Родительское собрание.
Тема: "Развитие речи детей в старшей группе"
Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас
сегодня видеть на нашем родительском собрании.
Оно посвящено теме «развития речи наших детей»
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления,
показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом,
речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить
с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка.
Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»:
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся:
(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)
Основная часть:
Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):
Речь должна быть Проблемы наших детей
–  –  –
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых грамотные вопросы Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
составление рассказов Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо) не могут логически объяснять речь не выразительна Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где - то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
плохая дикция Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца) Что же делать? Мы приготовили папку –ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.
Воспитатель:
Итак, отправляемся в путешествие “на поезде", отправляемся в путь.
Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные) Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).
(Я говорю существительное, вы прилагательное) Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.
Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.) Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.
Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.
Игра "Противоположности", "Антонимы".
Детям раздаются карточки. Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.
*Предлагаем посмотреть видеозапись с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов:
« Весёлые размышлялки-рассуждалки»
Одушевлённый Солнцепёк Полуфабрикат Конкуренция Неурядица Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется "Станция звуков".
Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию.
На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки, а также учатся определять наличие звука в слове, место звука в слове (начало, середина, конец) Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком «М"».
Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец) Игра "Определи наличие звука [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук. В начале слова – руки на плечи, в середине – руки на пояс, в конце слова – руки на колени.
дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова " тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова *А сейчас предлагаем посмотреть, как мы работаем с детьми над звукопроизношением.
Ребята, вы такие молодцы, в какой мы были стране? (стране Звуков).
Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.
Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Станция грамматики”.
В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.
Игра "Где живут продукты?" У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.
Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.
А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, Например: медведь- медвежата.
Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.
Игра "Продолжи цепочку" Чай- чайник - чайничек.
Кофе - кофейник - кофейничек Нож, ковш, таз, кувшин Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.
Игра "Составь предложения из набора слов»
Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется?
"Станция грамматики". Что мы делали на этой станции?
Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки".
На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.
Игра "Расскажи и обыграй сказку" (родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку) Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось?
(Ответы родителей).
*А сейчас предлагаем посмотреть, какую работу проводим мы по развитию связной речи Это была наша последняя станция.
Вы такие молодцы, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.
Спасибо за внимание!
Похожие работы:
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРС...»
«Куда я могу обратиться? Для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья Бесплатное содействие в адаптации и интеграЦентр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов ции людей с ограниченными возмо...»
«Киткин Константин Николаевич ИМИДЖ ОФИЦЕРА МЧС В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Екатеринбург Работа выполнена на кафедре прикладной социологии ГОУ ВПО "Уральский государств...»
«Вестник Вятского государственного гуманитарного университета благоприятную жизнь в этом мире. Используя символические изображения в орнаментах, знаках, человек отождествлял себя с миром, наполненным различными энергиями и духами (например, известные у многих народов танцы в трансовом состоянии в костюмах божеств). Трехчастное раз...»
« МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПУТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ И ПОСТРОЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В настоящей работе предпринимается попытка обо...»
«2009 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 4 СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ С. М. Елисеев, И. В. Устинова ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ В СУБКУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Одно из требований современности толерантность признает...»
«МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР...»
2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Родительское собрание
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Задачи:
познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза;
предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в дошкольном возрасте;
привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.
Ход собрания.
Добрый вечер, дорогие родители! Спасибо вам, что смогли найти время и прийти на нашу с вами встречу, посвященную обучению наших детей.
Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).
После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 20. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь.
Основная часть
Для начала я бы хотела сказать огромное «спасибо» родителям, которые занимаются со своими детьми дома. Вполне понятно, что не все родители дошкольников в силу разных причин озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу.
Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы , характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
1.Бедный словарный запас;
2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове. 3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии.
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.
Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.
На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
А сейчас вспомним:
1 . Звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают :
Гласные . Назови эти звуки. (А У И О Э Ы) . (Гласных звуков всего шесть) . Почему эти звуки называют гласными? Правило : «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся» . Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным кругом или квадратом.
А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;
Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.
Согласный звук может быть :
-твердый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова. Твердый звук обозначается синим квадратиком или кругом;
- мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак) . Й, Ч, Щ - всегда мягкий. Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком или кругом.
Согласные звуки бывают звонкие и глухие.
Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М» , чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.
Звук глухой согласный звук , потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «Ф-Ф-Ф» , почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.
2. Буквы видим и пишем.
Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
На что похожа буква?
В ряду букв обвести в круг заданную букву.
Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
3. Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный.
Слово - состоит из слогов.
Предложение - состоит из слов.
Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем - то непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Тем не менее, именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой. Вашему вниманию будут предложены дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза. Вы также можете принять участие в играх и поддержать своего ребенка.
Игра 1. Назвать предметы одним обобщающим словом.
Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные)
Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)
Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)
Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)
Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)
Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)
День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)
Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)
Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)
Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)
Игра 2. «Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к , ], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.
Игра 3. «Найди слова с нужным звуком в тексте» .
Цель : совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.
Ход игры : Надо найти и назвать слова со звуком «х» . Зачитывается текст
Игра 2 «Первый - последний».
Цель: развитие фонематического слуха, формирование умений выделять первый и последний звук в слове.
Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.
Игра 3. «Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б , ] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.
Игра 4. «Поймай звук»
Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых
взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [a] далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.
Игра 5. «Замени звук»
Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.
Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.
Игра 6. «Большой или маленький»
Цель: измерение протяженности слова; деление слова на слоги.
Ход игры: взрослый предлагает сравнить каких-либо животных или предметы, значительно отличающихся размерами, названия этих животных или предметов также должны отличаться по протяженности, но наоборот. Например: «Кто больше слон или цыпленок? (ответ ребенка) А теперь давай узнаем, какое слово больше «слон» или «цыпленок». Ребенок прохлопывает слова. Один хлопок на один слог слова.
Игра 7. «Доскажи словечко».
Цель игры : выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов. Взрослый называет первый слог слова, а ребенок (родитель) называет продолжение слова. Например:
СА - НКИ РА - КЕТА
ПОГИ - БОТА
ХАР - ДУГА
МОЛЕТ - НА
ЛО - НЕЦ
Д - К
Игра 8. «Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание. Задание: воспитатель читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Детям (родителям) нужно правильно назвать слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Звуковой анализ слова.
Цель: формирование умения последовательно воспроизводить звуки слова, различать гласные и согласные звуки, определять твердость-мягкость, глухость-звонкость услышанных звуков.
На доске висит картинка с изображением кошки.
.
Воспитатель задает вопрос : Что вы видите на картинке? (Кошку.)
Кого или что мы можем обозначить этим словом? (Игрушку – плюшевая кошка. Домашнее животное.)
Воспроизведение последовательности звуков в слове «кошка». Дети по очереди самостоятельно называют по одному звуку, затем хором повторяем звуки со всей группой. Также выборочно дают характеристику каждому звуку:
[к] – согласный, твердый, глухой;
[о] – гласный;
[ш] - согласный, твердый, глухой;
[к] - согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный.
Внизу под картинкой выкладывается звуковая схема слова:
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Составление схемы предложения.
Цель: Формирование грамматических представлений детей о строении предложений и способах его оформления на письме.
Воспитатель предлагает детям составить предложения со словом «кошка». Выбирает любое предложение с предлогом. Например:
Кошка гуляет по крыше.
Дети загибают пальцы на руке, считают количество слов в предложении. Обозначают слова с помощью картонных полосок.
Первое слово обозначается уголком, так как первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, длинные слова обозначаем длинной полоской, предлог короткой. В конце предложения ставится точка.
.
Сложно было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.
Проанализировав все, что я сказала, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако наша с Вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей.
И помните главное:
- разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
- чаще общайтесь с ребенком;
- чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ.
Предварительная работа:
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»:
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», тогда жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?
Основная часть:
Подготовка крылатых выражений (на доска напечатаны):
«Речь – показатель ума»
«Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна»
«А как речь – то говорит, словно реченька журчит »
«Хорошая речь – слаще меда»
Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(на доске):
Речь должна быть (пишу)
|
Проблемы наших детей (на карточках) Это идеал. А что же получается на самом деле? В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой: ВЫВОД: Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца) СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯМ: Что же делать? Мы приготовили папку –ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома. Восп-ль: Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? В первую очередь большое внимание уделяем:
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.
А вы читаете дома своему ребенку? (включаем аудиозапись) Психолог: обращается к родителям: «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной-благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор». Одновременно в игре участвуют 10-12 человек. Неблагоприятные факторы.
Благоприятные факторы.
Подведение итогов: В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру) И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: (на интерактивной доске)
И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть! Памятка для родителей«Заучиваем стихи с малышами»
Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.
|
Солдаткина С.В. (г. Санкт Петербург, Россия, ГБДОУ детский сад №84 Красносельского района)
Форма проведения: Игра-путешествие Острова развития речи!»
Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.
Задачи:
Предварительная работа:
Повестка дня:
1. Вступительное слово воспитателя.
Представление презентации «Связная речь старших дошкольников. Какая она?
2. Консультация логопеда «Причины нарушения речи? Что делать?»
3. Игра - путешествие «Острова речевого развития!» .
4. Знакомство с рассуждениями детей «Калейдоскоп эмоций» . Обсуждение.
5. Знакомство с видеозаписью детских рассказов «Моя семья» . Обсуждение.
6. Подведение итогов.
Приглашённые: учитель-логопед.
Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны Вам, что в современном мире занятости Вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что мы все понимаем серьёзность данной темы и нас всех объединяет желание помочь нашим детям в достижении отличного результата. Значит, тема действительно заслуживает внимания!
Тема нашей встречи сегодня «Развитие речи старших дошкольников» .
Xасть 1: «Немного науки»
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи речевого развития согласно ФГОС ДО:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Каковы же эти задачи?
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
Развитие компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
Практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета) :
Часть 2. Консультация логопеда
Причины нарушения речи? Что делать?
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в этой связи актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.
Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
развитие правильного дыхания, развитие мелкой и общей моторики, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики:
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.
Развитие правильного дыхания:
Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема.
Используя простую дыхательную гимнастику, можно научить ребенка правильно дышать.
Развитие мелкой моторики:
Польза пальчиковой гимнастики очевидна. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» .
В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха:
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, или нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
Часть 3.Давайте, уважаемые родители, сейчас на мгновенье превратимся в детей. Мы вручаем Вам пригласительные билеты в путешествие по островам развития речи. Их изготовили для Вас наши дети. Корабль наш называется «Счастливое Детство» , а путешествие произойдёт на «Острова Развития Речи» . Чтобы наши высказывания принесли практическую пользу, предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, в которые можно поиграть с ребёнком в свободное время. Даже, если это время от детского сада до дома. Эти игры требуют только времени и желания общаться со своим ребёнком. Давайте поиграем! 1.Остров развития речевого слуха. Будем учиться сравнивать слова по смыслу. Игра «Найди ошибку» или «Исправь ошибку» Например, «У бабочки крылья круглые, а у стрекозы прозрачные.» , «У синички хвост чёрный, а у снегиря красная грудка» …
Взрослый читает слова стихотворения, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка,
Зовут его... (белка)
.
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь)
.
Грязнулю всегда
Выручает... (вода)
.
В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол)
.
Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)
2. Остров отгадывания загадок и сочинения своих собственных. Давайте вместе придумаем загадку по описанию любого предмета. Например, стул, цветок, солнце…
Можно поиграть в игру «Отгадай загадку!» Несколько человек придумывают какую-то историю и с помощью кубиков и игрушек изображают её. Другая подгруппа должна отгадать, а затем рассказать предложенную предметную ситуацию. Таким образом, ребёнок не только создаёт и обыгрывает свой сюжет, но и угадывает и показывает чужой сюжет, рассказывая его содержание.
3. Остров Фантазии.. Сейчас поиграем в игру «Всё наоборот!» Игра выстроена на приёме инверсии – любому объекту (предмету, явлению) приписываются прямо противоположные функции. Возьмём многоэлементный объект и опишем его по принципу «Всё наоборот» . Возьмём тему «Детский сад» . «Наш детский сад – это высокий-превысокий небоскрёб, в нём одна группа, в неё ходят только взрослые…» Продолжите, пожалуйста. Каждый взрослый – по одному предложению.
Дети очень любят слушать небылицы, перевёртыши, сочинять их сами, фантазировать. Недавно мы читали рассказ Н. Носова «Фантазёры» . Детям было предложено пофантазировать: «Я вчера летал на луну и…» . А что там увидели Вы?
Можно предложить пофантазировать безудержно на какую-то тему, используя любые приёмы фантазирования. Можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. «Придумайте фантастическое растение, пожалуйста!» Каждый присутствующий – по одному предложению. Рассказ можно записать.
«Сочинение концовок к сказкам» . Воспитатель читает сказку не до конца, а присутствующие сочиняют окончание сказки, каждый своё. В заключении познакомить с окончанием настоящей сказки.
4. Остров развития и обогащения словаря. Предлагаем Вам полоски бумаги из 10 цветных квадратов, расположенных в два ряда. Воспитатель указывает на крайний верхний квадрат. На что он похож? Что бывает того же цвета? Педагог придумывает первое предложение, а остальное сочиняют родители на основе своих ассоциаций по цвету. Можно усложнить: придумывание по ассоциациям цвета с настроением.
Можно предложить игру «Разговор красок» . Например, «Я- краска белая. Я – снег, я – облако… А Вы?»
Можно спросить: «Если бы ты стал невидимым, для чего бы использовал это свойство?» , «Если бы я стал волшебником, что бы сделал?» , «Если бы я стал выше дома, что бы нового увидел вокруг?» , «Если игрушки оживут и заговорят, что они могут рассказать?»
5. Остров словотворчества. В центре внимания методы, которые вызовут интерес к теме и желание сочинять, ведущие задачи: развитие речи и развитие творческого воображения.
Поиграем в игру «Найди слово!» Например, гвоздь-гость, трость, кость и т.д. Теперь слово точка а Вы - … (дочка, бочка, строчка, сорочка, два листочка) и т.д.
А вот игра «Подберите эпитеты к словам»
Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)
Ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)
6. Остров пальчиковой гимнастики. Предложить родителям выполнение любой пальчиковой гимнастики: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» ,
При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:
7. Остров «Чтение» . Мы хотим предложить Вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям» (раздать родителям памятки, предварительно их огласив) :
К сожалению, игра уходит из жизни ребёнка в угоду раннему обучению, но вместе с ней уходит и детство – самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Надо понимать и помнить: если мы отнимаем у ребёнка игру, значит крадём мир детских переживаний и отношений. Это касается всех видов игр! Давайте же будем играть!
Часть 4. Прослушивание детских рассуждений «Калейдоскоп эмоций»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дети!
Жили дружно, интересно. Мир, окружающий детей, весьма разнообразен! Здесь и природа, и яркие игрушки, и интересные книги, труд людей, живущих рядом! Воспитатели всегда поддерживают индивидуальность и инициативу детей, дают возможность выражать свои чувства и мысли, взрослые всегда уважительно относятся к чувствам и эмоциям своих воспитанников. Вот так мы и живём! Послушайте!
Воспитатель: «Внимание, друзья мои!»
Костя, 5 лет: «Мы ваши не друзья...»
Воспитатель (удивлённо) : «А кто же?»
Костя – «Мы ваши дети!»
Во все времена очень важны гуманистические отношения между детьми и взрослыми, опора на чувства, эмоциональная отзывчивость. Тогда рождается нравственность. Хочу рассказать о размышлениях детей, - серьёзных и смешных, грустных и весёлых, наших историй…
Наступил новый учебный год... Поднимаясь с прогулки на свой третий этаж, два мальчика завернули на второй. Перепутали Один из них был по проворнее, сообразил и быстро прибежал в группу. А второй не ходил всё лето и, конечно, запутался. Когда потеряшки были в группе, мы, как всегда, обсудили ситуацию. Я в конце беседы призвала детей не оставлять друзей в подобных ситуациях, а действовать вместе, по-товарищески. Дети молча слушали. Вдруг Надюша (5 лет) говорит, обращаясь к первому прибежавшему мальчику: "Да у тебя просто нет совести!" Мы не у спели ничего вставить, как Мелания (5 лет) спросила: " Ведь, если нет совести, то скоро, может, не будет и сердца?" Тут задумались мы, взрослые... Вот так рассуждают наши дети...
В один из дней иду на работу во вторую смену. Второй воспитатель с детьми на асфальте соревнуются в беге, прыжках парами. Кто-то уже бежит, настроение отличное, дети любят такие мероприятия. А девочки-двойняшки, Диана и Милена, плачут, слёзы - ручьём. Подхожу, спрашиваю: "Что случилось?" Уверена была, что бежали и упали, уже приготовила слова утешения. Милена, заикаясь: "Диана бежала и проиграла!!!" Я, удивлённо: "А ты-то что плачешь?" Девочка, продолжая плакать: "Так я же за неё переживаю!!!" Здорово! Очень скучаем по таким отношениям! Эти слёзы вызвали много приятных эмоций!
У нас в группе проходил познавательный проект "Удивительный мир театра". Дети многое узнали, привлекали внимание детей к театру, вызывали интерес и желание узнать как можно больше. Однажды мы говорили о том, что такое афиша. Я рассказала детям, что у нашего спектакля тоже будет афиша, мы создадим её вместе. Говорю, что один и тот же спектакль играют разные артисты. Я могу посмотреть в афише, кто играет Лису, например. Олесю я уже видела, Марину тоже. А вот Меланию я ещё не видела. (Это всё пример для детей) . Возьму билет на спектакль, где она играет. Смотрю, Мелания плечики расправила, гордая такая и говорит: " Мелания Михайловна Иванова". Я говорю: "У молодых артистов в афише указывают только имя и фамилию". Она: "Ну, ладно, пусть будет просто - Мелания, хорошая девочка!" Вот так! Мелании тогда было 4 года. Вот такие у нас артисты! Гуляем вечером. Ветрено. Дети набегались и решили посидеть на веранде. Олеся (4, 5 года) вдруг читает строки: "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч..." Даша (4 года) дослушала до конца и говорит: "Знаешь, мне мама тоже читала этот рассказ, когда я была маленькая!" Во-первых, спасибо родителям за то, что дети знают такие литературные произведения. Во- вторых, дети-то у нас, оказывается, уже большие!
Дети большую часть времени проводят в детском саду, мы помогаем им углубить интерес к социальному миру, расширить представления об окружающем, познакомить с оптимальными формами поведения, развить их коммуникативные способности. Дети общаются, рассуждают…
На музыкальном занятии начали говорить о дне Победы. Многие слушают очень внимательно, кто-то не вник ещё. А Стас (5 лет) очень проникся. Глаза мокрые, когда песни поём, стихи читаем. Вчера собирались на прогулку, он очень серьёзно спросил у меня: "Здесь в городе, что, тоже была война?"
Я положительно ответила. Стас подумал, потом говорит: "Не понимаю, как мы, дети, все выжили?» Долго ещё беседовали…
Ездили на экскурсию на площадь Победы. Предварительно много говорили о Блокаде Ленинграда, о её прорыве. Дети замерли перед величием памятника. Воспитатель вёл рассказ. Вдруг Артём (6 лет) внимательно посмотрел на огромное разорванное кольцо и с удивлением произнёс: «Как же они его разорвали, оно же каменное?» Мы ещё долго рассуждали.
После сна, как обычно, кто-то уже оделся и играет в группе, кто-то только просыпается, а кто-то одевается, таких большее количество. Я причёсываю девочек. Вдруг Ника (6 лет) мне говорит ":Вы знаете, что на Украине война?" Я говорю:"Конечно, знаю". Молчание. Влад (6 лет) , сидя в кровати, грустно говорит, что очень жалко, у него много родственников в Украине. Опять молчание. Ника жизнеутверждающе произносит: "Не волнуйся, Влад, ведь Украина уже едет к нам!" Вот так рассуждают наши дети... Они знают о происходящих в мире событиях.
Нам всегда есть над чем рассуждать. Мы часто вместе смеёмся и грустим, радуемся и огорчаемся, говоря о наших поступках.
Вот такая история, например. Мы часто говорим о дружбе, взаимопомощи, хороших поступках, подарках для друзей. Однажды на площадке Ксюша (5, 5 лет) долго строила горку из снега. Построила. Дети катались под её чутким руководством. Сегодня Ксюша стоит на спортивном комплексе, наблюдает за горкой. Прохожу мимо, она говорит: «Какую я горку хорошую построила,
это я для всех детей сделала!» Я хвалю: «Молодец, Ксюша!»
Вдруг вижу, дети около горки толпятся, толкаются. Подхожу, смотрю София
(5 лет) грудью защищает горку, дети вокруг. Спрашиваю: «София, почему?» Отвечает: «Ксюша просила никого не пускать!» И такие истории бывают в нашем Царстве!
Опять Влад с Никой. Им по 6 лет. Вечером они остались вдвоём. Ника продолжает снимать одежду в раздевалке, Влад уже в группе играет. Вдруг Ника громко спрашивает: "Влад, сколько лет твоему папе?" Влад быстро отвечает "Тридцать, а твоему?". Ника не долго думая, отвечает:"Девятнадцать". Не вмешиваюсь, хочу узнать, что же дальше? Вижу, Влад задумался. Жду. Он говорит вникуда: "В девятнадцать пожениться, конечно, можно... Но в двенадцать надо же ещё в школе учиться..." Вот так! Пришлось вмешаться, опять порассуждать. Приятно, когда есть достойные собеседники!
Пришли с прогулки, раздеваемся. Диана (5 лет) в новой одежде и обуви. Говорит мне "Смотрите, у меня сапоги с мехом!" Я ей показываю свои. Говорю: "У меня тоже с мехом!". Лиза (5 лет) слушала нас внимательно посмотрела на свои сапоги и говорит задумчиво, растерянно, пожимая плечами: "А у меня без смеха...." То-то было смеха!
Разучиваем сценку из "Сказки о глупом мышонке". Диана (5, 5 лет) повторяет свою роль. Она в образе. Она мышонок. В конце говорит: " Всё, не буду я играть!" Я ": Почему?". Она "Не хочу я, чтоб меня эта кошка съела!"... Вот так! После договорились!
Сейчас, когда дети повзрослели, я, читая им какое-либо произведение, рассказываю про писателя, поэта и обязательно показываю его портрет. Детям это нравится, они задают разнообразные вопросы. В один из дней мы изучали профессии и, конечно, читали "Кем быть?" В.В. Маяковского. Я показала портрет и несколько раз назвала его непростое имя, а в конце занятия решила спросить, кто же написал эти замечательные строки? Дети забыли. Я решила напомнить: "Владимир Владимирович..." Не успела договорить, как Игорь (5 лет) радостно с широко открытыми глазами говорит:"Путин!!!" Пауза... Все думают... Вдруг Марина (5, 5 лет) подходит к Игорю, наклоняется и чётко произносит: "Ты что, Путин - это ведь президент! А нас про писателя спрашивают!". Появилась ещё одна тема для беседы. Мы рассмотрели два портрета. Выяснили, что бывает, когда имена и отчества одинаковые, но это два разных человека.
Речевое развитие напрямую связано с художественно-эстетическим. Мы понимаем, что обогащение словаря существительными, обозначающими эмоции и чувства, образование от них глаголов, прилагательных и наречий расширяет возможности ребёнка для выражения собственных чувств, мыслей. Это важно, ведь дети часто не могут объяснить тот или иной поступок, что приводит к трудностям в общении с детьми и взрослыми.
Изучали экзотических животных. Потом рисовали. Молодцы, справились. Подхожу к Икбалу (5 лет) на его рисунке животного нет, весь лист сине-жёлтый. Вода и суша. Спрашиваю: «Кто у тебя, Икбал?» Он быстро отвечает: «Крокодил!» Я: «А где он?» Икбал, показывая на море: «Вооон там, в море, он совсем ещё мааааааленький!»
Развивается речь. Дети начинают адекватно проявлять свои чувства, верить в себя.
Ярослав (5 лет) ни разу в прошлом учебном году не проявлял интереса к поручениям, не соглашался дежурить по столовой. В этом году вызвался сам, очень неожиданно. Помощник воспитателя ушла за питанием, не оставила нужных тарелок. Я задумалась, вспоминая, какие же тарелки дать Ярику. Он внимательно посмотрел на меня и, умоляя прямо, произнёс: " Светлана Вениаминовна, ну, соберитесь, сконцентрируйтесь...." Ну, как тут не собраться? Ребёнок так хочет проявить себя, быть полезным.
В один из дней сели обедать. Молчат. Не начинают кушать. А я закрутилась и не желаю им привычного: "Приятного аппетита!". Диана (6 лет) поворачивается ко мне и так нежно, тихо говорит:"Спасибо, Светлана Вениаминовна!". Молодец, выручила!
Собираемся на физкультуру. Напоминаю, что надо строиться по росту. Смотрю, Даня (4 гда) встал среди первых. Он не высокий, стоит в конце. Подхожу, показываю, куда ему встать, он упирается, говорит:"А мама сказала, что я большущий!" Вот так!
Однажды после полдника дети играли. Я села на стульчик рядом с Меланией, она рисовала. Заметив меня, стала задавать мне вопросы о том, есть ли у меня домашние животные, какие, как их зовут. Вдруг спрашивает: "Светлана Вениаминовна, а брат у вас есть?". Говорю: "Нет, вот брата, к сожалению, у меня нет". Мелания посмотрела на меня и радостно посоветовала:"Так вы попросите у своей мамочки, пусть она родит..." Вот как всё просто, когда тебе 4 года! Ничего не оставалось, как погладить её по голове и улыбнуться....
Беседовали с детьми о мамочках - как зовут, какая она, твоя мама? Разговариваю с Февронией (4 года) . Она ответила, мне показалось, что мало информации. Спрашиваю: "Февроша, скажи, какая ещё у тебя мама?" Она так удивлённо посмотрела и обидчиво говорит: "Никакая, у меня всего одна мама!" Вот как важно правильно задать вопрос, чтобы он был однозначным.
Гуляем. Я решила проверить, знают ли дети свой домашний адрес. Начала спрашивать. Дошла до Адели (5 лет) . Они с Аришей качались на качели. Спросила. Адель задумалась, подняла глаза к небу и произнесла: "Спросите у мамы, она точно знает". Логично…
Рисовали медведя. Я, делая показ, называла его по-разному: «Мишка, Мишенька, Михайло Потапович....» , назвала Мишей. Изображая своего героя, Надюша (4 года) , тихо-тихо, как бы себе, говорит: "Моя мама тоже моего папочку любименького называет Мишей"..
Матвей (4 года) взял листочек для рисования. Сидел, думал. Взял карандаш и кругами изрисовал весь. Я спрашиваю: "Что это?" Девочки присоединились к просмотру. Матвей гордо говорит: "Паутина!" Девчонки, удивлённо: "Какая-то каляка-маляка у тебя получилась!" Он обидчиво:" А мама мне всегда говорит, что красиво!"
Перед обедом беседовали о профессиях родителей. Игорь (5 лет) охотно, с большим удовольствием стал рассказывать о том, что папа чертит чертёж дома, который скоро будут строить. Мальчик вообще очень часто говорит о папе, мы даже слышим обращения, выражения, которые явно идут от папы. Я говорю "Как приятно, что папа для Игоря является таким авторитетом!" Игорь задумался, помолчал, потом, серьёзно так говорит "Мой папа не авторитет, мой папа строитель!"
Изучаем Космос... На доске картинки с изображением звёздного неба, портрет Ю.А. Гагарина. Архип (4 года) сидит за столом, развернувшись к доске, внимательно смотрит. Дети уже обедают. Я призываю его повернуться к столу. Он говорит вдруг быстро-быстро "Я, когда вырасту, буду как он (кивает на Гагарина) и полечу вон туда (кивает на небо) ". Кто знает, кто знает...
Завтракаем. Плохо едят овсяную кашу. Хвалю тех, кто ест, уговариваю тех, кто ест плохо, рассказываю о пользе. Взгляд останавливаю на Февронии (4 года) , удивляюсь, что она ещё не приступала к еде. Поняли друг друга с полу взгляда. Февроша собрала всю свою артистичность, головку нагнула к плечику, глазками захлопала: "Светлана Вениаминовна, я не ем, потому что ночью уже кушала."Я говорю: "Не может быть, ночью все спят! " Феврония обиженно-настойчиво: " Ы-ы, а мы - едим!"
Утро. Дежурим. Игорь (5 лет) сам вызвался помочь, пока нет назначенного дежурного. Попросил завязать ему сзади фартук. Завязываю, он мне говорит, что шапочку он надевать не будет. Интересуюсь, почему же? Говорит, что не очень удобно ему в ней. Я объясняю, что шапочка нужна для того, чтобы волосы не падали в тарелки. Игорь встал, подёргал себя за волосы и сообщил: "Да нет! Они у меня крепко прицеплены!"...
Идём с дневной прогулки. Я с последней парой. За руку с Архипом (4, 5 года) . Его вчера не было, он был у стоматолога. Спрашиваю, как дела, вылечил ли он зуб? Нет, отвечает. Я удивляюсь, почему? Архип спокойно так отвечает: "Да мне его оторвали!»
Собрались на вечернюю прогулку. Проверили у всех наличие варежек. Спускаемся по лестнице, смотрю, у Максима (4, 5 года) голые руки. Остановились. Спрашиваю, есть ли у него рукавички? Смотрит и молчит. Он у нас редко разговаривает, а тут ещё чувствует свою вину. Я спросила пять раз. Все смотрят на Максима. Не выдержала Олеся (5, 5 лет) : "Да Максим, махни ты головой, да или нет!!!", при этом сама показывая ему как это сделать. Максим махнул... и мы с ним побежали в группу... за рукавичками...
О таких небольших сюжетах из нашей жизни мы с удовольствием рассказываем Вам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам наших воспитанников. Мы рассуждаем, проживаем некоторые события вместе с детьми. Напоминаем Вам, что чувства – это высший продукт развития эмоций!
Часть 4. Предложить вниманию родителей видеозапись рассуждения детей «Моя семья» . Запись была сделана заранее с разрешения родителей. Почему речь детей в повседневной жизни гораздо насыщенней и интересней, чем ответы на вопросы взрослого? Рассуждения педагогов и родителей.
Часть 5. Заключительная часть собрания - блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!» - «Чудесный цветок» (изготовлен детьми) . Родителям раздаются цветы, с обратной стороны которых родители пишут ответы на вопросы:
Обсуждение и анализ ответов родителей.
В конце встречи мы благодарим родителей за время, проведённое вместе.
Надеемся, что наша встреча – залог успеха наших детей.
Литература: