Опыты для средней группы картотека. Экспериментирование в средней группе: создание оптимальной развивающей среды для детей. Опыты в средней группе с песком

30.04.2019

Опыт «В гостях у профессора Любознайкина»
В средней группе
30.07.2015 г.



Цель
: показать свойства мыла и его применение.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами мыла и его видами;
- сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование;
- закрепить представления о мыле, его полезных свойствах;
- развивать любознательность, наблюдательность, смекалку;
- закреплять правила безопасности при работе с мылом;
- воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости.
Материал : кусочки мыла, жидкое мыло, салфетки, трубочки, таз с водой, полотенца, письмо, схемы по ТБ,стаканы.

Ход опыта:

Воспитатель: здравствуйте,ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, давайте прочитаем?
Дети:да!
Читает письмо.
«Здравствуйте любознательные девчонки и мальчишки, приглашаю вас в гости в мою лабораторию. Я хочу вас познакомить со свойствами мыла. Буду ждать.
Ваш профессор Любознайкин.»
Воспитатель: ребята,вы хотите отправиться к профессору Любознайкину в лабораторию?
Дети: да!
Воспитатель: тогда отправляемся!
Помощник воспитателя с детьми идут в лабораторию,а воспитатель переодевается.
Помощник воспитателя:
Мы идем к нему лесочком
Слева кочки, справа кочки
Впереди у нас мосток,
По нему мы скок- поскок.
Перешли мы все мосток,
Пойдём дальше на восток.
Вот и в гости мы пришли:
Эй, Любознайкин выходи.
Профессор: здравствуйте, ребята, хотите поиграть с мылом?
Ответы детей.
Но для начала давайте вспомним,что нельзя делать с мылом!
Ответы детей.
- ничего не пробовать на вкус
- глаза мыльными руками не трогать
Первый эксперимент «Какое мыло бывает?»
Профессор: мы с вами выяснили,что нельзя делать с мылом.А что с ним можно делать?
Ответы детей(стирать и мыть руки)
Профессор:как вы много знаете про мыло,Так вот в зависимости от применения, мыло бывает хозяйственное и туалетное.Хозяйственное для стирки,а туалетное для мытья рук.
Давайте по внимательнее рассмотрим туалетное мыло. Какое оно бывает?
Ответы детей(жидкое и твердое,разной формы,цвета и запаха).
Вывод:свойства мыла- бывает твердое и жидкое;разной формы,цвета и запаха.
Второй эксперимент : «Главная роль мыла».
Профессор: давайте опустим мыло в воду,но не будем ничего с ним делать.
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.
А теперь поднимем, какое оно стало?
Ответы детей(скользким,мокрым).
Профессор берет мыло и хорошо намыливает руки,предлагая ребятам сделать тоже самое, показывая детям необходимые действия.
Профессор:ребята а давайте мы с вами по моемем ручки.
Ответы детей:да!
Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось.
Профессор:что же изменилось с мылом? С нашими руками? С водой?
Ответы детей(мыло стало меньше,руки стали чистые,а вода грязная).
Вывод:форма мыла изменилась,мыло уменьшилось в размерах,руки стали чистыми, а вода грязной.
Профессор моет руки вместе с детьми в тазу и вытирает их полотенцем.
Третий эксперимент: «Мыльные пузыри».
Профессор:ребята,а вы знайте из чего делают мыльные пузыри?
Ответы детей(из мыла и воды).
Профессор:да,но только из жидкого мыла.Давайте мы с вами попробуем сделать их?
Ответы детей:да!
Дети берут стаканчики,профессор каждому в стаканчик наливает жидкое мыло.
Профессор:теперь мы возьмём ложки и добавим в стакан по 5 ложек воды.
Дети добавляют воду и считаю ложки(профессор и помощник воспитателя помогают).
Профессор: опускаем в мыльную воду конец трубочки, вынимаеми медленно в нее дуем.
Что происходит? Ответы детей:мыльные пузыри!
Профессор:а если мы погрузим конец трубочки в воду и будем дуть в нее. Что появляется на поверхности воды?
Ответы детей: (много мыльных пузырей) .
Вывод:Из жидкого мыла и воды получается раствор из которого можно сделать мыльные пузыри.
Вывод :мыло бывает твердое и жидкое;сухое мыло гладкое; мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри;мыльная вода вызывает жжение- глаза надо беречь.Главная роль мыла в нашей жизни это чистота.
Профессор благодарит детей и прощается.
Помощник воспитателя в месте с детьми уходит.
Мы идем к себе домой
Слева кочки, справа кочки
Впереди у нас мосток,
По нему мы скок- поскок.
Перешли мы все мосток,
Пойдём дальше на восток.
Вот на площадку мы пришли:
Вы рады малыши?

Подготовил воспитатель:
Савенко Маргарита

Анатольевна.

Дошкольный возраст - наиважнейшее время в жизни каждого ребенка. в ходе развития личности имеет не меньшее значение, чем собственно НОД. Экспериментирование в средней группе - это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада - развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия. Как же сделать это грамотно?

Цели, задачи и требования к оформлению уголка экспериментирования в средней группе ДОУ

Основной целью создания уголков экспериментирования для детей любого возраста является развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования в лабораторных условиях.

К задачам экспериментаторской деятельности относят:

  • развитие первичных представлений о мире материи и природе;
  • развитие активности, любознательности;
  • развитие логики и мышления (малыш учится сравнивать, обобщать);
  • формирование умений исследовать предмет по необходимым пунктам.

Уголок экспериментирования в средней группе должен быть оформлен в соответствии с нормами и правилами. Основные требования, предъявляемые к нему, заключаются в безопасности, соответствующей возрасту воспитанников, наполненности и доступности расположения для малышей.

Оформление уголка экспериментирования для средней группы

Главным экспонатом уголка является вместительный шкаф или стеллаж. Кстати, современный и удобный предмет мебели ДОУ может приобрести не без родительской добровольной поддержки. Шкаф должен иметь множество полок и отделений разного размера.

Если подобной мебели в детском саду нет, то экспериментирование в средней группе может проходить на большом столе или удобной тумбе. В уголке должно быть отведено место для выставки-музея, где будут выставляться коллекции камней, перьев, ракушек, фотографии из музеев страны. Также обязательно должно быть комфортное место для хранения всего необходимого материала и проведения самих опытов.

Экспериментирование в средней группе: содержание уголка

  1. Дидактический компонент. Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог. Здесь должны находиться познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту, различные тематические альбомы, интересные коллекции (шишек, ракушек, тканей, бумаги, камней), мини-музей.
  2. Компонент оборудования. Детское экспериментирование в средней группе требует полного наполнения уголка различными предметами. Обязательно здесь должны быть песок, глина, земля и всевозможные приспособления для игр с ними (совки, лопатки, ведра, ситечки). Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель), семена разных растений в баночках или коробках, продукты питания (сахар, мука, соль, подсолнечное масло). Проведение опытов предполагает и наличие оборудования, такого как лупы, сосуды, магниты, зеркала, пробки, прищепки и т. п.
  3. Стимулирующий компонент нужен для того, чтобы дети могли заняться опытами самостоятельно. Расположите здесь алгоритмы проведения экспериментов в картинках и правила безопасного поведения в уголке. Поселите в уголке персонажа, от имени которого и будут поступать все проблемные ситуации (Незнайку или Почемучку). Дети будут рады помочь!

Опыты детей средней группы с мылом

Экспериментирование в средней группе в первую очередь должно быть интересным для детей. Очень любят дошкольники 4-5 лет игры и опыты с мылом и водой. Такие эксперименты познакомят детей со свойствами мыла, помогут развить любознательность, мышление, а также научат правильному и безопасному обращению с предметом гигиены. Эти эксперименты могут быть такого плана:

  • потрогать, понюхать кусок мыла (ощущается его гладкость и аромат);
  • исследовать воду (сделать вывод о том, что она теплая и прозрачная);
  • погрузить мыло в воду (оно скользкое);
  • натереть мылом губку и опустить в воду (вода изменила цвет);
  • взять трубочку и пустить из нее мыльные пузыри.

Опыты в средней группе с песком

Уголок экспериментирования в средней группе должен быть удобным для проведения опытов и с песком. Занятия знакомят ребят со свойствами песка, его происхождением, развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.

Все дети очень любят опыты с разными предметами. Поэтому экспериментированию в средней группе должно быть отведено немалое время!


ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Г.КЕМЕРОВО МАДОУ№19 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является
метод

экспериментирования
, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки,свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели экспериментирования - это:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В средней группе мы используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:
в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений,
помещённых в разные условия и т.д.) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). Положительные стороны демонстрационного метода: Практически исключены ошибки при проведении опытов. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций. Проще решаются вопросы гигиены. Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны: Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия. Сведена до минимума инициатива детей. Затруднена индивидуализация обучения. Фронтальный метод

это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы». Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут: хорошо видеть мелкие детали; рассмотреть объект со всех сторон; использовать для обследования все анализаторы; реализовать заложенную в них потребность к деятельности; работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков. эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных; процесс обучения индивидуализирован. Слабые стороны фронтального метода: Труднее найти много объектов.Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком. Труднее установить контакт с детьми. Постоянно возникает несинхронность в работе детей. Повышается риск ухудшения дисциплины. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций. Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
; Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
Выдвижение гипотезы
было таким – обладает ли дерево различными свойствами?
Поиск и предложение возможных вариантов решения:
Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
Сбор материала:
Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод: Дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
После нескольких наблюдений дети сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем простые опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода- лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты:
«Путешествие льдинки»
превращение воды в лёд,превращение льда в воду. С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов: - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) - можно ли поймать воздух? - может ли воздух быть сильным? - движение воздуха. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей. Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов- песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть. Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее
утонет?»). При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья. Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым. Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:
С песком:
Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь Никогда один не тронь!
С водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, Брат-совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.
По окончании работы:
Ты работу завершил? Все на место положил? Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности – экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводили с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки, Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

СЕНТЯБРЬ

1. Состояние почвы в зависимости от температуры.

Цель : выявить зависимости почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками. Какая она : теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневый) . Полить землю (как будто прошел дождь) ; предложить опять потрогать ее руками, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки.

Вывод : от холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

2. Тяжелая – легкая.

Цель : выявить зависимость тяжести почвы от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить потрогать землю руками, какая она : сухая (рассыпается в руках) . Полить землю (как будто прошел дождь) ; предложить опять потрогать ее руками (она стала липкой, склеивается в комочки) . Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухую землю, а в другой – мокрую, «взвесить» .

Вывод : от влаги почва становится тяжелее сухой.

3. Свойства веществ.

Цель : формировать представление о твердых и жидких веществ.

Ход опыта : раздать каждому ребенку деревянную палочку. Воспитатель просит обследовать ее, постучать ею, сломать. Сколько теперь стало палочек (2) (нет) Те же действия дети проводят с мелом. Что у деревянной палочки общего с мелом? (они твердые)

Вывод : если сломать что-то твердое, то снова сделать их целыми нельзя.

4. Твердый – жидкий.

Цель : продолжать формировать представление о твердых и жидких веществ.

Ход опыта : раздать каждому ребенку травинку. Воспитатель просит обследовать и порвать ее. Сколько получилось частей (2) . Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) далее воспитатель раздает каждому ребенку по 2 одноразовых стаканчика. В один наливает воду. Предлагает «сломать» воду в стакане, перелить часть воды в другой стакан. У всех получилось 2 части воды? (да) а теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду обратно в один стакан.

Вывод : твердый предмет можно поломать, но снова сделать целым нельзя. А воду можно «сломать» и соединить в одно целое, потому что она не твердая, а жидкая. Все жидкие вещества делятся, а потом соединяются в одно целое.

ОКТЯБРЬ

1. Свойства мокрых и сухих веществ.

Цель : знакомить детей со свойствами мокрых и сухих песка, почвы.

Ход опыта : раздать детям по 2 пластмассовые бутылочки. Предложить наполнить одну бутылочку сухим песком и сухой почвой, а вторую – мокрыми веществами. Какой песок и почва лучше наполняют бутылку? Сухие или мокрые? (сухие) .

Вывод : рассыпчатые вещества (сухой песок и сухая почва) лучше наполняют емкости, чем мокрые.

2. Строительные свойства песка и почвы.

Цель : формировать представление о возможностях мокрых песка и почвы.

Ход опыта : Воспитатель предлагает детям собрать камни на участке, полить водой почву и песок, построить 2 башни из камней. Слои камней одной башни «промазывать» слоями мокрого песка. Каменные слои второй башни «промазать» слоями мокрой почвой. Выяснить, какая прослойка будет более устойчивая к палящим лучам солнца из мокрого песка или мокрой почвы.

Вывод : более устойчивая прослойка к палящим лучам солнца из мокрой почвы. Мокрая почва «склеила» камни, а песок высох и высыпался.

3. Свойства песка.

Цель : продолжать знакомить детей со свойствами.

Ход опыта : воспитатель дает детям пластмассовые бутылки, наполненные сухим и мокрым песком. Показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле.

Вывод : мокрый песок из бутылки не выпадает, тогда как сухой свободно высыпается.

4. Тяжелый – легкий.

Цель : выявить зависимость тяжести песка от погодных условий.

Ход опыта : в солнечный день предложить потрогать песок руками, какой он : сухой (рассыпается в руках) . Полить песок (как будто прошел дождь) ; предложить опять потрогать его руками (он стал липкий, склеивается в комочки) . Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухой песок, а в другой – мокрый, «взвесить» .

Вывод : от влаги песок становится тяжелее сухого.

НОЯБРЬ

1. Свойства мокрого песка.

Цель : познакомить детей со свойствами песка.

Ход опыта : предложить детям намочить песок водой и понаблюдать за его высыханием. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить.

Вывод : мокрый песок лепится, сухой рассыпается. Мокрый песок высыхает на солнце.

2. Песчаный конус.

Цель : показать свойство песка – сыпучесть.

Ход опыта : предложить детям взять горсть песка и выпустить его на одно место. Постепенно на месте падения образуется песчаный конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок на одно и то же место, то в другом, возникают плавуны.

Вывод : движение песка похоже на течение. Свойство песка – сыпучесть.

3. Первые заморозки.

Цель : выяснить зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Ход опыта : в две банки налить одинаковое количество воды. Одну вынести на холод, а другую оставить в группе . Провести наблюдение через время. В банке, которую вынесли на улицу, вода замерзла.

Вывод : вода замерзает на холоде. Жидкость превращается на холоде в твердое вещество.

4. Состояние почвы в зависимости от температуры.

Цель : выяснить зависимость состояния почвы от температуры воздуха.

Ход опыта : воспитатель предлагает детям потрогать руками почву на солнце и ту, которая в тени. Постараться разбить земляные комочки теплые и холодные.

Вывод : земля на солнце теплее и теплые комочки легко разбиваются. В тени земля холодная. Комочки примерзают и не отрываются от земли. Земля от солнца прогревается .

ДЕКАБРЬ

1. Движение воздуха.

Цель : показать детям, что воздух движется.

Ход опыта : предлагает детям помахать руками перед лицом. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод : воздух не «невидимка» , его движение можно почувствовать.

2. Что в пакете?

Цель : выявить свойства воздуха.

Ход опыта : предложить детям обследовать пакет. Узнать, что в нем?

Вывод : воздух невидим и невесом.

3. Вода не имеет формы, запаха.

Цель : развивать познавательность в процессе экспериментирования с водой.

Ход опыта : воспитатель разливает воду в сосуды разной формы. Предлагает понюхать ее.

Вывод : вода не имеет ни формы, ни запаха.

4. Что в пакетах?

Цель : сравнить свойства воды и воздуха.

Ход опыта : предложить обследовать два пакета. Выяснить чем похожи, в чем отличия. Сходства – вода и воздух прозрачные, не имеют вкуса, запаха, принимают любую форму. Разница – вода тяжелее воздуха, льется, растворяет некоторые вещества.

Вывод : в свойствах воды и воздуха есть сходства и различия.

ЯНВАРЬ

1. Жидкое – твердое.

Цель : формировать представления об отвердевании веществ.

Ход опыта : воспитатель выносит на улицу стаканчик с водой. Предлагает понаблюдать за ней в течение прогулки .

Вывод : вода замерзает от низкой температуры воздуха.

2. Опыт со льдом .

Цель : познакомить детей со свойствами льда.

Ход опыта : воспитатель предлагает рассмотреть лед на солнце, разбить его (сверкает, прозрачный, тонкий, хрупкий) .

Вывод : лед плотнее, тверже снега.

3. Лед – твердая вода.

Цель : выявить связь между температурой воздуха и состоянием воды.

Ход опыта : воспитатель предлагает детям принести сосульки. Поместить их в одноразовые стаканчики. Отнести в группу .

Вывод : лед тает от тепла, лед – это вода.

4. Лед легче воды.

Цель : подвести детей к пониманию, что лед легче воды.

Ход опыта : воспитатель предлагает детям поместить кусочки льда в стаканчики с водой. Отметить, что лед плавает.

Вывод : лед легче воды.

ФЕВРАЛЬ

1. Таяние снега.

Цель : продолжать знакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта : предложить детям набрать снег в баночку. Отнести в группу и поставить в теплое место.

Вывод : снег тает в тепле. Снег – это вода.

2. Можно ли пить талую воду?

Цель : показать, что самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход опыта : воспитатель предлагает взять детям снег, положить его в стаканчики и отнести их в группу . В тарелку набрать воду из водопровода. Рассмотреть то, что получилось в стаканчиках.

Вывод : снег – это грязная талая вода. Ее пить нельзя, она непригодна для питья. Ее можно использовать для полива растений.

3. Снег сохраняет тепло.

Цель : выяснить сохраняет ли снег тепло?

Ход опыта : воспитатель выносит две бутылки с водой. Измеряет температуру воды градусником. Одну бутылку зарывает в снег, другую оставляет на снегу. В конце прогулки измеряется температура воды в обеих бутылках. Вода в бутылке под снегом теплее.

Вывод : снег сохраняет тепло. Он укрывает землю, охраняя растения от мороза.

4. Что тяжелее?

Цель : выяснить, что тяжелее снег или лед?

Ход опыта : воспитатель раздает детям по два пакета. Предлагает в один набрать снег, в другой лед. «Взвесить» .

Вывод : лед тяжелее снега, потому что он плотнее, а снег рассыпчатый, рыхлый.

МАРТ

1. Изготовление цветных льдинок.

Цель : познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и воде растворяется краска.

Ход опыта : вместе с детьми воспитатель размешивает краску в воде, заливают в формочки, опускают дети в свои формочки веревочки и оставляют их на морозе. Наблюдают за процессом всю прогулку . Вынимают льдинки из формочек. Украшают разноцветными льдинками участок.

Вывод : вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.

2. Защитные свойства снега.

Цель : выяснить, защищает ли снег предметы от ветра?

Ход опыта : воспитатель предлагает детям сгрести снег, сделать в этих сугробах углубления. Положить в них перья птиц. Проверить, улетели ли перья?

Вывод : снег имеет защитное свойство от ветра.

3. Свойства солнечных лучей.

Цель : выяснить, как солнечные лучи влияют на мокрые предметы.

Ход опыта : предложить детям полить водой из бутылок свои игрушки. Поставить их на солнце. Понаблюдать, как они высыхают. Предложить потрогать стенки игрушек на солнечной стороне и на теневой.

Вывод : солнечные лучи согревают поверхности предметов и вода испаряется.

4. Передача солнечного зайчика.

Цель : выяснить, как отражается свет.

Ход опыта : воспитатель раздает зеркала детям. Предлагает поймать «солнечного зайчика» . Поставить еще одно зеркало (он отразится еще раз) .

Вывод : свет может отражать изображения многократно.

АПРЕЛЬ

1. Как «вытолкнуть» воду?

Цель : выяснить, как изменяется уровень воды от брошенного в нее предмета.

Ход опыта : воспитатель раздает детям стаканчики с водой. На стакане нарисована метка по поверхности воды. Предлагает детям бросить в стаканчик с водой камни. Проверить уровень воды.

Вывод : уровень воды повышается от брошенных в нее предметов. Чем больше предмет, тем выше уровень воды.

2. Сухо – мокро.

Цель : выяснить, как впитывают влагу разные ткани.

Ход опыта : воспитатель раздает детям стаканчики с резинками удерживающих лоскутки тканей на их поверхности. Раздает ложки пластмассовые. Предлагает ими набирать воду из ведер. Затем снять резинки. Посмотреть, сколько в стаканах воды.

Вывод : чем толще ткань, тем меньше воды в стакане.

3. Подушка из пены.

Цель : выяснить от чего зависит плавучесть предметов.

Ход опыта : воспитатель раздает детям деревянные палочки и камешки. Предлагает их «взвесить» . Предлагает бросить их в ведерки с водой. Какой предмет плавает, какой тонет? Утонул камень. Плавает деревянная палочка.

Вывод : плавает тот предмет, который легче.

4. Воздух работает.

Цель : выяснить, может ли воздух двигать предметы?

Ход опыта : воспитатель раздает детям шарики. Предлагает детям надуть их. Потом предлагает отпустить шарики. Они начинают крутиться, улетать. Воздух вырывается из шарика, заставляет его двигаться.

Вывод : воздух может двигать предметы.

МАЙ

1. Могут ли менять форму твердые предметы?

Цель : выяснить, могут ли камни менять форму.

Ход опыта : воспитатель предлагает детям взять в руки камни постучать ими, сжарь в руках, поломать их.

Вывод : камень – твердый предмет. Твердый предмет не меняет форму.

2. Свет повсюду.

Цель : показать детям, что источник света может быть природным и искусственным.

Ход опыта : воспитатель предлагает детям посмотреть в коробку с отверстием. Там темно, ничего не видно. Что необходимо, чтобы увидеть предмет в коробке (открыть ее, чтобы попал туда свет или посветить фонариком) .

Вывод : свет может быть природным (солнце) и искусственным (фонарь) .

3. Свет и тень.

Цель : познакомить детей с образованием тени.

Ход опыта : в солнечный день воспитатель предлагает детям выполнить упражнения с руками. Посмотреть вниз на землю, что дети видят? (свое темное отражение) Это темное отражение называется тенью. Далее воспитатель предлагает пойти детям за детский сад (в тень) . Предлагает им выполнить те же упражнения. Увидят ли дети свое темное отражение?

Вывод : для образования тени нужно солнце.

4. Какие предметы имеют свою тень?

Цель : выяснить, какие предметы имеют свою тень?

Ход опыта : воспитатель предлагает детям взять свои любимые игрушки на прогулку . Положить их на место, где светит солнце. Что видят дети? Есть ли у игрушек тень? Какой она формы, размера? У всех ли тень одинаковая?

Вывод : любые предметы имеют свою тень. Тень отражает форму предмета.

ИЮНЬ

1. Волшебные стекла.

Цель : выяснить, зависит ли цвет предметов от цвета стекла?

Ход опыта : воспитатель раздает детям на прогулке цветные стекла из калейдоскопа. Предлагает посмотреть через них на окружающие предметы. Какого они цвета? Далее предлагает детям поменяться стеклышками и посмотреть через них на те же предметы. Какого они теперь цвета?

Вывод : цвета предметов зависят от цвета стекла.

2. Где вода?

Цель : выяснить, что почва и песок по-разному впитывают воду.

Ход опыта : воспитатель раздает каждому по 2 стаканчика. Предлагает в один набрать песок, в другой – землю. Полить водой песок и почву. Где вода впитывается быстрее? Почему?

Вывод : вода быстрее впитается в сыпучие вещества, чем в плотные вещества.

3. Что будет, если не поливать?

Цель : выяснить важность воды для растений.

Ход опыта : воспитатель выбирает один цветок на клумбе и не поливает (он спит, его не беспокоят) . Остальные цветы дети поливают. Через несколько дней рассматривают все цветы на клумбе, сравнивают их.

Вывод : «сонный» цветок засох без воды. Остальные поливаемые цветы сочные, живые. Вода необходима для растений.

4. Потребность растений в воздухе.

Цель : выяснить степень важности воздуха для растений.

Ход опыта : предложить детям выкопать травку с корешками, почвой лопатками. Полить их водой. Положить это растение в пакет. Воспитатель «выпускает» воздух из пакетов детей, плотно завязывает их. Через несколько дней рассматривают растение. Оно погибло.

Вывод : растениям обязательно нужен воздух.

ИЮЛЬ

1. Почему на тропинках не растут растения?

Цель : выяснить причину отсутствия растений на тропинках.

Ход опыта : воспитатель раздает детям палочки. Предлагает детям палочками попробовать плотность почвы на тропинках и на участке с растениями. Сравнить ее.

Вывод : растения лучше прорастают на мягкой земле, чем на плотной земле. Если даже растениям удается прорасти на тропинках, то все равно их затопчут люди.

2. Необходимость прополки для растений.

Цель : выяснить роль прополки для растений.

Ход опыта : по предложению воспитателя дети не пропалывают почву на клумбе, где растет календула. Остальные участки пропалывают дети. Через несколько дней обратить внимание детей на то, что на почве, где дети не пропалывали, больше сорняков. Сорняки растут быстрее культурных растений. Последние страдают от этих «соседей» . Культурные растения стали тоньше, хилыми, отстающими в росте от остальных.

Вывод : растения необходимо пропалывать. Сорняки мешают нормальному росту растений.

3. Толщина, форма струи воды.

Цель : выяснить зависимость толщины, формы струи воды от размера отверстия.

Ход опыта : воспитатель раздает детям пластмассовые бутылки с вставленными в них палочками от мороженого, спичками, гвоздями. Предложить детям налить в бутылки воду и вытащить палочки, спички, гвозди из бутылок. Рассмотреть форму, толщину струи воды.

Вывод : толщина и форма струи воды зависят от формы и толщины предмета.

4. Ловкое сито.

Цель : выяснить степень необходимости сита.

Ход опыта : Предлагает детям просеять песок в песочнице. Опасные предметы бросать в ведерко.

Вывод : чем меньше дырочки в сите, тем больше опасных предметов попадается в него. Сито необходимо для безопасности жизни детей.

АВГУСТ

1. Растворимость песков.

Цель : выяснить степень растворимости пека в песочнице и сахарного песка.

Ход опыта : воспитатель раздает детям по два стаканчика и ложку. Предлагает в один насыпать песок из песочницы. В другой стаканчик насыпает сахарный песок. Наливает воду в оба стаканчика. Предлагает детям размешать содержимое. Какой песок растворился, почему?

Вывод : речной песок не растворился. Он твердый, это мелкие крупинки камней. Камни не меняют форму и не растворяются. Сахар растворяется.

2. Может ли воздух распылять воду?

Цель : продолжать знакомить детей с возможностями воздуха.

Ход опыта : воспитатель раздает детям пластмассовые бутылки с маленькими отверстиями. Предлагает налить в них воду. Вода выливается тоненькими струйками. Может ли воздух сделать из воды много капелек? Воспитатель подносит распылитель к струйкам воды. Дети видят работу распылителя.

Вывод : воздух может распылять воду.

3. Давление воды.

Цель : выяснить, имеет ли вода давление.

Ход опыта : воспитатель раздает детям стаканчики и маленькие воздушные шарики. Наливает в стаканчики воду. Предлагает детям «утопить» шарик. Почему шарик выныривает? Мы давим на шарик, а в шарике воздух давит на воду, а вода давит на шарик.

Вывод : у воды есть давление.

4. Передача тепла.

Цель : выяснить, какие предметы передают тепло.

Ход опыта : воспитатель предлагает детям положить листы бумаги под металлическую пластину, деревянную пластину. Под какой пластиной бумага нагреется? Под деревянной пластиной бумага нагрелась, а под металлической нет.

Вывод : металл забирает на себя тепло, поэтому металлические предметы не передают тепло, а деревянные предметы передают тепло.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Картотека опытов и экспериментов подготовили воспитатели: С.Г.Зайнуллина Г.Ф.Ямбаева

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Вода прозрачная Цель: познакомить детей еще с одним свойством воды-прозрачностью Материал: стакан с водой, стакан с молоком,2 ложечки. Воспитатель предлагает в оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

4 слайд

Описание слайда:

У воды нет запаха Цель: познакомить детей со свойствами воды Материалы: стаканы с водопроводной водой Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуж­дений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть ню­хают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очища­ют специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

5 слайд

Описание слайда:

У воды нет вкуса Цель: познакомить детей со свойствами воды Материалы: стаканы с водой, стаканы с соком Предложите детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дай­те им для сравнения попробовать сок. Если они не убеди­лись, пусть еще раз попробуют воду. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удо­вольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

6 слайд

Описание слайда:

Куда делась вода? Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Материал: две мерные одинаковые ёмкости. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

7 слайд

Описание слайда:

Вода - жидкая, может течь и не имеет формы Цель: Доказать, что вода – жидкая, может течь, не имеет формы Материалы: Пустой стакан, стакан с водой, сосуды различной формы Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и пред­ложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Поче­му? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Теперь предложить переливать воду в сосуды различных форм. Что происходит с водой, какую форму она принимает?

8 слайд

Описание слайда:

Окрашивание воды Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной

9 слайд

Описание слайда:

В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются. Материалы: стаканы с водой, песок, сахарный песок, акварельные краски, ложечки Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обыч­ный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Раство­рился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ло­жечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

10 слайд

Описание слайда:

Лед – твердая вода Цель: знакомить со свойствами воды Материалы: сосульки различных размеров, миски Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег – это тоже вода.

11 слайд

Описание слайда:

Игра: "Где спряталась вода» – Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода. Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Существование воздуха Цель: Доказать существование воздуха Материалы: таз с водой, пустой стакан, соломинка Опыт 1.Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 2.Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды). Вывод: в воде есть воздух

14 слайд

Описание слайда:

Воздух меняет объем Цель: показать, что воздух имеет объем Материалы: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, шарик для пинг-понга, теплая вода, лед Опыт 1Подпрыгивающая монета. С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх. Опыт 2 Воздух охлаждается. Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух. Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства. Опыт 3. Исчезающая вмятина. Сделай вмятину в шарике для пинг-понга. Теперь положи его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.

15 слайд

Описание слайда:

Как работает воздух. Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы. Материал: два одинаковых листа бумаги, стул. Предложите малышу скомкать один лист бумаги. Затем пускай он встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше? Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух. Воздух легче воды Цель: доказать, что воздух легче воды Материал: надувные игрушки, таз с водой Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды. Движение воздуха – ветер Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (Всё это дети могут продемонстрировать).

16 слайд

Описание слайда:

Воздух имеет вес Цель: знакомить детей со свойствами воздуха Материалы: воздушные шарики, весы Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

17 слайд

Описание слайда:

Воздух внутри нас Цель: знакомить детей со свойствами воздуха Материалы: мыльные пузыри 1. Поставьте перед ребёнком стаканчик с мыльными пузырями и предложите выдуть мыльные пузыри. 2. Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Магнитная задача. Цель: узнать, действительно ли магнит притягивает металлические предметы. Материал: небольшой лист бумаги, гвоздь, магнит. Малыш кладет на стол лист бумаги, а рядом – гвоздь. Как с помощью магнита можно поднять лист бумаги? Нужно положить под бумагу гвоздь, а сверху приложить магнит и поднять. Гвоздь прилипнет к магниту и поднимет бумагу. Летающая бабочка. Цель: познакомиться с магнитом и магнитной силой. Материал: лист цветной бумаги, скрепка, нитки, магнит. Малыш с вашей помощью вырезает из бумаги бабочку. Теперь прикрепляет к ней скрепку, а к скрепке –нитку. Пусть возьмет в одну руку нитку, а в другую магнит. Как заставить бабочку летать? Магнит притягивает скрепку, и бабочка поднимается - «летает».

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Сыпучий песок Цель: знакомить детей со свойствами песка Материалы: лоток, песок, лупа Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий. Попробуйте его пересыпать из рук в руки. Песок может двигаться Цель: знакомить детей со свойствами песка Материалы: лоток, песок Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он попал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

22 слайд

Описание слайда:

Свойства рассеянного песка Цель: знакомить детей со свойствами песка Материалы: лоток, песок Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Рассеянный песок заметнее плотнее. Свойства мокрого песка Цель: знакомить детей со свойствами песка Материалы: лоток, песок Предложите пересыпать мокрый песок. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На мокром песке можно рисовать, высыхая, рисунок сохраняется. Если в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов. Предложите сделать постройки из песка, нарисовать картинки на песке.

23 слайд

Описание слайда:

Рыхлый песок Цель: знакомить детей со свойствами песка Материалы: лоток, песок Опыт 1: Предложите пересыпать песок из стаканчика на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Попробуем поставить («посадить») в стаканчик с песком палочку, как будто сажаем маленькое деревце. Что происходит? Почему палочка не падает? Палочка расталкивает песчинки, которые « не держатся друг за друга», и поэтому ее легко воткнуть. Вывод: Сухой песок рыхлый. Опыт 2: Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте его. Каким стал песок? (влажным, мокрым) Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок между песчинками) Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит? Вывод: С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный

24 слайд

Описание слайда:

Где вода? Цель: знакомить детей со свойствами песка и глины Материалы: лоток, песок, глина Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.) Песочные часы Цель: знакомить детей со свойствами песка Материалы: лоток, песок, песочные часы Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок.