Разновидности душегреи названия. Одёжа, согревающая тело и душу

18.03.2019

Вирус папилломы человека (ВПЧ, HPV) – это ДНК-вирус, который способствует активному делению клеток организма, что приводит к появлению на коже аноректальной зоны остроконечных кондилом, бородавок и папиллом. Сегодня известно о существовании более чем 100 типов вируса папилломы человека, каждый из которых имеет разную степень онкогенности.

Наибольшая опасность данной инфекции заключается в том, что вирус папилломы у женщин может вызывать развитие злокачественной опухоли шейки матки, вульвы или заднего прохода. Поэтому своевременная диагностика и лечение папилломавирусной инфекции позволяет минимизировать риск заболеть раком, особенно шейки матки.

Учитывая опасность данной инфекции, мы хотим рассказать, откуда берется вирус папилломы человека, как проявляется папилломавирусная инфекция и как вылечить ее. Также мы ознакомим вас с современными методами диагностики и профилактики вируса папилломы человека у женщин.

От типа вируса папилломы человека зависит то, как в дальнейшем будет развиваться и проявляться папилломавирусная инфекция, а также выбор методы лечения.

Вирусы папилломы человека принято делить по степени их онкогенности. Таким образом, все типы вируса можно разделить на три группы. Типирование HPV позволяет выделить группу пациентов с высоким риском развития онкологических заболеваний.

В первую группу входят пять типов неонкогенных HPV, а именно 1, 2, 3, 4 и 5. Перечисленные типы не обладают онкогенностью, поэтому не могут вызвать рак шейки матки.

Вторая группа состоит из вирусов папилломы человека типов 6, 11, 42, 43 и 44, которые имеют низкую степень онкогенности. Сами по себе представители данной группы не могут вызвать рак шейки матки, вульвы или заднего прохода, но могут подготовить благоприятную почву для появления злокачественных опухолей.

Самой опасной считается третья группа HPV, которая состоит из таких типов, как 16, 18, 31, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 59 и 68. Перечисленные типы HPV обладают наивысшей степенью онкогенности. Практически 80 % женщин, зараженных этими типами вируса папилломы человека, рано или поздно заболевают раком шейком матки, вульвы или заднего прохода, также существенно повышается риск появления рака молочных желез.

Вирус папилломы человека у женщин: причины возникновения

Возбудителем папилломавирусной инфекции является ДНК-вирус папилломы человека. Этот вирус проникает не только в слизистый слой, но и более глубокие слои кожных покровов.

Существует ряд факторов, которые способствуют заражению папилломавирусом человека, а именно:

Пути передачи папилломавируса человека могут быть следующими:

Основным является половой путь передачи. Инфекция может передаться девушкам не только во время незащищенного вагинального и анального полового акта, но и также при петтинге.

Если женщина страдает папилломавирусной инфекцией и на стенках влагалища или половых губах есть кондиломы или папилломы, то ребенок также во время родов может заразиться ими.

Также не исключается заражение HPV через рукопожатие, предметы личной гигиены, воду в бассейне, сауну и т. д.

Чем опасен вирус папилломы человека у женщин?

Вирус папилломы человека, если иммунная система сильная, у 90 % самоизлечивается. Но при наличии благоприятной почвы, которую создают вышеперечисленные факторы, папилломавирусная инфекция может трансформироваться в рак вульвы, шейки матки, половых губ или ануса.

Как мы уже говорил, у 70 % женщин, больных раком шейки матки, в крови были идентифицированы вирусы папилломы человека, которые принадлежат к третьей группе. Наиболее опасными считаются 16 и 18 тип HPV.

Вирус папилломы человека у женщин на шейке матки требует принятия немедленных лечебных мер, чтобы исключить развитие дисплазии, а потом и рака.

Кроме того, папилломавирус повышает риск заражения другими половыми инфекция, а также может передаваться ребенку во время прохождения через половые пути.

Каждая разновидность вируса папилломы человека имеет свои особенности и специфические симптомы. Рассмотрим их.

Вирус папилломы человека 16 типа у женщин

Вирус папилломы человека 16 является распространенным типом HPV, который выявляют более чем у половины инфицированных людей. Данный тип обладает высокой онкогенностью.

Патогенез папилломавирусной инфекции, вызванный HPV 16, заключается в том, что возбудитель внедряется в геном клеток организма и блокирует процессы естественной противоопухолевой защиты, вследствие чего на кожных покровах появляются папилломы, кондиломы или бородавки.

У инфицированных женщин HPV 16 на коже гениталий и аноректальной зоны появляются серые или коричневые плоские с шершавой поверхностью пятна различных размеров. Такие высыпания называют бовеноидным папулезом.

Вторым признаком папулловирусной инфекции, вызванной HPV 16, могут быть остроконечные кондиломы, которые появляются не только в области половых органов, но и веках, бедрах, шее, подмышках и т. д.

Наиболее опасным проявлением HPV 16 является интраэпителиальная неоплазия слизистой шейки матки, которая принадлежит к предраковым состояниям.

Вирус папилломы человека 18 типа

HPV 18 – это еще один онкогенный вирус, который, встраиваясь в ДНК клеток человеческого организма, блокирует работу иммунной системы и способствует образованию опухолей доброкачественного характера. Такие опухоли склонны к малигнизации.

Папилломавирус 18 типа у женщин способен вызвать рак шейки матки. Такая тенденция была доказана учеными, которые идентифицировали данный тип вируса у 70 % женщин, больных раком шейки матки.

Признаки активации HPV 18:

  • остроконечные кондиломы на кожных покровах половых органов и заднего прохода. При травмировании данные новообразования могут кровить. Кондиломы наиболее склонны к малигнизации;
  • папилломы. Эти округлые новообразования по окрасу не отличаются от кожи, но возвышаются над ее уровнем. Чаще всего папилломы поражают кожу подмышечной области и половых органов, но в запущенных случаях могут распространяться на другие участки.
  • бородавки, округлые высыпания, которые возвышаются над кожей и имеют красный или темный окрас.

HPV 31 является не только опасным, но и коварным онкогенным вирусом, поскольку он может длительное время бессимптомно персистировать в организме.

Симптомы папилломавирусной инфекции появляются тогда, когда создается благоприятная почва в организме, то есть ослабевает иммунная система под воздействием различных факторов (переохлаждение, гормональный сбой, обострение хронических заболеваний, острые инфекции, венерические болезни и т. д.). Причем данный тип вируса одинаково опасен как для женского, так и для мужского пола.

Папилломавирус 31 типа у женщин проявляется папилломами и кондиломами в области половых органов и аноректальной области. Также могут присутствовать выделения из влагалища, болезненность во время полового акта, дискомфорт во влагалище и прочие.

Вирус папилломы человека 33 типа

HPV 33 – это еще один опасный вирус, который может спровоцировать появление канцерогенного процесса.

Симптомы вируса папилломы человека 33 типа у женщин могут проявляться в виде бородавок на гениталиях. Инкубационный период данного типа папилломавирусной инфекции составляет 12-16 недель. Через это время на половых губах, стенках влагалища и шейке матки определяются остроконечные кондиломы на широкой ножке. Особенностью кондилом, вызванных HPV 33, является то, что они не имеют четких границ и ровной поверхности.

Также данный тип вируса может вызвать предраковое состояние, которое называют интроэпителиальной неоплазией шейки матки.

Вирус папилломы человека 35 типа

Вирус папилломы человека 35 типа у женщин может проявляться следующими симптомами:

  • образование бородавок, которое чаще отмечается у девочек;
  • остроконечные кондиломы, которые возникают на половых органах и тканях аноректальной области. Данный вид новообразований очень быстро прогрессирует, превращаясь в большие пятна;
  • плоские кондиломы редко появляются при папилломавирусной инфекции 35 типа. Но, тем не менее, данный вид кондилом опасен, поскольку часто перерождается в раковую опухоль.

Перечисленные новообразования сопровождаются сильным зудом, болезненностью и дискомфортом. Также могут присутствовать у женщин симптомы интоксикации организма в виде лихорадки, озноба, повышенной потливости и общей слабости.

Вирус папилломы человека 39 типа также входит в группу вирусов с высоким риском онкогенности. Следует сказать, что данный тип вируса наиболее опасен для женщин, поскольку мужчины в основном являются переносчиками инфекции.

Вирус папилломы 39 типа у женщин может вызывать образование как бородавок, так и папиллом или кондилом, которые склонны к перерождению в злокачественные новообразования. Чаще всего подобные новообразования локализуются на стенках влагалища и канала шейки матки.

Вирус папилломы человека 45 типа

Вирус папилломы 45 типа у женщин также отличается высокой онкогенностью. Причем первые признаки папилломавирусной инфекции могут проявиться даже спустя 20 лет после заражения.

В процессе течения папилломавирусной инфекции, вызванной вирусом 45 типа, выделяют три стадии. Для первой стадии характерно появление генитальных бородавок и кондилом. Вторая стадия заболевания сопровождается дисплазией эпителия шейки матки. Самая опасная третья стадия, которая характеризуется развитием рака шейки матки, вульвы или ануса.

Вирус папилломы человека 51 типа

Симптомы вируса папилломы человека 51 типа у женщин проявляются уже в инкубационном периоде, который может длиться несколько лет. В этом периоде у женщин высыпают единичные генитальные бородавки, остроконечные или плоские кондиломы. Классическая локализация указанных новообразований – половые органы (стенки влагалища, шейка матки, малый и большие половые губы), но также процесс может распространяться на веки, паховую и подмышечную область.

Как выглядит папилломавирусная инфекция 51 типа можно увидеть на представленных фото.

Вирус папилломы человека 52 типа

Особенностью вируса папилломы человека 52 типа у женщин является то, что он активируется в основном в период, когда начинается старение организма (после 35 лет).

Для данного типа папилломовирусной инфекции характерны те же симптомы, что и для других типов, а именно: бородавки и кондиломы на половых органах, а также дисплазия шейки матки.

Для вируса папилломы человека 56 типа характерен короткий инкубационный период (до трех месяцев).

Симптомы папилломавируса 56 типа у женщин появляются в конце инкубационного периода и характеризуются образованием генитальных бородавок и остроконечных кондилом на тонкой ножке, которые локализуются на стенках влагалища и шейке матки. В запущенных случаях возникает дисплазия шейки матки, которая является предраковым состоянием.

Вирус папилломы человека 59 типа

Отличительной чертой вируса папилломы человека 59 типа у женщин можно назвать то, что бородавки и кондиломы поражают не только половые органы, но и анус и прямую кишку, что повышает риск заболеть аноректальным раком.

Бородавки достигают достаточно больших размеров (до 10 мм) и имеют шершавую поверхность и неровные края, что можно увидеть на фото.

Остроконечные кондиломы имеют тонкую ножку и заостренную верхушку (см. фото). Цвет кондилом может отличаться от окраса кожи.

Для папиллом характерен быстрый рост и распространение.

Высыпания на коже (кондиломы, бородавки и папилломы) без труда можно увидеть при наружном и внутреннем гинекологическом осмотре (см. фото).

Также в процессе диагностики HPV может применяться кольпоскопия – осмотр шейки матки специальным прибором — кольпоскопом, который позволяет увеличить изображение в несколько раз и даже вывести картинку на монитор компьютера.

Но самый точный метод диагностики – анализ на вирус папилломы человека, который проводят с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР).

ПЦР применяется как для подтверждения наличия вируса папилломы человека в женском организме, так и для идентификации его типа.

«Золотой стандарт» диагностики HPV — Digene-Тест, который определяет количество вирусных тел в организме. Зная число вирусов в организме, можно оценить риск развития рака шейки матки.

Также всем пациенткам с подозрением на HPV назначается цитологическое исследование.

Как лечить вирус папилломы человека у женщин?

Лечение вируса папилломы человека у женщин может быть консервативным и хирургическим.

Таблетки от вируса папилломы человека должны обладать как противовирусным, так и иммуномодулирующим действиями. Наиболее эффективными сегодня считаются следующие лекарственные препараты:

Монотерапия перечисленными средствами применяется редко. В основном одно лекарство комбинируют с другим, например, Аллокин-альфа назначают системно, а крем Эпиген-интим – локально. Также терапию дополняют иммуномодуляторами, такими как Ликопид, Иммуномакс и другими.

Поскольку остроконечные кондиломы, папилломы, генитальные бородавки и дисплазия шейки матки повышают риск развития рака, их удаляют с помощью малоинвазивных хирургических методик, к которым принадлежат следующие:

  • электрокоагуляция;
  • удаление лазером;
  • криодеструкция;
  • химиодеструкция;
  • удаление радиоволнами и другие.

В тяжелых случаях может применяться ампутация шейки матки.

Существует ли специфическая профилактика вируса папилломы человека?

Сегодня в нашей стране сертифицировано две прививки от вируса папилломы человека у женщин, а именно: Гардасил и Церварикс.

Указанные вакцины защищают организм от HPV 16 и 18 типов, которые чаще других вызывают рак шейки матки. В развитых странах Америки и Европы эти вакцины включены в календарь вакцинации девочек. Например, в Германии прививка против HPV показана всем девочкам, достигшим 12 лет. Вакцинация проводится в три этапа.

В России вакцину можно приобрести в аптечной сети. Средняя стоимость препарата составляет 7200 рублей.


Уже где-то выпал первый снежок, и хочется закутаться в тёплую шубку. Но пока ещё не грянули трескучие морозы, можно надеть и короткую шубку, которая будет красиво смотреться…


Разглядывая новые осенне-зимние коллекции дизайнеров, восхищаешься, какие удивительные и фантазийные идеи воплощаются в одежде и аксессуарах. А сколько идей можно почерпнуть из народных костюмов, особенно у нас в России. Ведь до середины XIX века, в разных губерниях, а то и в разных деревнях, одежда была определённого кроя и пошива, а уж о вышивках и палитре и говорить-то непросто – такие они были у всех разные. Поэтому дизайнерам весьма полезно заглянуть в гардероб русских женщин старого времени.


Давайте и мы посмотрим, что пригодилось бы нам сейчас из этого гардероба, когда только-только наступили прохладные дни.



Душегрея. Душегрея – самобытная русская одежда, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одежда. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.


Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана. Для небогатых женщин душегрея не была повседневной одеждой. Её надевали только на праздник.


Душегрею называли ещё по-другому – «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш русский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одежда чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одежда.





Шугай, как и душегрея, имел узкий по крою перёд с разрезом, который делали чаще по диагонали. Нижняя часть спинки шугая - в виде баски, которая собиралась на талии в трубчатые складки. Рукава – длинные, к запястью суживающиеся, от кисти до локтя собирались в мелкие складки, по краю оторачивались беличьим мехом. Одежда достаточно короткая, изредка доходила до середины бёдер.


Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному – «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».

Исключительно красочным и живописным был женский костюм московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской одежды внизу, как и мужской, могла доходить до 6 м. Линия проймы была прямая, рукав не имел оката и мог по-разному оформляться внизу в различных видах одежды.


Нижней (а у крестьянок - и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан , который по линии груди подкраивался и был более прилегающим. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных или оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.


Короткой верхней распашной одеждой была душегрея , которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху имела фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегрею надевали поверх сарафана и рубахи, шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной национальной одеждой, душегреи часто возвращались в моду более поздних времен. Художники XIX и XX вв. часто изображали женщин в этой живописной красочной одежде.


Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник - сильно раскошенная книзу длинная одежда с длинными, очень широкими внизу рукавами. Основное декоративное оформление летника располагалось на шейно-плечевом поясе и внизу рукавов. Рукава украшали вошвами - треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Широким концом вошву прикрепляли у запястья, острый свешивался вниз. Руки приходилось держать согнутыми в локте, чтобы вошвы не мялись и хорошо просматривались. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.


Летник украшали также бобровым ожерельем - накладной круглой меховой пелериной с потайной застежкой. Мех для таких ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица. Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук. Таким образом, рукава выполняли чисто декоративную роль.

2. Прилегающая по линии талии, с неотрезной спинкой, со вставленными по бокам клиньями (рис.129,//).

3. Прилегающая по линии талии, с отрезной спинкой или отрезная кругом. Разновидности такой одежды, с отрезной спинкой и юбкой без сборок; со сборками или складками на юбке (рис. 129, ///).

Исследователи прослеживают путь от прямой одежды к косоклинной, затем к одежде сборчатой с отрезной спинкой (Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskund. Berlin-Leipzig. 1927; Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX в.//Восточнославянский этнографический сборник. М., 1965. С. 702-712.). Время появления одежды со сборками в русском народном костюме определить трудно. Такая одежда в XVIII в. была распространена среди городского населения и у крестьян, но в ряде мест даже в XIX в. в деревне ее еще не было. В ряде регионов этот вид одежды появился лишь в 60-х гг. XIX в. Представляется, что появление верхней одежды со сборками взаимосвязано с распространением сарафана с лифом. С позиции наслоения форм при ношении эти названные виды одежды созвучны.

2.13.2. АССОРТИМЕНТ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ

Названия верхней одежды разнообразны: встречаются древние общеславянские термины, такие, как "свита" (от "свивать"), "гуня", "кошуля", "кабат", "кожух"; древнерусские - "опашень", "охабень", "однорядка/", "пониток", "сермяга", "суконник"; русские - "семишовка", "пятишовка", "верховица", "рядовка", "чуйка", "куцинка" (от "куцый" - короткий), "поддевка", "шугай", "коротай" и др.; термины восточного происхождения - "кафтан", "зипун", "шуба", "тулуп", "армяк".

Свита (см. рис. 129,1, а) известна в южных регионах как преимущественно широкая, расширенная книзу халатообразная одежда. В Рязанской губернии одежда такой конструкции называлась также "пониток", "тайник". В западных и юго-западных регионах (Смоленская, Орловская и Калужская губернии) свита изготовлялась в виде кафтана с перехватом, часто из белого или серого сукна. Такая же одежда была здесь известна под названием "жупун", "жупица". Судя по упоминаниям Новгородской берестяной грамоты XIII в. (Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1955 г. М., 1958. С. 17.), свита была известна и в северных регионах.

Рис. 129. Типы верхней русской народной одежды

Азям (см. рис. 129, I, б) - в основном халатообразная одежда, была распространена на северо-востоке России, изготовлялась из сукна из верблюжьей шерсти. В виде кафтана с перехватом встречался азям и на западе, куда он, по-видимому, был принесен переселенцами из более восточных регионов.

Армяк (см. рис. 129, I, в ; III, д ) изготовлялся из толстого сукна овечьей шерсти, а в восточных регионах нередко из привозного сукна верблюжьей шерсти - армячины. Это длинная, расширенная книзу халатообразная одежда, с большим отложным воротником. Армяк надевали в дорогу поверх шубы или полушубка. Иногда встречался армяк в виде кафтана. Та же одежда под названием "халат" (см. рис. 129, I, г) известна повсюду, кроме северо-западных регионов.

Пониток (см. рис. 129,1, д; II, б) в северных регионах - кафтан из пониточины (толстого сукна на портяной основе) с глубоким запахом пол, на юго-востоке - это халатообразная одежда из шерстяной тонкой домашней ткани. В северных регионах женские праздничные понитки, отрезные по линии талии, со сборками на спинке изготовляли из узорно-вытканной пониточины, а на подоле и на рукавах пришивали широкие полосы узорного ткачества из разноцветных шерстяных нитей. Такую одежду встречал автор в деревнях Вологодской, Архангельской областей еще во 2-й половине 60-х гг. (Пармон Ф.М.От Вологды до Тотьмы//Декоративное Искусство СССР. М., 1967, № 6. С. 39-41.).

Бешмет (см. рис. 129,1, e; III, б) был распространен преимущественно на юго-востоке и представлял собой чаще всего кафтан с перехватом по линии талии, иногда отрезной по линии талии, с клиньями. Его шили из различных тканей, иногда из восточных шелковых и на подкладке, часто стеганым на вате.

Чекмень (см. рис. 129, I, ж) - преимущественно халатообразная одежда, бытовавшая в восточных и юго-восточных губерниях.

Зипун изготовлялся главным образом из домашнего сукна. В центральных регионах был распространен зипун-кафтан с клиньями или сборками и с глубоким запахом пол (см. рис. 129, III, в), в южных и юго-восточных - халатообразная одежда, надевавшаяся поверх другой верхней одежды (см. рис. 129, I, ж) .

Кафтан-зипун изготовлялся из домашней или фабричной ткани с глубоким запахом пол, с цельной спинкой и клиньями (см. рис. 129, II, а) или же с отрезной спинкой со сборками (см. рис. 129, III, а, в).

Кафтан - длинная одежда с просторной нижней частью, без воротника или с невысоким (2-3 см) стоячим воротником, который от спинки сходил к линии застежки на нет. В XIX в. Распространенными в быту были кафтаны из тонкого домашнего сукна или пониточины серовато-коричневого цвета (иногда коричневого) или из синей крашенины. Конструктивно спинка решалась цельной, но с прогибом боковых срезов на линии талии, с широким - в фалдах - подолом за счет вставленных по бокам клиньев. По количеству клиньев такую одежду называли двухклинниками, троеклинками, пятишовками, а также шойданником (у охотников), азямом.

Шабур (см. рис. 129, и, в, ill, e) - кафтан с перехватом по линии талии, с клиньями или сборками, изготовлялся из холста (иногда крашеного) или из сукна.

Куцинка (см. рис. 129, II, г) и чемарка (см. рис. 129, II, д) - разновидности одежды с перехватом по линии талии, с глубоким запахом пол.

Гуня (см. рис. 129, III, г) - одежда с перехватом, с продольными линиями на спинке, клиньями, значительно расширяющими низ одежды. Характерной деталью конструкции является отложной воротник.

Балахон - наиболее старинный по конструкции кафтан, с клиньями, вставленными в боковые швы и значительно расширяющими нижнюю часть (подол) одежды (рис. 130). Балахон шили в основном из холста естественного цвета или синей крашенины. Он являлся рабочей одеждой, нередко надеваемой поверх другой верхней одежды (например, шубы). Балахон носили всегда подпоясанным.

Шугай - женская короткая одежда со сборками сзади, в большинстве случаев из шелковой или парчовой ткани гладкой или с крупным цветочным орнаментом и на подкладке. Это старинная русская одежда, известная еще в XVII в. Территория распространения такой одежды соответствовала границе преобладания сарафана, с которым носили шугай (рис. 131). Такая одежда называлась также "епанечка", "трубалетка", "сорокотрубка". Наиболее старые названия на севере Архангельской губернии - "шугай" и "епанечка". Шугай изготовлялся в большинстве случаев на меху, куделе или вате, часто оторачивался беличьим мехом.

К женской одежде относится также различная нагрудная одежда - нагрудник, душегрейка, безрукавка, корсетка и др. Эта одежда была короткой наплечной, покрывающей верхнюю часть тела.

Нагрудник, как правило, отличался своей декоративностью. По этнографическим данным XIX - начала XX в. нагрудная одежда (туникообразная), напоминающая рубаху, изготовлялась из домотканины и бытовала в основном в южных регионах (частично - у средних и северных великорусов), составляя элементы поневного комплекса.

Различают два варианта этой туникообразной одежды: 1) с центральным полотнищем, перегнутым по утку, на сгибе которого имеется вырез для продевания головы (горловина), с присоединенными по бокам полотнищами (бочками); 2) из двух перегнутых на плечах полотнищ со швами в центре и по бокам.

Боковые полотнища нагрудника прямые или несколько скошенные. Клинья по бокам вставлялись большей частью кумачовые.

Рис. 130. Балахон. Схема

Разнообразие такой одежды создавалось наличием или отсутствием рукавов, формой выреза горловины, длиной, материалом, цветом, декором; при этом сохранялась одна и та же конструктивная основа. Кроме термина "нагрудник" у такой одежды имелся ряд названий - "шушпан", "шушун", "шушка" (Тульская, Рязанская и Калужская губернии); "костолан" (Калужская, Смоленская и другие губернии); "чупрун" (Тульская, Рязанская, Калужская и другие губернии); "сукман" (Тульская и другие губернии); "сукня" (Калужская губерния); "сарахван", "навершник", "коротай", "синюшка", "желтик", "юпочка" (Рязанская губерния); "серяк", "катанка" (Тульская губерния). Особой красочностью и декоративностью отличаются рязанские нагрудники, хранящиеся в фондах РИАМЗ. Названия нагрудников определялись длиной одежды (коротай), способом ношения поверх рубахи (навершник, рис. 132), цветом (желтик, серяк, синюшка), техникой изготовления (катанка).

Различались безрукавные нагрудники и с рукавами, короткие и сравнительно длинные, глухие и распашные. По длине нагрудники чаще всего были несколько ниже линии талии, иногда доходили до линии коленей и даже ниже, встречались и такие, которые не доходили до линии талии (здесь, видимо, сказалось влияние одежды типа душегреи на лямках, известной в Рязанской губернии под названием "бастрог"). Преобладали нагрудники с прямым раз резом горловины. Разрез на левой стороне груди, по-видимому, стали делать в подражание конструкциимужских рубах (Калужская и Рязанская губернии). Вырез горловины имел различную форму - округлую, треугольную, квадратную, прямоугольную.

Нагрудник являлся в основном элементом костюма замужних женщин. Девушки, не носившие поневу, в отдельных местах надевали такую же по конструкции одежду, но длиннее (до коленей) - так называемые сарахваны (Рязанская губерния).

Нагрудник с разрезом спереди, как правило, носили неподпоясанным и незастегнутым, т.е. носили нараспашку, подпоясывали нагрудник без разреза (например, желтик, костолан). Шушпан из шерстяной ткани надевали часто поверх рубахи, поневы и занавески - он являлся в основном верхней праздничной летней одеждой.

Рис. 131. Шугай, его разновидности: виды спереди (а, в) и сзади (б, г)

Нагрудники изготовляли обычно из домотканины; сукню, шушпан, шушун, серяк, катанку, нагрудник юга Рязанщины, юпочку, желтик - из шерстяной или полушерстяной легкой тонкой ткани,- навершник се вера Рязанщины, носов на Смоленщине, костолан в Калужской губернии - из льняной ткани. Шерстяные и полушерстяные шушпаны были естественного цвета овечьей шерсти - белого или серого, встречались также черные шушпаны (Рязанская и Тульская губернии). Локальное распространение имели на грудники из тонкой шерстяной ткани, обработанной желтой краской растительного происхождения (желтик Михайловского, Пронского уездов Рязанской губернии) и из красной тонкой шерстяной домотканины (Тамбовская, Рязанская и Тульская губернии).

Горловина, края пол и низ рукавов шушпана, как правило, обшивались красной тканой шерстяной тесьмой - мутовизом. Бытовали красочные шушпаны, декорированные на рукавах, а иногда и по подолу широкой полосой многоцветного орнамента, выполненного закладной техникой (в ряде уездов Рязанщины и Тульской губернии). Обильно декорировались праздничные нагрудники молодых женщин: подол имел тканые красные узоры, нашивки из полос кумача, по низу - кружево ручной работы или цветную бахрому (см. рис. 132).

Рис 132. Навершник: вид спереди (а) и сзади (6). Музейный подлинник (ТмОКМ)

Нагрудник, связанный в основном с южновеликорусским костюмом, встречался и на северо-западе - на Смоленщине. Повседневные нагрудники обычно не декорировались.

Рис. 133. Нижегородская душегрея на лямках: вид спереди (а ) и сзади (б ). Музейный подлинник (НгИАМЗ)

Древним типом безрукавки у русских является душегрея на узких лямках - коротенька, коротенка, перо, перышко, бастрог, бастрок, в Архангельской губернии - полушубок.

Коротенька облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками (рис. 133). Изготовляли ее из парчи или шелка, на подкладке, обкладывали золотым позументом, иногда подшивали очесами (льняными или пеньковыми).

Безрукавка, известная у русских под названием "корсетка", имела ограниченное распространение. Корсетку изготовляли в основном из хлопчатобумажных тканей, иногда из плиса, с клиньями и со сборками.

Носили безрукавки главным образом в южных, регионах, но местами и в северных. Оригинальны безрукавки Смоленщины, выполненные из белых тканей и декорированные по краям и конструктивным линиям (рис. 134).

Рис. 134. Безрукавка смоленская. Музейный подлинник (СГОМЗ)

У северных великорусов была известна одежда под названием "нарукавники", "обжимка", "кобатуха", "кобатушка" - короткая прямой формы кофта с рукавами, с разрезом посередине или же застегивающаяся на левой стороне. Ее изготовляли из домотканины, иногда подшивали ватой или льняными очесами, на подкладке.

Особой оригинальностью отличалась традиционная русская зимняя одежда из овчины. Картина художника С.В. Иванова (рис. 135) иллюстрирует разнообразие форм, особенности декоративного решения русской овчинной одежды. Эта самобытная русская одежда, распространенная среди русских повсеместно, заслуживает более подробного анализа.

Рис. 135. Традиционная русская овчинная одежда (С. В. Иванов. «Семья»)

Овчина была самым доступным и распространенным материалом для меховой одежды простых людей. Наличие сырьевых ресурсов способствовало широкому развитию овчинно-шубного промысла в северных и центральных районах России. Здесь располагались главные центры овчинно-шубного производства.

Особой известностью пользовался романовский овчинно-шубный промысел (Ярославская губерния). Считают, что начало промыслу было положено около 300 лет тому назад, в годы правления Петра I. Овцы романовской породы были выведены путем скрещивания местных овец с силезскими, выписанными Лефортом. Благодаря ценным качествам овчины г. Романов стал центром шубного производства России. Процветание романовского шубного промысла относится к первой половине XIX в., когда единственным видом зимнего транспорта был санный, в связи с чем особенно требовалась теплая одежда. Создавались целые поколения кустарей, живших "от иглы" и на считывавших в своей родословной не одно поколение шубников. Еще в начале XX в. случалось встретить семидесятилетних стариков, которые с гордостью указывали, что еще их деды и прадеды промышляли шитьем полушубков.

Широкую известность получили также шубники из Пошехонского уезда. Их знали не только в Ярославской губернии, но и вологжане, новгородцы, владимирцы, в приволжских губерниях и даже на окраинах России. О времени зарождения этого промысла говорить трудно, известно только, что с незапамятных времен одно поколение сменяло другое и что деды и прадеды их измеряли широкую Русь пешком, с аршином в руках, с ножницами за кушаком, с сумкой и утюгом за плечами - каждую осень большие партии портных выходили в разные стороны из родимых сел и деревень.

Операции, которые выполнял шубник, заключались в раскрое овчины, изготовлении из нее одежды, расчесывании на готовом изделии волоса, завивке волны и пр. Кроме того, шубники по желанию заказчика выстрачивали изделие разноцветными нитками и обшивали мехом морского котика или овчиной. Шубным промыслом занимались исключительно мужчины.

Во второй половине XIX в. домашние способы обработки овчины в значительной степени сократились в связи с развитием капиталистических производственных отношений.

Русские постоянно испытывали потребность в теплой одежде, поэтому мех в качестве материала для одежды пользовался у них особой любовью.

Рассмотрим наиболее характерные виды русской народной одежды из овчины.

Прямой распашной одеждой является тулуп. Его изготовляли из различных шкур, часто из овчин бело го, желтого и черного цветов.

Иногда тулуп покрывали сверху тканью - холщовой или суконной.

Овчинный тулуп в основном надевали, отправляясь в дальнюю зимнюю дорогу. Тулуп - просторная одежда: в развернутом виде на плоскости он представляет полукруг, иногда почти круг. Форма его образована прямыми спинкой и полочками, а также клиньями, вставленными по бокам. Благодаря этим клиньям тулуп в нижней части значительно расширен (в некоторых случаях ширина достигала 4 м). Судя по музейным экспонатам, ширина полочек по линии груди составляла примерно 26 см, спинка - 24 см. Такие размеры позволяли надевать тулуп поверх другой зимней одежды.

Свободу движения в тулупе обеспечивал широкий прямой рукав, часто с подкройной ластовицей. Воротник у тулупа большой отложной, выполнен из овчины или другого меха.

Широкое распространение у русских получила шуба - удлиненная одежда из овчины, различная по покрою.

2.13.3. ОСОБЕННОСТИ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ ПО РЕГИОНАМ

На севере России был распространен наиболее архаичный вид овчинной шубы - это шуба свободного покроя, значительно расширенная в нижней части, с отрезной линией талии на спинке: нижняя часть спинки состоит из симметрично расположенных клиньев. У линии плеча и проймы на спинке имеются надставки, напоминающие естественные контуры шкуры овцы. Плечевые швы, смещенные на спинку, и надставки способствуют созданию одежды прилегающей формы. Особенностью конструкции шубы является отсутствие на спинке сборок по линии талии, что отличает ее от других видов шуб и полушубков.

Встречались шубы со сборками, как у полушубка. В развернутом виде на плоскости нижняя часть шубы напоминала полукруг. Такие шубы были в основном женской одеждой. Рукава у них, как правило, были втачаны в подкройные проймы, хотя встречались шубы и с прямыми проймами. Верхняя часть спинки представляла как бы продолжение верхней части полочек. Нижняя часть спинки шубы состояла из клиньев со сборками по линии талии. Под рукавами у лифа полочек и спинки имелись вставные бочки, способствующие лучшему прилеганию шубы по фигуре.

Особую известность получил полушубок, популярный к середине XIX в. в центральных промышленных районах России. Называли его еще дубленкой, или романовским полушубком. Полушубок распространился во всех губерниях России - от севера до юга. Автор встречал и у крестьян Вологодской и Архангельской областей такой вид одежды в конце 60-х гг. (Пармон Ф.М.От Вологды до Тотьмы//Декоративное искусство СССР. 1967. № 6. С. 39-41.) (Рис. 136).

Рис. 136. Русские овчинные полушубки (найдены автором во время экспедиции в 1966-1967 гг. в Вологодскую (а) и Архангельскую (б) области. Музей МТИ)

Народная овчинная одежда служила не только защитой от холода и жары, но одновременно была и средством выражения эстетических представлений о красоте костюма его создателя.

Для выезда в дальнюю дорогу поверх тулупа, шубы или кафтана надевали армяк (рис. 137) или азям из толстого домотканого сукна. Это была длинная, до пола одежда, с большим отложным воротником апаш, с удлиненными рукавами и очень широкая в нижней части. Подол такой одежды служил путнику, находящемуся в санях или телеге, одновременно и подстилкой, и покрывалом, а при движении за санями или телегой обеспечивал свободу перемещения. Армяки при выезде обязательно подпоясывались.

Рис. 137. Армяк. Схема

Как отмечалось выше, на Русском Севере широко была распространена среди женщин наплечная одежда, которая рассматривается как разновидность верхней одежды, - шугай, долгорукавка, душегрея, шубки, казачок, нарукавники (или рукава).

Популярной одеждой у женщин Русского Севера была также душегрея на лямках. Для ее изготовления использовались парча, шелк, плюш, иногда ее делали на кудели или вате.

В развернутом виде на плоскости душегрея имела форму почти полного круга (рис. 138).

Рис. 138. Душегрея: вид спереди (а) и в развернутом на плоскости виде (б)

Шубки из светлого шелка на беличьем меху бытовали в среде богатых крестьян. Изготовлялись они длинными, до пола, неширокими по низу, с длинными рукавами и несколькими неглубокими складка ми на спинке. Такая одежда в конце XIX в. рассматривалась как составной элемент костюма, связанного со свадебными обрядами.

В 80-е гг. XIX в. на Русском Севере получили широкое распространение казачки - род длинной одежды по фигуре, с длинными рукавами и невысоким стоячим воротником. Застежка делалась на мелкие пуговицы с прорезными петлями. Носилитакую одежду с сарафаном или юбкой, изготовленной из той же ткани, что и казачок, но чаще из штофа малинового цвета.

Наряду с одеждой из домотканины в Архангельской и Вологодской губерниях в начале XX в. распространялись мужские кафтаны на вате - "с борами" и "сибирки", изготовленные из простой хлопчатобумажной ткани или плиса с двумя рядами пуговиц, с застежкой на левой стороне. Такую одежду утепляли куделей или ватой. В начале XX в. получила также широкое распространение одежда из сукманины и холста синего цвета, которую называли "сукманник" (рис. 139), "пинжак", "оболочка ежеденная" или "куртка", "халат".

Рис. 139. Сукманник. Схема

Особым конструктивным решением отличалась промысловая одежда зверобоев на Севере (на Мезени, Каргополье и т.д.). Отправляясь на промысел, надевали характерную для народов Крайнего Севера туникообразную малицу (рис. 140), изготовленную из дубленых овчин с использованием оленьего меха и покрытую сверху крашениной (синей, черной). Такая одежда дополнялась рукавицами и капюшоном.

Рис. 140. Малица, Схема

Летней женской верхней одеждой средней полосы России являлись душегреи, холодники, безрукавки; зимней - шубы, полушубки; демисезонной - кафтаны, балахоны, зипуны, аналогичные мужской одежде.

Конструктивными особенностями душегрей были рукава, цельнокроенные с верхней частью спинки, наличие отложного воротника. Праздничные душегреи по краям пол и воротника, по низу рукавов декорировались бахромой. Полы вышивались золотыми нитями, а иногда цветным бисером (рис. 141).

Рис. 141. Душегрея: вид спереди (а ) и сзади (б ). Схема

Холодник - короткая одежда, напоминающая конструкцией душегрею (рис. 142). Изготовляли его из синего холста, китайки, сукна или других шерстяных тканей. Разновидностью безрукавной верхней одежды были обжим и безрукавка на лямках. Обжим напоминает душегрею: полы слегка расширены книзу, спинка - отрезная по линии талии, нижняя часть - в частую сборку или складку (рис. 143). Безрукавка на лямках (боры, епанечка, перышки) - это короткая по форме одежда, полы ее слегка расширены книзу, спинка в складку. Такая повседневная одежда изготовлялась из набойки, нанки, парчи, шелковых тканей. Это была в основном летняя девичья одежда, хотя часто изготовлялась на вате (рис. 144).

Рис. 142. Холодник: вид спереди (а) и сзади (б). Схема

Рис. 143. Обжим - разновидность безрукавной одежды. Схема

Рис.144. Епанечка - безрукавка на лямках. Схема

Кафтан (длиной до линии коленей) как наиболее характерная верхняя одежда в средней полосе России имел несколько конструктивных решений. Наиболее древняя конструкция имела спинку цельную с двумя складками сзади ("боринками") по боковым швам. Позже появляется конструкция с отрезной спинкой, нижняя часть которой несколько расширялась, соединяясь с верхней частью спинки (лифом) по пря мой линии (без сбор), а в боковые швы вставлялись клинья, расширяющие и увеличивающие объем нижней части кафтана. Встречались кафтаны, у которых нижняя часть полностью (кругом) отрезная, расширенная, сзади верхний срез нижней части спинки присборен. На полочках располагались прорезные карманы с листочкой. Ткань и ее цвет зависели от назначения кафтана: повседневный - из серого (в Нижегородской губернии - желтого) домотканого сукна, сермяги, понитка; праздничные - из синего и черного сукна (домотканого или фабричного), плиса. Богатые крестьяне зимой носили праздничные кафтаны из сукна на утеплителе из мерлушки. В Нижегородской губернии зимой носили полкафтанье (короткий кафтан) с отрезной спинкой по линии талии, юбка которого у линии соединения с лифом имела симметрично заложенные по бокам складки (покрой "в скобку").

Поддевка - подобие кафтана, но более короткая одежда с прямыми полами, с застежкой на крючки, отложным воротником.

На Смоленщине бытовала шнуровка – нагрудная женская одежда, длиной до линии талии, без рукавов. Такая одежда надевалась в комплекте с юбкой-андараком, на фигуре композиционно представляя как бы сарафан с лифом. Изготовляли шнуровки в основном из шерстяной домотканины (красной или синей), иногда из бархата, вышивая золотой нитью. Оригинальной одеждой у смолян была так называемая баска - наплечная праздничная одежда без рукавов, с двумя клиньями по бокам, с короткой отрезной по линии талии оборкой, заложенной в складки.

В Рязанской, Тульской и Калужской губерниях широко бытовали оригинальные виды наплечной женской одежды - навершник, костолан, наздевок, серяк, катанка, шушпан и др.

Праздничной и повседневной женской и девичьей одеждой в исследуемых регионах был навершник (нагрудник, нагрудень, короткий сарафан, насовчик, котман, кодмон, торган, гунька, см. рис. 132).

Изучение музейных экспонатов показало, что технологической особенностью соединения полотнищ навершника являлись швы "в обмет". Навершники кроме рязанских, тульских и калужских крестьянок носили также в Воронежской и Тамбовской губерниях.

Разновидностью навершника являлся желтик - туникообразная одежда из домотканого сукна (шерстяного или полушерстяного), выкрашенного в желтый цвет. Конструкция желтика - по типу навершника.

Рассмотренные выше виды наплечной одежды Рязанской, Тульской и Калужской губерний можно отнести к летней верхней одежде.

Демисезонная и зимняя верхняя одежда этих регионов была более разнообразной по конструкции, но менее декоративной.

Шушпан (шушун, сушан) - туникообразная распашная (располочная) или глухая (круглая) женская верхняя одежда, изготовлялась из трех-четырех полотнищ белой домотканины - шерстяной или портяной (см. рис. 128). Шушпан по конструкции - видоизмененный навершник, изготовлялся он без ластовиц или с ластовицами из кумача или ситца (белого, цветного). Рукава ("крылья") у шушпана делались до линии локтя, прямые или зауженные книзу, с клиньями, которые присоединялись к среднему полотнищу. Носили шушпаны, вдевая в рукава, а также как накидную одежду, перекинув рукава наперед. В непогоду шушпан набрасывали на голову. Иногда носили два шушпана: один, вдевая в рукава, а другим закрывали голову и лицо. Во время работы в поле шушпан снимали и в него завертывали ребенка (Крестьянская одежда населения Европейской России(XIX - начало XX в.): Определитель. М., 1971. С. 100.).

Декором повседневных шушпанов была красная обшивка (кант) горловины, краев пол и низа тесьмой, коленкором, мутовизом, сатином, ситцем. В праздничных шушпанах низ рукавов и подол декорировали полосами затканки и забранки. Исследователи отмечают, что чем древнее затканка и забранка, тем темнее их цвет: наиболее ранний - черный, затем - коричневый, красно-лиловый, темно-красный и, наконец, ярко-красный; темно-желтый постепенно переходил в светло-желтый, зеленый - в ярко-зеленый. Эту эволюцию цвета исследователи связывают с материалом (шерсть или хлопок) и красителями (домашними - ольха, морена или тернь, сандал) (Стаханов П.П., Стаханова Н.П.Очерк развития орнамента одежды //Тр. Сапожковского отделения Общества исследователей Рязанского края. Вып. II. С. Сапожок, 1927.). Шушпан, как правило, завершал комплекс с поневой, и носили его не подпоясывая.

Рада, что я нижегородка!!

Традиционный костюм Нижегородской области довольно многообразен. Население, проживающее по течению Волги и нижнему течению Оки, носило костюмы, подобные костюмам северных губерний. Величественный, массивный, объемный сарафан - косоклинник, заставляющий выпрямиться даже самую сутулую спину, золотом расшитые платки и епанички (душегреи), женские и девичьи головные уборы, унизанные жемчугом, - вот характерные черты образов традиционной женской одежды данной территории.

Всю женскую одежду можно разделить на комплекты с паневой и комплекты с сарафаном. Панева считается более древним видом женской одежды.

Панёвный комплекс , правда, есть только в одном единственном селе на юге области - Полховском Майдане Вознесенского района. В костюме этого села много ярких цветов, но преобладает красный.

Понева в клетку, рубаха-кофта с растительным орнаментом набивного ситца и яркими лентами, пришитыми по швам, головной убор - сорока с наушными пушками, пестрые чулки, широкий пояс, тканный на дощечках из ярких шерстяных ниток, кожаные коты - все эти элементы делают костюм оригинальным и неповторимым.

на фото - крестьяне Нижегородской губернии

На севере области - левобережье Волги - костюмный комплекс оставался в принципе тем же, но был более строг и скромен. Здесь жили бежавшие в заволжские леса ещё со времен царя Алексея Михайловича старообрядцы. Земля этих мест отнюдь не плодородная, население здесь жило, несмотря на трудолюбие много беднее, но свято чтили традиции и старые порядки. Характерный образ русской красавицы этих мест - темный стройный силуэт, расширяющийся книзу благодаря косоклинному сарафану и платку, вышитому золотом по черному фону, одетому «на растото».

Прямая противоположность - костюм правобережья, юга области. Соседство с мордовским, татарским, украинским населением повлияло на костюмы местных жительниц, сделав их необычайно колоритными и разнообразными. Сарафаны здесь, даже косоклинники, много короче северных. Цветовая гамма самая разнообразная и пестрая. Излюбленное сочетание цветов - малиновый, алый, оранжевый, фиолетовый, изумрудно-зеленый. В отделках много букетных и позументных лент, плиссированных складок, белых кружев.

На территории Нижегородской области проживает несколько народных этнических групп, а именно: на севере области - марийцы, на юге - мордва. Поэтому зачастую мы имеем дело не только с русскими костюмами, но и с «переходными», которые возникли в местах совместного проживания народностей в той или иной части области на протяжении веков.

Общим предметом народной одежды была рубаха. Женский ее вариант шили, как правило, длиной до середины голени или до пят, из домотканого холста. Рукава, грудь, подол обильно украшали вышивкой, узорным ткачеством, лентами, галуном. Горловины нижегородских рубах оформляли фигурной сборкой.

Такими же делали и края рукавов.

Ты не шей мне, матушка, красный сарафан...

Поверх рубахи женщины надевали сарафан — один из самых распространенных предметов женской одежды на Руси. В северных районах Нижегородской губернии долго носили старинный его тип — косоклинный распашной, популярный в том числе и среди женщин старообрядческих селений (их повседневные сарафаны были черного или синего цвета, их носили в комплекте с белой рубахой с кружевными манжетами).


Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка
Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом - «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.

Посмотрите здесь - Коллекция русской народной одежды - красота неописуемая!!

****

Праздничные варианты сарафанов в XVIII столетии изготавливали из дорогих шелков и украшали спереди длинным рядом дутых пуговиц. Позднее сарафаны перестали делать распашными, и вместо пуговиц на них нашивали цветную тесьму, имитирующую застежку. На смену косоклинным пришли круглые сарафаны прямой формы с удлиненными лямками.

В селе Безводное Нижегородской губернии (да и не только там) они назывались москали. Шили их из дорогого шелка или парчи, украшали кружевами, золотым позументом, по низу пришивали широкую бахрому. Спереди лямки сарафана находились над линией груди, сзади —чуть выше талии. Обычно его сажали на подкладку из недорогой хлопчатобумажной ткани фабричного производства, например из коленкора.

Подобные сарафаны носили по праздникам жены и дочери купцов и зажиточных крестьян. Более распространенными, особенно с середины XIX века, были кумашники и китайки — сарафаны из гладких красных и синих тканей. Их украшали цветными лентами и нарядными пуговицами.

Золотое шитье и жемчуг - вот характерные черты

традиционной женской одежды Нижегородской губернии.

Женский старообрядческий костюм.

Не по плечику епанечка

К шелковому сарафану надевали короткую нагрудную распашную одежду на лямках, называвшуюся в Нижегородской губернии епанечкой. Ее, считавшуюся разновидностью душегреи, шили с подкладкой, стеганной на вате или кудели, из дорогих покупных материалов — шелка, бархата, плиса, парчи — и украшали полосками позумента, бахромой из металлической нити и меховой опушкой. На спинке епанечку собирали в крупные трубчатые складки — боры. В разных уездах она называлась холодником или кафтанчиком и была известна еще в XVI—XVII веках, тогда ее носили женщины и девушки только из боярских и купеческих семей.

Позднее епанечка стала деталью городского костюма купчих и богатых мещанок. В крестьянской среде она встречалась довольно редко, в основном в богатых семьях, живших в пригородных, торговых и ремесленных селах.

Популярность епанечки у женщин Нижегородской губернии объясняется развитыми в этом крае
торговлей и доходными промыслами.

У молодца не без золотца, у красной девицы не без серебреца

Отличительная особенность нижегородской епанечки — узорчатое золотное шитье. Заготовки для него делали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье использовали бордовый или вишневый бархат. Холст брали под вышивку серебряными нитями, которая его практически полностью и покрывала.

В орнаменте преобладали растительные мотивы.

Особенную популярность в Нижегородской губернии имела епанечка- перышки из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, расшитого золотыми и серебряными нитями. В холодную погоду и девушки, и женщины надевали шугай — распашную однобортную одежду с длинными рукавами. Обычно он доходил до середины бедра или до колен.

Шугай делали с большим круглым воротником на пуговицах или крючках. Его, а также подол и края рукавов украшали позументом, бахромой, иногда вышивкой. В конце XIX — начале XX века
и епанечки, и шугаи вышли из повседневной моды и стали использоваться только в качестве традиционной свадебной одежды.

Сорока — с поневой...

Нижегородские женщины, носившие костюм с поневой, по праздникам закрывали волосы сложным головным убором, состоявшим из нескольких частей. Сначала надевали кичку, или кику — твердую основу из простеганного холста, ранее имевшую форму одного, двух или даже трех рогов, а сверху — сороку — головной убор, в разложенном виде напоминавший птицу с распластанными крыльями.


При соединении боковых и хвостовой части изделия получалась закрытая шапочка. Изготавливали ее из покупных тканей — кумача, шелка, бархата, украшали цветной вышивкой, золотным шитьем, блестками. Сзади к сороке крепили позатыльник, прикрывавший затылок и шею. Его делали из ткани или разноцветной бисерной сетки на матерчатой основе. Нередко этот головной убор дополняли налобником — полосой ткани, украшенной золотным шитьем, позументом, которую накладывали на лоб таким образом, чтобы ее верхний край заходил под сороку. К нему крепили височные украшения, сделанные из бисера, нанизанного на шерстяные или шелковые нити. До середины XIX века голову поверх сороки покрывали вышитым платком, потом стали использовать покупные шали.

...кокошник - с сарафаном

К костюму, главной деталью которого был сарафан, надевали другой головной убор — кокошник. Его носили замужние женщины в праздничные дни. Кокошник плотно обхватывал голову и полностью закрывал волосы, заплетенные в две косы и уложенные венчиком или пучком. Этот головной убор изготавливали на твердой основе из плотного картона, простеганного или проклеенного холста, обтянутого кумачом, шелком, бархатом, атласом, парчой.

Кокошники богато украшали речным жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями и другим декоративным материалом. К очелью обычно крепили подниз и в виде сетки с вплетенными в нее жемчужинами. Кокошники различались по конструкции (в Нижегородской губернии наибольшее распространение имели однорогие) и характеру украшений.Если девушка носила кокошник или повязку с "покровом", это значило, что она просватана


Изготовленные профессиональными мастерами, они стоили очень дорого. Их бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери.

По девице тряпица

Девушки до замужества заплетали одну косу и носили на голове девичий убор — повязку — полосу ткани, обшитую галуном. Косу заплетали лентой, когда же девушка была просватана - заплетали 2 ленты. Для придания очелью конусообразной формы под него подкладывали бересту или плотный картон. Очелье праздничной повязки украшали объемным орнаментом, расшивали его золотыми и серебряными нитями, жемчугом, бисером.

Нижний край обрамляли поднизью в виде фестонов. Узел повязки делали под косой тесьмой, продетой в пришитые с изнанки изделия петли. В селе Безводное тесемки прикрывали длинными шелковыми лентами с золотой бахромой.

Рисунки с выкройками по губерниям

Рисунки и выкройки - Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами". Дипломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год.

Рубаха женская



сарафаны

Разновидности сарафанов



Рогатый кокошник. Арзамасский уезд

крой сарафана

зимняя народная одежда

Нижегородская губерния, золотое шитье


Душегрея, коротена, полушубок, кофтанчик, перышко - так любовно называли в народе короткую плечевую женскую одежду.
Душегрейка на лямках очень древняя деталь севернорусского женского костюма, носилась в комплексе с сарафаном, преимущественно косоклинных типов. В конце XIXв. выходит из употребления, изредка встречаясь в праздничном костюме состоятельных крестьянок в восточных и центральных районах области.

Состояла из полотнища, собранного сзади широкими складками, на лямках шириной около 2 — 4 см, сходящихся сзади в одну точку. Спереди застегивалась на 1 — 4 крючка. Длина ее доходила до бедра.
Обычно шилась из бумажной парчи, у наиболее зажиточных — из шелковой парчи, бархата. Часто подбивалась ватой, реже куделей на подкладке из фабричной ткани. Нередко на подклад шел материал с рисунком из стилизованных цветов, заключенных в геометрические фигуры. Как правило, парча также имела рисунок из стилизованных цветов.
Лямки, борта, верхний край, а иногда и низ душегрейки обшивались галуном из бархата, позументом или золотым шитьем. Края обшивок нередко дополнялись кантами красного цвета.

(Васильев М.И., Ефимова С.Л. Традиционный костюм новгородского края.)

Всегда думала, что душегрея, это то, что греет грудь (душу)

Присмотритесь, - душегрея закрывает живот! То, что дает жизнь!






Верхняя сезонная женская одежда , за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя, с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.

Сезонную одежду женщины носили с платками . Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями..."


На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.



Женский головной убор - сорока или повой

Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству.