Родители, требуйте послушания от ваших детей. Вы можете разорвать порочный круг многих поколений. Хорошее воспитание ведет от вынужденного подчинения к добровольному и радостному послушанию

27.04.2019

Насколько важно родительское благословение для православного христианина? Как оно влияет на детей и всегда ли нужно прислушиваться к советам родителей? В преддверии православного весеннего праздника Красная Горка о родительском благословении говорят священнослужители Русской Православной Церкви - протоиерей Александр Ильяшенко , священники Филипп Ильяшенко и Димитрий Фетисов , - а также матушка Елена Фетисова .

«Родительское благословение исключительно важно перед Господом»

, настоятель храма Всемилостивого Спаса (Московская епархия), член Союза писателей России, председатель редакционного совета портала «Православие и мир», руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне»:

Пятая заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою» говорит о важности положительного, благоговейного отношения к родителям, а также о послушании им. А «злословящий отца или мать смертью да умрет». Хорошая заповедь, которая, к сожалению, сегодня широко и грубо нарушается.

Родительское благословение оберегает детей от бед и искушений

В той России, которая была христианским православным государством, законодательно подчеркивалась важность и неотъемлемость родительской власти. Сам Господь дает родителям власть над своими детьми, но надо иметь в виду, что в Церкви власть понимается не как власть произвола, а как власть любви. Очевидно, что речь идет о том, что родители любят своих детей, относятся к ним с любовью и, если нужно, ограждают своих чад от ошибок, направляют их жизнь в богоугодное русло. Родительское благословение исключительно важно перед Господом. Дети, которые этого не понимают и какие-то дела совершают без родительского благословения, причиняют себе многие страдания и переживания. оберегает детей от бед и искушений.

Есть правило святителя Василия Великого, в котором говорится: если кто женится или выйдет замуж без родительского благословения, отлучается от Церкви на год. Сейчас часто с родительским мнением не считаются и женятся, не получив согласия родителей, забывая, что молитвы родителей укрепляют основания домов, являются фундаментом семейного счастья. Вот и оказывается, что вновь построенные здания семейной жизни основаны на песке и легко разрушаются. Как сегодня говорят работники ЗАГСов, доля разводов достигла 100%, то есть сколько женятся, столько и разводятся. Очевидно, что такой высокий уровень разводов свидетельствует о ненормальном отношении к своим родителям и к браку у молодых. Это беда и трагедия всего нашего народа.

«Послушание родителям - это исполнение заповеди Божией»

, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук:

Есть заповеди, которые что-то устанавливают, что-то запрещают делать, а есть заповедь, содержащая некое обещание. Это заповедь о почитании родителей. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». То есть уже в основе Божиего закона лежит . Что такое почитание родителей? Прежде всего, это послушание, любовь и забота о них. Очевидно, что благословение родителей имеет огромное и сакральное значение, потому что отношению родителей и детей уподобляются отношения Бога и Церкви, Бога и народа Божиего.

Родительское благословение имеет огромное значение и огромную силу. Практический опыт показывает, что непослушание родителям приводит ко многим бедам. Поэтому можно сделать вывод о том, что послушание родителям - это есть исполнение заповеди Божией. Послушание приводит к благу, а тот человек, который прислушивается к своим родителям, чаще бывает счастлив.

Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно

Отказ от авторитета родителей отражает нынешнее состояние детско-родительских отношений к институту семьи как к традиции в целом. Сегодня молодежь призывается к отказу от всех авторитетов, а распущенность провозглашается нормой жизни. В силу этого эгоистичного подхода можно предполагать, что брак, являющийся отражением любви между людьми, находится под угрозой. Мы не можем утверждать, что, если не послушаться родителей и сделать так, как нам нравится, брак развалится. Наверное, нет, но скорби бывают не только в том, что брак развалился. Иногда лучше, чтобы этого брака вообще не было, потому что в нем нет счастья и он продолжается как страшный сон, кошмар, из которого никак не выбраться. Так что родительское благословение очень важно, в частности для молодых. Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно.

«Очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства»

, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

Важность родительского благословения обусловлена двумя главнейшими законами духовной жизни. Во-первых, власть родителей сакральна, а во-вторых, слово реальным образом изменяет материальный мир. Поэтому очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства, ведь как лодку назовешь - так она и поплывет. Обращение к ребенку типа «бестолочь», «поросенок» и т.п. сродни проклятью. А обращение «ангел мой», «мой хороший» (и прочие подобные), словно доброе зерно, однажды прорастет, принеся малый, средний или большой плод.

Злое слово, косой взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего чада, способны принести духовный вред будущей семье

Благословляя своих брачующихся детей, родители также не должны забывать эту истину. Отнеситесь со всей любовью к избраннику или избраннице дочери (сына) как к родному. Постарайтесь полюбить его так же, как и собственное чадо, - со всеми недостатками. Злое, презрительное или подозрительное слово, даже только взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего отпрыска, способны принести духовный вред или как минимум трудности новобрачным.

Же, искреннее благорасположение к пока что незнакомому человеку, который должен стать частью вашей семьи, может сотворить чудо. И ваш будущий зять (будущая невестка), даже не соответствуя вашим вполне субъективным представлениям об идеале, постарается и вас в ответ одарить любовью. Особенно в таких ситуациях важны первые мгновения знакомства, остающиеся в памяти на всю последующую жизнь.

«Прислушиваться к мнению родителей все-таки стоит»

, колумнист портала « », многодетная мать:

Конечно, все слышали, что «благословением родителей созидаются домы», и это актуально не в определенную историческую эпоху, а всегда. Если речь о благословении на брак, то дети должны сознавать: когда родители испытывают к избраннику (избраннице) своего взрослого чада чувство брезгливого отвращения или пылающей ненависти, перспективы семейной жизни туманны, если только молодые не уедут жить в Магадан, в поселок без телефонной связи. Значит, даже чисто практическое чутье должно подсказать детям: родителей надо примирить со своим выбором, мягко, постепенно и последовательно убедить, выслушав и контраргументы.

Как поступить, если родители лишены навыка благословения?

Но есть такой сложный момент современности: иногда родители в принципе бывают лишены навыка благословения - благого, благодушного, благодатного приятия чужого выбора, мнения, воли. Пока лишены. Сколько я слышала историй о том, как молодые верующие семьи боялись сообщать родителям об очередной беременности - потому что начиналось ТАКОЕ! Вплоть до обещаний типа «прокляну и лишу наследства, если не сделаешь». Подобная реакция может возникнуть и в отношении верующего жениха со стороны родителей невесты, ярых атеистов. Тут, видимо, надо смиренно сознавать, что на данном историческом этапе благословение родителей может быть заменено благословением духовника.

Хотя, конечно, идеальный вариант - это когда удается еще до сватовства наладить с родителями взаимопонимание, добиться должного уровня открытости, взаимного приятия и уважения - в конце концов, этот опыт и в браке пригодится. Например, родители могут быть неверующими, но если церковность их дитяти спокойная, без «заскоков», то они вполне могут проникнуться уважением к религиозной мотивации своего ребенка.

А бывает, что родители противятся браку не потому, что они «нехристи» и «ничего не понимают», - а потому, что любовь и жизненный опыт позволяют им разглядеть такие черты кандидата в женихи/невесты, которые несовместимы с крепкой семейной жизнью. Потому-то прислушиваться к их мнению все-таки стоит.

Хотя, например, мои родители узнали о предстоящей свадьбе почти что в последних рядах - но это потому, что у нас с мамой был общий духовник, и мы с духовником понимали, что принципиальных возражений не встретим, а волновать старших до времени не хотелось… Не хотелось пышных сборов, поиска денег и свадьбы «с треском».

– Отец Фаддей, как мы можем, избегая ловушек собственного ума, научиться послушанию? Возможно ли придти ко Христу без тяжких ошибок?

– Послушанию учатся еще в детстве, оно начинается с послушания ребенка родителям. Если не будем послушны родителям, в семье, в доме, трудно нам будет посвятить свою жизнь Христу. За непослушание мы извергнуты из рая. Послушание приходит к нам тогда, когда мы начинаем понимать, что мы натворили своим непослушанием. Век свой земной сократили, и повсюду нам грозит катастрофа, весь мир натянут, как струна, только из-за нашего непослушания. Непослушание родителям сопровождает человека всю жизнь. Я сам не понимал этого когда-то. Даже в мыслях не должно быть непослушания, ибо мать и отец святыня для ребенка; послушание необходимо, чтобы жизнь человека была благословенна, и он до конца жизни шел по верному пути.

Сейчас мы видим, что собираем плоды собственных мыслей, плоды непослушания Отцу Небесному и своим земным родителям. Мы и представить себе не можем, какую силу имеют наши мысли. Мы можем быть источником и большого зла, и большого добра. Хотя мы и малая единичка, но от наших мыслей и желаний зависит очень многое.

Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя – не было бы столько зла на свете. Но мало примеров такого самосовершенствования. Много есть поучительного в книгах, но вопрос в том, способны ли мы применять это в нашей жизни.

Пример жизни красноречивее слов

Пример жизни говорит больше слов, потому что когда мы видим кроткую и смиренную душу, которая не способна гневаться, ругаться, осуждать, обижаться, когда ее задевают, то она остается нам примером на всю жизнь. Мы и сами хотим подражать ей, потому что видим, что она с помощью Божией победила зло и оно уже бессильно перед ней.

Человеческая жизнь – бесконечное совершенствование

Послушание начинается с колыбели и продолжается до конца жизни, потому что нам всю жизнь, всегда, будет чему учиться и совершенствовать себя так же как совершенствуются ангелы и святые, бесконечно переходя от знания к познанию, из силы в силу. И мы на земле или совершенствуемся, или падаем в низкое мудрование.

Только Господь понимает человека, потому что Он воспринял человеческую природу.

Нас не мог спасти никто другой, кроме Господа, Который нас сотворил. Он мог спасти нас иным образом, ибо Он всесилен. Но Он воспринял нашу природу, чтобы дать нам Свой живой пример, чтобы мы подражали Ему, чтобы мы могли понять и принять Его. А если бы Он поступил иначе, мы бы сказали: «Ты Всемогущий Бог, Тебе все возможно, Ты не был человеком, как я, и не испытывал голода и жажды, боли и печали». Поэтому Господь полностью воспринял человеческую природу, и апостолы, описывая земную жизнь Спасителя, говорят, что скорби Он пережил много больше, чем радости. Никто не видел, чтобы Он смеялся, как смеемся мы, – Он всегда был печален из-за наших грехов и все принимал на Себя. Взяв на Себя природу человека, Он взял на Себя и все тяготы человеческие и носит их по сей день. А мы вот что делаем: мы не приняли Его, хотя Он был Человеком, как и мы, во всем, кроме греха.

Чадо, дай мне сердце твое!

Господь может нас очистить, если мы молитвенно соединимся с Ним. Он сказал еще в Ветхом Завете: «Чадо, дай мне сердце твое!» Он – весь , мы рождены от Его Божественной любви, и Он, как Родитель, ждет, что мы ответим Ему тем же. Так же и наши земные родители, которые сделали нам много добра в жизни, дали нам жизнь, вырастили, всем жертвовали, справедливо ждут, что мы ответим им любовью за все, что они сделали. А мы обижаем их, они страдают, а мы удивляемся, почему нам так не везет в жизни.

Опечаленное сердце родителя не дает детям двигаться дальше, потому что мы, нарушив заповедь, открыли доступ врагу. Нарушенный закон наказывает нас всякий раз, когда мы попираем его.

– Насколько может помочь в телесном успокоении члена семьи, когда нет мира в доме?

– Никто еще не озлобился от добра. Приходит женщина, жалуется на мужа – пьет, обижает ее. Я говорю ей: «Не запил же он от домашних пирогов». Нет, наверно, было что-то, что огорчало его, и чтобы как-то смягчить переживания, он стал понемногу выпивать, становилось легче. Но вот втянулся, привык и теперь не может бросить.

«Наверняка ты чем-то огорчила его, своим образом жизни, поведением, а если нет, то мыслями. Может быть, когда выходила за него, была чем-то недовольна, имела помыслы, а брак – святыня». Брачный мир нельзя ничем нарушать, а нарушается он не только словами и поступками, но и мыслями, потому что слова – это озвученные мысли.

Много тому примеров. Человек может и рай превратить в ад. Несколько лет назад приехала ко мне семейная пара. Господь щедро наградил их редкой телесной красотой, редко можешь увидеть такую красивую пару, что муж, что жена, глаз радуется. Холодно было, служили в часовне; после службы они подошли ко мне поговорить. «Мы пришли пожаловаться. Мы поженились по любви, жили так хорошо, рай был в доме. Долго все так было, одна радость. Но с некоторых пор нас раздражает каждая мелочь, нервничаем, нет покоя в доме, а самая большая проблема – с нашим шестилетним сыном, из-за этого мы и пришли. Ребенок все больше отдаляется от нас, не разговаривает с нами, просится к бабушке с дедушкой. Мы пытаемся его разговорить, покупаем дорогие вещи, игрушки, лакомства – все, что он хочет. А он все вещи рвет, топчет конфеты, все разбросает и бежит. Что нам делать? Ребенок здоров, но что с ним происходит, не можем понять. Мы очень переживаем; он ни к кому не хочет – ни ко мне, отцу, ни к матери. Что это может значить?» Я говорю: «Не хочет ребенок таких папу с мамой». – «Почему, в чем секрет?» – «Он ищет папу с мамой, а их нет, – говорю. – Когда-то вы были счастливы вместе, потому что, как вы сами сказали, у вас было родительское благословение, женились по любви; и в вашем доме был мир и рай. А что вы потом наделали вашими помыслами, фантазиями?! Вам не был нужен никто другой, а сейчас как только ты (муж) увидишь красивую женщину или ты (жена) – красивого юношу, вы провожаете их взглядом и ваше сердце уходит за ними. Вы сейчас только телесно вместе, а душа блудит, одна в одну сторону, другая – в другую. Но, слава Богу, вижу, что вы не потоптали брачный венец. А детская душа все это чувствует, и не нужны ему такие папа и мама, потому что вы не с ним, а кто знает, где скитаетесь, и мыслями своими превратили рай в ад, понимаете ли, что делаете? У меня есть младший брат, двадцать девятого года рождения, работает в Австрии, вся его семья там, но у них есть дом в селе Породино. Несколько лет назад приехали все они в отпуск на родину и заехали к другому брату, в Смередево. И вот, собрались все за столом – друзья, родные, соседи, старики, молодежь, мужчины, женщины. Стол длинный, всем нашлось места. Принесли стулья и для меня с братом, и для снохи. А у дверей стояла софа, я сел на краешек – всех видно, хорошо, удобно. Напротив меня сидела молодая женщина с дочерью, а ребенок был неспокойный. Она и говорит девочке: «Как же ты мне надоела!» Как ребенок может надоесть матери? А ребенок поворачивает ручками ее голову и показывает на улицу «Мама, мама, пойдем!» Девочка маленькая, говорит плохо. Мать защищается от ее ручки, а дочка упорно не дает маме смотреть в сторону. «Что же мне с тобой делать, какая же ты надоедливая!»... Не станет ребенок без причины так беспокоиться, подумал я. Смотрю, а мама глаз не сводит с молодого человека в углу стола, засмотрелась на него, и сердце ее за ним ушло, а детское сердце почувствовало это и пытается увести маму вон. Потом она и к маме не хотела, но пошла к моей снохе, которую первый раз в жизни видела.

А вашему ребенку шесть лет, и вы уже не первый год вместе. Вы нанесли ребенку рану, потому что это очень больно – при отце и матери не иметь ни отца ни матери. Вернитесь друг к другу, верните семью, будьте такими, какими вы были, и все встанет на место».

Вот видите, как мы сами делаем ад из своего дома.

О политиках, защите дома, покаянии, единомыслии и силе Божией.

То же касается и политиков. Было ли когда-нибудь в истории мира, чтобы одна малая держава имела больше сотни партий? Не было никогда и никогда не будет, сомневаюсь, что будет. Значит, мы разъединены, совсем разобщены. Если бы люди оставили свои партии! Ведь государство – это семья с множеством членов, и эту семью надо беречь! Если члены этой семьи не единомысленны, не будет мира и радости в таком доме, одни раздоры, волнения. Вот видите, что мы делаем! Если б политики объединились ради защиты отечественного дома!

Но они ссорятся, каждый тянет в свою сторону. Бросить все это надо, стать заодно, вместе на защиту дома, тогда бы и врагов у нас не было. Даже если бы весь мир восстал против нас, все бежали бы от нашей огромной силы.

Мы и не сознаем, какая в нас Божия сила и жизнь, люди, мы и представить себе не можем! Вспомните пример Израиля. Всякий раз, когда Древний Израиль отступал от Господа, малые народы покоряли его; но стоило ему всей душой покаяться, как Господь спасал его, и израильтяне с малым войском побеждали грозных врагов.

То же и с нами было бы, если бы мы объединились.

Вот уже существует единый центральный компьютер, в котором хранится огромное количество данных. Он их поглощает, поглощает; он назван «Зверь». Но «компьютер», который находится в нас, намного точнее и тоньше, чем тот материальный.

Но наш «компьютер» поврежден. И монитор разбит! Ничего не видно, все кажется перевернутым. Будь наша душа мирной, беззлобной, простой и не рассеянной, то и экран был бы чист, и не нужно бы нам было ни телефона, ни радио – ничего. Мы бы все могли видеть и слышать вдали – во вселенной, не только на земле. Человек пошлет нам мысль, а мы сразу «услышим» и разговариваем.

– Дорогой батюшка, Вы думаете, что этого возможно достичь в современной городской среде?

– Многого можно добиться, но мало смиренных и кротких душ, которые все прощают и молятся Богу о предотвращении зла. Мало таких душ; будь их больше, зло бы не возобладало.

Сейчас человеческий род объединяется в «новый мировой порядок». Торопятся, хотят успеть до 2000-го года, а вот Европа объединиться не может, и они удивляются почему, ведь они так преданно служат , и сам дьявол жалуется, что из-за православных не может осуществить свой адский план. Не может, хотя и мы, православные, отошли от добра и часто бываем хуже язычников и безбожников, а христианами зовемся. Но все-таки среди нас есть смиренные и кроткие души, которые непрестанно молятся, чтобы Господь не попустил зла. И ради таких душ не может сатанинский план состояться, ради них и ради невинных детей еще светит солнце и Бог благословляет нас.

А если бы в каждом доме, каждом хозяйстве, каждой организации была бы хоть одна душа, преданная Богу, какая гармония воцарилась бы в мире! Я часто привожу пример одной сестры, она приезжала с группой; тогда я еще был в монастыре Туман. Она хотела уволиться с работы и жаловалась мне, что не может больше, все обижают друг друга, ссорятся. Она говорила: «Не могу больше, хочу искать другое место». – «Не надо, – говорю, – не ищи другого места, все места заняты, на пенсию уходят немногие, лучше перестань воевать!» – «Я ни с кем не воюю!» – «Не физически воюешь, – отвечаю, – а мысленно, а это тоже война, ты недовольна положением, в котором ты находишься». – «Но этого никто не может выдержать!» – говорит она. «Своими силами не может, а с Божией помощью сможешь. Ведь никто не узнает, молишься ты или нет, это внутреннее дело каждой души. Тебя обижают, а ты не обижай, не отвечай обидными словами и не только словами, но и в мыслях; вместо этого молись Богу, чтобы Он послал им благого ангела, тогда и тебя Господь не забудет. Не сразу у тебя все получится, но если будешь упорно молиться, увидишь со временем, как изменится круг твоих мыслей, заметишь, как люди меняются, и сама изменишься». Это было в 1980 году в монастыре Туман.

Не думал я, что она применит это в жизни. В 1981 году меня перевели сюда, в Битовницу. И этот домик тут стоял, в нем была кухня; сижу я под этой старой айвой, и вдруг от группы, которая направлялась к церкви, отделилась сестра и идет ко мне: «Благослови, батюшка!» – «Бог благословит!» – «Ох, отче, я не знала, что все такие хорошие!» – «На работе?» – спрашиваю. – «Да, все изменилось, это чудо, как все изменилось, никто больше меня не обижает, да и я сама другая». – «Со всеми помирилась? Как тебе удалось?» – «С одной женщиной долго не могла помириться, но читала Священное Писание , вижу, Господь заповедал любить и врагов. Тогда я сказала себе: «Ты должна ее любить, как знаешь и умеешь, потому что Господь этого хочет!» И со временем непримиримые враги стали близкими друзьями.

Если бы на каждом заводе, на каждом месте была бы одна такая душа, чтобы так могла молиться! Видите, как строится мир! Кроткая и смиренная душа, которая все прощает и всех любит, излучает мир, и мы в ее присутствии с Божией помощью освобождаемся от тяжелых депрессивных мыслей.

Послушание – входной билет в рай

Мы извержены из рая за непослушание. А ведь нам дано было совершенствоваться в любви, Господь сказал нам: «Не трогайте это древо!» Значит, из этого должна была развиваться любовь – из доверия и послушания. И сейчас послушание – входной билет в рай, но, к сожалению, мы постоянные нарушители.

Всякое добро исходит от Источника жизни; откуда исходит зло, известно...

Святые, ангелы, верующие люди не совершают чудес, их совершает Бог. Он всюду, Он творит чудеса через нас, через святых и ангелов.

– Отче, мы говорим: мы – небесный народ и, следовательно, должны спастись. А мне кажется, что каждый должен бороться за свою душу, чтобы внести лепту в общее спасение. Что Вы можете об этом сказать?

– Не было бы столько зла, если бы каждый начал с себя. Нам бы хотелось каждого исправить, и отца и мать, а они уже состарились, и мы не можем изменить их мнения.

Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.

Мы сами для себя являемся тайной. Нас удивляет, как наш организм функционирует без нашего участия, потому что нет ни одной организации на свете, которая бы так совершенно осуществляла бы свои цели, как это происходит в теле человека.

Господь – тайна для всего творения. Господь – в нас, и поэтому мы тайна для нас самих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам удается что-то узнать о Нем, что-то нам открывается через природу, но нас повсюду окружает тайна. Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.

Тот, в ком царит правда и милосердие, обретет жизнь и будет избавлен от смерти.

Пишу этот крик души, умоляя родителей-христиан требовать послушания у своих детей. Написать этот призыв меня побуждает наблюдение за сегодняшними детьми, не обращающими никакого внимания на просьбы родителей, причем такое поведение совершенно сходит им с рук. Родители по два-три раза велят детям сесть на место или прекратить, или подойти или отойти, и после третьего непослушания с улыбкой чем-нибудь подкупают свое непослушное чадо. Этот подкуп может привести к желаемому поведению ребенка, а может и нет.

На прошлой неделе я стал свидетелем двух событий, подтолкнувших меня на написание этой статьи. Одним из них стала смерть 13-летнего подростка по имени Энди Лопес в г. Санта Роза, штат Калифорния от пули полицейских. Полицейские думали, что он собирался выстрелить в них из огнестрельного оружия, хотя на самом деле в его руках было игрушечное ружье. К нашей теме это имеет отношение, потому что служители закона дважды требовали, чтобы подросток бросил оружие. Вместо этого он направил его на полицейских. Они открыли огонь на поражение.

Я не знаю всех деталей той ситуации, и даже не могу сказать наверняка, слышал ли Энди команды полицейских. Поэтому я не могу сказать, что оказал сопротивление. То, о чем я пишу, не имеет отношения к самому юному Лопесу. Мы можем говорить лишь в сослагательном наклонении. Что, если он все же слышал команды полицейских и просто проигнорировал их? Если это правда, то его непослушание стоило ему жизни. Вот цена неповиновения законной власти.

Что приводит к трагедии

На прошлой неделе я своими глазами наблюдал развитие сценария, который может привести к подобной трагедии. Я видел, как одна мама готовила своего сына к расстрелу.

Они с сыном сидели прямо передо мной. Семилетний сын играл с электронным планшетом. Стюардесса объявила о необходимости выключить все электронные устройства во время взлета. Мальчик ничего не выключил. Мать этого и не требовала. Проходя мимо их ряда, стюардесса еще раз предупредила о необходимости выключить планшет, и прошла дальше. Ребенок ничего не выключил. Его мать снова ничего не потребовала.

Наконец, стюардесса встала рядом с ним и сказала, что планшет придется отдать матери. Тогда он выключил его. Но как только стюардесса заняла свое место, он тотчас снова включил его и не подумал выключить, пока самолет взлетал. Мать ничего не предприняла. И тогда я подумал, что она готовит его к расстрелу полицейскими .

Освобождение от глупого воспитания

Я могу понять, когда неверующие родители ленятся и пренебрегают своими родительскими обязанностями. Для описания поведения тех, чей дух ослеплен, я могу применить библейские категории. Но меня смущает то, что своими обязанностями пренебрегают верующие родители. Что стоит за нежеланием родителей требовать и добиваться послушания? Я не знаю. Но, возможно, нижеследующие соображения помогут некоторым родителям освободиться от греха лености и пассивности во время воспитания детей.

1. Родители обязаны требовать от своих детей послушания в свете библейского требования к детям повиноваться родителям.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Ефесянам 6:1). Было бы просто немыслимо, если бы Бог требовал от детей повиноваться родителям и одновременно не требовал бы от родителей, чтобы те требовали послушания у своих детей. Это неотъемлемая часть нашей работы – воспитывать в детях славный дух повиновения установленной Богом власти. Родители для детей являются представителями Бога, поэтому, если их научить игнорировать Божьи заповеди, это будет иметь смертоносный эффект.

2. Послушание – это евангельская, новозаветная заповедь.

Послушание нельзя считать лишь «юридической» категорией. Это евангельское понятие. Павел говорил, что цель благовестия заключается в том, чтобы «покорять вере все народы» (Римлянам 1:5). Он писал: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников, словом и делом» (Римлянам 15:18).

Сам Павел так определял свою цель: «… пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Коринфянам 10:5). Такого же послушания он требовал и от церквей: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (2 Фессалоникийцам 3:14).

Родители, не воспитывающие своих детей в повиновении законным, установленным Богом властям, готовят их к жизни, не соответствующей Слову Божьему и противоречащей самому Евангелию, которое они так стремятся возвеличить.

3. Требовать послушание вполне возможно .

Печально смотреть на родителей, когда они беспомощно разводят руками в присутствии непослушных детей. Бог требует от детей послушания, потому что родители вполне способны требовать послушания у детей. Малым детям, которым еще нет и года, очень легко показать, что можно, а что нельзя трогать, кусать, тянуть, толкать, на что плевать или когда кричать. Ведь вы больше их. Воспользуйтесь своими габаритами, чтобы сохранить их для радости и не обрекать их на эгоизм.

4. Требовать повиновения следует в домашних условиях в не самых важных делах, чтобы впоследствии дети повиновались в обществе в более важных делах.

Непослушание детей на публике в определенной степени можно обосновать тем, что от них не требовали послушания дома. Причиной тому является нежелание дома вести борьбу по некоторым вопросам. Иногда легче самим сделать что-то по дому, чем потратить время и усилия, чтобы разбираться с нежеланием ребенка выполнить соответствующее поручение. Но такой подход говорит ребенку, что и в других местах можно допустить неповиновение. Посему, если родитель последовательно будет требовать повиновения дома, дети с большей радостью будут послушны и в обществе.

5. Чтобы требовать послушание, нужно прилагать усилия, но оно того стоит.

Вы велите ребенку ложиться спать, но он все равно встает с кровати. Конечно, легче сказать ему идти назад в постель, чем встать и наказать за непослушание. Естественно, родители сильно устают после рабочего дня. Я хорошо это понимаю. Более сорока лет в моем доме были несовершеннолетние дети. Воспитание детей и требование послушания забирает у родителей много энергии, как физической, так и эмоциональной. Всегда легче просто уступить детям.

Но что будет в результате? В самый ответственный момент дети будут просто неподконтрольны. Они уже знают, как изображать из себя ангелов. Мама бессильна, а папа просто слабак. Они четко знают момент, когда вы готовы взорваться, и не обращают никакого внимания на ваши слова до тех пор, пока вы едва не коснетесь критической черты. Это приносит свои черствые плоды. Но если вы потратите усилия и примете меры по поводу любого непослушания, это принесет сочный и вкусный плод как для родителей, так и для детей, и для всех окружающих.

6. Вы можете разорвать порочный круг многих поколений.

Одна из причин, почему родители не требуют от детей послушания, заключается в том, что они сами никогда не видели, как это происходит. Они выросли в семьях, где практиковались две модели: пассивность и гнев. Они знают, что воспитывать детей в гневе нельзя. Поэтому они выбирают пассивность. Но есть хорошая новость: такое положение дел можно изменить. Родители могут прочесть в Библии и узнать от мудрых людей, какие есть возможности, повеления, как в той или иной ситуации поступать мудро, как воспитывать в духе терпения, твердости, любви и на прочном евангельском основании.

7. Великодушное воспитание приведет детей к тому, что их повиновение от внешнего подчинения превратится в радостное желание.

Дети должны научиться послушанию, прежде чем смогут показать послушание в вере. Когда к ним придет вера, они уже научатся повиновению на основании страха и поощрения, и тогда уважительность будет естественным выражением веры. Но будет глупо не требовать послушания еще до обретения веры. В конечном итоге это покажет отсутствие любви. Такое попустительство протопчет глубокую колею привычек неповиновения, и впоследствии вере придется их преодолевать.

8. Дети, чьи родители требуют послушания, счастливее.

Слабость и пассивность родителей не воспитает великодушных и смиренных детей. Так мы вырастим капризных эгоистов. С ними будет тяжело иметь дело, и сами они будут несчастны. Они высокомерны и наглы. Их «свобода» не приносит благословения ни им, ни окружающим. В своей свободе они похожи на корабль без киля. Они жертвы собственных плотских желаний. И рано или поздно эти желания заведут их очень далеко. Возможно, они встретятся с неприятностями. А возможно, познакомятся с правоохранительными органами.

9. Требование повиновения – не одно и то же, что требование совершенства.

Родители являются представителями Бога для детей, особенно в период, пока они еще не познали Бога через веру в Евангелие, поэтому мы должны показывать им и справедливость, и милость. Не всякое непослушание должно повлечь за собой наказание. За некоторые проступки есть место для замечания, укоризны, а на некоторые проступки можно вообще посмотреть сквозь пальцы. Нет точных инструкций, когда применять какие дисциплинарные меры. Дети должны на примере родителей узнать, что Евангельский Бог – огонь поядающий (Евреям 12:7, 29), но одновременно долготерпелив и медлен на гнев (1 Тимофею 1:16). Что бы ни практиковали – дисциплину или терпение – ваша цель – добиться немедленного, счастливого и последовательного послушания. Именно этот плод производят те, кто познал Бога во Христе.

Родители, вам это по силам, хотя этот период будет нелегок и долог. Я сам потратил на это более шестидесяти процентов своей жизни. Но за верное воспитание Господь по Своей благодати обещает щедрую награду.

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус. Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны. Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете: «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать - вот первая заповедь, за которой следует обещание: тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле» (Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны (Иеремии 35:18–19). Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушанием родителям (Римлянам 1:30; 2 Тимофею 3:2).

Соломон, мудрейший человек, призывал детей почитать своих родителей (Притчи 1:8; 13:1; 30:17). Хотя мы можем уже не находится под их авторитетом, мы не можем «перерасти» Божью заповедь почитать своих родителей. Даже Иисус, Бог Сын, подчинялся как Своим земным родителям (Луки 2:51), так и небесному Отцу (Матфея 26:39). Следуя примеру Христа, мы должны относиться к своим родителям с тем же почтением, как и к нашему небесному Отцу (Евреям 12:9; Малахии 1:6).

Нам приказано почитать своих родителей, но каким образом? Почитайте их и действиями, и отношением (Марка 7:6). Уважайте как озвученные, так и невысказанные их желания. «Мудрость сына – от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит» (Притчи 13:1). В Евангелии от Матфея Иисус напоминает фариссеям о Божьей заповеди почитать отца и мать. Они следовали букве закона, но добавили свои собственные традиции, которые существенно исказили его. Хотя они почитали своих родителей на словах, поступки демонстрировали их истинные мотивы. Почтение – это нечто большее, чем пустые слова. Слово «почитать» в этом стихе является глаголом и, как таковое, требует соответствующих действий.

Мы должны стремиться почитать своих родителей так, как мы стремимся принести славу Богу – своими мыслями, словами и поступками. Для ребёнка послушание родителям идёт рука об руку с их почитанием. Это включает умение слушать, внимательность и покорность их авторитету. После того, как дети повзрослеют, послушание, которому они научились в юности, поможет им уважать другие авторитеты, как правительство, полиция и работодатели.

Тем не менее, хотя от нас требуется уважение к своим родителям, это не значит следование плохому примеру (Иезекииля 20:18–19). Если родитель указывает ребёнку совершить что-либо, противоречащее Божьим заповедям, он должен скорее слушаться Бога, чем своих родителей (Деяния 5:28).

Почтение порождает почтение. Бог не будет почитать тех, кто не выполняет Его заповедь почитать своих родителей. Если мы желаем принести Богу радость и быть благословенными, то нам следует почитать своих родителей. Проявлять почтение нелегко, оно не всегда приносит удовольствие и, несомненно, его невозможно достичь своими собственными силами. Но почтение – это, определённо, прямой путь к нашей цели в жизни – прославлению Бога. «Дети, во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу» (Колоссянам 3:20).

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

М ы уже поговорили о приятных благословениях, обещанных Богом для тех, кто исполняет пятую заповедь, об осуждении тех, кто не исполняет. Мы узнали, что дети всю жизнь должны почитать своих родителей, но в практическую плоскость этой заповеди так и не перешли. Сегодня мы поговорим о том, как показывать своим родителям, что мы их почитаем, особенно, когда мы уже в зрелом возрасте. Сегодняшний разговор будет немного «по верхушкам», а в следующей статье мы обратимся к опыту людей, чтобы найти конкретные способы оказать честь.

Почитайте и слушайтесь

В обоих описаниях Десяти заповедей (в книге Исход и книге Второзаконие) Бог предписывает детям «почитать отца и мать». Нет там ни слова о послушании. Тем не менее, когда мы читаем о применении заповеди в Библии, мы видим, что послушание является ключевым компонентом почитания, которое дети должны проявлять к родителям. Закономерен вопрос: а послушание родителям временно или не зависит от возраста детей? Всегда ли почтение требует послушания? Если я стремлюсь почитать своих родителей, должен ли я слушаться их всю свою жизнь? Для ответа на этот вопрос следует, пожалуй, изучить почтение и послушание, чтобы понять, чем они похожи и в чем их отличия.

Слушайся

То, что пятая заповедь от нас не требует имеет такое же важное значение, как и то, чего она не требует. В пятой заповеди нет слов: «Слушайся своих отца и мать» . Там говорится: «Почитай отца и мать» . И все же Библия ясно дает понять, что послушание родителям очень важно. Мы встречаем «язык послушания» во многих толкованиях и применениях пятой заповеди. Но при более пристальном изучении этой темы становится понятно, что все упоминания послушания применены в контексте зависимых от родителей молодых детей. Когда же речь заходит о взрослых детях, язык меняется на разговор об уважении и заботе. Таким образом, послушание – это одна из форм почтения, подходящая для маленьких детей.

Все дети должны почитать своих родителей. Но когда дети молоды, почтение родителей принимает форму послушания. Поэтому Павел толкует пятую заповедь для молодых детей (Еф. 6:1-3 и Кол. 3:20): «Дети, повинуйтесь своим родителям» . Повиноваться – это значит подчиняться воле человека, который имеет авторитет, соблюдать его требования и выполнять его просьбы. Это, как мы учим наших детей, значит: «Сделай сейчас, сделай хорошо и с радостным сердцем» . Послушание – это детский способ почитать родителей.

Родители вправе ожидать и требовать от детей повиновения, а дети вправе показывать почтение родителям через это послушание. Именно послушание родителям учит детей подчинению другим властям, включая Самого Бога. Именно через родительское воспитание и наказание дети готовятся к размеренной жизни в этом мире. Джон МакАртур хорошо это формулирует: «Дети, уважающие и слушающиеся своих родителей построят общество, в котором правит порядок, гармония и плодотворность. Поколение недисциплинированных, непослушных детей произведет общество хаоса и разрушения».

В случае с родителями и их молодыми детьми послушание задумано как временная мера, которая длится, пока дети живут на иждивении своих родителей. Детство – это период обучения под руководством родителей. Родители заставляют своих детей слушаться, чтобы дети научились уважению и почтению, чтобы оставшуюся жизнь почитали родителей, учителей, руководителей и правительства. Обучив своих детей послушанию, родители пожинают пожизненное почтение.

Почитай

Что значит почитать? Что такое честь? В библейском контексте слово честь указывает на вес или значение. Для почтения родителей мы признаем их ценность для нас или ценность наших с ними отношений. Джон Куррид объясняет это так: «Дело в том, что дети не должны допускать несерьезного отношения к родителям, не должны допускать несерьезных мыслей о них. Родители – это серьезно. Родители представляют для нас огромную ценность» . Идею о том, как выглядит почтение к родителям, можно почерпнуть из отрывков, где упоминается суд над теми, кто родителей не почитает. Это отрывки из гражданского закона и книг мудрости, которые мы уже прочитали в прошлый раз: Лев. 20:9, Пр. 30:17 и т.д.

Что мы там читаем? Дети, не чтящие своих родителей, мятежны и противятся наказанию, которое могло бы вывести их из мятежного состояния. Выражаться это может в ругани, проклятиях и насмешках над родителями. Такие дети могут даже проявлять физическую жестокость по отношению к отцу и матери. Если мы обратимся к Новому Завету, мы увидим, что отказ от исполнения пятой заповеди может выражаться и в отказе заботиться о родителях, об их физических и финансовых нуждах (Мк. 7:8-13, 1 Тим. 5:8).

Таким образом для почтения своих родителей мы должны уважать и благоговеть перед ними, относиться к ним с добротой и нежностью. Мы должны быть уверены, что они получают все необходимое, и даже заботиться об их нуждах. Деннис Рейни пишет: «Почтение – это особое отношение, подкрепленное действиями. Все они говорят родителям об одном: вы ценны и достойны, вас поместил в мою жизнь Сам Бог» . Все это и даже больше помещено в это простое слово: почтение.

Слушайся сегодня, почитай всегда

Необходимо поразмышлять на тему «почему согласно пятой заповеди требуется почитание, а не послушание» . Я убежден, что причин тут две: в какой-то момент мы уже не обязаны слушаться родителей, а еще, даже до наступления этого момента, бывают ситуации, в которых мы не можем и не должны подчиняться им. Другими словами, бывает, что иногда неподчинение родителям – это тоже форма почтения.

Конец послушания. Приходит время, когда подчинение родителям становится неуместным. Задача родителей – вырастить своих детей независимыми, способными жить без родительской опеки. В большинстве случаев отношения родители-дети меняются со вступлением в брак, когда «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Получая независимость от своих родителей, ребенок покидает их надзор и руководство. Он больше не должен слушаться так, как это делал раньше.

Грех подчинения. Довольно часто случается, что послушание будет грехом. Например, когда родители приказывают детям согрешить или приказывают проявить непослушание Богу или властям. Когда такое происходит, ребенок должен проявить непослушание родителям, дабы проявить послушание высшей власти. А иногда родители требуют послушания от взрослых детей. Иногда требования послушания сопровождаются оскорблениями и насилием. В таких случаях ребенок не обязан подчиняться.

Именно поэтому заповедь звучит как «почитай отца и мать», ведь послушание уместно не всегда, а иногда даже было бы греховным. Почтение же к родителям должно сопровождать всю нашу жизнь.

Совершенное почтение, совершенное послушание

Бог не оставил нас без библейского примера почитания и послушания. Оба эти примера нам даны в Иисусе Христе. Будучи Богом, Он был рожден в семье земных родителей, которых Он добровольно, радостно и совершенным образом чтил и слушался. В Евангелии от Луки 2:51 мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» . Мы видим, как уже перед смертью, Иисус заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

Подобно тому, как Иисус чтил и слушался своих земных родителей, Он почитал и слушался Своего Небесного Отца. Во всех своих делах Он хорошо говорил об Отце, отдавал Ему славу и исполнял Его волю. Разумеется, Он проявлял послушание Своему Небесному Отцу: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Не теряя самостоятельности или достоинства, Иисус почитал и подчинялся. Если мы желаем почитать и подчиняться родителям, мы должны узнать об Иисусе. Если мы хотим, чтобы наши дети слушались и почитали нас, мы должны рассказать им об Иисусе. Он, как и всегда, является лучшим примером исполнения Божьего закона.

Подписывайтесь:

Заключение

В следующей статье мы поговорим о культурных особенностях понимания почитания родителей. Позже мы поговорим и о случаях, когда почитать своих родителей особенно тяжело. Мы так же поговорим о практических советах, которые помогут лучше представлять, каким образом можно чтить отца и мать. И, разумеется, уместен был бы и разговор о том, как нам самим быть родителями, достойными почтения.

Закончим давайте на радостной ноте. Мы уже знаем, что в почтении к родителям есть два великих благословения: длинная жизнь и хорошая жизнь. Если покопаться в Новом завете, можно раскопать еще одно великое благословение: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Наше почитание родителей радует Бога! Почему? Потому что чтя отца и мать мы чтим Самого Бога, давшего нам этих родителей. Поэтому позвольте мне попросить вас сегодня подумать о способах проявить почтение к вашим родителям. Ведь это угодно Богу и прославляет Его.