Если дети ругаются между собой. Системно-векторная психология. Мои дети ссорятся между собой: почему они не могут дружить? Дети ссорятся, что делать

01.04.2019

Родители хотят, чтобы их дети любили друг друга, им не нравится, когда их дети ссорятся или .

Однако соперничество между детьми может быть положительным – именно родственные отношения обеспечивают возможность детям научиться постоять за себя, находить компромиссы и ладить с другими людьми.

Дети ссорятся? Это нормально!

Соперничество между детьми является нормальной частью жизни в семьях, где больше одного ребенка. Братья и сестры действительно могут ссориться, но вы не должны постоянно вмешиваться!

Дети должны иметь возможность решать свои проблемы самостоятельно, и родители могут вмешаться только тогда, когда есть вероятность физического или устного оскорбления.

Можно установить в своей семье правила для общения (например, не обзываться, не дразниться, не толкаться). Или можно подать пример через свое собственное поведение, но следует помнить, что ситуация ссоры — это нормально для братьев и сестер.

То, как вы отвечаете на конфликтное поведение детей, прямо влияет на то, как они будут вести себя по отношению друг к другу. Если мама или папа каждый раз спешат вмешаться, когда дети ссорятся, они узнают, что , поэтому они будут спорить чаще. Если вы не будете вмешиваться, дети научатся говорить и решать свои проблемы.

Участие родителей обычно усложняет ссору. Если дети дерутся из-за игрушки, проблема в игрушке. Но если вмешивается папа, то каждый ребенок уже хочет, чтобы он был на его стороне и родитель становится еще одним источником раздора.

Для наглядности приведу вам пример из жизни. Думаю, что если у вас есть брат-сестра, то подобное детское воспоминание всегда найдется.

У меня есть старшая сестра. Естественно, в детстве между нами возникали «терки». Мне хотелось быть старше, как старшая сестра, поэтому я ей подражала. Подражание выражалось частенько в том, что я без спроса брала ее вещи. Конечно, сестру это, мягко говоря, нервировало. И мы регулярно по этому поводу устраивали разборки и даже драки.

В большинстве случаев мама не вмешивалась, и мы сначала ссорились, ругались, ревели, а потом мирились, куда ж деваться 🙂 Но если одна из нас бежала к маме жаловаться, или мы уж очень бурно выясняли отношения, то разборки принимали уже другой оборот.

Во-первых , моей старшей сестре чаще доставалось, т.к. «ты же взрослая, будь умней». Конечно, получалось, что «выигрывала» в споре я. О, как я торжествовала, когда мама была на мое стороне. И как это провоцировало со стороны сестры…

Во-вторых , когда доставалось мне, в основном за развязывание драки, я испытывала большую обиду на маму, и все равно испытывала превосходство над сестрой, ведь ее мама «спасла», а сама она за себя постоять не смогла.

В-третьих , когда мама разгоняла нас, как рефери, по разным углам, мы дружно обижались на нее и это сразу нас мирило 🙂

Так что же делать, если дети ссорятся?

Будьте активны, но не вмешивайтесь. Научите детей разрешать спор до его возникновения. Можно объяснить, как вы управляете своими ссорами и должны хвалить детей, когда они взаимодействуют мирно. Это профилактическое действие, т.е. делать это надо еще до возникновения ссоры между детьми.

Будьте объективны. Не надо выяснять, кто начал ссору или кто виноват, а позвольте детям выяснить это.

Если ссора может перерасти в драку, вмешайтесь и направьте детей на разговор. Пусть каждый ребенок расскажет свою сторону истории.

Можно разделить детей, если вы видите, что им надо остыть. Если дети дерутся, надо сразу остановить их и потребовать извиниться.

Объясните, что физические нападения не допускаются, и наложите наказание (например, игра в разных комнатах/местах, ограничение мультфильмов или дополнительные дела).

Будьте честны. Часто младшие дети прибегают жаловаться, когда их старший брат/сестра беспокоит их (или наоборот). Если вы постоянно принимаете сторону одного и ругаетесь на другого, то один из детей попадает в зависимость от вас, а другой постоянно чувствует себя виноватым.

Ваши предположения о том, кто прав, кто виноват, может увеличить соперничество между детьми.

Родители часто ругаются на одного и того же ребенка такими словами, как «Почему ты все время к ней лезешь?». Это только укрепляет детские агрессивные тенденции.

Лучше оставаться спокойным и сказать: «Я вижу, что ты расстроен и тебе нужно побыть одному».

Покажите понимание. Если дочь говорит, что ее брат назвал ее глупой, попробуйте сказать: «Это наверняка сводит тебя с ума!». Понимание чувств ребенка помогает ему чувствовать себя лучше.

Консультация для родителей:

«Чтобы дети не ссорились»

Довольно распространенное явление, конкуренция между братьями или сестрами в семье. Родители удивляются, отчего все это происходит? Если вроде покупают всего поровну, берут на разные мероприятия одновременно, а борьба детей с годами все острее. Не секрет, что соперничество возникает из-за чувства ревности или зависти. Но, чаще всего, из-за ревности.

Один ребенок по каким-то своим личным индивидуальным критериям судит о количестве любви, которое он и его брат получают от родителей. Выражение любви родителей мы назовем «поглаживания». И это не только телесное прикосновение. В слово «поглаживание» входят: приятные слова, взгляды, интонация, тон, тембр голоса, нежные прикосновения, поцелуи, объятья, похвала, поддержка, подарки и проявление интереса от родителей к мнениям и желаниям детей. Всё это «поглаживания». Так вот, если ребенок замечает, что брату достается больше поглаживаний, то бессознательно возникает злость и гнев, а с течением времени и сознательно. Эти чувства выражаются в борьбе, соперничестве, сопротивлении между детьми.

Каков главный вывод? Самой главной причиной враждебных отношений между детьми в семье является неравномерное распределение любви родителей.

Что делать?

1) Стараться увидеть в своих детях отдельные личности с их интересами и желаниями, и подбадривать в их стремлениях. Проявлять неподдельный интерес к увлечениям каждого ребенка

2) Внедрить в жизнь семьи традицию под названием «личное время». Это может быть 20 минут или час, в зависимости от возможностей родителей. Это время принадлежит одному из детей, то есть у каждого ребенка есть личное время на общение с родителями. В это время родители больше произносят вопросов, чем утверждений. Родители задают такие вопросы как: «Как прошел твой день? Что тебе понравилось/не понравилось? Что тебя сегодня разозлило? Что тебя удивило/обрадовало? И родитель выслушивает большую часть монолога ребенка без комментариев. Просто принимает чувственную природу своего ребенка

3) Реакции родителей на различные: «Мама, он сломал мою игру! Мама он разлил мой сок! Мама он порвал мои брюки!». Реакция мамы на говорящего: «Ты сейчас расстроен? Тебя это разозлило? Иди ко мне - я обниму тебя. Я понимаю как это не справедливо». Реакция мамы на того, кто «виновен» должна быть ситуативна. Например, «Ты нечаянно? Ты не хотел? Я понимаю». Тем самым мама помогает осознать чувства детям, также мама забирает негативные эмоции, которые в дальнейшем не будут реализованы в виде драк и ссор, и мама проявляет любовь в одинаковом количестве. Когда мама будет так поступать, дети в скором времени сами научаться решать свои конфликты, так как у них есть уверенность, что мама их любит одинаково. А для того, чтобы разобрать эти ситуации, нужна игра или какая-нибудь сказка, где у каждого есть роль и дети учатся в таких условиях сотрудничать, взаимодействовать, разбирать конфликты

4) В семье должны быть правила. Правила, которые нельзя нарушать и правила, которые имеют исключения. Все эти правила должны быть одинаковыми для всех. Конечно, если в семье дети с большой разницей в возрасте, то нужно вносить соответствующие коррективы. Например: правило 1 – в 22.30 чистим зубы и спать, правило 2 - покупаем только 1 игрушку в неделю, правило 3 – убираем все игрушки за собой, если вам больше 3 лет. (Старший подходит, читает правило, к младшему вопросов нет)

5) Чтобы вопросов к родителям не было из-за правил, их можно обсудить на семейном совете. Также можно сделать ответственным какого-нибудь сказочного героя – талисмана семьи. Детям до 10 лет такая организация будет по нраву

6) Одна из функций матери или отца – это помогать детям справляться с негативными эмоциями. Иногда не нужно ничего объяснять, меньше говорить, больше обнимать – целовать

7) Когда кто-то из детей старается играть роль младенца, это означает, что видя, когда к младшему мама относится, по критериям старшего лучше, то старший притворяется маленьким и требует от мамы внимания, как к младшему (покорми меня, застегни ботинок, поцелуй меня, понеси меня, помоги мне) - это все желание внимания и любви от мамы замаскированное под неумение что-то сделать. Как маме реагировать? Выполнять просьбы с любовью. Со временем они прекратятся. Чтобы они точно прекратились, в семье должны быть способы, как получить любовь друг от друга, дети должны знать – что можно подойти к маме или папе и попроситься на ручки – побыть рядом, то есть для любви причин не должно быть. Тогда не будет этих ложных замен о просьбе любви.

Главное в семье должна быть любовь и принятие. Когда дети поймут и почувствуют, что их любят и принимают одинаково, то вся энергия потечет не в ссоры и борьбу для того, чтобы привлечь внимание родителей, вся энергия потечет в реализацию себя, как уникальной личности.

Вы устали от постоянных конфликтов между детьми? Ваши дети постоянно ссорятся из-за игрушек, из-за вещей, из-за территории, обзываются, толкаются и даже иногда дерутся друг с другом?

Старший ребёнок так и норовит обидеть младшего, стукнуть или толкнуть? А Вы хотите, чтобы старший ребёнок понимал, что он – старший и ему нужно уметь уступать и быть снисходительным к младшим? И во время детских ссор Вы обычно выясняете, кто прав, а кто виноват?

Вот 10 важных правил, которые помогут вам наладить хорошие отношения между вашими детьми.

1. Если можете не вмешиваться в конфликт – не вмешивайтесь. Дайте детям возможность самостоятельно уладить ссору.

2. Если дети подходят к Вам с жалобой друг на друга – скажите «Разберитесь, пожалуйста, сами». Подождите и посмотрите, что будет.

3. Если Вы всё-таки чувствуете, что в конфликт вмешаться необходимо, помните, что ваша главная задача – помочь детям совместно найти выход из конфликта и договориться.


4. Не вставайте на сторону кого-то из детей, назначая его «правым» в конфликте. Каждый из детей считает себя правым и пострадавшим.

5. Установите с детьми физический контакт. Присядьте на их уровень и положите свои руки каждому ребёнку на спину (на плечо).

6. Помогите каждому из детей объяснить, что произошло. Пусть каждый расскажет свою версию случившегося. Помогите им говорить и не перебивать друг-друга.

7. Спросите, как дети хотят действовать дальше, как собираются мириться или делить то, из-за чего ссора. Какие у них предложения?

8. Помогите прийти к общему решению. Вариант должен устроить всех.

9. Если у детей нет идей, предложите им свои варианты выхода из сложившейся ситуации.

10. Если дети не хотят договариваться, оба ребёнка помещаются «В одну лодку», то есть, испытывают одинаковые и невыгодные последствия.

P.S. Подробнее каждый пункт я раскрываю на своем бесплатном вебинаре .

Что вы узнаете на этом вебинаре:

1. Что такое «Помогающее вмешательство родителей».
2. Как НЕ вставать на чью-то сторону и защищать одного ребёнка от другого во время детских конфликтов.
3. Как применять 4-шаговую модель вмешательства в любые детские ссоры с тем, чтобы обучать детей решать конфликты мирным путём?
4. Что такое подход «Все в одной лодке» и почему именно этот подход делает ссоры не выгодными для детей?
5. Также я презентую Вам мой большой онлайн-тренинг «Мои дети живут дружно».

Вы узнаете пошаговую инструкцию для того, чтобы конструктивно вмешиваться в детские ссоры и конфликты.

Эти знания помогут вам стать ещё более грамотным, мудрым и адекватным родителем, который из любой неприятной находит конструктивный выход и обучает этому детей! А дома у вас воцарится спокойная и доброжелательная атмосфера, а Ваши дети будут мирно общаться и играть друг с другом.

Даже если у вас только один ребёнок, вам обязательно пригодятся знания о том, как правильно вмешиваться в конфликты между детьми, чтобы им от этого была польза.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Взрослым часто приходится сталкиваться с тем, их дети ссорятся. Родителям или воспитателям бывает сложно утихомирить детишек и иногда приходится разгонять их по разным углам. Но через короткое время малыши забывают о конфликте и уже готовы снова играть вместе.

Каким образом ссорятся совсем маленькие дети? Происходит это чаще всего из-за понравившейся яркой игрушки, которую дети не поделили. Но обида быстро проходит, если внимание одного ребенка отвлечь чем-то другим. Взрослым в такой ситуации необходимо сохранять спокойствие, ни в коем случае не кричать и не ругать детишек . Ведь малыши еще не понимают, что брать чужое нехорошо, просто очень хочется заполучить новую игрушку.

В большинстве случаев дети не враждебны , ссорятся для привлечения внимания взрослых. Или хотят таким способом добиться чего-нибудь от родителей. Конфликты в семье между детьми распространены из-за ревности к брату или сестре, когда ребенок думает, что его любят меньше другого.

Задача родителей состоит в том, чтобы не становиться на сторону одного из детей, поскольку обида может только увеличиться. Необходимо уметь занять детишек общим интересным делом.

Ссоры случаются, когда ребенок учится отстаивать свое мнение в компании других детей. Самообладания пока у малыша не много, аргументов не хватает, поэтому вход идут крики, слезы, а иногда и кулаки. Взрослым в подобные конфликты лучше по возможности не вмешиваться, или проводить воспитательные беседы о мирном решении всех вопросов.

Когда в семье между родителями или другими взрослыми напряженная атмосфера, ссоры детей возникают без причины. Дети прекрасно чувствуют негатив взрослых , который отражается на их эмоциональном состоянии и провоцирует на агрессию по отношению к другим. Ссора – это способ выразить свое беспокойство.

Родителям нужно стараться предотвращать любые конфликты в семье , а если избежать ссоры не удалось, на своем примере показать детям, как находить компромисс. Необходимо успокоить детей и рассказать, как им быстрее помириться. В ребенке нужно воспитывать доброжелательное отношение к людям. На конфликты лучше реагировать спокойно, без лишних эмоций. В семье, где двое детей, ссоры случаются чаще. Дети соперничают между собой за игрушки и за любовь родителей. Существует несколько факторов , влияющих на возникновение детских конфликтов:

Ревность чаще бывает у старших детей по отношению к младшим . Старший ребенок еще до рождения брата или сестры испытывает тревогу, переживания его связаны с тем, что любовь родителей теперь будет направлена не только на него. Он боится, что его будут меньше любить.

Иногда ревность спровоцирована родителями . В семье родители заводят любимчиков, то есть одному из детей уделяют больше внимания и заботы, ему многое позволяется и прощается любая оплошность. Второго ребенка воспитывают в строгости, в так называемых «ежовых рукавицах», чаще наказывают, предъявляют завышенные требования. Нередко это бывает, когда один из родителей ребенку не родной, или ребенок приемный.

Ссоры могут возникать из-за особенностей характера детей . Бывают дети уравновешенные, спокойные, которые легко адаптируются в любых жизненных ситуациях. И наоборот вспыльчивый нрав может провоцировать ребенка на постоянные конфликты с более тихими детьми.

Постоянно растущие потребности детей также способствуют напряженности между детьми. Особенно если финансовые возможности у родителей ограничены. Одному ребенку купили обновки и другому хочется того же. Новые игрушки, одежда и всевозможные развлечения должны быть поделены между детьми в равной степени. Иначе конфликтов не избежать.

Манера общения родителей друг с другом , с другими членами семьи служат ярким примером для детей как нужно общаться. И если родители нетерпимы, раздражительны и сами часто ссорятся, да еще на глазах у детей, то и дети перенимают их форму поведения. Иногда это происходит нарочно, но чаще конфликты у детей возникают неосознанно, как эмоциональная реакция на родительский негатив.

Что необходимо делать взрослым?

  • Разработайте внутрисемейный кодекс поведения . Нужно обговорить или прописать, какие действия по отношению к другим допускаются, а что категорически неприемлемо. Выполнять кодекс необходимо всем, в том числе взрослым членам семьи, иначе никакого положительного эффекта не будет.
  • Воспитывайте в детях дружелюбие , любые проявления злобы и вражды нужно сразу пресекать.
  • Уделяйте внимание и заботу каждому ребенку в равной степени . Лучше всей семьей отправляться на прогулку в парк, в цирк, или посетить любое другое развлекательное мероприятие, что позволит сплотить членов семьи.
  • Обеспечьте каждому члену семьи личное пространство .
  • Чаще проявляйте свою любовь , это поможет детям чувствовать себя нужными и избавит от страхов.
  • В игровой форме необходимо выявить потребности и накопившиеся обиды каждого из детей и с помощью семейной беседы постараться урегулировать зарождающийся конфликт.

В особенно запущенных случаях самостоятельно решать постоянные конфликты между детьми не получается. Тогда требуется квалифицированная помощь специалиста, это может быть детский психолог или психотерапевт. Что же является поводом обращения к психологу ?

  • постоянные конфликты в семье и со сверстниками;
  • истерики и капризы;
  • отказ от посещения школы или дошкольного учреждения;
  • депрессии;
  • страхи и фобии.

Специалист поможет родителям наладить контакт с ребенком, выяснить истинную причину поведения ребенка и научит в дальнейшем справляться с трудностями самостоятельно. Потребуется не одно посещение психолога.

Прежде всего, необходима консультация родителей о том, что проблемы ребенка – это следствие их неправильного поведения в семье . Психолог поможет разобраться в ситуации и провести коррекцию родительского поведения. Как правило, достаточно побеседовать с родителями, не прибегая к консультации ребенка. И наоборот, психологическая поддержка ребенка не бывает успешной без заинтересованности в ней родителей.

Родителям специалист посоветует наладить благоприятную атмосферу дома для здорового развития их детей. Ребенка необходимо чаще хвалить, больше времени ему посвящать, принимать таким, какой он есть, слушать его переживания и оказывать ему всяческую поддержку.

В работе с ребенком необходимо стабилизировать его эмоциональное состояние , повысить самооценку, выработать адекватные формы поведения в семье и коллективе. Психолог при помощи своих методов может оценить глубину проблемы, главное в работе специалиста — найти контакт с ребенком.

Даже если проблемы в семье не слишком серьезные, психолог поможет определить способности малыша для его дальнейшего гармоничного развития. Поэтому посещение психолога не будет лишним в любой семье.

Светлана Гудухина
Консультация для родителей «Почему дети ссорятся»

В первые годы жизни возникает много трудностей между сверстниками, их причина - не развитые навыки общения. Они не умеют предугадывать реакцию другого человека на свое поведение, не понимаю, что чувствуют другие дети . Они сосредоточены на себе и учитывают только свои потребности, поэтому они не понимают что у других детей есть свои желания и потребности. Ребенок делает выводы о другом ребенке по конечному результату его поведения (заплакал, рассердился, ударил и т. д., не понимая причины его поведения и отношения к себе. Дети судят категорично по последнему действию. Например, друг-это тот, который дал машинку, а не друг-тот, который обидел. Дети по природе своей - общественные существа. Они любят находиться в своем обществе и играть друг с другом. Они очень любопытны по отношению к другим детям и постоянно пытаются приблизиться друг к другу, узнать что-то новое и интересное. Проблема лишь в том, что у них не развита речь для общения, нет средств для сближения. Зачастую они не принимают ребенка, просто не понимая что он хочет им донести. Важную роль в конфликте играет общение и незначительно понятие, собственность,. Зачастую игрушка желанна только тогда, когда она в руках другого ребенка. Попадая в руки после борьбы за нее, становится неинтересной, завязывается новый спор. Даже если будет большое количество одинаковых игрушек, конфликтов избежать все равно не получится. Начало общения - это задача, которую ребенок должен научится решать. Само это не приходит. Здесь очень важна помощь родителей . И делать это нужно правильно. Запомните простые правила : 1)Подавайте ребенку хороший пример, потому что они постоянно наблюдают и копируют поведение взрослого. 2)Используйте ссоры для обучения . В момент ссоры дети возбуждены и ярче воспринимают информацию. В этом состоянии обучаемость детей достигает высшей точки. 3)Не сердитесь и не игнорируйте ссоры . Когда конфликт произошел, родители совершают ряд ошибок (просят замолчать, отбирают предмет ссоры и т . д.) Нужно помочь детям разобрать конфликт. 4)Учите детей понимать чувства других. Объясняйте малышу почему плачет другой ребенок и как можно было бы избежать этой ссоры . Проявляйте чуткость и понимание к своим детям и вы поможете ребенку освоиться в новом коллективе!