Гигиенические требования к одежде ребенка направлены на. Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Гигиенические требования к детской одежде. Гигиеническая классификация одежды

17.03.2019

Одежда.

Гигиеническое значение одежды - предохранять от загрязнения, метеорологических факторов и повреждения кожи (социальное значение - скрывать стыд, украшать). Удобная, отвечающая требованиям гигиены обувь, красивая модная одежда положительно сказываются на нашем здоровье. И это не только эмоции. Одежда должна создавать благоприятный микроклимат для тела. Человек должен одеваться по погоде, избегая перегревания или переохлаждения. Для этого ткань должна удовлетворять гигиеническим требованиям.

Три показателя характеризуют гигиенические свойства одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость и гигроскопичность.

Теплопроводность - свойство ткани проводить тепло тела в окружающую среду. Теплопроводность одежды зависит от количества воздуха, содержащегося в ткани. Поэтому одежда из рыхлых и пушистых тканей лучше сохраняет тепло. В холодное время ткань должна быть малой теплопроводности, а в жаркий период предохранять от перегревания. Просторная, свободного покроя летняя одежда отводит тепло от организма.

Гигроскопичность - способность ткани впитывать влагу.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух и влагу. Бельевая ткань, прилегающая к коже, должна быть гигроскопичной (впитывать пот) и обладать хорошей воздухопроницаемостью.

Белье из полимерных материалов имеет положительные свойства: меньше изнашивается и обладает большей воздухопроницаемостью, чем натуральные ткани; антимикробно, лучше пропускают УФ-лучи. Его отрицательные свойства: накапливает отрицательное электричество, обладает малыми сорбционными свойствами (не впитывают пот), теплопроводны (в холодное время в нем холодно), что ограничивает его применение для нательного или детского белья. Под влиянием солнечных лучей, повышенной температуры - полимерные материалы выделяют продукты распада, которые могут вызвать аллергию, экзему, местное воспаление.

Обувь защищает от механических повреждений и неблагоприятных метеорологических условий. Гигиенические требования: не должна нарушать кровоснабжение в нижних конечностях, не препятствовать испарению пота, не деформировать стопу, не мешать росту молодых ног; должны быть мягкой, не жать. Обувь на жесткой несгибаемой подошве (у японцев - деревянные башмаки) снижает пластичность стопы, шаг делается мелким, мышцы голени испытывают повышенную нагрузку и перенапрягаются. Лучший материал - натуральная кожа: она прочная, мягкая, с малой теплопроводностью, хорошей воздухопроводимостью.

В холодное время самые гигиеничные - валенки. Высокий каблук (выше 5 см) способстивует отечности ног, ухудшает кровоснабжение, смещает центр тяжести тела вперед: изменяется походка, смещаются позвоночник и тазовые кости, что отражается на родах.

Тесная обувь способствует отморожению, приводит к хроническим мозолям на пятке, подошве, между пальцами и над суставами. Узкая обувь в средней части стопы приводит к нейроме - сжатию нерва, что проявляется в сильных болях (надо снимать обувь и делать массаж). Узконосая обувь на высоком каблуке вредна вдвойне: тяжесть перемещается на носок, связки ног не выдерживают, развивается поперечное плоскостопие, сдавливаются сосуды и нервы, что приводит к быстрой утомляемости, расширению вен, раздражительности, болям в пояснице. Носить их рекомендуется только в торжественные дни. У 40% женщин стопы деформированы в связи с хождением на высоких каблуках и узкой обуви, что с возрастом вызывает воспаление суставов стоп.

Личная гигиена современного человека должна включать знание гигиенических правил обращения в быту с бытовой техникой и синтетическими материалами.

Бытовая техника - телевизоры, компьютеры, печи СВЧ и др. - вызывают электромагнитные волны, создают положительные аэроионы и электромагнитные поля (ЭМП), которые можно наблюдать в виде помех при работе телевизора, шум, вибрацию (стиральная машина). ЭМП вызывают три синдрома: астенический, астено-вегетативный и диэнцефальный, а также снижают в воздухе помещений количество отрицательно заряженных ионов, благотворно действующих на человека. С гигиенической точки зрения для сохранения здоровья необходимо ограничить общение с бытовой техникой, соблюдать дистанцию, выполнять элементы ЗОЖ - пребывание на свежем воздухе и т д. Рекомендации: использовать приборы, прошедшие стандартизацию; влажная уборка помещения, регулярное проветривание.

Бытовые синтетические материалы - ковролин, мебель, обивка стен и т. д. - загрязняют воздух жилища токсическими веществами (фенол, формальдегид и т.д.), накапливают статическое электричество - и в результате вызывают в организме аллергические и воспалительные реакции, снижение иммунитета. Гигиенические рекомендации: частое проветривание воздуха при новой мебели, соблюдение требований ЗОЖ, в первую очередь - пребывание на свежем воздухе.

Личная гигиена предусматривает соблюдение чистоты и гигиенического режима в жилье, поскольку предметы быта и жилье могут быть местом скопления пыли, микроорганизмов, продуктов жизнедеятельности плесневых грибков, клещей, бытовых насекомых и др. Это приводит к распространению возбудителей туберкулеза, аллергических заболеваний и др. Ежедневное использование пылесоса - показатель культуры жителей квартиры и реальная профилактика этих заболеваний.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшения физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к его одежде и обуви.

Требования к летней детской одежде.

В летний период большая часть деятельности детей в ДОУ проходит на улице. Необходимо следить за тем, чтобы одежда для летних прогулок, занятий на свежем воздухе соответствовала погодным условиям и была комфортной для ребенка. Ткань для детской одежды не должна электризоваться и пиллинговаться (образовывать катышки). Для летней одежды предпочтительнее натуральные ткани (батист, ситец, лен, шелк). Одежда должна подходить ребенку по размеру. Тесная или облегающая одежда способствует появлению потницы, а ее швы и окантовка натирают кожу ребенка при движении.

Обеспечить хорошую вентиляцию кожи ребенка помогут: открытый ворот(вырез), широкая пройма, короткий рукав (или одежда без рукавов).

В полдень, когда активность солнца достигает своего максимума, не следует надевать на ребенка очень открытую одежду (топики, сарафаны, майки), т.к. в ней тело в большей степени подвержено воздействию солнечного излучения. Собирая ребенка в детский сад, родителям следует помнить о том, что в течение дня температура воздуха может измениться. Как правило, в утренние часы она ниже, чем в полдень. Поэтому необходимо подбирать одежду так, чтобы ребенок мог снять часть ее в случае необходимости. Перегрев и чрезмерное потоотделение могут спровоцировать простудные заболевания. Голова ребенка должна быть защищена от солнца. Следует отдавать предпочтение уборам, выполненным из натуральных тканей. Синтетические материалы могут привести к опрелостям и появлению перхоти. Головной убор должен плотно прилегать к голове, иметь поля или козырек. Когда ребенок находится в тени, головной убор лучше снимать.

Требования к одежде детей:

Температура воздуха 18-20*С

Одежда:

Х/б белье, платье из полушерстяной или толстой х/б ткани, колготы, на ногах туфли.

Допустимое число слоев одежды в области туловища - 2-3 слоя

Температура воздуха 21- 22 *С

Одежда:

Х/б белье, платье (рубашка) из тонкой х/б ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки.

Допустимое число слоев одежды в области туловища - 2 слоя

Температура 23 *С и выше

Одежда:

Тонкое х/б белье или без него, легкое платье, летняя рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки.

Допустимое число слоев одежды в области туловища - 1-2 слоя

Как правильно выбрать детскую обувь.

Стопа - важная часть скелета человека. Она служит « фундаментом» организма, принимает на себя нагрузку всего тела во время движения. У маленьких детей стопы гибкие и мягкие, и пока кости еще не окрепли, очень чувствительны к любому давлению и нагрузкам. Если обувь мала или плохо облегает ногу, стопа будет стремиться приспособиться к форме обуви и может сформироваться неправильно, у ребенка развивается плоскостопие.

Во время примерки обуви следует обращать внимание на то, чтобы перед большим пальцем оставалось пространство в 1 см. Для этого примеряющий обувь ребенок должен стоять, а не сидеть. Только если стопа несет всю массу тела, можно выяснить действительную длину и ширину стопы.

Детская обувь не должна быть и слишком большой, поскольку она будет недостаточно поддерживать и фиксировать ногу ребенка. Стараясь удержаться в ботинке, нога малыша будет в постоянном напряжении, что может привести к неправильному формированию стопы. Ботиночки не должны быть слишком свободными в пятке и подъеме, обувь должна плотно обхватывать ногу.

В приобретаемой обуви не должно быть складок, рубцов, бугров и т. п. Подошва не должна царапать или пачкать пол. Исключается наличие запаха, выделение химических ингредиентов во внутриобувное пространство и окружающую среду в любых условиях быта и сезонов года.

Не рекомендуется донашивать обувь за другими детьми. Даже если ее размер и полнота совпадают, обувь изнашивается индивидуально. Характер износа отражает особенности строения ног предыдущего владельца, и пользование такой парой обуви может привести к мышечным расстройствам, деформации.

Ноги ребенка сильно потеют, поэтому важно, чтобы обувь давала возможность ногам «дышать» позволяя избежать дискомфорта, неприятных запахов и грибковых заболеваний кожи. Лучше всего выбирать обувь из натуральных материалов (натуральной кожи, текстиля) , либо обувь с перфорацией, применением специальных мембранных материалов.

Таким образом, выбирать обувь для дошкольника желательно с учетом следующих рекомендаций:

*обувь не должна быть заужена в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца;

*чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли;

*подошва должна быть гибкой;

*высота каблука не более 1 см;

*обувь должна иметь фиксированный задник (позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу);

*обеспечивать прочную фиксацию в носочной части (открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы);

*обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы;

*в сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве;

*в качестве сменной обуви в детском саду рекомендуются сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником.

Подготовила медицинская сестра В.Н. Морозова

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - на­тельное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лиф­чик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь до­статочную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравлич- ность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или под­ростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обыч­ные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического во­локна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят за­нятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Луч­шая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чув­ствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плот­ного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спор­тивной одежды девочек среднего и старшего возраста - бюстгальтер с застеж­кой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды - для улицы. Зимняя одежда должна быть пори­стой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низ­кая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами об­ладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года слу­жит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду ре­комендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, свет­лой парусины или пике.

Обувь - должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответ­ствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть про­стой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из во­донепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

В летние месяцы наиболее гигиенична легкая открытая обувь с широ­ким вырезом - сандалеты, босоножки или туфли на кожаной подошве с вер­хом из текстиля и других материалов с пористой структурой.

Контрольные вопросы к семинару темы 10:

1. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному участку?

2. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному зданию?

3. Какие гигиенические требования предъявляются к классным комнатам?

4. Какие гигиенические требования предъявляются к уроку физической культуры?

5. Какие гигиенические требования предъявляются к школьным ма­стерским и лабораториям?

6. Какие гигиенические требования предъявляются к организации учеб­ного процесса школьников?

7. Каким должно быть питание школьника?

8. Каково соотношение белков, жиров и углеводов в детском питании?

9. В каких основных витаминах нуждается организм школьника? С чем это связано?

10. Основными источниками чего являются молоко и молочные про­дукты?

11. Что включает в себя примерный суточный набор продуктов для школьника?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белецкая В.И. и др. Школьная гигиена: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в раз­личных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.576-96. - М.: Минздрав России, 1997.

3. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

4. Кузнецов П.И. Гигиенические требования к обучению в образова­тельных учреждениях. - Омск: СибГАФК, 2000. - 44 с.

5. Сердюковская Г.Н.. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1989. - 265 с.

6. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и под­ростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для сред.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144

7. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 252 с.

Еще по теме Требования к одежде и обуви школьников:

  1. Личная гигиена школьников. Уход за кожей и волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви, уход за ними
  2. Инструкция по дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей, обуви и других объектов в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и дезинсекции этих объектов в воздушных дезинсекционных камерах

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшения физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к его одежде и обуви.

Требования к летней детской одежде.

В летний период большая часть деятельности детей в ДОУ проходит на улице. Необходимо следить за тем, чтобы одежда для летних прогулок, занятий на свежем воздухе соответствовала погодным условиям и была комфортной для ребенка. Ткань для детской одежды не должна электризоваться и пиллинговаться (образовывать катышки). Для летней одежды предпочтительнее натуральные ткани (батист, ситец, лен, шелк). Одежда должна подходить ребенку по размеру. Тесная или облегающая одежда способствует появлению потницы, а ее швы и окантовка натирают кожу ребенка при движении.

Обеспечить хорошую вентиляцию кожи ребенка помогут: открытый ворот(вырез), широкая пройма, короткий рукав (или одежда без рукавов).

В полдень, когда активность солнца достигает своего максимума, не следует надевать на ребенка очень открытую одежду (топики, сарафаны, майки), т.к. в ней тело в большей степени подвержено воздействию солнечного излучения. Собирая ребенка в детский сад, родителям следует помнить о том, что в течение дня температура воздуха может измениться. Как правило, в утренние часы она ниже, чем в полдень. Поэтому необходимо подбирать одежду так, чтобы ребенок мог снять часть ее в случае необходимости. Перегрев и чрезмерное потоотделение могут спровоцировать простудные заболевания. Голова ребенка должна быть защищена от солнца. Следует отдавать предпочтение уборам, выполненным из натуральных тканей. Синтетические материалы могут привести к опрелостям и появлению перхоти. Головной убор должен плотно прилегать к голове, иметь поля или козырек. Когда ребенок находится в тени, головной убор лучше снимать.

Требования к одежде детей:

Температура воздуха 18-20*С

Одежда:

Х/б белье, платье из полушерстяной или толстой х/б ткани, колготы, на ногах туфли.

Допустимое число слоев одежды в области туловища - 2-3 слоя

Температура воздуха 21- 22 *С

Одежда:

Х/б белье, платье (рубашка) из тонкой х/б ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки.

Допустимое число слоев одежды в области туловища - 2 слоя

Температура 23 *С и выше

Одежда:

Тонкое х/б белье или без него, легкое платье, летняя рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки.

Допустимое число слоев одежды в области туловища - 1-2 слоя

Как правильно выбрать детскую обувь.

Стопа - важная часть скелета человека. Она служит « фундаментом» организма, принимает на себя нагрузку всего тела во время движения. У маленьких детей стопы гибкие и мягкие, и пока кости еще не окрепли, очень чувствительны к любому давлению и нагрузкам. Если обувь мала или плохо облегает ногу, стопа будет стремиться приспособиться к форме обуви и может сформироваться неправильно, у ребенка развивается плоскостопие.

Во время примерки обуви следует обращать внимание на то, чтобы перед большим пальцем оставалось пространство в 1 см. Для этого примеряющий обувь ребенок должен стоять, а не сидеть. Только если стопа несет всю массу тела, можно выяснить действительную длину и ширину стопы.

Детская обувь не должна быть и слишком большой, поскольку она будет недостаточно поддерживать и фиксировать ногу ребенка. Стараясь удержаться в ботинке, нога малыша будет в постоянном напряжении, что может привести к неправильному формированию стопы. Ботиночки не должны быть слишком свободными в пятке и подъеме, обувь должна плотно обхватывать ногу.

В приобретаемой обуви не должно быть складок, рубцов, бугров и т. п. Подошва не должна царапать или пачкать пол. Исключается наличие запаха, выделение химических ингредиентов во внутриобувное пространство и окружающую среду в любых условиях быта и сезонов года.

Не рекомендуется донашивать обувь за другими детьми. Даже если ее размер и полнота совпадают, обувь изнашивается индивидуально. Характер износа отражает особенности строения ног предыдущего владельца, и пользование такой парой обуви может привести к мышечным расстройствам, деформации.

Ноги ребенка сильно потеют, поэтому важно, чтобы обувь давала возможность ногам «дышать» позволяя избежать дискомфорта, неприятных запахов и грибковых заболеваний кожи. Лучше всего выбирать обувь из натуральных материалов (натуральной кожи, текстиля) , либо обувь с перфорацией, применением специальных мембранных материалов.

Таким образом, выбирать обувь для дошкольника желательно с учетом следующих рекомендаций:

*обувь не должна быть заужена в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца;

*чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли;

*подошва должна быть гибкой;

*высота каблука не более 1 см;

*обувь должна иметь фиксированный задник (позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу);

*обеспечивать прочную фиксацию в носочной части (открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы);

*обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы;

*в сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве;

*в качестве сменной обуви в детском саду рекомендуются сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником.

Подготовила медицинская сестра В.Н. Морозова

Гигиенические требования к тканям для детской одежды. В зависимости от времени года и климатических условий тип одежды детей изменяется. В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое, наоборот, не препятствовать наибольшей теплоотдаче.
Лучше сохраняют тепло ткани, имеющие большое количество волокон и пор, между которыми находится воздух, так как последний является плохим проводником тепла. Одновременно с этим одежда должна быть и достаточно воздухопроницаемой, чтобы обеспечить смену воздуха, находящегося между одеждой и телом.
Одежда, особенно нижняя, должна хорошо впитывать пот и газы. Более всего указанным гигиеническим требованиям отвечает шерстяная ткань. Некоторые сорта хлопчатобумажной ткани, особенно трикотаж, фланель, также обладают достаточно высокими гигиеническими качествами.

Пошив повседневной детской одежды из кожаных и прорезиненных материалов не рекомендуется.

Гигиенические требования к покрою одежды. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими. Тесная одежда препятствует нормальному течению жизненных функций организма: затрудняет дыхание, теплоотдачу, пищеварение, лимфо- и кровообращение, может способствовать нарушению правильных форм тела в младшем возрасте, когда скелет наиболее податлив к механическим воздействиям.
Необходимо учитывать возрастные размеры и пропорции тела детей. Основная масса одежды при правильном покрое ложится на плечи и обеспечивает правильное распределение тяжести. Повседневная и выходная, домашняя и школьная, спортивная и рабочая одежда школьников должна быть без лишних складок, оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.
Гигиенические требования к нижнему белью. Нижнее белье у девочек и мальчиков состоит из рубашки, трусиков и колготок. Для зимы мальчикам лучше приобретать нижние рубашки (майки) с рукавами и просторным воротом. Рубашки для девочек шьют обычно без рукавов. Зимой более целесообразно и девочкам носить нижнее белье с рукавами. Это предохраняет шерстяное платье от загрязнения опущенными клетками эпителия кожи и пропитывания потом. Ночью детям следует спать в длинной (до пят) ночной свободной рубашке или пижаме с мягкой свободной резинкой.
Наилучшими гигиеническими свойствами обладает нижнее детское белье, изготовленное из светлого трикотажа или хлопчатобумажных тканей. Трикотажное хлопчатобумажное белье имеет ряд преимуществ (мягкость, эластичность, высокая воздухо- и паропроницаемость), но его не следует использовать при высокой температуре воздуха. Не рекомендуется нижнее белье для детей из синтетических волокон.

Менять белье следует по мере загрязнения, но не реже двух раз в неделю. Нижнее белье не рекомендуется крахмалить. В случае использования синтетических моющих средств для стирки белья его необходимо многократно полоскать в чистой воде. После высыхания белье необходимо проглаживать горячим утюгом - для дезинфекции.
Гигиенические требования к одежде применительно к сезонам года.
Верхние костюмы - платья для девочек, куртки и брюки для мальчиков - шьют из шерстяных тканей. Школьная форма для девочек из шерстяной «Школьной» ткани в значительной мере отвечает гигиеническим требованиям. Она обеспечивает комфортное состояние в отопительные сезоны года во время учебной работы при температуре воздуха 18-21 °С. Для мальчиков рекомендуется форма, изготовленная из шерстяного сукна с применением 10% синтетического волокна.
В холодное время года при пребывании детей в комнате одежда их состоит из двух слоев (белье и костюм), а при пребывании на открытом воздухе - из трех слоев (белье, костюм, пальто). Более теплое одевание детей изнеживает организм и создает условия для возникновения простудных заболеваний.
Для летнего детского платья рекомендуются полотняные и легкие хлопчатобумажные ткани светлых тонов, отражающие тепловые солнечные лучи, но пропускающие ультрафиолетовые.
Покрой одежды должен обеспечить максимальное обнажение тела. Платья девочкам кроят короткими с широким вырезом у шеи, с короткими рукавами. В прохладные летние дни мальчикам (поверх майки) рекомендуется носить рубашку с короткими рукавами и шорты, а девочкам - короткое платье.
Головной убор, как и платье, должен соответствовать времени года и климатическим условиям.

Гигиенические требования к обуви. Размер, фасон и жесткость подошвы детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Обувь для детей изготовляют в точном соответствии с длиной и шириной стопы. Носок обуви должен быть свободным, а каблук - широким.
Наилучшим материалом для изготовления зимней обуви является кожа, а для летней - прюнель, парусина. Резиновая и лакированная обувь, а также обувь, изготовленная из синтетических материалов, для детей не рекомендуется.

Валяную обувь можно использовать только для пребывания детей на открытом воздухе в морозные зимние дни. В сырую погоду детям можно носить резиновые сапоги, которые должны иметь толстую стельку. В помещении сапоги необходимо снимать. Нельзя допускать, чтобы школьники находились в помещении в спортивной обуви - резиновых тапочках или кедах.
Обувь, как и одежду, ежедневно проветривают, просушивают и чистят щетками.