Как сделать финский народный головной убор. Традициии и обычаи в Финляндии. Финский национальный костюм

19.02.2019

Народный костюм из обихода исчез и используется только для выступлений ансамблей народного танца, певческих хоров, иногда как праздничная одежда.

Дольше всего народная одежда сохранялась у женщин восточной части страны, в Саво и особенно в Карьяла. Для женской одежды этих районов была характерна рубаха, украшенная на груди вышивкой (rekkopaita ). Вышивка имела форму прямоугольника, шитого геометрическим орнаментом, преимущественно красными нитками, и располагалась прямо от шеи посредине груди. Разрез был слева, по краю вышивки, и застегивался у горла пряжкой. Вышивка на рубахе была видна в вырез верхней одежды - белого сермяжного или льняного полудлинного кафтана в талию (viitta ) или верхней кофты свободного покроя длиной до середины бедер (kosto ). В восточной части страны очень долго, кое-где до начала XIX в., сохранялась несшитая поясная одежда (hurstut ). Она состояла из двух полотнищ, которые на лямках, идущих через плечо, закрывали одно правый, другое - левый бок. Аналогичная форма одежды сравнительно недавно еще бытовала у ижоры Ленинградской области в районе Ковашей. Юбки и лифы проникли из западной Финляндии в восточную сравнительно поздно, причем и с этой одеждой иногда надевалось еще полотнище на лямке, пережиток несшитой одежды. В Карьяла юбки на поясе особого распространения не получили, в пограничные районы Карьяла, напротив, из русской Карелии проник сарафан. Интересно, что православное население восточных районов еще в средние века заимствовало у русских в качестве головного убора замужней женщины вышитую сороку (harakka , sorokka ), в то время как у лютеран дольше сохранялся старинный полотен- чатый головной убор (huntu ), под который волосы, свернутые жгутами, укладывались особым образом. Девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Обязательной принадлежностью женского костюма был передник, украшенный вышивкой, кружевами или тканым орнаментом.

Старые формы женской одежды западных районов страны известны плохо. С конца средних веков здесь стал обычным костюм, состоявший из рубахи и блузы, поверх которой надевалась юбка на поясе (vyotdrdhame ). Сначала юбки шили из однотонной ткани, затем распространились полосатые и клетчатые, Поверх блузы надевался лиф (lilvi ), оставлявший открытыми белые рукава и грудь кофты. Широко распространены были наплечные платки. Поверх юбки повязывали передник. Замужние женщины носили различного типа чепцы на твердой основе, девушки - открытые головные уборы.

Одежда женщин в северных районах была сходна с западной. На островах Финского залива - на Сейскари и Лавансари - одежда женщин короткой, не доходящей до пояса широкой блузкой напоминала северноэстонскую.

Мужской костюм в большинстве районов страны состоял из штанов чуть длиннее колена, белой рубахи, жилета, куртки и кафтана. На ногах и муж-

чины и женщины носили шерстяные чулки, постолы из цельного куска кожи или с треугольной вставкой на подъеме, лапти из бересты или лыка. Мужчины носили и высокие сапоги.

Пища

В феодальный период очень ощутим был в Финляндии недостаток своего хлеба, что сказывалось даже в урожайные годы.

Только в юго-западных районах крестьяне ели в будние дни хлеб из чистой муки, в остальной Финляндии его пекли лишь по праздникам. Обычно же в муку добавлялись различные примеси - мякина, гороховая ботва, тростник, капуста, а чаще всего заболонь (сосновая кора), которую в больших количествах заготовляли в начале лета, перед Ивановым днем («сосновые дни»).

Из повседневных блюд были характерны каши из муки и круп, преимущественно ячменной, а также овощные похлебки из брюквы, репы, гороховые и бобовые супы. Капусты ели мало; квашение ее было распространено только в карельских районах, паши и кашица из овощей до сих пор занимают большое место в народной кухне.

Круглый год шла в пищу рыба, которую в прошлом часто заготовляли впрок в квашеном виде. Еще в XVIII в. квашеная рыба употреблялась в Финляндии повсеместно, а в восточных районах и у лопарей ее квасили и в начале XX в. Ели рыбу также в соленом, сушеном и свежем виде. Рыбные блюда и сейчас занимают большое место в рационе. В XIX в. после убоя скота лучшие части туши продавали, оставляя себе небольшой запас мяса, а также кости и ножки для супов и студня. В западных районах страны употребляли в пищу и кровь (готовили кровяные колбасы, пекли блины). Молоко, как и сейчас, шло в пищу преимущественно квашеное и по большей части снятое.

Восточная и западная части Финляндии имеют локальные отличия в приготовлении пищи. Особенно ярко проявляются они в способе печения хлеба. В западных районах хлеб выпекается в виде кислых лепешек с круглым отверстием в центре (reikaleipa ) . Лепешки пекли сразу на несколько месяцев и хранили нанизанными на тонкие жерди. В восточных районах пекут высокий кислый хлеб, как у восточных славян. И в западных и в восточных районах едят толокно (talkkuna ), но состав злаков, из которых его готовят, различен. Различно приготовляют и простоквашу - в западных районах тянущуюся (pitka piima ), а в восточных - комковую, аналогичную русской «ломтихе».

Только для восточной части страны характерно приготовление рыбников (пирогов с рыбой), только в западной ее части крестьянам известно изготовление твердого сыра.

Из напитков в прошлом приготовляли различные квасы, варили солодовое пиво. С середины прошлого века стал распространяться кофе, превратившийся со временем в национальный напиток.

По праздникам готовили различные традиционные кушанья. Например, на масленицу обязательным был гороховый суп со свиными ножками, на пасху - мямми (mammi ) - особый сладкий хлеб из солодовой муки и т. д. Многие традиционные блюда приготовляют на праздники и до сих пор не только в деревне, но и в городе. Так, на рождество стараются запечь окорок, особым способом приготовить сушеную треску с картошкой, сделать запеканку из брюквы. Наряду с этим в деревенскую кухню в наши дни широко проникли городские рецепты различных супов, мясных блюд, кондитерских изделий и т. д. Это привело к значительному стиранию старых локальных различий в пище.

Финский фольклор
Культура скандинавских стран

Детство любого человека начинается со сказок, мифов и легенд, которые мама рассказывает на ночь. Именно фольклор впитывает в себя мудрость народа, его самобытность и отличность от других, а потом передает знания потомкам. Внешне - это язык и костюмы, внутренне - творческое самовыражение.

~~~~~~~~~~~



Вяйнямёйнен - один из главных героев карело-финского эпоса «Калевала»


Чтобы понять народ страны, нужно хорошо изучить его культуру. Ниже собрана наиболее полезная информация по народному творчеству финнов, которая поможет вам изучить и понять не только культуру, но и культурные особенности северного народа.

Происхождение

История финского народа ведет начало со второго тысячелетия до новой эры. Впрочем, первые письменные подтверждения появляются намного позже − в начале II в. н. э, когда о народе рассказывают античные авторы Тацит и Птолемей. Чуть позже встречаются упоминания и в древнерусских летописях. В текстах говорится о племенах суоми и хямэ, проживающих на территории современной Финляндии. Летописцы называют их «сумь» и «емь».

Песни и сказания

Финский и карельский фольклор тесно связаны, так как имеют общие корни. Поэтому в научной литературе используется термин «карело-финский фольклор». Наиболее древними считаются похоронные и свадебные плачи. Их исполняли во время соответствующих ритуалов.

Но все же, самое значимое место в фольклоре отводится эпосу «Калевала». Он считается ценнейшим наследием финнов.


Эпос «Калевала»


Произведение состоит из множества историй-песен (рун), в которых повествуется о сотворении мира и героических подвигах. В эпосе содержатся народные мудрости, которые касаются и научных открытий древности. Например, отдельные тексты посвящены происхождению животных, открытию огня. Присутствует и тема промышленности. Так, рассказывается об изготовлении первопредками орудий труда и обработке железа. Раскрываются секреты ведения сельского хозяйства.

Не меньшее значение для финнов и карелов имеют народные баллады и песни-легенды. В этих произведениях идет речь о существовавших в средние века феодальных отношениях и распространении христианства.

Позднее народ складывает «песни о песнях» («laulut laulusta») и «песни печали» («huolilaulut»). В произведения приходят сложная иносказательная образность, авторы начинают использовать метафоры. Далее среди литературных жанров у финнов появляется любовная лирика. Авторы в песнях воспевают любовные страсти, радость и муки.

Говоря о финском фольклоре необходимо рассказать о «рекилаулу». Это аналог русских частушек. В песнях-четверостишиях финны описывали события местного значения. Нередко информация подавалась с долей юмора и насмешкой.

Письменность у финнов возникает в XVI веке, в период реформации. В это время Агрикола создает «Азбуку» и переводит Новый завет.

Финские музыкальные инструменты

Большое количество песенных жанров в фольклоре сказалось на народном творчестве. Финны увлеченно изготавливали музыкальные инструменты, звуки которых должны были сопровождать героические баллады.

Первое место по популярности по праву отдано кантеле. Этот щипковый инструмент внешне напоминает русские гусли. Звук из него извлекают также - перебирая пальцами металлические струны. Издавна такая музыкальная мелодия сопровождает чтение рун эпоса «Калевала».


Кантеле


Второе почетное место занимает юхоко (йоухиканнель, йоухикантеле). Это также струнный инструмент, только вместо металла мастера используют волосяные или жильные струны, а звук извлекают, проводя по ним смычком. Традиционно мелодия сопровождала пение, но позднее появляются танцевальные наигрыши.

Танцы

Большинство финских народных танцев представляют собой смесь старинных придворных танцев и бальных. Такой отпечаток, скорее, наложила политическая история страны. Начиная с XII века, страна была сначала захвачена Швецией, а в XIX веке вошла в состав Российской империи. В результате, западные регионы впитали в себя европейскую культуру, а восточные - российскую.

Финские народные танцы. Финские народные танцы совершенно не зависят от музыкального сопровождения. Танцоры делают акцент не на привлекательность человеческого тела, а на физическое начало танца, силу. Наиболее энергична по исполнению парная финская полька с легкими подскоками и поворотами.

Самый известный финский танец «кароль» в свое время получил особую популярность во Франции и распространился по всей Европе. Он дольно прост в исполнении: группа выстраивается в цепочку и синхронно двигается под аккомпанемент собственного пения. Танцоры могли двигаться по прямой линии, зигзагом или остановиться или кружиться на месте. Танец остается популярным и сейчас, особенно во время свадеб. Ведущий обычно начинает рассказывать балладу, а танцоры постепенно присоединялись к нему.

Кроме этого, у финнов существуют аналоги хороводов. Среди них «Piiritanhut», «Kisat», и «Piirileikki». От других танцев они отличаются разнообразием круговых фигур.

Костюмы

Самобытность финского народа выражается и в традиционных костюмах, которые отличаются уникальной многослойностью, а каждая деталь одевается по-особенному.

Вообще современный финский костюм раньше не был народным. Это копия торжественных одеяний XVIII-XIX веков. В далекие времена он рассказывал о принадлежности своего обладателя к высшему сословию. А традиционные одеяния делятся на две группы: западную и карельскую. Мужские костюмы каждой из них отличаются не сильно, в отличие от женских платьев.

Западные финки одевали передник с вертикальными полосками, высокую перехваченную блузу, полосатую юбку, белые носки и черные ботинки. При желании костюм можно было дополнить жакетом из шерсти и кепкой. Такой стиль и сегодня носит названием Mouhijarvi.


Стиль Mouhijarvi


В карельский национальный костюм входит плиссированная юбка, блузка, передник, лифчик «киртла», головной убор, гольфы и ботинки. Цветовая палитра тканей разнообразна. Это могут быть синие, черные, грязно-белые, красные или цвета индиго. Обладательницы костюма подчеркивали богатство семьи, используя кружево и вышивку.

Финляндия - страна с не самым благоприятным климатом, поэтому создание теплой одежды уходит корнями в далекую истории. Издревле финки увлечены вязкой. Они создают шапки, шарфы, перчатки, варежки, носки, гольфы и свитеры. И в этом творчестве люди добились успеха. Для декаративно-прикладного искусства финнов характерна художественная вязка.

А мужское население увлечено созданием изделий из дерева, соломы, рога и бересты. Особое значение для каждого имеет мастерство изготовления финского ножа («финки») и кожаных ножен для него.


Финский нож


И сегодня финны живут по законам предков. Опираясь на них, люди работают и развлекаются. Они чтят народные баллады, которые рассказывают людям о том, как обустроить свою жизнь и стать счастливым. Вместе с тем, народ не противится новшествам, которые вливаются в культуру, тесно сплетаясь с традициями, выводят жизнь на новый уровень.

Светлана Лянгасова
«e-Finland.ru - Электронная Финляндия»

С середины XI в. распространенный ранее обычай сожжения мертвых вытесняется обрядом трупоположения. При этом значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и убора западнофинских и карельских женщин. Украшения становятся более вычурными. Серебро повсеместно применяется, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей много импортов, прежде всего с Готланда, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. К ним относятся и некоторые серебряные изделия славянского происхождения. Традиционная женская одежда -- рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин -- льняной или шелковый на жесткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда -- рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны.

В восточных районах долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали северорусское влияние.

Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце XIX -- начале XX вв., в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.

Типично финским украшением считали круглые выпуклые фибулы, отлитые из бронзы. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на о. Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Эти фибулы носили попарно на плечах (так же как в предшествующий период-равноплечные фибулы), они сохранялись в обиходе до XI в. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжелыми. Массивными были и другие западнофинские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты. Все это -- массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами. Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались еще и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявших передники и накидки.

Украшения из драгоценных металлов в финляндских находках практически отсутствуют. Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию. В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. Появились подражания в местном оружейном производстве. Но в первую очередь эти импорты указывают на высокую покупательную способность местного населения. Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах. К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, но в значительно большем количестве -- немецкие и англосаксонские. Их носили как украшение (пробив отверстие для подвешивания) либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках.