Организация предметно пространственной развивающей среды в доу. Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

06.05.2019

Евгения Дружинина

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.

Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

Всего у нас получилось 10 центров:

1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

2. Студия театра «В мире сказок»

3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

4. Центр ПДД;

5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

6. Центр сенсорики «Узнавайка»

7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

8. Центр воды и песка;

9. Центр книги «Книжкин дом»

10. Центр дидактических игр

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.

Студия театра «В мире сказок»

В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.


Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.

Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.



Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.

Центр ПДД



Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.


Центр сенсорики «Узнавайка»


Творческая мастерская «Каляка-маляка»

В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.



Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).


Для выставки детских рисунков, аппликаций.


Центр воды и песка



На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Центр книги «Книжкин дом»

Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.


Центр дидактических игр

Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.


В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.


Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.

Ирина Петрюк
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС

1 слайд :

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС »

Подготовила : воспитатель Петрюк И. М.

2 слайд :

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

3 слайд :

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС :

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей .

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды , представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ , необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы , на которую нацелена данная среда .

4 слайд :

РПП среда в младшем дошкольном возрасте :

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения .

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии , это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

5 слайд :

РПП среда в среднем дошкольном возрасте :

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами . Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

6 слайд :

РПП среда в старшем дошкольном возрасте :

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной , нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

7 слайд :

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе :

ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка . Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде . Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде . Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности :

Рабочая

Активная

Спокойная

8 слайд :

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

9 слайд :

Насыщенность среды предполагает :

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

10 слайд :

Полифункциональность материалов предполагает :

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители )

11 слайд :

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

12 слайд :

Вариативность среды предполагает :

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

13 слайд :

Доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

14 слайд :

Безопасность среды :

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

15 слайд :

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

16 слайд :

Социально-коммуникативное развитие :

Центр ППД

Центр пожарной безопасности

Центр труда, уголок дежурств

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

17 слайд :

Познавательное развитие :

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

18 слайд :

Речевое развитие :

Центр речевого развития или уголок речи грамотности

Центр «Будем говорить правильно»

Центр «Здравствуй, книжка!»

Логопедический уголок

19 слайд :

Художественно-эстетическое развитие включает :

Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально-театрализованной деятельности

20 слайд :

Физическое развитие :

Центр физического развития

Центр сохранения здоровья

Спортивный уголок «Будь здоров!»

21 слайд :

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!

Для детей во время пребывания в дошкольном учреждении важно не только, чем с ними там занимаются и чему обучают, но и что их окружает. Поэтому организации и оформлению помещений отводится важная роль. Это не просто интерьер, это - развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.

Цели и функции организации развивающей предметно-пространственной среды

Говоря об организации развивающей среды, необходимо представлять, в чём конкретно заключаются её цели и функции.

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность В помещении должно быть достаточно игрушек, развивающих игр, книг, материалов, пособий и другого инвентаря и оборудования (в том числе расходного), что бы обеспечить выполнение программы, реализуемой в данном дошкольном учреждении.
Всё это разнообразие материалов и пособий, а также оформление и организация пространства должны обеспечить разнообразную активность детей (игровую, познавательную, творческую и т. д.) и возможность их самовыражения.
Трансформируемость Должна иметься возможность быстрой смены «декораций» в зависимости от требований образовательного процесса (например, уголок ролевых игр может трансформировать в магазин, парикмахерскую, больницу, домашнюю комнату и т. д.).
Полифункциональность Возможность использовать одни и те же предметы в разных ситуациях (например, детали строительного пластмассового конструктора могут использоваться: по прямому назначению, на занятиях по ФЭМП в качестве наглядных пособий, в различных подвижных играх как вешки и т. д.).
Вариативность Предоставить возможность детям выбирать разные тематические пространства для игр, творчества и физической активности. Для этого необходимо создать разнообразие игровых и развивающих средств.
Необходимо время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.
Доступность Все дети (в том числе и с ограниченными возможностями) должны иметь возможность свободного доступа к игрушкам, играм, пособиям и расходным материалам.
Безопасность Предметы интерьера, игрушки, пособия, расходные материалы, конструкторы должны подбираться соответственно возрасту детей и быть исправными.

Функции развивающей среды

Развивающая среда заключает в себе также информационную, стимулирующую и развивающую функции. Что же это такое.

Информационная Все предметы, с которыми взаимодействует ребёнок, должны доносить до него какие-то сведения об окружающем мире и давать ему возможность накапливать собственный социальный опыт.
Стимулирующая При организации среды необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей, чтобы дать им стимул к познанию и исследованию. Лучше действовать немного на опережение, чем тормозить развитие. Так, ребёнок из подготовительной группы может поиграть и с пирамидкой, но по возрасту ему надо дать интересную головоломку.
Развивающая Необходимо сочетание различных привычных предметов, используемых в разных нестандартных вариантах, и новых пособий, чтобы обеспечивалось поступательное и непрерывное развитие по принципу от простого к сложному.

Фотогалерея: примеры логических игр по возрастам

В игру «Логический ряд» можно играть с двух лет (первая младшая группа) Вариант игры «Сложи квадрат» с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа) Сложные варианты игры «Сложи квадрат» можно использовать в старшей и подготовительной группах В средней группе можно начинать играть в «Волшебную змейку» Прохождение лабиринтов развивает у детей пространственное воображение и умение планировать свои действия В подготовительной группе настала пора использовать сложные игры-головоломки

Примером развивающей и стимулирующей функции могут служить представленные в фотогалерее развивающие игры и головоломки. Так, с каждой игрой могут заниматься и дети более старшего возраста, но начинать надо с рекомендуемого, а затем постепенно усложнять задания. В то же время если, например, ребёнок в шесть лет начнет играть в «Сложи квадрат» на самых простых уровнях, ему будет просто и не нужно будет прилагать никаких умственных усилий. А вот если с возрастом задания будут усложнятся, эта игра будет способствовать развитию мышления и логики ребёнка.

Рассмотрим на примере представленных игр, как реализуется принцип от простого к сложному и как одну и ту же игру можно применять в разных возрастных группах.

Игра выполнена из дерева - лучшего материала для детских игрушек. Состоит она из подставки штырька, на который нанизываются кубики (дополнительное развитие мелкой моторики), кубиков с рисунками и карточек-образцов. Рекомендуется с двух лет.
Вначале ребёнку даётся карточка и озвучивается задание найти и составить кубики по образцу. С возрастом задания можно усложнять:
Показать карточку, попросить запомнить её, убрать и предложить воспроизвести её по памяти.
Дать конкретное задание, например, вяжем шарф, строим дом, лепим снеговика, и т. д.
Обозначить тему, например, этапы развития животных.
Использовать игру для занятий по развитию речи. Задача - составить последовательный рассказ. Ставится первый кубик, дети описывают, что происходит. Затем второй кубик, и т. д.
Эта головоломка состоит из шаблона-основы и набора квадратиков, разделённых на части. Игру можно использовать с трёх лет. Во второй младшей группе дети складывают совсем простые квадраты - из двух-трёх частей. В средней можно давать квадраты из четырёх-пяти частей. В старшей и подготовительной - самые сложные квадраты из семи частей разной конфигурации.
В игру-трансформер можно начинать играть в средней группе. Сначала составляются простые контуры, например, квадрат, прямоугольник, треугольник, а в последствии - сложные фигуры. Игра очень хорошо развивает фантазию и может быть интересна даже взрослым.
В пятилетнем возрасте дети очень любят проходить различные лабиринты. Поэтому в старшей группе будет уместна эта игра, состоящая из красочных карт с изображениями различных лабиринтов (от простых плоских до сложных объёмных) и стирающегося маркера, который делает игру многоразовой.
Прохождение лабиринтов развивает у детей пространственное воображение и умение планировать свои действия. Разная сложность делает данную игру интересной и для более старших детей.
Игра «3D головоломки» В подготовительной группе уже можно использовать сложные развивающие игры. В состав игры входит книга из 48 страниц с различными заданиями на сообразительность и девять металлических головоломок.

Принципы построения предметно-развивающей среды

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

При этом педагоги при её организации должны учитывать не только положения Федерального государственного образовательного стандарта, но и требования санитарных правил и норм, правил пожарной безопасности, программ, реализуемых в данном учреждении.

Санитарные правила и нормы определяют следующее минимальное количество помещений для каждой группы детского сада:

  • раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды);
  • групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи);
  • спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды);
  • туалетная (совмещенная с умывальной).

Хорошо, если есть возможность предоставить в распоряжение группы дополнительные помещения, в которых можно расположить, например, комнату природы и лабораторию, игровую, помещение для учебных занятий, отдельно устроить столовую. Если же помещений не хватает, то допускается использовать групповую в качестве спальни (применять выдвижные или раскладные кровати). Мебель в групповых помещениях должна обязательно соответствовать росту детей.

Для организации предметно-развивающей среды нужно использовать всё доступное пространство. При этом следует учитывать, что в детском саду есть помещения, в которых занимаются дети из разных групп. Это спортивный и музыкальный залы, уголок природы с живым уголком, может быть, например, отдельная изостудия, а также места на улице - спортивная площадка, огород, экологическая тропа и т. д.

Вот пример структуры предметно-развивающей среды, применяемой в детском саду «Ивушка» в Йошкар-Оле.

Пример структуры предметно-развивающей среды в детском саду №17 «Ивушка» в Йошкар-Оле

Большую роль в оформлении помещений играет прикладное искусство. Хорошо использовать поделки детей, сделанные ими на занятиях по конструированию или ИЗО. При этом, оформляя стены, следует учитывать требование, что под наглядные пособия и раскрашивание допускается использовать только 25% стен, остальные - однотонные.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших огороженных тематических подпространств. Это способствует тому, что дети могут играть не только все вместе, но и небольшими группами, используя те игры или игрушки, которые им интересны в данный момент. Обязательно необходимо обустроить уголки уединения, где ребёнок может посидеть один в тишине и помечтать, посмотреть (почитать, если умеет) книжку или поиграть во что-нибудь.

В то же время воспитатель должен иметь возможность присматривать за всеми детьми, то есть они должны быть ему видны.

Чтобы разграничить одно большое помещение на разные зоны, можно использовать различные предметы мебели или ширмы.

В качестве границ игровых зон можно использовать предметы мебели

При формировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать возрастные психологические и поведенческие особенности детей. Вот основные принципы и направления.

Разберём эти принципы более детально.

Первая младшая группа

Детям третьего года жизни требуется много открытого пространства для подвижных игр. Поэтому для них не следует слишком перегораживать пространство.

Дети в этом возрасте не любят сидеть на одном месте, они постоянно в движении: бегают, прыгают, лазают, кружатся. Обязательно следует обустроить спортивный центр, в котором устанавливаются различные приспособления для лазания. Не забывайте о том, что хотя малыши от двух до трёх лет очень активны, у них ещё очень плохо развита координация. Поэтому не забывайте о правилах безопасности: всё должно быть хорошо закреплено, мебель и оборудование - не иметь острых углов, а на полу - лежать маты. Для правильного формирования стопы и профилактики плоскостопия необходимо использовать разнообразные рельефные коврики.

Фотогалерея: предметно-пространственная среда в первой младшей группе

Мебель лкчше располагать по периметру, а центр оставить для игр В первой младшей группе устраиватся и уголок развивающих игр Трубы отопления можно превратить в строительный кран для уголка строительства в первой младшей группе В первой младшей группе необходимо устройство спортивного уголка Для профилактики плоскостопия у детей используется специальный коврик

Игрушки и игры для детей до трёх лет не должны содержать мелких деталей. Они должны быть простых форм, разных контрастных цветов, желательно иметь различия по тактильным ощущениям. Обязательно наличие игрушек: мягких и твёрдых, прозрачных, издающих разные звуки и мелодии, разнообразных пирамидок и шнуровок. Хорошо, если имеется возможность для игр с песком.

Главные задачи предметно-пространственной среды в первой младшей группе:

  • дать реализовать потребность в движении;
  • дать первоначальное представление о свойствах предметов (размер, форма, цвет и т. д.);
  • развивать сенсорику и мелкую моторику;
  • помочь научиться координировать себя в пространстве.

Вторая младшая группа

Дети на четвёртом году жизни начинают активно подражать взрослым. Поэтому в группе необходимо оборудовать уголки для сюжетно-ролевых игр, причем они должны трансформируемыми: магазин, больница, почта, уголок ПДД, уголок пожарных и т. д. И обеспечить их соответствующими игровыми наборами. Также необходимо оборудовать зону переодеваний (уголок ряжения), где дети смогут примерять на себя различные образы.

Дети в этом возрасте любят крупные игрушки, надо их и предоставить. К тому же такие игрушки наиболее безопасны. Ребёнок должен иметь возможность достать любую игрушку, игру, книгу, конструктор. Поэтому располагать их надо на открытых полках. Необходимо как можно чаще менять состав игрушек. Это не значит, что надо всё время приобретать новые, нужно просто не выкладывать все имеющиеся пособия и игры сразу. Поиграли неделю в несколько игр, поменяли их, через неделю - ещё раз, а потом можно вернуться к первому набору. И так по кругу.

Фотогалерея: предметно-развивающая среда во второй младшей группе

Все игры, игрушки и материалы должны быть доступны для детей Дети любят играть в больницу В детском саду можно организовать уголок «Парикмахерская» В игровой зоне «Кухня» можно поиграть в приготовление обеда Игра в магазин одна из самых любимых у детей, поэтому такой тематический уголок должен действовать на постоянной основе Игровая зона «Кафе» тоже может понравиться детям Дети любят рисовать, поэтому необходимо обеспечить им доступ к орудиям для творчества В уголке ПДД, дети в игровой форме могут изучать правила дорожного движения

Необходим набор дидактических игр, в который входят: лото, парные картинки, игра «Сложи квадрат», крупные мозаики, кубики для складывания картинок и/или крупные пазлы, мягкие конструкторы.

В этом возрасте у детей развивается тяга к рисованию, поэтому надо обеспечить их предметами и приспособлениями для этого. Помимо карандашей и фломастеров, детям можно предложить восковые мелки. Должно быть достаточно расходного материала - бумаги.

Уже сейчас нужно приучать детей к безопасности на улице, в частности, на дороге. Помогут изучать правила дорожного движения специально оборудованные уголки безопасности.

Средняя группа

На пятом году жизни тяга к сюжетно-ролевым играм достигает у детей своего пика. Поэтому обустройство тематических уголков по-прежнему актуально, то же касается и уголков ряжения.

Уголки ряжения помогают детям примерять на себя разные образы

Игрушки для этого возраста следует подбирать не очень большие, но разнообразные. Строительные конструкторы сейчас тоже более привлекательны с небольшими, но разнообразными деталями. Также необходимы различные наборы: посуды, мебели, тематические.

Возрастает тяга к познанию окружающего мира. Поэтому в средней группе обязательно должен быть сенсорный центр и возможность играть с глиной, песком, водой, снегом, пеной и др.

В средней группе обязательно должен быть оборудован сенсорный уголок

Возрастает значение книг.

Видео: развивающая образовательная среда в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=r7cH7jCJTTo Video can’t be loaded: Развивающая образовательная среда современного ДОО (https://youtube.com/watch?v=r7cH7jCJTTo)

Подготовительная группа

Дети в подготовительной группе очень сильно отличаются, прежде всего психологически, от других детей, ведь они уже почти школьники и старше всех в детском саду. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда должно помогать развивать самостоятельность, способность принимать решения, предвидеть их результат, проявлять инициативу и ответственность. Подготовишек можно привлекать к созданию развивающей среды, например, использовать их поделки для оформления.

В подготовительной группе лучше разбить пространство на небольшие участки, где дети могут играть небольшими группами, парами или индивидуально.

В ролевых играх уже должны присутствовать не только бытовые сюжеты, но и более сложные. Например, после экскурсии на хлебозавод можно организовать игру, в процессе которой дети используют полученные знания, таким образом закрепив их. Могут быть ролевые игры по фильмам, мультфильмам или книгам.

Уголок ряжения используется не просто для смены образов, а для создания театрализованных представлений или разыгрывания сценок по прочитанным или просмотренным произведениям.

После экскурсии на хлебозавод для закрепления полученных знаний можно поиграть в соответствующую ролевую игру

Дети в подготовительной группе уже не только рассматривают картинки в книгах, но уже могут читать. Поэтому следует внимательно отнестись к оформлению библиотечного уголка.

Ребята на седьмом году жизни с удовольствием занимаются строительством, конструированием, прикладным и изобразительным творчеством. В группе должно быть достаточно разных конструкторов, строительных наборов, красок, наборов для лепки из различных материалов, для плетения из резиночек и т. д. В группе может находиться коробка с бросовыми материалами и пособия по созданию различных поделок, которыми ребята могут пользоваться самостоятельно.

Конечно, мальчики и девочки предпочитают разные игры. Это абсолютно естественно. Но если мальчик интересуется играми на приготовление пищи, а девочка с удовольствием крутит гайки в металлическом конструкторе - ничего страшного. Мужчина тоже должен уметь готовить, да и вообще - может, это будущий шеф-повар, а женщине в жизни не помешают технические умения.

Детям в этом возрасте интересны различные настольные игры с правилами, и они охотно в них играют. Также пользуется вниманием уголок дидактических игр и головоломок.

Подготовишки с удовольствием играют в длительные игры, которые длятся от недели до месяца. Поэтому допустимо не убирать оборудование для таких игр, пока дети в них играют.

В подготовительной группе идёт активная подготовка к школе и отводится гораздо больше времени на образовательную программу. Поэтому и обстановка приближается к школьной. Если есть возможность выделяется специальное помещение - класс для занятий идентичный школьному по оформлению. Таким образом дети психологически готовятся к пребыванию в школе.

При возможности в подготовительной группе организуется отдельная комната для занятий, как в школе

В группе уместно оформить географический уголок, где будут находиться различные карты, глобус, альбомы и книги о разных странах, климатических зонах, животном и растительном мире и т. д. К организации уголка родного края необходимо привлекать самих ребят.

Какие уголки и центры могут быть созданы: таблица

Уголок для ролевых игр Различные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации.
Уголок ряжения Вешалка с костюмами для переодевания, зеркало, различный реквизит.
Театральный уголок Ширма, куклы для различных видов кукольного театра, экран и светильник для теневого театра, фланелеграф, аппаратура для музыкального сопровождения постановок.
Книжный уголок Книжная полка или витрина, стол и стулья, книжки, соответствующие возрасту.
Уголок сенсорного развития Сенсорный экран, пособия для сенсорного развития.
Дидактический уголок Дидактические игры в соответствии с возрастом, головоломки.
Зона настольных игр Подборка настольных игр, стол и стулья.
Карандаши, краски, фломастеры, стаканчики для воды, кисточки, бумага, раскраски, стол, стулья.
Уголок творчества и конструирования Конструкторы разных видов, коробка с бросовым материалом для творчества, пластилин, ножницы, клей, цветная бумага и картон, наборы резиночек для плетения и т. д.
Уголок безопасности Ярко оформленные телефоны спасательных служб, игрушечные машины спецслужб, стенд с изображениями, что надо делать в опасных ситуациях, набор для игр по изучению правил дорожного движения.
Выставка детского творчества Обычно оформляется в раздевалке, чтобы родители смогли оценить поделки своих детей.
Уголок природы Цветы, растения, которые дети выращивают в рамках экологического образования, тематические пособия (домашние животные, на ферме, дикие животные), гербарии, коллекции камней и т. д.
Спортивный уголок Спортивные снаряды (горки, лесенки, скамейки, шведская стенка, канат, веревочная лестница), специальные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры, мячи и мячики, обручи и т. д.

Как оформить лабораторию в детском саду

Лаборатория - относительно новый элемент развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Оборудовать её стали, ориентируясь на ФГОС, в котором отмечается важность исследовательской деятельности детей.

Дети любят ставить различные опыты, таким образом получая представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Фотогалерея: лаборатория в детском саду

Малыши с удовольствием играют с водой и проводят с ней опыты В лаборатории младших групп обязательно должно быть оборудование для проведения опытов с водой В лаборатории должен быть идеальный порядок В лаборатории средней группы прибавляются медицинские материалы Старшие дошкольники уже пользуются микроскопом Дети из подготовительной группы могут использовать карты-схемы, чтобы проводить опыты самостоятельно

Если в группе есть возможность выделить отдельное помещение под комнату природы, то лабораторию оборудуют там, если нет - то в той части групповой, где есть раковина, чтобы был свободный доступ к воде. В детсадовской лаборатории должны находится:

  • средства защиты (перчатки, маски, очки, фартуки, косынки или шапочки, нарукавники);
  • оборудование (различные ёмкости, совочки, ложки, пластмассовые ножи, микроскоп, лупы, ножницы, фонарики, пособия, песочные часы и т. д.);
  • материалы для исследования (песок, глина, камни, различные сыпучие материалы, коллекции, гербарии, красители, природные материалы, надувные шарики и т. д.).

Если лаборатория находится в отдельном помещении, в ней также можно разместить живые объекты для наблюдения, например, дождевых червей. Домик для них лучше устраивать в октябре - ноябре. Для этого берется трёхлитровая банка и наполняется на две трети почвой, в неё запускается десяток дождевых червей, сверху накладываются пищевые отходы (лучше растительные) и всё прикрывается сухими листьями. Через прозрачные стенки дети смогут наблюдать за тем, как черви проделывают ходы в почве. Главное, не забывать увлажнять землю и подкармливать червей, а весной выпустить их на волю.

Набор материалов и оборудования по возрастным группам: таблица

1-я и 2-я младшие группы
  • Ёмкости для опытов с водой, губки;
  • тазик с песком, совочки, формочки;
  • материал для развития сенсорики (кусочки различного текстиля, натурального и искусственного меха, резиновые и пластиковые игрушки);
  • природный материал (крупные камни и шишки);
  • весы;
  • разноцветные и разнокалиберные прищепки;
  • разные баночки с наполнителями на бренчание и шуршание;
  • коробка с яркими вещицами.
Средняя группа Предыдущий набор дополняется следующим содержимым:
  • пакет с почвой;
  • природный материал (различные перья, ракушки, камни разных размеров, жёлуди, листья, семена);
  • оборудование (песочные часы, увеличительные стёкла);
  • медицинские материалы (шприцы, спринцовки, пипетки, колбы);
  • гербарии и коллекции.
Старшая группа Добавляются:
  • разнообразные по весу, форме и размеру предметы (яйца из киндер-сюрпризов, бусины, разноцветные камешки);
  • пищевые продукты (сахар, соль, мука, растительное масло, крахмал);
  • бросовый материал (различные верёвочки и шнурки, пробки, катушки и т. д.);
  • оборудование (зеркала, воронки, формочки для льда, ситечки).
Подготовительная группа Добавляются:
  • различные коллекции;
  • красители;
  • компасы;
  • линейки и сантиметровые ленты;
  • микроскоп;
  • мерные стаканчики;
  • пробирки;
  • пособия (книги, альбомы, карточки-схемы для проведения опытов).

Дети из младших и средней групп должны пользоваться лабораторией под присмотром воспитателя. Дети из старшей и подготовительной групп могут иметь к ней свободный доступ.

Развивающая предметно-пространственная среда - важнейший аспект успешной работы детского сада. Она является хорошим подспорьем воспитателю в процессе взаимодействия с детьми. Поэтому нужно при её создании непременно учитывать возрастные и психологические особенности ребят, а также условия и содержание программы, которая реализуется в данном учреждении.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

    Конституция Российской̆ Федерации;

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

    Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде ­миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

    Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

    Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

    Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03­-51-­46ин/14-­03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения 8 .

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)....

Организация пространства

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены 9 ....

Изменение

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей…

Обеспечение

Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.

Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. 10

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективные показатели негативного влияния:

    сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

    провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

    чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

    формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

    снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

    тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

    культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

    Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

    физические риски,

    психологические риски,

    нравственные риски.

Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

Принцип соответствия

  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

    индивидуальным особенностям,

    специальным особенностям ребенка…

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно- пространственной среды.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий , оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

3. Должны учитываться национально – культурные условия.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

Пространство;

Время;

Предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 – спокойная

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

Показ предмета и его называние;

Показ действий с предметами и их называние;

Предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

    Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Для изучения выполнения требований ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды предлагаем карту.

( см. приложение 1)