Таблица стадии возрастные периоды институты проблемы социализации. Возрастные этапы социализации. Этапы социализации по Колбергу

05.03.2019

1. Форма речи, связанная с восприятием, выражением мыслей в графической форме и включающая таким образом два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). 2. (письмо) Продуктивный вид речевой деятельности, заключающийся в письменном выражении мыслей на иностранном языке в графической форме. Объектами лингводидактического тестирования являются: I) техника письма (графика, орфография, пунктуация); 2) продуктивная письменная речь: умение продуцировать собственный письменный текст, сочетающий при необходимости такие сложные формы, как описание, повествование, рассуждение, а также умение письменно репродуцировать аудиотекст, демонстрируя умение анализировать содержание первичного текста и умение перерабатывать информацию в соответствии с учебными и др. задачами, а также в соответствии с требованиями жанра. Виды тестовых заданий по п.р. разнообразны: аннотация, реферат (резюме, оценочный и др.), объявление, заявление, тезисы, план, конспект и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (ПИСЬМО)

продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков. Как и все виды речевой деятельности, П. р. имеет следующую структуру: 1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. 2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий пла нирует не только содержание, но и форму своей речи. Он частопользуется долгосрочным планированием своей речи: при этомон может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства. 3. Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Вусловиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (онможет эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе онможет быть неверно понят. 4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практическине ограничен, его внимание направлено как на содержание, так ина форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, на сколько адекватно использованная форма передает замысел вы сказывания. Механизмы П. р. базируются на механизмах говорения, в процессе П. р. участвуют все речевые анализаторы в их взаимосвязи. Большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания. Результатом П. р. как вида речевой деятельности является письменное высказывание. В учебной деятельности используются подвиды П. р. - слушание-П. р., чтение-П. р., т. е. ученик слушает и пишет (диктанты, изложения, планы, тезисы, конспекты лекций) или читает и пишет (планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты). Записи не только сохраняют прочитанный или прослушанный материал, но и помогают его усвоить. Поэтому в учебных целях широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект и др., и задача преподавателя - научить своих учеников составлять их. В жизни функционируют различные виды письменных речевых произведений. Лит.: Методика / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1988; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.

Если проанализировать различные концепции социализации личности, в частности идеи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида, 3. Фрейда, Ж. Пиаже, Я. Гелинского, то тезис о разделении процесса социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Однако проблема дальнейших этапов социализации вызывает весьма острые дискуссии. Основным дискуссионным моментом является вопрос о том, происходит ли в зрелом возрасте усвоение какого-либо нового социального опыта, который составляет значительную часть содержания процесса социализации?

В работе "Стадии социализации индивида" видный отечественный психолог Я. Гелинский отмечает, что личность проходит три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Первая стадия охватывает весь период социализации до начала трудовой деятельности и сама подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Вторая стадия охватывает весь процесс трудовой деятельности человека до ухода на пенсию. На третью стадию (послетрудовую) существуют различные точки зрения.

Сторонники первой точки зрения рассматривают пенсионный статус как завершающий процесс социализации, в результате которого человек осваивает новые для себя социальные роли, связанные со статусом пенсионера, новыми функциями в семье и в социальном окружении. При этом возрастает роль процесса передачи социального опыта, накопленного человеком за свою жизнь, а следовательно, социализация выступает в новых для субъекта формах деятельности и социальной активности. Противники первой точки зрения считают, что после трудовой деятельности идет лишь процесс свертывания социальных функций, а поэтому применение к нему термина социализации бессмысленно. Третья точка зрения - самая крайняя - представляет пенсионный статус человека как этап де-социализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации.

Можно утверждать несостоятельность двух последних позиций, так как пенсионный статус человека определяется часто не возрастными рамками (в нашем государстве у мужчин - 60 лет, у женщин - 55 лет), а социально-экономическими факторами, способностью и возможностью человека продолжать профессиональную деятельность. Эта позиция подтверждается и тем фактом, что в обществах протекают постоянные процессы социальных изменений, к которым любой взрослый человек должен приспосабливаться, а значит, осваивать новый опыт и новые функции. Наглядным примером являются процессы, идущие в российском обществе, где более 80 % населения оказались перед проблемами изменения социально-профессиональных функций и ролей, часто - изменения социального статуса, вызванного потребностью вновь вернуться к трудовой деятельности по экономическим соображениям.

Вполне понятно, что кризисные периоды, связанные с социализацией детей и взрослых, будут различными, в том числе по характеру их детерминации, однако их наличие и у тех, и у других трудно оспаривать. Кризисные периоды социализации взрослых могут иметь более многообразный и распространенный характер и быть обусловлены не столько личностными факторами, сколько социальными, т.е. проблемными ситуациями, сложившимися в обществе и в ближайшем социальном окружении человека.

В структуре внутренних факторов определяющее значение приобретает возраст субъекта социализации - индивида и связанные с ним биопсихологические особенности. В частности, американский психолог и психоаналитик Э. Эриксон (1902-1976) выдвинул теорию "кризисного развития" или "критических периодов", объясняющую изменение отношения человека к социальной среде с точки зрения возрастных этапов. Итак, человеческую жизнь принято делить на три больших периода: становление личности, ее зрелость (взрослость) и старость. Однако возрастные рубежи этих периодов во многом относительны и зависят, в конечном счете, и от социально-экономических факторов, которыми обусловливаются основные фазы, определяющие здоровье, продолжительность жизни и трудоспособность, а следовательно, физический расцвет и старение человека.

В свою очередь, в период становления личности обычно различают детство, отрочество (подростковый возраст) и юность. Эти периоды характеризуются прежде всего быстротой возрастных изменений, сочетающихся с систематическим увеличением контактов индивида с внешним миром, что создает своего рода привычку к подвижности интересов, установок и ценностных ориентации.

Особое значение в этот период приобретает семья как первичная социальная группа (социальная среда), потенциал которой во взаимодействии с новыми социальными факторами продолжает реализовываться, развертываться и на последующих этапах развития личности. Потенциал семьи определяется такими ее качествами, как многогранность структуры и жизнедеятельности семейного коллектива, преобладание основанного на чувстве любви к ребенку эмоционального начала в семейных отношениях и семейном воспитании.

По мере того как ребенок приближается к рубежам юности в первичной социализации, все большее значение приобретают не дидактические моменты, а сама жизнь семьи, то место, которое занимают в ней общесоциальные ценности и отношения. Если в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и свое собственное "Я", и других людей преимущественно через суждения, оценки, поступки родителей, то в отрочестве его решения уже в той или иной мере находятся в зависимости и от сверстников, и от так называемых референтных групп, и от моды, и от общественного мнения .

Актуализация сексуального интереса (а именно в это время молодежные компании становятся все более смешанными) в свою очередь усиливает потребность в социальных механизмах поведения, слабость, недостаточная сформированность которых создает ситуацию "морального вакуума".

Разумеется, эта кризисность переходного периода от детства к взрослости чрезвычайно усложняет определение временных границ третьего периода становления личности - юности, когда усиливается потребность не только в познании, но и в освоении окружающего мира, в поисках оптимальных образов поведения и отношения с другими людьми, изменяется сама форма самоопределения развивающейся личности: в ней все в большей степени проявляется стремление к самоутверждению и самореализации, возрастает активность поведения, а значит, и необходимость в его социальном регулировании. Другими словами, возникают оптимальные условия как для формирования у индивида устойчивых ориентации на нравственные, эстетические ценности той или иной социальной структуры, так и дезориентации еще неустойчивой психики. Подростковая и юношеская "разболтанность" - отнюдь не возрастная особенность. Скорее наоборот, результат определенной дезориентированности тех, кто по характеру своей психики предрасположен к строгой нормативности поступков.

Окончание юношеского периода совпадает с завершением становления личности, обретением ею определенной психической и социально-нравственной стабильности, выявлением своих склонностей и возможностей, с началом нового этапа ее развития в рамках взрослого состояния. Этим этапом и является молодость, которую, следовательно, надо рассматривать не как простое продолжение детства, отрочества, юности, а как расширение и углубление социальной, психологической зрелости, составляющей сущность понятия "взрослость". По-видимому, только такой подход к определению значения молодости в развитии личности может противостоять тенденции инфантилизации молодежи и обеспечить необходимый уровень социальных и нравственных требований к ней.

В свою очередь, в период молодости различаются ранний и поздний этапы (по Б.Г. Ананьеву (1907-1972) 21-25 лет и 26-34 года), предшествующие наступлению полной зрелости. Данная периодизация может быть подтверждена и таким критерием, как возникновение оптимальной возможности гармонизации физических, социальных и психических характеристик индивида. Это происходит примерно в 25-26 лет, поскольку именно к этому времени даже та часть молодежи, которая получает высшее образование, включается в профессиональную деятельность (длительность включения, по мнению специалистов, равна в зависимости от обстоятельств трем-четырем годам) и, кроме того, большинство людей определяет свой личностный статус, создает семью, формирует индивидуальный стиль повседневной жизни в соответствии с социальными структурами, в которые они включены. Отсюда следует, что связанная со всеми этим система индивидуальных ценностных ориентации в ряде случаев оказывается нетождественной системе социетальных ценностей, что объясняется, с одной стороны, плюрализацией потребностей и интересов личности уже на первых этапах ее социализации, а с другой - наличием противоречий между отдельными факторами, взаимодействующими с личностью в процессе ее самоопределения.

Отметим, что между разнообразными социологическими школами Запада и отечественными школами часто существуют диаметрально противоположные взгляды на природу форм и систем социального взаимодействия индивидов в процессе социализации, а также на характер действия механизмов социализации.

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации .

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период . Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость . Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость . Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации , где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.


Продолжая тему активности–пассивности человека как субъекта и объекта процесса социализации, целесообразно выделить две стороны этого процесса: психологическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который вносит сам индивид в процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей. С этой стороны он выступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние, прежде всего, уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.

Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые – неформальные институты – имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которые оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.).

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается им. Известный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

Э. Эриксон (2000) выделяет следующие этапы социализации личности .

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у малыша формируется базовое доверие к миру. Оно проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, он как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за мокрые штанишки.

В возрасте 3–5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, он осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, развивать способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования к нему общества о самоопределении.

На шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Седьмая – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (восьмая стадия) создается завершенная форма эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом его завершении, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

· имитации – копирование детьми поведения взрослых;

· игровая – детское поведение как исполнение роли со значением;

· групповой игры – роль как ожидаемое от нее поведение.

В общении с взрослыми и сверстниками ребенок узнает их мнение о себе, о своих способностях. Опираясь на эту оценку, он формирует представление о себе, самооценку. Окружающие люди выступают для него «своеобразными зеркалами», в которых ребенок отражается. Теория Ч. Кули иногда еще называется теорией «зеркального Я».

А.В. Петровский (1982) выделяет следующие стадии социализации.

Первичная социализация, или стадия адаптации – от рождения до подросткового периода. Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

Стадия индивидуализации появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него – юношеский возраст (18–25 лет), характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Многие отечественные социальные психологи (Андреенкова Н.В., 1970; Андреева Г.М., 2000; Гилинский Я.И., 1971) делают акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий может служить отношение к трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого слова. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности, в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Послетрудовая стадия включает в себя послепенсионный возраст. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

Составляющие социума неравноценны и неодинаково влияют на индивида в различные периоды его становления. Самыми чувствительными в этом отношении являются кризисные периоды в жизни человека, а также экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия, действие которых может быть как стабилизирующей, так и деструктивной.

В разные периоды жизни человека происходят изменения в ее психике. Они могут развиваться медленно и постепенно (эволюционные изменения). В кризисные периоды развития и становления индивида эти изменения внезапно взрываются, развиваются бурно и быстро, приводя к глубоким последствиям. Этот психологический феномен обозначен понятием "возрастные кризисы".

Возрастные кризисы - особые, переходные периоды развития человека, которые характеризуются психологическими изменениями и ею перешиваються.

В современной психологии еще не выработано единого взгляда на возрастные кризисы. Одни исследователи считают их ненормальным, болезненным явлением, результатом неправильного воспитания, другие - видят в кризисах конструктивную функцию, считая их закономерным, неизбежным явлением. Очевидно, более правы те, кто называет возрастной кризис естественным явлением, поскольку в течение жизни ее испытывают все люди. По своей сути она является внутренним конфликтом по поводу жизни, его смысла, главных целей и путей их достижения. Переживания человеком кризиса тесно связано с глубиной и остротой осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с ее способностью к рефлексии. Возрастной кризис вызревает внутри личности, наступления ее обуславливается тем, насколько человек усвоил все, что необходимо было овладеть на определенном возрастном этапе.

Традиционно выделяют кризиса детства, подросткового, юношеского, преклонного возраста, зрелости. Кроме кризисных периодов, психология изучает кризисные состояния. По ним тоже бытуют разные взгляды. Например, современный отечественный психолог Наталья Максимова выделяет следующие кризисные состояния в подростковом возрасте: философская интоксикация (интенсивная интеллектуальная деятельность, направленная на самостоятельное решение "вечных" проблем - смысла жизни, назначения человечества и тому подобное); кризис потери смысла жизни (сопровождают ЕЕ выводы о бессмысленности жизни вообще, что повышает риск подросткового суицида); аффективно-шоковые реакции (возникают в ответ на внешнюю психотравмирующую ситуацию - нападение бандитов, смерть родственников и тому подобное, продолжаются, как правило, недолго и могут вызвать реактивную депрессию, посттравматический стресс).

Периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни, то есть на меру его включения в общественную деятельность и социальные контакты, особенности усвоения социального опыта и воспроизведения социальных связей. Поэтому она имеет несколько иные возрастные границы. Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст и ранний юношеский возраст принадлежат к разным возрастным периодам, а согласно периодизации социального развития - до единого маргинального (переходного) периода социализации.

По утверждению Е. Эриксона, в течение жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов (рис. 4), которые являются специфическими для каждого возрастного периода, а их благоприятное или неблагоприятное течение предопределяет развитие личности в социуме (нормальную или аномальную линию): кризис доверия - недоверия (первый год жизни); автономия - стыд и сомнения (два - три года); инициативность - чувство вины (три - шесть лет); трудолюбие, усердие - комплекс неполноценности (семь - двенадцать лет); личностное самоопределение, идентификация - индивидуальная серость, конформизм (двенадцать - восемнадцать лет); интимность, коммуникабельность - изолированность, замкнутость на себе (около двадцати лет); забота о воспитании

Рис. 4. в

нового поколения - "погружение в себя" (тридцать - шестьдесят лет); удовлетворение от прожитой жизни - отчаяние (за шестьдесят). В контексте этой концепции становления личности является изменением этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида, меняются его отношения с окружающей средой, а кризис возрастного развития - некоторым согласованию индивидуальных, биологических факторов с социальными. Именно в кризисные моменты обостряется борьба между позитивной и негативной идентичностью, что может вызвать аномальную линию развития.

Идентичность (лат. - тождественный) - сохранение и поддержание личностью собственной целостности, тождественности, непрерывности Истории своей жизни.

Е. Эриксон рассматривал идентичность в двух аспектах: 1) единство органического и индивидуального компонентов (единство физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия); 2) социальный компонент (групповая идентичность - вхождение личности в различные сообщества; психосоциальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества). Каждый из названных аспектов идентичности имеет положительный (каким должен быть индивид с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть) полюса. В противоборстве этих полюсов и формируется идентичность. Кризисный момент обостряет борьбу, в результате которой верх может взять негативная идентичность. Для позитивного развития человека необходимо преобладание позитивной идентичности пороков отрицательной.

Взгляд Е. Эриксона на идентичность как на основной момент в развитии и становлении личности в обществе выводит на проблему общечеловеческого (осознание человеком себя представителем биологического вида, человечества, осмысление его глобальных проблем), групповой (осознание своей принадлежности к определенным группам) и индивидуального (осознание собственной неповторимости, стремление развивать свои способности) уровней идентичности. Среди ученых нет единого мнения о том, развитие какого уровня идентичности является важнейшим для успешной социализации личности. Существует утверждение, что актуализация личности, доминирование определенного уровня ее идентичности, успешное становление индивида в социуме обусловлены общественным (историческое развитие общества и его специфика) и индивидуальным (жизненный цикл личности) время.

Современная отечественная психология большое значение придает проблеме помощи личности в преодолении кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что может совпадать по времени с так называемым кризисом середины жизни человека как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ней смысла собственного бытия и предназначения в обществе. В социологии, других общественных науках таким сдвигом человека соответствует понятие "социальный переход" индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью (лат. - чувствительный) к внешним воздействиям, что нарушает внутреннее равновесие, вызывает появление новых потребностей и тому подобное.

В контексте процесса социализации понятие "кризисные периоды жизни человека" следует рассматривать вместе с категориями "стабильность - нестабильность" развития общества, которые касаются сфер жизни, связанных с общением и взаимодействием людей, с механизмами и способами социально-психологического отражения явлений действительности. Ведь социально-психологическое отражение индивидом, социальной группой социума определяет социально-психологическую стабильность - нестабильность.

Социально-психологическая стабильность - состояние отображения социально-психологических явлений, взаимосвязи общности и личности, при котором ни один Из них не может Существенно изменить социальные отношения в своих интересах.

Социально-психологическая стабильность является одним из аспектов социальной стабильности. Она выражает состояние относительного равновесия, сбалансированности действий социальных групп и индивидов как субъектов социальных и межличностных отношений, которому присущи чувство безопасности, спокойствия, комфорта, уверенность, то есть совокупность отношений, обеспечивающих оптимальные условия нормального общения и взаимодействия. Если социальные группы, индивиды относительно безболезненно приспосабливаются к изменениям во внутренней и внешней социальной среде, то такая стабильность является динамической. Стабильность замкнутой системы (относительно, например, государства - авторитарно-тоталитарный режим, в отношении межличностных отношений в группе - авторитарный стиль взаимоотношений) сориентирована на формирование "социально однородных винтиков". Достигается она в основном за счет субъект-объектных отношений, поучения, запугивания и т. п. и приводит к стагнации (застоя). Слишком высокий уровень социально-психологической стабильности может ослабить жизнеспособность социальной общности, привести ее неспособность адаптироваться к изменениям в социальной среде.

Социально-психологическая стабильность, как и социальная, политическая, экономическая и другие ее формы, взаимосвязана с общественным прогрессом - направлением развития общества, которое характеризуется позитивными изменениями отдельных социальных общностей и индивидов, переходом от менее совершенного состояния к более совершенному и прочее. Источником его являются потребности и интересы людей. Отсутствие возможности для удовлетворения потребностей, развития интересов и ценностей порождает регресс, упадок, стагнацию.

Изучение особенностей влияния каждого этапа жизненного цикла личности на успешность ее социализации с учетом факта стабильности - нестабильности развития общества навело психологов на мысль о необходимости построения двух моделей социализации личности с последующим обобщением их в единой модели. Первая из них рассчитана на относительно стабильное, вторая - на швидкозмінюване социальную среду. При этом следует иметь в виду, что жизненный путь человека охватывает периоды творчества, активности, а также переходные, критические периоды. С учетом этого можно выделить следующие особенности социализации личности:

Социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в стабильные периоды развития общества;

Социализация личности, находящейся на стадии кризиса, в стабильные периоды развития общества;

Социализация личности, находящейся в стадии активности, творчества, в нестабильные периоды развития общества;

Социализация личности, находящейся на стадии кризиса, в нестабильные периоды развития общества.

Стабильность - нестабильность развития общества и индивидуальные особенности развития людей создают разнообразные линии социального поведения и вариантов их жизненного пути.