4 ый месяц ребенку. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке? Распорядок дня, как элемент развития

29.03.2019

Укрепляют не только наши мышцы и делают эластичными все связки и хрящи организма, но ещё и благотворно влияют на работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.

Информация Для того чтобы подготовить свой организм к возрастающим потребностям во время беременности и непосредственно к самим родам, необходимо вести активный образ жизни как до зачатия так и после.

Для всех беременных рекомендованы длительные вечерние прогулки на свежем воздухе, а так же, по возможности, плавание и занятия гимнастикой. Что бы Вы ни выбрали в качестве физической подготовке к родам, должно приносить Вам радость и удовлетворение. Тогда и Ваш малыш, чувствуя всё это, будет интенсивно расти и развиваться, зная, что его очень ждут и готовятся к его появлению на свет.

Если до беременности Вы занимались каким-либо видом спорта, то до интенсивность тренировок следует значительно снизить или полностью отменить занятия. На протяжении первых беременности, то есть в период формирования плаценты, высок риск прерывания беременности, поэтому желательно оградить себя от чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок. Также на время беременности стоит забыть о беге, езде на велосипеде и всевозможных прыжках, то есть любых видах спорта, где возможны резкие толчки и сотрясения тела.

Для беременных в настоящее время разработано множество различных упражнений и специальных методик подготовки к предстоящим родам . Можно записаться на групповые занятия гимнастикой или аквааэробикой, или же самостоятельно посещать бассейн или тренироваться дома. В любом случае стоит обсудить своё желание заниматься с врачом, так как существует ряд противопоказаний к занятию спортом во время беременности.

Противопоказания

Возможные противопоказания:

  • Угроза прерывания беременности ( , кровянистые );
  • Осложнения беременности ( , гестоз);
  • Периодическое повышение или снижение артериального давления;
  • Период обострения любых хронических заболеваний;
  • Острые воспалительные состояния любой локализации;
  • Наличие в анамнезе самопроизвольных выкидышей и .

важно В настоящее время существует огромное множество всевозможных комплексов упражнений для будущих мам. Однако все они направлены на определённые группы мышц, задействованные в процессе родов.

Если занятия проводятся централизованно, то группы формируют с учётом срока беременности. Так как в разные периоды имеются свои особенности и, учитывая их, прорабатываются разные группы мышц и изменяется интенсивность нагрузки.

  • До 16 недель из-за высокого риска прерывания беременности, на занятиях беременные учатся правильно дышать и контролировать процессы расслабления и сокращения мышц. Эти умения очень пригодятся во время родов, когда в промежутках между схватками нужно максимально расслабиться, для восстановления нормального кровотока в матке.
  • 16 – 24 недели беременности – самый оптимальный период для интенсивных занятий спортом. Симптомы токсикоза уже прошли, риск самопроизвольного прерывания беременности снизился, а животик пока ещё не большой и не препятствует выполнению упражнений в положении лёжа на спине.
  • 25 – 32 недели беременности – живот постепенно увеличивается, и заниматься лёжа на спине уже не стоит, так как может быть сдавление нижней полой вены, и кровь будет застаиваться в сосудах ног и малого таза.
  • 32 – 40 недель беременности – в этот период нагрузка на позвоночник максимальная, и нужно продолжать укреплять мышцы спины. Также по мере приближения момента родов повышается возбудимость матки, поэтому нужно снизить нагрузку на мышцы передней стенки живота. Для предотвращения появления отёков рекомендуют по 10 – 15 минут в день лежать с поднятыми на стенку ногами, а также выполнять упражнения для ног из этого положения.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько групп:

  • Упражнения, улучшающие кровоток во всём организме , активируют работу не только мышц, но и многих внутренних органов:
  1. Круговые вращения головы, наклоны головы – активируют работу головного мозга.
  2. Упражнения для плечевого пояса – укрепляется грудная мышца и увеличивается кровоток в молочных железах.
  3. Круговые вращения кистей и стоп – тонизируют весь организм, а также улучшает ооток крови по венам нижних конечностей и предупреждает развитие отёков.
  • Упражнения для укрепления мышц спины и повышения гибкости позвоночника:
    • Упражнение « кошечка добрая – кошечка злая» - в положении на четвереньках округлять и прогибать спину. Это упражнение можно делать до родов, так как оно снимает нагрузку с позвоночника.
    • Упражнения на растяжку мышц внутренней поверхности бедра. Во время родов, особенно во втором периоде, когда происходит изгнание плода из матки, длительное время женщина находится в неудобном положении – её ноги разведены в стороны и прижаты к животу. Поэтому очень важно подготовить эту группу мышц к предстоящей нагрузке.
  1. Ноги на ширине плеч, носки разведены в стороны – неглубокие пружинящие приседания. Выполнять упражнения нужно медленно, чувствуя, как растягиваются Ваши мышцы.
  2. Перекаты с одной ноги на другую, перенос тяжести тела.
  3. Из положения на четвереньках отводить согнутую в колене ногу в сторону. Данное упражнение не только растягивает мышцы бедра, но и укрепляет мышцы тазового дна, что необходимо как для родов, так и для скорого восстановления после них.
  4. Из положения стоя также можно отводить прямую или согнутую ногу вперёд либо в сторону.
  • Укрепление мышц брюшного пресса . Это очень важная группа мышц, так как во время потуги на них приходиться максимальная нагрузка. Желательно чтобы ещё до беременности пресс был хорошо проработан, потому что будучи беременной прорабатывать эти мышцы нужно очень осторожно, чтобы не вызвать преждевременные роды.
  • Упражнения, укрепляющие мышцы тазового дна и упражнения Кегеля способствуют более быстрому восстановлению после родов.

Также для беременных очень полезны . Вода снижает нагрузку на позвоночник, облегчает выполнение всех упражнений и повышает тонус всего организма. Многими центрами организованы занятия йогой для беременных. Помимо общего укрепления мышц они учат контролировать своё дыхание, свои мысли и тело, а это очень важно не только во время родов, но и в повседневной жизни.

А будет довольна мама – будет счастлив и её малыш, даже, если он ещё находится в животике, он чувствует, как Вы готовитесь к его появлению на свет. Уже доказано, что женщины, прошедшие физическую и психологическую подготовку к родам, рожают быстрее и легче, а их дети лучше адаптируются к новым условиям жизни. Послеродовый период также протекает с меньшими осложнениями, потому что матка быстрее сокращается и меньше риск развития атонического кровотечения.

Полезное видео

Вашему малышу уже 4 месяца. Он подрос и вы, если присмотритесь внимательней, увидите интересные изменения, которые происходят с цветом его глаз и цветом волос. Волосики, с которыми родился малыш (тоненькие, нежные, кудрявые), постепенно выпадают, и на их месте вырастают новые. Заметим, что этот процесс может длиться месяц, а то и два.

На 4 месяце жизни цвет глаз ребенка тоже меняется. Если ребенок родился со светлыми (например, с голубыми) глазами, а у мамы и папы глаза карие, то в течении первого полугодия, цвет глаз малыша может поменяться. Не пугайтесь - это природный процесс. У большинства новорожденных глазки светлые, но к 4-5 месяцам, они темнеет. Только если цвет глаз до шести месяцев не изменится, можно с уверенностью сказать, что этот цвет - навсегда.

У малышей, родители которых темноволосые и кареглазые, цвет глаз преимущественно светло-коричневый. Но когда ребенок достигает 4-месячного возраста, цвет его глаз становиться таким же темным как у его мамы или папы. Поэтому четвертый месяц жизни малыша можно назвать как месяц становления нового качества волос и нового цвета глаз.

«Родничок» на головке еще открыт, он не имеет костной ткани, но с каждым месяцем его размеры уменьшаются. Не забывайте, что «родничок» нужно держать в чистоте.

С каждым месяцем, малыш продолжает набирать в весе. Родители, у которых есть возможность проконтролировать прирост массы тела ребенка, должны знать, что эта цифра составляет от 140 до 170 г в неделю. Итак, за 4-й месяц жизни ваш карапуз наберет в весе от 600 до 750 г. Рост ребенка увеличиться приблизительно на 2-2,5 см. Благодаря постепенному развитию и усовершенствованию мышц, тело грудного ребенка приобретает крепкий и сформированный вид. Не стоит забывать, что все выше перечисленные показатели, это всего лишь ориентированная норма, с помощью которой, родители сами могут контролировать физическое развитие своего малыша. Для каждого малыша природа запрограммировала его индивидуальные темпы увеличения массы тела и роста.

В конце четвертого месяца ваш малыш уже уверенно держит головку, когда лежит на животике. Даже в положении на спине, он с легкостью поднимает головку, для того чтобы как можно лучше изучить свои маленькие ножки. Вы заметите, что малыш с удовольствием крутит головкой во все стороны - он рассматривает все вокруг и с интересом наблюдает за вами, за вашими действиями.

В возрасте трех месяцев, ребеночек еще не может переворачиваться со спинки на животик. На 4-м месяце жизни ему это уже под силу. Обратите внимание, что малыш, лежа на животике, уже может удерживать свое тельце, при этом он опирается на предплечья обеих рук. Сейчас малыш более уверенно может попробовать удерживать головку и свою грудную клетку с помощью одной руки, для того чтобы освободить другую ручку и дотянуться, а возможно и схватить что-то интересное.

На четвертом месяце жизни продолжает усовершенствоваться координация движений ручек у вашего малютки. Он не просто поднимает ручки, но и следит за ними координированным, целесообразным взглядом. Пальчики на ручках не сжатые - ручка распрямленная. Малыш берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Это упражнение доставляем малышу наибольшую радость. А самыми «сладкими» на вкус остаются погремушки, собственные пальчики и кулачки.

Самым любимым упражнением малыша в этот период становиться «велосипед» - попеременное поднимание ножек. Время от времени малыш разгибает ножки в коленках, но в основном, когда он спокойно лежит его ножки находятся в согнутом состоянии. Ежедневно занимаясь гимнастикой с ребенком, вы увидите, что двигательная активность ног очень улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем, при чем во всех суставах.

Поставьте малыша на стопочки - вы видите, он сгибает и разгибает ножки. Такие упражнения хорошо делать для укрепления ножек. Они доставляют ребенку особенное удовольствие, если сопровождаются вашим пением.

Во время купания малыш, проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать. В этих движениях проявляется желание малыша учиться ползать. Помогите вашему малышу в его начинании.

Некоторые родители считают, что в 4-месячном возрасте, ребенок уже должен сидеть или же хотят ускорить этот процесс, для этого высаживают малыша в подушки. Конечно, малышу это нравиться, он может сам удерживать головку вертикально. Но мы настоятельно советуем не делать этого. Во-первых: мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Во-вторых: ни в коем случаи нельзя долго оставлять ребенка одного в положении сидя, потому что его спинка пребывать в вертикальном состоянии не может и поэтому она выгибается, тем самым способствует деформации позвоночника и утомляет ребенка. Не торопи те события. Используйте данное упражнение, когда занимаетесь гимнастикой с малышом: возьмите его за ручки и подтяните в положение, сидя, за тем спокойно, тихонько опустите. Это упражнение укрепит позвоночник ребенка.

Иногда, во время занятий гимнастикой можно услышать потрескивание в локтевых и коленных суставах. Не беспокойтесь - это происходит по причине не зрелости суставного аппарата, в состав которого входят мышцы, кости, сухожилия, хрящи. Через несколько месяцев занятий массажем и гимнастикой, мышцы ручек, ножек и туловища карапуза окрепнут, и такие явления уже не будут беспокоить вас и вашего малыша.

В четырех месячном возрасте ребенок стремиться к общению с вами. Старайтесь, как можно больше с ним разговаривать и озвучивать все, что вы делаете.

Сейчас малыш обращает внимание на все звуки, окружающие его - тихие, громкие, прислушивается к шуму. Большинству деткам нравиться слушать музыку: тихую, спокойную или ритмичную. Это их успокаивает и развеселяет. Но наибольшее удовольствие малышу доставляют звуки, так сказать собственного производства. Он снова и снова повторяет их «удачную» комбинацию, как будто, пытается запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, в будущем, многие слоги будут легче выговариваться малышом, но уже в составе настоящих слов. Его своеобразное «мурлыкание», постепенно измениться на «хихиканье», а за тем и на отдельные звуки, такие как «а», «у», «е», «ы», «га».

Если, играя с малышом, вы пощекочите его за животик, то малыш начнет громко смеяться - это ответная реакция щекотания и сигнал социального развития вашего ребенка. Если вдруг настроение малыша изменилось - он стал нервным, сонным, апатичным, попробуйте найти тому причину. Если вы ограничили его среду восприятия - сей час же исправьте эту ошибку. Прогулки на улице заключаются не только в сладком сне на свежем воздухе, но и в знакомстве с окружающей средой. Ведь как много всего интересного вокруг! Покажите ребенку цветочек, веточку елки, листочки дерева, овощи, фрукты, собачку, которая пробегает рядом, голубя, что собирает крошки хлеба, снег и т.д. Малыш получит от прогулки большое удовольствие, узнает много нового. Не забывайте о вашей самой важной миссии - вы впервые в жизни этого создания знакомите его с миром. А вознаграждением за ваши старания будет искренняя улыбка вашего малыша.

Кстати, именно улыбка является самым главным проявлением счастья и удовлетворения. Она становиться проявлением любви ко всем, кто заботится о малыше. Много разговаривайте с малышом и обязательно хвалите его за все достижения, помогите ему успешно преодолеть ступеньки развития.

Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Движения глазных яблок стали координированными. Если взять яркую игрушку (желтого, голубого, оранжевого, красного цвета) и показывать ее ребенку на расстоянии 25-30 см, то можно увидеть, что он не только поймает ее взглядом, но и будит следить за ней взглядом по всей траектории перемещения игрушки: вправо, влево, вверх, вниз. Обратите внимание - глазки уже не должны косить.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Для ребенка на четвертом месяце жизни большое значение имеет становление языка, развитие движений и расширение диапазона эмоциональных реакций. Для этого необходимо правильно организовать то время, когда ребенок не спит.

Если малыш не спит не оставляйте его в кроватке - старайтесь, что бы он проводил это время на пеленальном столике (на плотной поверхности). Вы можете сделать малышу поглаживание, затем массаж, можно заняться гимнастикой. Занятия взбодрят и развеселят вашего малыша. И уж точно порадуют вашего маленького карапуза такие упражнения - выкладывайте ребенка на животик и ставьте перед ним яркую игрушку на расстоянии вытянутой руки, понаблюдайте за малышом - ребенок не только сосредоточит свое внимание на игрушке, он захочет дотянуться к ней и потрогать. С игрушками можно экспериментировать и предлагать малышу каждый раз другую по форме (кубик, мячик), по цвету, по материалу (тканевая, пластиковая и т.д.). Таким образом, занимаясь с ребенком каждый день этими не сложными упражнениями, вы будете стимулировать и развивать желание у вашего малыша к ползанию.

Ребенок, как и в предыдущий месяц, стремится к общению с вами. Малышу необходимо, чтобы с ним ласково и долго разговаривали, пели песенку. Есть детки, которых успокаивает негромкая спокойная музыка. Это могут быть как произведения классики, так и детские песенки. Рассказывайте вашему малышу детские стишки, коротенькие сказки и просто старайтесь разговаривать с ним как можно больше, не зависимости чем вы занимаетесь - купаете ребенка, кормите, одеваете - озвучивайте все ваши действия.

Когда вашему малышу исполниться 4 месяца, вам необходимо посетить вашего участкового педиатра. Он измеряет рост ребенка, его вес, определит физико-психическое развитие. Так как вы уже хорошо знакомы с вашим детским врачом, можете задать ему все интересующие вас вопросы относительно режима дня, введения в рацион ребёнка новых продуктов питания (соки, фруктовые пюре и т.д.), новых игрушек для ребенка, которые наилучшим образом развивали его психоэмоциональную сферу.

Педиатр со своей стороны должен проконтролировать проводится ли профилактика анемии и рахита, соблюдаются ли сроки вакцинакции.

С каждым днем малыш растет и развивается и требует от вас заботы, любви, внимания и терпения. Не забывайте, что ваш ребенок индивидуален, и к нему нужно искать подход, определенные методы воспитания, присматриваться к нему и прислушиваться. Даже если вы опытная мама, и у вас это не первый ребенок - не останавливайтесь на вашем предыдущем опыте воспитания старших деток - постоянно узнавайте что-то новое о вашем малыше, наблюдайте за ним, при возникновении вопросов обращайтесь к вашему педиатру или к семейному врачу, ведь от этого зависит здоровье и будущие вашей семьи.

Первые зубки у грудных деток появляются, как правило, в 5 или в 6 месяцев. Но есть определенный процент малышей, для которых процесс прорезания молочных зубчиков начинается в конце 4-го месяца. Вы заметите, как изменится поведение вашего малыша в этот период. Приведем только некоторые признаки, на которые нужно обратить внимание: ребенок нервный, беспокойный, практически все тянет в ротик и покусывает деснами, может подниматься температура до 38-39 °С. Также процесс прорезания зубок, часто сопровождается расстройствами пищеварительной системы, насморком и заболеванием горла. Мы привели общие признаки, каковы они будут у вашего ребенка зависит от реакции организма, типа телосложения и зрелости периферийной и центральной нервной системы.

В том месте, где должен появиться зубчик десна будут красные и немного припухшие. В основном первыми появляются нижние центральные резцы. Сейчас малыш все тянет в ротик, чтобы немножко почесать воспалившееся десна. Поэтому рекомендуем приобрести для него грызунчик – резиновая игрушка в виде колечка или другой формы с жидкостью внутри. Ее нужно положить в холодильник на некоторое время, чтобы жидкость охладилась, а потом предложить малышу. Дело в том, что холод действует успокаивающе на десна, он устраняет ощущение боли и чесания десен. На сегодняшний день в аптеке вам могут предложить большой выбор гелей, в состав которых входит анестезин, который выполняет функцию обезболивания, а также успокаивает десна в местах их раздражения.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 700-750 гр. в среднем за месяц;
  • рост ребенка увеличивается на 2-2,5 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может удерживать маленькие предметы между указательным и большим пальцами;
  • удивлено смотрит на предмет, который упал и на место, с которого он упал;
  • все предметы, которые попадаются в руки, малыш, отправляет на «тестирование» в ротик;
  • плещется в ванной и получает удовольствие во время купания;
  • кроха интересуется запахами и различает их;
  • самостоятельно переворачивается с спинки на животик и наоборот;
  • организм ребенка подготовился к употреблению более плотной еды (прикорм);
  • пробует выполнить «плавательные» движения и перемещаться в кроватке;
  • в положении на спине и животе, поворачивает головку в разные стороны;
  • ребёнок длительное время удерживает головку;
  • на разных расстояниях фокусирует взгляд.

Интеллектуальные навыки:

  • у ребенка увеличивается длительность активного период после дневного сна (около одного часа).
  • у присутствии людей, малыш больше улыбается и «разговаривает» (гукает).
  • у ребенка наблюдается кратковременная память от 6 до 8 секунд.
  • ребенку нравиться имитировать знакомый тон и издавать разные звуки.

Социальные навыки:

  • интересуется своим отображением в зеркале и улыбается ему;
  • ребенок смеётся, когда с ним разговаривают и требовательно кричит, если игра останавливается;
  • малыш смеётся, если его пощекотать за ножку или под ручками;
  • издает звуки, чтобы привлечь чьё-то внимание;
  • с удовольствием слушает музыку;
  • ребенок любит играться во время игры.

Режим дня

На четвертом месяце режим дня малыша нужно организовать в правильной последовательности: спит - кушает - гуляет - спит и т. д. Между сном и кормлением необходимо соблюдать определенные периоды - это способствует хорошему аппетиту у ребенка.

Днем ребенок спит два или три раза: один раз утреннее время после завтрака и два раза после обеда.

Ночью сон малыша становиться беспрерывным, более длительным - около 10-11 часов, и глубоким.

Вы сами должны определить время, когда нужно класть спать ребенка, так как у каждого малыша есть свои индивидуальные биоритмы.

Как же узнать хочет ребенок спать или нет? Если малыш устал от игры, он капризный, зевает, трет глазки или наоборот стал очень активным, крутит ритмично головкой и сосет свой большой палец - это признаки усталости, которые подскажут маме, о том, что малышу пора в кроватку. Как только вы заметите такое поведение ребенка сразу же кладите его спать и не предлагайте ему новые игры, этим вы только расстроите малыша. В данном случае все зависит от вашего таланта и умения разгадывать «код засыпания» вашего малыша.

Ночной сон становиться более спокойным и имеет продолжительность около 9-11 часов. Днем малыш спит 3- 4 раза от 1,5 до 2 часов, при этом дневной сон должен быть на свежем воздухе. Каждый вечер, непосредственно перед сном купайте ребенка - водные процедуры способствуют хорошему сну. Можно проводить воздушные ванны по 10-15 минут перед купанием.

Температура воздуха в комнате малыша не должна превышать 21-22 °С. Более высокая температура плохо влияет на рост и развитие ребенка.

Помещение необходимо проветривать, лучше всего сквозным проветриванием, при этом обмен воздухом осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание проводят 5 раз в день во время отсутствия ребенка. После проветривания температура воздуха в комнате должна снизиться на 2-3 °С. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, при этом закрывать ее только на ночь.

Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха не ниже – 10 °С два раза в день зимой - 1,5-2 часа. В холодное время года, чтобы избежать обморожения, на лицо малыша наносите ланолиновое масло или детский крем. В летнее время длительность прогулок увеличивается до 2-2,5 часа 2 -3 раза в день. Приучайте ребенка спать на свежем воздухе - для него это очень полезно.

Малыша нужно приучать не только к низким температурам, но и к высоким. Выносите малыша на улицу при температуре +31 °С, сначала на одну минуту, постепенно увеличивайте прогулку до 30-60 минут, потом при температуре +32 °С, +33 °С, +35 °С. Ребенок должен находиться не на солнце, а в тени под листьями деревьев. Малыш привыкнет, и будет хорошо переносить высокую температуру. Ребенок должен быть легко одет (тоненькая маечка и ситцевые ползунки.)

При закаливании ребенка, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • ребенок должен быть полностью здоровым;
  • при закаливании нужно учитывать индивидуальные особенности малыша, его положительные эмоциональные реакции;
  • постепенно наращивать интенсивность закаливающих процедур;
  • занятия должны проводиться систематически;
  • закалять ребенка можно начинать в любое время года;
  • после перерыва закаливающие занятия с малышом нужно восстанавливать сначала.
Очень важный способ закаливания – воздушные ванны, которые на четвертом месяце жизни ребенка совмещаются с влажными обтираниями. Воздушные ванны начинайте проводить по 5-10 минут два раза в день при температуре воздуха 21-22 °С. Малыша оставляйте раздетым, периодически меняйте положение тела. Потом перейдите к обтираниям (сначала к сухим, потом к влажным).

Сухие обтирания проводят мягкой варежкой с махровой ткани до появления на коже легкого покраснения, при этом нужно учитывать нежность кожи малыше.

Приблизительно через неделю можно перейти к влажным обтираниям. Для этого смочите в влажной воде махровую варежку, слегка отожмите и оботрите сначала ручки ребеночка от кончиков пальцев до плеч, потом ножки, грудную клетку, живот и спинку. После этих процедур все части тела нужно осторожно растереть с помощью полотенца до высыхания и легкого покраснения. Влажные обтирания начните с температуры воды 36°С. Потом раз в три дня температуру воды понижайте на 1°С. Длительность данной процедуры 1-1,5 минут.

Влажные растирания следует совмещать с массажем и гимнастикой, которые нужно проводить один раз в день. Длительность данной процедуры 8-9 минут. Каждое упражнение нужно повторять 5-6 раз. Обязательно придерживайтесь регулярности и последовательности.

  • движения руками с обниманием тела;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • отклонения головы назад в положении на весу;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку.

Питание ребёнка

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше - не расстраивайтесь, приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию - это нужно вашему малышу. Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, который вы приобретете практически в любой аптеке. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости (чай со сгущенкой, компот, травяной чай и т.д.).

Малыша нужно кормить 6 раз в сутки через 3,5 часа с ночным интервалом после кормления около 6,5 часов. В зависимости от вида вскармливания ( , искусственное вскармливание) на четвертом месяце можно вводить первый - фруктовый сок или фруктовое пюре. При этом количество кормлений сократиться до 5 раз в сутки через четыре часа, а ночной интервал, наоборот увеличиться до 8 часов. Сразу, после того как ребенок проснется, будет первое кормление.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вводят , начиная с 4 месяца.

Время кормления для детей, в рацион которых не ввели прикорм: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Время кормления для детей, в рацион которых ввели прикорм: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Примерная схема вскармливания ребенка на 4 месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Объем еды на одно кормление, мл

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Фруктовое пюре (тёртое яблоко)

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

После каждого кормления у вас есть 1,5-2 часа, которые нужно провести с пользой для ребенка - игры, массаж, гимнастика, воздушные ванны. Перед ночным сном период бодрствования можно сократить до одного часа.

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Развитие детей на четвертом месяце жизни продолжает проходить быстрыми темпами. У большинства детей заканчивается период колик, работа всех органов приходит в стабильное и нормальное состояние. Двигательная активность у младенцев четвертого месяца жизни значительно возрастает, и ребенок начинает достигать своих первых успехов. Поскольку педиатр и невролог будут обращать пристальное внимание на соответствие развития вашего малыша стандартам, вам следует знать, что должен уметь делать ребенок в четыре месяца. Так вы сможете помочь младенцу развивать необходимые по возрасту навыки и умения.

Рефлексы

У четырехмесячного ребенка одни рефлексы продолжают угасать, а на основе других формируются определенные навыки:

  • хватательный рефлекс к 4 месяцам перерождается в осмысленные движения, малыш теперь берет в ручки все, до чего дотянется, долго удерживает предметы в кулачке и ощупывает их пальчиками. Именно сейчас начинается развитие мелкой моторики;
  • в этот период начинает угасать ползательный рефлекс. Если лежащему на животе малышу подложить ладонь под пяточки, он инстинктивно начнет отталкиваться ногами от появившейся опоры. Если регулярно стимулировать данный рефлекс, то 5 месяцам грудничок может поползти самостоятельно.

Умения

Несмотря на то, что все дети развиваются разными темпами, одни малыши быстрей осваивают определенные умения, а другие медленней, есть навыки, которыми должен овладеть каждый малыш к концу 4 месяца жизни:

  • ребенок должен хватать и удерживать в руке предметы;
  • малыш должен уметь самостоятельно переворачиваться со спины на животик;
  • лежа на животе, младенец должен уметь приподниматься на ручках;
  • если держать малыша вертикально таким образом, чтобы он докасался ножками до поверхности, младенец будет опираться пальцами об нее;
  • ребенок в 4 месяца должен активно проявлять эмоции – улыбаться, смеяться, сердиться и удивляться;
  • малыш должен уметь различать своих и чужих, а также реагировать на появление в доме незнакомых людей;
  • ребенок в 4 месяца довольно хорошо координирует движения своих рук. Он умеет поддерживать грудь или бутылочку во время кормления, трясет погремушкой и засовывает пальцы в рот.

Педиатр и невролог будут проверять наличие у грудничка этих навыков и оценивать, проходит ли развитие ребенка в 4 месяца, как положено.

Органы чувств

Зрение

Малыш в 4 месяца довольно хорошо различает цвета и даже начинает отдавать предпочтение одним из них. Сейчас самое время для покупки ярких, но не многоцветных игрушек.

Развитие зрительных органов в этот период все тесней связывается с мыслительными процессами. Малыш уже различает своих близких, должен уметь узнавать себя в зеркале. Ребенок пытается копировать ваши движения и артикуляцию, и вы можете это активно использовать для тренировки его зарождающихся речевых навыков и сложившихся физических умений.

Слух

Развитие слуха и мозга помогают ребенку познавать окружающий его мир. Малыш поворачивается точно в том направлении, откуда он слышит звук, различает близких людей по голосу. Если вы включали своему чаду музыку, то теперь у него могут появиться любимые мелодии, которые с помощью капризов он будет просить поставить. Ребенок может покачивать головой в такт или похлопывать в ладошки.

Продолжайте постоянно разговаривать с малышом, рассказывайте ему обо всем, происходящем вокруг, читайте ему сказки, комментируйте все свои действия.

Чем больше ребенок будет получать от вас информации, тем раньше он начнет говорить, и тем шире будет его словарный запас в будущем. Малыш уже запомнил свое имя и поворачивает в вашу сторону голову, когда вы обращаетесь к нему.

Сон

Длительность сна на четвертом месяце жизни несколько снижается, малыш теперь спит около 15 часов в сутки. Некоторые дети уже могут не просыпаться всю ночь, но тем не менее 2-3 пробуждения за ночь еще считаются психологической нормой.

Режим дневного сна и время начала ночного отдыха у детей к четырем месяцам должны уже установиться. В светлое время суток ребенок спит 3 раза. Педиатры и детские психологи рекомендуют готовить малыша вечером ко сну в 19-21 час, в более позднее время малыш может чувствовать себя переутомленным и от этого будет хуже засыпать.

Эмоции

  1. Комплекс оживления, появившийся на третьем месяце жизни, сейчас проявляется все ярче. При вашем появлении в комнате или разговоре с младенцем, он начинает улыбаться, лепетать и двигать всеми конечностями. Четырехмесячные дети осмысленно радуются появлению знакомых взрослых, а также новым игрушкам.
  2. Спектр эмоций, которые испытывает четырехмесячный малыш, значительно расширяется, он может испытывать любопытство, страх, радость и обиду, — и все это будет очень ярко проявляться на его лице.
  3. Между младенцем и родителями возникает тесная эмоциональная связь, дети чувствуют настроение взрослых и, подобно зеркалу, отражают его на своем лице. Малыши начинают капризничать и расстраиваться, когда близкие люди куда-то уходят. Психология четырехмесячного ребенка заставляет их требовать постоянного общения со взрослыми.

Речь

Дети на четвертом месяце жизни активно развивают свой речевой аппарат, и к тянущимся гласным звукам добавляются согласные «п», «м», «б». Поскольку малыш уже умеет анализировать ваши движения и делать попытки повторять их, чаще проводите с ним время, разговаривая.

Нарочито растягивайте звуки, показывайте, как должны двигаться губы для произнесения тех или иных звуков.

Вы увидите, что четырехмесячный ребенок старается изо всех сил и так же, как и вы, тянет губки. Регулярные тренировки и артикуляционные упражнения стимулируют раннее развитие речевых навыков, поэтому старайтесь уделять им время на протяжении дня, чтобы учить с младенцем произношение звуков.

Вес и рост

Ребенок продолжает активный рост и развитие, а из-за пока еще малоподвижного образа жизни у него может отмечаться значительная прибавка в весе. За четвертый месяц масса младенца увеличивается в среднем на 750 грамм, окружности головы и груди удлиняются на 15-20 мм.

В этот период малыш подрастает на 2-2,5 см. Сейчас вы можете оценить темпы роста детей, ведь новорожденный ребенок весил вдвое меньше, чем младенец на исходе четырех месяцев.

Кормление

Педиатры рекомендуют продолжать кормить детей, находящихся на грудном вскармливании, по требованию. Контролировать объемы съедаемого ребенком молока мы сможете, взвешивая его до и после кормления, или же просто наблюдая за прибавкой в весе четырехмесячного малыша. Если младенец растет нормальными темпами, хорошо себя чувствует и капризничает в меру, то вам не нужно беспокоиться, что ему не хватает питания.

При кормлении искусственными смесями вы можете следить за объемами, которые съедает ваш малыш, и привести его режим питания к строгому графику. На четвертом месяце жизни дети кушают 6-7 раз в сутки по 150-160 мл. в сутки.

Если врач сочтет, что четырехмесячный малыш готов к введению в рацион овощей или каш, он рекомендует вам начать прикорм, богатый клетчаткой и посоветует, с каких продуктов малыш может начать расширять свое меню.

Чему нужно уделить особое внимание на четвертом месяце?

  1. Поскольку четырехмесячный малыш пока не умеет играть самостоятельно, а лежать в кроватке ему быстро надоедает, ребенку очень важен контакт и общение со взрослыми. Кроме того, дети на четвертом месяце активно интересуются окружающим миром, им необходимо разглядывать, слышать и трогать все, что находится вокруг него.
  2. Чаще разговаривайте с четырехмесячным малышом и отвечайте на его гуление, рассказывайте о происходящем вокруг, называйте предметы, их цвета и форму.
  3. Детей теперь может заинтересовать не только удобная погремушка, поэтому приобретите для своего малыша развивающий коврик с деталями различных форм, шуршащими, гремящими и пищащими. Ребенку нравится трогать окружающие предметы, поэтому предоставьте в его распоряжение объекты, разные на ощупь, это хорошо разовьет его моторику и поможет активно познать мир.
  4. Не забывайте осуществлять своевременный уход за игрушками младенца, в четыре месяца у многих детей начинается зуд десен из-за прорезывания зубов, и они все тянут в рот. Чтобы избежать заболеваний кишечными инфекциями, регулярно промывайте и обдавайте кипятком игрушки малыша. Не покупайте для четырехмесячного младенца те изделия, за которыми нельзя осуществить подобный уход.
  5. Поскольку у четырехмесячного младенца начинается обильное слюнотечение, предвещающее скорое появление первого зуба, заблаговременно приобретите для него прорезыватели и болеутоляющие гели. Чтобы не допустить появления раздражения вокруг губ и на подбородке, вытирайте кожу чистым платочком и осуществляйте уход за этой зоной с помощью заживляющих кремов.
  6. Развивайте навыки переворачивания, которые осваивает малыш, стимулируйте его тянуться за игрушками, расположенными сбоку.
  7. Уложив младенца на живот, помогайте ему отталкиваться ножками от ваших ладоней. Если делать такие упражнения ежедневно, вы натренируете малыша, и он может поползти; раннее развитие этих способностей ускорит формирование и других навыков.
  8. Для развития моторики играйте с младенцем в «пальчиковые» игры, например, «Сорока-белобока» и «Мальчик-пальчик». Четырехмесячным детям нравятся ритмичные стихотворения и манипуляции с их ручками, со временем ребенок будет делать характерные движения из этих считалочек самостоятельно.
  9. После ванных процедур мягко массажируйте тело младенца, разминая его мышцы. Чтобы ваши руки скользили, используйте для процедуры то масло, с помощью которого вы производите уход за покровами малыша.

Вот уже вам исполняется 4 месяца! За эти дни и недели вы уже успели привыкнуть друг другу, у вас налажен быт, вы с удовольствием ходите гулять вместе, мама уже научилась понимать, что требует от неё этот неугомонный карапуз, а малыш купается в ласке и любви, которые вы дарите ему ежесекундно. В благодарность он дарит вам свои улыбки, смех и первые достижения. А к 4-ём месяцам они уже ого-го какие!

Что новенького

Малыш все больше меняется внешне, набирая в весе он приобретает так обожаемые всем складочки и пухлые щёчки. Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи становятся более гармоничными: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2–3 сантиметров в месяц.

В этом возрасте начинается становление новых цвета и качества волос. Нежный, тонкий пушок выпадает и растут «взрослые» волосы. Цвет глаз также может измениться. Если ваш малыш родился голубоглазым, вы можете заметить, что теперь его глаза потемнели, а со временем он станет кареглазым, как вы или его папа. Только когда голубой цвет глаз останется до шести месяцев, можно надеяться, что это - навсегда

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30–40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки - чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Полезно знать

Ребенок в 4 месяца различает основные спектральные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 4–5 тонов.

Вместе с малышом растет его сообразительность. Он уже почти всегда поворачивает голову к говорящему, особенно когда его зовут по имени. Вовсю пытается имитировать звуки, интонации и жесты окружающих.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи - неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

Появляются и вредные привычки. Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Несомненным главным навыком пятого месяца является точный захват предмета одной рукой. Если раньше ребенок только бесцельно махал ручками или хватал игрушки «в обнимку», то теперь он научился точно протягивать руку и брать то, что захочет. И иногда этим желанным объектом оказывается что-то горячее или острое. Держите опасные предметы подальше и будьте осторожны!

Предоставленный сам себе, малыш извивается, лежа на полу или кровати, пытается перевернуться. Он умеет запрокидывать ноги к голове и часто уже хватает руками пальцы ног.

К концу четвертого месяца у малыша могут начать прорезываться молочные зубы, хотя у большинства грудничков первые зубки появляются в основном в шестимесячном возрасте. Помогите своему малышу - предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. При этом слюны выделяется столько, что многие мамы надевают на малыша слюнявчик. Не беспокойтесь: слюна ребенка обладает бактерицидным действием.

Полезно знать

Проявлениями прорезывания зубов может стать раздражительность малыша, покусывание деснами всего, что попадает к нему в ротик, иногда повышение температуры тела до 38–39 градусов. Первыми, как правило, прорезываются нижние центральные резцы. Купите специальное резиновое кольцо или игрушку-прогрызыватель.

Эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети не любят подолгу находиться одни. Часто кричат и зовут маму поиграть с ними, и если маме удастся оторваться от домашних дел, то игра несомненно доставит обоим одно удовольствие.

Самая главная особенность этого периода жизни крохи - острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Полезно знать

помните, что залог нормального психического развития крохи - это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.

Как выглядит ребенок в 4 месяца








Физическое развитие ребенка в 4 месяца

С этого возраста появляются индивидуальные различия между разными здоровыми детьми в освоении новых навыков развития психики и речи.

Двигательное развитие в четвертый месяц

В положении на животе уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь (верхнюю часть тела). Может уже в большей степени опираться на одну из рук. Ноги раздвинуты в стороны.

Самостоятельно переворачивается со спины на бок. Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону (например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела). В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме - ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его ротации (скручивания) в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот. Если вы часто выкладывали малыша на живот и он хорошо освоил это положение тела, поворот с живота на спину не вызывает затруднения. Если же в течение 4-го месяца жизни ребенок не способен поворачиваться самостоятельно, чаще играйте с ним. Тренируйте его поворот вправо на живот из положения на спине. Для этого вкладывайте в его правую ладонь свой палец. Ребенок его крепко схватывает. Поворот с живота на спину осуществляется при поддержке за левую руку.

В положении на спине начинает самостоятельно поднимать голову, отрывая затылок от подушки или другой поверхности и прижимая подбородок к груди. Сводит кисти вместе и играет своими пальчиками, рассматривая их. Прижимает и разводит ладошки.

Тест
При тракции (подтягивании) за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться: активно приподнимает голову вперед - голова и туловище в процессе приподнимания располагаются на одной линии, - пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки.

Поза сидя еще неустойчива, хотя малыш уверенно удерживает голову. Верхняя часть спины уже не такая круглая, как в , так как ребенок начинает сводить вместе лопатки и пытается за счет этого разгибать верхнюю часть туловища. Ближе к возрасту 5 месяцев он может дольше находиться в положении сидя при небольшой поддержке взрослого. В связи с недостаточной зрелостью позвоночника не надо тренировать в этом возрасте функцию сидения.

Тест
Если, держа ребенка под мышки, поставить его вертикально с опорой на стопы, то он опирается на них, стоит с прямым туловищем, может переступать ногами, переносить вес с ноги на ногу. Однако функцию стояния и ходьбы нецелесообразно тренировать до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы. Да и после этого нет необходимости в тренировке ходьбы - здоровые дети всегда начинают ходить самостоятельно.

Внимание!

Если малыш не опирается на ножки, срочно обращайтесь к неврологу.

Во вpемя коpмления он придерживает бутылочку или грудь матери руками. Если вы поднесете ложку с питьем, то ребенок откроет рот и может попить из ложки.

Подолгу рассматривает игрушку, подвешенную над кроватью, тянется к ней обеими руками, ощупывает, может ее захватить двумя руками и тянуть себе в рот. Над кроваткой желательно вывешивать коромысло с более разнообразными игрушками и предметами, имеющими разную форму, цвет и структуру поверхности (мягкий - твердый, гладкий - шершавый). Это могут быть мешочки с различным содержимым, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра), резиновые игрушки, детали от конструктора, разные ключи и т. д. Все это необходимо для развития чувства осязания и навыков мелких движений. Лучше купить такой специальный подвесной набор в магазине игрушек, чтобы ребенок не мог их оторвать и проглотить, но чтобы мог хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. В магазинах также бывают в продаже коврики для ползания ребенка, к которым пришиты некоторые из вышеописанных предметов.

В кроватку нужно начинать класть несколько разнообразных игрушек, которые можно безопасно брать в рот. Ребенок захватывает обеими руками погремушку или другую удобную игрушку, до которой может дотянуться. Когда одни игрушки надоедают, надо заменять их на новые. Лучше всего поощрять эти действия с игрушками, выкладывая ребенка на живот в манеже. Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п.

В 4 месяца малыш сразу же тянет схваченную игрушку в рот. На протяжении 5-го месяца появляется и постепенно увеличивается период, когда ребенок сначала рассматривает игрушку, находящуюся у него в руках, и лишь затем тянет в рот.

Тест-игра
Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней внимание ребенка. Когда он увидит ее, то начнет радоваться, протягивать вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка. Если он сразу не пытается ее захватить, то легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой. При этом ребенок должен раскрыть ладонь и взять игрушку. Если ребенок и после этого не возьмет сам игрушку, то дотроньтесь ее рукояткой до кончиков его раскрытых пальцев. Когда ребенок наконец-то захватит игрушку, обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу. Чередуйте руку ребенка, в направлении которой протягиваете игрушку. Особенность проверки заключается в том, что зажимать и удерживать погремушку, просто всунутую в ладонь, а не активно взятую, может даже новорожденный за счет врожденного хватательного рефлекса, доставшегося нам от обезьян.

Надо купить ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку или другие фигурки, погремушки, пищалки. Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша, а именно: быть не меньше 4 см в диаметре; не иметь мелких деталей, чтобы он не смог их проглотить; не иметь острых углов; материал, из которого сделана игрушка, должен быть безопасным в отношении токсических веществ. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облезали краска, лак. У погремушки должна быть удобная для захвата ручка. Лучше всего, если она будет иметь форму прямого стержня с закругленным концом. Хорошо, если погремушка будет сделана из мягкого и теплого на ощупь материала.

Психическое развитие ребенка в 4 месяца

К этому возрасту завершается формирование аппарата зрения. Поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый. Косоглазия быть не должно.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей.

Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух
При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его.

По-разному он реагирует на музыку. При звуках быстрой плясовой песни проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища. В подражание поющему родителю ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания плясовой песни оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

На искусственное музыкальное воспроизведение отмечается аналогичная, хотя и не столь выраженная, как на ваше живое исполнение, реакция. Во время бодрствования ребенок становится очень активным - часто и легко возникает комплекс оживления в ответ на посторонние раздражители.

В отличие от предыдущего периода (до 3 месяцев) ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит входящего, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

Четко отличает по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать - от других взрослых, узнает ее, радуется ее появлению.

В состоянии бодрствования ребенок активен и постоянно чем-то занят: рассматривает и хватает игрушки, следит за окружающим.

Понимание речи
Большая часть детей в этом возрасте хорошо различают интонацию голоса и по-разному реагируют. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. Если же вы недовольны ребенком и разговариваете с ним строгим, сердитым голосом, то он демонстрирует отрицательную реакцию: перестает улыбаться, замирает, проявляет беспокойство, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает предательски подрагивать. Если вы продолжаете и дальше таким же образом «издеваться» над ребенком, то малыш разражается безутешным плачем.

Предречевое развитие ребенка в 4 месяца

Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на общение со взрослым, сопровождающееся заигрыванием, щекотанием и т. д. Когда чем-то обижен или недоволен, плачет со слезами.

В одиночестве (когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров) ребенок длительно, нараспев произносит гласные звуки (гулит). В процессе гуления он как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Некоторые ученые сравнивают ребенка в период гуления с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При гулении появляются звукосочетания «а-о-у», «ю-а-а». Формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с согласными «п», «б», «т», «д», «м». Появляются звукосочетания типа «гн-агн, ля-аля, рн» и т. д. Чаще и более четко говорит «агу» - агукает (еще с 2–3 месяцев начинает произносить похожее звукосочетание).

Как кормить ребенка в 4 месяца

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и докормов. Малыш в возрасте 4 месяцев заметно реже нуждается в прикладывании к груди: сосет обычно при засыпании, пробуждении и во время ночного и дневного сна. Так появляется довольно точный режим кормлений.

Во время кормления малыш может прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение от матери. Адекватное поведение матери - испуг, вскрик - помогают малышу понять, что он и мама - это не одно и то же.

Еще одна особенность возраста 4 месяца - во время кормления малыш начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, как бы проверяя маму на надежность. В это время нельзя забирать у него грудь, считая, что он уже наелся, или вредничает, или отказывается от груди, - наоборот, стоит благожелательно и спокойно подождать ребенка.

Полезно знать

Примерно в 4 месяца ребенок начинает интересоваться едой взрослых и процессом приема пищи: следит за руками, заглядывает в рот.

Идеальной пищей для грудного младенца является материнское молоко, а в случае его отсутствия - высокоадаптированные питательные смеси. Этого питания ребенку, который кормится грудным молоком, вполне достаточно до полугодовалого возраста, а искусственнику только до 4 месяцев.

В 4 месяца количество кормлений, скорее всего, сократится до 4–5 бутылочек по 180–210 граммов каждая, и к шести месяцам будет, как правило, составлять 3–4 бутылочки в дань с 210–240 граммами каждая.

И такой ритм питания (3–4 кормления по 210–240 граммов) установится до года, пока ребенок не сможет перейти на цельное коровье молоко и три приема твердой пищи плюс перекусы.

Прикорм ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании
На 4 месяце жизни активность ребенка увеличивается: он меньше спит, стремительно развивается моторика (ребенок уже переворачивается на бок, берет игрушки). Вот значит пришло то время, когда пора приучать малыша к обычным продуктам. Первым блюдом в питании 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании является овощное пюре.

Полезно знать

Прикорм следует начинать вводить в первой половине дня, чтобы понаблюдать, как ребенок будет вести себя после дегустации нового блюда.

Если вы собираетесь делать пюре для прикорма сами, то следует сказать, что готовить овощное пюре нужно без соли, специй и масла. Для приготовления такого пюре следует брать овощи, которые не вызывают аллергию (не яркие) и не вызывают повышенного газообразования в кишечнике (не использовать бобовые). А когда организм малыша адаптируется к приему такой пищи, то его можно будет слегка подсаливать и добавлять пару капелек масла.

Не стоит сразу заменять овощным пюре целое кормление, достаточно в первый день дать 1–2 ложечки, а потом докормить малыша смесью. Если ребенок хорошо перенесет новую еду, то на следующий день можно дать 4 ложки. Каждое новое блюдо нужно вводить в течение 2 недель.

Чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании?

А чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании, когда овощное пюре уже введено в рацион?

Вторым блюдом является молочная каша, которую можно готовить самому, либо покупать в магазине сухую смесь, которую нужно только лишь залить горячей водой. Теперь овощное пюре следует сдвинуть на третий прием пищи, а молочную кашу начинать вводить во время второго приема пищи. Принцип введения в рацион молочной каши тот же, что и у овощного пюре.

Таким образом, к 5 месяцу жизни у ребенка, который находится на искусственном вскармливании, 2 приема пищи заменены на обычные продукты.

Полезно знать

Прикорм малышу нужно давать с ложечки, а не из бутылки. Если на время ввода прикорма ребенок не здоров, тогда не следует давать ему новые продукты, лучше подождать, когда малыш поправится. И главное, ни в коем случае нельзя ребенка заставлять есть, еду нужно прихваливать и рекомендовать малышу попробовать новое вкусное блюдо.

Сколько спит ребенок в 4 месяца


Сон ребенка - один из главных показателей его здоровья. Ваш кроха пока не может рассказать о своем самочувствии, поэтому будьте внимательны к тому, как он спит. Неглубокий ночной сон с частыми пробуждениями может иметь несколько причин. Самые распространенные из них не связаны с состоянием здоровья. Возможно, ребенку жарко или холодно, неудобно лежать, мешает забытая в кроватке игрушка или подвернувшаяся пеленка. Поменяйте подгузник - скопившаяся влага не дает уснуть и наверняка станет причиной опрелостей. Малыша могут беспокоить колики или прорезывающиеся зубки. Но тревожный неглубокий сон может быть симптомом серьезных заболеваний, таких, как рахит или отит.

К 3 или 4 месяцам большинство младенцев спит 15–17 часов в день, 10–11 из них ночью, а остальное время разделено между 3, а в основном 4 дневными снами по 2 часа.

Режим ребенка в 4 месяца

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном.

Какой стул у ребенка в 4 месяца? И сколько он писает

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2–3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз.

Можно ли сажать в слинг 4 месячного малыша


Как только ребенок может сидеть в положении с поддержкой спины, можно сажать его в слинг вертикально. Скорее всего это очень понравится и ему, и маме. С высоты человеческого роста малыш может наблюдать за всем, что делает мама, а вокруг столько интересного! У мамы же освобождаются руки для дел.

Как заниматься с ребенком в 4 месяца

Массаж ребенку в 4 месяца

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру - избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

В этот период любимым развлечением малыша станет упражнение «велосипед». Его ножки стали очень подвижными, а если ребенка поставить вертикально, поддерживая подмышки, он будет пританцовывать и даже пытаться шагать. Немало радости крохе принесет, если вы посадите его, но только ненадолго! Такое положение тела позволяет малышу лучше исследовать свои ступни, но не оставляйте его сидя на долгое время, вы рискуете переутомить его или деформировать позвоночник. Подтяните ребенка за ручки в положение сидя, потом аккуратно опустите, - пусть это будет элементом гимнастики.

В возрасте четырех месяцев многие детки уже активно переворачиваются со спинки на животик и обратно. Если ваш малыш припоздал с этим умением, то самое время его подтолкнуть к такому достижению. Ежедневные кратковременные массажи конечностей и торса хорошо стимулируют нервные окончания, и импульсы от головного мозга начинают лучше передаваться к нужным для новых достижений мышцам.

Кроме переворотов малыш уже пытается приподнимать головку, когда его подтягивают за ручки, и делает попытку садиться. Естественно, усаживать его еще очень рано, но тренировать мышцы спины и шеи очень полезно именно сейчас.

Для этого используют все те же массажи с акцентированием на плечевой пояс, а также разнообразные гимнастические упражнения, которые проводятся на ровной поверхности или на гимнастическом мяче (фитболе).

Кроме того, грудничковое плавание тоже хорошо помогает ребенку развивать мышечную систему, которая вскоре примет на себя большую нагрузку, а потому она должна быть к этому готова.

Выкладывая ребеночка на животик, мама замечает, как он уже высоко поднимает не только головку, но и плечики, опираясь при этом на руки. Пройдет еще немного времени, и кроха станет пытаться стать на четвереньки. Чтобы ускорить процесс, мама может уже сейчас помогать ребенку - сгибать ножки поочередно в положении на животике, тем самым стимулируя его умение ползать. Если положить впереди яркую игрушку, малыш во что бы то ни стало будет стремиться дотянуться до нее.

Развивающие игры с ребенком в 4 месяца

Ответь мне
Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку
Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики - напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце
Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили
Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Рассматриваем фотки и картинки
Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

К концу 4 месяца подберите для малыша красочные фотки или картинки с животными, предметами и т.д. (кол-во деталей как можно меньше на одной картинке, например, только медвежонок, только пара яблок в вазе и т.д). Предложите ему в минуты бодрствования их рассмотреть, попутно комментируя то, что он видит, односложными словами: Это мишка… Это яблоки, а это - ваза. И т.д.

Игра стимулирует зрительный анализатор, обогащает восприятие и словарный запас у ребенка, что необходимо для становления речи.

Поем с малышом
Когда ребенок гулит - поем, подражая ему:
Поёёёёт - поёёёёт солоооооовушек!
Поёёёёт - поёёёёт молооооооденький!
Молооооооденький, хорооооошенький!
Хорооооооошенький - пригооооооженький!
Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!
Пооооет-пооооет голубооооочек!
Аааааай-да малееееееесенький!
Аааааай-да радеееееесенький!
Аааааагуууууль, ааааагууууууль,
Аааагулеееесеньки!

Используя потешки в уходе за ребенком или в играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации - говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо - громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша - какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом - одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Ваня, Ваня, где ты был?
Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
Я ходил в лесочек.
Что видал?
Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Потешка для умывания
Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!

Правильные игрушки для малыша в 4 месяца


  • Колокольчик и другие подвесные звучащие игрушки с привязанной к ним ленточкой.

  • Погремушки в виде большого кольца с шариками внутри.

  • Погремушки с подвешенными к ним дополнительными деталями (колечко с ключами, палочка со свисающими шариками).

  • Передвигающиеся игрушки.

Нужно ли идти в поликлинику в 4 месяца? Прививки в 4 месяца

Плановый прием педиатра. Диспансеризация в этом месяце не проводится, следующая - в 6 мес.

Видеоблог - ребенку 4 месяца

4 месяца. Врачи/Прививки/Умелки

4 месяца после родов: Вес/Выпадение волос/Депрессия.