Что такое народные праздники. Комментарии к посту «Народные праздники. У Вас будет самый лучший фольклорный праздник

13.04.2019

История большинства русских народных праздников очень сложная, они зарождались еще в дремучие времена, когда славяне ничего не знали о письменности и даже христианстве. После крещения одни из них были запрещены, а другие трансформировались и гонениям не подвергались. Например, Комоедица становится , а праздник Солнца превратился в Купалу. Православие сильно изменило жизнь русского человека, но он старался по-своему приспособиться к переменам, что привело к возникновению новых примет, заговоров, песен, гаданий. Чисто христианские русские праздники стали обрастать народными обычаями, во многом похожими на языческие обряды.

Основные русские народные праздники и традиции

С наступлением холодов простолюдины могли отдохнуть, появлялась возможность спокойно играть свадьбы, устраивать массовые гуляния, ходить в гости. Может поэтому существует такое множество именно зимних русских народных праздников. Самым настоящим веселым славянским комплексом являются , которые отмечаются с 6 по 19 января. На протяжении двух недель происходят масштабные игры, с колядованием, посеванием, хождением в гости. Проводится много обрядов, ничего не имеющего общего с христианством, например, гадания или ритуалы, которые должны повышать плодородие.

Крещенский сочельник предваряет празднество Крещения (18.01) и его еще называют Голодной кутьей. Соблюдался строжайший пост, до появления первой звездочки следовало от пищи воздерживаться. На вечерней службе люди святят воду и затем с помощью колосьев освящают ею свое жилище, хлев, все уголки усадьбы, чтобы семья избежала болезней, а в дом пришел достаток.

Многие русские народные весенние праздники напрямую связаны с Пасхой . Подготовка к Воскресению Христову проходила на Страстной неделе. Дом следовало убрать, обязательно люди купались, красили яйца и пекли куличи, следовало поминать умерших родственников. Сама Пасха для народа превратилась в событие громадного значения. Возле церкви освящались куличи, яички, разные кушанья, людям позволялось после строжайшего поста разговляться и гулять. Обязательно следовало христосоваться при встрече и поздравлять дальних родственников открытками и письмами.

Не менее почитаемы и летние русские народные праздники. Троицу отмечают в июне на 50-й день после Воскресения Христова. Седьмая неделя имела свой мистический смысл и называлась еще «русальной неделей». Другое ее популярное наименование – Зеленые Святки. Девушкам следовало плести венки и загадывать судьбу на Троицын день, если они хорошо плыли, то можно было ожидать скорого замужества. Букеты и ветки освящали в церквях, а затем зеленью украшались дома. Позже их не выбрасывали, а сушили и хранили в качестве сильных оберегов.

Приятным и ожидаемым событием считался Медовый Спас (14.08) с которого начинался сбор сладкого продукта. По традиции в этот день рекомендовалось освящать колодцы и проводить чистку старых источников. Для православных данное событие является началом Успенского поста.

Сейчас Ильин день (2.08) посвящен христианскому пророку, но некоторые оригинальные народные традиции свидетельствуют о глубоких славянских корнях праздника. Фактически для предков этот святой заменил грозного Перуна. Недаром и сейчас бытует верование, что Илья грозами и дождем управляет. После данного праздника не рекомендовалось в речке купаться.

На Яблочный Спас (19.08) проводилось освящение яблок и разрешалось их есть, ранее этого дня в народе кушать сладкие плоды возбранялось. Лучше всего было угостить вначале яблочками неимущих с сиротами, поминая, таким образом, предков, а только затем угощаться самим. Фактически данный русский народный праздник означал встречу осени. Перед закатом на Яблочный Спас люди выходили на природу с песней проводить солнышко и уходящее теплое лето.

Народные праздники, Православные праздники, Христианские праздники, Церковные праздники - праздники русского народа, связанные с широко распространёнными народными традициями их проведения и обычаями русского народа.

Как правило, народно-православные праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но есть и такие дни, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались духи и божества.

Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества.
Борясь с прежними верованиями, христианство невольно сохраняло в своих обрядах отблеск языческой старины. Многие христианские праздники, очевидно, не случайно совпадают с языческими. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никого нынче не удивляет, что в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодежь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы.
Многие христианские обряды напрямую исходят из стародавних славянских праздников. Славянские и земледельческие праздники составляли основную пору отдыха после обременительного труда. Все эти праздники были основаны на верованиях и нравах наших предков и многие праздники отмечаются и поныне. И даже самый светлый праздник Пасхи вобрал в себя языческую Радуницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве.
Немногим известно ныне, что в старину наши предки отмечали Новый Год 1 марта, а затем 1 сентября, и лишь с 1700 года по указу императора Петра I было приказано отмечать Новый Год 1 января.
Мы не имеем права не помнить наше прошлое и попытаемся, пусть коротко, выборочно рассказать о народно-православных праздниках.

Праздники русского народа.

Праздники русского народа: Народные праздники, Православные праздники, Церковные праздники, Христианские праздники.

Прощенное воскресение. Последний день Масленичной недели. В народе его называли еще «проводами», в связи с обрядом проводов Масленицы, а также «прощенным днем» и «целовальником», соответственно особенностям ритуала взаимного прощения грехов и обид, который в народном сознании осмыслялся как очистительный. Действо прощения грехов распространялось не только на живых, но и на умерших родственников: накануне Прощенного воскресенья крестьяне посещали могилы и отбивали по три поклона с просьбой к предкам о прощении. Кое-где к этому дню приурочивался обряд, направленный на обеспечение урожая льна: замужние женщины до начала церковной службы трижды объезжали вокруг деревни, закрывшись с головой платками.

Средокрестие, Средопостье . Среда или четверг на четвертой, Крестопоклонной, неделе Великого поста. Средокрестье знаменовало середину поста. В это день повсеместно из пресного или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которое ели сами, скармливали домашней скотине, клали в зерно, приготовленное для посева. В Рязанской Губернии на средокрестной неделе «кликали лето»: надевали на вилы пышки, забирались на крыши и звали лето. Крестьяне выпускали из клеток птиц, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.

Радуница. Один из наиболее важных дней поминовения умерших, приуроченный к Пасхе. Радуница отмечается чаще всего в десятый день после Пасхи – во вторник после завершения Светлой недели; реже – в Фомино воскресенье или понедельник. Во вторник Фоминой недели в церквях после литургии совершалась всеселенская панихида, по завершении которой крестьяне семьями отправлялись на кладбище «угощать родительские душеньки», «христосоваться с родными». На кладбищах устраивали семейную трапезу, приглашая к угощению и мертвых, считая, что в этот день они разговляются после Великого поста. Обязательно оставляли на могилах пасхальные яйца, закапывая их около креста, кладя на землю целиком или раскрошенными. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась радостным праздником. Поэтому кое-где крестьяне пировали на могилах с песнями и даже с плясками. Весеннее поминовение умерших восходит к культу предков и связано с желанием обеспечить их покровительство в земледельческом труде.

День памяти апостола Марка отмечается . Этот праздник русский крестьянин соотнес со своими трудовыми заботами и погодным календарем. На Марка обычно прилетали стаями птицы. «Если пташки летят на конопляник – будет урожай конопли», «Малый дождь грязнит, а большой очищает». Святого апостола называли в народе «ключником»: верили, что он владеет ключами от дождей. На Марка всегда усердно молились и просили и ниспослании сильного дождя, так как именно в это время было необходимо хорошенько «пролить» землю, насытить влагой. Говорили: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных». В этот день во многих российских губерниях начинали сеять татарку (гречку).

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Показаны публикации 1-10 из 2038 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН Тема проекта :«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными играми , праздниками »...

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Народные праздники птиц «Сороки. Жаворонки»

Публикация «Народные праздники птиц «Сороки....»
Описание праздника: На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян. На Руси существовала вера в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сегодня, 22 марта все православные отмечают праздник Сороки, (Жаворонки)- День памяти Сорока мучеников севастийских. Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью...

«По обычаям народным». Развлечение на прогулке для старших дошкольников Цель: пробудить в ребятах интерес к русской истории, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом, дать представление о народном толковании прихода весны. Задача: познакомить с основными приметами прихода весны, объяснить понятия «день весеннего...

Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа) Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа. 14 ноября по народному календарю Кузьма – Демьян – покровители ремёсел, главным образом кузнечного мастерства и женского рукоделия. Задачи. 1. Продолжать знакомить детей с народным творчеством. 2....

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Досуг «Масленка» для малышей с использованием малых фольклорных форм

Атрибутика. Блины на блюде, разрезанные на маленькие порции, шумовые инструменты, карусель. Дети заходят в зал под песню «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Ведущий. Ребятки, мы к хозяйке в дом пришли, давайте поздороваемся с ней. Дети. Здравствуйте! Хозяюшка. Здравствуйте, ребятишки! Я...

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.

Русские народные традиции – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Древнерусские традиции воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т.д.), что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.

Перед проведением досуга мы рассказываем детям о конкретном празднике. В сценарий включается детский фольклор (игры, прибаутки, песенки, заклички, хороводы), а также традиционные обрядовые действия (угощение птиц, развешивание кормушек, заклинание весны и т.д.) В работе с детьми нужно добиваться, чтобы они были не только внимательными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр как на занятиях, так и на праздниках и развлечениях. Правильно организованная подготовка праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое коллектива. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересов.

Таким образом, праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, музыка, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети должны участвовать в празднике активно, а не выполнять роль пассивных слушателей. Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении стихов, либо в пении, либо в танце.

Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания. Значительную часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям

Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей. Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной степени были внесены почти в любую песню, пение сопровождалось разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходило разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать совместные мероприятия, праздники и развлечения в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из ряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада, другими детьми и взрослыми.

Календарные праздники – своеобразный итог проведенной нами работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников готовится красочное убранство зала, оформляется в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетеные корзины, вышитые полотенца, занавески, тканые дорожки и т.п. Для каждого праздника детям и взрослым подбираются соответствующие костюмы. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами. так же нужно проводить совместные мероприятия родителей с детьми, посвященное русскому народному фольклору. В ходе мероприятия можно показать значение фольклора для социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей. Цель данных мероприятий: научить взрослых играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество, доставить ребятам удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.

Такая работа позволяет взрослым и детям раскрепоститься, учит их общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, сплачивает семью, позволяет лучше узнать друг друга. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Кроме того, вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем с ними проще налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


Наталья Лапшина
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Тема : Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси )

Цели : Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях .

Задачи :

1. познакомить с традиционными русскими народными праздниками ;

2. учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

3. Содействовать развитию активного словаря, умений формулировать суждения, высказывать, выражать субъективно – ценностное отношение к народным праздникам ;

4. прививать любовь к традиционным праздникам ; развивать понимание народных праздников ;

5. воспитывать доброту.

Планируемые результаты : Знают о традициях празднования Рождества , Масленицы, Пасхи, способны самостоятельно рассказать о них; выражают положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при чтении стихотворений, и исполнении русской народной песни «Блины» обр. А. Абрамова; умеют поддержать беседу, высказать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игр.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование : физическая карта, выставка яиц, аудиосопровождение (колокольный звон) мультимедийный проект (картины «Гуляния на Масленицу» , «Рождественские праздники » )

Предварительная работа : Заучивание стихов, колядок, песен, развлечения : «Пришла коляда – отворяй ворота» , «Масленица» . Беседы о русских народных праздниках . Рассматривание картин.

Ход деятельности:

Тихо звучит музыка.

Восп. Посмотрите на географическую карту России , что вы видите? (моря, океаны, горы, реки, города и т. п.)

А вот эта какая страна? (Россия )

Восп. Да, это Россия , страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте эти географические места, объекты)

Как называют людей, которые живут в России ? (Россияне , русские )

Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники , но праздновали их иначе , не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

Ребята, а вы любите праздники ? А почему?

А какие вы знаете русские народные праздники ? (Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу)

Молодцы, вы знаете много праздников , которые известны со времён наших предков.

А кто такие предки? (россияне , люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы)

Ребята, а вы хотите узнать, как наши предки - россияне , праздновали праздники ? (Хотим)

Давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковёр, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

Звучит музыка. В это время на экране появляются картины : Храм, с другой стороны - русская изба , берёза. Сцены из жизни русского народа . (см. приложение)

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки - водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды , по- особому готовили праздничное угощение . Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов . Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Итак, русский народный праздник – РОЖДЕСТВО . Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли - Святки

Что вы знаете об этом празднике ? (ответы детей)

Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника , который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам , славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры. Игры выбирались спокойные, без бега. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла. Пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

У нас с вами было развлечение : «Пришла коляда - отворяй ворота» , где пели колядки, играли в русские народные игры . Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Колечко» (см. приложение)

На экране появляется картина «Народные гуляния на Масленицу» (см. приложение)

Как вы думайте, какой это праздник ?

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник . Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю . Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. - Что вы знаете о Масленице? (пекут блины, катаются с горки и т. д.) Воспитатель читает : «Душа ль ты, моя Масленица, Сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После таких слов выезжала Масленица и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел своё название. Понедельник - «встреча» , девушки и парни распевали песни, делали соломенное чучело и ходили с ним по деревне. Вторник - «заигрыш» , в этот день устраивали поездки на лошадях, катания с ледяных гор. Среда-«лакомка» , в этот день лакомились блинами. Четверг –«широкая Масленица» , в этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Пятница –«тёщины вечера» . Суббота – «посиделки» , в эти дни ходили по родне угощались блинами. Воскресенье –«прощёный день» , проводы Зимы, в этот день сжигали чучело «Зимы» . Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали бедным людям.

Сейчас мы с вами споём русскую народную песенку «Блины» обработка А. Абрамова (см. приложение)

После Масленицы, начинался Великий пост. Во время которого нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели постную пищу : грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

А какой вы ещё знаете русский народный праздник ?

Самым великим и любимым праздником была Пасха . Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело.

Стихотворение А. Майкова читает ребёнок «Христос воскрес! Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит , Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!» (благовест, то есть благая весть)

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В церкви проходила Пасхальная служба.

Ребёнок читает :

Мы вспоминаем на Пасху Заповедь Господа вновь : Согласие, мир и ласку И к нашим близким любовь!

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо - символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

Выставка яиц (см. приложение)

Подойдите к выставке. Рассматривание раскрашенных яиц.

Делали яйца из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. На Пасху яичками обменивались, дарили родным и близким. С яйцами проводились разные игры.

А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, а всё плохое в этот день отстало. Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон.

Звучит колокольный звон (аудиозапись)

Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Вот так наши предки праздновали свои праздники .

Рефлексия :

О каких праздниках мы сегодня говорили ?

Какой праздник вам нравится больше ? Почему?

В России проживают люди других национальностей. Об их традиционных праздниках мы поговорим в следующий раз.

Звучит русская народная мелодия .

Восп. Я иду, иду, самовар в руках несу. Самовар в руках несу, прибаутки пою. Как для вас, мои друзья, Наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов - Не найти едоков!

Вы хозяюшку потешьте – пирогов моих поешьте. Не красна изба углами, а красна пирогами (выносит угощение)

Чаепитие, на которое приглашаются сотрудники детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Колечко»

Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой, колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой. Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого – то одного. Затем он выкликивает : «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» , и ребёнок с колечком выбегает к нему. Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово – либо предмет окружающей обстановки, либо какое – то явление природы, либо название сказки. Они предлагают играющим отгадать задуманное.

Русская народная песня «Блины» обработка А. Абрамова

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица Печь блины – то мастерица Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт И сама к столу несёт Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы, Вот блины наши готовы Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!