Негативное отношение к людям ущемляющие их права. Как понять отношение человека к алкоголю и курению? Где и когда формируется негативное отношение к курению

04.03.2019

Доктор Шмитт рекомендует портативные будильники, работающие на транзисторах, прикрепляемые к телу. По его мнению, они предпочтительнее звонка и прокладки. Но родители не должны настаивать на применении такого будильника, если ребенок возражает.

Проявите настойчивость. Будьте терпеливыми и мягкими со своим ребенком и не прекращайте усилий остановить недержание мочи по ночам. Для достижения успеха требуется время, говорит доктор Бартоломью. Он сравнивает это с уроками игры на пианино. Дети могут не добиться никаких результатов в первый или второй месяц, но если они продолжают тренироваться, они смогут улучшить результаты.

Негативное отношение

Способы улучшить взгляд на жизнь

"Футбол - глупое занятие. Я не хочу играть в футбол".

"Я не пойду в гости. Там не будет ничего интересного".

"Не понимаю, зачем мне нужно заниматься математикой. Я не буду учиться в Гарварде".

"Я не могу заниматься этим".

Не правда ли, все Это знакомо? Если дело обстоит именно так, по-видимому, над вашим ребенком нависло его личное черное облако. Некоторые дети с момента рождения обращают внимание только на негативные аспекты жизни. По своему темпераменту они не сразу интересуются происходящим, новая ситуация вызывает у них неловкость и сомнения, они не решаются заняться чем-то впервые. Многие прибегают к негативной позиции: "Я не могу, я не хочу, я не буду", чтобы избежать всего, что заставляет их беспокоиться или испытывать чувство страха.

Независимо от того, является ли это прирожденным отношением или приобретенным, дети с отрицательным взглядом на жизнь могут получить немалую пользу для себя, если их уверенность в себе увеличится. Вот несколько советов, которые могут содействовать началу этого процесса, предлагаемых специалистами.

Обратите внимание на то, что интересует ребенка. Постарайтесь узнать, что вызывает у него интерес или что дает ему возможность быть довольным собой, особенно, если он сам этого не замечает. Обратите его внимание на то, что у него хорошее настроение, советует Томас Олковски, доктор философии, клинический психолог с частной практикой в Денвере. Вполне вероятно, что в эти моменты ребенок увлечен чем-то и чувствует себя уверенно. После того, как он испытает чувство уверенности в себе, можно убедить его попробовать что-нибудь другое.

Не настаивайте. Дайте возможность своему ребенку самому выбрать темп, говорит доктор Олковски. Просто наблюдайте и прислушивайтесь к тому, что интересует его и привлекает. Например, если ваш ребенок не отрываясь следит за чемпионатом по каратэ по телевизионной программе "Мир спорта", возможно стоит отвести его в ближайшую школу каратэ, "чтобы просто посмотреть". Вам придется заглядывать туда несколько раз, прежде чем записать его в школу, но к этому времени он, возможно, сам попросит вас об этом.

Предложите выход. Часто ребенок проявляет больше готовности попробовать что-то, если он знает, что в любой момент сможет, отказаться от этого занятия, если пожелает. Вы просто предложите ему: "Попробуй в течение короткого времени, скажем, в течение десяти-пятнадцати минут", советует Джеймс Бозигар, дипломированный специалист по общественному воспитанию и координатор общественных отношений в центре семейных проблем детской больницы в Питтсбурге. Нередко дети, которые занялись чем-то, начинают понимать, что это им по-настоящему нравится. Однако дети с отрицательным взглядом на жизнь, хотят знать, что у них с самого начала есть выход и что новое занятие не обязательно является постоянным и ограничено определенными временными рамками.

Оказывайте ему поддержку. Вместо того, чтобы упрекать ребенка за его отрицательную позицию, убедите его делиться с вами своими впечатлениями о том, почему он так чувствует себя, чем вызвано такое его поведение, говорит Линн Хендерсон, доктор философии, директор клиники лечения застенчивости и робости в ПалоАльто в городе Менло Парк, штат Калифорния. Выслушайте его рассказ о чувствах, царящих внутри, и проявите заботу и спокойствие, ободрите и поддержите его, все время поощряя его стремление двигаться вперед. Скажите ему нечто вроде: "Давай закончи этот класс и тогда увидим, как ты чувствуешь себя". Даже если детям не нравится какое-нибудь занятие, они могут испытывать удовлетворение от того, что довели дело до конца.

Пусть у вас будет час семейного откровения. Это будет время, в течение которого вы расскажете ребенку о том, как вам когда-то не хотелось бежать в эстафете, потому что из всего класса вы были самым низкорослым, или о том, как вы отчаянно боялись экзамена по математике, потому что не любили заниматься цифрами, и утром, накануне экзамена, вы были прямо-таки испуганы.

У детей существует ошибочное представление, что их родители - идеальные люди, поэтому им нужно увидеть, что и у вас были те же самые проблемы, страхи и ошибки, говорит доктор Олковски. Детям полезно знать, что "ужасные вещи", происходящие с ними, случались и с другими людьми.

Посмейтесь над этим. Полезно посмеяться над собственными ошибками, чтобы ваш ребенок тоже научился смеяться над своими. Один ребенок, у которого, по его мнению, ничего не получалось хорошо, любил слушать рассказ своей матери о ее первом собеседовании при поступлении на работу: "Когда собеседование закончилось, я встала со стула, взяла портфель, открыла дверь и вошла в стенной шкаф", рассказывала мать. Смех часто является лучшим лекарством при отрицательном отношении к жизни, вызванном страхом. Если мы перестанем воспринимать самих себя чересчур серьезно, наши дети поймут, что и они могут делать ошибки, смеяться над ними, затем собираться с силами и продолжать жить, говорит доктор Олковски.

Записывайте случаи негативного поведения. Всякий раз, когда ваш ребенок проявляет отрицательное отношение к чему-нибудь, записывайте, что произошло, и то, что происходило в это время вокруг, советует Бозигар. Это поможет вам опознать причину, вызвавшую такую позицию ребенка. Одна мать, которая вела подобные записи, обнаружила, что ее сын не хотел принимать участие во внешкольных мероприятиях, потому что ему хотелось проводить это время с ней. Когда она сообщила ему о своих планах проводить с ним уик-энды, он стал оставаться в школе и после окончания уроков. Другая мать узнала, что ее дочь отказывалась принимать участие в тех мероприятиях, в которых участвует ее старшая сестра. После того, как были составлены планы участия младшей дочери в тех мероприятиях, где не присутствует старшая дочь, младшая проявила гораздо большую заинтересованность в этих мероприятиях.

Пользуйтесь тайным сигналом. Пользуйтесь такими знаками, как поднятие большого пальца или соединение большого и указательного пальцев в кольцо, означающее "о"кей", когда вы замечаете, что ваш ребенок относится к чему-то позитивно. Это решает две проблемы, - говорит доктор Олковски. Во-первых, это простой, незаметный для окружающих способ показать своему ребенку, что вы гордитесь его поведением, а во-вторых, это поможет вам больше узнать о собственном ребенке из того, что раньше не было вам известно. Со мной консультировалась одна мать, которая снова пришла через две недели и сказала о своем сыне: "Я и не представляла себе, что он делает правильно так много вещей! ".

Не прибегайте к штампам. Самым верным способом добиться того, что у вашего ребенка сохранится негативная позиция, является присвоение ему штампа. Большинство из нас следует поговорке: "Если ты так меня называешь, то я и буду таким", говорит доктор Олковски. Если вы говорите мне, что у меня паршивое отношение к окружающему, а мне это отношение нравится, то я и буду продолжать негативно относиться к жизни. В отношениях с детьми гораздо более эффективным является концентрация внимания на позитивных аспектах.

Непереносимость лактозы

Как справиться с проблемой молочных продуктов

У вашего ребенка часто случается понос, он пухнет и страдает от избыточного количества образующихся газов - это тяжелое испытание для вас обоих. Однако, наконец, обнаружена причина - непереносимость лактозы, объясняет вам врач.

Это может звучать как болезнь, но это не болезнь. Это всего лишь означает, что у вашего ребенка возникают затруднения при переваривании лактозы (молочного сахара), то есть того сахара, который содержится в молоке и молочных продуктах. Обычно молочный сахар распадается под воздействием энзима, именуемого лактазой, который образуется в тонких кишках, но у некоторых людей лактазы производится недостаточно, чтобы исправно выполнять работу. Поэтому, когда ваш ребенок, у которого не хватает лактазы, пьет молоко или ест молочные продукты, его кишечник превращается в зону боевых действий.

Вообще-то почти каждый человек, появляющийся на свет, обладает прирожденной способностью переваривать молоко, объясняет Джей А. Пермэн, доктор медицины, профессор педиатрии и директор отделения гастроэнтерологии и питания в медицинской школе университета Джонса Хопкинса в Балтиморе. Однако у некоторых людей способность вырабатывать лактазу уменьшается сразу после выхода из младенческого возраста. Иногда ослабление этой способности происходит настолько постепенно, что симптомы становятся заметными только во взрослом возрасте, но у других они возникают уже в детстве.

С непереносимостью лактозы можно справиться очень просто и успешно в домашних условиях, говорит доктор Пермэн, причем справиться так хорошо, что детям не всегда придется отказываться от молока, пирожных, торта на день рождения или мороженого. Вот как следует справляться с этим вашему ребенку, чтобы в его кишечнике все шло гладко.

Читайте этикетки. Если у вашего ребенка сильная непереносимость лактозы, пусть чтение этикеток на продуктах, которые вы покупаете; станет у вас привычкой. Лактозу содержат не только молоко, сыр, мороженое и так далее, но и другая пища. Есть дети с такой чувствительностью, что на них действует даже крошечное количество лактозы, содержащееся в переработанном мясе, говорит доктор Пермэн.

Внимательно читайте этикетки и ищите в них такие ингредиенты, содержащие лактозу, как казеин, сыворотка, лактоза, твердые молочные продукты или молоко. В ресторанах спрашивайте у шеф-повара относительно ингредиентов блюд, которые просит ваш ребенок.

Ведите журнал пищи. Заведите ежедневный дневник потребляемой пищи и симптомов, чтобы следить за тем, что беспокоит вашего ребенка и что не беспокоит, говорит Эйна Абад Синден, дипломированный диетолог, специалист по детскому питанию в департаменте пищевого обслуживания Центра наук о здоровье университета Виргинии в Шарлоттесвилле. Это позволяет родителям лучше понять, какая конкретно пища вызывает какие симптомы, говорит она.

В дневнике записывайте количество пищи, содержащей лактозу, когда ребенок ел ее и все симптомы, которые за этим последовали. Таким образом, вы сможете сказать, заглянув в дневник, что чашка мороженого вызвала у ребенка значительное количество газов, например, или стакан молока стал причиной поноса.

Экспериментируйте осторожно. Уровень толерантности у всех людей разный, и прежде чем вы сумеете решить проблему непереносимости лактозы, вам нужно выяснить, насколько она серьезна, - говорит доктор Пермэн. Начните с небольшого количества пищи, содержащей лактозу и постепенно увеличивайте порции, советует Синден. После того, как вы установили с помощью дневника, что ваш ребенок может съесть половину куска сыра без отрицательных симптомов, например, попробуйте дать ему целый кусок. А когда вы выяснили, какое количество одной пищи, содержащей лактозу, может съесть ваш ребенок без появления симптомов непереносимости, попробуйте другой вид пищи.

Непереносимость лактозы может оказаться временной

Большинство людей, которые обнаруживают, что у них нетерпимость к лактозе, навсегда останутся такими. Их организм никогда не сможет вырабатывать достаточное количество энзима лактазы, чтобы привести к распаду Сахаров в молочных продуктах. Но иногда нетерпимость к лактозе у младенцев и маленьких детей является краткосрочным эпизодом, объясняет Джей А. Пермэн, доктор медицины, профессор педиатрии и директор отделения гастроэнтерологии и питания в медицинской школе университета Джонса Хопкинса в Балтиморе.

Временная нетерпимость носит название вторичной лактозной нетерпимости. Она вызывается повреждением кишечника ребенка, нанесенным вирусом или пищевой аллергией, говорит доктор Пермэн. У некоторых детей возникают трудности в переваривании лактозы, которые могут длиться до нескольких месяцев, но они исчезают, как только вирус или аллергия перестают действовать. Недостаток лактазы может также быть результатом кишечного заболевания, однако и недоношенные младенцы проявляют иногда временную нетерпимость до тех пор, пока не наладится производство энзима лактазы.

Каждый маленький ребенок с диагнозом нетерпимости к лактозе должен находиться под наблюдением врача, считает доктор Пермэн. Врач попытается определить заканчивается ли у ребенка нетерпимость к лактозе - нет смысла избегать лактозы, если в этом нет необходимости и проверит, нет ли у ребенка кишечного заболевания, нуждающегося в лечении.

Проверьте состав лекарств. Лактоза может таиться там, где вы меньше всего ее ожидаете. Примерно четверть всех лекарств, как продаваемых по рецепту, так и без рецепта в аптеках, изготовляется с применением лактозы. Необходимо внимательно читать этикетки на лекарствах, принимаемых вашим ребенком или спросить фармацевта, включена ли лактоза в это лекарство, говорит доктор Пермэн.

Не давайте ребенку одну лактозосодержащую пищу. Убедите своего ребенка есть пищу, содержащую лактозу, вместе с другой пищей, говорит Деннис Саваиано, доктор философии, профессор наук о пище и питании в университете Миннесоты в городе Сент-Пол. Молоко вместе с зерновой пищей или пирожками, например, переносится лучше, чем одно молоко, говорит он. В общем, молоко в сопровождении чего угодно - это лучше, чем одно молоко. Другие виды пищи удерживают лактозу от быстрого попадания в кишечник, что может привести к тому, что недостаточное количество энзима лактазы, вырабатываемое организмом вашего ребенка, не в состоянии с ней справиться.

Выбирайте пищу с низким содержанием лактозы. Стакан молока, в котором содержится 12 граммов лактозы, может оказаться избыточным для многих детей, страдающих от недостатка лактазы, говорит доктор Пермэн. Но в твердых сырах содержится очень небольшое количество лактозы, также как в мороженом и прессованном твороге, считает он. Йогурт с живыми культурами (проверьте этикетку на упаковке) обычно хорошо переносится маленькими детьми с нетерпимостью к лактозе, потому что бактерии в йогурте уже переварили немалое количество лактозы.

Попробуйте давать ребенку энзим лактазы. В большинстве аптек имеется состав, содержащий лактазу, который компенсирует недостаточное количество энзима в кишечнике вашего ребенка. Он продается в виде жидкости, таблеток или капсул. Смешайте жидкость с обычным молоком за двадцать четыре часа до употребления, при этом распадается семьдесят процентов лактозы, говорит Синден. Обычно этого достаточно, чтобы молоко переносилось ребенком, считает она.

Можно также дать ребенку таблетку лактазы перед тем, как он съест противопоказанный сыр или мороженое, говорит доктор Саваиано. Он также советует вскрывать капсулу энзима и посыпать ее содержимым зерновые блюда и молоко. Количество энзима, в котором нуждается ваш ребенок, зависит от того, насколько серьезна его непереносимость лактозы, а это можно определить только опытным путем, говорит он.

Подумайте о добавлении кальция. Если у вашего ребенка серьезная непереносимость лактозы, не исключена возможность, что он не получает достаточно кальция, который критически важен для молодых растущих костей. Ваш ребенок может получить большое количество этого питательного вещества, если будет есть много йогурта, сыра и зеленых овощей, говорит доктор Пермэн.

Но если ваш ребенок привередливо относится к пище и не ест молочных продуктов, тогда вы можете подумать о других источниках кальция, добавляет доктор Пермэн. Он предлагает вафли с повышенным содержанием кальция, которые имеются в магазинах, торгующих здоровой пищей. Проконсультируйтесь с врачом относительно дозировки. Другой альтернативой является сок с повышенным содержанием кальция.

Ночной кашель

Советы для достижения более крепкого сна

В понедельник сон вашего сына был прерван сухим и частым кашлем. После этого кашель не давал уснуть ни ему, и никому в доме. Сегодня уже пятая ночь, и даже собака начала выть.

Разумеется, вы делаете все возможное, чтобы ослабить эти неприятные ночные симптомы. Вы растерли его грудь сильнопахнущей мазью, дали ему лекарство, подавляющее кашель и лечащее от простуды, а также включили обогреватель в его комнате. Теперь вы задумались над тем, а не обратиться ли к врачу за антибиотиками. К сожалению, считают специалисты, ни одна из этих мер неспособна остановить кашель.

Наиболее распространенная причина ночного кашля у ребенка - вирусная инфекция, говорит Блейк Е. Нойес, доцент педиатрии в пульмонологическом отделении детской больницы в Питтсбурге. А такую болезнь нельзя лечить антибиотиками.

Поскольку кашель является важным механизмом очищения легких, не следует полностью останавливать его. Если у вашего ребенка вирусная инфекция, его естественные защитные механизмы временно ослаблены. Кашель помогает очищать легкие от бактерий и других раздражителей, говорит доктор Нойес. Если вы полностью подавите кашель, вы устраните важную защиту против более серьезной бактериальной инфекции, такой, как воспаление легких.

Хотя во многих случаях лучше всего оставить ночной кашель в покое, по мнению врачей, вы можете принять меры и, если это необходимо, сделать сон своего ребенка более спокойным.

Дайте ему пить побольше. Традиционная рекомендация: "Пейте побольше жидкостей" по-прежнему остается в силе, когда у ребенка кашель. Жидкости, такие как сок, вода или бульон - лучшие отхаркивающие средства, объясняет Роберт С. Беккерман, профессор педиатрии и физиологии, руководитель отделения детской пульмонологии в медицинской школе университета Тула не в Новом Орлеане. Жидкости смягчают сухой жесткий кашель и помогают удалить мокроту. И в отличие от лекарств против простуды, у них нет побочных эффектов, напоминает доктор Беккерман.

Любой горячий напиток может оказать успокаивающее воздействие на ребенка, говорит доктор Нойес. Когда у детей закладывает нос, они начинают дышать ртом, в результате это осушает горло и приводит к кашлю. Если поддерживать рот и горло во влажном состоянии, это может ослабить кашель.

МЕДИЦИНСКАЯ ТРЕВОГА

Когда обратиться к врачу

Очень важно, чтобы врач осмотрел вашего ребенка и установил причину сильного или упорного кашля, говорит Блейк Е. Нойес, доцент педиатрии в отделении пульмонологии детской больницы в Питтсбурге. Ночной кашель может быть вызван вирусом, бактериальной инфекцией, астмой, инородным телом, которое ребенок вдохнул и которое частично перекрывает дыхательные пути, парами раздражающими горло или, в некоторых случаях, более серьезным заболеванием, таким как кистозное поражение легких, говорит он.

Вам следует проконсультироваться у врача, советует доктор Нойес, если ваш ребенок: - непрерывно кашляет всю ночь; - отхаркивает мокроту; - у него повышенная температура; - затрудненное дыхание; - кашель, продолжающийся больше десяти дней. кашля в зимние месяцы, когда дом обогревается, сухой горячий воздух раздражает дыхательные пути и усиливает кашель. Но если вы снизите температуру - в доме, более прохладный воздух останется более влажным, говорит Наоми Гробстайн, доктор медицины, семейный врач с частной практикой в Монтклэре, Нью-Джерси.

Не спешите пускать пар. Хотя кажется разумным повысить влажность с помощью вэйпорайзера - это не всегда хорошо. Вэйпоризаторы трудно поддерживать в чистоте: и они часто становятся благоприятным местом для размножения плесени и бактерий. Если ваш ребенок обладает аллергией на плесень или если у него астма, от вэйпоризатора кашель может даже усилиться, считает он.


Далее:

- Разбираясь в своих проблемах или в проблемах другого человека, очень часто мы сталкиваемся с тем, что человеку не хватает того, что в просторечии называется «любовью к себе». Т.е. некий внутренний конфликт. Также это называют недостатком самопринятия. Вы можете уточнить, как это правильно называется, или - если это разные понятия - чем они отличаются?

Есть некая категория моралистов, немножко далеких от этой темы, которые говорят: зачем любить себя - это же эгоизм. Но вот всё-таки разбираясь, мы понимаем, что эгоизм и любовь к себе это разные вещи. Чем, на ваш взгляд, отличается любовь к себе от эгоизма?

Любовь к себе - это то, что называется самопринятием. Чем лучше человек относится к себе, тем лучше он относится к окружающим. Чем больше он принимает самого себя, тем легче ему бывает принимать других людей, сосредотачиваться на них.

А эгоизм - это когда человеку как раз трудно сосредотачиваться на других людях.

К сожалению, слово «эгоизм» у нас в культуре носит ярко оценочный характер. Считается, что эгоист - плохой человек. Это очень поверхностное суждение. Человек эгоистичен не потому, что он мог бы , а не хочет сосредотачиваться на окружающих. Человек бывает эгоистичен потому, что не может считаться с другими. Эгоист - это психологически истощенный человек. Внутренний ресурс такого человека настолько опустошен, что «эгоист» невольно нацеливает все усилия на поддержание самого себя. Всё его сознание стянуто внутрь, направленно эгоцентрически.

Любовь к себе способствует улучшению отношений с окружающими, а эгоизм - это отсутствие таковых отношений.

- Комплекс неполноценности - это тоже прямое следствие нелюбви к себе?

Тут надо договориться о терминах. Комплекс неполноценности - это вовсе не представление о своих ограниченных возможностях. Мы же видим массу людей, которые очень скромно оценивают свои возможности, но при этом совсем не производят впечатления закомплексованных. Человек, который говорит: «Я так страдаю от своей неорганизованности!», или «В жизни мне так не научиться водить машину!», - вовсе не кажется каким-то проблемным. Наоборот, он выглядит привлекательно.

Что же такое комплекс неполноценности? Это представление человека не о своих достоинствах или недостатках, а о том, чего он в силу них заслуживает, чего он может ожидать за свои достижения или промахи. «Комплекс неполноценности» означает, что человек ожидает (как правило, безотчётно) оценочного отношения к себе. Сделал, добился - ты хороший, молодец. Не сделал, ошибся - плохой. Человек с комплексом неполноценности боится своих недостатков, боится признавать их (даже перед самим собой), так как чувствует, что его правильно будет осудить, высмеять, не посчитаться, не включить в списки, опустить - в общем, подвергнуть остракизму в любой форме.

Комплекс неполноценности - это и есть негативное самопринятие.

- В чем причина нелюбви к себе?

Я бы сказал, что есть две причины нелюбви к себе. Первая - и по важности, и по хронологии, - та, что развивается в детстве, когда еще нет и не может быть никакой любви или нелюбви к себе. Это любовь или нелюбовь родителей к ребенку.

На самом деле, все психически сохранные родители детей любят. Но на любви или нелюбви к себе ребенка сказывается не наша родительская внутренняя душевная кухня, которая никому не видна, не наши глубинные чувства. На самопринятии ребенка сказывается то, что у родителей «на выходе». И когда ребенок видит, что его ругают, им недовольны, ему не сочувствуют, - он неизбежно принимает всё это на свой счёт. У него формируется ощущение, что он всего этого заслуживает. Это и есть негативное самопринятие. Мы-то с вами понимаем, что любим ребёнка, что потому и переживаем за него. Но ему в этот момент этого не видно. Вспомним себя детьми: когда нас ругали, когда нами бывали недовольны, мы чувствовали, что нас именно не любят, и - что самое важное - правильно не любят.

На сознательном уровне ребёнок может обижаться, огрызаться, отшучиваться, но на более глубоком, безотчётном, он быстро привыкает к тому, что настоящего принятия он и его переживания не заслуживают.

Эта первая причина пониженного самопринятия, источник нелюбви к себе сохраняется и работает у нас пожизненно, потому что человек в любом возрасте остается ребенком своего родителя. Даже когда родителей уже нет на свете.

Начиная с подросткового возраста (с переходного), прибавляется второй источник, который мощно влияет на наше самопринятие. Психика так устроена, что люди к окружающим и к себе относятся одинаково. На заре жизни, когда младенец ещё не отличается от детёныша животного (котёнка, щенка, обезьяненка), в его психике ещё нету «Я» и отношения к себе, а есть только «они», окружающие, и отношение к ним. Отношение к окружающим со знаком минус или плюс формируется по очевидному простому механизму. «Хорошие» особи - это те, которые ко мне расположены, делают мне хорошо, кормят меня, гладят, утешают, берут на руки, дают мне блестящее и лакомое, к которому я тянусь.

Понятно, к каким особям развивается отношение со знаком минус.

Позже, по мере формирования «Я», оно нашей психикой расценивается точно по тем же критериям. Мы любим или не любим себя ровно за то же, за что любим или не любим окружающих - за наше социальное лицо, наш социальный образ. И когда этот образ похож на тот образ, который я вчуже осуждаю - «Я» своей психикой также осуждается, расценивается со знаком минус.

- Что такое социальный образ?

Социальный образ - это что я собой представляю по отношению к людям. Насколько я доброжелателен или безучастен, терпим или критичен.

Поскольку мною со знаком плюс воспринимаются только те люди, которые по отношению ко мне доброжелательны, участливы, терпимы, а не критичны и назидательны, то и я сам своей психикой воспринимаюсь со знаком плюс, только если я проявляюсь так же. Если же я проявляюсь негативно, критично, назидательно, протестно - каковы бы ни были причины, как бы я ни был логичен в своей назидательности, неизбежно развивается аутоиммунная агрессия, непринятие себя самого. Когда на меня кто-то кричит, когда меня кто-то ругает, наказывает, лишает, высмеивает, моя психика не разбирается - прав он или нет, - она моментально его отторгает: я это не хочу, я не люблю этого человека. И со мной психика поступает так же отторгающе.

При этом окружающие могут к моей агрессии отнестись вполне принимающе, даже сочувственно, понимая, что я это не я плохой, а мне плохо. Но меня это не спасёт. Человек, который кричит на окружающих, себя не любит, хотя бы даже окружающие реагировали на это с пониманием и с принятием.

- Сейчас много тренингов по повышению самооценки. Чем повышение самооценки отличается от повышения самопринятия?

Вообще это вопрос терминологии. Я не знаю всех на свете тренингов, может, среди них и есть какие-то, созвучные тому, о чем мы говорим, но большинство известных мне тренингов по повышению самооценки носят чисто технический характер. Т.е. они имеют целью развить у человека позитивное представление о своих возможностях. Встать перед зеркалом и говорить: «Я могу, я могу, я могу… Я успешен. Я уверен в себе. У меня точно получится». На мой взгляд, это поверхностные технические усилия, которые не меняют глубинно и долговременно настоящей нашей уверенности в себе, нашей устойчивости, нашего самопринятия.

- Связано ли непринятие себя обязательно с низкой самооценкой? Т.е. ведет ли низкое самопринятие к низкой самооценке?

Тогда надо давать определения - что мы называем самооценкой, а что - самопринятием. Для меня привычна такая терминология: самооценка - это представление человека о своих достоинствах и недостатках; о том, что я могу/не могу, о том, на что я могу рассчитывать, на что - не могу. Самопринятие - это представление не о своих достоинствах и недостатках, а о том, чего я за них заслуживаю.

Можно говорить о такой альтернативе: позитивное и негативное самопринятие. По аналогии с высокой и низкой самооценкой. Негативное самопринятие - это ощущение, что я заслуживаю осуждения и наказания за свои проступки. Позитивное самопринятие - ощущение, что я вследствие ровно тех же проступков и недостатков заслуживаю сочувствия.

- Значит, я вправе сделать вывод, что наша самооценка тоже не зависит от самопринятия, и человек с низким самопринятием может иметь очень высокое самомнение.

Да, вот в этой терминологии, по этим определениям - да, конечно. Человек может быть уверен, что он гениальный шахматист и чемпион мира, и при этом страдать от нелюбви к себе.

- А теперь, если переходить к тому, как же на самом деле можно решить проблему самопринятия, любви к себе. Мы говорили на эту тему с разными людьми, и есть два концептуально разных подхода. Один подход такой, что надо принять себя несмотря ни на что. А второй подход - надо понять: за что ты себя не принимаешь, и это в себе изменить.

Можно ли принять себя, оставаясь негодяем? Допустим, ты какой-то не очень хороший человек. Сможешь ли ты себя принять, несмотря на это? Теоретически возможно ли это? Или нужно измениться, стать лучше, и тогда ты сможешь себя принять в полной мере?

Ответ вытекает из сказанного выше. Позитивное самопринятие - это принципиальное отношение к своим недостаткам как к чему-то такому, чего я себе не выбирал, в чем я не виноват. Это моя беда, проблема, но не вина.

- Есть ли такие качества, с которыми ты себя никогда не сможешь принять полностью?

- Теперь самый главный вопрос: что нужно сделать, чтобы принять себя? Что может сделать сам человек?

Подсказка кроется в понимании истории проблемы. Вот мы сказали, что есть две главных причины, два фактора, которые влияют на наше самопринятие - это отношение с родителями и наша социализация. Вот в этих двух местах и надо лечить.

Первый вопрос: когда, в каком случае надо лечить? Когда человек замечает, что его что-то сильно не устраивает: его внутренний план, его состояние, настроение, его отношение с людьми и с жизнью; когда замечает, что он излишне раздражителен или излишне уверен в себе, или очень часто меняет сексуальных партнеров, или механически занимается нелюбимым делом. В общем, когда какие-то такие важные вещи в жизни не устраивают.

- Чувство вины - это тоже один из признаков негативного самопринятия?

Да. Но чувство вины - это явный такой показатель. А вот остальные показатели, которые я перечислил, они не часто воспринимаются как указание на то, что во мне что-то не то. Когда человеку не нравится работа, или муж, жена, что-то еще - у него очень велик соблазн искать проблемы снаружи. Вместо этого стоит понять, что к этим конкретным житейским неприятностям привели какие-то наши собственные внутренние сложности, которые мы боимся в себе распознать и поэтому не можем с ними справиться. Вот эта боязнь и называется низким самопринятием. Надо повышать самопринятие по двум важнейшим направлениям, которые мы описали.

- Как же лечить отношения с родителями?

Это уже подробно освещено в нашей с вами беседе «Усыновить родителей», но можно в сжатом виде повторить. Логика такая: неуверенность в себе, боязнь ответственности, боязнь, что меня уличат, что меня будут ругать, что меня высмеют - она тянется у нас с детства, как и любая опаска. Жизненный опыт, который в детстве сформировал у нас эту опаску, оказывается прискорбнейшим недоразумением. Когда родители ребенка ругали, ребенок, естественно, считал, что так устроены отношения, так устроена жизнь. Если я опоздал, если я что-то разбил, наврал, получил двойку - конечно же меня будут ругать. Как же может быть иначе?

Может! Это легко понять, представив себе, что если бы наши родители в тот же момент - при том же нашем проступке, при той же двойке, при той же разбитой чашке, просто были бы в гораздо хорошем настроении, они очевидно реагировали бы на тот же эпизод гораздо более добродушно, терпимо.

Значит, оказывается, весь родительский негатив, вся родительская назидательность, критичность, от которой мы в детстве страдали, были проявлением только их состояния, а не нашей вины, не их отношения к нам, не того, как вообще устроены отношения между людьми.

Вот если это по-настоящему взять в голову, если это по-настоящему понять про своих родителей, что оказывается - это им было плохо, а не они плохие, и не мы плохие, - тогда самопринятие мощно повышается. Родительский негатив перестает нашей психикой приниматься на свой собственный счет.

По-настоящему понять это про своих родителей - значит практиковать это понимание деятельно, а не только мысленно. Нужно вести себя по отношению к ним так же, как мы ведем себя по отношению к людям, чей дискомфорт для нас очевиден, которым очень выраженно плохо, у которых это «на лице написано». А как мы ведем себя по отношению к таким людям? Мы начинаем их поддерживать, утешать, опекать, участвовать в их обстоятельствах. Вот весь этот комплекс мер надо направить на родителей. В психологии это называется «усыновить родителей». Если этим заниматься - довольно долго, тут не надо строить иллюзий - самопринятие сильно повышается.

- Спасибо. Как быть со вторым фактором - своим социальным образом?

Тут важна мера нашей доброжелательности в быту - насколько я доброжелателен и участлив по отношению к окружающим. Надо помнить, что в качестве такой доброжелательности нашей психикой засчитываются только те наши проявления, которые трудны. Когда мы доброжелательны в ответ на доброжелательность другого человека - это бартер. Это очень легко, поэтому это нашу психику не тонизирует. А тонизирует, когда мы выносим соседский мусор, например, с лестничной площадки, хотя сосед демонстративно его туда ставит и не думает что будет дальше; когда мы искренне любезны с тем, кто с нами разговаривает сухо, «через плечо».

На что здесь можно внутренне опереться, чтобы не чувствовать себя каким-то лебезящим, «прогнувшимся»? На правильное понимание причин этой сухости, этой пренебрежительности. Это только проявление неуверенности в себе наших партнеров, это их страх прогнуться, страх показаться слабым.

Если ты всё же сам боишься показаться слабым и сам боишься прогнуться, и тебя так травмируют эти проявления соседа, что ты не в силах ответить на них ассиметрично - имеешь право на свои слабости, имеешь право на свою безучастность. Но только не жди тогда, что твоя психика будет в тонусе.

- Получается, что не выйдет полюбить себя, сидя на диване, путем мысленных усилий. Нужны действия - по отношению к родителям нужны действия, причем достаточно длительные, и по отношению к другим людям.

Совершенно верно. Структура психики определяется структурой деятельности.

- Многие люди, страдающие от недостаточного самопринятия, сознательно или неосознанно надеются на то, что любовь какого-то человека, или может быть внимание группы людей поможет им лучше к себе относиться. Кто-то в шоу-бизнес идет для того, чтобы его все полюбили. А кто-то одного человека противоположного пола ищет, надеясь, что это его любовь такая всё пересилит - всё это детство сложное, - и таким образом я смогу себя полюбить. Насколько эти надежды оправданны?

Да, это очень распространенные надежды, но, к сожалению, совершенно иллюзорные. Человек любит или не любит прежде всего себя в отношениях с окружающими. Повторюсь: если он недостаточно участлив, то никакое участие в нем со стороны окружающих его не приподнимет.

- Вот человек надеется на то, что ему поможет высокая оценка окружающих. Он добивается большого успеха в каком-то деле, и его все уважают за этот успех. Он все равно остается со своими проблемами, да?

Можно сказать - да, но это будет немножко схематичным ответом. Потому что если человек добивается какого-то успеха, который имеет общественный резонанс, то значит, у этой деятельности есть какая-то содержательная часть - он что-то такое сделал, что для людей важно и хорошо. И от этого его самопринятие закономерно повысится.

А удовольствие от чужих похвал - это наркотик. От него становится приятно, но только на время, а дальше нужна новая доза, ещё бОльшая.

- А как быть партнёру человека, который недолюбливает себя? Вот кто-то либо полюбил такого человека, либо уже с ним создал семью, и понял, что такая проблема у второго человека - недостаток самопринятия. Он может ему как-то помочь, кроме советов?

Да. Как раз советы могут помочь в последнюю очередь. А в первую очередь вот что. Пониженное самопринятие - это привычное ожидание того, что если я честно тебе всё расскажу - как я сегодня «прокололся», как я куда-то опоздал, кого-то подвел, потерял ключи от квартиры, просидел пол ночи в Интернете… - в общем, если я честно расскажу о своих минусах, то, естественно, ты меня осудишь, хотя бы молча.

Самопринятие такого человека повышается только путем формирования нового жизненного опыта, когда он сталкивается с тем, что в ответ на эти все признания его не осуждают.

- Т.е. дать ему то принятие, которое ему не дали родители.

Совершенно верно. А для этого надо вспомнить, что альтернативой осуждения является сочувствие, когда человек может всё о себе рассказать и встретить только искреннее сопереживание: «понимаю, как тебе от этого тошно», «понимаю, как ты нанервничался», «представляю, как тебе было страшно»…

При заполнении различных анкет, в том числе при приеме на работу, нередко просят указать степень увлечения вредными привычками - алкогольными напитками и курением. В числе вариантов ответов можно встретить не только негативный и положительный взгляд, но и такие пункты, как "резко негативное", "компромиссное" и"нейтральное" отношение к спиртному и сигаретам. Знание точного смысла вышеперечисленных понятий поможет человеку не попасть в неловкую ситуацию.

Какие позиции говорят о том, что личность не будет пить и курить ни при каких обстоятельствах

Есть позиции, заняв которые, люди дают окружающим понять, что они не только не страдают алкогольной или никотиновой зависимостью, но и даже изредка не позволяют себе употребить спиртное или выкурить сигарету. К таковым относятся следующие расположения к вредным привычкам:

  • Резко негативное. Такое отношение к алкоголю и курению подразумевает, что человек не только сам не увлекается этим, но и всячески избегает общения с курящими и пьющими личностями. Он не понимает пристрастия к сигаретам и выпивке, воспринимает это как болезнь и в такой компании чувствует себя крайне некомфортно. Если кто-то из родственников зависим от спиртного или сигарет, то личность с такой жизненной позицией примет все возможные меры, чтобы помочь близкому избавиться от алкогольной или никотиновой зависимости.
  • Негативное. Такой подход схож с предыдущей точкой зрения: человек не пьет и не курит, но способен общаться с теми, кто увлекается вредными привычками, хоть такое общение ему и неприятно.
  • Компромиссное. Такое мнение еще называют толерантностью: оно говорит о том, что личность абсолютно спокойно реагирует на то, как ведут себя окружающие. Такому человеку безразлично, курят ли или выпивают его знакомые, коллеги, друзья и родственники. Но сам он, если предложат выпить или закурить, ни при каких обстоятельствах не согласится. Такую позицию занимает большинство людей при приеме на работу, и в дальнейшем этот выбор позволяет им избежать множества проблем.

Таким образом, выбор любого из вышеперечисленных пунктов означает, что сам индивид никогда не будет пить горячительные напитки и курить.

При каком отношении человек может выпить или закурить

В числе позиций, говорящих о том, что личность не испытывает неприязни к вредным привычкам, находятся следующие виды отношений:

  • Нейтральное. Такое положение означает: "Я ни за, ни против". При данном подходе к вредным привычкам личность не является заядлым курильщиком или алкоголиком, но если предложат выпить или выкурить сигарету, то, в зависимости от настроения и текущих обстоятельств, может поддержать компанию. Часто мужчины и женщины указывают, что нейтрально относятся к вредным привычкам, если не хотят говорить правду или если они курят или выпивают, но считают, что зависимости нет.
  • Положительное. Такой точки зрения придерживаются люди, страдающие алкогольной зависимостью, и заядлые курильщики. Если личность курит каждый день или регулярно (чаще 2-3 раз в неделю) употребляет спиртные напитки, то это и есть положительное расположение к вредным привычкам. Чаще всего им необходима помощь врача-нарколога, так как самостоятельно бороться с зависимостью у них не получается.

К современному человеку сама жизнь выдвигает очень высокие психологические требования: умение ориентироваться в напряженных ситуациях, разбираться в людях, творчески осмысливать все происходящее в том числе и отношение к себе . Иногда, кажется, что все случится так, как задолго было предрешено, что от нас мало что зависит, но…

Наши мысли и эмоции тесно переплетены, влияют друг на друга и на наше поведение в целом, задавая тон жизни. На самом деле, многое зависит от того, о чём мы и как думаем. Индивидуальный способ восприятия действительности, характер мышления может как помочь нам справиться с трудной задачей, так и добавить неприятностей. Часто люди не понимают, как именно плохие, пессимистические мысли становятся причиной провала. И не догадываются о том, что это напрямую связано с отношением к себе .

Позитивное и негативное отношение к себе.

Можно представить себе две противоположные модели мышления. В основе первой лежит полный позитив, восприятие мира таким, каков он есть, со всеми аспектами его проявлений. Если человек будет смотреть во Вселенную через призму такого мышления, то его самочувствие от неприятностей не испортится. Другая модель – негативный способ мышления, при котором даже удачи будут расцениваться как случайные, такие, которые не заслуживают внимания.

Мысли с достаточной силой влияют как на психическое, так и на физическое состояние. Размышление о чем-то плохом способно испортить настроение, снизить аппетит, пригласить в постель бессонницу, вызвать депрессию, в конце концов.

Ключевым моментом в процессе осмысления действительности является размышление о собственной персоне, о том, каким персонажем наше «Я» выглядит в сюжете собственной жизни. Ключевым является отношение к себе . Информацию о себе в большой степени мы получаем от окружения, от того общества, в котором непосредственно находимся: наши домашние, коллеги, соседи и просто случайные прохожие – все они своими мнениями и действиями формируют наши мысли о своей личности.

Отношение к себе. Образ своего «Я».

Каждый человек, собственно, имеет три образа своего «Я». Один создается на основании реакций людей, второй – это наше собственное представление о себе, третий – идеальный, таким человек хотел бы быть.

В разные периоды своей жизни, возможно в связи со сменой среды, профессии, других обстоятельств, каждый пересматривает и по-новому оценивает свое поведение, поступки, свое «Я» в целом.

Влияние отношения к себе на жизненный сценарий.

Человек, который думает о себе как о «типичном неудачнике» и искренне верит в свою несчастливую судьбу, даже при благоприятных условиях не может быть счастливым, здоровым, полностью реализованным как личность. Тот, кто считает себя рожденным страдать, обязательно найдет доказательства, подтверждающие такую точку зрения.

Следовательно, удовлетворение или неудовлетворение жизнью зависит от того, как человек воспринимает сам себя, какая мысль о себе пришла ему в голову, как он ее думает и как относится к себе.


Посмотрите, негативное отношение - это очень мощное препятствие, которое существует в нас же самих. И что с этим делать? Достаточно сложно бывает определить, потому что негативное отношение к людям мы это воспринимаем. Мы видим, как это работает. Т.е. когда человек к вам негативно обращается, или что-то не получается, мы иногда со злости или от доброты душевной что-то там ему пожелаем. Да?

И, кстати говоря, я очень часто наблюдаю прохождение людей, представьте себе, толпа народу, стоит такой полупьяный человек. Подходит к одному «А ты такой сякой, третье, четвёртое». А тот на него вообще внимания не обращает. Значит, он его отругал, переходит к другому и начинает другого крыть. Тот его за шрирятник берёт, отработки никакой нет. Чувствуете. Да?

А тот спокойно ругается на всех. Он подходит к третьему, начинает его из себя выводить. И сразу видно, т.е. вот этот человек пьяный, он естественно послан для того, чтобы прокрутить всё эту толпу, насколько возможно, вы понимаете.

А люди все вокруг трезвые, и им дан этот вампир, который должен всех их активизировать, в отрицательном смысле слова, и посмотреть, как это возможно пройти.

И с такими явлениями вы сталкивались и будете ещё сталкиваться не раз. А вот негативное отношение к себе, вы сейчас скажите: «Нет, мы себя любим», все, до одного. Мы уже это всё отработали, мы умные, благоразумные и т.д. и т.д.

Но всё равно иногда, я уверен в этом, у каждого из нас проскальзывает мысль о том, что «вот это у меня не получается, значит это никогда не получится», «это у меня не получается, я не способна, я не способен к этому», «я здесь допустил, допустила ошибку, значит я виновата», «я здесь не помогла человеку, потому что вот такая я плохая, такой плохой». Т.е. я не говорю о том, что вы очень подробно себя переламываете. Нет. Я не об этом сейчас, сейчас разговор не об этом.

Сейчас разговор о том, что иногда у нас проскальзывает эта мысль, а её не должно у нас быть. Мы не должны к себе относиться негативно. Мы всегда должны находиться и даже не в позитиве, потому что если мы будем находиться в позитиве, то эго у нас будут расти. Оно будет расти, расти, «что хочу, то и делаю». Понимаете? Поэтому здесь надо выбрать какую-то такую систему, которая была бы посредине, не уходила ни в негатив, ни в позитив, а на каком-то таком вот среднем уровне, которая помогла бы нам преуспевать в этом мире, не затрагивая нас самих.

И кстати, потери очень часто сопровождаются тем, что люди говорят: «Вот, я такая плохая, я такой плохой, я такая нехорошая». И в это время как раз идёт сброс и мощный увод из-под рук этого человека чего-то. Т.е. когда человек начинает даже вспомнить о том, например, «а, у меня такой ребёнок, потому что я такая или я такой». Тут же - раз в сумку, а там денег нет. Т.е. вот это работает очень здорово.

Даже ни одна мысль об этом не должна вас напрягать, ни в коем случае. Вы все идеальные, вы прекрасно выглядите, вы умненькие, благоразумненькие и весь мир работает на вас, вы работает на мир, и все ситуации, которые с нами случаются, нужно их просто оценивать и понимать, и в следующий раз этого не делать. Всё. Вот всё, что от вас требуется. Ну, а негатив к окружающим, я думаю, что с этим каждый из вас справится. Раз кирпич на голову упадёт, два упадёт, три упадёт, на четвёртый всё будет вам ясно. Правда?

Также у некоторых есть ощущение вины «я не доделал, я не доделала, я виновата». Даже среди вас есть, кто задаёт мне вопрос «А что, это я не доделала? А что, это я виновата?» Прежде всего, мы с вами виноваты в том, что мы об этом не задумались.

Т.е. пришла ситуация, тут же надо садиться и думать, почему, отчего и откуда. А мы этим не занимаемся, мы бежим и хватаемся за физику. Вытащить физику из болота, поднять на новый уровень.

Значит, попробуйте понять и не винить себя. Во всех ситуациях посмотреть здраво, что нам с вами предстоит и надо сделать, чтобы снять ту или иную ситуацию. Вот это надо попробовать. Не через обвинение себя, а через конструктивную работу.

И когда наступает эйфория, это говорит о том, что всё это отработано, всё понято. Всё понято - это главное.