Твоя татуировка - твой стиль. Выбираем стиль татуировки

16.02.2019

    ДЕПОРТАЦИЯ, ВЫСЕЛЕНИЕ, ВЫДВОРЕНИЕ...

    И. АПАРЫШЕВ

    Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ III класса, г. Москва.

    В справочной литературе под депортацией принято понимать меру уголовного или административного наказания, означающую изгнание либо высылку из государства. Однако в отечественном законодательстве прослеживается разное толкование этого термина и присутствуют синонимически схожие с иным определением понятия. Вытекающие из такой ситуации противоречия порождают правовые коллизии.

    Противоречивое понятие

    Изменения в миграционной политике России начались в результате распада СССР в 90-х годах. С этого периода целенаправленно формируется законодательная база, регулирующая правоотношения в миграционной сфере. Многочисленные ратификации международных договоров способствовали актуализации отечественных норм и их подведению под общепризнанные принципы.
    Несмотря на это, одним из наиболее дискуссионных вопросов остается соотношение нового миграционного законодательства с советским, и даже дореволюционным. При этом особое внимание уделяется принципу юридического определения термина "депортация". В настоящее время он имеет двоякое значение. Согласно нормам международного права под депортацией принято понимать насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают. В УК РФ действует ст. 356, которая устанавливает уголовную ответственность за жестокое обращение с военнопленными и гражданским населением, которое может быть выражено в депортации гражданского населения, разграблении национального имущества, а также в применении в вооруженном конфликте запрещенных международными договорами средств и методов.
    Однако обострение миграционных проблем, вызванных засильем нелегальных эмигрантов из стран постсоветского пространства, заставило ввести в законодательство ряд правовых норм, согласно которым термин "депортация" становится мерой административного принуждения.

    Мера административного принуждения

    Термин "депортация", определяющий меру административного принуждения, встречается в следующих Федеральных законах: от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах"; от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
    Рассмотрим, как эти законы раскрывают понятие депортации в качестве меры административного принуждения.
    Закон N 115-ФЗ. Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в стране (п. 1 ст. 2).
    Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче подобного разрешения, подвергался депортации.
    Кроме того, вид на жительство иностранному гражданину также не будет выдан, а ранее выданный аннулируется в случае, если он когда-либо депортировался.
    Таким образом, данный Закон ставит случай депортации в один ряд с финансированием терроризма, нарушением конституционного строя РФ, а также с наличием судимости за особо тяжкие преступления.
    Закон N 4528-1. Согласно ст. 13 депортация применяется в отношении следующих лиц, отказывающихся от выезда в добровольном порядке:
    - получивших уведомление об отказе в признании беженцем, об утрате либо лишении такого статуса;
    - не имеющих каких-либо законных оснований для пребывания на территории РФ;
    - утративших временное убежище.
    При этом п. 5 рассматриваемой статьи определяет, что осуществление депортации отнесено к компетенции Федеральной миграционной службы (ФМС).
    Закон N 114-ФЗ. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации, основанием которой является решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, выданное ФМС (ст. 25.10).
    В случае если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено подобное решение, то он должен выехать из РФ в течение 3 дней, если ему сократили срок проживания или временного пребывания, и в течение 15 дней, если его разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы.
    Таким образом, мы видим различную трактовку одного и того же понятия в УК РФ и разных федеральных законах.
    Анализируя западную практику, можно констатировать, что в других странах термин "депортация" и механизм административного выдворения имеют разные названия. Так, в законодательстве целого ряда зарубежных государств (Германии, Японии, Франции, США и др.) для определения формы удаления из страны ненужных субъектов употребляются термины "высылка", "изгнание" и т.д.
    Однако п. 1 ст. 61 Конституции РФ гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. По сути, это единичное употребление данного определения в отечественном законодательстве.

    Административное выдворение

    Особый научный интерес вызывает соотношение терминов "депортация" и "административное выдворение". Основные положения последнего установлены в ст. 3.10 КоАП РФ. На первый взгляд, два этих термина абсолютно синонимичны и имеют идентичное значение, однако на практике все выглядит иначе.
    В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут применяться следующие санкции:
    - предупреждение;
    - административный штраф;
    - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    - лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    - административный арест;
    - административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
    - дисквалификация;
    - административное приостановление деятельности;
    - обязательные работы.
    Такое отнесение административного выдворения к возможным санкциям говорит о том, что оно все же является наказанием и применяется при пресечении правонарушений.
    При этом данная мера заключается в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу России за ее пределы.
    Отличительными чертами механизмов депортации и административного выдворения является то, что первая осуществляется органами ФМС, а второе - пограничными службами ФСБ. Кроме того, основанием для депортации является решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, а для административного выдворения - решение суда.
    Несмотря на это, у многих специалистов смежных отраслей права возникает четкое представление о том, что депортация - это некий всеобъемлющий процесс удаления из страны нежелательных субъектов, а вот выдворение - это конкретное решение по определенному лицу.
    Таким образом, можно говорить о своего рода юридической неопределенности и периодически встречающемся непонимании этих норм. Вероятно, это вызвано тем, что в отечественном законодательстве встречаются разбросанные упоминания синонимичных терминов на уровне федеральных законов, кодексов и даже Конституции.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

2. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16

6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

10. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

Депортация — это термин, который употребляется в современном обществе чаще всего в отношении лиц, незаконно проживающих на территории того или иного государства и их высылают за его пределы. То есть, с такой проблемой могут столкнуться только те люди, которые являются гражданами одной страны, а проживают в другой и при этом нарушают ее законы: имеют просроченную визу, тайно пересекли границу и т.п. При этом, в соответствии с современным законодательством, человек не может быть депортирован из государства, гражданином которого он является.

Однако, так было далеко не всегда. Ранее, закон позволял депортировать граждан, проживающих в государстве на законных основаниях и насильно направлять их в другие страны, либо в иные поселения внутри государства.

Самый яркий тому пример, это депортации, проходившие в СССР во время второй мировой войны. Тогда, целые народности выдворялись из родных мест из-за того, что правительство считало их недостойными доверия. Так, в 1944 году с Северного Кавказа были несправедливо выселены чеченцы и ингуши, которых обвинили в пособничестве фашистам. Позже, европейский парламент признал данные события геноцидом чеченского и ингушского народа .

Забери к себе:

Что такое депортация

Если говорить простым языком:

Депортация это принудительное изгнание человека, либо целой группы людей в другую местность. Как правило, вынужденное переселение проходит с применением силы и люди не имеют права отказаться покидать местность, где проживают. Так же принято, чтобы такие выселения проводились с участием представителей власти (полицейского или военного конвоя).

Само понятие «депортация» впервые было использовано во Франции, ориентировочно в 17-18 веках. Тогда, в соответствии с «законом о подозрительных», граждане насильно переселялись в Гвиану. При этом такая ссылка могла быть как временной, так и пожизненной. Здесь все зависело от причин, по которым выселялись люди. Как правило, такая мера принималась в отношении граждан совершивших политические или уголовные преступления. Позже во Франции на двух островах были построены специальные лагеря, куда отправляли депортированных. Однако, в конце 19 века, в государстве отказались от данного вида наказания.

Депортацию использовали и в других странах. Так в конце 18 века в Великобритании, после присоединения к ней Акадии и Новой Шотландии, которые ранее были французскими территориями, в течение девяти лет было депортировано свыше 10 тысяч человек. Высылке подлежали практически все франкоязычные жители этих мест. Людей отправляли на Мальдивские острова, которые тогда являлись английской колонией. Причем, до места добралось менее 5 тысяч депортированных. Остальные не выдержали тягот пути и умерли в дороге, так как их перевозили в нечеловеческих условиях, заперев в трюмах кораблей.

Депортация во время второй мировой войны

В указанный период многие народности СССР также выдворялись из мест своего проживания. Чаще всего такие меры предпринимались к людям, которые жили на границах государства и не внушали доверия властям. Из-за сомнений и вечных поисках виновных — несправедливо страдали целые народы, сыновья которых воевали на фронте и не могли помочь своему народу, а часто даже и не знали, что их семью депортировали.

Так, из родных мест были вывезены многие жители населенных пунктов, которые временно были оккупированы фашистами. В периоды войн были депортированы чеченцы и ингуши, которых обвинили в лояльности к фашистам. Принудительному выселению подвергались и немцы проживающие на территории Советского Союза, а так же турки, финны, карачаевцы, болгары и т.д. В основном, таких невольных переселенцев отвозили в Казахстан, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.

Депортированные при этом делились на две категории. Одни переселенцы могли спокойно жить в населенным пункте, ничем не отличаясь от других граждан. Единственное, что они не имели права переезжать в другие города и села. Были среди вынужденных «беженцев» и те, кто был лишен практически всех гражданских привилегий. Эти люди должны были регулярно приходить к контролерам и отмечаться. При этом, они были вынуждены содержать за счет своих зарплат контролирующую их комендатуру.

Но, со временем, контроль за населением, депортированным во время войны, немного ослаб и люди стали постепенно возвращаться в родные места. Например, большинство чеченцев и ингушей вернулись на Северный Кавказ в конце 50-х годов.

Интересен и тот факт, что после окончания Великой отечественной войны, волна массовых депортаций прокатилась практически по всей Европе. Тогда многие государства массово выселяли немцев, которым предписывалось ехать в Австрию или Германию. И это несмотря на то, что в тот период (с 1945 года) подобные меры уже были запрещены законом. Однако это не остановило правительства европейских стран, приходивших в себя после нападения на них фашистской Германии. Тогда людей немецкой крови не только выселяли, но и зачастую «раскулачивали», а также применяли к ним физическое насилие, сажали в лагеря и т.д.

Депортация в наши дни

Сейчас «внутригосударственная» депортация официально считается нарушением человеческих прав. Ни одна страна не может выселить своего гражданина против его воли. Также власти страны не могут запретить въехать на свою территорию человеку, имеющему соответствующее гражданство.

Однако любое государство может применять данную меру наказания по отношению к людям, которые незаконно находятся на территории их страны.

Человек может быть депортирован если:

  • Он не покинул государство до истечения срока действия полученной им визы;
  • Пересек границу, не имея на то разрешения;
  • Нарушил правила проживания в государстве и т.д.

Депортация является сложным и длительным бюрократическим процессом и, зачастую, на вынесение решения по выселению человека уходят недели или даже месяцы. Массовые депортации теперь также вне закона и решения принимаются отдельно по каждому случаю.

Прежде чем выселить человека, его ситуация тщательно изучается. А самому гражданину предоставляется возможность объяснить, почему он, по его мнению, не может быть депортирован.

Забери к себе:

В наши дни, как правило, высылке не подвергаются люди, которые попросили политического убежища и еще не получили отказа, беженцы, а также те, кому угрожает опасность в том государстве, гражданами которого они являются. Прежде всего, это люди, страдающие от притеснений из-за своего вероисповедания, национальности, цвета кожи и прочее. И, конечно же, из страны не могут быть высланы дипломаты других государств.