Инструкция
Убедитесь, что у вашего молчуна все в порядке со слухом. Обратите внимание, как реагирует на ваши слова. Понимает ли он ваши просьбы? Развита ли у него пассивная речь? Обратите особое внимание на взгляд . Малыш, который плохо слышит, очень внимательно следит за мимикой . Если речь идет о взрослом, задайте себе и ему вопрос, не стал ли он хуже слышать.
Если вы не особенно болтливы, преодолейте свою любовь к молчанию. Побольше разговаривайте с молчуном. Он мог унаследовать молчаливость и от вас. Кроме того, он должен понять, что может быть интересно. Обсуждайте все, что видите вокруг. Рассказывайте малышу, что случилось за день, и не забывайте его спрашивать, как он провел день в яслях или у бабушки. В конце концов малыш поймет, что от него ждут ответа, и начнет говорить. Со говорите об интересных для него вещах. Так вы скорее вызовите желание ответить. Старайтесь быть компетентным в том, о чем говорите.
Создавайте игровые ситуации, в которых молчун должен будет что-то попросить. Например, загородите проход в детский уголок предметом, который ребенок не способен сам сдвинуть с места и не может через него перелезть. Если ребенок просто потянет вас за руку и попытается показать жестами, что нужно предмет сдвинуть - сделайте вид, что вы не . Но слишком не упорствуйте и не доводите ребенка до слез. Не добивайтесь, чтобы он заговорил сразу, а лучше придумайте еще подобные ситуации. Это можно проделывать и со взрослыми, но ситуации, конечно, будут другими.
Не надейтесь, что ребенок сам начнет говорить, если вы будете ему много книжек. Читать, конечно, необходимо, как и показывать малышу мультфильмы. Но все это нужно обсуждать . Задавайте вопросы, на которые ребенок должен будет дать ответ, хотя бы односложный. Со взрослым молчуном просто обсуждайте прочитанное вместе. Старайтесь читать те же книги, что и он, чтобы быть в теме.
Детские руки - ваши надежные помощники. Развитие речи ребенка непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Создайте дома развивающую среду. У него должно быть достаточно игрушек на застежках. Мозаик, конструкторов. Разговорить взрослого помогут любые общие дела, даже уборка в квартире, когда вы вынуждены будете общаться и о чем-то договариваться.
Учтите, что человек охотнее всего говорит о том, что ему интересно. Старайтесь увлечь ребенка разными занятиями. Выбирайте для него книжки с яркими , водите на спектакли. Кстати, взрослый молчун тоже может заговорить, если что-то потрясло его воображение.
Обратите внимание
Бывают дети, которые великолепно манипулируют игрушками и придумывают даже в два года довольно сложные сюжеты, но все это - без единого звука. При этом они отлично понимают, что им говорят. Если же ребенок реагирует на ваши слова неадекватно, нужно немедленно обратиться к врачу. Чем раньше будет выявлена причина нарушения слуха - тем больше шансов, что удастся обеспечить ребенку нормальное развитие.
Никогда не сюсюкайте, даже если ребенок еще очень мал. Говорите понятно и четко, но не подражайте детской речи.
В разговоре с ребенком старайтесь не употреблять витиеватых предложений и непонятных слов. Конечно, в какие-то моменты новые слова необходимы. Постарайтесь ребенку их объяснить.
Мозаики и конструкторы для маленького ребенка должны быть с достаточно крупными деталями. Детали не должны пролезать в нос или в ухо.
Источники:
Екатерина Морозова
Время на чтение: 11 минут
А А
Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.
Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…
Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?
Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.
Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).
Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».
Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.
В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.
Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .
Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.
Сайт сайт предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Здравствуйте, уважаемые психологи, у меня вот такая проблема Год назад познакомилась с молодым человеком. Он при первой нашей встречи мало говорил, мне приходилось "сглаживать нелепую ситуацию". Например, первая спрашивала чем занимается, где работает, увлечение его и так далее, видно было, что стесняется. Потом мы через неделю начали встречаться, он водил меня в кино, в кафе и так далее, мы гуляли. все у нас было хорошо. За исключением одного, он продолжал молчать, то есть говорил, только тогда, когда я его спрашивала, причем односложно. Приходилось тянуть каждое слово. Но я с ним продолжала встречаться потому что он все таки шутил, и шутки я его понимала. Такие нелепые какие то шутки я очень люблю. А еще он всегда был не против ко мне приехать по выходным (он живет в Ишимбае, я Стерлитамаке), не алкоголик, работает, не курит. Именно это меня и подкупило. Ну и внешне мне он нравится. Только вот вся беда в том, как ни крути, он действительно не любит ничего рассказывать вообще, если не спросишь. Меня это начинало раздражать, я начинала это понимать, что он такой человек. И где - то через два месяца я захотела расстаться, причем настроена была серьезно. А он не отпускал меня. Говорил, что не хочет, что любит меня. Меня это так все подкупало, его терпенье, то что любит меня несмотря на то, что я постоянно ору на него. И мы так и продолжали встречаться. В результате сейчас год как мы встречаемся, даже чуть больше, год и 4 месяца. За этот год постоянно ссоры, постоянно. Я начинаю всегда первая, в основном из за того, что он молчун, а мне хотелось бы чтобы он был такой же искренний и открытый, а не такой закрытый и односложный тугодум. А еще из за того что он не романтичный, ни разу не сделал романтический ужин, ни разу не придумал романтическую ситуацию (лепестки розы раскидывать например на кровати и так далее). При чем я понимаю, что вначале отношений можно стесняться девушку, но сейчас когда год прошел, он до сих пор странно себя ведет. Я не прошу каждый день романтики у него, но хотя раз в пол года можно уж придумать, что то нежное и романтичное. А еще он редко говорит мне ласковые слова, только в конце нашего разговора по телефону "люблю, целую, пока" и когда расстаемся по домам. А так вообщем редко слышу "хорошо выглядишь" "красивое платье" "милая" "любимая" и так далее. Вот если бы он почаще говорил комплименты я бы не была такой грустной. Если бы всегда с уверенностью говорил мне комплименты, я бы была очень рада. Я с ним много раз об этом говорила, что мне не хватает от него. Он соглашался со мной, говорил, что исправится и так далее. А он на некоторое время менялся, а потом продолжал оставаться собой (молчун и не романтичный).
Но должна признаться, что у меня никогда не было таких долгих отношений за 24 года, ему 25. Мне кажется что только благодаря его терпенью мы так долго встречаемся, наверно другой давно бы сдался. Я максимум встречалась с парнем 4 месяца, а с ним уже почти полтора года. Мне всегда попадались те которых я не люблю. К тому же они были все алкоголики какие то если честно. А мне не хотелось бы чтобы мой будущий муж пил, потому что отец мой был еще тот алкоголик всегда. и маму бил и все такое. вообщем страшно вспоминать, поэтому то я и не встречалась с такими, хотя как ни странно они были все болтливые.
Итак сейчас у меня стоит вопрос продолжать ли мне быть с человеком, который меня не удовлетворяет в плане общения. Просто понимаете, так надоедает, что постоянно я что нить рассказываю, а в ответ ничего. абсолютно. Или если он начинает рассказывать, то неуверенно, я ему говорю рассказывай по уверенней я тебя не съем. Из за этого я какая то неудовлетворенная. Не знаю что и делать и расставаться с одной стороны надо, а с другой не могу, кажется что никого больше не встречу или опять же будут попадаться какие нить алкоголики.
Мы пока не поженились с ним. но в планах есть. и вот я представила такую жизнь молчаливую о боже я же не смогу так. мне так грустно. что делать. со мной никто так долго не встречался встречу ли я кого нибудь еще если расстанусь с ним. Он сам сейчас уже дает свободу. говорит "делай как хочешь, хочешь расставайся"
Понимаете он как будто чего то боится, боится показать свои чувства, как будто внутри него что то сидит. из за чего он такой не искренний и не открытый. Из за этого его и в армию не взяли из за того что молчун. мы даже когда в кафе сидим, он стесняется. Дома он более менее. может его надо к психологу повести. Помогите ПОЖАЛУЙСТА, МОЖЕТ совет какой дадите, как быть? как общаться с такими людьми? заранее спасибо. Ведь с другой стороны он хороший.
Катя, здраствуйте.
Говорливость или молчаливость - это фундаментальные характеристики личности человека. И пытаться их изменить - занятие, мягко говоря, бесполезное.
Так что, если Вы выбираете жить с этим человеком, лучше раз и навсегда отказаться от всяких попыток его переделать. Если Вы хотите получить от него какие-то проявления романтики, то, во-первых, имеет смысл запастись терпением и снисходительностью и тогда, однажды Вы получите от него возможно неуклюжее, но очень искренне что-то.
Да, "делать красиво" не его сильная сторона. Но зато... верность и надежность и терпение - это его качества. Насколько они важны для Вас? Насколько они ценны для Вас? Готовы ли Вы ради этого поступиться тем, что парень не умеет ухаживать красиво? Если романтические ухаживания и умение поговорить для Вас, действительно, являются приоритетными, Вам всерьез стоит подумать о том, с тем ли человеком Вы связали свою жизнь.
Если же Вы чувствуете, что он все-таки "Ваш человек", то вот что Вам будет полезно знать молчунах. Молчуны являются молчунами, потому что они мыслят не словами. И чувства свои выражают тоже не словами. Они думают и выражают свои чувства невербально, то есть телесными реакциями. Иногда реакции эти могут быть очень тонкими. Ресницы задрожали, или частота дыхания изменилась. И еще молчуны не совершают много лишних действий, но берут и делают сразу самое главное.
Чтобы разговорить молчуна, на него не надо давить. Ему необходимо помогать сказать, что он хочет. Для этого необходимо учиться улавливать, когда он хочет что-то сказать. И в этот момент не торопить его, а то он собьется Помочь ему выразить, то что он хотел сказать могут вопросы типа: "Ты сейчас хочешь сказать....(дальше выдвигаете свою версию, угадываете, фактически). И вновь внимательно слушаете. Если кивает, то считайте, что он уже сказал. Если не угадали, и он отрицательно мотает головой, мягко (!) предлагаете ему самому попытаться все же сформулировать мысль.
Стеснительность очень часто может формироваться у людей такого склада, потому, что их с детства не понимали и "записывали" в категорию "недотеп", просто потому, они молчали там, где другие говорили. Между тем молчуны бывают очень мудрыми и глубокими людьми.
Никогда не стоит сердиться и обижаться на молчуна за то, что он молчун и тем более его ругать за это требовать вести себя по-другому (почему, я писала в самом начале).
В общем, чтобы общаться с такими людьми, необходимо научиться всегда подходить к ним "с другой стороны", с той, с которой "он хороший".
А к психологу сходить можно и может быть очень полезным и продвигающем, если не "его отвести, а сходить к психологу вдвоем, как пара, ставящая задачу улучшить взаимопонимание качество общения.
Всего доброго,
с уважением,
Алёхина Елена Васильевна, консультации в Москве и в skype
Хороший ответ 5 Плохой ответ 1Всякий ребёнок - личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников.
Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:
8 недель - малыш интонационно выражает радость и недовольство;
3 месяца - появляется агуканье и повторение некоторых звуков;
5 месяцев - кроха начинает повторять слоги;
12 месяцев - в детской речи возникают первые словечки;
24 месяца - маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;
2, 5 годика - время появления многочисленных вопросов;
3 года - ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;
4 года - малыш говорит на понятном взрослому языке.
Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.
Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».
Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.
Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.
Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно . Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.
На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:
Недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;
Недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором - возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);
Осложнённая родовая деятельность;
Приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);
Патология органов слуха - речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.
Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.
Некоторые родители уделяют время лишь уходу за ребенком, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.
Прежде всего, чтобы захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику - именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.
Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Малышу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.
Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.
В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:
Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;
Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек - пуговок, молний, липучек, шнуровок;
Нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;
Перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;
Забавы с различными вкладышами;
Разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;
Игры с пластилином или мягким тестом.
Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.
Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!
Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:
1. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.
2. Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.
3. Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего - она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая малыша к вам присоединиться.
4. Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ - произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.
5. Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.
6. Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ - «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.
7. Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.
Дети в детском саду начинают развиваться быстрее, ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.
Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль - развитие слухового восприятия.
Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты - свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.
Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.
Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.
Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:
8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;
3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;
5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;
12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;
24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;
2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;
3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;
4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.
Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.
Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».
Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.
Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.
Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.
На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:
Недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;
Недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);
Осложнённая родовая деятельность;
Приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);
Патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.
Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.
Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.
{reklama2}
Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.
Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.
Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.
В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:
Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;
Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;
Нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;
Перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;
Забавы с различными вкладышами;
Разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;
Игры с пластилином или мягким тестом.
Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.
Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!
Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:
1. Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.
2. Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.
3. Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.
4. Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.
5. Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.
6. Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.
7. Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.
Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.
Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия.
Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.
Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность.
Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.
Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.