Развлечение на святки в младшей группе. Сценарий развлечения "рождественские святки". Сценарий игровой программы для младшей группы «Лесные колядоащицы»

13.03.2019

Первый месяц зимы богат праздниками. С давних времён существует много интересных традиций, обрядов, связанных с Новым годом и Рождеством. Но, к сожалению, о них начинают забывать. Всё чаще праздники отмечаются в развлекательных центрах и увеселительных заведениях.

Предлагаю окунуться в прошлое и познакомится с традициями русского народа. Праздник, проведённый в народном стиле, это не только возможность принять участие в обряде колядования. Это живой рассказ детям об обычаях предков, воспитание любви к русским корням. Сценарий празднования Рождества для взрослых и детей !

Как подготовиться к празднику

Рекомендую проводить праздник в просторном помещении, которое на время превращается в деревенскую улицу. Для этого нужно будет поставить вдоль стен картонные «избы». Возле каждой хаты поставьте «хозяевов», которые будут раздавать угощения. Это могут быть родители детей. На стены развесьте бумажные звёзды, снежинки, украсьте гирляндами.

Роли, стихи, слова песен для разучивания раздаются участникам мероприятия заранее. Не менее важно подготовить костюмы, чтобы глубже погрузится в удивительный мир предков. На этом хочу остановиться немного подробнее.

Самый главный в шествии колядовщиков – Звездарь. Он знает слова всех песен и колядок. Также он носит символ Рождества – Вифлеемскую звезду. Эту роль можно отдать ведущему мероприятия.

За Звездарём обычно следует Звонарь. В его руках — колокольчик (можно заменить бубном), звон которого сообщает хозяевам хаты, что идут колядовщики. Завершает торжественное шествие – Мехоноша. Он отвечает за мешок, в который складываются наколядованные угощения.

Всех трёх персонажей можно одеть в тулупы, шапки-ушанки, валенки. Вручить каждому атрибуты, соответствующие роли.

Понадобятся костюмы обязательных спутников Звездаря:

  • Скоморохи – яркие шаровары, смешная рубаха «с чужого плеча», пояс, шапка с бубенчиками.
  • Коза и медведь – старая шуба, маски животных. Козе можно надеть вязаную шапочку с пришитыми рожками, медведю – шапку-ушанку.

Также среди ряженых могут присутствовать такие «животные», как собака, олень и лошадь. Костюмы не обязательно делать самому, иногда на это не хватает времени или умения. Самый простой вариант – взять напрокат.

Остальных детей можно нарядить в народном стиле. Для девочек – длинные широкие юбки, платки, венки с разноцветными лентами. Для мальчиков – шаровары, подпоясанные рубахи.

Вот такая яркая, ряженая компания и должна отправиться колядовать по селу. А вот как это будет происходить, читайте дальше.

Сценарий на Рождество для детей

Ведущий: Здравствуйте, ребятушки! Вот и пришла волшебница зима! Долго мы её ждали и наконец-то дождались. А скажите-ка, ребятки что нам принесла зима, какие развлечения? (дети отвечают)

— А теперь назовите мне зимние праздники. (слушаем ответы)

— Правильно, ребята! Молодцы! А знаете ли вы, что ночь с 6 на 7 января – это время рождественских колядок? Был такой интересный, весёлый обычай у наших предков.

— Колядовать обычно отправлялись после того, как на небе появится первая звезда. Люди собирались группами, наряжались, ходили от дома к дому с песнями и добрыми пожеланиями. Вот и мы с вами сегодня отправимся колядовать по нашей сказочной деревне.

Ведущий вызывает трёх ребят, которые расскажут остальным о том, что такое святки.

Ведущий: Ребята, а пойдёмте к Иванычу колядовать!

Как пошла Коляда вдоль по улице гулять с Новым годом поздравлять

Ведущий, он же Звездарь, собирает всех вместе и отправляются в путь по деревне к дому старика. Звучит фонограмма песни «Как пошла Коляда». Звездарь и дети хором подпевают, танцуют, водят хоровод.

Колядовщики подходят к избе старика.

Ребята: Пришла Коляда! Эй, хозяин! Отворяй ворота!

Иваныч: Ой, бегу-бегу! Хорошим людям почему бы и не открыть!

Ребята: Здравствуй, дедушка Иваныч! Позволь тебе песенку спеть.

Звездарь запевает песенку-колядку, дети хором дружно подпевают.

Иван Купала – Заинька

В этом видео можете ознакомится с замечательной колядкой «Ай, заинька». В описании найдёте слова, которые можно распечатать и раздать детям заранее.

После дружного исполнения песни-колядки вперёд выходит один из детей и зачитывает заранее разученный стишок:

Иваныч: Ай, да молодцы! Спасибо, ребята, что заглянули в мою хату! Принимайте угощения! С Рождеством вас!

Дети и ведущий (хором): Здоровья вам, дедушка! Счастья! Живите без бед вы ещё сто лет!

Ведущий: Ребятушки, собирайтесь в хоровод, сейчас будем с вами в «Кошки-мышки» играть.

Дети берутся за руки, замыкают круг. Двое выбираются на роль «кошки» (остаётся за кругом) и «мышки» (стоит в кругу). «Кошка» должна пробраться внутрь и поймать «мышку». После того, как ей удалось это сделать, выбирается другая пара.

Предлагаем детям сыграть ещё в одну игру, которая называется «Шире круг». Ребята берутся за руки, один становится внутри замкнутого круга. Ему завязываю глаза. Он кружится вокруг своей оси, дети также идут по кругу. Водящий приговаривает: «Шире-шире-шире круг. У меня пятьсот подруг. Эта, эта, эта, эта! А любимая вот эта!». На последних словах хоровод замирает, а водящий не глядя выбирает «подругу», которая занимает его место.

Ведущий: А теперь, ребятушки, пойдем в избушку, что одиноко на краю деревни стоит. Туда, где бабка Трындычиха живёт.

Под уже знакомую фонограмму «Как пошла коляда» веселое шествие отправляется к дому Трындычихи.

Ребята: Эй, хозяева! Мир вашему дому! Гостей встречайте! Коляда пришла!

Трындычиха: Кто это тут, под окнами раскричался, спать не даёт?! Ох, я вас сейчас!

Берёт метлу, недовольная подходит к детям.

Ребята: Бабушка, это мы – колядовщики!

Трындычиха: Вот принесла вас нечистая! Что же вам в такую ночь морозную дома не сидится? А ну, разбегайтесь, а то я вас сейчас метлой как …. !

Бабка замахивается метлой, дети разбегаются в разные стороны.

Звездарь и дети хором читают колядку:

Ведущий: Давайте сыграем в весёлую игру, которая называется «Старушка-завидушка».

Для игры понадобится шарик, на котором нарисовано злое лицо. Под русские народные мотивы дети перекидывают друг другу шарик. В конце ведущий лопает его со словами:

— Вот что с жадными, недобрыми людьми обычно бывает! Лопаются они от зависти и злобы, что в их сердцах живёт!

— Перед там, как отправится к последней хате, давайте сыграем в игру «Веселые ребята». Сейчас один из вас станет «ловишкой». Он должен будет повернуться спиной к остальным. Вы же подбегаете к нему и дружно кричите: «Мы весёлые ребята, любим петь и танцевать. Повернись к нам ты, ловишка, и попробуй нас догнать!» Тот, кого водящий поймал первым, становится на его место.

Ведущий: Ребята, осталась в нашей деревне ещё одна хата — Митрофаныча и его доброй жены Матрёны. Пойдёмте скорее туда.

Шумно, весело идут к избе Митрофаныча.

Ребята: Хозяева, отворяйте ворота! Мы вам Козу в гости привели!

Хозяева: Проходите, гости дорогие! Но зачем нам коза? У нас своя есть!

Ведущий: А наша коза не простая! Там, где она копытцами потопчется, будет мир, лад и достаток!

Один из детей выходит вперёд, зачитывает колядку:

Дети (хором): А ну, Коза иди сюда! Попляши, хозяевов от души рассмеши!

Коза подходит со словами: Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая!

Дети становятся вкруг, в центре которого – Коза. Танцуют смешной танец под народные мотивы.

Митрофаныч: Ох, развеселили стариков! Подходите, получайте угощения!

Мехоноша подходит к хозяевам: А Коза то наша не простая! Любит особенные угощения!

Митрофаныч: И что же любит ваша Коза? Чем её задобрить?

Митрофаныч: Ну, ладно, идите насыплю вам овса да гречки! Да сала кусок! Вот жёнушка моя засолила – вкусное!

Ведущий: Всем людям сегодня желаем добра!

Кому песню споём, тому сбудется!

Пусть удача не проходят мимо ваших домов!

Будьте счастливы и здоровы!

Хором исполняют песню «Ай, спасибо, хозяюшка».

Детский фольклорный ансамбль «ПОТЕХА» — Ай, спасибо хозяюшке

После песни звучит дружное поздравление:

С Рождеством Вас поздравляем! Счастья, радости желаем!

Чтоб здоровыми все были! Долго жили – не тужили!

Ведущий: Сейчас предлагаю каждому из вас подойти к мешку с гостинцами и вытащить для себя подарок. Но подарки эти не простые, что вытяните, то и сбудется!

В мешок, который носил Мехоноша хозяева клали заранее подготовленные предметы:

  • Ягоды – у тебя появятся новые друзья
  • Монета – получишь пять пятёрок
  • Игрушка «собака» — тебе подарят собаку
  • Колечко – в тебя влюбится сосед
  • Картошка – ждёт тебя удача, сбудется мечта
  • Гвоздь — будешь в спорте чемпион
  • Игрушка «самолётик» — откроешь новую планету
  • Журнал с известной личностью на обложке – станешь известным актёром
  • Лавровый лист – станешь великим учёным
  • Книга – быть тебе великим писателем
  • Карандаш – многие будут восхищаться твоими картинами

После рождественского гадания, можно раздать детям сладкие подарки.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш замечательный вечер. Пусть прекрасное настроение останется с вами надолго! Сейчас предлагаю каждому хорошенечко задуматься и загадать самое сокровенное желание. А так как ночь у нас волшебная – оно обязательно сбудется!

Рождественские колядки для детей

Был такой замечательный обычай у наших предков – в ночь с 6 на 7 января ходить по избам и колядовать. В колядочных песнях хозяевам обычно желали здоровья, счастья, достатка. Устраивались настоящие представления. За это хозяева одаривали колядующих разнообразными угощениями.

Если вы решили превратить Рождество в незабываемый, яркий праздник Коляды для своих детей, то вам наверняка понадобятся слова весёлых песен-колядок. Предлагаю вам небольшую подборку простых песенок, которые легко запоминаются детьми.

ольга важенина
Сценарий праздника во второй младшей группе «Рождественские колядки»

Составители : Ковалева О. А., Важенина О. А.

Цель : Знакомить дошкольников с русскими народными традициями (колядование , гадание, народные игры.) Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование : домик, костюм Хозяюшки, маска медведя, шарф для завязывания глаз, фасоль, клубочки, маленькие предметы для гадания, конфеты, прищепки, тесьма; фонограммы музыкальных игр, хороводов, песен, колокольчик; леденцы для угощения.

Ведущая :

Тихо кружатся снежинки,

Сказка приходит к нам в дом.

Ёлка, подарки, картинки

Зовём это всё Рождеством !

В этот волшебный праздник

Всё наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью

И светом добра вокруг!

Ведущая :

Вот и закончилась новогодняя суета. Пришло время светлого, радостного праздника Рождества . С 7 января по 19 наступают – святки. На Руси во время святок дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели колядки . Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение, то случится беда.

Вот и мы с вами пойдём колядовать .

Ведущая :

Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Все дети идут к домику Хозяйки и поют :

Коляда- коляда , накануне Рождества .

Коляда пришла , Рождество принесла !

Выходит Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые!

Гости дорогие, гости званые!

С новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красны надевала, украшалася.

Когда бусы надевала,

Нитку шелкову порвала.

Люди добры! Помогите!

Мои бусы соберите!

1. Игра «Собери бусы» .(вместе со взрослыми, тесьма, конфеты, прищепки)

Ведущая :

Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?

Хозяйка :

А за что вас угощать-то? Вы колядки расскажите , песни-пляски заведите, а я посмотрю, послушаю.

2. Дети читают колядки

Коляда , коляда !

А бывает коляда

На кануне Рождества

Коляда пришла

Рождество принесла .

Коляд- коляд- колядушек ,

Хорош с медком оладушек,

А без меда не таков,

Дайте, тетя, пирогов!

Ведущая :

Все колядки рассказали , пора и хоровод заводить.

3. Хоровод «Рукавички мои»

Ведущая :

Ребята! А ведь к нам на праздник гость должен прийти ,

Но видно заблудился.

Давайте мы с вами песенку споём,

Он услышит нас и придёт.

4. Песня «Вот пришла к нам зима»

Выходит медведь, здоровается.

Медведь :

Как пришли к нам Святки

Запевай колядки !

Из лесу пришёл медведь,

Хочет танцевать и петь!

Два притопа, три прихлопа,

Выходите поглядеть!

Ведущая :

А ну-ка, Мишенька-Иваныч,.

Поворотись-развернись

Добрым людям покажись.

Потешь народ честной,

Попляши-ка, дорогой!

5. Медведь танцует под р. н. п. «Барыня»

Дети танцуют вместе с Мишкой.

Ведущая :

А не хочешь ли ты, Мишенька, поиграть с детками.

6. "Музыкальная игра с медведем"

Ведущая :

А сейчас наши детки хотят поиграть в весёлую игру

7. Музыкальная игра «Елочки-пенечки»

Дети садятся на стульчики.

Ведущая :

А ещё на Руси был такой обычай гадать под

Рождество . Вот и мы погадаем всем детям и родителям.

Узнаем, что нас ждёт в новом году.

8. Гадание с фасолью.

Дети по очереди вытаскивали

Из фасоли мелкие предметы : клубочек-дорога, ключик-новоселье.

Ведущая :

А сейчас ребята расскажут стихи.

А медведь послушает.

9. Стихи :

Милана Костылева

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

Милена Почечуева

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается

Без досок и топоров

Через реку мост готов :

Мост, как белое стекло,

Скользко, весело, светло!

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Это кто там у пригорка?

Сразу даже не поймешь :

Это маленький Егорка

На Егорку не похож.

Залепило снегом брови,

Шапку, нос и воротник.

И из снежного сугроба

Встал Егорка- снеговик

Маша варежку надела :

Ой, куда я пальчик дела!

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла :

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик! Как живешь?

Посидели – отдохнули, а теперь пора и поиграть.

10. Русская народная игра «Жмурки с колокольчиком» (Медведю завязывают глаза)

Дети приглашают в игру своих родителей.

Медведь прощается с детьми.

Ведущая :

В этот светлый праздник

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится

За окном зима

Чудо здесь свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Все подходят к домику Хозяюшки.

Ведущая :

А теперь, Хозяюшка угостишь детей?

Понравились тебе наши песни, игры, пляски?

Хозяйка : Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали.

Угощайтесь на здоровье!

Раздаёт детям угощение.

Ведущая приглашает всех в группу .

Публикации по теме:

«РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ» Для детей подготовительной группы и взрослых по предприятиям города Цель: Знакомить детей с обычаями и традициями.

«Рождественские колядки» Старшая группа «Буратино» Цель и задачи: - Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;.

Сценарий новогоднего праздника во второй младшей группе Новый год 2015 Забегают дети под музыку в зал, встали в круг. Вед. Вот пришла, ребята елка к нам на праздник в детский сад, огоньков, игрушек.

Сценарий праздника осени во второй младшей группе "Праздник осени" во второй младшей группе Дети входят по музыку. Вед: ребята у нас сегодня праздник, а какой, мы узнаем, когда отгадаем.

Праздник проходит с ярмаркой сувениров, угощением в палатках, концертом самодеятельных коллективов.

Конкурсы и забавы чередуются с концертными номерами - частушками, танцами, песнями о зиме, Рождестве.
Основа этого сценария - фольклорные мотивы и народные обычаи. Ведущая одета в народный костюм.
Она приветствует собравшуюся публику и объявляет открытие праздника, посвященного Святкам и предстоящему Крещению.

Ведущая: Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!", "Зима за морозы, а мужик - за праздники!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. А знаете ли вы, друзья, что такое эта Коляда? Или кто такая? Вряд ли, потому что даже учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится... Но что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!..

Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.

Ряженые поют песенку-колядку:

Коляда-коляда, Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, Принесите хлебца,
Доставайте чашки, Положите кашки,
Сладкие конфетки, Медные монетки,
Кренделёк и бублик И железный рублик!
Угостите калачом, Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

Ведущая (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали! Пастух : А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!
Ведущая: Вот так знатная компания собралась! А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!
Коляда : А мы загадки умеем загадывать! Да не простые, а с закавыкою!

Загадки на святки

У нянюшки, у нянюшки Сорок восемь детушек, Малы были - все дружили, Подросли - рассыпались. (колосок)
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка, Бедная головушка. Плачет летом и весной, А осеннею порой Так рыдает, так рыдает, Что почти не высыхает! (дождь)
Белая овечка, Золочёны рожки. Днём ей не пасётся, По ночам не спится! (месяц)
Не лёд, не снег, а тает. (свеча)
Чудной Сашка - Зелёная рубашка: Летом оделся, К зиме разделся! (дерево)
Деревянный великан По лесам-полям шагал. Через реченьку шагнул Да над реченькой уснул! (мост)

Зрители отгадывают, получают маленькие призы.

Ведущая: Да, мудрёные у вас загадки! А плясать вы умеете?
Коляда: А как же! Ну-ка, Мишка косолапый, разверни меха, а мы попляшем - весну покличем!

Медведь играет на баяне весёлую музыку, остальные ряженые танцуют (Коляда с Овсенем, Коровка с Пастухом, Коза с Курочкой). Зрители тоже присоединяются.

Игра "Хоровод"

Все желающие (и взрослые, и дети) выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Коляды, который "водит". В её руках яркий платочек. Пока Медведь играет и поёт. Коляда ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Медведь поёт: «Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!» (говорит в микрофон и передаёт его выбранному человеку).
Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать Медведю.

Ведущая (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом!

Рождественское гадание


Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном, ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя-Петушок, гадание очень простое, хотя и довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с зерном - то сытным и урожайным, если к монетам - то прибыльным и успешным, если к корзине, то - к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает дам для участия в конкурсе рукодельниц.

Конкурс рукодельниц

Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.

Ведущая: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, дамы, за участие. А что наши парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою силушку молодецкую?

Бои на надувных дубинках

Состязаются мужчины попарно, каждый стоит внутри небольшого нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому при этом не выйти из своего.
Ведущая: Да, не перевелись ещё на Руси богатыри румяные да красавицы ясноликие! Но кому гадания, кому смотрины, а у кого уже и свадебка не за горами, ведь святки традиционно были и временем подготовки свадеб. Всегда считалось, что лучшие дни для свадеб - дни от Святок до Масленицы. Но и тут надо быть настороже: выйти замуж - не напасть, да как бы замужем не пропасть! У наших предков была широко популярна шуточная песня-игра, которая рассказывала о том, что ожидает молодую девушку, собирающуюся замуж за старика...

Номер-шутка "Моченьки нет"

Исполняет женский коллектив и солист, переодетый стариком. Девушки танцуют вокруг сидящего на стуле старика, одна из них поёт. Музыка - любой частушечный мотив.

Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? В лес по ягоды пойдём, Голубь сизокрылый! Спелая малинка, В пироги начинка!
Старичок
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Пойдём грядки поливать, Голубь сизокрылый! Воду лей-поливай, Будет щедрый урожай!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ты нам песенку пропой, Голубь сизокрылый! Незамысловатую, Невитиеватую!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ну-ка с нами попляши, Голубь сизокрылый! Расступись, честной народ, Мой супруг плясать идёт!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Хоть на ложках нам сыграй, Голубь сизокрылый! Ложками стук-постук, Выходи скорее в круг!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? А пойдём-ка водку пить, Голубь сизокрылый! Водка сладенькая, Рюмка гладенькая!
Старичок (радостно вскакивая) А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! (Старичок пляшет.)

Ведущая: Вот какой она бывает, семейная жизнь! Так что, дорогие девушки, хорошенько подумайте, прежде чем совершить опрометчивый шаг. Но, конечно же, чаще всего бывает совсем наоборот... Вот и сейчас, прямо здесь я вижу столько счастли- вых семей, с детишками! Покажитесь, где вы, наши ребятки? Не замёрзли? Сейчас мы поиграем вместе с вами, немного разогреемся!

Детская разминка

Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима, Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее И начнём ещё быстрее!.. (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Ведущая предлагает и взрослым присоединиться к разминке.

Ведущая: Ай да молодцы! Теперь вы точно не простудитесь. Мороз невелик, а стоять не велит! Но мы и не будем стоять на месте. Сейчас мне потребуется несколько родителей с детьми для состязания на силу и выносливость!

Семейная эстафета "Резвые сани"

Эта эстафета для родителей с маленькими детьми. Потребуется несколько салазок. Папы (а может, и мамы) на скорость провозят салазки с детьми по специальной "трассе", на которой нужно обойти все препятствия (например, покрышки от колёс). Самая быстрая пара получает приз.

Ведущая: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!

Считались волшебным, колдовским временем. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. В Рождество любой гость считался священным. На рождественский ужин приглашали также лесных зверей. Говорили: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть».

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка мишка в красном колпачке; мешок в виде сапожка, в котором лежат музыкальные инструменты — бубен, погремушка, барабанная палочка, тарелки, колокольчик; бубны, колокольчики, погремушки — каждому ребенку; барабан.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий (взрослый).

Мишка (игрушка, управляемая ведущим).

Дети входят в зал и встают вокруг елочки.

Ведущий

За Новым годом Рождество

Тихонечко идет,

И снова возле елочки

Хор ребятни поет.

Новогодний хоровод (по выбору)

Дети садятся на места. Раздается стук в дверь.

Ведущий

Кто стучится в нашу дверь?

Может, это страшный зверь?

Дверь тихонько отворю,

Кто стоит там, посмотрю.

(Открывает дверь и вносит Мишку в красном колпачке и с мешком-сапожком.)

Ой, да это же Мишутка

В колпачке. Что это? Шутка?

Мишка

А я, Мишка, — Дед Мороз,

Вам подарочки принес.

Ведущий . Разве может быть Мишка Дедушкой Морозом?

Дети . Нет.

Мишка

А на святки все бывает,

Любая сказка оживает.

Для вас Мишутка-Дед Мороз

Принес игрушек целый воз.

Игрушки необычайные,

Игрушки музыкальные.

Ведущий

Ну-ка, Мишка, покажи свой мешок.

(Рассматривает мешок.)

Да это ж сапожок!

(Встряхивает сапожок.)

(Играет на бубне.) Дети. Бубен!

Педагог достает бубны из сапожка и раскладывает их по кругу. Каждый ребенок садится на колени перед бубном.

Ритмическая игра «Бубен»

Проводится иод белорусскую народную мелодию «Янка».

Бубен весело гремит — Дети перекладывают бубен правой рукой так, чтобы он оказался перед ребенком, сидящим справа. Движения выполняются в соответствии с метрической пульсацией. Получается так, что на каждую долю перед ребенком появляется бубен, который в свою очередь кладет перед ним сосед слева.

Дили-дили, дон! Дети поднимают бубен и встряхивают его. Ударяют в него ладонью.

Дили-дили, дон! Встряхивают бубен и ударяют в него ладонью.

Ребятишек веселит —

Встряхивают бубен и ударяют ладонью.

Бубен, спой еще разок - Перекладывают бубны по кругу.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и хлопают ладонью.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и ударяют ладонью.

С. Коротаева

Ведущий. Посмотрим, что еще принес в сапожке Мишка. (Достает барабанную палочку.) Что это такое, ребятки?

Дети . Палочка для барабана.

Ведущий . А вот и сам барабан. Он потерял свою палочку, а Мишка ее нашел. (Играет на барабане.)

Эй, барабан! Играй, барабан!

Трам-барабам, трам-барабам!

Песня «Барабанщик» М. Красева

Дети ноют, один ребенок играет на барабане.

Ведущий . А что еще есть в мешке, вы сразу отгадаете.

Ой, гремит она, гремит,

Малышей всех веселит.

Ваша первая игрушка,

Называлась... (погремушка).

(Достает погремушку из сапожка.)

«Полька» (муз. М. Глинки)

Дети играют на погремушках.

Погремушечка звенит Дети ударяют погремушкой по ладошке

И ребяткам говорит,

Весело играет,

По ладошке ударяет.

Принялась она за дело, Звенят погремушкой.

Над головкой зазвенела,

Весело играет,

Деток забавляет.

Ведущий (заглядывает в мешок). Ребятки, что я вижу.

Тарелки блестящие,

Тарелки настоящие,

Не крупные, не мелкие,

Тарелки медные.

(Достает тарелки и играет на них.)

Тарелочки играют,

В игру всех приглашают.

Игра «Снежинки»

Полетят снежинки Дети бегают на носках

Тихо над землей, врассыпную.

Кружится снежинок Кружатся.

Белый рой. Педагог ударяет в тарелки.

В сугроб собрался белый рой, Дети собираются в «сугроб» (встают тесной группой)

Стал белою горой.

Припев. Повторяют движения.

Снег на землю упал, Педагог ударяет в тарелки

На дорожке полежал. После удара тарелок дети приседают

Припев. Повторяют движения.

Быстро снег закружился, Педагог ударяет в тарелки.

В снеговика превратился. После удара тарелок дети замирают, встав прямо и поставив руки на пояс.

Ведущий (звонит в колокольчик, не доставая его из мешка)

Динь-дон, динь-дон!

Это что еще за звон?

Дети. Это колокольчик!

Педагог достает из сапожка колокольчик.

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова

Ведущий (показывает, что сапожок пустой).

Спасибо, Мишка, нам за новогодний сапожок. Вот сколько инструментов в него поместилось.

Мишка. А давайте сыграем в оркестре.

Ведущий. Как это — в оркестре?

Мишка. Это когда все инструменты играют вместе, дружно.

Ведущий. Мы, Мишка, сейчас попробуем.

Игра «Оркестр»

Инструменты разложены по кругу. Дети идут по кругу и поют.

Шли мы, шли, Дети маршируют.

Потом устали,

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. Поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу.

Побежали, побежали Кладут инструменты

И немножко мы устали, на пол и бегут по кругу.

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли. Поднимают инструменты и играют польку.

По дорожке мы пошли, Ходят на всей ступне.

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. Поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу.

По дорожке поскакали, Поскакивают по кругу.

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли. Играют на инструментах русскую плясовую.

Ведущий. Спасибо, Мишенька, тебе за инструменты, за красивый сапожок. А мы тебя угостим медом. (Дает Мишке бочонок.)

Мишка. Спасибо, ребята! Пойду в лес с товарищами-медвежатами мед кушать. До свидания!

Хоровод (по выбору)

Развлечение во второй младшей группе

«Рождество и Святки – весёлые Колядки»

Цель: Развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о празднике - Рождество Христово;
Познакомить детей с обрядом колядования

Познакомить с русскими народными играми.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей;
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в праздничной и повседневной жизни.
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности.

Ход развлечения

Под песню «Рождество и Святки» дети входят в зал и заводят хоровод.

Ведущий:

Рождество - радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.
На Руси с давних времен праздник Рождества Христова отмечали с размахом, весело и широко: катались на лошадях, с горы – на санках, ходили друг к другу в гости, устраивали различные вечеринки, беседы; не обходилось без гаданий, поздравляли и дарили подарки, пели колядки.
Колядки – это праздничные Рождественские песни. В них рассказывается о рождении Христа. Хозяева всегда угощали колядовщиков конфетами, пирогами, печеньями. Колядовщики славили хозяев дома, желали им богатства, хорошего урожая, здоровья, большой и дружной семьи.

Итак, мы начинаем.
Внимание! Внимание!
Жители и гости
Государства сказочного
Детсадовского, загадочного
Весёлого, говорливого
Забавного и счастливого
В нашем детсаде чудесном
Праздник будет интересным!

Вы колядки расскажите , песни-пляски заводите!

Ребенок:

Коляд- коляд- колядушек ,

Хорош с медком оладушек,

А без меда не таков,

Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок: Коляда идёт к вам в дом,
И мешки несёт с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждёт того большой успех!

Ребенок: Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Вам удачу принесёт!

Ребенок: Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить!

Ведущий: На Руси люди Святки отмечали, пели и плясали,
В ложки деревянные, бубенцы весело играли.
Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!
Ну-ка примемся за дело, поиграем с ними смело!
Игра на детских музыкальных инструментах: «Ложкари»
Раз- два, раз- два, начинается игра!
(Под русскую народную мелодию вместе с воспитателем играют на инструментах)

Ведущий: - Я предлагаю вам отгадать загадку:
Отгадайте, попрошу,
Что в корзиночке ношу?
Здесь лежат кружочки
Снежные /
комочки/
Правильно, молодцы! А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Снежки»

Ход игры: Дети делятся на две команды, встают друг против друга в зале, в середине зала - корзина. У каждого ребенка в руках снежок. Включается веселая музыка, дети кидают снежок в корзину. Чья команда больше закинет в корзину снежков, те – победители.
Ведущий: Молодцы! А снежки были холодные! Ручки у вас замерзли? Ребята, греться вы умеете!?

Танец «Зимняя пляска»

Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети стоят в кругу хлопая в ладоши/


Ножки мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети топают то одной, то другой ногой стоя в кругу/

Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг!
/Дети прыгают на двух ногах/


Мы с морозом подружились,
Как снежинки, закружились:
Да, да, да, да! /Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны/

Ведущий:

Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Учат нас, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
В гости к сказке в этот час
Мы отправимся сейчас.

Сегодня мы побываем “В гостях у сказки”

Ведь издавна люди рассказывали своим детям сказки

Ведущий:

На полянке вырос дом,
Разместились звери в нём.
Вдруг пришёл большой, лохматый
Раздавил он домик лапой! / Теремок /.

У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы,
Высоко они летят,
Далеко они глядят. / Гуси – лебеди/.

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки
героев этой сказки? / Три медведя/.

Ведущий: А ещё на Руси был такой обычай гадать под Рождество . Вот и мы погадаем всем детям и родителям. Узнаем, что нас ждёт в новом году.

Гадание с фасолью. Дети по очереди вытаскивают из фасоли мелкие предметы: клубочек-дорога, ключик-новоселье.

Ведущий

Прикатила коляда

Из далекого леска.

Что за славный денек!

Ты не прячься за пенек,

Будем кругом ходить,

Будем всех веселить!

Хоровод.

Ведущий:

Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!

Ведущий : Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали. Угощайтесь на здоровье!

Раздаёт детям сладкие подарки.