Определение физического развития детей и подростков. Современные проблемы науки и образования. Принципы активного оздоровления

16.03.2019

Важным показателем здоровья ребенка является его физическое развитие. Для изучения физического развития применяют антропометрические методы исследования, которые позволяют определить количественные и качественные показатели развития, разработать стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона обитания:

1) соматометрические - измерение роста, массы, окружности грудной клетки;

2) соматоскопические - определение развития скелета, формы позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, развития мускулатуры и подкожно жировой клетчатки, степени полового развития, появления и изменения зубов;

3) физиометрические - определение жизненной емкости легких, силы кисти рук, частоты дыхания и сердечных сокращений, артериального давления, и другиеАнатомия и физиология. Возрастные особенности строения и функции организма - http://www.anatomius.ru/razvitie-organizma-cheloveka.

В 9 - 10 лет у девочек и в 11 - 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни - подростковый возраст.

Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием - период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 - 19, у девушек - к 16-17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета.

За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост - на 35 см, окружность грудина 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма - процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков - от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5- 13 лет, у мальчиков - в 14-15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 - 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек - несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек - с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек - 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка - ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

В стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Необходимо также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное - систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 - 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых) . Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7- 8-часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

Один из узловых вопросов современного поколения - ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации.

Термин «акселерация» обозначает ускорение роста и развития детей и подростков, но сравнению с предыдущими поколениями.

По современным представлениям, растущий организм - сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранним возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 - 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью.

Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергииХрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная физиология и школьная гигиена - М. Просвещение,1990..


По данным наших [педиатрических институтов, к Особенности началу дошкольного возраста рост детей в сред- физнческого нем достигает 90 см и ежегодно увеличивается
развития 7-R ГШ
дошкольников. " ° V
Вес детей к началу дошкольного периода достигает 14 кг и ежегодно увеличивается на 1,5 кг. Окружность груди у детей к началу дошкольного возраста очень мало превышает окружность головы, затем ежегодно увеличивается в среднем на 2 см, всё более и более превышая окружность головы. Емкость лёгких детей к началу дошкольного периода увелйчи- бается вдвое и иногда значительно Превышает 500 см\ По мере того как организм ребёнка крепнет, у него заметно выявляется нарастание энергии.
Каждый педагог-дошкольник должен проявлять интерес к общим относительным показателям физического развития ребёнка, умело разбираться в них, чтобы с учётом их направлять работу по физическому воспитанию.
К началу школьного возраста рост детей в сред- Особенности нем достигает 120 см и ежегодно до периода по-
разЕитвдГ° нового созревания увеличивается на 3-5 см, школьников. после полового созревания на 5-7 см.
Вес детей к началу школьного периода обычно достигает 22 кг. С этого времени наблюдается значительное усиление нарастания веса*, который ежегодно увеличивается на 2 кг е младшем школьном возрасте, на 3 кг у мальчиков и на 5 кг у девочек в старшем школьном возрасте.
Окружность груди ребёнка в начале школьного периода достигает 50-60 см; к концу школьного периода она достигает 80 см и на 25 и более см превышает окружность головы, равную к этому времени 53-54 см, но ежегодный прирост окружности груди отличается неравномерностью и колеблется в пределах от 1 до 4 см. Ёмкость лёгких за весь школьный период нарастает с 1300-1500 см ® до 2500 см я и более.
При изучении педагогом своих учащихся учёт -и анализ этих общих показателей помогают лучше и глубже понять состояние здоровья и особенности физического развития каждого ребёнка, дают возможность опираться на них при осуществлении физического воспитания.
Физическое развитие детей и подростков зависит
Влияние от действующих в единстве эндогенных и экзо- ка физическое генных моментов с преобладающей ролью послед-
развитие них от конституционных - унаследованных или эндогенных.. J J
и экзогенных врожденных - структурных и динамических
моментов. (физико-химических) особенностей тканей организма зависят частично некоторые индивидуальные отличия, сводящиеся иногда к значительным колебаниям в росте, весе, окружности груди и в других показателях физического развития.
В младшем возрасте девочки растут медленнее мальчиков, но с среднего школьного возраста начинают их обгонять; лишь в конце старшего школьного возраста юноши начинают перерастать девушек. До среднего школьного возраста девочки отстают в весе от мальчиков, но затем обгоняют их и сохраняют это преимущество до 16 лет.
Со школьного возраста у девочек преобладает верхнее грудное дыхание. Ёмкость лёгких у них меньше, а мышечная сила слабее, чем у мальчиков.
В наибольшей мере физическое развитие обусловливается
влиянием внешней среды, в которой приходится жить детям и подросткам. Общеизвестно, какое благотворное влияние оказывает на физическое развитие весенний и летний периоды года.
В дореволюционное время в России физическое развитие детей и подростков трудящихся было неудовлетворительным. В СССР ясно наметилось улучшение физического развития детей. Материалы Ленинградского института охраны здоровья детей и подростков выявляют значительную разницу между данными, относящимися к 1933/34 и 1936/37 гг., свидетельствующую о продолжающемся улучшении показателей физического развития детей.
Так," рост сидя у мальчиков-дошкольников в 1936/37 г. превышал рост 1933/34 г. от 1,4 до 2,9 см\ у девочек-дошкольниц от 0,4 до 2,3 см.
Окружность груди мальчиков-дошкольников превышала от 0,3 до 1,5 см, у девочек-дошкольниц от 1,0 до 2,7 см.
Поразительна разница между показателями физического развития школьников Богородско-Глуховского посёлка в 1880 г. и советских школьников этого района в 1927 г. Так, средний рост советских школьников 14 лет больше чем на 5 см превышает рост дореволюционных школьников того же возраста, вес более чем на 2 кг, окружность груди более чем на 2 см.
Так положительна и очевидна разница показателей физического развития советских школьников всех возрастов не только за период с 1925/26 до 1936/38 гг., но и за меньший срок, с 1933 до 1937 г*
Каждый педагог, директор школы и родители, учитывая значение внешних условий для течения физического развития детей и подростков, должны прилагать все усилия к тому, чтобы эти внешние условия были благоприятны.
Кожа детей тоньше и более богата сосудами, Особенности чем кожа взрослых. Дыхательная функция кожи
покрова. IJ кожная чувствительность у детей больше, чем
у взрослых. Кожа детей более легко подвергается охлаждению, ранению и доступнее заболеваниям. Вот почему так существенны для детей гигиенический уход за кожей, закаливание её, а также рациональная одежда.
Процесс окостенения скелета протекает не толь- Особенности ко в течеНие всего детства, но и в течение всей скелета. юности. Вследствие усиленного роста * конечностей в старшем школьном возрасте некоторые подростки кажуся иногда неловкими и неуклюжими. Костная ткань, особенно в младшем возрасте, отличается большей податливостью при давлении и сгибании, доступностью искривлениям и смещениям.
У детей дошкольного и школьного возраста нередки боковые искривления позвоночника - сколиозы и другие искривления.
Наблюдаются также случаи уплощения продольного свода стопы - плоскостопие.
Бот почему так существенна забота о позах детей* о правильности посадки, о рациональном устройстве их обуви.
Мышцы детей состоят из более тонких, чем у °S5SS? взрослых, мышечных волокон, и они склонны К
системы. более быстрому утомлению. Это следует учитывать педагогам. У школьников лучше развиты мышцы-сгибатели; мышцы-разгибатели требуют серьёзного укрепления. Мышечная сила рук в начале младшего школьного возраста имеет обычно динамометрический показатель 12-18 кг; к концу младшего школьного возраста этот показатель увеличивается до 15-24 кг; к концу старшего школьного возраста - до 32 кг и более.
Для потребностей энергетического обмена, в
Особенности связи с интенсивным ростом, детям нужно отно* внутренних ^ ^ v
органди. сительно больше воздуха, чем взрослым.
Дыхательные движения детей более поверхностны и часты. Это зависит от некоторой узкости дыхательных путей.
У детей, особенно в младшем школьном возрасте, наблюдается нередко разращение третьего (нёбного) миндалика, так называемые аденоидные разращения, затрудняющие дыхание и снижающие работоспособность детей. Педагогам необходимо настаивать, чтобы дети с этим недостатком скорее направлялись к врачу для быстрого удаления разращений.
Внутри грудные лимфатические железы, расположенные в ок-ружности главных бронхиальных стволов и называемые брон-хиальными, в детском возрасте нередко поражаются туберкулёзом, с картиной общей слабости, малокровия, нервной истоща- емости и быстрой утомляемости детей. Необходимо своевременное рентгеновское просвечивание грудной клетки подозрительных на туберкулёзную интоксикацию детей, необходим учёт их в тубдиспансере.
В младшем и среднем школьном возрасте рост сердца несколько замедляется, в старшем школьном возрасте усиливается; при этом сердце иногда опережает рост всего организма (гипертрофируется). Но иногда в этом возрасте сердце отстаёт от роста всего организма, бывает маленьким и узким (пшопластичным, капельном).
Объём сердца увеличивается относительно больше, чем просвет артерии. Регуляция сердечной деятельности со стороны вегетативной нервной системы и со стороны эндокринной отличается неустойчивостью.
В зависимости от этой неустойчивости у детей и подростков иногда наблюдается возбудимость сердечной деятельности, шумы без всякого поражения клапанов и наличия пороков (функцио-нальные), нарушение ритма (физиологические аритмии),
Эти временные нарушений сердечной деятельности не следует смешивать с пороком сердца^
Ко времени рождения ребёнка та железа внут- Особенности ренней секреции, которая регулирует деятель-
системы. ность всех остальных эндокринных Желез - гипофиз, - бывает развита в достаточной степени. Особенно развитой при рождении бывает зобная железа, значение которой падает ко времени старшего школьного возраста. В это время сначала увеличивается значение щитовидной железы, а потом и лаповых желез.
С 12-13 лет начинается полойое созревание у девочек, с 13-14 у мальчиков. В этот период подростки отличаются повышенной чувствительностью.
Половое созревание сопровождается появлением вторичных Половых признаков {растительность на лобке и под мышками у мальчиков и девочек, развитие грудных желез и появление мен* струаций у девочек). Половое созревание иногда протекает неравномерно и требует в таких случаях консультации эндокринологов.
От эндокринной системы в значительной мере зависит степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям (иммунитет). В дошкольном и младшем школьном возрасте иммунитету детей бывает недостаточным, її этим объясняются их частые за* болевания инфекционными болезнями.
Педагоги должны всемерно содействовать проведению предупредительных прививок.
Несмотря на раннее начало развития мозга у
Развитие человека к моменту рождения кора мозга ока- цснтральной зывается ещё далеко не оформившейся, в частно-
нервной ^ и er Т т
системы, сти, кора лоонон области. Не закончен также
процесс созревания пирамидных клеток. Двигательный пирамидный путь в это время не имеет ещё достаточной мисли новой обкладки. Наконец, в мозгу наблюдается обилие сосудов, благоприятствующее воспалительным процессам.
К трём годам жизни головной мозг ребёнка утраивается в весе, к этому времени завершается процесс обкладки миелином нервных волокон, и лишь к семи годам оказывается значительно выраженной дифферент!ровка клегок.
Степень оформления мозга к"трём годам сопровождается нарастанием психической энергии и работоспособности ребенка, а к семи годам даёт основание для начала школьного обучения.
Хотя вегетативная нервная система, регулирующая процессы жизнедеятельности внутренних органов и приспосабливающая деятельность центральной нервной системы, бывает уже достаточно оформлена к моменту рождения, йсе же у детей и подрост-
1 Нервный желобок закладывается уже в пер soil половине первого месяца внутриутробной Яшзьи.
ков, особенно в начале юношеского периода, она отличается значительной неустойчивостью, облегчающей возникновение неврозов.
Знание особенностей развития нервной системы детей и подростков даёт возможность педагогу понимать и учитывать состояние их нервной системы.

Еще по теме § 2. Особенности физического развития детей и подростков:

  1. ОСОБЕНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АУТИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ. ОСОБЕНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РДА.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели.

  • 1. Морфологические (соматометрия) - измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.).
  • 2. Функциональные (физиомстрия) - измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.).
  • 3. Соматоскопические (описательные) - оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей. Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

  • 1) метод ориентировочных расчетов (оценка но формулам);
  • 2) параметрический метод (сигнальный);
  • 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
  • 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов. Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48-52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале - на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале - на 1,5-2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год - 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75-77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12-13 и 7-8 см. Дальше рост становится относительно равномерным - прибавки по 5-6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам - утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет п у девочек в 8,5 лет.

С 11 - 12 лет у мальчиков и с 9- 10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5- 15,5 лет оно составляет в среднем по 8-10 см и более в год.

У девочек в возрасте 10-11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 - 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 - 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18-19 лет, у девушек в 16-17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает

в возрасте 3-4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лег у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) - 8-10 лет. Период второго вытягивания - 11-12 лет у мальчиков и 9-10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32-34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34-36 см.

В 3-4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13-15 см, за второй год - на 2,5-3 см, за третий год - на 1,5-2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.

Оценка основных антропометрических данных параметрическим методом (сигмальный метод). Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином.

Его сущность заключается в сравнении фаз развития ребенка со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится.

Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака.

Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно- половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле

где V - варианта того или иного признака; М - средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s - среднее квадратическое отклонение.

Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц 1 .

В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.

Оценка основных антропометрических данных непараметрическим методом (центильный метод). Появление этого метода относится к 30-м гг. XX столетия и связано с именами американских исследователей Тайпитта и Стюарт. Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей возрастно-половой группы с учетом географической зоны проживания. К настоящему времени нспараметричес- кий метод оценки физического развития детей считают наиболее объективным, а исключительная простота и удобство в использовании способствуют широкому и повсеместному его распространению.

Приводим пример центилыюй таблицы (табл. 2).

Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центилыюго типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определен-

Таблица 2

Цент ильная таблица 2 массы тела мальчиков

Масса тела мальчиков, кг

ной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между дентальными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% (зона от 25-го до 75-го центиля) всех здоровых детей возрастно-половой группы. Границы дентальных групп и номера дентальных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы.

Задача врача - найти, в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения, и записать как саму величину, так и центильный интервал в медицинский документ ребенка. В зависимости от этого формулируют оценочное суждение:

  • зона 1 (до 3-го центиля) - очень низкий уровень;
  • зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) - низкий уровень;
  • зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) - уровень ниже среднего;
  • зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) - средний уровень;
  • зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) - уровень выше среднего;
  • зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) - высокий уровень;
  • зона 7 (от 97-го центиля) - очень высокий уровень.

Оценка массы тела и окружности груди с использованием возрастных центильных таблиц даст ориентировочное представление о степени упитанности или развитии грудной клетки и служит, главным образом, для суждения об особенностях физического состояния ребенка в ряду его сверстников.

Оценка массы тела и окружности груди по длине тела без учета возраста ребенка (вневозрастные центильные таблицы) позволяет дать более точное определение состоянию питания и степени развития грудной клетки. Применение таких таблиц обязательно, если по возрастной таблице оцениваемые признаки попадают в крайние зоны (первую или седьмую).

Вневозрастные центильные таблицы представляют собой ряды центильных распределений показателей но отношению к определенному росту.

По аналогии с центильной оценкой по возрастным таблицам, при попадании искомой величины в область 1-й зоны (до 3-го центиля) можно говорить об очень низком питании или об очень узкой степени развития грудной клетки; 2-й зоны (от 3-го до 10-го центиля) - о низком питании или об узкой грудной клетке; 3-й зоны (от 10-го до 25-го центиля) - о питании или развитии грудной клетки ниже среднего; 4-й зоны (от 25-го до 75-го центиля) - о среднем питании или средних размерах грудной клетки; 5-й зоны (от 75-го до 90-го центиля) - о питании или развитии грудной клетки выше среднего; 6-й зоны (от 90-го до 97-го центиля) - о высоком питании или широкой грудной клетке; 7-й зоны (выше 97-го центиля) - об очень высоком питании или очень широкой грудной клетке.

Оценка состояния питания. Для суждения о физическом развитии ребенка достаточно наблюдения за динамикой четырех антропометрических показателей: длины и массы тела, окружности головы (особенно у детей раннего возраста) и окружности груди. Вместе с тем особое значение в педиатрической практике имеет оценка состояния питания. Достаточное питание является одним из критериев здоровья ребенка.

Изменения с возрастом только массы тела, являющейся суммой различных составляющих (скелет, внутренние органы, мышечная и жировая ткань, внеклеточная жидкость) в различные возрастные периоды, не всегда дает объективное представление о состоянии питания, поскольку распределение массы как по возрасту, так и по длине тела существенно асимметрично. В этом заключаются методические сложности подходов к оценке питания детей.

Из известных на сегодняшний день методов оценки состояния питания детей можно отметить клинический, антропометрический, биохимический, диетологический. Два последних метода в повседневной практической работе широко не используют, а применяют в специальных исследованиях, направленных на выявление алиментарных причин нарушения вскармливания, количественной и качественной адекватности питания, достаточности поступления основных ингредиентов в организм с определением тех или иных показателей в крови ребенка.

Клиническая оценка упитанности ребенка в первую очередь предусматривает выраженность и распределение подкожной жировой клетчатки, характеристику тургора мягких тканей, а также состояние кожных покровов.

Оценка толщины подкожно-жирового слоя, четко коррелирующей с показателями массы тела ребенка, является простым и объективным критерием адекватности пищевого обеспечения и ассимиляции пищи. Определение толщины кожной складки (в миллиметрах) проводят с помощью специального измерительного прибора - калипера. Упрощенные практические заключения можно получить при исследовании нескольких локализаций подкожного жира. Исследователями разработаны таблицы центильных распределений для таких оценок по толщине кожной складки над трицепсом, под лопаткой и т.д.

Наиболее широкое распространение получил метод оценки питания по соответствию массы тела ребенка его длине тела. Примером тому может служить массоростовой индекс Кетле-I, который в нашей стране используется в периоде новорожденное™ и отражает пренатальное состояние питания (при нормотрофии величина индекса составляет 60-70). Снижение массоростового индекса свидетельство пренатальной гипотрофии (недостаточного веса плода).

В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе необязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.

Физическое развитие среднее - если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.

Физическое развитие ниже среднего - если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие выше среднего - если эти показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.

  • Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений.URL: http://diplomarket.ru/sb04993.html

Физическое развитие детей и подростков

Признаки, определяющие здоровье: 1. отсутствие в момент обследования болезней; 2. отсутствие наклонности к каким-либо заболеваниям; 3. гармоническое и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие; 4. нормальный уровень функций, которые определяют резистентность организма к неблагоприятным воздействиям. Физическое здоровье характеризует процесс формирования, созревания организма и соответствие его биологическому возрасту. Чем моложе ребенок, тем интенсивней он развивается и растет. Физическое развитие зависит от социальных условий. Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Это закономерно протекающий, необратимый процесс последовательного изменения форм и функций организма под влиянием наследственности, деятельности и условий жизни. Программа исследования физического развития включает обязательный минимум: измерение длины тела (рост), массы, окружности грудной клетки (это морфологические признаки), определение жизненной емкости легких (спирометрия), мышечную силу кисти рук (динамометрия) (это функциональные признаки). Для определения биологического развития у детей и подростков определяют степень развития зубной системы и стадии полового созревания. При сборе антропометрических данных строго следуют указаниям. Для измерения роста используется ростомер деревянный вертикальный, взвешивание производится на медицинских рычажных весах. Окружность грудной клетки измеряется мягкой полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. Для измерения силы сжатия кисти используют ручной динамометр. Сила левой и правой рук измеряется трехкратно и записывается лучший результат. Для определения жизненной емкости легких используется спортивный спирометр. Рост – генетически детерминированный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ребенок становится на площадку ростометра и касается вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Руки опущены вдоль тела, носки врозь. Подвижную пластину ростомера опускают до плотного соприкосновения с верхушечной точкой головы. Точность измерения ±0,5 см. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. Масса тела лабильна, она может изменяться под влиянием заболеваний, нарушения питания и режима дня. После приема пищи ребенка не взвешивают. Точность взвешивания ±50 г. Окружность грудной клетки – показатель физического развития, характеризующий объем грудной клетки, развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние органов грудной полости. Три параметра (вдох, выдох, пауза) измеряются одномоментно при свободно опущенных руках. Разность между величинами вдоха и выдоха называется экскурсией и характеризует размах грудной клетки. Биологическое развитие определяется по срокам прорезывания постоянных зубов, которые имеют желтовато-белый цвет по сравнению с белыми молочными зубами и зазубренную вершину (у молочных зубов она ровная). Половое созревание определяется на основании развития вторичных половых признаков.Возраст определяют путем сопоставления даты рождения с датой обследования. Наиболее простой и эффективный метод оценки физического развития с помощью шкал регрессии по росту и центильные таблицы . Для сравнения со стандартами используется только два показателя: длина тела и масса ребенка. Длина и масса тела хорошо коррелируют друг с другом. При изменении длины тела на единицу приводится соответствующее изменение сопряженной с ним массы. При использовании центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Центильные таблицы позволяют судить об уровне физического развития и производить распределение детей и подростка по группам здоровья. Полученные данные помогают врачу-педиатру и педагогу по физической культуре и спорту. Они позволяют решать вопросы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.

В этой статье:

Чтобы оценить физическое развитие детей и подростков, необходимо понимать, какие показатели являются основополагающими. В каждом возрасте развитие ребенка имеет свои особенности и нормы, знать о которых необходимо для своевременного выявления отклонений. Ниже рассмотрим основные показатели развития как детей в первые годы жизни, так и подростков.

Для изучения физического развития детей и подростков применяются современные антропометрические методы, с помощью которых можно определить показатели развития и выделить основные стандарты на каждом этапе взросления ребенка, с учетом его пола и условий среды проживания. Исследованию подлежат следующие данные:

  • соматометрические (рост, окружности головы и грудной клетки, масса);
  • соматоскопические (особенности развития скелета, мышечной массы, жировой клетчатки, зубов и т.д.)
  • физиометрические (особенности развития внутренних органов, показатели артериального давления, силы кистей рук и пр.)

Учитывая эти показатели, можно определить, на каком уровне находится физическое развитие ребенка или подростка в тот или иной период жизни.

Как протекает развитие в первый год жизни

В первый год ребенок особенно активно набирает в весе и растет. За это время масса его тела увеличивается больше чем в пять раз, поэтому организм вынужден справляться с колоссальными нагрузками, налаживая процессы жизнедеятельности.

В течение первого года педиатры обследуют детей каждый
месяц, оценивая развитие их органов и систем, отслеживая питание, корректируя режим отдыха и сна. В этот период основными ориентирами выступают антропометрические данные наряду с показателями двигательной активности, а также формирование основных навыков и созревание мышления.

Каждый месяц врачи снимают показатели роста и веса ребенка, фиксируя изменения окружностей груди и головы. За год длина тела малыша увеличивается на 20-25 см.

Масса - не менее важный показатель физического развития ребенка. Если после рождения масса колеблется от 2700 до 4000 кг (мальчики обычно весят больше девочек), то уже за первый месяц она увеличивается в среднем на 1-1,5 кг. Чтобы понимать, что ребенок в первые полгода развивается гармонично, нужно уяснить для себя нормальные показатели
прибавки в весе. В первые 6 месяцев норма - это не менее 500г в месяц, тогда как после 6 месяцев ребенок начинает прибавлять в весе не так активно и нормой становятся 200-400 г.

В результате к годовалому возрасту вес ребенка приближается к 9-12,5 кг с допустимыми отклонениями от нормы не более чем на 20%.

Важные показатели физического развития до года - это окружности груди и головы. У новорожденного голова - самая крупная часть тела. За год объемы ее продолжают увеличиваться в первый месяц на 2-3 см, далее - по 1 см в месяц. К трем-четырем месяцам показатели окружностей головы и груди у детей сравниваются, и со временем грудь станет больше головы.

Изменения в развитии малышей после года

В год дети достаточно активны, практически все свободное время от сна и приема пищи посвящают знакомству с окружающим миром. Естественно, что к этому времени изменяются и показатели физического развития малыша. Он уже не настолько интенсивно набирает массу, так как более подвижен, к тому же продолжает расти.

После года малыш каждый месяц прибавляет в весе не более 250 г, причем зависят эти показатели от его активности и аппетита. К двум годам малыш весит от 11 до 14 кг, рост его в среднем находится в пределах от 83 до 92 см.

В этот период происходят некоторые изменения в режиме дня детей, возрастает их физическая активность. Малыши проводят больше времени на прогулках и за играми, меньше спят днем, переходят на общий со взрослыми стол, становятся более подвижными и начинают посещать первые детские секции.

Как развиваются дети в период с двух до трех лет

В период с двух до трех лет главные функции организма уже сформированы, хотя иммунная и нервная система все еще несовершенны. Ребенок достаточно адаптирован к жизни в
окружающем мире, продолжает совершенствовать познавательные и двигательные навыки. Изменяются внешние пропорции тела ребенка - его конечности становятся более длинными, визуально малыш выглядит стройнее и мощнее, налаживается координация движений.

В этот период дети прибавляют около 2-3 кг в год и вырастают на 7-9 см. Детей 2-3 лет в зависимости от комплекции разделяют на три категории: крупные, средние и мелкие.

В этот период нужно обращать внимание на показатели роста и массы. Если вес и рост ребенка будут отставать от нормы более чем на 25%, то причины могут быть связаны с неправильным питанием, отсутствием соответствующих возрасту физических нагрузок, проблемами со здоровьем и так далее.

Физические изменения трех- и четырехлетних детей

В возрасте от трех до четырех лет о планомерности физического развития можно продолжать судить по тому, как изменяются показатели роста и веса детей. В среднем дошкольники в этот период достигают роста 112 см, весят примерно от 15 до 20 кг. Необходимо обратить внимание на особенно низких и худых детей в этом возрасте. Если рост и вес не соответствуют нормам более чем на 20%, есть повод обратиться к детскому врачу для обследования: возможно, у ребенка есть проблемы со здоровьем.

Развитие детей с 4 до 7 лет

Четырехлетние малыши визуально выглядят крупнее и сильнее трехлеток. Они вырастают еще на 5-6 см и достигают метра в росте. Масса тела по сравнению с прошлым годом увеличивается не более чем на несколько килограммов. На протяжении года, до пяти лет,
ребенок вырастет еще на 5-8 см, станет более крепким, порадует родителей отличным аппетитом и крепким сном.

Особенно укрепляются в этом возрасте мышцы ног, поэтому в 4-5 лет самое время придумать для ребенка какое-то занятие, определив его в спортивную секцию.

В 6-7 лет дети продолжают крепнуть и расти, их рост увеличивается в среднем на 5-6 см.

Как развиваются дети в подростковом возрасте

Подростками принято считать мальчиков и девочек в разном возрасте. Так, если у девочек переходный возраст может начаться уже в 9 лет, то мальчики в этом возрасте еще совсем дети и половое созревание у них начнется не ранее 12 лет, а то и позже.

Переходный возраст у детей сопровождается изменениями в организме, связанными с половым созреванием. У юношей этот процесс может затянуться до 19 лет, тогда как у девушек, как правило, завершается к 17 годам. В это время дети имеют максимум сходства со взрослыми, скелет больше не растет, его окостенение входит в стадию завершения.

В период полового созревания подростки сильно меняются внешне и внутренне, интенсивное физическое развитие сопровождается активным ростом и набором массы. В среднем дети в этот период могут вырасти до 35 см за несколько лет при увеличении массы до 34 кг!

Естественно, что такие колоссальные перемены повлекут за собой определенные изменения в функционировании внутренних органов. Эндокринная и нервная система в этот период продолжают развиваться.

В подростковом возрасте физическое развитие связано с созреванием организма, которое не всегда проходит так, как хотелось бы. Именно поэтому важно контролировать этот процесс, в случае необходимости обращаясь за врачебной помощью.

К 10 годам физическое развитие у девочек и мальчиков мало отличается, но уже спустя год девочки начинают опережать мальчиков в основных показателях. Опережение продолжается до 13 лет. В 14 лет показатели роста и веса становятся выше уже у мальчиков. Связано это с более ранним вступлением в переходный возраст девочек, которые переживают «скачок» роста на несколько лет раньше.

Активное физическое развитие в подростковом возрасте с увеличением роста и веса сопровождается половым созреванием, которое у мальчиков наступает не ранее 14 лет, а у девочек в 12,5-13 лет.

В подростковом возрасте у детей заканчивается формирование нервной системы, двигательного анализатора, что положительным образом сказывается на развитии таких важных качеств, как ловкость и выносливость.

Значительный прогресс можно отметить и в развитии скелетной мускулатуры, вызванном эндокринной стимуляцией. Если десятилетние мальчики способны сжать кистевой динамометр с силой до 16 кг, до к 15 годам эти показатели приблизятся уже к 35 кг. У девочек пик развития мышечной силы фиксируется к 15 годам. Что касается исчезновения таких характерных для подростков качеств, как неуклюжесть, нарушение координации, угловатость, то от них не останется и следа к 15 годам у юношей и к 14 годам у девушек.

Развитие сердечно-сосудистой системы у подростков

Сердце в подростковом возрасте продолжает активно расти. И именно в этом возрасте особенно тщательно анализируются показатели развития сердечно-сосудистой системы. В среднем масса сердца подростка в период с 10 до 16 лет увеличивается почти в 2,5 раза, более мощным становится миокард, увеличивается количество крови, выбрасываемое сердцем в течение одного сокращения.

А вот частота сокращений
заметно падает. У 15-летних мальчиков пульс равняется 70 ударам в минуту, тогда как к 18 годам это количество снижается до 62 ударов в минуту. У девочек - это 72 удара в минуту в 15 лет и до 70 ударов в минуту к 18 годам. Важно понимать, что уменьшение частоты сердцебиения происходит скачками и напрямую зависит от темпов полового созревания подростка.

Так, в возрасте 15 лет у одних девочек работа сердечно-сосудистой системы может быть аналогична ей у взрослых женщин, а у других она все еще будет как у школьниц младшей или средней школы. Примерно такая же картина наблюдается и среди мальчиков. Все зависит от особенностей развития сердечно-сосудистой системы каждого отдельно взятого подростка и от темпов полового созревания.

Физическое развитие подростков: основные проблемы

В интенсивно развивающемся организме подростка сердечно-сосудистая система не всегда справляется с жизненным ритмом. Сердце увеличивается в массе, но не настолько быстро, чтобы не отставать от увеличения общей массы тела. Именно с этим можно связывать такие проблемы подростков, как:

Родителям нужно понимать, что такие проявления нормальны для переходного возраста и не являются симптомами болезни и сигналом к тому, чтобы ограничить физическую активность подростка. В этом возрасте детям необходимы умеренные физические нагрузки и трудовая деятельность.

Еще одной особенностью функционирования сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте являются периодические сбои ее нервной регуляции. Основной причиной являются изменения нервной и эндокринной системы, что выливается в расстройства сердечных ритмов, изменением частоты сердцебиений.

Нужно понимать, что эти сбои в работе организма временны и пройдут самостоятельно, не требуя лечения. Тем не менее, если отклонения в работе сердца появляются, то нужно
предположить, что проблему может вызывать ослабленный хроническими болезнями организм подростка, нуждающийся в укреплении. Однако если подросток в целом здоров, а проблемы с сердечно-сосудистой системой сохраняются и мешают нормальной жизни, то необходимо обратиться к врачу и настоять на обследовании и подходящем лечении.

Как в детском, так и в подростковом возрасте, когда физическое развитие связано с половым созреванием, малоподвижный образ жизни в сочетании с повышенной умственной нагрузкой могут стать причиной нарушения регуляции кровеносных сосудов и, как следствие, развития гипертонии или гипотонии.

Предотвратить такие проблемы можно созданием комфортных условий для жизни, отдыха и учебы ребенка, соблюдением распорядка дня, режима питания, умеренными и систематическими физическими нагрузками.