитатель : А теперь мы с вами немножко подумаем.

Предлагаю вам игру.

Игра “Собери предмет ” (разрезанные картинки бытовых предметов).

Воспитатель: А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге. Ничего не произошло? А теперь натрите пластмассовые палочки шерстяной тряпочкой и медленно поднесите к бумажкам. Что случилось? Почему? (потому что палочки натерли шерстяной тряпочкой и они стали электрическими).

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Воспитатель : Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять! Посмотрите на Золушку, какая она стала красивая, нарядная. Она приехала поблагодарить нас за то, что при помощи электроприборов она все успела сделать и попала на бал. У нее прекрасное настроение и она привезла вам в знак благодарности маленький подарок. А я благодарю вас за помощь мне. Занятие окончено.


Светлана Чурилова
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в старшей группе «Волшебные глаза»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на

тему : «Волшебные глаза »

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории :

Чурилова Светлана Анатольевна

г. Набережные Челны

Образовательные области :

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

художественно-эстетическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

Показать какую роль зрение играет в жизни человека, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных;

Познакомить детей со строением глаза ;

Продолжать обогащать речь детей;

Учить детей беречь зрение и ухаживать за глазами .

Развивающие :

Развивать умение поддерживать беседу;

Развивать мимику лица и эмоции детей, глазодвигательные функции .

Воспитательные :

Воспитывать усидчивость и умение отвечать на поставленные вопросы;

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Словарная работа : глазное яблоко , радужная оболочка, зрачок, окулист, глазница .

Предварительная работа :

Беседа о глазах ;

Рассматривание иллюстраций;

Посещение кабинета врача;

Чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативная;

Речевая;

Художественно-эстетическая;

Познавательная.

Планируемые результаты :

Интегративное качество : любознательный, активный, имеющий первичное представление о себе, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Оборудование :

Демонстрационный :

1. Мольберт

2. Картинки с изображением животных

3. Схема строения глаз

4. Магнитофон с веселой музыкой

5. Портреты по количеству детей.

6. Морковь

7. Пеленка для очков

Раздаточный :

8. Зеркала

9. Листок чистой бумаги

Дети стоят возле воспитателя.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о чем-то очень интересном и важном для всех нас. А о чем, я сейчас загадаю вам загадку, и вы мне скажите :

Стоят две хаты

Кругом мохнаты

Придет беда-

Потечет из них вода.

(если дети отгадывают, говорю правильно и спрашиваю, как будет по-татарски).

Скажите, у кого есть глаза ? (ответы детей)

Да, глаза есть у всех , но у всех они разные. Сейчас мы с вами посмотрим. (идем к доске рассматривать иллюстрации животных и птиц.)

Ребята как вы думаете у какой птицы самое острое зрение? (ответы) правильно, у орла - он парит высоко в облаках и оттуда высматривает себе пищу.

Как, вы думаете, какие птицы видят ночью? (сова, филин) У них глаза большие , зато неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. И ночью легко отыскивают себе корм.

Ребята, а вот зайчика называют «косой» , а как думаете, почему? Может он плохо видит? (высказывание детей) потому что у него глаза смотрят в разные стороны, он видит такое большое пространство, которое мы с вами увидеть не сможем, он видит не только, что происходит впереди, но и сзади.

Ребята, вы знаете, сколько глаз у пчел ?

У нее 5 глаз – два больших и три маленьких.

Вот посмотрите, кто это? Это морская звезда, у нее есть по одному глазу на конце каждого луча.

У нас с вами ребята такие глаза , какие именно нам нужны. Давайте сейчас мы с вами сядем и поговорим о наших человеческих глазах . Посмотрите друг на друга, какие у нас глаза ? (ответы детей)

Вы можете сказать, для чего они нам нужны? (ответы детей)

Правильно. Давайте представим себе, что мы будем делать и видеть без глаз . Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы все закройте глаза и слушайте :

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза »

Разберемся, дети, вместе

Для чего глаза на свете ?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз ?

Для чего нужны глаза ?

Чтоб из них текла слеза?

Ты закрой глаза ладошкой ,

Посиди совсем немножко :

Сразу сделалось темно

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно…

Ребята, плохо если ничего не видно?

Да, смотреть на мир и видеть его красоту - это большое счастье. И это счастье дают человеку глаза . И сегодня на занятие мы познакомимся со строением глаза .

Посмотрите, дети, вот так выглядит наш глаз . Но нам с вами видна только передняя часть глаза . А весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком .

Теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза . Скажите, какого цвета у вас глаза ? Правильно, у нас у всех глаза разного цвета - это зависит от радужной оболочки. Вот этот цветной кружочек называется радужной оболочкой (радужка) . (Закрепляем название, смотрим в зеркало, убираем) .

В середине радужной оболочки находиться маленький черный кружочек – это зрачок. (смотрим на схеме и в зеркале)

Еще у наших глаз есть мускулы . Они находятся внутри, поэтому в зеркало мы не можем их увидеть, посмотрим на схему. Вот так мускулы прикреплены к нашему глазу и с помощью их наши глаза могут двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Давайте попробуем. А чтобы наши глаза были в безопасности они спрятаны в специальных углублениях - глазницах и закрываются веками.

Давайте представим, что подул сильный ветер, летит пыль, что ваши глаза делают ?

Правильно, вы стараетесь их закрыть , чтобы пыль не попала. Но вот беда - пыль или соринка в глаз попала . У них, что сразу появиться? (слезы)

Как вы думаете это хорошо или плохо? Хорошо, так как слезы защищают и очищают наши глаза .

(Итог) 1. Какую форму имеет глаз ?

2. Где спрятан наш глаз , как называется это углубление?

3. Как называется цветной кружочек, черный?

4. Что помогает нашему глазу двигаться ?

5. Что еще есть у наших глаз ? (реснички, веки)

Ребята, а как вы думаете, по глазам можно узнать настроение человека? Давайте сейчас мы с вами поиграем : я вам буду показывать картинку с глазами , а вы скажите какое настроение у этого человека и что он делает. (работа с картинками)

Теперь давайте мы возьмем зеркала и посмотрим на себя, когда мы обижены, когда нам охота плакать (включаю веселую детскую песенку, у детей меняется выражение глаз - посмотрели на свои глаза , улыбнулись, положили зеркала на место и вышли поплясать). сели.

Ребята, а что б наши глаза были всегда веселые , здоровые что мы должны делать? Ухаживать за ними. А как?

1. Оберегать глаза от ударов

2. Не трогать глаза грязными руками

4. Нельзя близко и долго смотреть телевизор

5. Нельзя смотреть на яркий свет

6. Умываться после сна прохладной водичкой

7. Больше есть овощей и фруктов

8. Делать гимнастику для глаз

(идти с детьми ополоснуть глазки и взять кусочек морковки)

Пока дети сидят и прожевывают морковь, читаю :

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет!

Ребята, а если наши глаза заболели , что мы должны делать? Правильно, обратиться к врачу. И бояться не надо, так как он наблюдает за состоянием наших глаз и вовремя сможет оказать нам помощь. А вы может, знаете как называют этих врачей - окулистами.

Ребята, а если наши глаза плохо видят что рекомендуют носить? А надо ухаживать за очками? Правильно, потому что они нам помогают лучше видеть, а как? (мыть, протирать мягкой тряпочкой) Мы будем ухаживать за очками?

Давайте ребята, вспомним, с чем мы сегодня познакомились на занятии ? Что нового узнали?

Вот художник вам прислал подарок. Смотрите, он нарисовал вам портреты, но у них чего-то не хватает (глаз ) . Интересно почему ?

Да он дописал : я не знаю строение глаз и поэтому не смогу нарисовать их. Помогите мне ребята! Поможем? Попробуйте, ребята, сядьте за столы и дорисуйте глаза .