>> Животные живого уголка
Дома у Серёжи и Нади есть аквариум. Вместе с папой и мамой ребята ухаживают за рыбками , наблюдают за ними. Как это интересно - чудесный подводный мир прямо в комнате! Родина большинства аквариумных рыбок - жаркие страны. Поэтому у нас они могут жить только в тёплых помещениях (в аквариуме).
В живом уголке школы, где учится Серёжа, есть волнистый попугайчик, канарейка, хомячок, морская свинка.
Выпускать хомячка бегать по комнате можно только под присмотром, иначе беды не миноваты он либо куда-нибудь пропадёт, либо что-нибудь испортит.
Не держите хомячков в стеклянных банках. Там зверькам тесно, плохо. Ведь животным нужно жилище, а не тюрьма.
По А. Онегову
Если у тебя дома есть аквариумные рыбки или хомячки, расскажи о них.
Плешаков А. А., Мир вокруг нас, Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 Ч 1 / А. А. Плешаков. - 7-е изд. - М. Просвещение, 2006. - 143 с, ; ил.
Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по природоведению, рефераты и конспекты уроков по природоведению для 2 класса скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиЦели: ознакомить с животными, содержащимися в живом уголке; объяснить правила ухода за ними; обучить навыкам и простейшим действиям по уходу за животными живого уголка.
Оборудование: аквариум с рыбками, предметы по уходу за ними (по возможности), клетка с птицей (по возможности).
Ход урока
Лучшей возможностью проведения урока будет экскурсия на станцию юннатов. Специалисты станции подробно и интересно расскажут о животных, а главное - покажут различные виды животных, покажут правила ухода за ними, разрешат детям поучаствовать в кормлении животных.
В последние годы в школах практически исчезли живые уголки. Но у некоторых ребят дома есть аквариумные рыбки или хомячки, чаще содержат волнистых попугайчиков. Дети имеют опыт наблюдения, общения и ухода за животными. Они также могут рассказать и об интересных случаях, которые произошли с их питомцами.
I. Уход за аквариумными рыбками.
Отгадайте загадку:
Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят.
(Аквариум с рыбками.)
Для чего нужен аквариум?
Каким он может быть?
Какие рыбки живут в аквариуме?
Могут ли жить большие океанические животные в аквариуме (акула, электрический скат, другие)? (Это океанариум.)
Нужна ли аквариумным рыбкам помощь человека?
Как человек заботится о них? Расскажите.
Для чего люди разводят и содержат дома аквариумных рыбок?
Для учителя.
Аквариум - это может быть и трёхлитровая стеклянная банка, и огромный бассейн-океанариум с морской водой для океанских рыб и животных.
Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток - и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется - и погибнут карасики. Или положат карасям так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится.
Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум - это их дом. Вот почему, прежде чем устроить аквариум, следует внимательно прочитать специальные книги.
Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум. Так, например, улитка-прудовик может принести много вреда: попортить растения.
На первых порах можно завести близких родственников карасей - золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телескопов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре не выше 20 градусов. Аквариум с ними нельзя ставить около обогревателей, батарей, печей. А в холодное время года надо отставлять его дальше от окна. При температуре воды ниже 14 градусов рыбки начинают болеть и могут погибнуть.
Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки - меченосцы, гуппи, макроподы. Они теплолюбивы, им нужна температура воды около 25 градусов. Аквариум с такими рыбками подогревают электрической лампочкой с отражателем. Её подвешивают снаружи к стенке аквариума.
Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подготовить. Налейте в аквариум воды доверху и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. Потом вылейте воду и положите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см.
Теперь посадите в аквариум растения. Затем надо осторожно. наполнить аквариум на 3/4 водой. А потом можно пустить плавающие растения.
Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аквариум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоялась. Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.
Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Сухой корм дают тогда, когда нет живого корма. Не надо перекармливать рыб. Излишек сухого корма оседает на дно, от него закисает и портится вода.
Помните всегда: рыбам у вас дома должно быть очень хорошо. Только тогда аквариум доставит всем радость.
Физкультминутка
Предложите детям определить аквариумных и речных рыб и показать это каким-либо активным действием (прыжками, плавательными движениями и др.). Такая работа пополнит знания учащихся в классификации рыб и оживит атмосферу в классе.
Беседа по вопросам.
Отгадайте загадку:
Не человек, а говорит. (Попугай.)
Почему люди держат дома попугайчиков?
Могут ли попугайчики «говорить»?
Как выглядит домик попугайчика?
Чем они любят лакомиться?
Чем интересны эти птицы?
Расскажите, как вы ухаживаете за ними.
Для учителя.
Попугаи - это ярко окрашенные птицы с коротким и сильным крючковидным клювом, которым они разгрызают плоды и семена растений и питаются. Крупным попугаям под силу разгрызать самый твёрдый орех. А кроме того, попугаи пользуются клювом при лазанье по ветвям деревьев - он служит им как бы третьей ногой.
В природе попугаи общаются друг с другом резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды, если они живут в неволе, могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Конечно, фразы и слова попугаи не могут произносить сознательно, они лишь заученно повторяют одно и то же.
Размеры попугаев различны. Например, хорошо знакомый многим волнистый попугайчик длиной всего 18 см (до кончика хвоста), а гигантский ара из Южной Америки - до одного метра! Всего известно более трёхсот видов попугаев. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.
Учитель выясняет, что учащиеся знают о домашних хомячках и о правилах ухода за ними.
Для учителя.
Хомяков на земле 240 видов. Если обыкновенного хомяка видел не каждый, то его родственника - переднеазиатского хомяка - знают многие. Это тот самый золотистый, или сирийский, хомячок, которого часто держат дома. Обычно его называют просто - хомячок.
Золотистых хомячков обнаружили в Сирии около 150 лет назад. После этого они больше не попадались зоологам вплоть до 1930 года. На этот раз из хомячков не стали делать чучело, а привезли живыми в Англию и решили разводить. Как и все грызуны, хомячки плодовиты. Самочка может принести сразу десяток малышей и даже больше. Делает это она регулярно 2-3 раза в год.
Хомячки - животные неприхотливые. Содержат их обычно в клетках. Лучше всего, если они из металлической сетки. Но её надо подобрать так, чтобы ловкий зверёк не пролез сквозь ячейки. Подойдёт сетка с ячейками 5x5 мм. В клетку надо поставить гнездовой домик и хорошо бы беговое колесо, такое, какое ставят для белок, но меньших размеров: около 20 см в диаметре.
Едят эти зверьки всё: и хлеб, и морковь, и крупу, и яблоки. Любят молоко и мучных червей.
IV. Итог урока.
Объясните смысл фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручили.» (С. Экзюпери «Маленький принц».)
Домашнее задание: учебник, с. 78-81, принести фотографии домашних кошек и собак; рабочая тетрадь, с. 30-31.
Урок 21. ПРО КОШЕК И СОБАК
Цели: ознакомить с некоторыми породами собак и кошек, их назначением; «работой», которую выполняют собаки для людей; научить па внешним признакам определять наиболее известные породы собак и кошек, выполнять правила ухода за животными.
Оборудование: рисунки разных пород кошек и собак, фотографии домашних питомцев.
Ход урока
I. Введение в тему.
Отгадайте загадки:
Мохнатенька, усатенька,
Сядет - песенки поёт. (Кошка.)
Ноги тонки, бока звонки,
А хвост - закорючкой. (Собака.)
Подумайте, кто станет главными героями нашего урока. II. Рассказы детей о своих животных.
На доске открывается надпись «Выставка любимых питомцев». Дети принесли фотографии кошек и собак, готовились рассказать об их особенностях, привычках, шалостях.
Наша выставка открыта.
Рассмотрите этих животных.
Подумайте, как им живётся в вашем доме.
Расскажите о своих любимцах.
Для учителя.
Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя лю-рщ и вывели разные породы: сибирские - крупные и пушистые; ангорские - с очень тонкой и пушистой шерстью; сиамские - розова-tro-палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно уюрду, хвост и все четыре лапки окунули в тёмно-коричневую ттушь и она расплылась, как на промокашке. Есть даже порода короткохвостых кошек с кисточками на ушах - совсем как у рыси.
Все кошки - замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она i^e растеряла своих диких повадок.
Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: i#a полосатого тигра, царственного льва. Они и относятся к одному с#емейству - кошачьих. У домашней кошки долгая и славная исто-р;ця. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Д](ревнем Египте кошку считали даже священным животным.
Люди поклонялись им, и некоторые божества изображались с кошачьей головой. Кошкам даже приносились жертвы. Когда домашняя кошка умирала, то египетская семья и вся прислуга брили с^ои брови и ходили в трауре.
Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, -н^т, это не в кошачьих правилах. Как в диких лесах й зарослях, кошки выходят на охоту поближе к ночи. Пусть собаки спят или охраняют дом. Кошка занята своими делами.
Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском.
Люди вывели свыше 300 пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка - волка.
Вот овчарки. Их много: мускулистые, поджарые восточноевропейские овчарки, пушистые колли (шотландские овчарки), огромные, мохнатые, с короткой медвежьей мордой кавказские овчарки, белые, с вьющейся длинной шерстью южнорусские. Всё это крупные, сильные собаки. Восточноевропейские овчарки - отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном розыске. Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далёких выпасах в степи или в горах, защищают от хищников.
У ньюфаундлендов, или водолазов, - чёрных мохнатых гигантов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжёлыми, пушистыми хвостами - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спасать утопающих.
Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые собаки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары - спасатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горного перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и вывели эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разыскивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.
Существует много охотничьих пород собак. Очень похожа на своего предка Щ волка - охотничья лайка. На Севере лайки прекрасно справляются с обязанностями оленьих пастухов. Собачьи упряжки возят людей и грузы.
Очень красивы борзые - узкая длинная морда, стройное тело, мощные длинные ноги. Эту породу русских псовых борзых вывели в России. Как ветер, несутся они вдогонку за зверем. Охотники на быстрых конях и то отстают от них.
А вот важно семенит длинная «колбаска» на коротких ножках, подняв острую мордочку. Это такса. Она отличный охотник на барсуков и лис. Эти звери прячутся в глубокие, разветвлённые норы. Ничем их оттуда не выгонишь. Тут-то и посылают в нору приземистую гибкую таксу.
Существует ещё одна большая группа собак - комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки почти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) - самая крошечная. Весит она 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать.
Собак сейчас учат «новым специальностям». Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака, ей надо только «растолковать», как об этом сигнализировать. Есть собаки-рудоискатели. Для этой цели используют овчарок, фокстерьеров и спаниелей.
III. Итог урока.
Собака, которую вы взяли в дом, признаёт вас хозяином. Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и вы помните, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать её.
Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 32.
Урок 22. КРАСНАЯ КНИГА
Цели: ознакомить с Красной книгой, ее сведениями; определить основные причины сокращения численности растений и животных, меры, необходимые для их охраны; побуждать к применению ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе в рассуждениях и умозаключениях.
Оборудование: Красная книга области, Международная красная книга, картины природы разных уголков страны.
Ход урока
I. Введение в тему.
На доске заранее написано стихотворение Я. Акима и вывешены картины природы.
Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготовленный ученик.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
О какой планете говорится?
Почему говорится, что она одна?
Чем наша планета отличается от других?
Рассмотрите эту земную красоту на картинках.
Какие чувства они вызывают?
Где бы вы хотели оказаться? Почему?
Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?
П. Изучение нового.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Не настораживают ли вас последние строки стихотворения? I
Почему звучит тревога?
Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. А ведь этих могучих первобытных быков было много (между прочим, это от них люди вывели домашних быков и коров). Туры водились в лесостепях и степях Европы и Азии. Водились и в Африке. И повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди. Так же, как жестоко и беспощадно истребляли и почти истребили бизонов в Северной Америке, всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других животных.
Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лшца Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.
Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Прняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. На красных стра-t ницах поместили тех, iftro может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёны е разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.
В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. А в 1992 году вышла в свет Красная книга Волгоградской области.
Подумайте, почему обложку этой книги сделали красного цвета.
III. Ознакомление с содержанием Красной книги,
Задания учащимся.
Рассмотрите эти экземпляры. Можете ли вы назвать животных и растения, которые могут быть записаны на страницах этой книги?
Рассмотрите иллюстрации.
Какие виды животных и растений вам известны?
Прочитайте о тех животных, которые вам понравились.
IV. Итог урока.
Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать современное положение в природе?
Домашнее задание: учебник с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 33.
Урок 23. БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ (У рок-конференция)
Цель: обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, составлять схемы.
Оборудование: карточки с заданием, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Для данного урока заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это им необходимо.
На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны...».)
Сегодня наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске).
Каждая группа учеников - отдел по охране.
Прочитайте табличку на своём столе. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.)
П. Постановка учебной задачи.
Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».
4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак(и), запрещающий(е) вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадай загадки:
Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка.)
Рогат - да не бык, шесть ног - да без копыт. (Жук.)
Летит - пищит, сядет - молчит;
Кто его убьёт, тот свою кровь йрольёт. (Комар.)
2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
1. Внешний вид.
2. Место обитания.
3. Чем интересно насекомое.
4. Чем питается.
5. Почему человек его потребляет.
3. Прочитайте, ответьте на вопросы:
Г. ЛАДОНЩИКОВ. «СЕМЬЯ МУРАВЬЯ»
Кузнечик встретился в лесу С рабочим муравьем. Он нёс такой огромный сук, Что не поднять вдвоём. «Давай попрыгаем с тобой!» Кузнечик предложил. «Нет, не могу, спешу домой»
«А где твой дом, скажи?»
«Наш дом под ёлкой, возле пня», -Ответил муравей. «А какова у вас семья?» «На свете нет дружней!» «И много вас?» «Не сосчитать. щ$с Наверно, тысяч двадцать пять Работников и воинов У нас под крышей хвойной».
Вопрос: Что ты знаешь о муравьях?
4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак(и),
запрещающий(е) вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадки:
Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.)
Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива.)
Стоит красавица на поляне:
в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)
2. Расскажите об одном из этих растений по плану:
1. Внешний вид.
2. Где растёт.
3. Чем интересно растение.
4. Как человек его использует.
3. Прочитайте, ответьте на вопросы.
Н. СЛАДКОВ. «ДУБ И ВЕТЕР»
Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?
От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?».
Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальне, за кустами?». Ни днём, ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, чта за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся - эвон, какой вымахал!
1. Как вырастить дуб?
2. Какая польза животным от дуба?
4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак(и), за-
прещающий^) вредить растениям.
IV. Итог урока.
Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведённом месте.
Какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?
Домашнее задание: учебник, с. 90-93; рабочая тетрадь, с. 35, задание 3. Написать несколько предложений на тему: «Я - защитник природы».
Урок 24. ВОЗЬМИ ПОД ЗАЩИТУ
Цели: ознакомить с некоторыми редкими и охраняемыми растениями и животными своей области; выявить причины исчезновения отдельных видов растений и животных; обучить навыкам работы с гербарием и Красной книгой.
Оборудование: гербарий исчезающих видов растений своей области; фотографии или рисунки редких животных своей области; Красная книга редких и охраняемых растений и животных своей области.
Ход урока
Этот урок учитель может строить по своему усмотрению. Слишком высока его информационная насыщенность. Материал о редких и охраняемых растениях и животных можно заранее заготовить учащимся в качестве домашнего задания и сделать сообщения на уроке, иллюстрируя их собственными рисунками или картинками из дополнительной литературы.
Можно провести обзорный урок по материалам Красной книги своей области с опорой на гербарии и иллюстративную базу. 1
На первом этапе урока следует вскрыть причины исчезновения некоторых видов растений и животных. Стоит провести небольшой экскурс в географическое и биологическое прошлое своей области. В оставшееся время проводится практическая работа по узнаванию отдельных видов растений и животных (некоторые из них уже знакомы детям из их жизненного опыта.
Для учителя.
В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием человека на биосферу отдельные виды животных и растений оказались поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычными, но по различным причинам в последние годы резко сократившие численность и оказавшиеся под угрозой исчезновения виды.
В первую очередь в список охраняемых включены виды, которые быстро сокращаются по численности из-за своей декоративности (тюльпаны, ирисы, хохлатки и др.), ценности как лекарственного сырья
(валериана, горицвет и др.), из-за изменения и исчезнове-ния основных местообитаний (ковыли, папоротники и др.)
Особую группу составляют виды растений, почти полностью исчезнувшие в ходе хозяйственного освоения человеком целинной степи.
Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сельского хозяйства, всё расширяющаяся мелиорация и орошение сельхозугодий - всё это оказывает существенное влияние и на животный мир нашей области. Одни животные становятся всё более редкими или даже находятся под угрозой исчезновения, другие, напротив, оказавшись в благоприятных условиях, резко увеличивают свою численность.
Современные картины природы не являются раз и навсегда застывшими, они представляют собой результат сложной истории развития земной поверхности, истории длительной и динамичной. Как известно, основными факторами, влияющими на эволюцию растений и животных, являются изменения климата и земной поверхности. Так, от количества выпадающих атмосферных осадков, величины испарения и температурного режима зависит, какие растительные сообщества получат развитие.
Примерно пятьдесят миллионов лет назад произошло потепление климата. Мелководные моря преобладали на большей части Нижней Волги. Однако существовала и невысокая суша, обусловленная поднятиями земной коры. Эта равнина была покрыта тропическими лесами.
В четвертичном периоде тёплый климат стал охлаждаться. Понижение температуры и увеличивающаяся влажность привели к тому, что в полярных районах всё более разрастались шапки льда: Лёд постепенно продвигался к югу, вытесняя леса, засыпая глиной и валунами реки и срезая холмы. Площадь лесов в ледниковую эпоху сократилась, отдельные теплолюбивые виды растений - платан, вечнозелёные дубы, каштан - не могли уже приспособиться к новым суровым условиям и исчезли навсегда с равнин нашего края.
Вместе с растениями ушли из приледниковой зоны и многие животные, некоторые, например, саблезубый тигр, вымерли. Им на смену пришли громадные мамонты, покрытые густой бурой шерстью, носороги, приспособленные к суровому климату, большерогий олень, пещерный медведь.
Постепенно климат становился более тёплым, лёд растаял, и теплолюбивая флора и фауна вытеснила эти виды. Ледник, хотя и покинул наши края, однако ещё неоднократно наступал на Русскую равнину.
К уроку предлагается краткая характеристика некоторых видов охраняемых растений.
1. При упоминании слова «орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочки, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой и разнообразием цвет-
ков. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнах, ботаники давали им имена богинь и красавиц.
В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты «любители природы», выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их местообитаний в результате деятельности человека.
Один из представителей орхидных - любка двулистная (ночная фиалка). Русское название «любка» обязано тому, что в прошлом знахарки приготавливали из этого растения «любовное зелье». Наименование «ночная фиалка» получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определённых насекомых-опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветёт в конце мая - начале июня. Встречается рассеянно по глухим, затенённым байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение.
2. Валериана лекарственная (маун). Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. Народное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Многолетнее травянистое, довольно высокое (до 100 см) растение. Цветёт в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около населённых пунктов валериана часто полностью истреблена. Широко используется в научной и народной медицине. Большой спрос на её корни приводит к сокращению запасов этого растения.
3. Безвременник прекрасный. Русское название связано с поздним, осенним цветением (без.времени). Многолетнее растение. Цветёт в конце августа - начале сентября, когда почти все растения степной зоны заканчивают своё развитие. Летом его найти практически невозможно, так как оно находится под землёй. Высоко декоративное растение, истребляется местным населением на букеты, ядовито.
4. Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит от искажённого персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цветком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цветки разнообразной окраски: красной, жёлтой, белой, розовой. Очень декоративное растение.
5. Рябчик русский. Латинское название рода происходит от слова «фритиллус», что означает стакан, кувшин, русское соответствует окраске цветка (рябая). Многолетнее растение 30-50см в высоту. Цветки крупные, снаружи тёмно-пурпурные, внутри желтоватые. Цветёт в конце апреля - начале мая. Собирается населением в букеты.
6. Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолетник. Цветки жёлтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветёт в апреле - мае. Уничтожается на букеты.
7. Кувшинка чисто-белая. Латинское название происходит от греческого «нимфа» - невеста (а также название божеств, олицетворяющих силы природы). Травянистое водное растение, с плавающими крупными листьями и белыми цветками с большим числом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населённых пунктов почти повсюду истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практическое значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом корневища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб.
На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных.
1. Степной орёл. Крупная птица с массивным телосложением, большим клювом и мощными ногами, покрытыми перьями, размах крыльев до двух метров. Гнездятся как на земле, так и на всевозможных возвышениях. Основной добычей степного орла являются малые суслики, которых они подстерегают у норки или ловят, охотясь пешком. До 50-х годов, когда началась массовая распашка целинных и залежных земель, степной орёл был обычной и широко распространённой в области птицей. В настоящее время его численность резко сократилась. Уменьшение численности степного орла до сих пор связано с разорением его гнёзд охотниками и пастухами. В настоящее время серьёзной угрозой для жизни степных орлов стали средней мощности ЛЭП (линии электропередач), опоры которых не оборудованы защитными устройствами.
2. Особо охраняемую группу насекомых Нижней Волги составляют шмели. У нас их около 17 видов. Шмель моховой ещё встречается на лесных полянах и в поймах рек. Тело его средней величины, имеет яркую золотисто-жёлтую окраску и оранжевую спинку. Гнездится наземно под сухими листьями. Словно одетые в меховую шубу, насекомые работают с раннего утра и после захода солнца, почти в сумерках.
Для домашнего задания отводится материал на с. 88-89. Можно предложить детям найти материал о некоторых проиллюстрированных животных и растениях и подготовить сообщения для следующего урока.
Домашнее задание: учебник с. 9Ф-95.
Сейчас есть множество аксессуаров для ухода за домашними животными, благодаря которым хозяин может не волноваться, что оставляет своего любимца в одиночестве. 5 предметов, собранных в нашем обзоре, сделают жизнь домашнего питомца еще более комфортной и веселой.
Чего только не придумают дизайнеры для улучшения жизни животных! Те, кто хочет побаловать питомца новым аксессуаром, могут подыскать идеи в большом .
Каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка добрым, чутким и отзывчивым человеком. Но эти качества не даются людям от природы, они зависят от того окружения, в котором растет и развивается малыш. Неоценимый вклад в воспитание гуманных чувств может внести уголок живой природы в Вашем доме. Детский живой уголок станет надежным мостиком, по которому маленький человечек попадет в огромный мир природы. И самое главное, что войдет он не как прагматичный потребитель или варвар, а как заботливый и добрый ее друг и защитник. Современным детям очень не хватает общения с живой природой. Они редко совершают экскурсии в лес, на луг, практически не слышат пения птиц и не наблюдают за повадками зверей. Приблизить малышей к природе помогает домашний живой уголок.
Обитатели живого уголка очень разноплановы. Это растения, рыбки, птицы, насекомые и животные. Какие же именно объекты лучше всего поселить в домашний зоосад?
1. Растения:
2. (комета, вуалехвост, телескоп, гуппи)
3. Птицы (чиж, щегол, попугай, снегирь, синица)
4. Животные (хомяк, морская свинка, крыса, черепаха, ящерица)
5.Насекомые (кольчатый шелкопряд, капустница, божья коровка)
Понятно, что в уголке не может быть много объектов. И из всего этого разнообразия семья выберет что-то одно, в зависимости от вкуса и возможностей, а также по наличию в доме свободного места.
Уход за живым уголком – это очень сложное дело. И если родители не имеют достаточного времени для заботы о его обитателях, то лучше ограничиться разведением в нем растений и рыбок. Это те объекты, о которых дети могут позаботиться самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи старших. Другие животные живого уголка потребуют от Вас ежедневной заботы и большой ответственности. Жизнь каждого маленького зверька будет зависеть только от Вас. Животные и птицы, конечно, вызывают особый интерес у детей. Малыши зачастую относятся к ним как к друзьям, разговаривают с ними и делятся своими переживаниями. Со стороны порой кажется, что и впрямь попугай или хомяк внимательно слушает и все понимает.
Нередко в детских комнатах живут попугайчики, чижи и щеглы. Попугаи завоевали свою популярность тем, что некоторых из них можно научить «разговаривать». А затейливый щегол легко обучается катить тележку с кормом, тащить воду маленьким ведерочком и другим забавным штучкам. В уголке природы лучше иметь зерноядных птиц, их легче всего кормить. Содержать птиц стоит в клетках или вольерах. В них должны быть поилки, посуда для корма, жердочки, мелкие камушки и речной песок, а также ванночки с водой для купания, которые ставятся на время и затем убираются. Питьевую воду и корм для птиц добавляют 2 раза в день. Хотя сейчас продаются специальные кормушки и поилки, где корм и вода поступают постепенно. Чтобы домашние птицы не болели, их надо оберегать от сквозняков, а также обогащать их корм свежими овощами, фруктами и зеленью. Клетки нужно содержать в чистоте, промывая их раз в месяц кипятком. Во время уборки птиц пересаживают в другое помещение.
Также детям бывает интересно приручать птиц. Для этого нужно давать птице любимый корм в коробочке, держа ее на вытянутой руке. Постепенно, при каждом кормлении, руку нужно приближать так, чтобы птица привыкала и садилась уже на ладошку. Систематические занятия с питомцами научат Вашего малыша быть терпеливыми и настойчивыми в достижении поставленной цели.
В уголке живой природы размещаются также домашние террариумы для таких обитателей, как лягушка, ящерица, черепаха, морская свинка, хомячок. В зоомагазинах есть много разновидностей домиков для пресмыкающихся и млекопитающих. Но можно использовать старый аквариум, приделав к нему крышку, затянутую сеткой или обычный ящик, заменив одну боковую стенку стеклом и добавив проволочную крышку. На дно террариума помещается крупный речной песок, слоем 5-6 см. В такой домик можно поместить горшочки с растениями (папоротник, плющ или традисканцию). В террариуме должен быть домик для укрытия животных. А для земноводных еще и водоем. Уход за животными живого уголка должен быть ежедневным, грамотным и качественным. Чистота, свет, свежий воздух и полноценный корм – главное условие содержания животных в неволе.
Для уборки жилища питомцев временно отсаживают. Ежедневно нужно очищать поверхность грунта, притирать стенку сырой губкой или щеткой, а песок и камни периодически прокаливать в духовке. Для наблюдений в уголок временно можно приносить лягушек, ящериц, ежа, белку. Через несколько дней этих животных непременно возвращают на место находки. А такие животные, как хомячки, морские свинки и крысы, живут в уголке постоянно.
Садок для насекомых
Можно устроить в уголке природы и садки для насекомых. Сделать это несложно. Достаточно лишь стеклянную посуду закрыть сверху сеткой или марлей. На дно нужно поставить флакон со свежей веткой, и менять ее по мере увядания. Любимое насекомое всех малышей – божья коровка, хорошо приспосабливается к неволе. Для корма в садок нужно опускать веточку с тлей. А если ее не оказалось, то можно поставить сахарную воду или положить смоченный в ней кусочек хлеба. Также детям интересно наблюдать за сменой цикла бабочек и гусениц на примере шелкопряда или капустницы.
Чтобы детский уголок природы приносил Вам и Вашим детям радость, нужно с большой ответственностью отнестись к его созданию. Обязательно надо прочитать специальную литературу, изучить условия содержания каждого питомца, заранее приготовить предметы для живого уголка. Уголок природы поможет Вашему ребенку глубоко понять и по-настоящему полюбить живую природу, а значит и жизнь.