Как помочь первокласснику в учёбе. Как помочь первокласснику. Каникулы в обычной школе

06.04.2019

Начало школьной жизни, один из самых тяжелых периодов для учеников. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние. Дети могут начать чувствовать психологический дискомфорт, стать более раздражительными, страдать от нарушений сна, испытывать постоянную усталость и головные боли. Подобное состояние объясняется вынужденной перестройкой организма к изменившимся условиям или адаптацией. Чтобы данный период прошел максимально легко, маленьким ученикам необходима помощь и поддержка родителей.

Виды адаптации

Условно адаптацию первоклассника к школе можно поделить на два вида: социально-психологическую и физиологическую . Первый вид адаптации заключается в установлении контактов и налаживании отношений с детьми и учителем. Второй – связан с возможными проблемами со здоровьем, которые нередко возникают у учеников в течение первых месяцев посещения школы. Во время привыкания к школе дети могут сильно уставать, капризничать, часто болеть и даже худеть.

Признаки плохой адаптации

Адаптационный период может длиться от одного месяца и даже до года. Во многом его продолжительность зависит от личности ребенка, его уровня подготовки к школе, особенностей программы и многих других факторов. Некоторые дети быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал. Другие с легкостью сходятся с людьми, но учеба им дается тяжело. Третьи с трудом усваивают материал, не могут поладить с одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее:

  • Ребенок не желает рассказывать взрослым о школе и школьных делах.
  • Ребенок не хочет ходить в школу, хитрит, чтобы остаться дома.
  • Ребенок стал раздражительным, слишком нервным, начал бурно проявлять негативные эмоции.
  • Ребенок в школе ведет себя пассивно: пребывает в подавленном настроении, невнимателен, не общается и не играет с другими детьми.
  • Ребенок в школе часто плачет, тревожен, боится.
  • Ребенок в школе часто ссорится с одноклассниками, демонстративно или активно нарушает дисциплину.
  • Ребенок слишком тревожен и пребывает в постоянном эмоциональном напряжении, часто болеет, сильно утомляется.
  • У ребенка наблюдается снижение массы тела, низкая работоспособность, синяки под глазами, бледность.
  • У ребенка нарушается сон, снижается аппетит, нарушается темп речи, его мучают головные боли или тошнота.

Как помочь первокласснику учиться.

В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

Будьте рядом!

Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.

Главное - чувство меры!

Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать" границы возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.

Мелочей нет.

Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.

Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки - не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства - ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.

Как делать домашнее задание

Организация приготовления уроков

  • Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.
  • Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
  • Тщательно проветривайте комнату.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.
  • Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.

Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.

Памятка

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
  • Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
  • Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг - вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!

Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика - это внимание взрослых.


Как научить ребенка правильно реагировать на дразнилки

По-моему, каждый человек проходит через подобное: «Рыжий, рыжий, конопатый…», «Эй, очкарик!», «О, бочка родила сыночка!». В первом классе, когда дети приглядываются друг к другу, прозвища порой возникают на ровном месте. Психологи советуют не обращать внимания на обидчиков. «Включать игнор», однако, это умеет и не всякий взрослый, хотя на самом деле самый действенный метод. Постарайтесь объяснить ребенку, что иначе получается замкнутый круг. Тех, кто обзывается, «заводит» ответная реакция, будь то слезы или угрожающие выпады. Значит, нужно научиться сдерживать обиду, а еще лучше не обижаться совсем. В классе, наверняка, найдутся другие ребята, с кем общаться приятно и легко, вот на них и посоветуйте ребенку переключить внимание. А с задирами – не водиться.
Популярные люди, успешные сегодня и уверенные в себе, тоже страдали от насмешек одноклассников.
Еще один хороший способ отвлечь ребенка от собственных обид, это рассказать ему о том, что кумиров современности тоже дразнили в детстве. Роберт де Ниро носил прозвище «Боби Молоко» за свой бледный вид. Диму Билана обзывали Белкой. Вин Дизель, сейчас воплощение мужественности и силы, мучился в школе из-за клички «Червяк». А Брюс Уилисс, герой «Крепкого Орешка», заикался, чем тоже давал немало поводов для насмешек.
Возможно, ваш первоклашка еще не знает многих «звезд», но в этом случае не грех и приврать. Придумайте любые прозвища его кумирам. Поверьте, ребенку станет легче от того, что не он один является мишенью для острословов.
Расскажите о собственном опыте, только не нагнетайте, а наоборот, постарайтесь найти в этих ситуациях что-то веселое. Сместите акценты, подурачьтесь вместе, придумывая разные безобидные прозвища. И, конечно, главное, постоянно внушайте малышу, что он любим, и для родителей – . Это добавляет уверенности, и никакие дразнилки не пошатнут ее.

Как помочь ребенку влиться в коллектив

Дети уже немного привыкли друг к другу, но дружба и вражда в начальной школе непостоянны. Вчерашний обидчик может завтра оказаться приятелем. Еще и поэтому важно учить ребенка не реагировать остро на дразнилки. Дети же только учатся общаться и правильно выражать свои эмоции. Психологи уверяют, что зачастую мнимые обиды возникают именно из-за этого.
Учите детей различать дружеское подтрунивание и оскорбительные выражения.
Если ребенок жалуется, что в школе его обижают, не спешите сразу кидаться на амбразуру, а выясните, кто и как именно. Мой сын как-то с содроганием в голосе сообщил, что друг его дразнит. «Я больше с Васей не дружу!», – был приговор. В беседе картина прояснилась. Вася всего-навсего назвал его малышом, потому что наш первоклашка носил в школу сок, на котором написано «от 3-х месяцев», глазастый приятель разглядел и поднял на смех. «Что же тебя обидело?», – спросила я. – «Ведь не ДО 3-х!».
«Он смеялся надо мной!». Мы поговорили с сыном на эту тему и выяснили, что относиться к себе слишком серьезно – просто нелепо. Вспомнили капризных принцесс и чванливых принцев, которые в итоге остались без друзей.
Объясняйте ребенку, показывайте на примерах, как важно уметь смеяться над собой и не цепляться к мелочам.
Но действуйте осторожно, тут главное не перегнуть палку: роль шута или мальчика для битья явно не нужна вашему ребенку. Школьник уже в состоянии понять, что такое гибкость, почувствовать нюансы общения. Если в компании он ощущает себя на последних ролях, это не значит, что компания плохая. Может быть, просто нужно сменить круг общения. Или чуть изменить собственное поведение.
Развивать кругозор и разносторонние интересы у ребенка – значит, стимулировать его на общение и продвигать по социальной лестнице.
Такое высказывание звучит напыщенно, но это не только рекомендация психологов, а правда жизни. Чем шире у ребенка круг интересов, чем больше он видел и знает, тем больше вероятность найти единомышленников. Например, одному тихоне из нашего класса, который из скромности страдал в одиночестве, мудрый педагог посоветовала на переменках заняться оригами. Склонный к спокойным занятиям мальчик с энтузиазмом принялся за дело. К парте, заваленной бумажными лягушками и самолетиками, потянулись ребята. Скромный «конструктор» щедро делился поделками. Он не стал душой компании, но и букой тоже теперь не выглядел, и все признали, что у него умелые руки и отзывчивый характер.
У ребенка обязательно должна быть какая-то внешкольная деятельность. Спорт, танцы, рисование – возможностей масса, только выбирай! Увлеченные натуры притягивают внимание, легче переносят стресс, у них есть любимое дело и друзья-коллеги в кружках.

Кому задают домашнее задание, кто собирает портфель

Прежде чем пустить ребенка на глубину, надо научить его . Некоторые все же бросают, и дети выплывают, но стоит ли рисковать? Я не стала, и вам не советую. Первые недели учебы, когда ребенок привыкает к домашним заданиям, нужно посидеть рядом, пояснять, подсказывать, поправлять. А вот во второй четверти стоит отпустить «вожжи».
Идеальный вариант, на мой взгляд, когда ребенок делает домашнюю работу самостоятельно, но имеет возможность задать родителям вопрос по теме, уточнить задание. Самостоятельность в этом вопросе принципиальна. Ведь кто учится? Мама? Папа? Нет, от нас требуется только помощь.
Приучите к элементарному порядку: достал дневник, посмотрел расписание на завтра, приготовил учебники и тетради для выполнения домашнего задания. Некоторым удобней сначала взяться за сложные предметы, оставить легкое на десерт. Другие предпочитают трудиться по возрастающей. Пусть ребенок попробует и так, и эдак, и выбирает сам.
Объясните алгоритм действий. К примеру, у нас висит такой плакат-напоминалка:
  1. Прочитай задание.
  2. Внимательно прочитай задание.
  3. Подумай, как выполнить.
  4. Сядь ровно, вздохни глубоко.
  5. Записывай, проговаривай вслух.
Есть притча о мудром отце, который дал сыну удочку и научил ловить рыбу, вместо того, чтобы каждый день просто делить с ним собственный улов. Думается, выполнение домашнего задания та же рыбалка. Ребенку нужно учиться учиться, набивать собственные шишки, иначе проблем с инфантилизмом не избежать.
Немного по-другому лично я отношусь к навыкам самообслуживания. Проще говоря, мне не в напряг самой повесить рубашку за сыном или потихоньку проверить, как он собрал портфель. Это не означает, что я не учу его аккуратности и собранности. Просто учитываю и делаю скидку, если устал, или, например, мы торопимся на тренировку.
Будьте снисходительны к своим детям. Помогайте им , уверенней в себе, дарите им свою любовь и поддержку!
Любой школьник рано или поздно научится правильно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, собирать портфель, одеваться по погоде, не забывая в школе куртку или ботинки (нередки случаи, когда первоклашки убегают домой прямо в босоножках по лужам). Мне кажется, это не такие принципиальные моменты, чтобы заострять на них внимание в сложный период начальной школы. Не ругайте своих неряшек и забывашек! Лучше вместе посмеяться: да ты сегодня прямо рассеянный с улицы Бассейной. И в следующий раз, собираясь вместе из дома, проведите веселую «инвентаризацию»:
- Две руки, две ноги, рубашка, брюки, сапоги! Голова, два уха, собирайтесь мухой!
Для девочек наша замечательная учительница придумала такой стишок:
- Вот , вот улыбки, юбка, кофта, нет ошибки!
Словом, всячески поддерживайте ребенка, лучше отнестись легкомысленно к его школьным огрехам, чем проявить лишнюю суровость. Ведь тот не ошибается, кто ничего не делает. А если…

Первоклассник не хочет ничего делать

Так не бывает. Ребенок наверняка хочет катать машинки или кормить кукол, вопить и скакать или устроиться с книжкой на диване, примерять мамины бусы или корчить рожи перед зеркалом.
Не хочет делать уроки? Лениться читать? Отказывается ? Не хватайтесь за ремень. Не спешите командовать и угрожать. Сначала разберитесь с причинами.
Возможно, школьник действительно переутомился. По статистике, более 60% первоклассников устают и «перегорают» к концу первой четверти. Наступает апатия, которую многие родители принимают за лень. Если это ваш случай, дайте ребенку возможность расслабиться, укладывайте раньше спать, дольше и чаще гуляйте. Ребятам просто необходимо иметь свободное время, когда они могут заняться тем, чем хотят. Лежать на диване? Пусть лежит. Скакать на диване? Пусть скачет!
Но уроки делать все-таки придется!
В период помогайте ребенку больше, чем обычно. Читайте вслух задания, рисуйте и лепите вместе, пишите в его черновике, а он пусть продолжает – вдруг, ваш пример вдохновит его на подвиги. Дайте немного послабления.
Но домашние задания, так или иначе, придется выполнять, это внушите ребенку обязательно. Есть замечательная фраза по этому поводу: «Не хотеть – можно. Не делать – нельзя!».
У ребенка на уровне инстинкта заложена тяга к знаниям. Если он не переутомлен, а учиться все же лень, ищите подходы. Возможно, одолела скука, и стоит расширить круг интересов. Не нравится учитель или не складываются отношения с одноклассниками? Это тоже может стать причиной для отказа потрудиться. Мол, плевал я на эту школу! Или ребенок столкнулся с трудностями и теперь боится снова напортачить, выставить себя на посмешище. В любом случае, вы лучше знаете своего первоклашку, и увидите истинные причины появления в семье этакого ленивца. Тогда и действуйте по обстоятельствам. Беседуйте с учителем, выясняйте атмосферу в классе, в общем, держите руку на пульсе. На пустом месте никогда не появляется вот это «Не буду делать уроки!».
У любого ученика есть сильные стороны. Родители знают их, осталось только научить ребенка проявляться, показать, как это интересно и здорово. И постепенно превратить уроки в приятное времяпрепровождение, когда скучная обязаловка превращается в увлекательную игру, где задания все сложней и сложней. Не торопитесь. Не раздражайтесь. Представьте, что и вы решаете занятную задачку: как заинтересовать ребенка учебой. Меняйтесь местами – пусть ребенок объяснит вам задание, «разжует» трудные места да еще и оценку поставит.
Желаю, чтобы это была не двойка!

Как помочь первокласснику хорошо учиться.

(беседы для родителей)

· Подготовка к школе.

1. Истоки школьных проблем.

2. Пора ли в школу?

3. Чему и как учить до школы.

· Ребенок идет в первый класс

1. Адаптация к школе - что эта такое?

2. Здоровье и школьные нагрузки.

3. Режим первоклассника.

· Школьные проблемы детей и родителей.

1. Со всех сторон - трудности.

2. Что случилось с подчерком?!

3. Семейные проблемы и школьные трудности.

4. Понять и помочь.

ИСТОКИ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Что же такое готовность к школе? Из чего она складывается, чем определяется?

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но и во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются быстрее...

Может быть, нечего им засиживаться дома, пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов. Не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению. Труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего нервно- психические нарушения.

Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей и для взрослых - неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых детей к школе плохо успевают! Значит. Борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы.

Тревогу врачей и педагогов вызывают не только не успевающие, не готовые дети, но и хорошо успевающие. Эти дети выпадают из поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не о чем- ребенок учится-то хорошо!

Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень высокой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к разного рода расстройствам. Этим детям необходимы особые, щадящий режим и особое внимание родителей.

Недостаточная готовность к обучению вовсе не фатальное препятствие которое ученику никогда не одолеть. Можно одолеть, важно только знать и учитывать особенности ребенка на которые может опираться педагог.

Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет или лучше провести еще год в детском саду или дома? Для значительного числа « неготовых» детей режим детского сада лучше, чем в школе, способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. И через год учиться ребенку будет много легче.

Иногда этот год необходим просто для укрепления здоровья, иногда требуется специальный комплекс занятий по формированию психологической готовности к школе, по развитию некоторых функций, важных для успешного обучения. Однако многие родители не только торопятся отдать ребенка в школу, но и настаивают на более интенсивной программе трехлетнего обучения.

Исследования показывают: больше всего не готовых детей в возрасте 5 – 5 с половиной лет - около 80%; в 6 лет таких детей уже намного меньше - 51%, а в 6 с половиной лет - 32%. В 7- летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.

Речь идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет...

К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры_ у него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Что привлекает ребенка в школе? Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жизни - школьная сумка, тетради, учебники, сама школа, новые друзья.

Все это, конечно, еще не отношения к новому виду деятельности , не отношения к учебе как таковой, не желание учиться ради получения знаний, но это - основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание ребенка далеко не всегда совпадает с его возможностями. Хватит ли у него волевых сил для нового образа жизни? ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять новые требования, суть самого процесса учения, требование учителя. Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно капризничать (а в школе этого делать нельзя).

Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивнее общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Специально исследования психологов показали: в игре - эксперименте, когда задания, которое давалось детям, можно было выполнить, только если дети договорятся друг с другом, многие из них вообще не обращали внимание на партнера. Всё их внимание было направлено непосредственно на игру как таковую. Выполнить поставленную перед ними задачу одни не стремились, другие не могли найти нужного взаимодействия, не знали, как это сделать; третьи устойчиво стремились к цели, но посредством соперничества, а не сотрудничества. И только некоторые смогли предварительно согласовать свои действия и действия партнера. Увы, такой уровень взаимодействия оказался скорее исключением, чем правилом...

Умение сосредоточиваться и внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя, так же не всем детям присуще: не мало таких. Кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого не внимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая истощаемость и утомляемость из - за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность - слабые, не развитые возможности управления внимание и запоминанием. Умение и способности действовать по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются. Как правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой - либо деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности, чем это может кончиться? Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо отказываться! Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант... а вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойду впрок, но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.

Еще одну из частых причин родительского замешательства можно выразить формулой: « Он столько знает, а учиться не может!» Увы, определять готовность к школе лишь по запасы сведений и знаний - вечная ошибка и родителей., и, что гораздо хуже, учителей! Услышав от педагогов или еще от кого - то сведущего, что необходимо условие готовности к школе - знать то - то и то - то, родители в своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка толком шнурки завязывать, запихивают в него все возможные сведения. Не считаясь с возрастными особенностями. Не однажды, работая в школах, нам доводилось встречать таких детей.

Вот малыш, плохо произносящий несколько звуков, захлебываясь словами и не понимая смысла, читает: «Как ныне сбилаеться свещей Олег отместить нелазумным халазам..». А был еще один эрудит: знал все созвездия, но не знал на какой улице живет. Третий словно выучил наизусть энциклопедический словарь, но не способен даже на несколько минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс читающими, считающими, словом, перспективными... Проходит пол года - и их обгоняют тем, кто не умел ни читать ни считать, часто они словно не слышать учителя, если он не обращается непосредственно с ним, то есть не работает с ними один на один: так они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой. Они быстро теряют интерес к учебе, если учитель не обращает на них внимания (а он ведь не может разговаривать только с Колей или Катей, когда в классе 30 ребят). И начинают «перспективные» отставать: примерно с середины е первого учебного года учиться им становиться все труднее и труднее. А родители не могут понять в чем дело.

Хотите еще примеров? Ну вот хотя бы такой. При отборе детей в школу учительница записала в сой класс девочку, которой на первое сентября было 5 лет и 4 месяца. «Я была потрясена, - рассказывала учительница,- ребенок так много знал, он мне стихи читал и сказки Ершова рассказывал, и считал... В детский сад девочка не ходила, дома с ней занимались все - и бабушка, и дедушка, и мама с папой. Обещали и в дальнейшем мне помогать. Я и согласилась. Хотя чувствовала, что и мне, и ребенку будет трудно, но сформулировать это четко ни себе, ни родителям не смогла. Видела, что ребенок не может сосредоточиться очень быстро отвлекается, видела, что девочку больше интересовали игрушки (мы беседовали в игровой), а и внешне она была очень маленькой, худенькой. Тогда я не спросила родителей о здоровье ребенка, а оказалось, что « От малейшего дуновения ветерка» он простужается и болеет. Же в октябре мама заметила, что у девочки пропал интерес к школе, она стала жаловаться на головную боль, усталость на то, что в школе трудно, часто утром вставала и говорила «Сегодня у меня выходной, в школу не пойду». А сейчас просто беда, девочка совершенно не усваивает программу по письму, не помнит, как пишутся многие буквы, стала раздражительней, часто без причины начинает плакать» .

И здесь пришлось долго убеждать папу, маму и бабушку (все они пришли с ребенком) , что девочка гораздо лучше будет провести этот год дома, ей нужно больше прогулок на воздухе, закаливающие процедуры, а не сидение за уроками. Надо дать ей окрепнуть, больше уделить внимание развитию координации движений рук (лепка, рисование, работа с мелкими деталями конструктора, вышивание). Хорошо бы отдать ребенка в какую - нибудь физкультурную секцию - это позволит повысить его двигательную активность и будет способствовать контактам со сверстниками (девочка растет в окружении взрослых). К счастью, родители прислушались к нашим советам, и в следующем году адаптация к школе прошла совершенно безболезненно. Сейчас девочка учиться хорошо.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания. Представления о предметах, их свойствах, а прежде всего умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, от чего и почему.

Конечно, наивно надеяться, что наши советы дойдут до всех, тем более «трудных» родителей. Но все же чаще бывает, что ребенок из трудной семьи не полностью заброшен, о нем заботятся если не мама, так хоть бабушка. Вот для тех, кто заботится, а так же и для школьных педагогов, которые всегда могут оценить такую ситуацию, хотим показать ее на примере.

Илья поступил в школу в возрасте 6 лет 4 месяца. В детский сад не ходил, воспитывался бабушкой, а родители мальчика жили отдельно, навещали его редко. Отец страдал алкоголизмом; беременность и роды у матери были тяжелыми. В первый год жизни Илья был очень беспокоен: постоянно кричал, не спал по ночам, часто болел. В развитие ребенка отмечалась задержка: ходить он начал после года, говорить отдельные слова - только к трем годам.

При поступлении в школу он был излишне подвижен, не понимал правил поведения на уроке: вставал, ходил по классу, залезал под парту и сидел там, играя машинкой, сосредоточенно работать мог не больше пяти минут. Запас знаний и сведений, которыми он владел, не соответствовал возрасту: он не имел понятие, где живет, кем работают его родители, ничего не знал о временах года. Заметно была и задержка речевого и моторного развития. Такому ребенку нужно было бы еще год провести в детском саду, ему необходим был комплекс упражнений для выправления речевого и прочих отставаний. А он остался в школе (в детском саду не было место), а потом - на второй год, но так и не смог освоить школьную программу. Решением медико - педагогической комиссии ребенок был переведен в специальную школу. А ведь при специальной коррекции, проведенной во время, такого развития событий, можно было бы избежать..

Попробуем сделать некоторые обобщения.

И так, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления! Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе - уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья. Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка.

Они чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течении беременности и родов, и родовые травмы, и болезни, перенесенные самим ребенком (особенно на первом году жизни). такой ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя он вроде бы уже подошел к школьному порогу...

Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека, чрезмерное натаскивание ребенка. Но в чем тут опасность? В занятиях не по возрасту? Не только. Главное, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнение и пожеланием других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию, и будет самым трудным для таких детей в школе.

… до школы Толя с детьми почти не общался. Мама старался подобрать ему « подходящих» друзей, но сними он играть не хотел. Толе много читали, учили писать, считать, покупали различные игры, все его желания исполнялись беспрекословно. Он склонен был рассуждать, употребляя незнакомые слова. А при встречах с детьми любимым его занятием было спросить: «А ты знаешь, что такое отрицательное число». Если ребенок не знал(а в большинстве случаев так и было), Толя быстро делал вывод «мне с ним не интересно, он ничего не знает» . не чувствовал Толя дистанции и в общении со взрослыми; ведь те взрослые, которые окружали его, полностью ему подчинялись...

Конечно, родители были уверенны: они хорошо подготовили ребенка к школе. И учительница оставалась довольной при вступительном собеседовании. Однако с первых дней стало ясно: Толя боится детей, не хочет вступать сними в контакт, даже из класса стремиться выйти, выждав момент, когда его никто не заденет. В тоже время ему хотелось показать, как много он знает, и поэтому на уроке он мог перебить ученика и учительницу, вставив фразу (не всегда подходящую по смыслу) для того, чтобы привлечь к себе внимание. Скоро ребята стал дразнить его воображалой, умником. Изо всего этого из-за сложности с педагогом(своими репликами Толя часто просто мешал вести урок), а так же из-за двигательной неловкости и связанных с ней трудностями с письмом мальчик совершенно потерял интерес к школе. И стал заметно отставать. А к тому же(как следствие неудач) появилась плаксивость, агрессивность .

Вот тогда мама с Толей обратились к нам за помощью. Очень долгий разговор был с мамой... Она никак не хотела признать ошибки в воспитании ребенка. Нам с трудом удалось убедить ее, что сыну вовсе не нужны те обширные знания, которые она старалась дать ему. И трудности обучения не от того, что «учительница к нему придирается, не любит его», а от того, что мальчик не имеет самых элементарных навыков общения со сверстниками и взрослыми, что не учили его работать да еще ненароком воспитали не уважение и пренебрежение к людям. Так вот, вроде бы из лучших побуждений, но движимые ложные идеи «уединенного развития», взрослые создали ребенку целую гору трудностей... А ведь первое, о чем стоило бы подумать им: школа - учреждение общественное; и здесь важнейшее - это умение работать вместе с другими и строить с этими другими(учителями и детьми) отношения сотрудничества.

А что же делать с теми, кому же семь, но они все равно не готовы к школе? Во - первых, им лучше учиться по программе четырехлетней начальной школы; во - вторых, необходим так называемый щадящий режим в семье и непременная коррекционная работа . Таким детям вторую половину дня желательно проводить не на продленке, а дома - это позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимо; два - часовой дневной сон, 2,5-3- часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности(11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости лечение.

Опыт показывает: у многих детей начало систематического обучения вызывает своего рода»ускорение» . поэтому решить, где будет лучше ребенку - в школе или еще год в детском саду,- не просто. Бывают случаи, когда еще год дома или в детском саду необходим; но может быть и так, что мы лишили ребенка возможности повзрослеть в борьбе с трудностями... Главное, знать и помнить: первое - дети, не готовые к обучению, могут учиться, но требуют специального подхода, отставание само собой не пройдет; второе - психологическая функциональная неготовность ребенка к обучению, как правило, не существует сама по себе, она тесно связана со здоровьем ребенка.

Поэтому давайте подробнее поговорим о том, что должны знать родители о здоровье своего ребенка и что можно и необходимо сделать, чтобы его укрепить, избавиться от тех или иных нарушений еще до поступления в школу.

Редко какая мама говорит, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простудных заболеваний. Постоянные ОРВИ, грипп, ангины , бронхиты - это очень серьезно. Серьезно еще и потому, что далеко не все родители относятся к ним с необходимой озабоченностью. Считается: корь, свинка и другие инфекции - это серьезно, а простуда - нет. Какая большая ошибка! Любое из этих заболеваний (а особенно они часты) значительно снижает возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, часто хронических, заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушения поведения, и как следствие, низкой успеваемости в школе. Болеющего часто ребенка отличишь сразу среди многих детей: он бледен, мало активен, плаксив, у него может быть длительное повышение температуры, плохой сон и аппетит, быстрая утомляемость. Получается как бы замкнутый круг, острые болезни могут порождать хронические, а хронические нарушают нормальное развитие.

Сплошь и рядом до школы встречаются заболевания зубов; к 6-7 годам от 80 до 90 процентов детей имеют кариозные зубы, почти у половины обнаруживаются аномалии к деформации зубо - челюстной системы. А ведь дело не только в зубной боли: ангины, хронические тонзиллиты, заболевания сердца и сосудов, почек, суставов, органов пищеварения в определенной степени развиваются под влиянием болезней зубов.

Очень распространенны заболевания ЛОР - органов(уха, горло, нос). Почему же так нежелательны эти заболевания для будущих школьников? Затрудненное дыхание через нос возникает из - за значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода в легкие и другие органы (и в головной мозг тоже) и приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, а в итоге - к учебным незадачам и отставанию.

Очень важно знать про состояние зрения детей. Среди поступающих в первый класс около 4% детей уже имеют близорукость , и в дальнейшем от года к году их зрение продолжает ухудшаться. В последнее время все более пристальное внимание уделяется детям, которые составляют группу риска по развитию близорукости, или предмиопии. Если ваш ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями, развитие органов зрения может нарушиться, и, таким образом создаются условия для быстрого роста близорукости.

У вашего ребенка повышенный риск развития близорукости, если у него обнаружены:

Слабая дальнозоркость (недостаточный запас дальнозоркости); эти дети требуют ограничения зрительной нагрузки и усиления физических упражнений;

Эммитропия, близорукость, а так же дальнозоркость, если родители страдают близорукостью; эти дети требуют еще более строго ограничения зрительной нагрузки и расширения физических упражнений.

Существуют простейшие упражнения, которые целесообразно проводят во время занятий дома: быстрый перевод взгляда с близкого до удаленного объекта и обратно с интервалом 30 секунд до минуты. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения и особенно благоприятно действует при близорукости слабой степени.

Состояние зрения детей бывает связано с их осанкой. Очень часто дети с плохой осанкой страдают близорукостью. Да и вообще каждый третий ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет здесь проблемы_ асимметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях - искривление позвоночника (сколиоз). Дела с осанкой у наших детей не очень хорошие. А приводит к этим нарушениям родительская беспечность - взрослые не обращают внимания, в какой позе сидит ребенок перед телевизором, за каким столом рисует, играет с конструктором, как ходит, бегает.

И наконец, такая сторона детского здоровья, о которой много говорят, но так неохотно советуются с врачом,- это психическое здоровье. В каждом классе уже с первых дней выделяются дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка. Беспокойные, плаксивые, они очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. В итоге через несколько месяцев надо решать, что делать с ребенком дальше... И может ли он вообще обучаться в массовой школе?

Довольно часто это трагическая ситуация. Попытаемся разобраться: что же представляют собой такие дети? Часто ли встречается подобное? Являются ли для них неизбежными школьные трудности? И когда надо было им оказывать помощь?

Нарушения нервно - психического здоровья, о котором мы говорим, относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

Мы уже говорили, что среди причин нарушения нервно- психического здоровья ребенка наиболее часто встречаются такие, как тяжелое течение беременности или родов матери, перенесенные ею в этот период инфекционные заболевания, прием некоторых лекарств. Родовая травма у ребенка, его частые болезни, особенно до года, любое воспаление, ушиб или отравление- все это может нанести удар по его лишь формирующейся нервной системе.

Один из вариантов общей нервной ослабленности - так называемая невропатия. Ее проявления многообразны:

Повышенная нервная чувствительность, склонность к эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

Быстрая утомляемость при повышенной нервно - психической нагрузке, а так же при шуме, духоте, ярком свете;

Нарушение сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; ребенок плохо засыпает; у него нет потребности в дневном сне);

Нарушения типа энуреза, тиков и заикания. Если родители наблюдают у своего ребенка нечто подобное (вялость, раздражительность, чрезмерное двигательное беспокойство, нарушение сна, ночное недержание мочи, заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица)- необходимо идти к врачу немедленно, чтобы еще до школы провести курс лечения. Иначе, непролеченные, эти заболевания получают от школьных нагрузок такой толчок, последствия которого отзовутся и на здоровье ребенка, и на возможности успешного обучения.

Увы... Даже заботливые мамы, которые согласны показать ребенка любому врачу, к детскому психоневрологу и психиатру идут с большой неохотой и опаской. И только в том случае, когда нет другого выхода... А уж если такое случилось, при беседе с врачом не очень - то стараются откровенно говорить о своих трудностях, пытаются как-то помягче представить поступки, поведения ребенка, что - то оправдать, что - то сгладить. И это все из опасения, что ребенка поставят на учет, не примут в престижную школу и т. д. В подобных случаях родители думают о чем угодно (о «чести мундира», о том, чтобы «быть как все и не отставать от людей»), только не о судьбе ребенка. Не могут они понять: скрывая от врача истинное состояние сына или дочери, обрекают их на обучение непосильных условиях, ставя их здоровье под угрозу срыва. И в итоге часто оказывается так, что забеспокоились лишь тогда, когда помочь ребенку бывает невероятно трудно..

Если не все, то явное большинство родителей, мечтает о послушном ребёнке-вундеркинде, который в дневнике имеет только 5+, и во всех секциях и кружках занимает если не первое, то уж как минимум второе место. Не всем быть гениями, увы, но это так. Да и вспомните, какие оценки сами-то приносили домой, и как часто ваших родителей вызывала расстроенная учительница, рассказывающая в проделках неугомонного школьника. «От осинки не родятся апельсинки». Если школьник не хватает «звёзд с неба», то может спокойный, гармонично воспитанный троечник будет лучше нервного, неуверенного в себе троечника? Ведь он всё равно останется троечником.

Итак, для благоприятного роста и развития юного школяра просто необходим режим и строгая дисциплина. Давайте рассмотрим, как приучить первоклассника к дисциплине.

Как приучить первоклассника к дисциплине

В том случае, если режима не было в дошкольной жизни ребёнка, с наступлением новой школьной эпопеи режим должен обязательно появиться и следовать ему надо всегда.

Уютным семейным вечером возьмите ватман и краски (либо тетрадный лист и ручку) и вдвоём (именно вдвоём!) с ребёнком составьте свой режим дня.

Режим

Подъём должен быть не позднее 30 минут до момента выхода из дома. Если ребёнку надо поваляться в постельке, понежиться и потянуться в своё удовольствие 10 минут — не лишайте его этих, так ему нужных, минут. Ведь от того, в каком настроение просыпается человек, зависит, как пройдёт весь день. Просто будите первоклашку чуть раньше.

После всех ванных дел обязательно приготовьте завтрак. В идеале, это молочная каша, батон с сыром и стакан какао; но и сладкого чая с бутербродом будет вполне достаточно. В каждой школе есть столовая, куда непременно должен ходить ребёнок на протяжении всей школьной жизни, дабы избежать гастритов и прочих заболеваний ЖКТ. Никакой бутерброд и яблочко, принесённые из дома, не заменят тарелку горячего супа.

Первоклашек, обычно, провожают и встречают родители. Используйте дорогу в школу для постановки целей на учебный день, а дорогу домой посвятите разбору того, как эти цели были выполнены.

После уроков прогуляйтесь с ребёнком, идите домой длинно дорогой или обойдите свой дом пару раз. Дома накормите обедом и уложите на дневной сон. Да, ни один первоклашка не ляжет спать днём, но пусть хоть 10 минут лежит на диване без телевизора и гаджетов. Через несколько минут спокойного лежания 9 из 10 детей засыпают. 30 минут дневного сна для первоклашек творят чудеса.

После отдыха приступайте к выполнению домашнего задания. , если у него пять секций и три кружка? Очень просто: отказаться от всего лишнего, оставив только одно, на взгляд родителя самое важное, занятие. Лучше, если предпочтение отдастся спорту. Но если даже этот один кружок будет мешать спокойному обучению в школе, следует отказаться и от него.

  • Сейчас для первоклашки главное получать удовлетворение от процесса обучения в школе. Смазав эти восторженные впечатления в самом начале обучения, можно затереть навсегда интерес к познанию чего-то нового и интересного.

После выполнения домашнего задания посмотрите семейный фильм или вместе приготовьте ужин. За час до отбоя следует прекратить все активные мероприятия, приглушить свет, принять ванну, и, поболтав с любимым чадом несколько минут о прошедшем дне, пожелать ему «спокойной ночи!».

Как только ребёнок начнёт «канючить» и просить не делать того, что вами вместе было отражено в распорядке дня, родитель должен спокойным и твёрдым голосом сказать: «правила нарушать нельзя, ведь мы вместе с тобой их составили и вместе будем их придерживаться».

  • Как заниматься с первоклассником, если условия диктует он, а не родитель? Никак. Отступив от своих слов лишь однажды, шантаж от хитреца в будущем вам обеспечен. Спокойно и твёрдо гните свою линию. Знайте — вы правы и действуете в интересах своего ребёнка.

Мотивация школьника

Чем замотивировать юного школяра, чтобы при упоминании школы не вводить его в уныние? Например, можно предложить культурную программу: «закончишь четверть без троек — пойдём праздновать в кафе, а потом в кинотеатре посмотрим новый фильм».

Можно внести дух соревнований. Любой взрослый хотел бы научиться чему-то очень давно, но всё не находил на это время. Договоритесь: «в эту четверть я учу 100 новых слов по-английски/ вышиваю эту картину крестиком/рисую натюрморт/пишу первую главу своей книги о космических путешествиях…, а ты получаешь на одну пятёрку в четверти больше/читаешь на 1 страницу в день больше/начинаешь по 3 строчки в день своим самым красивым почерком…

За всё, даже за абсолютные пустяки, написал строчку без исправлений — молодец! Решил пример сам или не капризничал перед выполнением домашнего задания — умничка! Будьте рядом, подбадривайте, даже в самых провальных ситуациях, всегда есть хоть какой-то повод для похвалы.

  • Екатерина, которая уже много-много лет как перестала быть ребёнком, вспоминает: «мне в детстве почти никогда не говорили «молодец», однажды мы с мамой ехали на эскалаторе, и я в конце вовремя перепрыгнула, мама сказала: «молодец». Я потом десятки раз правильно вела себя на эскалаторе, но никогда больше не услышала этого слова. Я перепрыгивала, оглядывалась на маму, а она молчала…»