Аппликация веселая гусеница вторая младшая группа. План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Аппликация "Гусеница". Вот какие Гусенички у нас получились

05.02.2019

Речевые игры как прием для развития связной устной речи младших школьников

Автор. Холкина Валентина Петровна, учитель начальных классов МКОУ "Ильинская ООШ" Новомосковского района Тульской области.
Описание материала. Предлагаю Вам подборку речевых игр на уроках русского языка и литературного чтения, а также как элемент внеклассного мероприятия для начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, а также воспитателям ДОУ. Это материал игрового характера, направленный на развитие связной устной речи, коммуникативных УУД.
Речевые игры для развития связной устной речи младших школьников.
Цель. Формирование связной устной речи младших школьников.
Задачи.
Образовательные . Совершенствовать умение связно, логически правильно, точно строить речевое высказывание.
Развивающие . Развитие внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, коммуникативных УУД. Активизация речевого словаря.
Воспитательные . Умение работать в группе, слышать друг друга, вести диалог.
Материалы к урокам: предметы, картинки.
Речевые игры.
1. "Бывает - не бывает".
Дети называют любое предложение.(Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Класс хором отвечает - бывает это или не бывает.
2."Загадалки".
Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый "мультяшный" герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он утупает место другому.
3. "Перевертыши".
Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.)
4. "Узнай меня"
Ученикам даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание:цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные ученики угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное.
5. "Сочиняйка".
Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое.
6. "Хорошо и плохо".
Класс делится на две группы. Учитель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо), а другая - недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа - иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа - она острая - можно уколоться, она маленькая - может потеряться, предмет опасный.
7. "Волшебная кисточка".
Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Дети останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.
8. "Аукцион".
Учитель предлагает детям предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель стучит деревянным молоточком по столу, произносит "Дополнение Вовы - раз! Дополнение Вовы -два! Дополнение Вовы - три! Предложение закончено. Если до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается.
9. "Эстафета".
Учитель называет какое-либо время года и передаёт палочку-эстафету одному ученику. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему ученику. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у когонаберется больше фишек.
10. "Магазин игрушек".
На столе стоит полочка с игрушками. Учитель говорит "У нас открылся магазин. Сколько здесь игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы её купить, нужно выполнить правило: не называть её, а описать признак. По описанию продавец узнает игрушку и продаст её вам".
11. "Венок сравнений".
Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие.
Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период обучения грамоте в начальной ш 06.04.2013 7215 0

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ?

Дидактическая задача : выявлять активный словар­ный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование : набор сюжетных картинок, вымпел.

Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предло­жить составить рассказ по одной картинке нескольким

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Дидактическая задача : учить описывать предмет, вы­деляя его существенные признаки; развивать интонаци­онную выразительность речи.

Оборудование : набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание . Выбрав одну игрушку, учитель предла­гает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания да­ет учитель. Затем описываются две игрушки одновре­менно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?

Дидактическая задача : учить детей вводить в рас­сказ элементы описания; узнавать объект по описанию.

Оборудование : книжки-малышки, фанты.

Содержание. Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не на­зывая мест - мы сами догадаемся». Дети по очереди са­мостоятельно или с помощью учителя описывают столо­вую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребе­нок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-ма­лышки.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Време­на года».

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Дидактическая задача: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Учитель вывешивает перед детьми кар­тину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов назы­вают предмет, его действия или состояние. Дети, владе­ющие связной речью, могут составить четыре-пять пред­ложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ

Дидактическая задача: упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.

Оборудование: таблицы слов.

аист зубр яблоки утюг

утка слон вишни телефон

дятел носорог сливы. телевизор и т. д.

Учитель показывает одно слово, дети должны про­честь его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Пи­тается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист читается.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов уби­рается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

СОСТАВЬ ЗАГАДКУ

Дидактическая задача: увеличивать активный сло­варный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.

Оборудование: знакомые предметы и игрушки.

ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.

Оборудование: звездочки.

ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ

Дидактическая задача: учить детей правильно описы­вать путь от дома до школы и обратно.

Оборудование: настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

Содержание. Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и пере­улков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нару­шать игровую ситуацию. Игра проводится в конце за­нятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

ПРО КУКЛУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определен­ные звуки.

Оборудование: разные куклы.

Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-че­тырех предложений про куклу Катю. В каждом предло­жении должно быть слово со звуком к . Учитель дает об­разец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети приду­мывают рассказ про куклу Риту и т. д.

ПРИГОТОВИМ ОБЕД

Дидактическая задача: учить соблюдать последова­тельность в рассказе; развивать монологическую речь.

Оборудование: фанты.

МЕСТНОЕ РАДИО

Дидактическая задача: развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Оборудование: фанты.

Содержание. Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потеряв­шегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерял­ся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отме­тить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тог­да диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгры­ваются.

КАКАЯ ИГРУШКА?

Дидактическая задача: дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его опи­санием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.

Оборудование: две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Дидактическая задача: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.

Оборудование: набор картинок, сюжеты которых от­ражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшей группы

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что…). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т.е. компазиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…», «Дело было летом…» и т.п.) Взрослый давая зачин рассказу, предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-раз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда…») Заполнение схемы ребёнку закрепить представления о средствах связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.
- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек…(много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку…(увидела волка). Но белочка…(не испугалась). Она бросила…(шишку прямо на волка). На лбу у него…(выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога…(широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты…(низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк…(мелкий).

Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л.Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, зайчик.

Если зайчик, покажи свои ушки.

Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, коза.

Если коза, покажи свои рога.

Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

Кто там?

Это я, ветер.

Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

  1. Спросите ребёнка: « Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
  2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-

Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью-

Туча осенью- Куртка осенью-

Дождь осенью- День осенью-

Лес осенью- Утро осенью-

Аллея осенью- Роща осенью-

Погода осенью- Парк осенью-

Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?...»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

  • Что будет, если Буратино научится летать?
  • Что будет, если исчезнут все книги?
  • Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
  • Что будет, если ты научишься читать и писать? И т.п.

Елена Лаврухина
Игры и упражнения для развития связной речи детей старшей группы

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины) . Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания : описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи- «Мне нравится слушать сказки, потому что). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи , для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т. е. компазиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец) . Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…» , «Дело было летом…» и т. п.) Взрослый давая зачин рассказу, предлагает ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-раз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда…») Заполнение схемы ребёнку закрепить представления о средствах связи между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу» .

Взрослый спрашивает : «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять) . Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) ». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития .

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель : составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать) . Она залезла…. (на высокую сосну) . А на сосне шишек (много, видимо-невидимо) . Только сорвала первую шишку (увидела волка) . Но белочка (не испугалась) . Она бросила (шишку прямо на волка) . На лбу у него (выросла шишка) . Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель : учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова : «лес» , «лесник» , «лесной» . Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая) . Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие) . Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий) .

Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит :

Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками : шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие : прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой , чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками» )

Цель : овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук! Тук-тук!

Это я, зайчик.

Если зайчик, покажи свои ушки.

Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

Это я, коза.

Если коза, покажи свои рога.

Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

Это я, ветер.

Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

1. Спросите ребёнка : «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».

2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!» -руки сжаты в кулак.

«Зайчик» -локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести , остальные сжать в кулачок.

«Коза» - пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!» - расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель : словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-

Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью-

Туча осенью- Куртка осенью-

Дождь осенью- День осенью-

Лес осенью- Утро осенью-

Аллея осенью- Роща осенью-

Погода осенью- Парк осенью-

Игра «Скажи иначе»

Цель : учить детей подбирать синонимы .

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы) .

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?.»

Цель : учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

Что будет, если Буратино научится летать?

Что будет, если исчезнут все книги?

Что будет, если ты попадешь в сказочный город?

Возраст 5-6 лет – один из наиболее ответственных периодов в жизни малыша, поскольку сейчас наступает время активной подготовки к школе. Родителям важно уделить внимание развитию правильной и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя для занятий каждую свободную минуту – предлагая ребенку выполнить полезное упражнение на прогулке или стоя в очереди. Это поможет скрасить время, принесет и удовольствие, и пользу.

Нормы развития речи ребенка в 5-6 лет

Не будем забывать о том, что каждый дошкольник – это, прежде всего, личность, развивающаяся по своим собственным законам, поэтому то, что легко и доступно для одного малыша, может пока составлять непреодолимые трудности для другого. Однако специалисты выделили определенные речевые умения и навыки, которыми дети, достигшие данного возраста, должны уже обладать.

  • Правильное произнесение всех звуков.
  • Речь должна иметь связный характер – старшему дошкольнику по силам описать показанную ему картинку, используя сложные распространенные конструкции, рассказать о том, как прошел его день, чем он занимался, какие эмоции испытывал. Повествование должно быть понятным слушателю, состоять из ряда последовательных предложений.
  • Ребенок к 6 годам владеет большим количеством слов, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас – 3000 слов и более.
  • В речи появляются не только конкретные слова, но и абстрактные. Ребенок понимает, что такое «обобщающее слово», может сказать, что роза, пион и нарцисс – это садовые цветы, а василек и ромашка – полевые; объясняет, почему. Развитие речевых навыков идет в теснейшей взаимосвязи с познаванием мира.
  • Активно используются различные интонации, ребенок в процессе игры может «заговаривать разными голосами», наделяя каждого игрового персонажа собственной речевой манерой.

Именно в этот период происходит формирование внутренней речи, которая в дальнейшем поможет ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Также малыш должен уметь на слух определять количество слогов в слове, понимать, какой из них является ударным, различать мягкие и твердые варианты согласных звуков. Важно также, чтобы дошкольник умел понимать, есть ли какой-либо конкретный звук в том или ином слове, определял это на слух. Допустимы некоторые грамматические ошибки (например, говорить «полотенцев» вместо «полотенец»).

Гармонично развивающийся дошкольник без проблем перескажет текст, сможет ответить на вопросы по нему.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

О важности тренировок

Связная речь дошкольников – одно из ключевых условий, говорящее о том, что малыш готов к первому классу. Что же подразумевается под этим термином? Это такая форма построения предложений, при которой каждый последующий фрагмент является логическим продолжением предыдущего, то есть способность ребенка грамотно, четко и последовательно излагать свои мысли, строить тексты.

Отличительные черты связной речи:

  • последовательность;
  • логичность;
  • эмоциональная окрашенность;
  • наличие слов всех частей речи, включая служебные;
  • использование сложных, распространенных, вопросительных предложений.

Это умение очень важно, поскольку если дошкольник не может составить связный рассказ, его могут не принять в общеобразовательное заведение, направить в коррекционный класс, что наложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь. А ведь этого вполне можно было избежать, проводя регулярные тренировки в 5-6 лет. Родителям важно понимать: если раньше была возможность закрыть глаза на некоторые отставания ребенка в развитии, не давить на него, заставляя по нескольку раз выполнять упражнения на постановку «сложного» звука, то теперь такой возможности нет. У них есть в запасе около года, чтобы полностью решить все проблемы и подготовить сына или дочь к полноценной школьной жизни.

Доказано, что те дети, которые владеют навыком связной речи, быстрее осваивают школьную программу, показывают лучшую успеваемость, чем те, кто пока еще очень плохо строит тексты. Кроме того, малыши, говорящие хорошо, чувствуют себя более уверенно, они общительны, открыты миру, в то время как дети с речевыми дефектами часто становятся зажатыми и закомплексованными. Проблемы детства в дальнейшем не дадут вести нормальный образ жизни, включиться в социум как полноправный его член. Поэтому очень важно уделить внимание полноценному развитию речи и устранению дефектов.

Развитие способности к звуковому анализу

Для формирования нормальной речи и последующего обучения письму и чтению важно, чтобы дети умели на слух распознавать звуки. Можно сыграть с ними в простую игру: родитель будет показывать ребенку карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные, а также произносить четко их название. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда звучит название животного, начинающееся на определенный звук, например [к]. Поэтому когда мама показывает картинку и говорит «кошка» ребенок должен хлопнуть, но года он слышит «собака» — не хлопает: хотя в слове и есть звук [к], он не первый.

Есть еще несколько эффективных упражнений для развития речевого слуха.

  • Проговаривание одного и того же текста (скороговорки или чистоговорки, например: «от топота копыт пыль по полю летит») громко и тихо, быстро и медленно.
  • Можно помочь ребенку проявить артистизм, предложив ему произнести фразу так, как ее сказала бы кошка, свинка или любимый персонаж из мультфильма.
  • Чтение или проговаривание потешек, считалок, небольших стишков поможет проработать интонацию.

Занятия подобного плана следует проводить регулярно, поскольку они готовят малыша к первому классу, помогают ему научиться на слух воспринимать звуки. Это поможет ему в дальнейшем отличать их от букв.

Развитие лексического богатства

Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.

  • Если котик не может найти свой домик, мы … (постараемся помочь ему);
  • Если цветок завял, то … (его надо полить);
  • А вот лисичке скучно, ее … (надо повеселить). Как мы будем веселить ее? (Расскажем ей стишок). Далее в занятие вплетается стихотворение, в котором много слов с определенным звуком, задача ребенка – выразительно его рассказать.

Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.

Родителям важно предложить такую тематику для повествования, чтобы малышу было приятно вспоминать об этом. Так, если вчера другой ребенок сломал любимую игрушку, то лучше не напоминать об этом событии, а предложить поговорить о чем-то положительном.

Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.

Решение проблем с дефектами

Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков [л] и [р], а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.

«Фрукты»

Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.

  • Как называется сок из яблок? (Яблочный). А из персика, апельсина? Такое упражнение помогает сформировать умение самостоятельно образовывать слова.
  • А теперь представь, что все эти фрукты принадлежат тебе. Как ты скажешь? (мое яблоко, мой мандарин). Дети учатся грамотного согласовывать местоимение и существительное.
  • Составим рассказ о фруктах по плану: цвет – форма – вкус. Опиши яблоко.

Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.

Родитель рассматривает с малышом картинки, на которых изображены представители разных профессий, рассказывает о том, что они делают, какую пользу приносят. Также рассказывают о собственной работе – должности, обязанностях. Дальнейшая часть упражнения может проводиться в любом месте.

  • Родитель задает вопросы по изученным профессиям: кто лечит людей, чем занимается учитель, какие профессии ты знаешь в детском саду, в чем особенность конкретной профессии?
  • Кто кем работает? Отличный вариант для игры во время прогулки. Проходя мимо магазина, следует спросить ребенка: «кто здесь работает, как называется профессия?». Аналогично предлагается уточнить названия профессий парикмахера, врача, водителя, дворника и прочих, кто встретился.
  • Упражнение на внимательность «Исправь ошибки». Взрослый выстраивает неверное предложение, задача ребенка – понять, что не так, и исправить. Например, продавец продает овощи, а библиотекарь продает книги (надо – выдает книги).

Подобные дидактические упражнения очень разнообразны, любой родитель может подобрать такой материал, чтобы в нем присутствовали слова с проблемными звуками, это поможет улучшить их произношение.

Обучение пересказу

Важнейшим этапом развития грамотной связной речи у старших дошкольников является тренировка их умения пересказывать прочитанный текст.

Специалисты советуют использовать такую последовательность работы.

  1. Вводная беседа. Родителю необходимо пояснить задачу, сообщить ребенку, что сейчас ему будет рассказан некий фрагмент, задача – прослушать его. Можно также показать картинку, имеющую отношение к рассказу, – например, иллюстрацию к сказке. Это поможет создать необходимый эмоциональный фон.
  2. Выразительное чтение фрагмента или эмоциональный рассказ.

    Ребенок должен полностью услышать весь текст, который подобран так, чтобы он был интересен старшему дошкольнику.

  3. Беседа по прочитанному или услышанному. Взрослому необходимо задавать две группы вопросов. Первые помогают малышу вспомнить, о чем шла речь в повествовании (например, где происходило действие, сколько было героев, как звали персонажа). А вторая группа вопросов направлена на развитие умения размышлять (например: «Как ты думаешь, почему он так поступил? Какими чертами характера обладает этот герой? Можно ли назвать его трусом?»).
  4. Составление плана пересказа. Ребенок или дети с помощью взрослого выделяют основные структурные элементы текста, которые помогут им изложить его содержание. Для 5-6 лет пунктов плана пересказа не должно быть больше 4–5, в зависимости от подготовки ребенка.
  5. Повторное чтение или рассказ текста.
  6. Пересказ ребенком.

Создавая при этом связные тексты, вовсе не обязательно в домашней обстановке. Можно проводить занятия на улице, предварительно сказав ребенку: «Вчера мы с тобой читали сказку – расскажи, что тебе удалось запомнить». Родитель может также задавать уточняющие вопросы, следя за тем, чтобы у ребенка получались логичные и понятные ответы.

Работа с иллюстрациями

Развитию связной речи у старших дошкольников способствует и работа с картинками. Можно подобрать для ребенка красочную репродукцию и предложить составить по ней связный рассказ. Это может быть:

  • подробное описание того, что изображено, с использованием прилагательных для описания (большой, красивый, желтый), глаголов, помогающих передать действие, а также наречий (близко, далеко);
  • придумывание связного рассказа с теми персонажами, которые нарисовал художник. Например, можно предложить ребенку домыслить, почему они оказались в такой ситуации, что этому предшествовало, как они относятся друг к другу.

Задача родителя – не просто дать задание и слушать рассказ ребенка, но и помогать ему. Так, первый рассказ по картинке можно сочинить вместе. Мама или папа придумывает и говорит ребенку несколько вариантов первого слова или фразы: «Однажды», «Жили-были», «В большом лесу появились на свет», «Дело было в таинственном лесу». Это поможет малышу убедиться в том, что одно и то же можно сказать различным способами. Если ребенок затрудняется, его сюжетная линия зашла в тупик, то родителю необходимо немного подсказать, помочь сюжету пойти дальше, но затем – вновь предоставить дошкольнику бразды правления, не перебивать и не торопить его.

Первые опыты ребенка могут отнюдь не радовать родителей, но не стоит огорчаться, необходимо запастись терпением – только регулярные планомерные тренировки принесут свои плоды.

Чтение – для пополнения словарного запаса

Для детей дошкольного возраста особое значение имеет прослушивание образца правильной речи, поэтому родители должны постоянно читать им стишки, сказки. Можно это делать на ночь или днем, например на прогулке в парке. Малыши в 5-6 лет обладают феноменальной памятью, поэтому если ребенок без логопедических проблем знает мало слов, то причина этого в этом, вероятнее всего, стоит обвинить его родителей, которые не давали ему возможности познакомиться с богатством родного языка. Пришла пора это исправить, читая ребенку произведения художественной литературы, а также рассказы и документальные очерки о животных, рассматривая с ними картинки, беседуя об услышанном. Это поможет расширить пассивный и активный лексикон дошкольника.

Если в тексте попалось слово, значение которого ребенку непонятно, следует пояснить его, визуализировать (показать картинку или сам предмет, изобразить действие). Это ускорит запоминание.

Развитие связной речи старшего дошкольника – очень важный этап подготовки к школе, поэтому родителям следует регулярно проводить занятия, используя всевозможные упражнения, игры, чаще разговаривая с ребенком, добросовестно отвечая на его вопросы, не отмахиваясь. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.